Научная статья на тему 'Социально-демографические аспекты проблем дошкольных образовательных учреждений (на примере г. Новороссийска)'

Социально-демографические аспекты проблем дошкольных образовательных учреждений (на примере г. Новороссийска) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
98
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзёма Д. В., Камбарова Е. А.

По данным Министерства образования и науки РФ, обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) на сегодняшний день в среднем по стране составляет около 60 %, в очереди на место в детском саду стоят 913 тыс. детей, более 40 % детских садов в РФ переполнены [1]. Остро стоит проблема ДОУ и в г. Новороссийске. По результатам анкетирования жителей г. Новороссийска, более 77 % респондентов считают, что сейчас сложно устроить ребенка в детский сад, около 2/3 родителей не устраивают услуги и бытовые условия муниципальных детских садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические аспекты проблем дошкольных образовательных учреждений (на примере г. Новороссийска)»

стей», «повышение социального статуса многодетной семьи», «включение ухода за ребенком в рабочий стаж женщины».

В результате анализа сведений, полученных в ходе анкетирования, мы сделали следующие выводы:

а) средняя степень реализации репродуктивных намерений у населения составила менее 50 %, следовательно, имеются ресурсы для стимуляции более полного осуществления населением потенциала деторождений; здесь будет эффективна экономическая поддержка семьи, материнства (в настоящее время осуществляется), отцовства; в еще большей степени положительно скажется на рождаемости предоставление людям социальных гарантий, улучшение медицинского и педагогического обслуживания населения (меры предложены исходя из ответов населения на вопрос о мерах повышения рождаемости);

б) степень реализации репродуктивных намерений населения необходимо повышать через стимулирование молодежи к вступлению в законный брак (а не сожительство без регистрации, которое в настоящее время косвенно поощряется материальной поддержкой матерей-одиночек), укрепление семейных ценностей, воспитание ответственности у молодых отцов и матерей;

в) у респондентов средних и старших возрастных категорий репродуктивные намерения, как правило, выше, чем у молодежи; следовательно, необходимы пропагандистские меры демографической политики, направленные на повышение репродуктивных установок у населения и установление позитивного «социального портрета» многодетной семьи.

Список литературы:

1. Возможно ли исправить демографическую ситуацию в России? // http://cЫmvmk.uapa.m/modern/artide.php?id=678.

2. Опустеет Россия // http://demography.narodru.ru/article95.html.

3. Изображение семьи и родительства в телерекламе // .http://www. demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=833.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОРОССИЙСКА) © Дзёма Д.В., Камбарова Е.А.

Новороссийский политехнический институт

Кубанского государственного технологического университета,

г. Новороссийск

По данным Министерства образования и науки РФ, обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) на сегодняшний день в среднем по стране составляет около 60 %, в очереди на место в детском саду стоят 913 тыс. детей, более 40 % детских садов в РФ переполнены [1]. Остро стоит проблема ДОУ и в г. Новороссийске. По результатам анкетирования жителей г. Новороссийска, более 77 % респондентов считают, что сейчас сложно устроить ребенка в детский сад, около 2/3 родителей не устраивают услуги и бытовые условия муниципальных детских садов. Обеспеченность ДОУ на сегодняшний день в городе составляет менее 60 %. Сложившаяся ситуация обусловлена рядом социальноэкономических и демографических факторов, которые рассмотрены в данной публикации.

В Новороссийске число детей, приходящихся на 100 мест в ДОУ, практически соответствует общекраевому показателю (табл. 1).

Таблица 1

Численность детей, приходящихся на 100 мест в ДОУ [составлено по 2]

Муниципальное образование 1970 1980 1990 2000 2006

Новороссийск 126 121 107 95 111

Краснодар (max) 112 121 133 116 134

Гулькевичский район (min) 106 110 100 58 78

всего по краю 106 112 119 93 112

Число детей, приходящихся на 100 мест в ДОУ, зависит от двух основных параметров: численности детей дошкольного возраста (1,5 - 7 лет) и фактического количества мест в детских садах.

Основными факторами изменения численности детей дошкольного возраста являются рождаемость/детская смертность и численность детей соответствующего возраста в миграционном сальдо. Миграция в целом сказывается на изменении численности детей дошкольного возраста гораздо меньше, чем естественное движение населения, так как основную часть положительного сальдо миграции в Новороссийске составляют граждане трудоспособного возраста.

Основной составляющей формирования спроса на ДОУ, является рождаемость. Пик рождаемости в России был пройден населением в 1980-х гг. (показатели общего коэффициента рождаемости (ОКР) для Новороссийска составляли 15,3 %о, сейчас около 9,0), но общее число рождений здесь снизилось только на 300 - 350 человек [2, С. 44]. Минимальные за последние четыре десятилетия ОКР и суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в России были зафиксированы во второй половине 1990-х -2000 гг. (1,28 рождений на одну женщину в 1996 г. [3, С. 50]). В это же время сильно сократилось бюджетное финансирование ДОУ, что в сово-

купности с уменьшением числа детей привело к закрытию детских садов и яслей. Сокращение числа мест в ДОУ в середине - конце 1990-х оказалось намного более существенным, чем снижение рождаемости. Но уже после 2000 г. наметилась тенденция к повышению общего числа рождений, связанная с многочисленностью вошедших в репродуктивный возраст в этот период (табл. 2).

Таблица 2

Рождаемость в г. Новороссийске в 1970 - 2006 гг. [составлено по 2, 4, 5]

Год 1970 1980 1990 2000 2001 2004 2005 2006

Родилось (чел.) 2257 2886 2847 2141 2371 2664 2510 2541

Рождаемость (на 1000 чел. постоянного населения) 14,3 15,3 12,3 8,7 9,6 9,5 9,5 9,0

Поколения женщин детородного возраста (15 - 49 лет) сейчас относительно многочисленны; однако более 80 % рождений приходится на женщин в возрасте 20 - 34 года (это поколения, рожденные в 1976 - 1988 гг.); чаще всего в этом возрастном интервале женщина рожает и первого, и последнего ребенка (в том числе, и когда детей более одного). Численность женщин в возрасте 20 - 34 года в Новороссийске около 34 тыс. чел. (44 % от числа всех женщин детородного возраста) [рассчитано по 2, 5]. СКР составляет по краю 1,3 - 1,4 [6, С. 156]; тенденция к его небольшому увеличению позволяет предположить его максимальное повышение до 1,5 - 1,6; это будет пик, так как, по результатам проведенного нами выборочного обследования с участием около 1000 человек, у населения преобладает ориентация на двухдетную семью, но по объективным причинам потенциал деторождений зачастую реализуется не полностью.

Современное повышение СКР связано с реализацией отложенных рождений преимущественно у женщин возрастной группы 25 - 39 лет в связи с введением мер демографической политики (реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»). Нынешняя демографическая «волна» даже при сохранении указанного СКР (1,5 - 1,6) начнет резко спадать уже через 5 - 7 лет, так как самые многочисленные поколения женщин пройдут возрастной пик деторождений. Однако предугадать, сохранится ли даже данный СКР, достигнутый в результате проведения демографической политики, на длительный период, сложно. Это будет зависеть от уровня удовлетворенности населения относительно недавно введенными мерами экономической поддержки семьи и материнства. Отражение «демографической ямы» конца 1990-х - начала 2000-х будет видно с 2015 г., но оно будет более глубоким вследствие ретроспективного снижения СКР.

Сейчас ДОУ посещают дети, рожденные в 2001 - 2006 гг. Общая численность этих поколений в Новороссийске составляет около 17,5 тыс. че-

ловек [рассчитано по 2, 6]. Из них, по данным Управления образования г. Новороссийска, только 6235 человек (817 детей от 1 до 3-х лет и 5418 детей старше 3-х лет) посещают ДОУ города (т.е. около 36 %).

Количество детей, нуждающихся в ДОУ, будет увеличиваться в течение ближайших 10 - 12 лет, при этом количество мест в ДОУ значительно увеличить вряд ли удастся. Весь объем финансирования по целевой городской программе «Развитие дошкольного образования» на 2006-2009 гг. составляет 57920 тыс. руб. из муниципального бюджета и 13040 тыс. руб. из внебюджетных средств [7]. Этих средств недостаточно для строительства даже одного типового детского садика. Такое строительство в регионе, стоит по самым скромным подсчетам около 75 000 тыс. руб. (в ценах декабря 2007 г.) [8].

На сегодняшний день в г. Новороссийске насчитывается 42 муниципальных и 6 негосударственных детских сада. Общее количество мест в них составляет 5352, при этом количество детей в них равно 6235. Загруженность в среднем по городу составляет 130,5 % (от 1 до 3-х лет максимальная 193 %, старше 3-х лет - 180,3 %). Максимально заполнены младшая и средняя группы детского сада, в которых число мест больше, чем в яслях. Это объясняется возможностью матери находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

Помимо нехватки мест, в системе дошкольного образования существует еще ряд проблем.

Во-первых, это проблема финансирования. Детские сады отлучили от федерального бюджета и передали на муниципальный уровень со скромными финансовыми возможностями. На одного детсадовского ребенка бюджет выделяет по 25 тыс. рублей в год или около 2 тыс. рублей в месяц. Сюда входит абсолютно все - капстроительство, питание, лечение и воспитание с образованием. Естественно, что такое финансирование не позволяет обеспечить нормальный уровень функционирования ДОУ. По данным Центра мониторинга и статистики образования, «за качество детсада» готовы доплачивать до 70 % родителей [8]. Вероятно, в ближайшее время доля родительской платы в структуре финансирования ДОУ неизбежно будет увеличиваться. Сегодня по федеральному законодательству эта сумма не должна превышать 20 % (480 руб./мес.).

Во-вторых, кадровая проблема. Сегодня оклад младшего воспитателя в г. Новороссийске составляет 1434 руб., воспитателя - 2400 руб. Это при том, что прожиточный минимум в Краснодарском крае официально составляет 4105 руб. Низкий уровень заработной платы вызвал отток кадров и нежелание выпускников педагогических учебных заведений идти на работу в ДОУ, и как следствие старение кадров и снижение их квалификации.

В-третьих, проблемы социально-психологического характера. Для нормального развития ребенку необходим опыт общения с другими людьми - его социализация. Наиболее эффективным способом социализации ребенка является посещение детского садика. На сегодняшний день 40 % дошкольников г. Новороссийска лишены такой возможности.

Кроме того, детский сад позволяет матери ребенка продолжать работать. Сегодня при рождении ребенка благосостояние семьи серьезно ухудшается. Как правило, для обеспечения хорошего дохода оба супруга должны работать. Поэтому сегодня многие пары не решаются завести ребенка, не говоря о том, чтобы завести двоих или троих детей. По результатам исследования Института социальной и гендерной политики, 70% женщин хотят серьезно заниматься карьерой и одновременно воспитывать детей [8]. Пока у многих из них такой возможности нет. Неудовлетворенные профессиональные амбиции неработающих женщин часто являются причиной конфликтов в семье.

Резюмируя все изложенное выше, можно предложить следующие рекомендации:

1. Открыть дошкольные группы в общеобразовательных учреждениях города.

2. Перепланировать существующие детские сады: восстановить помещения групповых комнат, которые были перепрофилированы под помещения другого назначения в 90-х годах.

3. Создать группы кратковременного пребывания в ДОУ города.

4. Повысить зарплату сотрудникам ДОУ.

5. Перейти к новой системе оплаты труда: ввести базовые ставки в зависимости от образования, квалификации, типа образовательного учреждения и результатов труда.

6. Снизить норматив рабочего времени воспитателей с 36 до 30 часов в неделю.

7. Создать благоприятные условия для открытия и функционирования негосударственных детских садов.

8. Создать городскую некоммерческую организацию, которая будет осуществлять общественный контроль за деятельностью ДОУ.

Список литературы:

1. www.mon.gov.ru.

2. Краснодарский край 1937 - 2007: Юбилейный статистический сборник. Краснодарстат. - Краснодар, 2007. - 414 с.

3. Население России 1997. Пятый ежегодный демографический доклад./ Отв. ред. А. Г. Вишневский. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Центр демографии и экологии человека. - М., 1998. -144 с.

4. Естественное движение населения Краснодарского края в 2001 г. Статистический бюллетень. - Краснодар, 2003. - 100 с.

5. Естественное движение населения Краснодарского края в 2005 г. Статистический бюллетень. - Краснодар, 2006. - 97 с.

6. Возрастно-половой состав населения Краснодарского края на 1 января 2006 г. - Краснодар, 2006. - 160 с.

7. Целевая городская программа «Развитие дошкольного образования» на 2006-2009 гг. - Новороссийск, 2005. - 36 с.

8. www.gaseta.ru.

ВЗАИМОСВЯЗЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ © Кривцова Е.В., Мачнева Ю.В.

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Для повышения эффективности функционирования общества необходимо объединить усилия благотворителей и государства с помощью социальной политики.

Тема благотворительности в России в последние десятилетия стала вновь актуальной, в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой огромное расслоение населения. Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.

Благотворительность прошла долгий путь своего становления и стала основой социальной работы.

Изучением благотворительности занимались Л.В. Бадя, В. А. Сущенко, Н. Ефимова, В. Степанов, О. Лейнкинд и др.

Для того, что бы продолжить анализ проблемы, необходимо разграничить близкие, на первый взгляд, понятия, как меценатство и благотворительность.

Меценатство - добровольные пожертвования богатых людей, организаций на развитие и поддержку искусства и его представителей (поэтов, актеров, художников и пр.) [5, С. 125].

В свою очередь, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.