Финансы и налоговая политика
127
низациями. Здесь наблюдается рост на 1 января 2014 года. Это говорит о депозитной направленности политики банка. Данный факт подтверждает, что банк направлен на обслуживание частных лиц, юридических лиц и др.
В разделе источники собственных средств наибольший удельный вес занимает эмиссионный доход, при неизменном абсолютном значении показателя, его удельный вес растет с каждым годом.
Таким образом, рассмотрев основные статьи актива и пассива баланса ОАО АКБ «Росбанк» можно сделать вывод, что наблюдается положительная тенденция динамики показателей, что говорит о правильности выбора эффективного метода управления активами и пассивами коммерческого банка.
Список литературы:
1. Тюкавкин А.В., Смольянинова Е.Н. Стратегия управления многофилиального коммерческого банка /А.В. Тюкавкин, Е.Н. Смольянинова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - № 1. - С. 141-145.
2. Ларионова И.В. Оценка стоимости активов кредитной организации, находящейся в кризисной ситуации / И.В Ларионова // Бухгалтерия и банки. -2009. - № 9. - С. 19.
3. Управление активами и пассивами банка как одна из важнейших функций банка [Электронный ресурс] // Adhdportal. - Режим доступа: www.adhdpor-
tal.com/book_3028_chapter_4_1._Upravlenie_aktivami_i_ passivami_banka_kak_
odm_izvazhnejjshikh_funkijj_banka.html (дата обращения: 19.11.2014).
4. Понятие управления активами и пассивами [Электронный ресурс] // Студопедия. - Режим доступа: http://studopedia.net/4_13465_ponyatie-uprav-leniya-aktivami-i-passivami.html (дата обращения: 19.11.2014).
5. Управление активами и пассивами. Роль в управлении рисками [Электронный ресурс] // Intersoft Lab. - Режим доступа: http://www.iso.ru/rus/do-cument6207.phtml (дата обращения: 19.11.2014).
ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© Чекмез А.В.*
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
Проведен анализ видов дошкольных учреждений по типу собственности, раскрыты особенности финансирования ведомственного сада ДОУ «Детский сад» № 252 ОАО «РЖД» п. Сибирцево, Приморский край.
Ключевые слова ДОУ, финансирование, бюджет, собственность,
ОАО РЖД.
Студент.
128 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права на образование, в том числе на дошкольное образование, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных учреждениях гарантируется Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 43). Следует отметить, что, вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее - Федеральный закон об образовании), который предусматривает обеспечение реализации права каждого человека на образование путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Дошкольное образование относится к первому уровню общего образования (часть 1 статьи 10 Федерального закона об образовании) [1].
Как следует из федерального законодательства, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (часть 1 статьи 64 Федерального закона об образовании) [1].
Дошкольное образование является важным элементом сферы социально-значимых услуг, как в Российской Федерации, так и в отдельных ее субъектах. Несоответствие параметров системы дошкольных образовательных учреждений существующим потребностям создает сложности для решения государственных задач в области демографической политики, создает напряженность в социальной сфере.
Задача государства - обеспечить разнообразие форм дошкольного образования, полностью удовлетворяющее потребности семей, а также регулирование многоканальной системы финансирования услуг ДОУ
Одним из признаков классификации ДОУ является форма собственности, в которой осуществляет свою деятельность учреждение. Переход на новые формы хозяйствования бюджетных учреждений с 1 сентября 2013 г. связан с изменениями финансовыми, организационными, кадровыми и психологическими. В свою очередь от формы собственности дошкольного учреждения зависят источники способы его финансирования. При этом ДОУ можно выделить два подкласса: бюджетные (БДОУ), которые подразделяться на государственные и муниципальные, и частные (ЧДОУ).
По состоянию на начало 2014 г. в муниципальной собственности по РФ в целом находится около 96,5 % ДОУ, а в государственной - 2,8 % Соответственно удельный вес частных дошкольных учреждений составляет 0,7 % [4, с. 213].
Финансы и налоговая политика
129
Тип собственности учреждения определяет его право распоряжаться имуществом, которое либо принадлежит организации, либо передано ей в распоряжение [4, с. 184]. Так собственником БДОУ может являться муниципальное образование, например, городской округ г. Владивосток, или субъект Российской Федерации, а также один из городов федерального значения (г. Москва или г. Санкт-Петербург).
В первом случае БДОУ будет по форме собственности являться муниципальным: МБДОУ При этом муниципальное образование г. Владивосток является и учредителем БДОУ, а полномочия собственника от его имени осуществляет комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами городской администрации.
Во втором случае БДОУ будет по форме собственности являться государственным: ГБДОУ Функции и полномочия учредителя ДОУ осуществляют исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга от имени субъекта РФ, а например Комитет по образованию и администрация района г. Санкт-Петербурга, на территории которого расположено ГБДОУ.
Рассмотрим финансирование Негосударственного дошкольного учреждения «Детский сад № 252 ОАО «РЖД», осуществляющее свою финансовохозяйственную деятельность самостоятельно. При этом имущество передано НДУ «Детский сад № 252 ОАО «РЖД» в оперативное управление.
Основной целью своей деятельности согласно Устава НДУ «Детский сад № 252 ОАО «РЖД» не преследует извлечение прибыли.
Планируя свою деятельность, НДУ «Детский сад № 252 ОАО «РЖД» составляет бюджет доходов и расходов на содержание учреждения, который затем утверждается начальником сектора образовательных учреждений г. Хабаровска.
За 2013 год НДУ «Детский сад № 252 ОАО «РЖД» получил денежные средства от пяти источников [8]:
1. 16 млн. 951 тыс. руб. от ОАО «РЖД»;
2. Субсидии на основании ФЗ от 28.02.2012 г. № 10-ФЗ в размере 1 млн. 222 тыс. руб.
3. 3 млн. 616 тыс. руб. поступило на расчетный счет учреждения в виде внесения платы родителями за содержание детей;
4. Доходы, полученные за оказание платных образовательных услуг, составили 141 тыс. руб.;
5. Пожертвования составили 18 тыс. руб.
Расходы НДУ «Детский сад № 252 ОАО «РЖД» по итогам 2013 года составили 20 791 тыс. руб., что ниже суммы полученных доходов на 707 тыс. руб. [8].
Таким образом, согласно информации, размещенной на официальном сайте НДУ «Детский сад № 252 ОАО «РЖД» доходы превысили расходы на 707 тыс. руб. [8], однако их природа не объясняется.
130 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Вкладывая финансовые ресурсы в оснащение ДОУ их руководители, в том числе НДУ «Детский сад № 252 ОАО «РЖД», сталкиваются с трудности, которые можно разделить на несколько групп.
К первой группе можно отнести кадровые проблемы. До настоящего времени детские сады и школы в большинстве случаев не имели в своем штате собственных бухгалтеров, экономистов.
Руководители имели педагогическое образование, поэтому любые вопросы, связанные с формированием и использованием собственных денежных фондов вызывает у них затруднения, что, безусловно, тормозит развитие предпринимательской активности и возможности зарабатывать дополнительные средства.
Ко второй группе следует отнести проблемы законодательные. Прежде всего, они связаны с понятиями государственной услуги, а именно недостаточно четкой формулировкой образовательной услуги. Разногласия возникают по времени предоставления услуги, но не ее содержания.
Так, например, может по-разному трактоваться понятие услуги по дошкольному воспитанию. Одни указывают, что все время пребывания ребенка в детском саду является временем услуги (с 7 утра до 19 вечера), при таком подходе у детских садов не остается времени в рабочие дни времени на дополнительные занятия с детьми. В такой ситуации ДОУ может предлагать эти услуги только детям, не посещающим данное учреждение или своим детям в выходные дни, например занятия в кружках или пребывание ребенка в группе на несколько часов. В таких условиях активно развиваться могут только услуги направленные на повышение уровня родителей. В ряде садов предлагают психологические консультации родителям, организацию празднования дней рождения. Или услуги связанные с бытовым обслуживанием. Есть примеры, когда в детском саду предлагается услуга по стирке, испачканной во время прогулки одежды детей или создание «Клуба нянь» из бывших воспитателей.
В других департаментах проведены расчеты по соответствию санитарным нормам времени пребывания ребенка в саду и его занятости во время базового цикла, и на их основе принято решение, что каждому ребенку можно предоставить в течение одного дня не более двух дополнительных образовательных услуг. Но эти занятия не должны дублировать занятия базового цикла этого дня. При таком подходе возможности учреждения возрастают, но тоже носят весьма ограниченные рамки, так как программа базового цикла ежедневно имеет большое количество разнообразных занятий, в соответствии с основными правилами деятельности ДОУ - постоянное переключение на разные виды деятельности ребенка.
Таким образом, складывается ситуация при которой возможности для получения дополнительных денежных средств детскими садами зависят от
Финансы и налоговая политика
131
той трактовки законодательного акта, которую им предложит учредитель и собственник имущества.
Третья группа. На мой взгляд, она самая сложная. Неподготовленность общества. С одной стороны, учреждения вынуждены навязывать платные услуги, в связи с тем, что от них зависит развитие учреждения, повышение оплаты труда персонала, с другой у населения существует неполная информация о структуре государственной услуги, соотношении нормативов на содержание одного ребенка, реальных расходов и родительской платы.
Если посмотреть соотношение между родительской платой и нормативами подушевого финансирования, то оно следующее:
- младшая группа - 110 тыс. рублей в год;
- средняя группа - 115 тыс. рублей в год;
- старшая группа - 120 тыс. рублей в год;
- родительская плата составляет 11,8 тыс. рублей в год.
Соотношение родительской платы и выделяемых средств из бюджета
составляет 10, 7 %, 10,2 % и 9,8 % [5, с. 417].
Направления использования родительской платы весьма ограничены, на ребенка из этих денег в день может быть использовано не более 90 копеек [4, с. 86].
Эти деньги должны покрыть расходы на санитарную уборку помещений, канцтовары, средства гигиены. Проведенные обследования показывают, что дети не укладываются в заложенные нормы расходов, что и приводит к несанкционированным «поборам» с родителей на содержание группы.
Очевидно, что повысить качество услуги ДОУ может только при наличии дополнительных источников, для создания которых необходимо развивать систему платных услуг. Однако существуют определенные сложности расчета себестоимости платных услуг в образовательном учреждении, т.к. не для всех видов косвенных затрат нормы и нормативы закреплены законодательно [2, с. 70].
Но, не смотря на не высокое качество услуг ДОУ, многим родителям сегодня не предоставляется на ребенка место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении по достижении ребенком трех лет из-за отсутствия мест. Поэтому в настоящее время на федеральном и муниципальном уровнях проводятся мероприятия, направленные на снижение социальной напряженности в сфере дошкольного образования. Среди таких мероприятий, реализуемых с разной активностью в субъектах РФ, можно отметить [6, с. 426]:
- строительство новых ДОУ;
- реконструкция существующих детских садов;
- возвращение ранее перепрофилированным зданиям ДОУ прежнего назначения;
132 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
- открытие дошкольных групп при школах;
- расширение сети групп кратковременного пребывания, на базе существующих ДОУ;
- введение вариативных форм дошкольного образования;
- расширение сети частных ДОУ
При установлении порядка распределения субсидий, необходимых для строительства дошкольных образовательных учреждений, а также на оснащение дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста в действующих образовательных учреждениях, субъекты Российской Федерации, как правило, закрепляют условия предоставления субсидий, а также критерии, которым должны соответствовать те муниципальные образования, которым будут перечислены распределяемые субсидии.
Альтернативным решением проблемы сокращения очередей в ДОУ является программа «Мамин выбор», сущность которой заключается ы том, чтобы предоставить семьям выплату ежемесячных пособий при принятии ими решения отказаться от посещения их детьми детских садов.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013).
2. Астафьева Е.С. Проблемы расчета себестоимости и формирования стоимости платных образовательных услуг // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - № 1. - С. 64-173.
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н.Павловна. - М.: ЮНИТИ, 2013. -703 с.
4. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
5. Ветрова Е.Ю. Проблемы деятельности государственных дошкольных образовательных бюджетных учреждений в период формирования // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 3. - С. 83-86.
6. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов / Т.И. Оверчук. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
7. Новые подходы к управлению деятельностью в дошкольном образовательном учреждении / Л.М. Деникина. - М.: Новая школа, 2011.
8. Официальный сайт НДУ «Детский сад № 252 ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detsad252oaorzd.ru/index/finanso-vo_khozjajstvennaja_dejatelnost_uchrezhdenija/0-53.