Научная статья на тему 'Социально-бытовые условия жизни сельского населения в 1980-е годы (на материалах областей Поволжья)'

Социально-бытовые условия жизни сельского населения в 1980-е годы (на материалах областей Поволжья) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
115
29
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Старшова Н. И.

В статье рассматриваются современные проблемы здравоохранения областей Поволжья. Анализируется организация медицинской службы в сельской местности. Изучается первый опыт региона по реализации национального проекта в сфере здравоохранения.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Старшова Н.И.,

Contemporary public health in the Volga Region regions: the problem of development

In the article the contemporary problems of public health of the Volga Region regions are examined. The organization of medical service in the rural locality is analyzed. The first experiment of region on the realization of national project in the sphere of public health is studied.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социально-бытовые условия жизни сельского населения в 1980-е годы (на материалах областей Поволжья)»

ла требуют осторожного и взвешенного подхода при обязательном сочетании с другими группами показателей3.

Критерии оценки персонала - это признаки, характеризующие степень проявления тех или иных деловых и личностных качеств человека, результативность его труда, мотивационную среду и трудовое поведение. В зависимости от мотивационной оценки персонала используются различные шкалы измерения показателей оценки. Они могут быть количественными, отражающими степень проявления признака в баллах, и качественными, с использованием конкретных описаний, примеров и ситуаций проявления оцениваемого признака.

Виды оценки мотивации работников современной организации следует различать по многим критериям, которые используются в производственной практике.

По критериям систематичности выделяют:

- системную оценку осуществляемую с учетом всех важнейших признаков оценки (например, процесса оценки, критериев оценки, способа измерения оценки);

- бессистемную оценку, при которой оценивающему лицу предоставляется выбор способа измерения оценки, процесса оценки, критериев оценки.

По критериям регулярности различают:

- регулярные оценки, которые используются чаще всего непрерывно, например для определения размера вознаграждения. Обычно такие непрерывные персональные оценки проводятся с периодичностью раз в полгода, в гсд, в два года;

- оценки, обусловленные случаем (истечение испытательного срока, перемещение и передвижение по службе, меры дисциплинарной ответственности, желание получить справку-характеристику с места работы, в связи с увольнением).

В соответствии с критериями, применяемыми для оценки, различают несколько видов персональных оцен ок:

- количественную оценку, связанную исключительно с количественными показателями труда, для чего используется достигнутый результат;

- качественную оценку, учитывающую качественные показатели (деятельность по управлению, надежность, инициатива и т. д.);

- аналитическое оценивание, которое происходит при суммировании оценок по всем критериям (используется преимущественно в производственной практике).

Поиск и применение универсального критерия в процедуре оценивания не поможет достичь высокой степени объективности оценки мотивации, потому что применение критериев субъективно для каждого лица, прини -мающего решения. Возможно, решение згой проблемы лежит в увеличении числа критериев, используемых в оценке, хотя многие методы оценки мотивации персонала не позволяют этого сделать из-за невозможности определения значимости критериев. Главной задачей исследования является выбор методов, позволяющих при минимальном числе критериев, минимальных затратах, уменьшить вероятность контаминации критериев, увеличить объективность выбираемых для оценки критериев и, соответственно, сделать результаты оценки мотивации персонала более объективными, валидными и обладающими прогностической способностью.

Проанализировав вышесказанное можно предложить некоторые рекомендации для специалистов, занимающихся оценкой мотивации в организации. Оценка мотивации персонала должна базироваться на анализе работы, который детально описывает все требования, предъявляемые к исполнителю. Оценка эффективно-сти работы персонала должна в основном учитывать действия (поведенческие проявления), которые характеризуют разные параметры эффективности, а не на расплывчатые общие показатели. Оценка мотивации персонала должна быть социально и экономически обоснованной - релевантной, надежной и, по возможности, лишенной контаминации. Стандарты деятельности (критерии), в соответствии с которыми предполагается оценивать мотивацию работников, должны быть известны персоналу заранее.

1 См.: Шнайдер Б., Шмитд Н. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников / Пер. с англ. под ред. Н.В. Гришиной и М. Б. Курбатовой. СПб.: Экономическая школа, 2004.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2 См.: Там же.

3 См.: УЛравление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА - М, 2003.

УДК 613(470)

СОВРЕМЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ОБЛАСТЯХ ПОВОЛЖЬЯ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Система здравоохранения всегда играла одну из ключевых ролей в воспроизводстве трудового потенциала села, активно влияла на его демографию. Это определяло ее место в социальной политике государства, характер предпринимавшихся мер. Еще в первые годы советской власти были сформулированы принципы функционирования системы здравоохранения - государственность, плановость, профилактическая направленность, бесплатность, доступность. И нужно сказать, что эти принципы достаточно последовательно осуществлялись на практике. Опираясь на них, партийно-государственная власть сумела в достаточно короткие сроки построить весьма эффективную государственную систему народного здравия. При этом объектами повышенного внимания становились материально-техническая база здравоохранения, кадровый потенциал, внедрение научных достижений. Успехи оказались настолько очевидными, что совет-

Н.И. Стартова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической и политической истории России, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)

ский опыт в данной области получил признание и стал перениматься другими государствами, а в конце 1940-х гг. по Европе прокатилась волна национализации медицинской отрасли1.

Сложившаяся система здравоохранения оставалась неизменной в течение всей советской эпохи, вместе с ней развивалась и служба здравоохранения на селе. Усилиями последней проводились профилактические мероприятия, строились участковые больницы, лечебницы, распространялась выездная форма медицинской помощи. Определившаяся со временем трехзвенная система «районная больница - участковая больница - фельдшерско-акушерский пункт» способна была охватывать практически все типы поселений, что само по себе являлось немаловажным в условиях сельской местности. Большое число малых селений, традиционная дисперсность населения заставляли считаться с собой, накладывали отпечаток на практику учреждений здравия, предъявляли дополнительные требования. К началу 1990-х гг. в стране из общего числа поселений мелкие составляли более 50%. Например, в Самарской области в 2003 г из 1313 существовавших сельских населен -ных пунктов в 494 (37,6%) проживали от 5 до 100 человек2, в Пензенской области таких селений насчитывалось 24,8%3.

Думается, это одно из объяснений того, что сельское здравоохранение, в отличие от городского, было ближе к людям. Медицинский работник в сельской местности знал пациента не только как больного, но и как человека с его житейскими проблемами. Эта благородная традиция восходит к земской медицине, которой всегда была присуща высокая культура общения с людьми.

Вышесказанное вовсе не означает, что здравоохранение во всем соответствовало духу и требованиям времени; будучи составным элементом социальной сферы , оно наравне с другими элементами имело те же недостатки, массу нерешенных проблем. Всегда не хватало рабочих площадей, материально-технических средств, аппаратуры, врачей, работников среднего персонала . В частности, к середине 1980-х гг обеспеченность медпунктами производственных отделений и МТФ сельхозпредприятий Саратовской области составляла

15 - 25%, в Куйбышевской области 40% лечебных заведений размещалось в аварийных зданиях, а в Волгоградской - в среднем на каждый сельский район приходилась 1 станция скорой медицинской помощи4, что не способствовало организации оперативной помощи нуждающимся.

Не лучше обстояло положение с кадровым обеспечением. На тот же период здравоохранению Пензенской области не доставало 2,2 тыс. врачей и 4тыс. медсестер и фельдшеров, Ульяновской - соответственно 2,1 тыс. и 5 тыс. работников. Высокой была текучесть медицинских кадров. В той же Ульяновской области от числа прибывших на село врачей в 1986 г выбывшие составили 79,8%, в 1987 г - 78,4%, в 1988 г - 97%5. Причины известны - оторванность социальной политики от экономической, остаточное финансирование этой важнейшей сферы жизни сельчан. Отсюда - низкая заработная плата, плохие условия труда, слабые перспективы профессионального роста, отсутствие жилья, недостатки в социальном, культурно-бытовом обслуживании.

Ничего принципиально нового советскому здравоохранению не дала вторая половина 1980-х гг, период горбачевской перестройки. Может быть, еще более ясно, в контексте критических оценок прошлых подходов, обнажились дефекты функционирования системы. На различных уровнях стали признавать, что недостаточное финансирование отрасли, несовершенство системы управления с избыточными структурами, то место, которое отводилось сфере здравоохранения в директивно-плановом хозяйстве, поставили ее на грань серьезного кризиса. Но от констатации этих и других недостатков не удалось, к сожалению, перейти к конкретным мерам по их устранению. Звучавшие на самом высоком уровне обещания улучшить социальную среду жизни людей, а значит, повысить качественные показатели и в области здравоохранения утонули в политических декларациях. Не улучшили ситуацию появившиеся в сфере здравоохранения различные кооперативы , слабо на нее влияли созданные в разное время общественные фонды, союзы, ассоциации. Принятые же в 1986 г «Основные направления развития, охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» отошли на задний план.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Особое место в современной истории здравоохранения занимает период 1990-х гг. Распад СССР, крутой перелом в судьбе России кардинально изменили социально-экономическое пространство. Страна резко повернула в сторону прямо противоположных формационных институтов, при этом переход к рынку виделся только на путях радикальных преобразований и фронтального отказа от прежних механизмов. В результате за короткий срок были разрушены многие социально-экономические структуры, а вместе с ними инфраструктура. Наиболее быстрыми темпами сворачивалась система здравоохранения ведомственного подчинения. Под знаком хозяйственной самостоятельности, свободных рыночных отношений многие предприятия города и села стали снимать с себя ответственность за состояние социальной сферы, резко сократили инвестиции.

Эксперимент реформаторов-радикалов дорого обошелся обществу, оно заплатило чрезвычайно высокую социальную цену, и прежде всего человеческими жизнями. Существенно сократился капитал, вкладываемый в развитие человеческого потенциала, - за указанный период в 15 - 18 раз (тогда как в развитых странах рост финансирования на эти цели составлял до 50%, а в отдельных - до 70%). По мнению академика Д.С. Львова, противоречие между социальным миром человека и уровнем базовой его жизнедеятельности стало носить глобальный характер6.

В особенно критическом положении оказалась российская деревня: если до 1990-х гг. речь шла об оттоке людей из села, то теперь - о его вымирании. Так, за 1990-е гг село потеряло в порядке естественной убыли около 2 млн человек. Коэффициент падения численности сельского населения по естественным причинам на 14% превышал аналогичный показатель по городскому населению7. По прогнозам, в ближайшей перспективе ожидается дальнейшее сокращение сельского населения в Поволжье (примерно на 2% по сравнению с 1995 г)8

Недостаточное инвестирование социальных программ, ошибочная тактика модернизации - эти и другие

аналогичные факторы делали многие полезные начинания малоперспективными с точки зрения их реализации. Например, в Самарской области разработали и приняли программу развития местного здравоохранения на период 1996 - 2000 гг. Предполагалось усовершенствовать медицинскую службу по трем основным направлениям - укрепление материальной базы и перестройка организационной структуры, качественное улучшение кадрового персонала, совершенствование выездной медицинской помощи. На все это требовалось почти 500 млрд руб., которых в областном бюджете не было, а обращения в федеральный центр оставались безрезультатными. В итоге вместо положительной динамики наметилась тенденция к ухудшению ситуации. В частности, число больниц всех типов за вторую половину 1990-х гг сократилось со 183 до 105, фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности - с 757 до 6779.

На основании всего вышесказанного нетрудно заключить , что отечественное здравоохранение не получи -ло достойного и во всех отношениях современного развития ни в рамках советской директивно-плановой экономики, ни на этапе консервативной модернизации второй половины 1980-х гг, а в течение последнего десятилетия прошлого столетия и вовсе было отброшено далеко назад, оказавшись у критической черты. Новейший опыт доказывает и тот факт, что социальная сфера далеко не самодостаточна: чтобы восстанавливать и развивать свой потенциал, ей необходима помощь со стороны государства, бизнес-структур.

Качественно иным этапом для отечественного здравоохранения стал период начала 2000-х гг. Глубокий кри -зис, в котором находилась эта важнейшая отрасль, опасность разрастания нежелательных процессов в демографии, новые вызовы, предъявлявшиеся нашей стране, обязывали федеральную власть искать пути выхода из создавшегося положения, взять на вооружение адекватные ситуации подходы и методы решения проблем. При этом задачи в сфере здравоохранения встраивались в канву общегосударственных задач: сначала навести элементарный порядок, научиться вести дела рационально и эффективно, наконец, создать предпосылки и потенциал, чтобы можно было успешно решать более сложные и масштабные задачи.

Кроме того, можно указать на некоторые аспекты тактики действий, ставшие ключевыми. Это, во-первых, точное и понятное распределение ответственности между сторонами, от которых зависело общее решение проблем здравоохранения (центральными органами власти, муниципальными образованиями, хозяйствующими субъектами); во-вторых, включение в область внимания в качестве приоритетных направлений таких сфер, как жилищная, материально-техническая база, кадровая политика, уровень и качество медицинского обслуживания граждан; в-третьих, смещение центра тяжести в инвестиционной политике в пользу социальных вопросов, выделение финансовых средств согласно требованиям жизни цивилизованного общества; в-четвертых, наличие на определенном этапе минимальных стандартов услуг, гарантированных государством, снабжение социально уязвимых слоев сельского населения лекарственными препаратами по льготным схемам.

В этот период возросли вложения в развитие здравоохранения, что хорошо видно на примере ряда поволж-

ских областей. Так, в Пензенской области решено было направить на нужды медицинской службы в 2004 г 504 446,1 тыс. руб., в 2005 г - 1 138 724 тыс. руб.10. В Самарской области аналогичные показатели составляли за 2001 г 1 985 652 тыс. руб., за 2005 г. -

2 512 566 тыс. руб.11. Схожая динамика отмечалась в Ульяновской области: в 2000 г намечалось выделить 383 943 тыс. руб., в 2002 г - 729 700 тыс., в 2004 г -

I 093 874,5 тыс. руб.12. Как правило, выделенные финансовые средства осваивались полностью.

Это позволило определенным образом сдержать дальнейшее падение отрасли, стабилизировать ситуацию. Вновь стали строить лечебные учреждения, расширять профилактику заболеваний, постепенно улучшалось снабжение лекарственными препаратами и оборудованием. Не замедлили сказаться и позитивные сдвиги, в частности наметилась позитивная тенденция есте-ственногго прироста населения. Так, за один 2003 г данный показатель составил по Ульяновской области

II 408 человек, по Пензенской - 13 939 человек, по Самарской области - 21 232 человек 13.

Нельзя не сказать о подходах к проблемам здравоохранения, которые были взяты на вооружение в конце 1990-х - 2000-е гг. Ушли в прошлое кабинетные планы и директивы, различные контрольные комиссии, состав -ленные из функционеров. Вместо этого утверждались методологически обоснованные, всесторонне обусловленные различные проекты, программно-целевые разработки . Причем уже первый опыт свидетельствует о том, что чем активнее подключаются к процессу муниципальные образования, первичные трудовые коллективы, тем реальнее становится достижение поставленных целей и задач.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Важно подчеркнуть, что новые подходы в большинстве случаев стали строиться на концептуальной основе. С привлечением научной общественности, ведущих специалистов, практических работников по каждому направлению разрабатывались концепции. При этом учитывались самые различные факторы - социально-демографические, социально-экономические, культурные, социально-психологические, природно-экологические, территориальные и пр.

Как правило, каждая концепция намечала характер стратегии развития в принципиальном ключе, раскрывала основные точки приложения сил, не детализируя частности. Любая концепция имела конкретно-историческое обоснование, содержала актуальность, что, не -сомненно, усиливало ее практическую значимость, ставила стратегические цели и задачи, определяла необходимые ресурсы и источники поступления. Наконец, в качестве составного элемента выступал рассчитанный в подробностях ожидаемый эффект.

Налицо своеобразный комплекс ориентиров с четко очерченными параметрами, расписанными направлени -ями, с реально поставленными целями и задачами. За первое пятилетие 2000-х гг. в рассматриваемом регионе разрабатывались концепции различного характера, многие из которых получили законодательное оформление. В их числе такие, как «Здоровье населения Самарской области в 2001 - 2005 годах», «Оздоровление населения Ульяновской области в 2001 - 2005 годы», «Развитие здравоохранения Ульяновской области», «Демографическое развитие Ульяновской области в 2005 -

2010 годы», «Проблемы заболеваний социального характера, их предупреждение и борьба с ними» (Пензенская область), «Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области до 2010 года »14.

Примером может служить утвержденная в мае 2001 г. концепция развития здравоохранения Ульяновской области до 2005 г Она готовилась различными ведомствами (образовательными, социальными, медицинскими, научными), ставила целью создать благоприятные условия для улучшения здоровья местного населения. Для этого предстояло решить задачи по организации современной инфраструктуры, формированию здорового образа жизни, по улучшению социальной и природной экологии. Важнейшими задачами также признавались укрепление материально-технической базы здравоохранения, укомплектование учреждений здравоохранения, особенно на селе, недостающими кадрами, в том числе подготовленными врачами общей практики и средним медперсоналом.

В реализации программы развития здравоохранения должны были участвовать все ведущие структуры. Для каждой определялось свое поле деятельности, но вместе с тем все они действовали в русле единой стратегии. Согласно последней предстояло расширить сеть лечебных и оздоровительных заведений, провести организационную перестройку системы здравоохранения с целью охвата услугами максимального числа людей, внедрить в медицинскую практику комплекс профилактических мероприятий, рассчитанных на различные группы населения с учетом социальных характеристик каждой, а также создать благоприятные условия для здорового образа жизни. Предусматривалось обустроить оздоровительный лагерь «Жемчужина» в Николаевском районе, построить такой же лагерь в Вешкаймском районе, ввести реабилитационный центр и дом отдыха «Кар-линская роща» в поселке Ундоры15.

Другой метод решения социальных проблем, актив -но применяемый в последние десять-пятнадцать лет региональными властями, - программно-целевой. Целевые программы конкретизируют стратегию развития по целевым ориентирам, по тактике действий, включают в себя мероприятия, согласованные по срокам исполнения и исполнителям, на уровне отдельно взятой местности. При их подготовке во внимание принимаются социально-экономический потенциал и специфика региона, области, сельского района, возможности административно-территориального субъекта с точки зрения ресурсного обеспечения. Эти программы также готовятся большими коллективами людей-профессионалов, могут быть рассчитаны на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, ставить масштабные и локальные задачи.

Большой интерес представляют целевые программы, разработанные и реализуемые в поволжских областях. В их числе «Неотложные меры по укреплению первичного звена сельского здравоохранения» (2001 г, Астраханская область), «Планирование семьи», «Здравоохранение Саратовской области» (1998 г), «Государственные гарантии обеспечения населения Самарской области бесплатной медицинской помощью» (1998 г), «Забота», «Здоровье населения Ульяновской области» (обе приняты в 1999 г). Так, в рамках программы «Пла-

нирование семьи» в Саратовской области начала формироваться система медико-социальной помощи молодым семьям. Появились районные и межрайонные центры по проблемам семьи, в учебных заведениях - кабинеты доверия. На весь комплекс мероприятий было выделено 4 896,6 млн руб. А целевая программа «Здравоохранение Саратовской области» определила принципы, по которым должна функционировать эта сфера: единство государственных, региональных и муниципальных интересов; единство медико-санитарного пространства; разделение функций между структурами отрасли; межтерриториальная интеграция; обязательность медицинского страхования граждан; доступность в получении медицинских услуг; гарантированность бесплатной медицинской помощи; единство системы подготовки и переподготовки медицинских кадров. Устанавливались полномочия органов местного самоуправления: контроль за соблюдением законодательства в области здравоохранения, координация мероприятий, формирование целевых фондов, комплектование медицинской службы квалифицированными работниками16.

В Астраханской области объектом повышенного внимания выступало сельское здравоохранение. В начале 2000-х гг. согласно целевой программе приступили к реконструкции участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, а в пяти районах (Икрянинском, Камызяк-ском, Приволжском, Володарском, Лиманском) вошли в строй новые лечебницы17. В Самарской области территориальная программа государственных гарантий получения населением бесплатной медицинской помощи в феврале 2001 г обрела силу закона. На законодательном уровне были определены объем и условия оказания бесплатной лекарственной и медицинской помощи, источники финансирования - областной бюджет, фонд медицинского страхования, местные муниципальные фонды. Совокупные затраты из расчета на одного сельского жителя были определены в сумме 125 - 140 руб.18.

Качественно новым этапом стал период с 2005 г Его основным содержанием явились государственные общенациональные проекты в области сельского хозяйства, жилищного строительства, здравоохранения, образования. Каждый из проектов выдвигает в качестве конечных результатов лучшие стандарты жизни, способствующие наиболее полному раскрытию человеческого фактора Опираясь на опыт последних лет разработки и принятия решений, накопленный потенциал, государство выдвинуло более грандиозную стратегию развития, крупномасштабные цели и задачи. В реализацию проектов включаются все государственные структуры, на них ори -ентированы практически все общественные силы. Контроль возложен на созданный при Президенте Российской Федерации Совет.

Обращает на себя внимание тот факт, что в качестве приоритетов объявлены традиционно узкие направления жизни государства, более того, с ними увязывается общее поступательное движение страны. Основные проблемы были изложены 5 сентября 2005 г на совместном заседании Правительства РФ, Парламента РФ и руководителей регионов. В частности, отмечалось: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей»19. И далее:

«Концентрация бюджетных административных средств на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса... Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России»20. Только в рамках проекта «Современное здравоохранение» намечалось в ближайшей перспективе в 4 раза увеличить объем высокотехнологичной медицинской помощи, укомплектовать участковую службу квалифицированными кадрами и новей -шим оборудованием, во всех регионах развернуть сеть центров здоровья.

Обозначив ключевые точки приложения сил и дав ориентиры, но вместе с тем не устанавливая тактику конкретных действий, федеральные органы власти предоставили широкую самостоятельность регионам. Как и положено, на местах в первую очередь стала формироваться законодательная база, чтобы можно было строить мероприятия в русле цивилизованных правоотношений. Так, в Самарской области в апреле 2006 г принимается закон, регулирующий сферу компетенций органов федеральной власти, региональной администрации, муниципальных образований по исполнению национальных проектов. С целью рационального использования ресурсов по каждому проекту был составлен «финансовый паспорт». Лишь за 2006 г. в здравоохранение было инвестировано почти 2 млрд руб.

Общее представление о начальном этапе реализации национального проекта «Современное здравоохранение» можно получить на примере Саратовской области . Уже сразу при правительстве области начал действовать совет с возложенными функциями контроля хода мероприятий. Он же обязан был запустить проектные процессы на муниципальном уровне. Как потом оказалось, последнее стало наиболее трудным делом. Приоритетной определялась задача сделать систему здравоохранения доступной, эффективной и качественной. Намечены были и направления по ее решению - гарантированное выделение необходимых финансовых средств, укрепление материально-технической базы, улучшение лекарственного обеспечения населения, профилактика заболеваний, кадровое комплектование, охрана материнства и детства, совершенствование социальной инфраструктуры отрасли. На этом же этапе развернулись работы по инвентаризации медицинских учреждений, при этом особое внимание уделялось первичному звену.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Одновременно разрабатывалась нормативная база осуществления национального проекта. Администрация области заключила соглашение с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на предмет оказания технической, организационной и методической помощи. В подготовке нормативных документов, плана и сетевого графика реализации мероприятий участие принимали областные ведомства - Ми н здрав со ц-развития, территориальное управление Роспотребнадзора, Саратовский государственный медицинский университет, ведущие лечебные учреждения области.

Новые подходы не замедлили сказаться на практических результатах. Возросли расходы на нужды здравоохранения: в 2006 г общие инвестиции в строительство и реконструкцию медицинских объектов составили 790 млн руб. (в 2,4 раза больше, чем в 2004 г), из них 30 млн руб. ушло на ремонт сельских лечебниц. В рамках реализации национального проекта в 2006 г 95 ам -

булаторно-поликлинических учреждений Саратовской области были оснащены высокотехнологичным оборудованием. В итоге обеспеченность ультразвуковой аппаратурой повысилась до 76%, электрокардиографической - до 92%. Укрепилась техническая база станций и отделений скорой медицинской помощи: они получили 260 машин, что позволило в сельской местности сформировать дополнительно 46 бригад, а объем обслуживания увеличился до 210 тыс. человек за смену Качественно улучшился кадровый персонал здравоохранения: в течение 2006 г. профессиональную переподготовку прошли 900 врачей и 1379 медицинских сестер. Эти и другие положительные перемены дали возможность несколько улучшить демографическую картину: рождаемость возросла на 1,1%, а смертность сократилась на 7,3%. В целом же естественная убыль населения в области снизилась на 16,7%.

Историческая дистанция незначительна, чтобы делать окончательные выводы. Национальный проект в сфере здравоохранения в начале своего пути, к тому же на этом пути достаточно проблем, как пришедших из прошлого, так и только что появившихся. Одна из таких проблем - финансирование сферы здравоохранения, прежде всего на муниципальном уровне. Органы местного самоуправления, наделенные ответственностью за организацию первичной медицинской помощи, в большинстве случаев из -за скудности своего бюджета не выполняют в полном объеме всех функций. Как правило, задачу решают за счет выделений по линии национальных проектов и целевых субсидий из региональных бюджетов. Чтобы финансирование было адресным и оправданным, необходимо регулярно проводить по специальной методике сравнительный анализ территорий сточки зрения наполняемости каждой медицинскими услугами, индекса качества жизни населения. Следует также принимать во внимание коэффициент загруженности учреждений здравоохранения.

Важнейшей задачей является обеспечение гарантированного доступа сельского населения к получению бесплатных медицинских услуг, лекарственных препаратов. Наряду с развитием районного звена нужно укреплять сеть низовых звеньев - участковых больниц фельдшерско-акушерских пунктов, сельских амбулаторно-поликлинических заведений. В малых и отдаленных селениях было бы по -лезным при ФАПах открывать аптечные точки с получением лицензии на проведение фармацевтических работ. Также требует своего дальнейшего развития выездная форма организации медицинской помощи. В этих целях полагаем целесообразным создавать на базе участковых лечебниц, фельдшерско-акушерских пунктов оснащенные всеми средствами бригады скорой медпомощи.

В решении кадровой проблемы, кроме задачи комплектования учреждений здравоохранения, столь же ак -туальной является задача стабилизации медицинских коллективов. В ее решении большое значение имеет весь комплекс культурных, социально-бытовых факторов. В неменьшей степени важно материальное стимулирование. С этой точки зрения представляет интерес переход на отраслевую оплату труда, внедрение различных выплат, связанных с объемом и качеством лечебной работы. Немало можно сделать на пути расширения самостоятельных учреждений здравоохранения, наделения руководителей более широкими полномочиями, в том числе в решении финансовых вопросов.

1 См.: Кричагин В.И. Народное здравие: время решений // В человеческом измерении / Под ред. А.Г Вишневского. М., 1989.

2 Рассчитано по: Самарский статистический ежегодник. 2003. Самара, 2004. С. 18.

3 Рассчитано по: Пензенская область. Основные показатели развития с 1991 по 2004 гг.: Стат. ежегодник. Пенза, 2004. С. 76.

4 См.: Основные показатели развития Волгоградской области в 1991-1995 годах: Стат сб. - Волгоград, 1996. С. 109,118; ГАНИСО. Ф .594.Оп.49.Д .174.Л .75,83-87; СамО ГАСПИ. Ф.656.Оп.1 89.Д.6.Л.9; Оп.192.Д.20.Л. 17.

5 См.: Народное хозяйство Пензенской области в 1991 году: Стат сб. Пенза, 1992. С. 139; ОФОПО ГАПО. Ф.148. Оп.1. Д.6834. Л.193; ГАУО. Ф.Р-3038.Оп.5.Д.2960.Л.36-37,50.

6 См.: Львов Д.С. Экономический манифест - будущее российской нации. М., 2000. С. 125.

7 См.: Бондаренко Л. Социально-демографическая ситуация на селе // АПК: экономика, управление. 2002. № 12. С. 16.

8 См.: Черняев А, Кругликов А, Трофимова В. Экономические и социальные проблемы села и пути их решения // АПК: экономика, управление. 2002. № 1 2. С. 7.

9 См.: Самарская область: 1996 г. Официальный справочник. Самара, 1 997. С. 271; Развитие отдельных отраслей социальной сферы за 1 996 год: Стат. сб. Самара, 1997. С. 11; Самарский статистический ежегодник. Самара, 2001. С. 111.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10 См.: Ведомости Законодательного собрания Пензенской области. Пенза, 2004. Вып. 14(44). С. 164 - 165; Ведомости. Пенза, 2005. Вып. 22(52). С. 154.

11 См.: Собрание законодательства Самарской области. Самара, 2001. № 9. С. 39 - 45; Там же. 2005. № 22. Ч. 2. С. 53

- 57.

12 См.: Информационный бюллетень Законодательного собрания Ульяновской области. Ульяновск, 2000. № 11. С. 14 -16; Там же. 2002. № 2. С. 18-21; Ведомости Законодательного собрания Ульяновской области. 2004. № 3. Ч. 1. С. 19 - 27.

13 См.: Самарский статистический ежегодник. Самара, 2004. С. 358.

14 См.: Собрание законодательства Самарской области. 2001. № 10. С. 251 - 376; Информационный бюллетень Законодательно го соб рания Ул ьяно вско й обл асти. 2001. № 5. С. 30 -91; Там же. 2002. № 11. С. 121; Ведомости Законодательного собрания Ульяновской области. 2005. № 6. Ч. 1. С. 50 - 72; Ведомости Законодательного собрания Пензенской области. Пенза, 2003. Вып. 8(38). С. 210 - 214; Социально -экономиче -ское развитие Астраханской области в 2005 году: Информационный бюллетень. Астрахань, 2006. Вып. 12. С. 82.

15 См.: Информационный бюллетень Законодательного собрания Ульяновской области. 2001. № 5. С. 30 - 91.

16 См.: Информационный бюллетень. Саратов, 1 996. № 6. С. 123 - 133; Там же. 1999. № 18. С. 43 - 87.

17 См.: Сборн ик законов и норматив ных п равовых актов Аст -раханской области. Астрахань, 2001. № 7. С. 223 - 227.

18 См.: Собрание законодательства Самарской области. Самара, 2001. № 9. С. 319, 343 - 344.

19 Выступление В. В. Путина на совместном заседании Правительства РФ, Парламента и руководителей регионов 5 сентября 2005 г. // Интернет-сайт: Национальные проекты России //Ийр://natbnal.invur.ru/index

20 Там же.

УДК 338.43(470)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОБЛАСТЕЙ ПОВОЛЖЬЯ В 1990 - 2000-е годы

Государственная политика в области образования, как и вся социальная сфера российского села, за последние десятилетия прошла сложную эволюцию, претерпела серьезные изменения. Во второй половине 1980-х гг. в стране начали осуществляться процессы перехода от командно-административной системы к рыночной системе и демократии. Однако неподго-товленность этого перехода с практической и теоретической точек зрения предопределила возникновение многих противоречий и катаклизмов во многих областях жизни общества, включая сельское хозяйство и социальную сферы. В результате многие переходные процессы в регионах характеризовались потерей управляемости, что вызывало большие сбои в социокультурном развитии и социальной инфраструктуре села. Особенно большое количество недостатков и нерешенных проблем накопилось в сфере образования. Поспешно принятые решения наталкивались на отсутствие чёткого понимания природы и механизмов разрешения появляющихся противоречий в сфере образования и культуры.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В 1990-е гг частичные попытки добиться позитивных результатов вперемежку с политической демагогией сменились фактическим отходом от проблем развития социокультурной сферы села. Характер проводившей-

Н.И. Стартова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической и политической истории России, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)