Научная статья на тему 'Социальная зоркость в составе социальной компетентности личности'

Социальная зоркость в составе социальной компетентности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗОРКОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIALIZATION / SOCIAL VIGILANCE / SOCIAL COMPETENCE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается такой педагогический феномен как социальная зоркость, выясняется его место в структуре социальной компетентности личности. Научная новизна работы заключается в осуществлении педагогической интерпретации понятия «социальная зоркость», в определении места социальной зоркости среди способностей и умений, включенных в состав социальной компетентности. На основе анализа психолого-педагогической и социологической литературы определены критерии и показатели социальной зоркости учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL VIGILANCE AS A PART OF PERSON’ SOCIAL COMPETENCE

The article deals with such a pedagogical phenomenon as social vigilance. The author explores its place in the social competence of the individual. Scientific novelty of the work lies in its educational interpretation of the concept «social vigilance» and determination of the place of social vigilance among abilities and skills included in the social competence. On the basis of the analysis of psychological, educational, and sociological literature the author determines the criteria and indicators of students ’ social vigilance.

Текст научной работы на тему «Социальная зоркость в составе социальной компетентности личности»

УДК 37.035

Т. В. Сидорова

СОЦИАЛЬНАЯ ЗОРКОСТЬ В СОСТАВЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается такой педагогический феномен как социальная зоркость, выясняется его место в структуре социальной компетентности личности. Научная новизна работы заключается в осуществлении педагогической интерпретации понятия «социальная зоркость», в определении места социальной зоркости среди способностей и умений, включенных в состав социальной компетентности. На основе анализа психолого-педагогической и социологической литературы определены критерии и показатели социальной зоркости учащихся.

Ключевые слова: социализация; социальная зоркость; социальная компетентность; компетенция.

T. V. Sidorova

SOCIAL VIGILANCE AS A PART OF PERSON’ SOCIAL COMPETENCE

The article deals with such a pedagogical phenomenon as social vigilance. The author explores its place in the social competence of the individual. Scientific novelty of the work lies in its educational interpretation of the concept «social vigilance» and determination of the place of social vigilance among abilities and skills included in the social competence. On the basis of the analysis of psychological, educational, and sociological literature the author determines the criteria and indicators of students ’ social vigilance.

Key words: socialization; social vigilance; social competence; competence.

Вопрос о месте социальной зоркости в процессе социализации становится особенно актуальным в связи с тенденцией современного образования к воспитанию самостоятельной, социально активной, социально компетентной личности, осознающей свои обязанности и умеющей отстаивать свои права.

Социальную зоркость мы рассматриваем как способность видеть и оценивать социальные явления, проецировать их на социальные события, ситуации; как своеобразный информационно-социальный фильтр, позволяющий ориентироваться в социальном мире, распознавать позитивное и негативное в различной информации и социальном окружении; как фактор социализации, способствующий сознательному выбору своего места в социальнокультурной среде и присвоению социальных ролей.

В психолого-педагогической литературе понятия «компетенция» и «компетентность» рассматриваются неоднозначно, что связано со сложностью структуры профессиональной деятельности в разных областях и с различиями в теоретических подходах исследователей. Мы будем опираться на определения И. А. Зимней, которая под компетенцией понимает внутренние, потенциальные, психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются в компетентностях человека [1, с. 16].

Неоднозначен подход и к классификации ключевых компетенций/компетентностей (Белова А. Н., Шарапов А. О., Лахтина Т. Л., Хазова С. А. и др.). Однако практически во всех типах классификаций выделяется такой вид компетентности, как социальная. А. Н. Белова, А. О. Шарапов считают, что социально-личностную компетентность формируют способ-

ность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; толерантность, развитие эмоциональных, мотивационных, когнитивных и деятельностных компонентов личности; умение работать самостоятельно и в коллективе; способность критически переосмысливать накопленный опыт [2].

Е. М. Сартакова в социально-личностной компетенции также приоритет отдает самореализации, под этой компетенцией понимает совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом. Исследователь выделяет три составляющие социально-личностной компетентности: персональную, коммуникативную и информативную [3]. В структуру этих компетенций входят такие личностные качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и самопланирование, потребность в реализации своего личностного потенциала, надежность, чувство долга, ориентации на ценности, терпимость, толерантность, гуманность, общая культура.

Казахстанские ученые делают акцент на инструментальности выявления социальной компетентности, в ее состав включают: умение разрешать конфликтные ситуации, правильно вести себя в обществе, умение работать в коллективе; готовность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; владение элементарными представлениями об основных принципах деятельности в гражданско-общественной и социально-трудовой сферах; формирование навыков социальной активности и функциональной грамотности; сформированность знаний о политической и социальной жизни страны [4].

И. А. Зимняя выделяет четыре блока социально-профессиональной компетентности, среди которых социальный — социально-обеспечивающий жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом. Ученый определяет способности, которыми должен обладать социально компетентный выпускник школы [1]. Некоторые способности из этого перечня мы используем при определении показателей социальной зоркости.

С. А. Хазова к составляющим социальной компетентности относит следующие:

1. Политическая и социально-экономическая: ориентация в политической обстановке, в тенденциях мирового и государственного развития, в государственных и мировых социальноэкономических процессах; способность к принятию ответственности, к участию в разработке групповых решений; наличие собственного взгляда на политические и социально-экономические процессы, стремление в них участвовать.

2. Социально-коммуникативная: способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям.

3. Поликультурная: способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в многокультурном (полинациональном, поликонфессионном) обществе, уважение иных культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта.

4. Информационно-инструментальная: владение компьютером и современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации.

5. Индивидуально-личностная: способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни [5].

Как видно, круг способностей, умений, готовностей, стремлений, включенных в состав социальной компетентности многообразен. На наш взгляд, социальная зоркость с легкостью встраивается в понятие социальной компетентности, так как ни ориентация в политической обстановке, ни в социальных ситуациях, ни умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения и т. д. невозможно без социальной зоркости, разглядывания, понимания суть, поиска смыслов.

В среде ученых не существует на сегодняшний момент однозначного понимания того, какими именно компетенциями должен обладать социально компетентный человек. Нам близко определение Е. В. Прямиковой: «Социальная компетентность означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности». Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий [6, с. 127]. Особенно важен «ментальный» аспект — осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми [7]. Этим и определяется существенная роль школьного образования в формировании социальной компетентности.

На основе анализа психолого-педагогической и социологической литературы мы определили критерии и показатели социальной зоркости учащихся (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности социальной зоркости учащихся

Критерии Показатели

Мотивационно-ценностный — интерес к социально-значимой деятельности; — ценностное отношение к человеку, природе, миру; — сформированность духовно-нравственных понятий и представлений

Когнитивный — знание о социальных явлениях, процессах, связях; — осознание себя как исполнителя различных социальных ролей; — представление о вербальном и невербальном общении; — знание о различных социальных категориях, группах

Деятельностный — участие в общественно-значимой деятельности; — инициатива, самостоятельность в организации и реализации социально-значимой деятельности; — готовность к предстоящим трудностям, самообладание в экстремальных ситуациях; — участие в различных видах социальной практики; — сознательное участие в деятельности на пользу общества

Мы рассматриваем социальную зоркость как одну из компетенций социальной компетентности личности. Если орфографическая зоркость ведет к овладению орфографической грамотностью, то социальная зоркость — к овладению социальной компетентностью.

Литература

1. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.

2. Белова А. Н., Шарапов А. О. Образовательные компетенции студентов-психологов как предмет педагогического исследования. 2011. Интернет ресурс: http://www.sworld.com.ua/konfer/337.html.

3. Сартакова Е. М. Социально-личностные компетенции и условия их развития. 2008. Интернет ресурс: http://www.jumal.org/articles/2008/ped23.html

4. Лахтина Т. Л. Компетентностная педагогика // Мастер класса. 2011. № 3. С. 25-38

5. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М.: Изд-во Академия Естествознания, 2010.

6. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социология образования. 2009. № 7. С. 126-132.

7. Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во урал. ун-та, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.