МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Таблица 1
Вычисление общего веса субъектов политики по отношению к каждому
Социальная дистанция Приоритеты субъектов политики
А* Б В Г д Е
приоритеты факторов приоритеты критериев
административный 0,649 AI 0,58 0,46 0,24 0,09 0,12 0,06 0,03
А2 0,31 0,4 0,22 0,09 0,18 0,07 0,04
A3 0,11 0,36 0,22 0,05 0,15 0,07 0,15
политический 0,279 П1 0,58 0,39 0,24 0,04 0,16 0,07 0,10
П2 0,35 0,21 0,12 0,15 0,09 0,37 0,06
ПЗ 0,07 0,4 0,09 0,19 0,14 0,13 0,05
социально-экономический 0,072 С1 0,55 0,34 0,18 0,06 0,16 0,07 0,19
ф 0,34 0,41 0,17 0,14 0,12 0,06 0,10
сз 0,10 0,33 0,26 0,16 0,1 0,08 0,07
Обобщенные веса субъектов политики 0,40 0,21 0,09 0,14 0,10 0,06
*- А - партийные организации, Б - профсоюзные организации, В - заинтересованные группы, Г -молодежные организации, Д - социальные движения, Е - неправительственные организации.
Применение метода анализа иерархий позволило провести измерение социальной дистанции во взаимодействиях субъектов политики с властью. С помощью разработанной модели социальной дистанции социологи, управленцы могут находить пути сокращения дистанции, выявлять ее востребованность в политическом пространстве региона, своевременно определять процесс ускорения дистанцирования населения от власти.
Список использованной литературы:
1. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц.; Отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. 576 с.
2. Саати Т. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991. 224 с.
3. Филиппов А. Ф. Мобильность и солидарность // Социологическое измерение. 2011. Т. 10. № 3. С. 4 - 20.
© Алтемерова О. А., 2016
УДК 316.4.
Богма Кристина Александровна
Аспирант кафедры социологии Южно - Российского института - управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, РФ.
e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аннотация
Становление и развитие механизма государственно - частного партнерства в здравоохранении наиболее актуально в настоящее время, когда осуществляется модернизация системы здравоохранения, разрабатывается новый алгоритм управленческих действия по формированию ее эффективного вектора развития. Однако,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
совокупность организационных и экономических барьеров препятствуют данному процессу.
Ключевые слова
Государство, управление, здравоохранение, государственно - частное партнерство.
Государственно-частное партнерство выступает совокупностью форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях - с одной стороны, и как инструмент финансирования и реализации перспективных национальных проектов - с другой.[1]
Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом решения ряда важных социально-экономических задач, в том числе в сфере здравоохранения, выраженное в повышении качества медицинской помощи и предоставления медицинских услуг, обслуживании пациентов и доступности дорогостоящих видов лечения, а также модернизации системы организации и предоставления медицинских услуг, повышении уровня квалификации медицинского персонала.
Суть использования государственно - частного партнерства заключается в том, что оно представляет собой инструмент решения важных задач социально-экономической политики, при котором, с одной стороны, государство сохраняет контроль над объектом и осуществляет стратегическое управлением им, а с другой - повышается эффективность реализации инфраструктурных проектов [2].
Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [3].
Следует обратить особое внимание на тот факт, что совместная работа государства и бизнеса в проектах по модернизации системы здравоохранения на основе государственно-частного партнерства более эффективна, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектами соглашения о ГЧП являются объекты системы здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно - курортного лечения и иной деятельности.
Механизм ГЧП в сфере медицины является формой объединения государственных и частных инвестиций и организации совместного управления, нацеленной на решение важных задач социально-экономической политики, позволяющую обеспечить повышение эффективности вложений капитала за счет разделения рисков и выгод между партнерами [4,158].
Предметами для ГЧП в системе здравоохранения является строительство, оснащение нового или модернизация существующего лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), обслуживание и эксплуатация инфраструктуры ЛПУ, а также медицинские услуги населению.
Ключевых типов проектов ГЧП в здравоохранении может быть два: строительство, реконструкция основных фондов и предоставление непосредственно медицинских услуг [5].
Строительство и реконструкция основных фондов предполагает долевое финансирование со стороны государства и бизнеса, при котором на начальном этапе частный партнер осуществляет 100% вложений, а после ввода объекта в эксплуатацию государство на протяжении нескольких лет возмещает часть первоначальных затрат. Возведение нового учреждения должно решать актуальные проблемы региона в здравоохранении за счет возможности оказания дефицитных медицинских услуг.
Помимо этого, большой потенциал имеет модель, при которой строительство медицинской организации осуществляется частным партнером в соответствии с заданием государства, а по завершении строительства инфраструктура передается партнеру, который получает право на оказание медицинских услуг и управление медицинской организацией. При этом получаемая прибыль покрывает затраты и обеспечивает требуемый уровень рентабельности инвестиций с учетом рисков.
Одна из потенциальных форм - концессионные соглашения. Смысл концессии состоит в том, что частный бизнес вкладывает инвестиции, управляет переданным ему имуществом и получает оплату,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
главным образом, из платежей, осуществляемых пользователями.
Развитие системы государственно - частного партнерства при проведении модернизационных мероприятий системы здравоохранения, имеет объективную социальную необходимость, которая обусловлена недостаточным финансированием здравоохранения; несоответствием уровня оснащенности большинства ЛПУ современным стандартам диагностики и лечения; завышенными инвестиционными затратами при реализации государственных программ; низкой эффективностью использования ресурсов; недостаточным привлечением частных инвестиций как дополнительного источника финансирования; наличием потребностей в модернизации и реконструкции, существующих ЛПУ; отсутствием условий для организации частных медицинских центров на свободных площадях государственных ЛПУ.
Взаимодействие власти и бизнеса в решении социально значимых для общества проблем является некой панацеей для повышения уровня удовлетворенности качеством и доступностью медицинской помощью, который отличается позитивной динамикой в последние несколько лет, однако, темпы роста недостаточны для того, чтобы утверждать об эффективном функционировании системы здравоохранения и об успешной реализации модернизационных мероприятий.
В 2015 году уровень удовлетворенности населения медицинской помощью составил 40,4% (по сравнению с 2006 годом - повышение на 10,4%, по сравнению с 2012 - на 5%) [6]. А число лиц, плохо оценивающих ситуацию в здравоохранении, сократилось с 58% в 2006 году до 32% в 2015 году. Однако, спектр наиболее волнующих население проблем, остается неизменным.
Работой участкового врача неудовлетворены 53,4% (в 2012 - 58,1%), скорой помощью - 55,4% (в 2012 - 59,1%), врачами - специалистами в амбулаторном звене - 62,4% (в 2012 - 68%), стационарной помощью -67,1% (в 2012 - 73,3%). Темпы положительной динамики наблюдаются, однако, имеющиеся показатели характеризуют современное функционирование системы здравоохранения как неэффективное, что также подтверждается тем фактом, что выявлены существенные различия между регионами - от максимальной удовлетворенности, показатель которой равен 61,5%, до минимальной - 22,6%.
Решение, в первую очередь, управленческих и организационно - бытовых проблем, путем формирования отлаженного, нормативно закрепленного механизма государственно - частного партнерства, способны повысить социальную оценку функционирования системы здравоохранения.
Для формирования наиболее целесообразной модели ГЧП в системе здравоохранения, необходимо проанализировать опыт, имеющийся в системе управления здравоохранением в других странах.
Так, для российской системы здравоохранения, может быть приемлем опыт Германии, где распространена продажа государственных ЛПУ инвесторам за символическую сумму в обмен на обеспечение оговоренной суммы инвестиций и обязательства по выполнению государственного заказа.
Если рассмотреть опыт Великобритании, то государственно - частное партнерство в здравоохранении выражено в такой форме, при которой частный партнер поддерживает построенные сооружения в рабочем состоянии в течение всего времени их эксплуатации (обычно 25-30 лет), но государство остается ответственным за предоставление услуг. Государственные органы производят расчёты с подрядчиками только после завершения строительства объектов инфраструктуры и полного их оснащения, доход подрядчиков составляет 10-14% от затраченной суммы.
В России же, развитие и существование государственно - частного партнерства в процессе модернизации системы здравоохранения, сталкивается с рядом проблем как правового, так и организационного характера.
Во-первых, принятый в 2015 году ФЗ №224 «О государственно - частном партнерстве» является единственным нормативно - правовым актом, раскрывающим общие понятия, принципы и технологии становления и функционирования бизнес - проектов между государством и частными инвесторами. Однако вопрос о развитии данного способа управления в сфере здравоохранения остается закрытым. Отсутствует оптимальная и, в тоже время, комплексная структура утверждения проекта
Во-вторых, для функционирования механизма государственно - частного партнерства в здравоохранении, характерен ряд экономических проблем, без решения которых механизм взаимодействия власти и бизнеса будет неэффективен и не целесообразен. К ним относят долгий период окупаемости
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
вложенных инвестиций, который накладывается на увеличение стоимости проекта в связи с масштабами, длительным периодом строительства или реконструкции, что влечет за собой увеличение финансовых издержек. Более того, если проект по строительству или реконструкции объекта ЛПУ осуществляется в пропорциональных финансовых вкладах государства и бизнеса, то государственный бюджет закладывается на более короткий временной промежуток, нежели сроки реализации некоторых проектов, что ведет к дополнительным рискам инвесторов. Следовательно, необходимо разработать механизм налоговых платежей, благодаря которому государство может «замораживать» стоимость инвестиционных вложений.
В-третьих, необходимо создание на базе высших учебных заведений института ГЧП с целью подготовки специалистов по консалтингу, экспертизе проектов ГЧП, управляющих ЛПУ [7].
Таким образом, социальная значимость внедрения системы государственно - частного партнерства высока.
В рамках модернизации системы здравоохранения, механизм ГЧП поможет решить множество существующих проблем российского здравоохранения, к которым относят, в первую очередь, низкое качество обслуживания пациентов при оказании медицинских услуг — очереди, неудобная логистика, недостаток информирования; низкую эффективность оказания медицинской помощи; низкую доступность дорогостоящих видов лечения; неудовлетворительный уровень и объем диагностических услуг. Также, проблемы, связанные со снижающемся уровне квалификации медицинского персонала также решаем путем реализации механизма ГЧП -чрезвычайно низкая заработная плата в отрасли, нехватка медицинских кадров, отсутствие в медицинских учреждениях квалифицированных управленцев, организаторов и экономистов -природа этих проблем связана с недостаточным финансированием, что может быть решено путем вовлечения дополнительных инвестиций.
Высокая изношенность медицинской техники и ее моральное устаревание; низкая оснащённость современным медицинским оборудованием; аварийное состояние помещений медицинских учреждений, потребность в капитальном ремонте и модернизации; несоответствие санитарно-гигиеническим нормативам большинства медицинских учреждений - эти проблемы характерны для современной системы здравоохранения, имеют базисное происхождение, что отражается на общей социальной оценке, которую население дает системе здравоохранения РФ.
Таким образом, становление и развитие механизма государственно- частного партнерства в системе здравоохранения способно выстроить новую, качественно отличающуюся систему оказания медицинской помощи.
Список использованной литературы:
1. Волкова Е.М. Совершенствование механизма государственно-частного партнерства при реализации социально-значимых проектов: Автореф. Диссерт. Канд. экон. Наук, Москва, 2013.
2. Назаров Г. Ф. Экономика и организация здравоохранения. СПб.: Профи-ин- форм, 2004. - 167 с.
3. Федеральный закон №224 - ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.01.2016.
4. Куликов А.Ю. Использование инструментов государственно-частного партнерства// Вестник СамГУ. -2012. - №10 (101). - С. 58.
5. Сюткин М.В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. // Проблемы современной экономики. - 2011. - №4 (11).
6. Обобщенные результаты социологических исследований отношения населения к системе здравоохранения. Министерство Здравоохранения РФ. Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.rosminzdrav.ru/news/2015/09/01/2516-obobschennye-rezultaty-sotsiologicheskih-issledovaniy-otnosheniya-naseleniya-k-sisteme-zdravoohraneniya
7. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: ООО «МИЦ»., 2010. — С. 78-80.
© Богма К.А., 2016