Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: дорогу осилит идущий'

Государственно-частное партнерство: дорогу осилит идущий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Новый этап развития негосударственного здравоохранения ознаменован принятием закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП), который заработает с января 2016 года, и для его реализации Минэкономики и Минфин готовы до конца года ввести в Бюджетный кодекс возможность местных властей получать субсидии на сроки длиннее трех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: дорогу осилит идущий»

№ 10 (140) декабрь, 2015

РЕМШиУМ

привслжье

[ Главная тема]

Государственно-частное партнерство: дорогу осилит идущий

Новый этап развития негосударственного здравоохранения ознаменован принятием закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП), который заработает с января 2016 года, и для его реализации Минэкономики и Минфин готовы до конца года ввести в Бюджетный кодекс возможность местных властей получать субсидии на сроки длиннее трех лет.

Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта ГЧП, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о ГЧП, соглашения о муниципаль-но-частном партнерстве.

Точка отсчета обозначена, но сколько пройдет времени чтобы заработали принятые в июле и вступающие в силу 1 января 2016 года нормы федерального закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве (224-ФЗ), над которым правительство работало больше двух лет - пока не ясно. Отметим, что регулирующий схожую сферу закон о концессионных соглашениях (115-ФЗ), принятый в 2005 году,

массово заработал только к 2014 году, когда, по данным Минэкономики, в РФ было заключено 435 таких соглашений. Оба закона касаются строительства мостов, транспортной инфраструктуры, аэропортов и больниц — но в случае с ГЧП возможна передача объектов в частную собственность. При этом, правда, объектами ГЧП не могут быть активы в ЖКХ, теплоэнергетике и на метрополитене, а в партнерстве не могут участвовать иностранные юрлица, компании с госучастием свыше 50%, ГУПы и МУПы.

Как отметил глава думского комитета по собственности Сергей Гаврилов, региональным парламентам в течение полугода со вступления 224-ФЗ в силу надо будет доработать местное законодатель-

ство о ГЧП, чтобы оно не противоречило федеральному, призвав региональные власти разрабатывать эффективные механизмы согласования проектов. Тем временем Минэкономики и Минфин готовят поправки к Бюджетному кодексу, ведомства хотят дать возможность регионам получать бюджетные субсидии на реализацию проектов ГЧП на срок свыше трех лет. Сейчас кодекс не позволяет местным властям брать обязательства свыше трехлетних лимитов, а практика проектов ГЧП требует больших сроков. Кроме того, Минэкономики в ближайшее время обещает закончить разработку подзаконных нормативных актов, регламентирующих конкурсные процедуры, подготовку проекта, их оценку и мониторинг реализации.

На конец 2015 года Минздрав России работу строил в направлении развития ГЧП, на основании: ♦ Приказа № 6 от 9 января 2014 г. «О Координационном

ДОЛЯ ЧАСТНЫХ КЛИНИК В СИСТЕМЕ ОМС ПРЕВЫСИЛА 20%

В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) в России за четыре года увеличилась с 7% до 20%. Об этом 24 ноября в ходе V Международного форума социальных предпринимателей и инвесторов заявила вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец. «У нас в системе ОМС еще четыре года назад доля, приходящая на частные медучреждения, составляла всего 7%. Сегодня это больше 20%», - приводит слова вице-премьера ТАСС. Чиновница также отметила, что правительство рассматривает возможность развития программ предоставления льготных кредитов для предпринимателей, задействованных в социальной сфере. «Мы сейчас разрабатываем дополнительные меры поддержки частного бизнеса, поскольку сегодня есть сложности на рынках... Это возможность дальнейшего развития программ предоставления льготных кредитов для тех предпринимателей, которые себя посвящают именно социальной сфере», - пояснила Голодец. Активность частных клиник в работе в системе ОМС ранее отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Увеличение объема рынка негосударственной медицины происходит, по его словам, с оглядкой на право выбора пациента, в какое медучреждение или к какому специалисту ему обращаться.

PEMtOUUM

Р И в с л

№ 10 (140) декабрь, 2015

совете Министерства здравоохранения Российской Федерации по государственно-частному партнерству»;

♦ Приказа № 300 от 20 июня 2014 г. «Об утверждении методики расчета значения показателя эффективности деятельности Министра здравоохранения Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»;

♦ Приказа № 334 от 27 июня 2014 г. «Об утверждении состава Координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству»;

♦ а также «Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения».

В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В долгосрочной стратегии развития здравоохранения целый раздел посвящен использованию механизма ГЧП. Минздрав планирует развивать находящуюся в федеральной собственности инфраструктуру здравоохранения, привлекая внебюджетные источники финансирования. Кроме того, государство хочет максимально уйти от хозяйственных функций, передав эту обязанность частному бизнесу, а за собой оставить только функцию контроля. Взамен частникам обещают обеспечить окупаемость их проектов, «при условии сохранения социальных обязательств государства в части оказания гражданам медицинской помощи».

Координационный совет по ГЧП Минздрава, под руководством заместителя министра Сергея Краевого, должны разрабатывать предполагаемый пакет заказов для бизнес-сообщества, описывать типовые проекты, помогать инвесторам при взаимодействии с региональными властями и создавать благоприятные условия для участия бизнеса. По его словам, бизнес больше всего хотят видеть в первичном звене оказания медпомощи и некоторых видах ВМП. Первичное звено не требует больших затрат, и ожидается, что уже в ближайшее время до 15% учреждений, оказывающих медпомощь по программе ОМС, будут частными. В регионах очень не хватает отдельных видов ВМП, например, центров гемодиализа, лучевой терапии, централизованных лабораторий для дорогостоящих исследований, так что развитие именно этих направлений хотят поручить бизнесу. Государство будет определять приоритеты для развития ГЧП, исходя из «потребностей населения в медицинской помощи и способности государства ее оказывать», заявил зам. министра, выступая на круглом столе «Проблемы практической реализации проектов ГЧП в здравоохранении». По его оценке, потребность в частных инвестициях может составить от 300 миллиардов до одного триллиона рублей. Однако пока в министерстве не могут точно сказать, сколько контрактов в силах заключить с частными организациями.

ГЛАВНАЯ ТЕМА

ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И БИЗНЕСОМ

Законодательно на федеральном уровне до начала 2016 года закреплен только один вид ГЧП - концессии. В законе 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» есть статья, посвященная и объектам здравоохранения. При таком сотрудничестве выбранная по конкурсу компания вкладывает средства в реконструкцию и оснащение учреждения, получает его в управление на оговоренный в соглашении срок и оказывает медпомощь в системе ОМС, одновременно зарабатывая на коммерческих услугах. Региональные соглашения используют уже сегодня и другие формы партнерства от создания совместных предприятий до размещения госзаказа. Сейчас в регионах реализуется 23 медицинских проекта ГЧП. В концессию передан один из роддомов в Новосибирске, центр планирования семьи в Казани, а также ГКБ № 63.

♦ Концессионное соглашение Министерства здравоохранения Республики Татарстан с медицинской российско-финской компанией «Ава-Петер» по реконструкции и модернизации Центра планирования семьи и репродукции стало первым ГЧП на основе концессии в России - 15 марта 2011 года. Объем инвестиций: 49,4 млн руб. Сроки реализации: 2011-2021 гг. Предмет концессии: капитальный ремонт, модернизация, переоснащение центра, эксплуатация.

♦ Предметом проекта «Гринфилд» стало создание современных диагностических ПЭТ/КТ центров. Обозначенный как совместный Start UP: ОАО «РОСНАНО», ЗАО «РосМедТехнолоджи» ООО «MEDILUX» (Венгрия) проводит плановое открытие ПЭТ-центров в ряде городов: Брянск, Липецк, Орел, Тамбов, Уфа, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Калуга; а также запуск циклотронов в городах: Липецк и Уфа.

♦ Концессионное соглашение Правительства Москвы с «Европейским медицинским центром» на создание на базе больницы № 63 в Москве четырех высокотехнологичных медицинских центров.

В ДЕФИЦИТЕ ВРАЧЕЙ ВИНОВАТЫ ЧАСТНЫЕ КЛИНИКИ

Как заявил мэр Нижнекамска (Татарстан) Айдар Метшин, за нехватку медицинских кадров в государственных учреждениях должны отвечать частные клиники. В Нижнекамске не хватает 110 врачей разных специальностей - педиатров, терапевтов, неврологов, акушеров-гинекологов и врачей скорой помощи. Глава города считает, что в дефиците врачей виноват и частный медицинский бизнес. «Года три-четыре назад мы договорились с руководителями частных медицинских учреждений о том, что не должно быть перехода из государственных структур в частные без согласования и компенсации. Государство несколько лет готовит квалифицированного специалиста, а частные клиники, повысив немного зарплату, забирают его. Это нечестная позиция», - цитирует Метшина «Бизнес Online». Он подчеркнул, что в случае смены места работы врача - с госбольницы на частную клинику - последняя должна обеспечить полную компенсацию подготовки специалиста, то есть отдать государству несколько миллионов рублей. Как поступать в тех случаях, когда врач обучался на платной основе, мэр города не уточнил. Айдар Метшин поручил начальнику здравоохранения по Нижнекамскому муниципальному району уделить особое внимание кадровому вопросу и условиям работы медиков.

Проблема кадрового обеспечения актуальна в целом для системы российского здравоохранения. По информации члена комитета Госдумы по охране здоровья Салии Мурзабаевой, лишь 75% потенциальных врачей, закончивших медицинские вузы, идут работать в поликлиники и больницы, а остальные выпускники не остаются в профессии.

№ 10 (140) декабрь, 2015

РЕМШиУМ

привслжье

ГЛАВНАЯ ТЕМА

♦ Концессионным контрактом является и пилотный инвестиционный проект ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна», направленный на развитие федеральной собственности инфраструктуры здравоохранения и создание конкурентоспособных производств в сфере травматологии, ортопедии и нейрохирургии.

♦ К примерам ГЧП эксперты относят совместные предприятия в регионах с платежеспособным спросом, например, сети клиник «Медси» и московской мэрии, в которых государство вкладывает в проект здание и землю, а частник проводит капитальный ремонт, закупает оборудование и управляет учреждением, получая доход от платных услуг.

♦ Получило широкое распространение сотрудничество частных диализных центров с территориальными фондами ОМС: регион покупает у частника право проводить диализ в его центре, причем тарифы могут быть очень разными. Диализ входит в ОМС, поэтому отказаться от услуг центра регион не может.

♦ Кроме того ЛПУ нередко привлекают частный бизнес для оказания услуг на аутсорсинге. Например, некоторые станции скорой помощи сотрудничают с транспортными компаниями, которые предоставляют машины и штат водителей. Автомобили дежурят на станции 24 часа в сутки, и это время оплачивается из средств ОМС в соответствии с изначально оговоренными тарифами. Широкий спектр работ в регионах выполняется на основе контрактов: на оказание услуг по лабораторной диагностике; услуги прачечной; услуги по организации питания; на ремонтные работы; услуги на вывоз и утилизации биологических отходов.

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ РАЗВИТИЯ ГЧП В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Федеральный закон о ГЧП предусмотрел широкий спектр форм партнерства, в которых государство будет определять объем и качество медицинских услуг, сохраняя за собой право собственности на объект. Главная идея этой политики:

государство платит только за оказанную медицинскую услугу и не несет бремени по содержанию больниц. Частный партнер, со своей стороны, получит доход в виде платы за оказание услуг, а также свою долю рисков управления проектом. Станет возможна реализация такой схемы, при которой инвестор сможет брать в аренду и управление уже готовые объекты с обязательством по их дооборудованию и использованию. Услуги, за которые оно отвечает, государство поручает проводить частному партнеру за счет собственных ресурсов - временных, кадровых, финансовых. И за это предоставляет ему определенные преференции, дающие конкурентные преимущества на рынке.

Обозначены и основные преимущества ГЧП: альтернатива приватизации; альтернатива неэффективного управления; повышение эффективности проекта; сбалансированное распределение рисков; повышение доступности; улучшение качества работ и услуг; применение новейших технологий; модернизация инфраструктуры; снижение коррупции; создание гибких (компромиссных) моделей реализации проектов.

С другой стороны общественные объединения врачей предлагают развивать прежде всего эффективность государственно-бюджетной модели здравоохранения. Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский также считает, что ГЧП в отечественном здравоохранении приведет к росту числа плат-

ГЧП НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Привлечение внебюджетных источников развития на основе государственно-частного партнерства в здравоохранении Нижегородской области настоящее время реализуется в следующих направлениях: 1) привлечение частных медицинских организаций для реализации ПГГ: при оказании первичной медико-санитарной помощи (частные поликлиники), специализированной помощи (гемодиализ, проведение КТ и МРТ исследований, селективной коронаро-графии), скорой медицинской помощи; 2) реализация инвестиционных проектов: развитие ядерной медицины в виде создания 2-х ПЭТ-центров, «Семейного медицинского центра «Мать и дитя», 2-х центров реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - с общим объемом инвестиций свыше 5 млрд рублей.

ных услуг. «Отказ от управления муниципальными медучреждениями - не что иное, как сворачивание бесплатной медицины и дополнительная возможность заработка для частного бизнеса», - говорит Саверский. Обострение политических и экономических проблем в России и в мире, последовавшие санкции, обвал национальной валюты - все это провоцирует серьезный дефицит ресурсов в медицине - кадровых, финансовых, производственных». Представители медицинской общественности видят в поддержке ГЧП угрозы и призывают Минздрав прислушаться к сообществу и работать в направлении поддержки государственных лечебных учреждений.

ГЧП ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Процесс развития государственно-частного партнерства в здравоохранении Чувашской Республики проходит поступательно. В 2015 году 15 частных организаций участвуют в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, действует Центр гемодиализа, по проекту «Новая скорая» полностью обновлен автопарк машин скорой медицинской помощи гг. Чебоксары, Новочебоксарск и Канаш, запущен первый в России Центр переработки медицинских отходов, в республику поступил дорогостоящий маммографический комплекс, обследование на котором будет проводиться бесплатно в рамках программы диспансеризации и по направлению лечащего врача. Министр Алла Самойлова в ходе рабочей встречи в июне 2015 года призвала руководителей частных клиник активнее включаться в Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Объединенные усилия государственных и частных медорганизаций позволят снизить напряженность, связанную с дефицитом врачебных кадров, улучшить качество оказываемой медицинской помощи жителям республики. Обсуждаются перспективы создания частных многопрофильных клиник в республике, которые объединят разрозненные на сегодняшний день коммерческие медицинские организации. Предлагается использовать возможность проведения заседаний коллегии Минздравсоцразвития Чувашии и совещаний главных врачей при участии руководителей частных медорганизаций с целью достижения большей согласованности действий в медицинском обслуживании жителей республики. В системе Медицинского портала «Здоровая Чувашия» и в электронной регистратуре наряду с государственными ЛПУ появляется информация по коммерческим медорганизациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.