Научная статья на тему 'Социальная дистанция субъектов политики от власти в региональном пространстве'

Социальная дистанция субъектов политики от власти в региональном пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
164
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ / ИЗМЕРЕНИЕ / ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ / ПРОСТРАНСТВО РЕЗИДЕНТНОЕ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алтемерова Олеся Александровна

В работе поднимается проблема измерения социальной дистанции субъектов политики от власти в региональном пространстве. Социальная дистанция рассматривается как инструмент измерения статусноиерархических отношений субъектов в политическом пространстве региона. С учетом специфики региона, дифференциации интересов населения, их взаимодействия с органами власти определяется необходимость измерения социальной дистанции субъектов в политическом пространстве региона. Предлагается измерительный механизм социальной дистанции в политическом пространстве региона с помощью метода анализа иерархий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная дистанция субъектов политики от власти в региональном пространстве»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

2. HEEKS, R. & BAILUR, S. Analyzing e-government research: perspectives, philosophies, theories, methods and practice. Government Information Quarterly, 24, 2007.

3. HENDERSON, J. & VENKATRAMAN, N. Strategic alignment: Leveraging information technology for transforming organizations. IBM Systems Journal, 38, 1999.

4. LAYNE, K. & LEE, J. Developing fully functional E-government: A four stage model. Government Information Quarterly, 18, 2001.

5. WEBSTER, F. Theories of the Information Society, London, 2002.

© D A Suârez, 2016.

УДК 316+303.22

Алтемерова Олеся Александровна

магистр социологии, аспирант кафедры социологических наук, старший преподаватель Кемеровского

государственного университета, г. Кемерово E-mail: aoamail@rambler.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ ОТ ВЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

В работе поднимается проблема измерения социальной дистанции субъектов политики от власти в региональном пространстве. Социальная дистанция рассматривается как инструмент измерения статусно -иерархических отношений субъектов в политическом пространстве региона. С учетом специфики региона, дифференциации интересов населения, их взаимодействия с органами власти определяется необходимость измерения социальной дистанции субъектов в политическом пространстве региона. Предлагается измерительный механизм социальной дистанции в политическом пространстве региона с помощью метода анализа иерархий.

Ключевые слова

Дистанция социальная, измерение, отношения политические, пространство резидентное,

модель социальной дистанции.

Конфигурацию регионального пространства составляют сегменты влияния размещенных в пространстве политических субъектов, имеющих различные статусы и компетенции по отношению к власти (региональной, муниципальной). Меритократический вес и статусно-иерархические возможности этих субъектов, а также отношение к ним со стороны организационных структур и представителей власти отражает социальную дистанцию.

Социальная дистанция упорядочивает позиции субъектов политики от власти, отражая очерченность границ регионального пространства. Процесс дистанцирования характеризуется социальными траекториями перемещения субъектов в политическом пространстве и связей между ними. В иерархически организованном политическом пространстве региона люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практически идентичные функции в пределах каждой из этих групп, находятся, тем не менее, не в одинаковом социальном положении с позиций статусно-иерархического подхода. В кризисных ситуациях изменяется структура пространства, наполненность социальных ролей, а, следовательно, изменяется социальная дистанция между субъектами политики. Остро стоит вопрос о выявлении факторов, влияющих на социальную дистанцию и процесс дистанцирования субъектов политики от власти, с помощью которых возможно измерение социальной дистанции.

В основе резидентного размещения политических субъектов в пространстве региона лежат концепции

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

социального и политического пространства (П. Бурдье, А. Ф. Филиппов), теории власти (М. Вебер, Т. Парсонс, М. Фуко, П. Бурдье). Субъекты политики - участники политического пространства, имеющие особые интересы, способные определять средства их реализации и оказывать воздействие на процессы осуществления политической власти, на лиц, принимающих политические решения и пр.

В региональном пространстве размещены субъекты, осуществляющие взаимодействие с органами и представителями власти для реализации интересов и вмененных обязанностей.

Размещение субъектов политики в пространстве региона зависит от концентрации социальной базы, например, партийных организаций, от профиля городов и их вклада в политический и экономический потенциал региона (значимости и состояния дел), от компетенций лидеров (не только их профессионализма, но и других возможностей, например, связей с влиятельными людьми, вложенного интеллектуального капитала вроде последователей, учеников, выдвиженцев на ответственные должности в стране и регионе). В особо важный период (выборы, проведение решений в жизнь) у власти должны быть резиденты, представляющие интересы населения, территорий, самих организационных структур власти. Участие во взаимодействии с субъектами политики осуществляется непосредственно через резидентов партийных организаций, профсоюзных, молодежных общественно-политических организаций и движений политических лидеров либо опосредованно - через группы интересов, лоббистов. Главной движущей силой в преодолении социальной дистанции выступает социальный интерес субъектов политики: сохранить или улучшить свой социальный статус и политический интерес, реализуемый с помощью политических средств.

Отправляясь от идеи Т. Парсонса о «резидентном размещении» в пространстве, выраженной в работе А. Ф. Филиппова [3, с. 9], будем понимать резидентность как нахождение субъекта на определенной политически контролируемой территории для организации взаимодействия с органами власти и их представителями. Это понятие означает устойчивое фиксирование, закрепление позиций субъектов политики на определенных местах регионального пространства в процессах взаимодействия с властными структурами.

Для установления социального порядка в пространстве необходимо действие норм и законов, по которым проводится локализация субъектов политики, их ранги и позиции имеют значимость в определенных полях пространства и носят резидентный характер. Размывание границ пространства создает ряд проблем, таких как уничтожение первоначального социального порядка, несоответствие занимаемым позициями в пространстве. В устойчивой системе связи субъектов подвижны в некоторых границах поля, социальные перемещения (мобильность) возможны в вертикальном и горизонтальном направлениях. Интенсивность связей определяется социальным дистанцированием, которое может нарушить социальный порядок в пространстве при вертикальном перемещении по лестнице престижа, собственности или власти [3].

Инструментами конструирования собственных интересов в политическом пространстве выступают профсоюзные, партийные организации, социальные технологии мобилизации и демонстрации намерений. Согласно П. Бурдье [1, с. 20], его идее гомологии между различными полями социального пространства, выделяются резиденты в политическом пространстве в лице партийных и профсоюзных лидеров, доверенных лиц, являющихся представителями субъектов политики. Мобилизация людей и объединений в организованные социальные движения со своими представителями, занимающими наиболее близкие позиции, не исключает возможность объединения между людьми, разделенными большой социальной дистанцией.

Политическое пространство предполагает непосредственную связь с территориальной локализацией субъектов взаимодействия. В этом случае очерчивание границ субъектов политики образуется через действия резидентов по отношению к другим субъектам политического пространства. Политическое пространство, соприкасающееся с социальным пространством, имеет свои границы, выход за которые будет означать потерю собственных качеств. В итоге образованные социальные дистанции будут деформироваться.

Деформация политического пространства означает изменение связей между субъектами отношений и позиций. Начинает проявляться власть одних групп над другими путем внедрения собственных интересов в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

политические цели. Доминирующие группы ограничивают мнения и действия других, получают возможность конструировать свои позиции и устанавливать социальные дистанции, кратчайшие по отношению к властным структурам и лицам, принимающим решения в пространстве региона.

Рассматриваемая схема (Рис. 1) размещения субъектов политики в пространстве региона отражает связи взаимодействия резидентов в пространстве. Сетевая модель представленных связей предполагает множество взаимодействий и отношений между субъектами в политическом пространстве и перемещения в другой сегмент поля политики, характеризующиеся различной длиной социальной дистанции.

Рисунок 1 - Резидентное размещение взаимодействующих субъектов в политическом пространстве региона

Резидентура (доверенное лицо организации или движения, лоббист), которая является движущей силой в выражении политических намерений и интересов, взаимодействует с субъектами политики и оказывает влияние друг на друга. Действия резидентов политического взаимодействия выражаются во включенности в многоуровневую систему социально-политических отношений субъектов политики. Дистанцирование политического взаимодействия резидентуры позволяет очертить границы пространства влияния и расстановку политических субъектов, их позиции, цели и средства реализации политических интересов. В совокупности данная схема позволит понять механизм функционирования и развития политического субъекта, выявить и измерить дистанции между субъектами политики. Измерение социальной дистанции между политическими субъектами осуществляется вместе с оценкой ресурсообеспеченности субъектов взаимодействия в политическом пространстве региона.

С помощью анализа иерархий нами предлагается трехуровневая иерархическая модель социальной дистанции (Рис. 2). Её структура построена из ряда компонент: первичные факторы, критерии (определяющие влияние на социальную дистанцию), альтернативы (с учетом непосредственных участников взаимодействия). После построения иерархии применяется метод парных сравнений ее составляющих элементов, основанный на оценке каждой альтернативы, ее важности для решения задач вышестоящего уровня [2]. Для оценки степени изменения социальной дистанции в отношениях субъектов политики и власти должен быть проведен опрос экспертов для получения данных, которые обрабатываются методом парных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ^БЫ 2410-700Х

сравнений. Полученные весовые коэффициенты составляют нижний уровень иерархической модели социальной дистанции.

Рисунок 2 - Трехуровневая иерархическая модель социальной дистанции Обозначения: критерии П1 - Наличие сторонников, П2 - Мобилизация в группы, общественные

организации, П3 - Политическое участие, А1 - Количество и характер занимаемых постов в государственном и местном управлении, А2 - Возможность манипулирования управленческими решениями, А3 - Адаптация к местным условиям, интенсивность внедрения управленческих решений, С1 Степень формализации, С2 - Влияние и политический вес, С3 - Социальный капитал; альтернативы А -партийные организации, Б - профсоюзные организации, В - заинтересованные группы, Г - молодежные организации, Д - социальные движения, Е - неправительственные организации.

А =

Вектор приоритетов w = , w2 >•••> ^) по соответствующей матрице парных сравнений

а 1 ••• а

определяется как среднее геометрическое аг = • аа •...• аы , нормированное по сумме

>ц "12 ••• "1я

а | а 22 •••

2п

Vап1 ап2 ••• апп)

элементов собственного вектора а =

а = ^ а-

1=1

Приоритеты синтезируются, начиная со второго уровня к нижестоящим уровням. Локальные приоритеты перемножаются на приоритет соответствующего критерия на вышестоящем уровне и суммируются по каждому элементу в соответствии с критериями, на которые воздействует элемент.

Общий вид выражения для вычисления векторов приоритетов альтернатив определяется следующим

образом: = [Ж^ , ^ ^ ] • №¡1,

где - вектор приоритетов альтернатив относительно элемента Е[ 1, определяющий j -й столбец

матрицы, - вектор приоритетов элементов Е[ 1, Е'2 1, ..., Е1п 1, связанных с элементом Е2

Е з 3

вышестоящего уровня иерархии.

В таблице 1 представлены данные иерархического синтеза для оценки социальной дистанции. Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет сделать вывод о том, что наименьшая социальная дистанция от власти наблюдается у партийных организаций.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Таблица 1

Вычисление общего веса субъектов политики по отношению к каждому

Социальная дистанция Приоритеты субъектов политики

А* Б В Г д Е

приоритеты факторов приоритеты критериев

административный 0,649 AI 0,58 0,46 0,24 0,09 0,12 0,06 0,03

А2 0,31 0,4 0,22 0,09 0,18 0,07 0,04

A3 0,11 0,36 0,22 0,05 0,15 0,07 0,15

политический 0,279 П1 0,58 0,39 0,24 0,04 0,16 0,07 0,10

П2 0,35 0,21 0,12 0,15 0,09 0,37 0,06

ПЗ 0,07 0,4 0,09 0,19 0,14 0,13 0,05

социально-экономический 0,072 С1 0,55 0,34 0,18 0,06 0,16 0,07 0,19

ф 0,34 0,41 0,17 0,14 0,12 0,06 0,10

сз 0,10 0,33 0,26 0,16 0,1 0,08 0,07

Обобщенные веса субъектов политики 0,40 0,21 0,09 0,14 0,10 0,06

*- А - партийные организации, Б - профсоюзные организации, В - заинтересованные группы, Г -молодежные организации, Д - социальные движения, Е - неправительственные организации.

Применение метода анализа иерархий позволило провести измерение социальной дистанции во взаимодействиях субъектов политики с властью. С помощью разработанной модели социальной дистанции социологи, управленцы могут находить пути сокращения дистанции, выявлять ее востребованность в политическом пространстве региона, своевременно определять процесс ускорения дистанцирования населения от власти.

Список использованной литературы:

1. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц.; Отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. 576 с.

2. Саати Т. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991. 224 с.

3. Филиппов А. Ф. Мобильность и солидарность // Социологическое измерение. 2011. Т. 10. № 3. С. 4 - 20.

© Алтемерова О. А., 2016

УДК 316.4.

Богма Кристина Александровна

Аспирант кафедры социологии Южно - Российского института - управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, РФ.

e-mail: bogmakrisina@yandex.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация

Становление и развитие механизма государственно - частного партнерства в здравоохранении наиболее актуально в настоящее время, когда осуществляется модернизация системы здравоохранения, разрабатывается новый алгоритм управленческих действия по формированию ее эффективного вектора развития. Однако,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.