ситуация несоответствия формального и реального права, что оказывает непосредственное влияние на процесс правовой социализации молодежи. С одной стороны, в стране действуют демократические правовые кодексы, существуют институты, призванные принимать участие в правовой социализации и транслировать в молодежную среду установки на законопослушное поведение. С : другой - население России, и прежде всего молодежь, не чувствует правовой защищенности по причине того, что многие законы не реализуются на практике, а функционирующие социально-правовые институты действуют неэффективно, фактически отстранившись от проблем различных социально-демографических групп < и особенно молодежи. Неспособность государствен- : ных органов надежно защитить конституционные права своих граждан, создать им необходимые условия для достойной жизни и продуктивной общественно-полезной деятельности в легальном правовом пространстве оборачивается повышенной криминогенностью российского общества, отчуждением значительной части населения от государства и права.
Институт переподготовки и повышения квалификации РГУ
Литература
1. Заславская Т.И. О социальных факторах расхождения формально-правовых норм и реальных практик // Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики. М., 2002. С. 13.
2. Ерофеев Ю.Н. Уголовно-правовая тематика в произведениях кино и формирование правовой культуры молодежи. М., 1985.
3. Чинчиков А.А. Правовая культура: проблема социологического анализа // Изв. вузов. Правоведение. 1997. № 7. С. 169-170.
4. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004. С. 12.
5. Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. СПб., 1998.
6. Мухин В. Пять преступлений в минуту // Независимая газета. 2003 г. 12 февр. С. 10.
7. Олейник А.Н. «Жизнь по понятиям»: институциональный анализ повседневной жизни «российского простого человека» // Политические исследования. 2001. № 2. С. 47.
'_6 декабря 2006 г.
© 2006 г. А.Р. Тузиков, С.А. Алексеев
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МАССОВОГО СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
До сегодняшнего времени среди и академических кругов, и спортивных специалистов, и общественности наблюдается странное совпадение в неопределенности трактовки понятий «физическая культура» и «массовый спорт». На протяжении десятилетий воспроизводится жесткое смысловое увязывание деятельности, направленной на достижение победы в соревнованиях с термином «спорт», а направленной на оздоровление и культивирование социально-ценной физической активности - с термином «физическая культура». При этом спорт как институционализированная соревновательная активность имеет более высокий статус, чем «просто» физическая культура.
На наш взгляд, сегодня важно убрать такое статусно-смысловое различие между этими понятиями. Полагаем, что физическая культура - общее понятие, характеризующее культивирование ценностного отношения к человеческой телесности и духовному развитию. Спорт же, как и физическая культура, является, с одной стороны, частью культуры общества, с другой -социальным институтом. К разновидностям спорта относятся коммерческий (цель - зарабатывание денег за счет продажи шоу в виде спортивного состязания); полупрофессиональный (цель - победа в соревнованиях, которая приносит материальные выгоды, но они - не главный и единственный источник существования спортсмена); профессиональный (цель - достижение высшего спортивного мастерства спортсменов, для которых тренировки и участие в соревнованиях - основ-
ной род занятий в жизни, главный источник доходов и возможностей заключения выгодных рекламных контрактов) и массовый. Эта классификация представляет собой идеальную типизацию в соответствии с критерием главной цели. На практике, конечно, происходит взаимное переплетение данных разновидностей спорта.
Массовый спорт не может претендовать, по определению, на достижение высших спортивных результатов по сравнению с профессиональным. Он нацелен скорее на личностное развитие и решение социальных задач (социализация, оздоровление, интеграция, содержательный досуг и т.п.). Однако именно эти цели имеют большое социальное значение и их решение чрезвычайно важно в современной России. Массовый спорт включает в себя детский и юношеский (вне специализированных ДЮСШ и ТТТВСМ), рабочий и спорт по месту жительства.
Несмотря на второстепенную по сравнению с «большим спортом» роль в советский период истории России, до 30 % населения в той или иной форме были вовлечены в физкультурно-спортивную активность, в том числе и в форме занятий массовым спортом.
Как и в других областях жизни, в сфере массовой физической культуры и спорта проявили себя неоднозначные последствия реформ 90-х гг. С одной стороны, наблюдается рост качественных спортивных услуг населению (шейпинг-залы, фиттнес-холлы, теннисные корты, залы для боулинга, дартс и др.); активно развиваются внутриведомственные формы массового спор-
та, причем на высоком уровне обеспеченности инвентарем и спортсооружениями (спартакиады РАО ЕЭС и Газпрома, первенства городов среди команд банков). С другой - явно сократилось количество занимающихся физкультурой и спортом. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается не более 10-15 % населения, а в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 %.
В ходе социологических опросов подавляющее большинство респондентов в качестве основных причин своей физкультурно-спортивной пассивности указывают отсутствие свободного времени и условий для занятий. Не отрицая важности наличия свободного времени, на наш взгляд, нельзя не учитывать и того, что каждый человек в свободное время сам выбирает, чем ему заниматься, исходя из своих интересов, потребностей, из сложившейся у него системы знаний и ценностных ори-ентаций. Так, согласно исследованиям В.И. Столярова и Н.В. Кудрявцевой, «те лица, которые ссылаются на нехватку времени для занятий физкультурой и спортом, находят время для того, чтобы в свое свободное время заниматься другими видами деятельности, например, смотреть телевизор, слушать музыкальные записи, ходить в кино, на танцы и т.д. Так, 39,8 % опрошенных студентов регулярно и 41,4 - часто читают газеты и журналы; 43,7 - регулярно и 37,3 - часто смотрят телевизионные передачи и видеозаписи, 53,8 - старшеклассников-юношей и 64,1 % девушек регулярно читают книги, газеты, журналы и т.д. Выбор именно этих видов деятельности, а не занятий физкультурой и спортом, свидетельствует не об отсутствии времени для этих занятий, а в первую очередь о том, что они по своей значимости, интересу и полезности уступают в оценке людей другим формам проведения досуга» [1].
Указанные выше авторы на основе многочисленных социологических исследований выделяют следующие основные субъективные причины относительно низкой социальной значимости спорта в глазах российского населения:
1. Переоценка большинством россиян состояния своего здоровья и физического развития. Поскольку люди довольно высоко оценивают первое, у них нет оснований для включения в активные занятия спортом.
2. Распространенное мнение, что состояние здоровья человека зависит не столько от его собственных усилий и двигательной активности, сколько от других факторов: генетических, экологических и др.
3. Уверенность многих людей в наличии иных средств воздействия на здоровье и физическое развитие человека, которые по эффективности не уступают занятиям физкультурой и спортом, а даже превосходят их (пассивный отдых, лекарства, средства народной медицины, алкоголь, физическую работу на производстве, в саду и дома).
4. Нежелание тратить усилия на длительные, регулярные и систематические занятия физкультурой и спортом, четкое соблюдение режима дня, отказ от многих вредных привычек.
5. Низкий статус оздоровления и физического совершенствования в общей системе жизненных ценностей, ценностных установок.
Основная причина слабой ориентации людей в своем реальном поведении на здоровье и высокий уровень физического развития - отсутствие достаточно существенных моральных и материальных стимулов, культурных традиций и обычаев, подталкивающих их к этому.
Массовый спорт явно недооценен в нашей стране как весьма интересное и функциональное по социальной ценности зрелище и форма физической активности. Всеми средствами пропаганды и рекламы нужно отстаивать идеи проведения массовых, доступных каждому члену общества любительских соревнований. Следует развивать такие формы международных спортивных состязаний, в которых могли бы участвовать рядовые граждане, а не только специальным образом подготовленные и хорошо тренированные. Так, Д.А. Климов выдвигает идею, согласно которой немецкому «Фольксвагену» и итальянскому «Фиату» предлагается выставить футбольные команды из числа своих рабочих и сразиться с аналогичной командой, например, нашего завода «ВАЗ» [2]. Можно организовывать международные соревнования между школьниками и студентами, жителями микрорайонов городов-побратимов. Главным условием должно быть то, чтобы участников этих соревнований не готовили к выступлениям специально за год, с отрывом от работы или учебы. Освещение этих соревнований в СМИ и на телевидении может привести на спортивные площадки очень многих.
Большое значение имеет и организационный аспект проблемы. Так, по данным экспертного опроса, проведенного в г. Москве, одним из главных звеньев в системе организации массового спортивного движения должен стать микрорайон, где предполагается развитие сети клубов, центров и пунктов оздоровления и реабилитации средствами физической культуры и спорта. Среди опрошенных 65 % считают эффективной формой физкультурной и спортивной работы организацию оздоровительных клубов, приближенных к месту жительства [3].
Сходные проблемы и тенденции в развитии массового спорта наблюдаются и в регионах России. Так, в республике Татарстан общая численность занимающихся физкультурой и спортом не превышает тех же среднероссийских 10 %. При этом сюда включаются и те, кто только эпизодически участвует в спартакиадах и других массовых соревнованиях. Вторичный анализ результатов социологических исследований местных социологов и наши исследования репрезентативной выборки в 1000 чел. показывают, что большинство респондентов (85 %) в качестве привлекающих к занятиям физической культурой и спортом факторов указывают «близость расположения спортивно-оздоровительного учреждения» и «доступность занятий в спортивных секциях». С ростом материального благосостояния возрастает значение и таких факторов, как «наличие профессионального тренера» и «комфортные условия для занятий».
О том, какая форма наиболее импонирует населению, можно судить из распределения ответов респондентов на вопрос о наиболее привлекательной форме физкультурной активности. Наибольшей привлекательностью для всех групп респондентов (70 %) обладают секцион-
ные занятия по видам спорта. О том, какого рода занятия должны проходить в этих секциях, косвенно можно судить на основании ответов на вопрос о любимых видах спорта. Исследования показывают, что наиболее предпочитаемы игровые командные (футбол, волейбол, хоккей) и рекреационные (плавание, лыжи) виды спорта.
Регрессионное моделирование силы влияния различных факторов на потребность в физической ак-
При построении регрессионной модели в качестве зависимой переменной принята склонность к физической активности (Б). В результате, например, для такой социально-демографической группы, как молодежь (а эта группа представляется наиболее важной при организации физкультурно-спортивной работы), для субъективных и объективных факторов были получены следующее соотношения: F = 0,524 + 0,264А1 + 0,195 А + 0,274А + 0,315А + 0,269А + 0,285А + 0,129А,
2 ' 3 7 4 ' 5 ' 6 7 I7
F = 0,697 + 0,189В2 + 0,109С1 + где F - уровень физической активности; А., В., С., - факторы, влияющие на физическую активность; £ - сумма членов с малыми регрессионными коэффициентами.
Следует отметить, что фактически такие же значения получаются и при построении регрессионных моделей для всего населения.
Очевидно, что наиболее выраженным субъективным фактором обусловливающим активность личности в занятиях физической культурой и спортом является нацеленность на достижение спортивного успеха, что можно считать явно выраженным социальным запросом на массовый спорт.
Среди мер, которые предлагаются в наши дни для его развития, - создание широкой сети детско-юношеских спортивных школ, развитие детского спортивного движения и т.п. Но при господствующих взглядах на роль массового спорта в стране бесперспективные для
тивности выявило, что наиболее важным среди широкого спектра факторов (таблица) является желание повысить и сохранить физическую подготовленность, воспитать волю, характер, целеустремленность и желание добиться спортивных результатов (спортивный результат в данном случае предполагает установление личных достижений, победу в соревнованиях, но не в масштабе спорта высших достижений).
его высших достижений дети оказываются за стенами спортивных школ и секций. Заправилам спортивного бизнеса нужны отдельные рекордсмены и чемпионы, а не поголовно здоровое поколение. Сказанное не означает принижения роли «большого спорта». Он, безусловно, необходим. Речь идет только о том, чтобы массовый спорт не стал «заложником» бизнесменов от спорта. Каждый из данных видов физкультурно-спор-тивной активности имеет свои задачи, и хотя они в чем-то пересекаются, но не являются идентичными.
Ведь и Президент РФ, и законодательство нацеливают нашу политику в области физической культуры и спорта, прежде всего, на достижение физического здоровья нации. Помимо тысяч людей, надрывающих свои силы в погоне за рекордом, нам необходимы миллионы просто крепких и здоровых людей, для которых занятия спортом - приятное и естественное дополнение к их трудовой и общественной жизни.
В этой связи целесообразной выглядит перестройка механизма социального управления массовым спортом. Основной акцент должен быть сделан на обеспечении взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с общественными организациями.
Существующая структура государственных, общественно-государственных и «просто общественных» спортивных организаций не столь эффективно решает задачи повышения социальной значимости массо-
Независимые переменные, используемые при построении регрессионной модели физической активности
Фактор Обозначение
Желание: повысить и сохранить физическую подготовленность А
оптимизировать вес, улучшить фигуру А,
снять усталость и повысить работоспособность А,
добиться спортивных успехов А4
воспитать волю, характер, целеустремленность А
рационально проводить время А
укрепить здоровье А
Близость расположения спортивно-оздоровительных заведения В,
Доступность занятий в спортивных секциях В,
Наличие профессионального тренера В,
Комфортность условий для занятий В4
Уровень: пропаганды здорового образа жизни В5
доступности информации о различных спортивно-оздоровительных учреждениях В6
знаний и навыков для организации самостоятельных занятий спортом С2
организации спортивно-оздоровительной работы С5
Количество спортивных площадок С,
Наличие: инвентаря и спортивной формы С,
финансовых средств для оплаты спортивных занятий С4
вого спорта, так как: а) в большей степени нацелена на развитие спорта высших достижений (федерации, ведомственные спортобщества); б) не всегда отвечает потребностям населения в области удовлетворения потребности в физической активности; в) отсутствует система постоянного взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций. В результате общественные организации недостаточно вовлечены в процессы регулирования развития массового спорта в качестве полноправных субъектов.
Длявыяснениянаиболееперспективныхформвзаимо-действия органов власти и управления с общественными организациями нами совместно с К.С. Хуснутдиновым проведен опрос экспертов. В качестве методики использовалось неформализованное интервью. Расчет выборки основывался на том, что нас прежде всего интересовали специалисты, непосредственно имеющие дело с проблемами массового спорта. Объем генеральной совокупности с учетом того, что Татарстан делится на 54 административных района, составляет примерно 200 чел. В результате выборочная совокупность составила примерно 10 % от объема генеральной совокупности. В нее кроме экспертов из Республики Татарстан были включены эксперты из Самарской области и Республики Башкортостан. Численность выборки составила 25 чел., что является статистически значимым.
Проведенное исследование, показывает, что спортивные клубы по месту жительства, по мнению 56 % (14 чел.) экспертов, являются наиболее эффективной формой организации массового спорта и способствуют повышению его социальной значимости.
О большой роли спортивных клубов в организации массового спортивного движения говорит и опыт западных стран. Так, в Финляндии 450 тыс. чел. (34 % населения), включая детей и молодежь, - члены различных спортклубов рекреационной направленности [4]. Модель массового спорта в Бельгии также реализуется через спортклубы [5].
Муниципальные органы власти в округах, городах и общинах считают себя первыми помощниками в деятельности спортклубов, предоставляя муниципальные спортсооружения в распоряжение клубов. Именно благодаря этому, например, в Германии спортивные клубы предлагают сегодня около 240 видов физической и спортивной активности.
Таким образом, результаты экспертного опроса и анализ зарубежного опыта свидетельствуют о том, что, во-первых, самым перспективным партнером государства «внизу» является спортивный клуб (в том числе и по месту жительства), а во-вторых, развитие массового спорта невозможно без активной координирующей роли государственных и муниципальных органов управления.
Исторически сложилось, что государственный механизм управления физической культурой и спортом в нашей стране представляет собой сложную систему, включающую в себя различные ведомства, что не исключает конфликты ведомственных интересов. Исследования показывают, что более эффективное развитие массового спорта и повышение его социальной значимости требует государственного регулирования,
а не прямого администрирования. Участие государственных органов в этом процессе предполагает разработку стратегических направлений и координации деятельности органов власти и общественных организаций.
После избрания В.В. Путина главой государства в стране был создан Совет по физической культуре и спорту при Президенте РФ как высший координирующий орган. Но если на федеральном уровне он уже функционирует, то на уровне субъектов федерации и особенно на муниципальном уровне стройная система, координирующая всю работу в области развития физической культуры и спорта, еще не создана.
Определенный опыт накоплен в Омске, где действует программа «Спортивный город» [6]. Во многом ее реализация стала возможна благодаря координационному совету по физической культуре и спорту - Муниципальному центру «Здоровый город». В него входят специалисты и организаторы массового спорта, выдающиеся спортсмены области, наиболее авторитетные представители физкультурно-спортивных организаций и клубов, омский городской общественный фонд поддержки детского и массового спорта.
Концепция административной реформы делает акцент на развитии местного самоуправления. Муниципалитеты находятся ближе к повседневным нуждам людей, сохраняя большую гибкость и мобильность в решении местных проблем. Касательно сферы физической культуры и спорта муниципальная власть, находящаяся в непосредственном контакте с избирателями, может наиболее адекватно понимать и развивать актуальные для данных территорий виды спорта для всех.
В рамках спортивного клуба по месту жительства возможно объединение на основе территориальных общностей и спортивных интересов в области «народных» спортивных игр лиц, принадлежащих к разным социально-классовым и возрастным группам. Такой клуб может объединять в своих рядах разновозрастной состав населения и использовать чувство местного патриотизма при проведении различных соревнований типа спартакиады и первенства района, города, республики по отдельным видам спорта. Являясь юридическим лицом, такой клуб может более успешно привлекать спонсорские деньги от учредителей и просто бизнесменов проживающих в своем районе.
Взаимодействие спортивных клубов по месту жительства с республиканской, городской и районными администрациями должно выражаться в формировании единого координирующего органа - совета по физической культуре и спорту города и района. Такой же совет должен быть создан и при главе исполнительной власти субъекта федерации. Таким образом, реализуется вертикаль власти в области физической культуры и спорта, тем более, что при Президенте Российской Федерации такой совет уже существует. Это будет более эффективной формой государственного регулирования, учитывающего инициативу «снизу» с возможностями главы республиканской власти. Порядок формирования данного координирующего органа, по мнению опрошенных нами экспертов (20 чел. - 80 %), должен выглядеть сле-
дующим образом: 1) глава правительства субъекта РФ и все должностные лица из правительства и депутатского корпуса, отвечающие за развитие спорта кооптируются;
2) спортивные федерации избирают из своего числа 2-3 наиболее авторитетных представителей на республиканской конференции Ассоциации спортивных федераций;
3) наиболее массовые ФСО кооптируют своих руководителей; спортклубы (Ассоциация спорт клубов республики) избирают на республиканской конференции своих представителей от крупнейших городов и от сельских районов - 2-3 чел.). Применительно к Республике Татарстан председателем Совета является ее Президент. Столь высокий уровень связан, во-первых, со значимостью социальных функций массового спорта, а во-вторых, с особенностями построения системы управления в нашей республике. Данный совет мог бы стать органом, интегрирующим все субъекты управления физической культурой и спортом. Ему бы подчинялись аналогичные советы на местах (при мэрах в городах, при главах администраций в районах и главах местного самоуправления на местах). В состав координационных советов целесообразно было бы включить глав исполнительной и законодательной власти, представителей общественных организаций и бизнеса. Низовой ячейкой управления массовым спортом, на наш взгляд, должен стать спортивный клуб по месту жительства. Он должен стать полноправным субъектом управления массовым спортом, так как его представители вошли бы в координационный совет соответствующего уровня и могли бы ставить вопросы, и принимать участие в их решении в кооперации с другими субъектами управления. Система управления обрела бы законченную стройность. В структуру Совета входят комиссии (по спорту высших достижений, по массовому спорту, по пропаганде здорового образа жизни) и рабочие группы (по реализации
Казанский государственный энергетический университет
принятых перспективных планов мероприятий, например, Спартакиады субъекта федерации среди сборных муниципальных образований). Решения Совета являются обязательными для всех должностных лиц и визируются губернатором/Президентом. Подобная же схема, на наш взгляд, вполне функциональна и при формировании городских и районных Советов по ФКиС при главах администрации. Так считают и большинство (80 %) из опрошенных нами экспертов.
Проведенные исследования позволяют утверждать, что без существенного изменения сложившейся в постсоветское время ситуации в сфере пропаганды и организации массового спорта невозможно повышение его социальной роли и значения в обществе.
Литература
1. Столяров В.И., Кудрявцева Н.В. Физкультурно-спортив-ная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 9. М., 1998. С. 94.
2. Дуэль // www.duel.ru
3. Детско-юношеский спорт и физкультурная работа в Москве в оценках школьников, родителей и специалистов по физкультуре // Пульс. 2002. № 12.
4. Raikkala M. Sports club as an environment for young people's non-competitive sports // Sports for all. Helsinki, 1993; Sports and physical education in Finland. Helsinki, 1989.
5. Движение «спорт для всех» в Бельгии // Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах. 1989. № 4. С. 14-15.
6. Расин М.С., Носков С.А. Роль местного самоуправления в развитии спорта и физической культуры населения по месту жительства // Теория и практика физической культуры. 2004. № 3. С. 9.
30 июня 2006 г.
© 2006г. B.C. Чабан
О СТРУКТУРЕ ДОСУГА РОССИЙСКИХ БЕДНЫХ
Общее увеличение свободного времени, изменение его характера, структуры и содержания в динамике развития разных групп российского населения обусловливают возможность и необходимость его анализа как одного из важнейших показателей формирующихся социокультурных различий. Освоение пространства свободного времени людьми, которые в еще недавнюю советскую эпоху не имели возможности свободно им распоряжаться под воздействием навязанных форм коллективной активности, привело к существенным изменениям в системе досуга, стиля и образа жизни разных групп населения.
Методологические предпосылки исследования досуга включают представление о том, что в целом использование свободного времени определяется социально-демографическими и культурными факторами. Известно, например, что наибольшей чувствительностью и потребностью в досуговых инновациях отли-
чается молодежь. Структура досуга и показатели его содержательного разнообразия зависят от социализации, профессии, образования, образа жизни. Одной из важных методологических установок является различение социальной модели досуга, предусматривающей изучение форм участия разных социальных групп в досуговой деятельности, и экзистенциальной, направленной на исследование стилей жизни, выражающих ценностные ориентации индивидов. Еще один важный методологический принцип исследования досуга общественных групп в переходном обществе заключается в признании изменчивости баланса «серьезного» и «легкого» досуга, выраженность которого преобладает в более динамические периоды социального развития и существенно уравновешивается серьезным досугом в более стабильные периоды. Сегодня большинство исследователей проблемы отмечают преобладание форм