Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительная деятельность важнейшая составляющая социокультурной среды вуза'

Физкультурно-оздоровительная деятельность важнейшая составляющая социокультурной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
506
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / SOCIOCULTURAL ACTIVITY / HEALTH AND FITNESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сажнева Елена Викторовна, Яновская Татьяна Эдуардовна

В статье приводится материал из опыта работы Астраханского филиала РАНХиГС в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, являющейся важной составляющей социокультурной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сажнева Елена Викторовна, Яновская Татьяна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health and fitness activity is the main part of the sociocultural environment of a higher educational institution

The article is based on the experience of Astrakhan branch of Russian Academy of National Economy and Civil Service under the President of the Russian Federation in the field of health and fitness activity which is an important part of the sociocultural environment of the higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительная деятельность важнейшая составляющая социокультурной среды вуза»

4. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: Физкультура и спорт. -1984. - 128 с.

5. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 286 с.

6. Родионов А.В. Психология физической культуры. - М.: Академия, 2010. - 368 с.

7. Семичева Н.В., Никишина В.Б. Методика диагностики процесса и качества принятия решений // Вестник Университета. Государственный университет управления. - М., ГУУ - 2009. - С. 6972.

8. Тихомиров O.K. Принятие решений как психологическая проблема. - М.: 1976. - С. 77-81.

УДК 378

Сажнева Елена Викторовна Яновская Татьяна Эдуардовна

Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации [email protected], [email protected]

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В статье приводится материал из опыта работы Астраханского филиала РАНХиГС в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, являющейся важной составляющей социокультурной среды вуза.

Ключевые слова: социокультурная среда вуза, социокультурная деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность.

В научных исследованиях возрастает интерес к обоснованию роли и значения социокультурной среды, способной гармонизировать процессы социализации, социальной адаптации и самореализации личности молодого человека в рамках образовательного пространства. Актуальность таких исследований объясняется сменой образовательных парадигм, в рамках которых проявляется тенденция к многовариантности образовательных концепций и технологий, происходит пересмотр ориентиров и приоритетов, изменение отношений между знаниями, с одной стороны, и триадой компетентности - с другой. А также требованием федеральных государственных образовательных стандартов к вузу по формированию социокультурной среды, созданию условий, необходимых для всестороннего развития личности студента. «Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ» [1].

Цель проведенного исследования - совершенствование работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности для дальнейшего формирования социокультурной среды вуза.

Под социокультурной средой вуза понимаем интегративный фактор личностного становления студента, влияние которого опосредуется через включение студента в различные ее сферы. Среда представляет собой пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников, структура которого детерминирована особенностями образовательного учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, жизнен-

ных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности [2, с. 154].

Сфера социокультурной деятельности, понимаемой как деятельности во внеучебное время, в вузе представлена:

1) студенческим самоуправлением, координирующим деятельность студентов, направленную как на организацию формальной (официальной) общественно-полезной деятельности, так и на произвольное (неформальное) объединение молодежи по интересам.

2) самодеятельным творчеством;

3) художественно-зрелищными мероприятиями;

4) физкультурно-оздоровительной деятельностью;

5) дополнительным образованием;

6) волонтерской работой;

7) просветительством.

Физкультурно-оздоровительная деятельность является важнейшей среди перечисленных, т.к. ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. «Физкультурно-оздоровительная деятельность, как проявление двигательной активности человека, является социальным процессом, выражающимся в физических действиях и оздоровительных процедурах, способствующих укреплению здоровья, овладению физической культурой, формированию ценностей, повышающих эффективность трудовой и иной социальной деятельности человека» [3].

Основную массу студентов составляют молодые люди в возрасте 18-25 лет, для организма которых характерны специфические анатомо-физиологичес-кие особенности. Завершается созревание коры больших полушарий и специализация структур мозга, нейрофизиологических механизмов, опре-

192

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Сажнева Е.В., Яновская Т.Э., 2014

Физкультурно-оздоровительная деятельность - важнейшая составляющая социокультурной среды вуза

деляющих индивидуальную стратегию познавательной деятельности. В период обучения любой вид деятельности оказывает значительное влияние на развитие и формирование индивидуальных особенностей психофизиологических функций.

Для достижения цели методом анкетного опроса было проведено исследование свободного времени студентов, его бюджета и способов проведения. Всего было опрошено 190 человек - студентов 1-4 курсов очной формы обучения, среди которых 74% - женского пола, 26% - мужского.

Анализ полученных результатов показал, что большая часть студентов (69%) имеет в будний день 2-5 часов свободного времени, а в выходной день количество свободного времени увеличивается и составляет 3-10 часов.

На первое место при ответе на вопрос «Как Вы обычно проводите свободное время?» 64% респондентов поставили - «общение с друзьями». В этом возрасте друзья - одна из самых значимых ценностей, а общение приобретает особую значимость. Объясняется это решением трех основных задач: приобретением профессии, определенного социального статуса, созданием семьи.

Продолжим рассматривать ответы на этот вопрос. Чаще всего в свободное время студенты слушают музыку (61%), ведут домашнее хозяйство (54%), проводят время в социальных сетях (49%), иногда - посещают кинотеатры (70%), читают художественную литературу (64%), активно отдыхают (62%), просматривают телепередачи (61%), пассивно отдыхают (ничего не делают) (57%), занимаются спортом (54%). Причем, больше половины студентов отдают предпочтение популярной и танцевальной музыке. Среди литературных жанров на первом месте - «любовные романы», объяснимое тем, что большинство опрошенных девушки. Также студенты выбирают для чтения фантастику, комедии, мелодрамы, детективы и приключенческую литературу. Телевизионный канал «ТНТ» смотрит больше половины респондентов, в основном, передачи, являющиеся образцами массовой культуры: сериалы, реалити-шоу, ток-шоу, развлекательные программы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность студентов в свободное время стандартизируется, имеет преимущественно развлекательную направленность, и чаще пассивные, а не активные формы проведения.

В ходе опроса также было выяснено, что у 40% студентов объем занятий физическими упражнениями в течение недели составляет 2-4 часа. При этом на вопрос «Что Вам мешает регулярно заниматься физической культурой и спортом?» половина респондентов ответила «нехватка времени», явно противореча собственным ответам, данным ранее.

Известно, что культура использования свободного времени закладывается в семье. Но в юношес-

ком возрасте родительский пример не воспринимается абсолютно, так как есть другие авторитеты - ближайшее окружение. «Значимость» родителей и сверстников в этот возрастной период принципиально неодинакова. Тем не менее, 48% студентов утверждает, что семья «способствует активному занятию спортом и физической культурой», а 38% опрошенных - семья «не оказывает влияния на отношение к спорту и физической культуре».

Опрос подтвердил наличие свободного временного ресурса у студентов, который может быть использован вузом для совершенствования работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности. В дальнейшем в Астраханском филиале РАНХиГС эта работа велась по нескольким направлениям.

Первое направление - широкая пропаганда здорового образа жизни, которая включает не только информационно-разъяснительную работу. В филиале введена ежедневная «физкульт пауза», которая дает возможность снять статическую нагрузку с позвоночника, перераспределить мышечное напряжение, убрать застойные явления и тем самым повысить работоспособность на вторую половину дня. Дабы «физкульт пауза» не превращалась в рутину, и не носила лишь формальный характер, в вузе проводится ежегодный конкурс на «Самую-самую гимнастику». Обновляется музыкальное сопровождение. Студенты разных курсов проводят совместные разминки и танцевальные флеш-мобы. Для активного отдыха студентов во время перемен и после занятий предназначены стол для настольного тенниса, волейбольная площадка, баскетбольное кольцо и соответствующий спортивный инвентарь. Во внеучебное время для всех желающих работает тренажерный зал, проводятся занятия фит-несом. Для студентов с отклонениями в состоянии здоровья проходят занятия по специальной методике. Гимнастика, разработанная на основе статических нагрузок, поз классической йоги, растяжек и дыхательных техник после каждого выполненного упражнения, пользуется особой популярностью у представительниц женского пола.

Второе направление - студенческий спортивный клуб «Олимп», работу которого координирует студенческое самоуправление. Основные задачи клуба: вовлечение студентов в активную спортивно-массовую работу, организация и проведение различных внутривузовских соревнований по видам спорта, спортивных праздников, участие в межвузовских соревнованиях.

Третье направление - организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в филиале. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои физические возможности. Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутривузовских к межвузовским. Так, в вузе проводится ежегодное первенство фа-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

193

культетов, в начале года силами спортклуба готовится комплекс мероприятий под названием «РАНХиГС - территория здоровья», в течение недели проводятся соревнования по видам спорта между командами факультетов. В заключительный день проводится праздник, с подведением итогов и вручением кубка Академии самой спортивной специальности. В течение всего учебного года проводится внутривузовская спартакиада между студенческими группами по различным видам спорта, по итогам которой в конце года определяется победитель - самая спортивная группа, набравшая наибольшее количество очков. Каждую весну разыгрывается «Кубок Академии РАНХиГС» по волейболу между командами факультетов и преподавателями. По результатам внутривузовских соревнований выявляются сильнейшие спортсмены, готовые к выступлениям на межвузовских соревнованиях.

По данным последнего опроса именно спортивные соревнования любого уровня (37%) и пропаганда здорового образа жизни (32%), по мнению студентов, активизировали спортивную жизнь в вузе.

Известно, что на активность и длительность занятий физическими упражнениями и спортом в юношеском возрасте существенное влияние оказывают удовольствие, получаемое от физических нагрузок, влияние и взгляды друзей, доступность спортивных сооружений, успехи любимых спортсменов. Среди причин, по которым студенты Аф РАНХиГС стали уделять больше внимания физкультурно-оздоровительной деятельности, называются: возможность поддерживать себя в хорошей

физической форме (43%), возможность разнообразить досуг (39%), возможность улучшить тонус и самочувствие после занятий (33%), воспитание воли и целеустремленности (26%).

Физкультурно-оздоровительной деятельности присущи, прежде всего, групповые и массовые формы, а также неформальное общение, для которого характерны свободная избирательность и эмоциональная насыщенность, поэтому студенты указали еще одну причину изменения своего отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности -«возможность сблизиться с коллективом» (31%).

Таким образом, системная работа в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности способствует развитию необходимых физических и морально-волевых качеств, которые являются составляющими всестороннего развития личности студента в социокультурной среде вуза.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 24.07.2014).

2. Бурдуковская Е.А. Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования // Теория и практика общественного развития. -2011. - №8 - С. 154-156.

3. Козина Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: дис. ... канд. соц. наук. - Пенза, 2007. - 183 с.

194

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.