УДК 378:796
Е. М. Чепаков, Г. В. Скорохватова, Т. Л. Трушина
Социальная значимость формирования профессионально-педагогических умений студентов
современного вуза
E. M. Chepakov, G. V. Skorokhvatova, T. L. Trushina. Social importance of formation of professional and pedagogical abilities of students of modern
higher education institution
В статье рассматривается формирование профессионально-педагогических умений студентов при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт». Профессионально-педагогические умения рассматриваются прежде всего как способность решать различные педагогические задачи. Для анализа и оценки качества формирования педагогических умений студентов при проведении занятия целесообразно использовать структурную блок-схему, состоящую из четырех этапов: организационного этапа; этапа формирования мотивации; этапа реализации поставленных задач; этапа оценки полученного результата.
Ключевые слова: современное высшее образование; профессионально-педагогические способности; подготовка студентов.
Контактные данные: Е. м. Чепаков, Г. в. Скорохватова: 192007, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 275; (812) 490-42-50; ка£-sport-disc@yandex.ru | т. л. трушина: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18; (812) 315-12-75; tatyanatшschma@yan-dex.ru.
In article formation of professional and pedagogical abilities of students when studying discipline "Physical culture and sport" is considered. Professional and pedagogical abilities are considered by us, first of all, as abilities to solve different pedagogical problems. For the analysis and assessment of quality of formation of pedagogical abilities of students when holding occupation, it is expedient to use the structural flowchart consisting of four stages: organizational stage; stage of formation of motivation; stage of implementation of the tasks; an evaluation stage of the received result.
Keywords: modern higher education; professional and pedagogical abilities; training of students.
Contact details: E. M. Chepakov, G. V. Skorokhvatova: Ligovskiy Ave 275, St. Petersburg, Russian Federation, 192007; (812) 490-42-50; kaf-sport-disc@yandex.ru | T. L. Trushina: Bol'shaya Morskaya Str. 18, St. Petersburg, Russian Federation, 191186; (812) 315-12-75; tatyanatruschina@yandex.ru.
Профессионально-педагогические умения в системе высшего образования следует рассматривать как важный компонент становления будущего специалиста в его профессиональной деятельности, а их формирование — как важную часть системы профессионально-педагогической подготовки и социализации молодого поколения в учебных заведениях.
Евгений Михайлович Чепаков — доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент.
Галина Владимировна Скорохватова — доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент.
Татьяна Леонидовна Трушина — старший преподаватель кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
© Чепаков Е. М., Скорохватова Г. В., Трушина Т. Л., 2018
Изучением проблемы формирования профессионально-педагогических умений студентов высших учебных заведений на занятиях физической культуры, а также освоения ими спортивно-педагогических дисциплин занимались именитые ученые: К. К. Платонов [1], Н. В. Кузьмина [2], О. А. Абдуллина [3], Л. Ф. Спирин [4] и др. Исследователи рассматривали профессионально-педагогические умения прежде всего как умения, направленные на решение педагогических задач [2; 4; 5, с. 55-62]. О. А. Абдуллина [3] рассматривала педагогические умения как владение различными способами (приемами обучения и воспитания), основанными на осмысленном использовании психолого-педагогических, а также методических знаний.
Вышеуказанные ученые рассматривают подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности с различных сторон. В то же время, занятия в вузе должны строиться таким образом, чтобы по возможности на одном занятии решались все вышеперечисленные профессионально-педагогические задачи [6—8]. По мнению исследователей, одно занятие должно вбирать в себя и изучение нового материала, и повторение изученного, причем обязательно на этом же занятии, не растягивая повторение на несколько дней, рассматривая вопрос с разных сторон в укрупненном виде. Здесь будет, указывают авторы, и контроль, как со стороны преподавателя, так и со стороны самого обучающегося. Причем авторы отмечают, что, рассматривая проблему с разных сторон, обучающиеся приобщаются к самостоятельности, они становятся способными решать не только поставленные преподавателем задачи, но и сформулированные самостоятельно.
На начальном этапе, при подготовке студентов к профессионально-педагогической деятельности, в частности к умению проводить отдельные оздоровительные комплексы общеразвивающих упражнений по программе «Физическая культура и спорт», наиболее подходящей формой проведения занятия является учебная практика.
Учебная практика имеет весьма широкие возможности. Это, в первую очередь, формирование профессионально-педагогических умений, в частности практико-методических, направленных на умение проводить отдельные упражнения по заданию преподавателя на разные группы мышц, развитие физических способностей или комплексы общеразвивающих упражнений оздоровительной направленности для конкретного возраста, пола, уровня физической подготовленности, а также самостоятельную работу студентов. На учебной практике студенты знакомятся с техникой и методикой выполнения оздоровительных упражнений, сами выступают в роли преподавателя и участвуют в оценке проведения занятия другими студентами по разработанной нами методике [8]. В процессе практических занятий по программе «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)», на II и III курсах дневного обучения учебная практика является важной и необходимой составляющей в деятельности каждого студента. Выполнение требований студентами на учебной практике является одним из наиболее важных критериев получения текущей аттестации или зачета за очередной семестр. Рассматривая учебную практику в целом, можно сказать, что она является невидимым «мостиком» между теорией и методикой физической культуры, а также практикой дисциплины «Физическая культура и спорт».
При обучении студентов по программе «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» необходимо научить их видеть процесс формирования профессионально-педагогической деятельности в целом. Даже при проведении фрагмента занятия (отдельной части занятия) целесообразно дать студенту весь не-
обходимый, но достаточный перечень формируемых педагогических умений, чтобы он мог не только планировать свою работу, проводить занятие, но и вместе со студентами своей группы и преподавателем учился анализировать качество своей педагогической деятельности. Выделить, что получилось, а над чем стоит еще серьезно поработать.
Комплексная оценка качества проведенного занятия (отдельных частей занятия), самооценка и взаимная оценка педагогической деятельности, производимая студентами, предполагает умение объективно анализировать педагогический процесс. Поэтому при проведении и оценке занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)», целесообразно использовать разработанную нами структурную блок-схему оценки качества профессиональных умений студентов при проведении заданий на учебной практике, которая состоит из одного основного и двух вспомогательных блоков [6]. Основной блок представлен по принципу функциональной системы в деятельности преподавателя, проводящего урок, и представляет собой четыре взаимосвязанные в едином цикле этапа: этап организационный, этап формирования мотивации, этап реализации поставленных задач, этап оценки полученного результата (рис. 1). Следует отметить, что для каждого этапа разработанной блок-схемы предъявлены определенные требования к формированию педагогических умений. Данная блок-схема позволяет эксперту оценить уровень профессиональной подготовленности студента, дать оценку каждому студенту, проводящему занятие по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)», как по отдельному этапу, так и профессионально-педагогической деятельности в целом.
В представленной блок-схеме важным является то, что каждый последующий этап находятся во взаимосвязи с предыдущим, поэтому ее можно считать универсальной с точки зрения решения педагогических задач, соответственно, ее можно использовать на любых занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам. Анализируя проведенное занятие (фрагмент занятия) по всему перечню педагогических умений, эксперт (как правило, из числа студентов своей группы) может выделить недостаточно сформированные педагогические умения и указать на них. Задача студента-практиканта, проводящего занятие — в последующей деятельности, устранить эти недостатки. Следовательно, данная блок-схема оценки качества педагогических умений может использоваться как при подготовке к занятию, так и при оценке педагогического анализа деятельности студента-практиканта. Четыре этапа, последовательно выстроенные друг за другом, не могут осуществляться изолированно и быть самостоятельными, они вбирают в себя важные педагогические умения, без которых теряется видение всего процесса практико-методической подготовки студентов. Это делает блок-схему неким «живым организмом», позволяющим при необходимости вносить коррективы в педагогическую деятельность, возвращаясь от последующих этапов к предыдущим, больше внимания уделять недостаточно сформированным педагогическим умениям (рис. 1).
Проведенное исследование среди студентов III курса дневной формы обучения (в анкетировании принимало участие 40 студентов) позволило выявить уровень владения профессионально-педагогическими умениями и наибольшие затруднения студентов при проведении учебной практики по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)».
Так, из представленных 31 профессиональных умений (рис. 1) наибольшие затруднения студентов при проведении учебной практики по дисциплине «Физическая культура и спорт» вызывают: умение, позволяющее находить взаимо-
> г
Этап Этап формирования Этап реализации Этап оценки
мотивации поставленных задач полученного результата
Ен
И ф
В
В
О
И
I
Материальное обеспечение
Подготовленность помощников
Формулировка и постановка задач
Личность преподавателя (практиканта)
Средства, методич. приемы
Управление процессом применения упр.
Степень Внесение
решения корректив
задач урока
>>
и и ф О1 N
Ен
О
ч ф
К л
я о а к
г §
ей а и о а
к ф
N В
СИ
15 а
ф §
>«
я 1« и и о 8 N Й я И
Л 'Я
Ен
К о
& 9
и и
>Я
Ен №
со Й Ен и о Я л
Ен
К № О Ен О
и §
Н ш 5 В
0
1
Я Й О я
в
>4 Ен В я о
Ен О ь ч о в ф в в
о
Я . . >» О
в &
о> о н м п
Ен я Я аз
Ч ю
«и и ш Я
м ё й
о
Ен О
£ « §
л 8 н & а
ю я
Я
и
о о
Я ф
§а
„ а
а о В К
Ю ® Ь-
Ф ф
Я
ф Я И
и ф
£ 3
ф
я в £ «
в «
ф
ф
о га >4
Ь §
¡2 00
. в ч £
ч Я №
Я г
ф
я
2 а
в К в
о
<м
«
О В
Б
в
Я ч
г
о и л
в
ч о в
ф
в
в ф
я
к .
я я
В о
» £
I 8
I к
О ЕН
В о
£ л
Й Ен
а к
Л Ен
га л
Ен и
В 'Я
Л Ен и
§ м
8 Е
3
И
о я Л
4 о в
и
я
2 в я о
03" *8 а я
>> Рч
II
о ч а я
Ен 00
Й & о в
И !»
а
>>
ч ф а в о в в ф Я ф а я ф о
М я О >а
тН СЧ1 СО ТС Ю «О Ь- 00 (М M<N<N<NC41<N1<N
К Я
Ен
К в
ей
га >.
Я
Я
о §
Ен
Л &
3 Я ф
Ен о. О "
3 я й я 8 и
ы п « а
& £
5 я Он
Ен в
о
а 3 н я
В №
'8
>>
Я
К -Я к И в
>я я
ЕН
в
о о в я ф а я и
в ф
I
о «
я
Ен
ф <й « и га И
а В 8
и- ® В ®
3 Я
8 >> « К
к а ей Н к к
СЛ
сл
Рис. 1. Схема формирования профессиональных умений студентов при проведении заданий на учебной практике
связь материала предыдущих и последующих уроков (75,5%); использовать разные приемы учебного материала (60%); применять разные методические приемы (55%); умение использовать распоряжения (50%); контролировать плотность урока (45%); умение использовать терминологию (42,5%); ритмично подавать команды (40%); вносить изменения в программу предстоящих уроков (35%); умение вносить изменения (при необходимости) в программу текущего урока (32,5%). В меньшей степени студенты-практиканты III курса испытывают затруднения в умениях: сопоставить программу данного урока конкретным результатам (27,5%); умении выбрать место для проведения урока (27,5%); своевременно предупредить ошибки (25%); умении программировать дальнейшую деятельность на урок (25%); управлять физической нагрузкой (22,5%); умении командовать необходимой громкостью (22,5%); образно объяснить новый учебный материал (22,5%); применять необходимые упражнения для решения поставленных задач (20%); кратко объяснить новый учебный материал (20%). Наименьшие затруднения у студентов III курса института физической культуры и спорта при проведении учебной практики вызывают: умение ставить частные задачи (17,5%), умение корректно обращаться к обучающимся (17,5%); образцово показывать упражнения (17,5%); применять упражнения учитывая подготовленность занимающихся (17,5%); держаться перед строем (17,5%); управлять физической нагрузкой (15%); выделить главное при обучении (15%); умение рационально разместить обучающихся (15%); формулировать общие задачи (12,5%); умение своевременно исправить ошибки (7,5%); умение организовать (при необходимости) помощников (7,5%); умение подготовить организовать (при необходимости) помощников (5%); подготовить учебные места к занятию (2,5%); умение себя представить (2,5%).
Таким образом, наибольшие затруднения на разных этапах подготовки студентов III курса при проведении школьного урока на учебной практике вызывают: В организационном этапе — умение строить взаимосвязь материала смежных уроков (75,5%) и умение программировать предстоящую деятельность на урок (25%). На этапе формирования мотивации — умение использовать разные приемы учебного материала (60%) и умение использовать терминологию (42,5%). На этапе реализации поставленных задач — умение применять разные методические приемы (55%) и умение использовать распоряжения (50%). На этапе оценки полученного результата — умение менять программу последующих уроков (35%) и умение вносить менять программу текущего урока (32,5%).
Экспертная оценка, которая производится студентами по разработанной нами методике, позволяет оценить все практико-методические умения и выставить оценку за качество профессионально-педагогической деятельности студента-практиканта, проводившего занятие [8]. Результаты оценивания заносятся в специальный протокол, где по порядку представлены все 31 педагогическое умение, экспертам, оценивающим деятельность преподавателя (студента-практиканта), необходимо лишь выставить в соответствующей графе знак « + » или «-». Знак « + » означает, что профессиональное умение сформировано, «-» — нет. В дальнейшем подсчитывается сумма положительных знаков и делится на общее количество умений, и таким образом выявляется критерий (К), который показывает уровень профессиональной готовности студентов. При К > 0,7 процесс обучения (на определенном этапе) можно считать завершенным, так как в последующей деятельности обучающиеся способны в ходе самообучения совершенствовать свои знания. При усвоении учебного материала с коэффициентом К < 0,7 обучающиеся в своей дальнейшей деятельности обычно совершают ошибки и не могут их исправить [9].
Представленная структурная блок-схема оценки качества формирования педагогических умений дает возможность определить недостаточно сформированные педагогические умения студентов и своевременно направить усилия на их формирование.
Данная методика оценки качества проведения занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» существенно сокращает время педагогического анализа занятия, позволяет ко всем обучающимся предъявлять одни требования, четкий и понятный математический подсчет оценки, обеспечивает ее объективность. В то же время анализ педагогического занятия без обоснованной четкой структуры может привести к необъективной, поверхностной оценке качества проведения занятия.
Поэтому педагогический анализ занятия мы рассматривает как метод повышения качества учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)», формирования практико-методических умений студентов, направленных, в том числе, на их самостоятельную работу в области физической культуры и спорта. Педагогический анализ занятия позволяет осуществлять эффективный контроль над учебным процессом и при необходимости, оперативно вносить коррективы в педагогическую деятельность.
Важно отметить, что как проведение занятия (фрагмента занятия) по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)», так и педагогический анализ занятия по разработанной нами методике [8], выполняет каждый студент (в качестве эксперта). И за проведение занятия, и за экспертную оценку все студенты получают отметку, которая в дальнейшем учитывается при выставлении зачета.
Таким образом, разработанная нами методика оценки качества формирования педагогических умений студентов, с одной стороны, позволяет экспертам за небольшой промежуток времени достаточно подробно проанализировать занятие (фрагмент занятия) по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)», с другой стороны, позволяет студентам видеть весь перечень профессионально-педагогических умений и совершенствовать свою профессионально-педагогическую деятельность, основываясь на четырех взаимосвязанных этапах: организационного этапа; этапа формирования мотивации; этапа реализации поставленных задач; этапа оценки полученного результата.
Литература
1. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962. 219 с.
2. Кузьмина н. В. Основы вузовской педагогики: учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 312 с.
3. Абдуллина О. А. К проблеме педагогических умений // Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей: межвуз. сб. науч. ст. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1972. С. 11-18.
4. Спирин л. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1981. 586 с.
5. Сластенин В. А. О подготовке студентов к творческому решению воспитательных задач // Совершенствование подготовки студентов педвузов к воспитательной работе: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Сластенина, О. А. Абдуллиной. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. 144 с.
6. чепаков Е. М. Формирование профессиональных умений студентов на основе адаптированной дидактической информации (на примере гимнастики): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 170 с.
7. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц. М.: Просвещение, 1986. 254 с.
8. чепаков Е. М., Борисенко С. и., Медведева Е. С. Педагогический контроль на уроке гимнастики: метод. рек. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2002. 35 с.
9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
УДК 314(575.2)
Д. С. Джолдошева
демографические тренды в Киргизской Республике и других странах центральной Азии
D. S. Djoldosheva. Demographic trends in the Kyrgyz Republic and countries
of Central Asia
Статья посвящена анализу демографической ситуации в пяти республиках Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) до и после распада СССР. В частности, проведен сравнительный анализ трендов показателей рождаемости, смертности, естественного прироста населения, суммарного коэффициента рождаемости, младенческой и материнской смертности. Установлено, что ожидаемая средняя продолжительность жизни населения с 1980-го по 2015 г. увеличилась во всех республиках, причем в 2015 г. в Киргизской Республике данный показатель был наиболее высоким (71,1 лет). Во всех изучаемых постсоветских странах наблюдались сходные демографические тренды, а именно: снижение показателей рождаемости, смертности и естественного прироста населения, стабилизация суммарного коэффициента рождаемости на уровне расширенного воспроизводства, увеличение средней продолжительности жизни населения, снижение показателей младенческой и материнской смертности. Поэтому численность населения во всех республиках Центральной Азии будет увеличиваться, благодаря высокой рождаемости, фертиль-ности, молодой возрастной структуре и снижению смертности.
Ключевые слова: Центральная Азия; рождаемость; смертность; естественный прирост; средняя продолжительность жизни; младенческая и материнская смертность.
This article is dedicated to the demographic situation of five republics of Central Asia (Kazakhstan, the Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, and Uzbekistan) before and after collapse of the USSR. In particular, a comparative analysis of trends in birth rate, mortality rate, natural growth rate, fertility rate, average life expectancy, infant and maternal mortality was carried out. It was established that the expected average life expectancy of the population from 1980 to 2015 had increased in all republics, and in 2015 this indicator was the highest in the Kyrgyz Republic (71.1 years). All of these post-Soviet countries demonstrate similar demographic trends, such as decreasing of birth rate, death rate, and natural growth rate; high fertility rate; decreasing of infant and maternal mortality. Therefore, the population in all republics of central Asia will increase, due to high birth rate, fertility rate, young age structure and low rate of mortality.
Keywords: Central Asia; birth rate; mortality rate; natural growth rate; fertility rate; infant and maternal mortality.
Динара Сабатбековна Джолдошева — докторант кафедры экономической теории Кыргызско-Российского Славянского Университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Киргизская Республика, г. Бишкек), кандидат экономических наук. © Джолдошева Д. С., 2018