Научная статья на тему 'Социальная защита военнослужащих Сухопутных войск России: историческое исследование'

Социальная защита военнослужащих Сухопутных войск России: историческое исследование Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1649
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гладких Игорь Павлович

В статье проведен подробный анализ исторического опыта социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск России, как неотъемлемой части исторического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social protection of land forces military personnel of Russia: historical research

In the article has made a conclusion, that social need in organization of social protection of military personnel has been existence from the moment of Soviet Union rise and its land forces. Forming, development and perfection of social protection system was internal part of historical process.

Текст научной работы на тему «Социальная защита военнослужащих Сухопутных войск России: историческое исследование»

автомобилей на транспорт меньшей грузоподъемности, в частности автомобилей марки ЗИЛ на «ГАЗель». Снижение объемов складских запасов позволило уменьшить общие затраты на содержание автотранспортного цеха.

В связи с обновлением автомобильного парка и модернизацией станочного парка ремонтных мастерских снизились объемы ремонтных работ и нагрузка на ремонтные мастерские автотранспортного цеха предприятия. Это позволило сократить численность персонала цеха с 760 в 1995 г. человек до 546 человек в 2006 г.

В настоящее время проводится работа по совершенствованию методов ремонта автомобилей с разработкой и внедрением прогрессивных технологических карт, что неизменно влияет на повышение квалификации работников. Все работы, связанные с ремонтом и содержанием автотранспорта, проводятся организованно и в плановом порядке на основании годовых графиков технического обслуживания. Налажено делопроизводство автотранспортного цеха, учет автотранспортных средств и самоходных машин, заменены старая техническая документация и регистрационные знаки на новые в соответствие с требованиями ГИБДД и Гостехнадзора.

На перспективу развития автотранспортного цеха предполагается строительство стояночного бокса на 120 автомобилей, что позволит отказаться от аренды стояночных помещений и сосредоточить основную долю транспорта в одном месте. Реконструкция цехов по ремонту гидравлического оборудования, топливных систем, строительство новой аккумуляторной, кузнечного цеха, увеличение роли диагностирования при эксплуатации техники, покупка шести новых экскаваторов Н1ТАСШ,

пятнадцати автомобилей ЗИЛ-5301 («бычок»). Вот далеко не полный перечень мероприятий, которые будут осуществлены в ближайшее время.

В соответствии с планом организационных мероприятий была переработана учебная программа подготовки и контроля профессионального мастерства водителей, а также машинистов. Работники направлялись на обучение, после которого сдавали зачет созданной в автотранспортном цехе комиссии. К управлению транспортными средствами допускались работники, удачно сдавшие зачет.

На рисунках 1-3 показан анализ правонарушений и дорожно-транспортных происшествий по автотранспортному цеху ОАО «ОмскВодоканал».

Анализ аварийности позволяет сделать заключение об эффективности проводимого комплекса мероприятий на предприятии, что дает право рекомендовать их другим автотранспортным организациям.

БЕДРИНА Елена Анатольевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

БЕДРИН Евгений Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Дорожное и строительное материаловедение» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. ТКАЧЕНКО Максим Викторович, кандидат технических наук, начальник тех. отдела автотранспортного цеха ОАО «ОмскВодоканал».

Дата поступления статьи в редакцию: 03.12.06 г.

© Бедрина Е.А., Бедрин Е.А., Ткаченко М.В.

УДК 364 6-057 36 И. П. ГЛАДКИХ

Военный университет

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

В статье проведен подробный анализ исторического опыта социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск России, как неотъемлемой части исторического процесса.

Социальная защита — необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Представляется ошибочным довольно распространенное мнение, будто проблема социальной защиты возникла у нас совсем недавно в связи с переходом к рыночной экономике, якобы раньше этой проблемы в России и не было. Однако при более глубоком изучении этого понятия нетрудно заметить, что социальная защита человека необхо-

дима всегда и существует в той или иной степени в обществе любого типа, в различных общественных системах содержание этой защиты характеризуется, разной степенью охвата отдельных социальных групп, различным уровнем эффективности и социальной справедливости. Как форма распределения материальных благ она имеет глубоко уходящие в историю Отечества корни, которые сегодня нуждаются в самом тщательном исследовании и

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

анализе, поскольку знание исторического прошлого позволяет предвидеть и корректировать пути их дальнейшего совершенствования.

Приступая к ретроспективному исследованию названной проблемы, автор в первую очередь определился с исторически сложившимся понятием «сухопутные войска». В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «сухопутные войска — это войска, действующие на суше, противополагаются морским....»1. В этом смысле термин «сухопутные войска» идентичен термину «армия». Однако нельзя не учитывать того исторического факта, что формально, как вид Вооруженных сил, Сухопутные войска возникли только в XX веке. До этого времени все воинские формирования, не относившиеся к военно-морским силам, входили в армию государства.

Исследование автором исторических документов и материалов, показало, что в становление и развитие элементов, под которыми в настоящее время мы понимаем социальную защиту, можно выделить основные этапы: первый этап, с IX по XVII вв. — зарождение элементов социальной защиты; второй этап, с XVIII по первую половину

XIX вв.,— развитие элементов социальной защиты; третий этап, со второй половины XIX века по 1917 год,— совершенствование социальной защиты; четвертый этап, с 1917 года по 1991 год,— становление советской модели социальной защиты.

Остановимся более подробно на вышеуказанных этапах и выделим в них некоторые существенные позиции, касающихся вопросов социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск.

Первый этап (зарождение элементов социальной защиты). История Русского государства от его зарождения и до эпохи Петра I — это история феодализма, с его натуральным и полунатуральным хозяйством, низкой производительностью труда, безграмотностью населения. Объективно эта общественно-экономическая формация не могла дать такого количества прибавочного продукта, чтобы его хватило на содержание всех властных структур и многочисленного войска2.

Главными элементами вооруженных сил Древней Руси были княжеская дружина и народное ополчение. Содержавшаяся за счет военной добычи и дани, собираемой с народа, дружина находилась в полном постоянном распоряжении князя и представляла собой как бы ядро вооруженных сил. Народное ополчение — или род полчный (так называемые «вои») — созывалась лишь с согласия народа, прямо выраженного на вече. Составлялась дружина из охочих людей. В этническом отношении состав её однороден не был: в дружинах XI и XII вв., наряду со славянами и варягами, встречались венгры, поляки, финны, тюрки. Численностью, по мнению историков, княжеская дружина не превышала нескольких сот человек. Отношения дружинников к князю основаны были на договорном начале; вступление в дружину и выход из нее были свободны. Точных указаний на внутреннее деление дружинников при первых князях не имеется; известно лишь, что одни назывались «богатырями», другие — «милостниками» (пользовавшиеся наибольшими милостынями князя). Позднее установилось деление на старшую или лепшую (лучшую) дружину. Ополчение сначала созывалось весьма часто, но затем, особенно к концу периода, стало созываться все реже и реже. Изменяется с течением времени и личный состав ополчения, в нем

выделяется группа людей, которая постоянно несла охрану территории и которую, в соответствии с современной терминологией, можно назвать профессиональными военными. Их необходимо было кормить и вооружать, для чего князья посылали дружинников собирать все необходимое для содержания войска в сельских общинах, «по людям». Так возникло «полюдье». Часть из того, что в добровольно-принудительном порядке князья забирали у землепашцев, охотников и скотоводов, они выделяли своим «служивым».

В 1462 году на Московский престол взошел воинский князь Иван III, который учредил поместную систему. Теперь опытным, показавшим себя в боях воинам великий князь жаловал поместья, которыми они пользовались, до тех пор, пока служили и являлись по первому призыву «конно, людно и оружно». Между тем наделить всех поместьями было невозможно. Поместья и вотчины получали только воеводы, полковники, сотники. Рядовые стрельцы могли лишь иметь огороды и покосы. Дозволялось им, как и другим служилым, приторговывать и ремесленничать. При этом служилым давали право торговать беспошлинно и не платить «тягло».

В дальнейшем большое распространение получил такой источник социального обеспечения воинов, как «кормление». Это такой вид социальной помощи, когда беспоместные воины за свою службу получали от князя в кормление отдельные крестьянские хозяйства деревни, села и даже целые города, жители которых обязаны, были содержать их. В кормление престарелым и инвалидным воинам раздавалась определенная часть дохода с судебных сборов, мостов, перевозов, дорог, пошлин и различного рода сборов, собираемых с насе-ления3.

Ко времени принятия Иваном IV царского титула (1547 г.) были созданы предпосылки для существенного изменения структуры русского войска, упорядочивания системы комплектования и социального обеспечения. В 1556 г. появился на свет боярский «Приговор об отмене кормлений и о службе», на основании, которого была проведена крупная реформа дворянского ополчения. Кормление было заменено особым государственным сбором, который поступал в казну и являлся одним из источников государственных доходов. Для получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название «окупа». Он поступал в особые кассы, «казны», получившие наименование «четвертей» или «четей», а бывшие кормленщики получили право на ежегодные «уроки» или жалованье «из чети»4.

Со времен Ивана Грозного, с XVI века, основу русской пехоты стали составлять стрельцы, профессиональные воины, постоянно жившие в городах, крепостях и слободах, несшие караульную службу. В XVII веке при Михаиле Федоровиче появилось немало иных служилых людей: драгуны, которые могли действовать и в пешем и в конном строю, казаки, рейтары. Основным доходом воинов было жалованье: хлебное, денежное, соляное, засейное, пороховое. Служили они наследственно: отец обучал сына военным приемам, и после того, как сын входил в возраст, «бил челом», дабы государь повелел зачислить сына в полк.

В целом, как показал анализ первого этапа, до середины XVI века социальное обеспечение воинов

и их семей имело преимущественно натуральную форму. Со второй половины XVI века на первое место выходит денежная форма социального обеспечения, назначаются денежные пенсии. Наряду с этим сохраняются и многие формы натурального обеспечения.

Второй этап (развитие элементов социальной защиты). Он вошел в историю как время проведения Петром I и его последователями важнейших реформ по созданию и совершенствованию регулярной армии. Этот период характеризовался формированием правовых норм социальной защиты, постепенной заменой натуральных форм обеспечения военнослужащих денежными формами, формированием пенсионного законодательства.

В 1725 году принята знаменитая Табель о рангах, которая впервые узаконила правовой статус военного человека, закрепив за ним права, обязанности и привилегии; четко определив место офицера в иерархии как военной, так и гражданской службы. Поучительно, что данным законом статус военных чинов объявлялся выше статуса соответствующих гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало им преимущества во многих вопросах, в том числе и в материальном плане, поскольку профессия офицера в Российском государстве в XVIII-XIX веках считалась одной из самых привилегированных5.

Петр I, учитывая, что призыв в армию тяжелым бременем ложился на семью, установил, чтобы помещичьи крестьяне, сданные в рекруты, их жены и дети освобождались от крепостной зависимости. Это несколько облегчало их материальное положение. Предусматривались льготы и для солдат. Воины, прослужившие 20 лет и участвовавшие в наиболее значимых походах, могли получить офицерский чин, а заслужившие в бою Георгиевский крест могли стать дворянами. Выходившему на пенсию иногда подыскивалась работа: сельский староста, околоточный надсмотрщик, лесной объ-ездчик6.

Большую роль в социальном обеспечении престарелых, больных воинов и инвалидов войны играла церковь. Так, как государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержание их возлагалось на монастыри. Так, по указу Петра I «неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в московские богадельни; в богадельнях быть осмотру ежемесячному; принимать в оные со свидетельством и высылать из них тех, которые имеют семейство и дома или промыслы».

В 1760 г. правительство выбрало для строительства богаделен «для отставных, раненых и увечных солдат» четыре губернии: Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую и Белгородскую. Особо подчеркивалось, чтобы в богадельнях содержались лишь те, кто нигде больше пропитания не имел. Это касалось и жен отставных сол дат.

В последующем, в деле социальной защиты семей военнослужащих значительную роль сыграло Мариинское ведомство — учреждения императрицы Марии (жены Павла I), которая заведовала им более 30 лет (с 1797 по 1828 г.). Так, под ее покровительством открылось военно-сиротское отделение Воспитательного дома, были основаны два училища для солдатских дочерей и училище для детей нижних чинов. По инициативе императрицы были созданы также заведения для детей обер-офице-

ров, учреждены особые училища для детей солдат гвардейских полков.

Отечественной войне 1812 г. обязан своим рождением Комитет о раненых, учрежденный 18 августа 1814 г. (с 1877 г. — Александровский). После войны началось общественное движение «в пользу организации помощи воинам», в котором участвовали различные слои населения. Коллежский советник П.П. Пезаровиус стал в 1813 г. издавать газету «Русский инвалид» и употреблять доход от издания «.на вспоможение инвалидам, солдатским вдовам и сиротам». Поддержала инициативу и императрица Мария Федоровна. В 1814 г. Комитет о раненых владел капиталом в 300 тыс. руб., помогал раненым и их семьям, имел несколько благотворительных учреждений, устанавливал и охранял военные памятники.

С развитием экономических возможностей государства и с учетом внешнеполитической обстановки система денежного довольствия военнослужащих постоянно совершенствовалась и видоизменялась: расширялся диапазон постоянных выплат, увеличивались их размеры. К постоянным выплатам относились: жалованье, фуражные и денщицкие деньги, на наем прислуги, представительские. Выплачиваемыми в особых случаях считались путевое довольствие, единовременные выдачи, вознаграждения, добавочное жалованье за ордена и другие выплаты.

В рассматриваемый период осуществлялся процесс формирования пенсионного законодательства, которое в 1827 году обрело силу закона. Согласно этому закону офицерам, прослужившим 25 и более лет, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам независимо от количества прослуженных лет. Источники пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих подразделялись на государственный (государственный бюджет) и общественный (инвалидный капитал). За счет средств инвалидного капитала обеспечивались далеко не все уволенные офицеры и их семьи, а лишь, кто был ранен (контужен) и кто не получал помощь за счет государства, либо эта помощь была недостаточной, меньше установленной законом минимальной суммы. Основным источником данного фонда являлись обязательные отчисления из денежного содержания офицеров7.

Третий этап (совершенствование социальной защиты). Важен для исследования тем, что в ходе него в армии проводились реформы, связанные главным образом с отменой крепостного права, а вслед за этим отменой рекрутской системы комплектования вооруженных сил. Этот период характеризовался нарастанием в России экономического и политического кризиса. Вместе с тем в ходе третьего этапа совершенствуется и складывается стройная, регулируемая государством система правовых отношений между государством и служивыми людьми, определявшая положение военного человека в обществе и его статус.

Реформы средины XIX в. заметно изменили военную систему России. Принятие Устава о всеобщей воинской обязанности 1874 г. привело к коренному пересмотру порядка прохождения военной службы низшими чинами, офицерами и генералами. В 1890г. впервые регламентируется институт сверхсрочнослужащих для строевых унтер-офицеров и ефрейторов. Общий срок службы определялся в 15 лет с правом продления8. Вводится возрастной ценз, по достижении которого офицер

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

увольнялся со службы. Для младших офицеров он составлял 55 лет, для подполковников — 58 лет. Для полковников и генералов возрастные ограничения не предусматривались.

Преобразования конца XIX в частично затрагивали и устоявшийся ранее порядок назначения денежного содержания и пенсий военнослужащих. Так в соответствии с приказом по Военному ведомству № 306 от 1895 года, лица проходящие военную службу в офицерских должностях, обеспечивались денежным, довольствием, которое состояло из жалованья по чинам и должностям; столовых денег; особых единовременных пособий; постоянных добавочных окладов9.

На этом этапе не стояла перед офицерским корпусом и жилищная проблема. Например, в начале

XX века командиру роты вне зависимости от его семейного положения полагалась квартира из двух комнат, старшим офицерам до командира полка из трех комнат, а полковнику пятикомнатная квартира, не считая комнат для прислуги и кухни. Если офицеры не смогли себе снять квартиру на выданные им квартирные деньги, величина которых, зависела от чина, города и семейного положения, то местное управление было обязано в течение недели предоставить надлежащую квартиру с мебелью, отоплением и освещением. О невыполнении данного обязательства государства перед офицером не могло быть и речи10.

Хорошо развита была в дореволюционной русской армии и система социальной зашиты офицеров, которая, наряду с известными в наше время льготами включала элементы уже забытые и недействующие. Так, например, с 1890г. офицеры получали пособие на воспитание детей в отдаленных местностях: в низших учебных заведениях — по 120 руб. в год на ребенка, в средних — 240 руб., а в высших — 360 руб. в год11.

В целях повышения роли пенсионного обеспечения, наряду с существовавшими источниками, государственной казной и инвалидным капиталом, в 1859 году был образован новый независимый источник эмеритальная касса. Капитал формировался в основном за счет взносов военнослужащих (6% от окладов содержания и столовых денег), пособий из государственного бюджета и дивидендов по ценным бумагам. Из эмеритальной кассы назначались пенсии офицерам и генералам в зависимости от двух факторов, стажа военной службы офицера и продолжительности взносов в кассу12.

Отличительной чертой пенсионного обеспечения начала XX века явилось принятие нового устава о пенсиях в 1912 году13. С этого времени при исчислении пенсии стали учитываться наряду с окладами жалованья, столовые и добавочные деньги. За счет государственной казны пенсия назначалась военнослужащим, прослужившим 25 лет, в размере 50% окладов, а за каждый год сверх этого размера пенсии увеличивались на 3%. Полная пенсия в размере 80% окладов назначалась за выслугу 35 лет. При этом были установлены максимальный размер пенсии — 7000 рублей и минимальный размер — 300 рублей в год соответственно14.

Исследование показало, что основными направлениями совершенствования социальной защиты в армии в начале XX в. были: а) в области социально-правовой защиты, формирование прав на защиту чести и достоинства; трудоустройство после увольнения; отдых и охрану здоровья; имущественные права; б) в обеспечение достаточного уров-

ня материального вознаграждения за ратный труд, было стимулирование государством деятельности различного рода фондов, капиталов, касс, формировавшихся из общественных и частных средств.

Четвертый этап (становление советской модели социальной защиты). Он вмещал в себя боевое крещение Рабоче-крестьянской Красной Армии, а затем Советской Армии в условиях Г ражданской и Великой Отечественной войны.

Советской власти в достаточно небольшой промежуток времени удалось подготовить правовую основу социального обеспечения красноармейцев, подкрепив ее довольно значительными по тем времена льготами. Впервые в мире простой солдат по своим правам и статусу был приравнен к офицеру (красному командиру). Декреты СНК РСФСР о создании армии установили, что военнослужащие являются полноправными гражданами Советской Российской республики. Тот же принцип закреплялся в декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 30 сентября 1922 года «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола», в законах «Об обязательной военной службе» 1925 и 1930 гг.

Особенностью данного периода (четвертого этапа) являлось некоторое повышение степени социальной защищенности военнослужащих по мере систематического улучшения их материального обеспечения в связи с ростом экономических возможностей государства.

Первоначально данный этап происходил в условиях роста натуральных отношений в экономике страны, резкого обесценивания денег и повышения цен на товары и услуги. В основе материального обеспечения личного состава преобладали натуральные выплаты, поскольку роль военного бюджета в тот период была ничтожно мала. Так, доля денежного содержания в бюджете командира взвода в январе 1921 года составляла только 3,5 %, а все остальное — 96,5% приходилось на натуральное довольствие15.

Однако начиная с 1924 года в связи с переходом экономики страны на мирное положение и проведение военной реформы, были определены направления совершенствования социальной защиты военнослужащих:

во-первых, улучшение финансового обеспечения;

во-вторых, организация питания, улучшение обеспечения вещевым имуществом;

в-третьих, поддержание здоровья военнослужащих и членов их семей;

в-четвертых, совершенствование культурного обслуживания и организация их досуга16.

Коренные изменения в исследуемый период произошли в финансовом снабжении военнослужащих. С 1925. была ведена в действие новая редакция Положения о денежном довольствии личного состава РККА. В статье 68 данного положения указывалось, что постоянное содержание военнослужащих слагается из оклада по лично присвоенной категории и должностного оклада; а также зависит от района отдаленности и продолжительности службы. С 1 марта 1933 г. была также установлена выплата подъемного пособия командному и начальствующему составу при переводах и назначениях в пределах 200-500 руб. в зависимости от категории17.

В трудных условиях разрухи и голода Советская власть принимала необходимые меры для обеспечения красноармейцев продовольствием. С

начала 20-х гг. стали учитываться разнообразные условия жизни и деятельности войск. Были разработаны несколько норм довольствия и компенсаций за него. Так, например, выдача компенсаций за семейный паек была отменена для всех лиц начальствующего состава и получающих оклады жалования от 7-го разряда до 19-разрядной тарифной сетке военного тарифа и выше ввиду включения компенсации за семейный паек в квартирно-кому-нальные бытовые деньги18.

В 1924 году была образована самостоятельная квартирная служба, принимавшая меры к преодолению тяжелого жилищного положения начальствующего состава. В целях устранения жилищного кризиса в войсковых частях была начата постройка барачных городков временного типа19, были приняты постановления ЦИК и СНК СССР от 22.11.1928 года «О выделении жилплощади в новостроящихся домах» и от 15.02.1928 г. «Об административном выселении из домов военведа лиц, не имеющих отношения к РККА»20. Однако положение продолжало ухудшаться. По отдельным гарнизонам, например, в 1930 г. число бесквартирных достигало: в Кронштадте — 57%; Хабаровске — 47%; Самаре — 47%; Перми — 39%; Краснодаре — 33%; Новороссийске — 25% и т.д21.

Особе место в жилищном вопросе занимало предоставление льгот военнослужащим. Так, военнослужащие награжденные орденами, преподаватели военно-учебных заведений по специальным военным и военно-политическим дисциплинам и некоторые другие категории военнослужащих офицерского состава имели право на дополнительную жилую площадь22.

Определенные льготы предоставлялись военнослужащим и по квартирной плате. Жилая площадь, занимаемая военнослужащими офицерского состава и сверхсрочнослужащими, оплачивалась ими по льготным ставкам, установленным специальным постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 апреля 1936 года23.

Военнослужащие кадрового офицерского состава и генералы оплачивали занимаемую ими и их семьями жилую площадь по ставкам, дифференцированным в зависимости от оклада содержания. Максимальная ставка (при окладе свыше 751 руб.) составляла 80 коп. за один квадратный метр в месяц. Излишки жилой площади оплачивались в ординарном размере. Сверхсрочнослужащие при окладе содержания не выше 220 руб. в месяц оплачивали жилые помещения в размере 15 коп., а при окладе содержания свыше 220 руб. — в размере 25 коп. за один квадратный метр в месяц. Ставки квартирной платы, установленные данным Постановлением, не могли повышаться или понижаться местными Советами ни в зависимости от территориального расположения, степени благоустройства и качества жилищ, ни в зависимости от состава семьи военнослужащего.

В целях улучшения медицинского обеспечения и профилактики заболеваний среди личного состава Совет труда и обороны в январе 1921г. принимает решение об использовании крымских курортов в качестве бесплатных санаториев и здравниц для красноармейцев и членов их семей.

С 1932 г. стали организовываться дома отдыха. Целью создания домов отдыха стало предоставление военнослужащим возможности использовать очередные отпуска и отпуска по болезни в благоприятной обстановке для скорейшего выздо-

ровления и повышения работоспособности. Они обеспечивали организованный отдых; занятия физкультурой и спортом; здоровое и рациональное питание санитарное просвещение; привитие санитарно-гигиенических навыков и основных принципов сохранения здоровья24.

Путевки командному составу предоставлялись а) в санатории — бесплатно; б) в дома отдыха в размере 20% от стоимости. За путевки в санатории и дома отдыха членам семьи устанавливалась плата не ниже 30% стоимости.

Характерной особенностью законотворчества в этот период являлось стремление к кодификации законов, что выразилось в создании Кодекса о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и их семей25. Кодекс законов устанавливал следующие виды льгот: в области трудового землепользования и сельского хозяйства; по налогам и сборам; жилищные; в области труда и социального страхования; в области народного образования; в области народного здравоохранения; при переездах по железным дорогам и водным путям; почтовые; денежные пособия; судебные; по обязательному окладному страхованию.

В дальнейшем законодательство о льготах военнослужащих уже не сводилось в кодексы. В довоенные годы лишь вносились отдельные дополнения в действующий Кодекс о льготах. Система льгот фактически оставалась прежней. Предоставляемые льготы существенно улучшали материальное положение военнослужащих и членов их семей, что в конечном итоге способствовало укреплению обороноспособности и национальной безопасности страны, а это было очень существенно перед Великой Отечественной войной.

В годы войны работа органов государственного и военного управления в области социального обеспечения военнослужащих не прекращалась. Она отражалась в заботе о семьях погибших и сражающихся на фронте. С началом войны Президиум Верховного Совета издал Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время», которым были существенно повышены размеры пособий.

В период войны был принят ряд решений, направленных на улучшение обеспечения военнослужащих и членов их семей: увеличено денежное довольствие; введены дополнительные жилищные льготы; устанавливалось льготное начисление выслуги лет; увеличивались размеры пенсий и посо-бий26, вводились новые виды обеспечения. Например, постановление СНК СССР от 5 августа 1941 г. обязывало временных жильцов, поселившихся на площади военнослужащего, немедленно освободить ее по возвращении военнослужащего27. В этом Постановлении определялся также порядок оплаты жилой площади военнослужащими в военное время. В тех случаях, когда жилая площадь военнослужащего оставалась не заселенной, квартирная плата за нее не взималась.

Забота об улучшении жилищно-бытовых условий семей военнослужащих проявляется также и в том, что при составлении планов текущего и капитального ремонтов жилого фонда в эти планы в первую очередь включались нуждающиеся в ремонте жилые помещения, в которых проживали семьи военнослужащих28.

Особым вниманием со стороны государства, в годы войны, были наделены военные инвалиды.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

Помимо права на пенсию инвалиды войны и военной службы имели право на материально-бытовое обслуживание в самых разнообразных формах. Сюда относились: трудоустройство и обучение; протезирование; помещение в дома инвалидов и трудовые интернаты; материальная помощь из различных фондов; обслуживание через кассы взаимопомощи пенсионеров и др. В значительной своей части указанное выше материально-бытовое обслуживание распространялась также на членов семей умерших военнослужащих, которые получали пенсию по случаю потери кормильца29.

Материально-бытовое обслуживание военных инвалидов возлагалось на органы социального обеспечения, а также на созданные в 1943 г. при Советах народных депутатов все степеней управления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. В их руках сосредотачивалась организация всей помощи инвалидам и семьям фронтовиков со стороны государства, предприятий, учреждений, а также тысяч патриотов, принимавших участие в этом благородном деле.

В послевоенные годы, в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров приказом начальника Генерального штаба ВС СССР в марте 1946 года был сформирован Главкомат Сухопутных войск. Его создание соответствовало сложившейся практике мирового военного строительства, когда Вооруженные силы делятся на виды по предназначению с учетом сфер их применения: суша, море, воздух. Важность создания нового органа управления Сухопутными войсками была подчеркнута и назначением на должность их первого главнокомандующего — Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова30.

В период разрухи и восстановления народного хозяйства, а также в последующий после этого период холодной войны государство не забывало о социальной защите военнослужащих. В послевоенном законодательстве предусматривалось освобождение от подоходного налога, льготное начисление выслуги в период службы в удаленных районах. Впервые было зафиксировано право получения жилплощади из общего жилищного фонда местных советов. Решались вопросы сохранения жилплощади и найма жилых помещений. Расширялись льготы семьям военнослужащих, проходившим срочную службу.

В 1981 году Советом министров СССР было принято «Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку и их семей»31. В этом положении был указан перечень основных льгот, которыми пользовались военнослужащие и члены их семей: льготы по налогам и сборам; жилищные льготы; льготы в области здравоохранения; льготы в области образования; льготы по перевозкам; почтовые льготы; льготы по труду и социальному страхованию; денежные пособия.

Более значимое место проблема развития прав, льгот и социальных гарантий военнослужащих и членов их семей нашла отражение в законах, принятых Верховным Советом СССР в 1985 — 1991годы. Наиболее важные из них являлись Законы СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 2 ноября 1989года32; «О пенсионном обеспече-^6^® нии военнослужащих» от 28 апреля 1990 года33;

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 мая 1991 года34; «Об особых гарантиях занятости и социальной поддержки военнослужащих, уволенных со службы без права на пенсию» от 9 июля 1991 года35.

Принятые законы расширили весь спектр политических, социально-экономических прав и льгот военнослужащих. Так, в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» введенном в действие с января 1991 года, пенсия за выслугу лет лицам офицерского состава, прапорщикам и военнослужащим сверхсрочной службы назначалась при наличии выслуги 20 лет и более. При этом не имело значение, исчислена выслуга только в календарном порядке или с зачетом на льготных условиях соответствующих периодов службы. Право военнослужащего на пенсию законом не ставилось в зависимости от его возврата ко дню увольнения, а также от причин увольнения с действительной военной службы36.

Таким образом, завершая анализ исторического опыта, можно констатировать, что общественная потребность в организации социальной защиты военнослужащих существовала с момента возникновения государства и его Сухопутных войск. Формирование, развитие и совершенствования системы социальной защиты являлось неотъемлемой частью исторического процесса. При этом степень реализации социальной защиты на разных этапах зависела от множества факторов: экономической возможности государства, методов комплектования войск, наличия и объемов специальных фондов и финансовых ресурсов и принимала активную или пассивную форму.

Примечания

1. См.: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1889. Т. 5. С. 304.

2. См.: Сухопутные войска России. История создания, становления и развития М. 2001. С. 152.

3. См.: Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М.,1988. Т.2 С.

102.

4. См.: Платонов С.Ф.. Полный курс лекций по русской истории. СПб. 2004.

5. См.: Бескровный Л.Г, Русская армия и флот в XVIII веке. М., 1958. С.22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. См,: Тютченко А. М. Из истории военно-социальной работы. // Ракурс. 1998. №3. С.54.

7. См,: Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие, правовое регулирование. М.: Диамант-СВ, 1995.

8. См.: Сухопутные войска России. История создания, становления и развития М. 2001. С. 153.

9. См.: Кудейкин В.Я. Историко-правовой опыт социальной защиты военнослужащих и членов их семей в армии дореволюционной России // Социальная работа с военнослужащими и членами их семей. М.: ВУ, 1996. С.26.

10. См.: Титов В. А. Социальная защита военнослужащих Внутренних войск и сотрудников МВД. СПб. Ун-т. МВД России, 2003. С.82.

11. См. Там же. С .83.

12. См.: Яременко В.А. Социальная защищенность военных чинов в России до 1917 года. //Новая и новейшая история. 2005. №4. С.181.

13. См.: Новый устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их семей. Закон от 23 июня 1912 года. СПб., 1912. С. 6-7.

14. См., Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 1993. С. 348.

15. См.: Якуничев В.В. Финансово-экономические аспекты социальной защиты военнослужащих в условиях реформы Вооруженных сил РФ. Дис...канд.экон.наук.М.,1998.С.36

16. См.: Васильев К. Борьба за новый быт // Военный вестник. 1922. № 19.

17. РГВА, ф. 4, оп.15 а, д. 365, л. 201.

18. РГВА, ф. 4, оп. 15 а, д. 208, л. 39.(Приказ РВС СССР №30 от 12 января 1926 г. «О порядке выдачи компенсаций за семейный паек»).

19. РГВА, ф. 4, оп. 15 а, д. 209, л. 534.

20. РГВА, ф. 23, оп. 1 а, д. 648, л. 16.

21. РГВА, ф. 23, оп. 1 а, д. 648, л. 39.

22. См.: Статья 101 Кодекса о льготах для военнослужащих; пп. «в» и «г» ст.1 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. (СУ РСФСР 1930 г. № 14, ст. 181).

23. См.: Статья 53 Закона о всеобщей воинской обязанности; Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 апреля 1936 г. «О ставках квартирной платы для военнослужащих кадрового командного и начальствующего состава, кадрового младшего рядового состава сверхсрочной службы РабочеКрестьянской Красной Армии, пограничной и внутренней охраны Народного комиссариата внутренних дел Союза ССР» (СЗ СССР 1936 г. № 21, ст. 186; 1937 г. №65, ст. 290); циркуляр Всесоюзного Совета коммунального хозяйства при ЦИК СССР от 28 апреля 1936 г. («Финансовое и хозяйственное законодательство», 1936 г., №16).

24. См.: Степанова Е.Е. «Культура быта начальствующего состава Красной Армии 1921-1941 гг.». Дис...канд. ист. наук. М., 2006. С.54.

25. Постановление ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих».

26. См.: Постановления СНК СССР от 2 июля 1942 г. (сборник «Пособия, пенсии, и льготы инвалидам войны, военнослужащим и их семьям», НКСО РСФСР, 1943г., стр. 99).

27. См.: Постановления СНК СССР от 5 августа 1941г. «О сохранении жилой площади за военнослужащими и о

порядке оплаты жилой площади семьями военнослужащих в военное время». СП. СССР 1941 г. № 17 ст. 342.

28. См.: Приказ Наркомхоза РСФСР от 14 июля 1942 г. №370.

29. См.: Льготы, пособия и пенсии военнослужащих. Изд. 2-е, доп. М.: Юридическое издательство. 1944 . С.102.

30. В последующем Сухопутными войсками руководили и другие известные наши военачальники: Маршалы Советского Союза Конев И.С. (1946-1950, 1955-1956), Малиновский Р.Я. (1956-1957), Гречко А.А. (1957-1960), Чуйков В.И. (19601964), Петров В.И. (1980-1985), генералы армии Павловский И.Г. (1967-1980), Ивановский Е.Ф. (1985-1989), Варенников В.И. (1989-1991).

31. См.: Постановление Совета министров СССР № 193 от 17 февраля 1981 года «Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку и их семей».

32. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. М., 1989 №

22. Ст. 416.

33. См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — М., 1990 - № 23. Ст. 414.

34. Там же № 21. Ст. 594.

35. Там же № 31 Ст. 882.

36. По существующему до 1991 года законодательству для получения пенсии в 40% за выслугу лет необходимы были следующие условия: выслуга от 20 до 25 лет в календарном исчислении, определенная причина увольнения (например, по болезни); достижение увольняемым возраста 50 лет. См.: Инструкция о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского флота. М., 1982. Ст. 14.

ГЛАДКИХ Игорь Павлович, подполковник, адъюнкт Военного университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 05.12.06 г.

© Гладких И.П.

Книжная полка

Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. — М. : ИТК «Дашков и Ко», 2007. — 132 с.

Гриф УМО.

Учебное пособие содержит систематизированный материал по вопросам социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов на дому, раскрывают опыт организации этой работы в отдельных регионах, приводятся инновационные технологии. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов по социальной работе, а также практических работников учреждений социального обслуживания населения.

Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие. — М. : ИТК «Дашков и Ко», 2007. — 328 с.

В учебном пособии раскрываются основные направления социальной работы с молодежью. Особое внимание уделено социальной помощи уязвимым категориям молодежи, а также молодым мигрантам и переселенцам, анализу организации досуговой деятельности и отдыха молодых людей. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная работа», а также для практических работников.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.