9. Perelman Ch., La preuve en droit, essai de synthèse, in La preuve en droit, (dir.) Ch. Perelman et P. Foriers, Bruxelles, Bruylant, 1981.
10. Antonmattei P.-H., Raynard J. Droit civil: contrats spéciaux / Paul-Henri Antonmattei, Jacques Raynard. 3e éd. Paris: Litec, 2002. 540 p.
Матвеева Светлана Дмитриевна, соискатель, юрисконсульт Общества с ограниченной ответственностью «Сфера», [email protected] (Россия, Тула Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия»)
AN AMICABLE TRANSACTION IN FRENCH CIVIL LAW: CONCEPT AND
CHARACTERISTICS S.D. Matveeva
The amicable transaction is one of the most important and actively employed in the modern world legal constructions of the contractual settlement of civil disputes. From the perspective of substantive law the author analyzed the notion and revealed signs and features of the amicable transaction by the example of legislation in France.
Key words: amicable transaction, contract, dispute about the law, reciprocal concessions, dispute settlement.
Matveeva S.D., competitor of the Department of civil law of The Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice», lawyer of SFERA Limited company, tel. +79156855170, [email protected] (Russia, Tula)
УДК 331.2(09)
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ ЛЬГОТУ
У. В. Пашинцева
Рассмотрены правовые и исторические аспекты стимулирования труда через социальную льготу.
Ключевые слова: российское общество, государственная служба в России, стимулирование служащего, социальная льгота.
Перед советским государством сразу после его образования ставились задачи по возрождению народного хозяйства на принципах новой экономической политики по обеспечению социальных нужд отдельных слоев населения. Для этого был разработан механизм в виде избирательного наделения льготами и преимуществами в социальной сфере, ведущим звеном которого стала социальная льгота.
Предусматривалось, что такая политика должна коснуться рабочих, крестьян и служащих. При этом происходила смена приоритетов, и на первый план выдвигались различные социальные группы, отдельные работники тех или иных ведомств и отдельные группы специалистов. Такая идеология опиралась не только на теоретические подходы, но и на имеющийся небольшой собственный опыт. Так, например, постановление СТО РСФСР от 21.09.1921 «О дополнении Временных Правил об отпусках рабочим и служащим в 1921 году» стимулируя стремление к получению специального образования предоставил служащим, 2-недельный отпуск, для подготовки к сдаче экзаменов при поступлении в техникумы, университеты и другие высшие учебные заведения с сохранением на время отпуска получаемого ими содержания» [1].
Все это было направлено на поддержку инициативы и предприимчивости в интересах роста производительности труда, и расширяло служащим и членам их семей льготы по снижению бремени социальных и коммунальных выплат, уменьшению ставок налогообложения, предоставления услуг по землепользованию, медицинскому обслуживанию и т.д.
Исследуемый объект можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, наделение льготами и преимуществами части населения следует рассматривать как часть социальной политики Советского государства, которая строилась, исходя из социально-политических реалий. Она не являлась порождением НЭПа, так как существовала с первых дней прихода большевиков к власти, однако получила наибольшее распространение и оказалась наиболее востребованной.
Во-вторых, предоставляемые льготы компенсировали недостаточную материальную оценку труда. Позволяли, внешне не нарушая идеологию функционирующей системы установления оплаты труда, целенаправленно повышать благосостояние части общества.
Для реализации принятых решений использовался дифференцированный метод: от предоставления единичных льгот до комплексных решений по данному вопросу и законодательно оформленных кодексов.
1924-1926 годы оказались отмеченными принятием значительного числа законодательных норм. Было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков, для учителей городских и сельских школ, руководителей изб-читален, библиотекарей, педагогов детских домов и т.д. [2].
Для решения организационных вопросов в составе наркоматов создавались комиссии, задачей которых стало решение вопросов по отдельным категориям и субъектам правоотношений. Подобные комиссии были образованы по улучшению быта ученых, для назначения персональных пенсий, пособий лицам, имевшим исключительные заслуги в революционной деятельности, военной и профессиональной деятельности, в области науки, искусства и техники [3].
Изучение нормативно-правовой базы позволяет выделить основные факторы, обуславливающие возможность получения льгот служащими
76
государственных предприятий. В основу классификации представляется возможным положить разработанную и примененную в исследовании социально-правовой защиты работников милиции и уголовного розыска РСФСР в 1917-1941 годов [4].
1. Наличие низового должностного оклада позволяет, получение льгот в виде снижения расходов по тарифам, налогам и услугам. Так, постановление СТО РСФСР от 8 сентября 1922 года «О льготной заготовке дров работниками и служащими государственных предприятий, учреждений и хозяйств лицами, имеющими зарплату в размере минимальной ставки, утвержденной Высшим тарифным комитетом» предусматривало оплату в размере 50% установленных тарифов за заготовку, дров для личного потребления.
В этом направлении функционировали и нормы постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28 июля 1924 года «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения», в соответствие, с которым с граждан, получавших оклады в 45-50 руб. оплата за обучение детей в начальной средней школы не взималась.
Для должностных групп, чей месячный заработок не превышал установленного минимума, и убывающим в очередной отпуск распространялось положение о пособии «в размере 50% стоимости проезда по железнодорожным и водным путям сообщения туда и обратно.
2. Предоставлялась льгота за пользование жилыми помещениями служащим государственных учреждений за квадратную сажень жилплощади. Служащие государственных учреждений, предприятий и хозяйств находящиеся в сельской местности, с декабря 1921 года были освобождены от отбытия трудгужналога.
3. Одним из первых стал декрет СНК РСФСР 31.10.1922 года «О местном квартирном налоге», освободивший ряд категорий служащих, в том числе преподавательский состав, рядовой и командный состав РККА и РККФ, милиции и др., получавших только должностное жалование и не имевших других доходов, от оплаты за занимаемые жилые помещения.
4. Признание за лицом, состоящим на службе, исключительного вклада в дело создания и защиты советского государства. К ним были отнесены орденоносцы, бывшие красногвардейцы, партизаны и т.д. Так, ВЦИК и СНК РСФСР в 1930г. предоставил право на жилую дополнительную площадь Героям Советского Союза и Героям труда, заслуженным деятелям науки, искусства.
Принимались персональные правительственные решения, направленные на материальную поддержку выдающихся личностей. Одним из самых известных нормативных актов стало Постановление Совнаркома «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников» от 24.01.1921 года. В нем предусматривался целый комплекс организационных мер по обеспечению научно-исследовательской деятельности физиологического центра.
5. Принадлежность работника к тому или иному ведомству, или группе служащих. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью» определяло перечень лиц
77
имеющих право на дополнительную площадь, занимающих ответственные должности, связанные с постоянной работой на дому. А также лица офицерского состава в звании полковника, командиры отдельных воинских частей и преподаватели военно-учебных заведений [5].
При этом следует отметить, что нередко использование льгот носило откровенно классовый характер. Так, например, постановление наркоматов финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения РСФСР от 09.02.1924 г., объявившее Инструкцию по обеспечению семей слушателей партийных школ и коммунистических университетов, распространило действие только на семьи рабочих и крестьян.
Для кадрового командного состава РККА, пограничной и внутренней охраны, начальствующего состава госбезопасности НКВД, применялись фиксированные ставки квартирной платы [6], в соответствии с которыми, при окладе до 300 руб., оплата квадратного метра жилья составляла 30 копеек, а для военнослужащих сверхсрочной службы не более 15-25 коп [7]. С 1922 года действовала 50 % надбавка к основному окладу военнослужащих пограничных войск на «окраинах», предусматривался двухгодичный непрерывный срок службы, после чего им устанавливалось единовременное пособие в размере 25 % годового оклада. Вновь поступившим устанавливался 6 разряд и 200 % надбавка [8].
В 1927 г. вышло постановление СНК РСФСР «Об улучшении материально-бытового положения судебно-медицинских экспертов, обслуживающих сельское население РСФСР», а в 1925-1928г. декреты о льготах для семей убитых при исполнении служебных обязанностей.
В условиях массового кооперирования крестьянских хозяйств весьма важно было иметь идеологическую опору по проведению внутренней политики на селе, что по нашему мнению во многом объясняет активность в принятии и реализации мер в социальной сфере в отношении медицинского, агрономического и ветеринарного состава служащих, педагогов сельских трудовых школ, работников культурно-просветительных учреждений, расположенных в сельской местности [9].
Одной из профессиональных групп, для которых устанавливались дополнительные социальные льготы, являлись педагоги средних и высших учебных заведений и медицинские работники. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20.03.1931 года вводятся правовые нормы по улучшению жилищных условий работникам просвещения в городах, в октябре СНК СССР утверждает повышенные ставки месячной зарплаты, в обеспечении продовольственными и промышленными товарами.
Во второй половине 20-х годов наделение материальными благами и преимуществами применяется к более большим категориям служащих, что обусловливалось изменением взглядов на роль и место интеллигенции в социалистическом строительстве. Все больше преобладала точка зрения, что без опоры на специалистов ни строительство промышленных основ, ни реформы не могут быть реализованы в намеченные сроки.
Массовое привлечение ИТР на крупнейшие стройки народного хозяйства, в отдаленные местности, на Север, Дальний Восток, Сибирь подкреплялось последовательным введением законодательных норм, которые поддерживали бы необходимый уровень жизни специалистов и их семей. Было принято объемное по содержанию Положение о льготах для лиц, работающих в отдаленных местностях СССР и вне крупных городских поселений, утвержденное ЦИК и СНК СССР 12.08.1930 г. [10].
Между тем, на основании материалов проведенных проверок о выполнении правительственных директив в области решения бытовых вопросов инженерно-технических работников, СНК СССР признал положение дел недостаточным для обеспечения поставленных задач [11].
Видимо, поэтому в течение мая-ноября 1931г. вступили в действие сразу 4 постановления, предусматривающие предоставление социальных льгот работникам, переводимым в другие учреждения по распоряжению органов труда, расширение прав инженерно-техническим и административно-хозяйственным работникам, привлекаемым для работы на ударных строительствах, по сохранению права на жилую площадь в прежнем месте жительства, улучшению бытовых условий и выдачу компенсаций при переводе на работу в другие местности [12].
При этом назначаемым и переводимым на службу в отдаленные регионы предоставлялось путевое довольствие в двойном размере, оплата стоимости переезда, выдача суточных денег, единовременного пособия на работника и членов его семьи, зачет времени нахождения в пути в рабочее время, бронирование жилой площади по прежнему месту жительства и предоставление ее в обязательном порядке на новом месте службы. Им начисляли повышенный должностной оклад и дни дополнительного отпуска, ежегодные единовременные выплаты по истечение года, трех и пяти лет работы. Существенной стала правовая норма, закрепляющая для этих лиц плановую замену по истечении шести лет[13].
Утверждается Положение о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере, впитавшее в себя широкий круг норм, ранее введенных в жизнь решениями высших органов государственной власти и управления СССР. Положение содержало набор социальных льгот для учителей, медиков, юристов, инженеров и прочих профессиональных групп [14].
Анализ законодательных актов позволяет утверждать, что подход законодателя к предоставлению льгот был дифференцирован: служащие делились на две неравноправные группы: обладавшие всеми льготами и не обладавшие ими. К первой группе относился высший, средний административный персонал всех организаций, предприятий и учреждений, специалисты высшей и средней квалификации, судьи, прокуроры, следователи, нотариусы. На эту категорию распространялись льготы в полном объеме. В то же время лица, если они не были направлены на работу в районы Крайнего Севера или являлись местными жителями, льготами не пользовались.
Анализ правовых норм названных документов позволяет утверждать, что в большинстве социальных льгот лица, из числа инженеров и
79
административного персонала государственных предприятий, были приравнены к рабочим (право на обеспечение жилой площадью и санаторно-курортное лечение, приеме детей на учебу, уравнивание размера оплаты страховых пособий), а в некоторых - даже к ответственным номенклатурным работникам, в частности, в праве на дополнительную жилую площадь[15].
В социальной политике государства жилищные вопросы всегда являлись наиболее острыми и особенно ощутимыми, эта проблема стала в годы массового притока сельского населения в города и рабочие поселки. Поэтому не случайно, понимая, что от ее решения во многом зависело выполнение намеченных планов, законодатель активно использовал социальные льготы в области обеспечения и использования жилья в качестве инструмента стимулирования профессиональной деятельности тех категорий служащих, которые оказались наиболее востребованными. Содержание льгот варьировалось от предоставления жилья вообще и дополнительной площади в частности; сохранения жилья за семьей в случае перевода служащего в отдаленные местности, ударные стройки и уменьшения коммунальных платежей за использование жилплощади. Такая целевая установка была реализована в многочисленных законодательных актах и нормативных документах [16].
Инструкция НКВД и Наркомюста РСФСР от 23.06.1928 № 220 » Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках» основываясь на постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 14.05.1928 г. "Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках", параграфом № 8 закрепляя правило, о том, что «снижение таксы за отдаленность района, отсутствие элементов коммунального благоустройства и дефекты в квартирах и комнатах, применяется лишь к тем категориям населения, которые оплачивают помещения, исходя из расчета квартирной таксы».
В конце 20-х годов в условиях обострения внутриполитических противоречий в стране и обострения международной обстановки происходит укрепление армии и флота, органов государственной безопасности и внутренних дел и других, силовых структур.
И здесь наиболее ярко проявились возможности социальной льготы при ее использовании в деле обеспечения военнослужащих. В исследуемый период, посредством принятия разрозненных и единичных норм, сформировался комплекс льгот, который трансформировался в Кодекс законов о льготах и преимуществах для военнослужащих РКА и Флота СССР и их семей, утвержденный Постановлением ЦИК СССР 29.10.1924г. Последовательное пополнение норм в этой сфере дало возможность в апреле 1930 года ЦИК и СНК СССР принять новую редакцию и название - «Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче-крестьянской Красной армии и их семей» [17]. Таким образом, как видно из текста новой редакции, круг субъектов норм Кодекса был расширен и под их действием, подпали все служащие РККА.
Кодекс устанавливал преимущества в области трудового
землепользования и сельского хозяйства, труда, социального и окладного
80
страхования, здравоохранения и образования, а также по налогам, судебным и почтовым сборам, дополнительных денежных надбавках (выслугу лет, несение службы в отдаленных местностях и пр.) [18].
Кроме того льготы и преимущества базировались на нормах Положений «О государственном обеспечении кадрового начальствующего состава РККА», «О государственном обеспечении лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава, лиц младшего начальствующего и рядового состава сверхсрочной службы и курсантов школ военно-воздушных сил, Рабоче-крестьянской Красной Армии, а также семей этих лиц», «О государственном обеспечении семей военнослужащих, проходящих срочную службу в рядках РККА и службу в переменном составе территориальных частей РККА», утвержденных Постановлениями ЦИК и СНК СССР 19.03.1926г., 21.02.1931г. и 23.08.1931г. соответственно [19].
Сравнительно-правовой анализ вышеприведенных и других законодательных и нормативно-распорядительных документов дают возможность классифицировать представляемые льготы и преимущества по следующим группам:
- использования земель: сохранение части земельного надела, приходящегося на члена семьи, служащего РККА; разрешение сдачи всей или части земли в аренду; преимущественное получения во временное пользование бесплатно или на льготных условиях сельхозинвентаря в прокатных пунктах; первоочередное и на льготных условиях получение ссуды посевного материала, а также кредитов для приобретения сельхозинвентаря; бесплатная ветеринарно-лечебная помощь; первоочередное получение в трудовое пользование земли и рассмотрение всех спорных вопросов земельного дела; льготные условия при оплате работ по землеустройству; преимущественное получение леса и лесоматериалов со скидкой с таксы 25 % - 75 %.
- в деле получения и оплаты образования.
- по налогообложению.
- в области денежного и продовольственного обеспечения.
- жилищные.
Отдельные льготы из выше перечисленного, использовались для социальной поддержки других профессиональных групп служащих или служащих других наркоматов.
Так, в 1927г. ВЦИК и СНК РСФСР распространяет действие части норм Кодекса о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче-крестьянской Красной армии и их семей на служащих и начсостав НКВД, РКМ и уголовного розыска. Отдельные льготы и преимущества предоставляются ИТУ и ВПО, морского флота и авиации [20].
Таким образом, процесс перехода к мирной жизни включал в себя реализацию целого комплекса мер по демилитаризации всех сторон жизни строящегося советского общества. Потребовал формирование новой модели, которая способствовала бы вытеснению капиталистических элементов и подъему производительных сил.
Наряду с приведением функций аппарата управления и модернизацией законодательства, в соответствие с потребностями восстановительного периода и новой экономической политики, аннулирования действовавших в военное время ограничений в сфере трудовых правоотношений, происходит улучшение социального положения отдельных, наиболее значимых для развития народного хозяйства, категорий трудящихся.
По нашему мнению, использование дополнительных, кроме установленного должностного оклада, выплат было обусловлено совокупностью факторов не только экономического характера, но и в том числе необходимостью нацеливания энергии масс для решения насущных задач всех отраслей.
Характерным является то, что нередко нормы действующих инструкций устанавливали максимальный размер выдаваемых сумм. Названная норма была направлена на пресечение возможных злоупотреблений со стороны начальствующих лиц, а с другой стороны, в полной мере соответствовал действующему в тот период правилу об ограничении максимального размера получаемого вознаграждения.
Содержание и формы заработной платы стали увязываться с задачами закрепления кадров, роста производительности труда, укрепления дисциплины, проведением реформы в соответствие с принципами хозрасчета. Подтверждался отход от превалирующей предыдущие годы идеи о целесообразности уравнивания размеров оплаты труда специалистов и высококвалифицированных рабочих.
Значимой частью построения и адаптированную нормативную базу стимулирования профессиональной деятельности к задачам реализации НЭП явились декреты СНК, определившие совокупность таких мер, как: перевод зарплаты на золотую валюту (червонцы); вводит штатное расписание и оклады по должности, в государственных организациях; реализует финансовые меры, по реформированию заработной платы в местных организациях; нормативно закрепляет номенклатуру и оклады по установленным должностям.
Постепенно упраздняется система трудовой повинности, посредством сокращения круга профессий служащих. В середине 1922 г. состоялась отмена трудовой повинности для всех служащих.
Развитие правовой базы материального стимулирования профессиональной деятельности рабочих и служащих сопровождалось снятием ряда ранее действующих запретительных норм и введением новых, направленных на пресечением должностных злоупотреблений и получение незаконных доходов, это было вызвано стремлением противодействовать алчности отдельных лиц и давлению частников.
Ярко проявились возможности социальной льготы при использовании в обеспечении военнослужащих, сформировался комплекс льгот, и преимуществ выраженных в Кодексе о льготах для военнослужащих РКК армии и их семей. Отдельные льготы из выше перечисленного, использовались для социальной поддержки других профессиональных групп служащих или служащих других наркоматов.
Следует иметь в виду и то, что отход от новой экономической политики и разрастание бюрократического аппарата, значительно увеличивал число лиц, подпадающих под действие этих норм.
Список литературы
1. СУ РСФСР, 1921.N 31. С. 168.
2. Петрожицкий В.М. «Организационно-правовые основы социальной и правовой защиты сотрудников милиции РСФСР (1917-1941г.г.): дис.... канд.юрид.наук, М., 1997. С.14-15.
3. СЗ РСФСР, 1922. № 59. С. 739.
4. СУ РСФСР, 1922. № 44. С. 537.
5. СУ РСФСР, 1922. № 30. С. 349.
6. СУ РСФСР, 1921. № 1. С. 9.
7. СУ РСФСР, 1922. № 67. С. 889.
8. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 года «О праве пользования дополнительной жилой площадью».
9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 262-263.
СЗ СССР, 1933. № 43. С. 252; СУ РСФСР. 1933. № 47. С. 198.
10.СУ РСФСР, 1928. № 53. С. 402; 1934. № 25. С. 141.
11.СУ РСФСР, 1923. № 9. С. 118.
12.СУ РСФСР, 1925. № 33. С. 234.
13.СЗ СССР. 1931. № 6. С. 68
14.СЗ СССР. 1931. № 7. С. 92.
15.СУ РСФСР. 1931. № 15. С. 171.
16.СЗ СССР. 1931. № 18. С. 424.
17.СЗ СССР 1931. № 6. С. 68.
18.СЗ СССР. 1930. № 41. С. 426.
19.СЗ СССР. 1931. № 61. С. 402.
Пашинцева Ульяна Валерьевна, соискатель, [email protected] Россия, (Россия, Белгород, Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права»)
DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF LEGAL INCENTIVES THROUGH THE SOCIAL
PRIVILEGE U..V. Pashintseva
Legal and historical aspects of work incentives through a social privilege are considered. Keywords: the Russian society, public service in Russia, stimulation of the employee, a social privilege.
Pashintseva U.V., competitor, [email protected] Independent non-profit organization of higher education «Belgorod university of cooperation, economy and right» (Russia, Belgorod)