Научная статья на тему 'Социальная защита мигрантов в Челябинской области'

Социальная защита мигрантов в Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
364
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная защита мигрантов в Челябинской области»

зом, ответственность за состояние и развитие экономики и социальной сферы должны нести и местные органы власти, и собственники предприятий.

На прошедшей в ноябре 2000 года коллегии при губернаторе области было принято решение о разработке стратегии социально-экономического развития области до 2010 года, а для муниципальных образований - о разработке стратегических, среднесрочных и краткосрочных программ развития своих территорий.

В целях разработки стратегии развития области предусмотрено проведение Второго экономического форума с привлечением широкого круга ученых, специалистов, промышленников, представителей общественности.

Н.Н. Суворова СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МИГРАНТОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В условиях переходного периода развития социально-политической и экономической ситуации миграционные процессы в Российской Федерации противоречивы и неустойчивы. Они во все большей степени определяются динамикой рыночных преобразований, ситуацией в сфере занятости, возможностями трудоустройства мигрантов, территориальными различиями в уровне жизни населения. В структуре причин миграции происходят ярко выраженные прогрессивные изменения: сокращается влияние шоковых факторов, связанных с распадом СССР, увеличивается воздействие экономических факторов.

Проблема появления вынужденной миграции явилась принципиально новой для России, что потребовало формирование миграционной политики нового типа. Переживающая период становления, эта политика неизбежно сталкивается с такими проблемами, как неадекватность нормативной базы, неоформленность институционных структур, хроническая и катастрофическая нехватка средств, отсутствие единой концепции и отлаженного механизма взаимодействия на миграционные процессы. Указанными обстоятельствами во многом объясняются те значительные сложности, с которыми сопряжено для государства решение вопросов, связанных с вынужденной миграцией, и в еще большей мере те проблемы и страдания, которые выпадают на долю наших соотечественников, вернувшихся на историческую родину.

Еще большую актуальность проблеме вынужденных переселенцев добавляет ее масштабность. К началу 1998 года в России было зарегистрировано свыше миллиона только тех прибывших, которые имеют статус беженца или вынужденного переселенца.

Челябинская область, являясь приграничной зоной, продолжает принимать мигрантов из стран ближнего зарубежья. После распада СССР в область переселилось более 135 тысяч человек из стран СНГ и Балтии. Большая часть населения прибывает на новое место жительства по личным причинам, в связи с возвращением на прежнее место жительства либо в связи с работой или учебой.

В течение нескольких лет миграционный прирост перекрывал естественную убыль населения области. И только в прошлом году он не компенсировал потери населения от естественной убыли.

Среди общего числа мигрантов, прибывающих в область на постоянное место жительства из стран СНГ и Балтии, 75% составляет доля прибывающих из Казахстана. Это обусловлено прежде всего тем, что Челябинская область непосредст-

венно граничит с Казахстаном, обладающим в настоящее время самым большим миграционным потенциалом среди бывших республик Советского Союза.

Около 13% мигрантов претендуют на статус вынужденного переселенца. На 1 января 2001 года в Территориальном органе Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в Челябинской области состоит на учете 12,5 тысяч вынужденных переселенцев. Ежегодно снимается с учета около 2-3 тыс. человек.

Большая часть состоящих на учете вынужденных переселенцев относятся к категории малообеспеченных и, соответственно, нуждаются в финансовой поддержке.

В рамках федеральной целевой программы «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» в 2000 году оплачены путевки в летние лагеря отдыха, оказана единовременная адресная материальная помощь 300 семьям с детьми, приобретены наборы школьно-письменных принадлежностей для детей школьного возраста из особо нуждающихся семей вынужденных переселенцев.

В сентябре 1999 года администрация Челябинской области и Федеральная миграционная служба России подписали Соглашение о взаимодействии, основными целями которого является совместное проведение единой государственной политики в области миграции населения на территории Челябинской области, контроль за реализацией федерального законодательства и законодательства Челябинской области по вопросам миграции населения, в том числе в области иммиграционного контроля, использования иностранной рабочей силы, финансирования и строительства жилья для вынужденных переселенцев.

Только в течение прошлого года для вынужденных переселенцев Челябинская финансовая строительная компания построила за счет средств федерального бюджета, выделенных для миграционной службы области, 316 квартир общей площадью 16,6 тыс. кв. м на сумму 60 млн р. в городах и районах области. В приобретенных квартирах справили новоселье 965 человек.

На 4,0 млн р. выдано долговременных беспроцентных возвратных ссуд для строительства (приобретения) жилья 92 семьям.

Однако вопрос жилищного обустройства вынужденных переселенцев не решен. Очередь на получение жилья среди вынужденных переселенцев по области насчитывает более 1400 семей, около 600 семей состоят в списках очередности на получение долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья.

В Территориальном органе создается единый банк данных состоящих на учете нуждающихся в получении жилья в администрациях городов и районов, определяется порядок предоставления жилья нуждающимся, территории, где необходимо строительство жилья для вынужденных переселенцев.

С учетом вновь принятого постановления Правительства РФ о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, дополнительных задач и функций территориального органа Минфедерации России в Челябинской области, местных особенностей необходима разработка и реализация региональной миграционной программы на период 2001-2005 гг., с учетом градостроительной документации всех уровней.

Таким образом, с одной стороны, система социальной помощи вынужденным переселенцам достаточно разработана и выполняется в Челябинской области в соответствии с федеральным законодательством, с другой стороны, ее выполнение напрямую зависит от имеющихся в наличии денежных средств и материальной

базы, хорошей координационной работы всех органов государственной и исполнительной власти, которые в той или иной мере призваны решать вопросы вынужденной миграции.

В апреле 2000 года при содействии миграционной службы Челябинской области было проведено социологическое исследование в виде сплошного опроса граждан, посетивших в это время миграционную службу.

Было опрошено 200 человек, из которых 100 человек имели статус вынужденного переселенца, а другие 100 человек претендовали на его получение. С учетом различия этих двух категорий были разработаны две анкеты.

Цель исследования: выяснить особенности положения и потребности тех граждан, которые только что прибыли в нашу область и еще не имеют статуса вынужденного переселенца, и то, как изменилось положение тех, кто признан вынужденным переселенцем, с которыми долгое время работает миграционная служба Челябинской области.

В анкетах есть ряд совпадающих вопросов, ответы на которые могут быть интересны для сравнения. Это следующие параметры:

- материальное положение,

- уровень трудоустройства,

- потребность в услугах социального обеспечения,

- нуждаемость в социальной помощи со стороны миграционной службы и органов социальной защиты.

Помимо этого исследовательский интерес представляет вопрос, обращенный к тем, кто не имеет статуса вынужденного переселенца, о их трактовке социальной защиты как понятия вообще и знания ими Закона «О вынужденных переселенцах», поскольку от этого напрямую зависит то, как построит с ними свою работу Территориальный орган Минфедерации России в Челябинской области: будет ли он относиться к ним как к потребителям, которые желают быть иждивенцами, или это активные, деятельные люди, способные переломить создавшуюся ситуацию в свою пользу собственными силами.

Главной сходной чертой респондентов, которые имеют статус вынужденного переселенца, является то, что они приехали и обратились в миграционную службу в большинстве своем в 1996-1997 годах.

Из 200 опрошенных мигрантов мужчины составляли 47%, женщины - 53%.

Большинство опрошенных респондентов находятся в трудоспособном возрасте (более 84% вынужденных переселенцев и 80% не имеющих этого статуса). Уровень образования также достаточно высок: 76% вынужденных переселенцев и 83% не имеющих этого статуса имеют среднее специальное и высшее образование.

Большинство опрошенных выбрали варианты ответов, которые подразумевают, что социальная защита - это безвозмездное, бесплатное предоставление определенных материальных благ, таких, как жилье, работа, материальная помощь; с другой стороны, данная иерархия ответов отражает то, что больше всего волнует не имеющих статус вынужденного переселенца, в чем они нуждаются в первой степени, - работа, жилье.

В то же время 19% опрошенных оценивают социальную защиту как систему мер, комплексных услуг именно для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.

Не менее важно вынужденным мигрантам знать законодательство, касающееся вынужденных переселенцев. Практика показывает, что те 47%, которые

говорят, что знают отдельные его пункты, на деле доказывают, что эти знания не имеют под собой никаких оснований. Данное явление, безусловно, осложняет работу специалистов миграционной службы.

Следующая группа вопросов касалась сравнения материального положения вынужденных переселенцев и тех, кто только прибыл в Челябинскую область. Это сравнение является важным показателем уровня социальных услуг, предоставляемых территориальным органом Минфедерации России в Челябинской области.

Положение вынужденных переселенцев оказалось намного лучше, чем тех, кто еще не имеет статуса, 57% опрошенных вынужденных переселенцев оценили свое положение как «хорошее» и «удовлетворительное», тем не менее 46% оценивают его как «тяжелое». Тяжелым признают свое положение молодые люди и пенсионеры.

Подавляющее большинство тех, кто не имеет статуса вынужденного переселенца, оценивают свое положение как тяжелое и очень тяжелое.

Следующий вопрос касался жилищных условий мигранта. Они достаточно плохие: 49% - снимают квартиру, 33% - живут у родственников, 1/3 - проживают в общежитиях. Как правило, мигранты трудоустраиваются самостоятельно.

Среди неработающих, не имеющих статуса вынужденного переселенца, в качестве основных причин неустройства на работу были названы:

- отсутствие родственников, знакомых, связей,

- несоответствие профессии имеющимся вакансиям,

- неэффективная работа службы занятости.

Среди других причин были указаны: малая оплата предлагаемой работы, возрастные ограничения при приеме на работу, отсутствие прописки.

По итогам исследования видно, что вынужденные мигранты являются группой активных, деятельных личностей, четко представляющих свои потребности. Это подтверждает уровень их образования, наличие постоянной работы, а также число не нуждающихся ни в каких услугах.

Большинство вынужденных переселенцев уехали из страны своего прежнего проживания, руководствуясь такими психологическими установками, как уважение к собственной личности и активная гражданская позиция. Надо отметить, что нет большой разницы в ответах мигрантов с высшим, средним специальным или средним образованием, все они относят себя к вынужденным мигрантам, что сплачивает их в одну солидарную группу с совместными интересами и желаниями. Наблюдается слабая связь между уровнем образования, официальным статусом вынужденного переселенца и уровнем нуждаемости его в различного вида услугах. Например, большинство мигрантов самостоятельно находят работу еще до того, как официально получают статус. Положение человека, имеющего статус вынужденного переселенца, позитивным образом отличается от претендующего на статус, поскольку миграционной службой предоставляется весь комплекс услуг в различных направлениях деятельности.

Один лишь Территориальный орган Минфедерации России в Челябинской области не может эффективно и в достаточно короткие сроки справиться с проблемами вынужденных мигрантов, поэтому ему необходимо иметь прямые связи с другими органами и организациями, занимающимися вопросами миграции.

Так, паспортно-визовая служба Челябинской области должна осуществлять контроль за въездом, предоставлять гражданство РФ, делать запросы в государства прежнего жительства с целью уточнения личности мигранта. Задача Федеральной службы занятости - решать вопросы трудоустройства вынужденных

мигрантов. Главное управление образования должно обеспечить места для детей мигрантов в учреждениях образования, Главное управление здравоохранения -осуществлять медицинское обслуживание. Главное управление социальной защиты занимает в этой схеме недостаточно правильное положение, поскольку основные функции по социальной защите вынужденных переселенцев берет на себя миграционная служба. Органы местного самоуправления в лице администраций городов и районов области отвечают за жилищное обеспечение вынужденных переселенцев. То есть эффективность системы социальной защиты зависит от отлаженного механизма деятельности всех органов и учреждений, занимающихся вопросами миграции.

Проблема вынужденной миграции и сегодня остается актуальной для Челябинской области. Исход русскоязычного населения в силу объективно сложившихся причин будет продолжаться еще долгое время прежде всего из Казахстана и стран Средней Азии.

Для оптимального решения вопросов социальной защиты вынужденных переселенцев важно учитывать следующие позитивные моменты.

Территориальный орган Минфедерации России в Челябинской области функционирует на основании солидной нормативно - правовой базы. Это соответствующие указы Президента, постановления Правительства, местных органов исполнительной власти, положения различных ведомств и министерств, в том числе и собственные.

Сам Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» отличается рядом положительных качеств, глубиной и разносторонностью регламентации. Так, после определения понятия вынужденного переселенца он предусматривает его права и обязанности, определяет порядок обращения с ходатайством о признании в качестве мигранта. Закон устанавливает компетенцию органов представительной и исполнительной власти, а также местного самоуправления.

Для Челябинской области характерны определенные сдвиги в миграционной политике, как и для России в целом, где уже ставятся в повестку дня такие вопросы, как создание стартовых условий для интеграции вынужденных переселенцев, стимулирование их трудовой и предпринимательской активности, ориентированной в перспективе на получение финансово-экономической отдачи, подъем слабых участков экономики в регионах, решение местных социальных проблем (удовлетворение потребности в обеспечении населения учителями, врачами, жильем, а также необходимыми товарами и услугами).

Принимая во внимание высокий образовательный уровень переселенцев, их принадлежность к городским профессиям и большую готовность к предпринимательской деятельности, расточительно, с точки зрения использования трудового потенциала мигрантов, продолжать направлять их в сельскую местность в сферу неквалифицированного труда.

Идет постепенная отладка механизма миграционного регулирования, в процессе которого учитываются, усваиваются и адаптируются к российским позитивные приемы реализации миграционной политики, отработанные за многие десятилетия западными странами. Это регулирование начинает приобретать комплексный, многоцелевой характер: начиная от иммиграционного контроля до оказания помощи соотечественникам в ближнем зарубежье. Все больший акцент делается на оказание помощи переселенческим общинам, признанным во всем мире оптимальной формой адаптации и интеграции подавляющей части мигрантов.

Недостатки имеющейся системы социальной защиты в области вынужденной миграции еще более очевидны. Большинство вынужденных переселенцев испытывают значительные моральные и материальные трудности из-за неопределенности

дальнейших перспектив своего пребывания в России. В условиях экономического кризиса на обустройство мигрантов хронически не хватает денег. Утверждается, как правило, не более трети средств, требующихся на реализацию Федеральной миграционной программы по решению проблем вынужденных переселенцев. Значительная их часть меняет высококвалифицированный труд на малоквалифицированный, то есть происходит массовое недоиспользование их возможностей. Кроме проблем с занятостью вынужденные переселенцы испытывают значительные трудности с обеспечением жильем. Последнее тем более важно, поскольку среди них высока доля пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек, детей-сирот. До сих пор не решена полностью проблема компенсации оставленного вынужденными мигрантами имущества.

В силу обстоятельств судьбы прибывающих мигрантов складываются противоречиво. Многие из них адаптируются в местах их первоначального прибытия, другие продолжают перемещаться внутри России в поисках постоянного места жительства. И тем не менее большинство мигрантов остаются в России. Поэтому, несмотря на сегодняшние экономические трудности, все же придется осознать, с одной стороны, прямую угрозу безопасности, создаваемую проводимой политикой в отношении соотечественников (либо же отсутствием какой-либо определенной политики), а с другой стороны - потенциальную ценность притока переселенцев, его будущую роль в истории страны. В долгосрочной перспективе стягивание в Россию русскоязычного населения, обладающего значительным демографическим, интеллектуальным и трудовым потенциалом, создает возможности удовлетворения потребностей развития производства и внутреннего рынка с наименьшим импортом рабочей силы из Китая, Вьетнама, Турции и других зарубежных стран.

В.Н.Козлов

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ДЕМОКРАТИИ

В ходе демократизации общества в последнее десятилетие в России идут бесконечные выборы на всех уровнях. В связи с этим возникает масса проблем с рейтингами политических лидеров и партий, феноменом электорального поведения и технологиями воздействия на него, правами и ответственностью кандидатов и избирателей и т.п. В стороне от их анализа не остается и наука об обществе.

Речь идет о социологическом обеспечении избирательной кампании и о социологии выборов. Полагаем, по сути - о разных процессах. Первый - это непосредственное участие социолога в предвыборной борьбе, в решении поставленных политических задач. Здесь цели политика, который рвется к власти, становятся целями социолога. Он - в команде. Второй - социология выборов - получение нового знания о механизме предвыборной борьбы, обнаружение закономерностей и тенденций поведения электората, ориентация избирателей и власти. И здесь ученый следует заповеди «Истина превыше всего».

Показательны примеры порой крайне противоречивых публикаций, освещающих результаты опросов общественного мнения в ходе избирательных кампаний. И дело, скорее, не в непрофессионализме отдельных социологов и центров (хотя и это имеет место), а в выполнении определенных политических заказов, в попытках давления на общественное мнение. Исследования кафедры социологии ЧелГУ в ходе избирательных кампаний дают богатый материал для таких и других выводов и оценок. Не являются здесь исключением и последние выборы в Челябинской области 24 декабря 2000 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.