и единение фракций и группировок. Учебное пособие. Кемерово: Кемеровск. ун-т, 1994. С. 15.
11 Макарчук С.В. Указ. соч. С. 20.
12 Макарчук С.В. Указ. соч. С. 15.
13 Макарчук С.В. Социалисты России ....... С. 21.
14 Толочко А.П. Хроника военной работы революционного подполья в Сибири (1907-1914 годы) // Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895-1917 гг. Вып. 2. Томск: Томск, ун-т, 1995. С. 62-76, Циндик А.А. Военная и боевая работа революционного подполья в Томске в годы реакции и нового революционного подъема (1907-1914 гг.) // Исторический ежегодник. Омск: Ом-ГУ, 2000. С. 74-78.
15 Макарчук С.В. Указ. соч. С. 58-69, Он же. Социалистические партии и потребительская кооперация Сибири. Июнь 1907 - февраль 1917 гг. // Из прошлого Сибири. Вып. I. Ч. I. Новосибирск: НГУ, 1994. С. 26-35, Он же. Кооперация в
Западной Сибири: сферы влияния социалистов в межреволюционный период. Июнь 1907 - февраль 1917 гг. // Из истории революций в России (первая четверть XX в.). Материалы Всероссийского симпозиума, посвященного памяти И.М. Разгона. Вып. 1. Томск: Томск, ун-т, 1996. С. 139-144.
16 Макарчук С.В. Социалисты России ...... С. 69-76.
17 Толочко А.П. Современная отечественная историография партийно-политического движения в Сибири в начале XX в.: Монография. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. С. 18-19.
ПОЛЫНСКИЙ Анатолий Сергеевич, аспирант кафедры отечественной истории.
Статья поступила в редакцию 27.12.06 г. © Полынский А. С.
УДК 325 С. М. ПОДЛИВАЛОВ
Курганский государственный университет
ИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ ИММИГРАНТОВ
(КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА)
Статья посвящена изучению исторического опыта адаптации беженцев в конце XX века (90-е годы) на примере Курганской области. Показаны первоначальные меры государственных органов власти по оказанию помощи иммигрантам. Раскрываются основные проблемы переселенцев, описаны трудности их жизни. Автор акцентирует внимание на огромной роли общественных организаций в адаптации иммигрантов на территории региона. Научный интерес представляет описание видов взаимодействия государственных структур и гуманитарных организаций в деле оказания помощи и поддержки переселенцев.
Статья может заинтересовать историков, демографов, практических работников различных служб и ведомств, осуществляющих реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также всех, кто интересуется проблемами миграции населения.
Демографическая ситуация в России является одной из приоритетных проблем, требующих немедленного решения. В Послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. говорится о том, что «приоритетом остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных» [1].
Проблема миграционной убыли в стране наметилась еще во второй половине 80-х гг. ХХ века и в последующие годы заметно обострялась. По данным В.И. Бутова, к 1990 г. по сравнению с 1986 г. число выехавших из СССР на постоянное жительство за рубеж возросло с 2,9 до 103, 6 тыс. чел. (почти в 36 раз). В 1991-1995 гг. за рубеж выехало более 0,5 млн чел., или свыше 70% общего числа эмигрировавших в 1981-1995 гг.[2].
Аналогичная ситуация прослеживалась и в отдельно взятых субъектах РФ. Так, в 1993-2002 гг. Курганскую область покинуло 16 196 граждан[3]. Несмотря на значительный приток в 90-е гг. в Южное Зауралье иммигрантов из стран СНГ и Балтии, миграционная убыль составила 2010 чел.[4].
Сложившаяся негативная тенденция требовала адекватных мер со стороны государственных и местных органов власти, участия в решении проблем народонаселения общественных организаций. И такие меры предпринимались. Чтобы найти эффективные подходы для решения социально-демографических проблем сегодняшнего дня, следует обратиться к позитивному опыту, наработанному в регионах России в 90-е годы ХХ века, в том числе и в Курганской области.
В результате распада СССР, образования новых независимых государств произошел массовый исход русскоязычного населения в Россию. Особенно напряженная ситуация сложилась в приграничных областях страны. В течение 90-х гг. в Зауралье на постоянное жительство прибыло более 60 тыс. иммигрантов, преимущественно из Казахстана. Прием такого количества новых жителей поставил перед местными властями непростую задачу по размещению мигрантов, предоставлению им работы, созданию нормальных условий жизни.
Прием соотечественников на историческую Родину стал приоритетной задачей органов исполнительной власти региона. 22 мая 1992 г. администрацией
Курганской области было принято постановление «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам». Областные службы, городские и районные администрации, руководители предприятий и организаций обязывались принять меры по приему и размещению переселенцев. Решить поставленные задачи было крайне непросто из-за отсутствия достаточного количества помещений для размещения переселенцев. Но, несмотря на это, делалось все возможное для того, чтобы не оставить переселенцев без крыши над головой. Так, в Белозерском районе Курганской области иммигранты были размещены в помещении Дома творчества школьников, в общежитии филиала СПТУ-33. В школах и дошкольных учреждениях района были созданы дополнительные места для детей из семей переселенцев [5]. В Катайском районе иммигранты размещались в помещении бывшего пионерского лагеря [6]. В городе Шадринске были размещены военнослужащие из авиационного полка, выведенного из Прибалтики [7].
С целью усиления регулирования миграционных процессов и осуществления контроля за решением задач по обустройству прибывших в область вынужденных мигрантов 10 сентября 1992 г. была утверждена региональная программа «Миграция», в соответствии с которой предусматривалось до 1995 г. отремонтировать и реконструировать жилые помещения для 861 семьи беженцев (затраты составили 160 млн руб.), а также организовать дополнительные рабочие места в Альменевском, Варгашинском, Кетовском, Мишкинском и Половинском районах области. Намечено было также построить предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, которые дали бы возможность трудоустроить часть мигрантов [8]. В конце 1993 г. начальник управления труда и занятости населения Курганской области И.П. Немков докладывал на заседании в областной администрации: «В ближайшее время область может принять 760 семей мигрантов. В наличии имеется 50 тыс. га свободных земель. Для размещения беженцев выделено: 69 жилых дома, 11 свободных помещений, 3 ПТУ, 1 детский сад, 4 лагеря» [9]. В последующие годы работа по жилищному обустройству новоселов осуществлялась во многих районах области.
В период с 1995 по 2001 гг. на основании постановления администрации области «О формировании целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев» 163 семьям вынужденных мигрантов была выделена земля для жилищного строительства. [10].
В 1992-2002 гг. с помощью органов местного самоуправления, предприятий и организаций, а также за счет собственных средств мигрантов вынужденным переселенцам были предоставлены комнаты в общежитиях — 720 семьям (1667 чел.), комнаты в квартирах с общей кухней — 718 семьям (1613 чел.), отдельные квартиры 595 семьям (1374 чел.), индивидуальные жилые дома — 614 семьям (1464 чел.) [11].
Средства для решения жилищных проблем вынужденных переселенцев поступали, главным образом, из федерального бюджета. Это позволило развернуть жилищное строительство на местах. В 1994 г. миграционной службой Курганской области были заключены договоры на строительство домов для иммигрантов в с. Альменево (4-квартирный дом), п. Варгаши (8-квартирный дом), г. Катайске (16-квартирный дом), п. Юргамыше (18-квартирный дом)
и г. Макушино (18-квартирный дом) [12]. За 19941997 гг. для вынужденных переселенцев в области было сдано в эксплуатацию 3424 кв. м. жилья. Кроме того, в 1997-2003 гг. для мигрантов было приобретено 92 квартиры, в которых было размещено 114 семей [13]. Эффективной формой поддержки прибывших соотечественников стало предоставление им возвратной долгосрочной ссуды на строительство или приобретение жилья. За 1993-2001 гг. за счет таких ссуд жилье приобрели 2373 семьи, или 32% от общего числа вынужденных переселенцев, состоявших на учете в области [14].
Важную роль в обеспечении переселенцев рабочими местами сыграли местные органы власти, руководители предприятий и хозяйств. По данным социологического опроса, проведенного миграционной службой Курганской области в 1997 г., многие переселенцы устраивались на государственные и муниципальные предприятия (46,9%), на предприятия и в организации смешанных форм собственности (24,1%), 8,6% - создали крестьянские (фермерские) хозяйства, занялись индивидуальной трудовой деятельностью [15].
По данным службы занятости области, наибольшее количество иммигрантов сосредоточилось на предприятиях городов Кургана (Курганский машиностроительный завод, ОАО «Корвет», завод дорожных машин, предприятие «Икар», комбинат «Синтез» и др.) и Шадринска (ОАО ШААЗ, ООО «Урал-Гранит»). В соответствии с программой занятости населения области предприятия, создающие рабочие места для лиц, особо нуждавшихся в трудоустройстве, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, пользовались льготами при налогообложении [16]. Иммигранты из Казахстана и других стран СНГ получали места в учебных заведениях и медицинских учреждениях.
Существенную помощь иммигрантам, желавшим обосноваться на селе, оказывала служба занятости. В 1996-2001 гг. на основании постановления Правительства РФ от 25 мая 1994 г. «О льготах для граждан, переселяющихся в сельскую местность» соответствующими льготами и материальной поддержкой воспользовались 493 семьи вынужденных переселенцев [17].
За 1996-2001 гг. службами занятости было трудоустроено 640 вынужденных переселенцев, 264 было назначено пособие по безработице. Нуждавшиеся в переобучении направлялись на специальные курсы переподготовки [18].
Проблемы трудоустройства иммигрантов стали заботой руководства многих предприятий, которые создавали необходимые условия для привлечения к себе на работу соотечественников из-за рубежа. Так, основу кадрового состава курганского предприятия «Юнона» составили иммигранты из Казахстана и других стран СНГ [19]. Продуманная политика в отношении привлечения соотечественников из-за рубежа дала положительные результаты в решении многих социально-экономических задач в регионе. В качестве позитивного примера можно назвать деятельность руководства сельскохозяйственного производственного кооператива (СХПК) «Богатырь» Половинского района. Здесь было многое сделано для прибывших в хозяйство иммигрантов из Казахстана.
Председатель Николай Адамович Кернер (сам переселенец) стал инициатором по привлечению в с. Яровое соотечественников из Казахстана. Ему досталось разваленное, практически обанкротившееся хозяйство. Из года в год здесь шло сокращение
пахотных земель. Ощущались серьезные трудности с жильем и рабочими местами. К середине 90-х гг. на учете в службе занятости Половинского района состоял почти каждый пятый трудоспособный житель села. Неблагоприятная обстановка складывалась и в сфере образования. Из-за сокращения контингента учащихся рассматривался даже вопрос о закрытии начальной школы [20].
Требовались большие усилия, чтобы не только удержать хозяйство на плаву, но и вдохнуть в него новую жизнь. Первостепенной была названа задача обустройства и создания новых рабочих мест для переселенцев. Была восстановлена котельная в с. Яровое, проложена новая теплотрасса (на эти цели было выделено 400 тыс. руб.). Совместно с переселенцами развернулось строительство и восстановление жилья. С 1997 по 2001 гг. СХПК «Богатырь» выделил на эти цели свыше 4 млн руб. Жилищные проблемы переселенцев были в основном решены [21].
Для сельчан стали создаваться новые рабочие места. Были построены колбасный и столярный цеха, пекарня, восстановлены все МТМ. В селе была полностью ликвидирована безработица.
Вновь прибывшим мигрантам предоставлялась материальная помощь, выделялись скот, инвентарь и семена с рассрочкой по выплате за них. В годы наибольшего притока мигрантов руководство хозяйства выделяло средства на перевозку их имущества из Казахстана на новое место жительства. Использовались и возможности фондов общественных организаций. Так, в 2000 г. по линии Российского общества Красного Креста иммигрантам было выдано 150 комплектов вещей (одежда и обувь) [22].
О том, насколько своевременно стали прибывать в хозяйство мигранты с нужными для него профессиями, говорит тот факт, что на многих участках производства стали укомплектовываться необходимыми кадрами бригады. Так, в числе переселенцев было 26 квалифицированных механизаторов. Это позволило провести уборку урожая собственными силами.
С помощью переселенцев, прибывших из Казахстана, удалось полностью укомплектовать местную школу учительскими кадрами, в том числе 11 учителями-предметниками. За счет детей из семей переселенцев увеличился контингент учащихся. Из 183 школьников 75 являлись детьми иммигрантов. Им оказывалась материальная помощь, обеспечивался летний отдых.
В с. Яровое укрепилась спортивная база. Было приобретено оборудование для спортивного комплекса, появились новые спортивные кружки. Заметно оживилась культурная жизнь на селе. При Доме культуры были организованы группа шейпинга, вокальный и танцевальный кружки [23].
Забота о людях дала положительные результаты. Экономика хозяйства заметно улучшилась: пахотные земли расширились с 3,2 до 5 тыс. га; были решены многие кадровые проблемы в производственной и социальной сфере; созданы новые производства; повысилась производительность труда; хозяйство вошло в число передовых сельскохозяйственных предприятий Половинского района; средний уровень заработной платы за 5 лет увеличился с 200 до 1600 руб. [24].
Информация в СМИ об успехах СХПК «Богатырь» способствовала дополнительному притоку в хозяйство переселенцев-соотечественников. В 90-х гг. в данное хозяйство из Казахстана переехало 90 семей в количестве 361 чел. [25].
Положительную роль в приеме и дальнейшей адаптации иммигрантов на территории области играли различные общественные переселенческие и гуманитарные организации. Например, созданная в июле 1997 г. общественная переселенческая организация «Репатриация» осуществляла деятельность по трудоустройству иммигрантов, оказанию им бесплатной юридической помощи. В 1999 г. в «Репатриации» была создана служба трудоустройства, с помощью которой удалось усилить взаимодействие со службами занятости области, предприятиями и организациями. Был создан банк вакансий. За период с 1997 по 1999 гг. переселенческой организацией было оказано содействие в трудоустройстве 314 иммигрантов [26]. В г. Петропавловске Северо-Казахстанской области Республики Казахстан была открыта общественная юридическая приемная «Репатриации», в которой все желающие переехать в Россию могли получить консультацию о миграционном законодательстве РФ, о возможном трудоустройстве в Курганской области и других регионах Урала [27]. В Варгашин-ском районе успешно действовала общественная переселенческая организация «Надежда». Совместно с администрацией п. Варгаши в районном центре была создана общественная приемная. Во взаимодействии с органами социальной защиты, со службами занятости решались вопросы обустройства прибывавших в район иммигрантов [28].
В 1998-2000 гг. активизировалась работа различных гуманитарных организаций. В эти годы гуманитарная помощь предоставлялась вынужденным переселенцам из благотворительных фондов «Эммануил», «Милосердие и здоровье», «Соотечественники» и фонда поддержки населения области [29].
Органами социальной защиты и миграционной службой Курганской области организовывалась поддержка социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов. С 1993 по 2001 гг. ими была выплачена материальная помощь на общую сумму 713,4 тыс. руб., которую получили 12,5 тыс. чел. [30].
Особое внимание уделялось лицам пенсионного возраста. С 1996 по 2001 гг. органами социальной защиты области было обеспечено социальное обслуживание 372 престарелых иммигрантов; 64 переселенца преклонного возраста были направлены в дома-интернаты для престарелых [31].
В рамках федеральной программы «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» адресную материальную помощь в Зауралье получили 698 детей из малообеспеченных семей мигрантов, единовременное пособие для подготовки к школе -852 ученика. За 1998-2000 гг. в оздоровительных лагерях и санаториях области поправили свое здоровье 1373 ребенка (большинство за счет средств областного бюджета) [32].
Таким образом, опыт государственных и общественных организаций по оказанию помощи вынужденным мигрантам, накопленный в регионах, в том числе и в Курганской области, может быть использован при необходимости в настоящем и будущем.
Библиографический список
1. Российская газета. 2006. 10 мая.
2. Бутов В.И. Демография/В.И. Бутов. — М.: Изд. центр «МарТ». 2003. С. 215.
3. Архив миграционной службы Курганской области (АМСКО). Ф.1. Оп. 1. Д. 372. Л. 256.
4. Межрегиональная научно-практическая конференция
«Проблемы, перспективы и направления демографического развития Курганской области», Курган. КГУ. С. 21.
5. АМСКО. Ф. 1. Оп. 1. Д.2. Л.3.
6. Там же. Л. 16.
7. Там же. Л. 11.
8. Там же. Л. 27.
9. Там же. Л. 23.
10. Информационный бюллетень миграционной службы Курганской области. 1998. №3. С. 25.
11. АМСКО. Ф. 1. Оп.1. Д. 234. Л.1-4.
12. Там же. Д. 131. Л. 2.
13. Там же. Д. 121. Л. 229.
14. Там же. Д. 236. Л. 169.
15. Информационный бюллетень миграционной службы Курганской области. 1998. №3. С. 17.
16. АМСКО. Ф. 1. Оп.1. Д. 59. Л.41.
17. Информационный бюллетень миграционной службы Курганской области. 1999. №4. С. 55.
18. Информационный бюллетень миграционной службы Курганской области. 1998. №3. С. 17.
19. Там же. С.14.
20. Новый мир (г. Курган). 2000. 17 ноября. С.1.
21. АМСКО. Ф. 1. Оп.1. Д.219а. Л. 146.
22. Там же. Л.214.
23. Там же. Л. 212.
24. Там же. Л. 202.
25. Там же. Л. 146.
26. Информационный бюллетень миграционной службы Курганской области. 2000. №5. С. 32.
27. Вестник Форума. 2000. № 12. С. 8.
28. Информационный бюллетень территориального органа Минфедерации России по Курганской области. 2002. №2. С.31.
29. Зауралье. 2001. 4 июля. С. 2.
30. Информационный бюллетень миграционной службы Курганской области.1996. №1. С.22; Там же. 1997. №2. С. 7; Информационный бюллетень территориального органа Минфедерации России. 2001. №1. С. 18; Там же, № 2. С. 11.
31. АМСКО. Ф. 1. Оп.1. Д. 335. Л. 61.
32. Информационный бюллетень территориального органа Минфедерации России по Курганской области. 2001. №1. С. 22-23.
ПОДЛИВАЛОВ Сергей Михайлович, аспирант.
Статья поступила в редакцию 07.02.07 г. © Подливалов С.М.
Издательский центр «Омский научный вестник» готовит специальный тематический выпуск журнала, посвященный 10-летию со дня выхода первого номера журнала «Омский научный вестник»
«Образ России в современной научной, художественной литературе и публицистике» Планируемый выход юбилейного номера - ноябрь 2007 года
Приглашаем историков, философов, социологов, экономистов, филологов, политологов и всех, кому небезразлична судьба России, к участию в обсуждении проблемы.
Срок представления статей — до 15 сентября 2007 г. Условия приема материалов и порядок рассмотрения по обычным правилам. Статьи, не соответствующие заявленной тематике, но получившие положительное заключение, по согласованию с автором, будут направлены в очередные номера журнала.
Адрес, по которому могут быть направлены статьи в электронном виде: [email protected]
Телефон: 8-905-921-98-22