Научная статья на тему 'Социальная теория обучения в западной дидактике'

Социальная теория обучения в западной дидактике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галустян О. В.

Данная статья посвящена социальной теории обучения в западной теории и практике. Рассматривается виртуальная образовательная среда как одна из инновационных технологий в обучении. В качестве примера виртуальной образовательной среды приводится Форум Знаний / Knowledge Forum. Автор приходит к выводу, что использование виртуальной образовательной среды в обучении будет стимулировать студентов к самообразованию и рефлексии, что в свою очередь позволит повысить его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная теория обучения в западной дидактике»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.146

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ДИДАКТИКЕ

Данная статья посвящена социальной теории обучения в западной теории и практике. Рассматривается виртуальная образовательная среда как одна из инновационных технологий в обучении. В качестве примера виртуальной образовательной среды приводится Форум Знаний / Knowledge Forum. Автор приходит к выводу, что использование виртуальной образовательной среды в обучении будет стимулировать студентов к самообразованию и рефлексии, что в свою очередь позволит повысить его эффективность.

Ключевые слова: инновационные технологии, виртуальная образовательная среда, образовательный портал, личностно-ориентированный подход, социальная теория обучения.

Инновации в образовательном процессе означают ориентацию на новые результаты. Информатизация высшего образования — повод изменить сложившиеся отношения «преподаватель — студент», а, следовательно, и результат их взаимодействия. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс - все это реалии сегодняшнего дня. Важнейшей инновационной составляющей образовательного процесса считаем виртуальную образовательную среду. Под виртуальной образовательной средой мы понимаем информационное содержание и коммуникативные возможности компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса [i].

Основным методологическим ориентиром к применению виртуальной образовательной среды в обучении считаем социальный подход или социальную теорию обучения, широко применимой в западной дидактике. То, что обучение в каком-то общем смысле общественно, поддерживают большинство современных исследователей и теоретиков образования Брансфорд, Браун, Кокинг, Шорт, Вильямс, Кристи (Bransford J., Brown A., Cocking R., Short J., Williams E., Christie B.) [3; 11]. Идея социальной теории обучения заключается в том, что само обучение в своей основе общественно, что оно всегда влечёт за собой взаимодействие людей на различных уровнях. Следует отметить, что эта теория не нова. Платон утверждал то, что изобретение письменности не несло никакой выгоды, ибо подавило естественные социальные отношения между учеником и учителем. Джон Дьюи полагал, что целью обучения является воспитание личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в современном обществе. Современным направлением социального подхода в обучении в западной дидактике является теория социально распределенного познания (socially distributed cognition). Исследователи Перкинс и Саломон (Perkins, Salomon) социально распределенного познания утверждают, что знание разделено между личностью, дру-

О. В. Галустян

Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону

e-mail:

[email protected]

гими людьми и культурным наследием [4; 6]. По мнению Перкинса, понятия развиваются совсем не сами, а, наоборот, через взаимодействие с другим людьми и через познавательные средства, поддерживающие такого рода взаимодействия, он также полагает, что знание, таким образом, также "проживает" в этих взаимодействиях, а не только в конкретной личности [4]. Социальный подход в обучении, рассматриваемый в работах Брансфорда, Брауна, Кокинга (Bransford J., Brown A., Cocking R.), представляет обучение как естественную область жизни общества, целью которого является передача информации и накопленного опыта. Знание, с точки зрения Брансфорда, Брауна, Кокинга, неотделимо от практики, а практика в свою очередь неотделима от общества[3]. Этьен Венгер (Wenger.E), автор теории обучения в сообществе, полагает, что обучение — это социальная деятельность, и эффективнее оно проходит в группах. Этьен Венгер впервые употребил термин «сообщества практики» ("communities of practice"), и он определяет его как «группы людей, разделяющих заинтересованность, ряд проблем или увлечения по определенной теме и на постоянном основании углубляющих знания и экспертизу взаимодействием». Для освоения знаний очень важно создать условия для участия индивида в реальной деятельности. Согласно Венгеру, необходимо соблюсти следующие условия для того, чтобы добиться эффективности обучения:

• знания и практические навыки людей должны быть тесно связаны с областью применения этих знаний и навыков;

• познание должно быть связано с теми условиями, той ситуацией, в которой оно происходит;

• конкретное знание должно быть связано с конкретным контекстом;

• в основе обучения должен лежать принцип социализации [12, с. 13].

Сторонники социального подхода к обучению Марлен Скардамалия и Карл

Берайтер (Scardamalia M., Bereiter C.), полагают, что отделение реального жизненного опыта от образования не только губительно для обучения, но и ограничивает возможности обучающихся вносить вклад в интеллектуальные процессы, происходящие в мире. Скардамалия и Берайтер разрабатывают методики, большинство из которых сосредоточено на использовании компьютерных ресурсов; основной их разработкой можно считать совместных ресурс Computer Supported Intentional Learning Environment (CSILE) (поддерживаемая компьютером обучающая среда) или Knowledge Forum (форум знаний). Knowledge Forum предоставляет собой виртуальную образовательную среду, предназначенную для студентов и преподавателей, позволяющую размещать учебные материалы, обмениваться идеями, данными, анализировать результаты исследований, обсуждать тексты и т. д. Важной чертой CSILE является свободный обмен средствами и ресурсами[2; 7; 8].

Knowledge Forum - образовательная среда, направленная на помощь и поддержку образовательных сообществ. Ранее продукт был назван Computer Supported Intentional Learning Environments (CSILE). Он был разработан в течение короткого периода времени в Йоркском университете и продолжил своё развитие в Онтарио, в Институте исследований в области образования, (университет Торонто), чтобы поддержать создание базы знаний по педагогике, практических наработок из этой области. В 1983 году CSILE был внедрен в образовательный курс университета и в 1986 г. был использован впервые как полная версия. CSILE считается первой сетевой системой, предназначенной для совместного обучения. Создателями были Марлен Скардамалия и Карл Берайтер [14; 15].

Марлен Скардамалия является исследователем в области образования, профессором в Институте исследований в области образования Университета Торонто. Мар-лен Скардамалия курирует новаторскую работу по расширению границ познания потенциала в различных образовательных областях. Марлен - руководитель команды, которая создала CSILE, которая была первой сетевой средой, формирующей знания в области образования. Второе поколение этой технологии является Knowledge Forum,

который используется во многих странах мира в области образовании. Теория накопления знаний ("Knowledge building"), термин, который сейчас широко используется в сфере образования и управления знаниями, был введен в употребление командой Марлен Скардамалия в сотрудничестве с Карлом Берайтером, который, в свою очередь, является одним из основателей и ведущих научных сотрудников Института инновационных знаний и технологий (IKIT; www.ikit.org) [14; 15]. С 1980-х гг. Марлен Скардамалия руководила проектированием, разработкой и исследованием в Computer Supported Intentional Learning Environments (CSILE). В новой версии CSILE был переименован в Knowledge Forum и был использован в образовательных технологиях с 1996 года. Knowledge Forum является объектом мультимедийного пространства, что позволяет людям обмениваться информацией, проводить совместные исследования, а также строить новые идеи по сети вместе. Эта технология была разработана для поддержки построения знаний, процесс, во время которого создается новое знание. В построении знаний студенты работают совместно с идеями, которые важны для них. Knowledge Forum позволяет сделать эти идеи доступными для всего сообщества в виде заметок. Технологические корни Knowledge Forum опираются на е-таЩэлектронную почту). Knowledge Forum был создан для Всемирной Паутины и развивался, чтобы воспользоваться новыми технологическими возможностями. Основанный на локальной сети, Knowledge Forum постепенно переехал в Интернет и стал известен как "Web Knowledge Forum" в HTML среде, и совсем недавно стал Веб-приложением. С ростом вычислительных мощностей были созданы Аналитические Инструменты для использования первыми исследователями, потом преподавателями и студентами. Мультимедийное пространство Knowledge Forum представлено в виде заметок участников сообществ, участники которого обсуждают теории, рабочие модели, планы, справочные материалы и т. д., внутри пространства обмена информацией Knowledge Forum. Программное обеспечение обеспечивает поддержку построения знаний, как в их создании заметок, так и в способах их отображения, связи и представления их в виде объектов для дальнейшей работы. Изменения, разработки и реорганизации в течение долгого времени обеспечивают накопление групповых достижений, как накопление научных достижений в научной дисциплине. Таким образом, база данных сама по себе является возникающим, представляющимся на разных этапах его развития расширенным знанием сообщества [10; 18].

Пользователи начинают работу с пустой Базы Знаний, в которую они добавляют идеи, обмениваются информацией, реорганизуют знания и поднимаются на новый уровень понимания. Knowledge Forum делает информацию доступной с нескольких точек зрения. Даже сбор и отображение работы сообщества могут быть организованы в гибкой визуальной форме отображения.

Пользователи Knowledge Forum могут присоединяться к их Базе Знаний с помощью:

- локальной сети;

- через Интернет (пользователи вводят местоположение Базы Знаний и приложение подключается через Интернет);

- через браузер с помощью всемирной паутины.

Сообщества построения знания - это захватывающее место, где успех зависит от тщательного выращивания идей и постоянного использования и повторного использования ресурсов знаний организации. Поэтому генерирование знаний и донесение их другим пользователям имеет решающее значение. С помощью инструментов для построения знаний на Knowledge Forum пользователи позиционируют вопросы, определяют их собственные достижения, сотрудничают с другими пользователями, глядя на то, как другие строят свою Базу Знаний [16; 17].

С самого начала инициатива CSILE / Knowledge Forum была направлена на революционные изменения: от акцента на выполнение задач к акценту на постоянное совершенствование идей; с акцентом на индивидуальное обучение и достижения в

построении знаний, которое имеет социальное значение; от преимущественно лекционного дискурса, к распределенному дискурсу построения знаний. В соответствии с величиной предполагаемого изменения сложилась с помощью технологии Knowledge Forum педагогика построения знаний. Результаты показывают значительные успехи в текстовой, графической и компьютерной грамотности, а также в глубине расследования, сотрудничества, а также множество зрелых процессов познания. Мировое сообщество образовательных новаторов - сообщество сетевых знаний начало обретать форму при поддержке Института инновационных знаний и технологий.В целом, Knowledge Forum не только повышает обучаемость, но и дополнительно стимулирует творческую работу, что задает студентам курс на создание идей и знаний, курс который помогает учиться в течении всей жизни(Lifelong learning).

Подводя итог, следует отметить, что социальный подход к обучению способствует развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности студентов, что, в свою очередь, способствует более достижению более высокого образовательного уровня.

Список литературы

1. Галустян О. В. Теоретические основы применения виртуальной образовательной среды в обучении / О. В. Галустян // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Педагогика и психология» - № 10. - Таганрог, 2012. - С. 48 - 55.

2. Bereiter C. & Scardamalia M. (2003). Learning to work creatively with knowledge. Access mode: http://ikit.org/fulltext/inresslearning.pdf/ Date of application: 15.02.2012.

3. Bransford John D., Brown Ann L., & Cocking, Rodney R. (Eds.) (1999). How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School. Washington, D.C.: National Academy Press. - 384 p. Access mode: http://books.nap.edu/html/howpeople1/ Date of application: 15.02.2012.

4. Perkins D. N. (1993). Person-plus: a distributed view of thinking and learning. In G. Salomon (Ed.), Distributed Cognitions: Psychological and Educational Considerations (pp. 88110). New York: Cambridge University Press.

5. Salomon G. (1993). No distribution without individuals' cognition: a dynamic interactional view. In G. Salomon (Ed.), Distributed Cognitions: Psychological and Educational Considerations (pp. 111 - 138). New York: Cambridge University Press.

6. Salomon G., & Perkins D. N. (1996). Learning in wonderland: What computers really offer education. In S. kerr (Ed.). Technology and the future of education. (pp. 111 - 130). NSSE Yearbook. Chicago: University of Chicago Press. Access mode: http://www.edu.haifa.ac.il/personal/gsalomon/nsse%5B1%5D.pdf /Date of application: 15.02.2012.

7. Scardamalia M., & Bereiter C. (1996). Computer support for knowledge-building communities. In T. Koschmann (Ed.), CSCL: Theory and Practice of an Emerging Paradigm. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

8. Scardamalia M (2004). CSILE/Knowledge Forum. In education and Technology: An encyclopedia (pp. 183-192). Santa Barbara: ABC-CLIO.

9. Scardamalia, M, and Bereiter, C. (1996). Engaging Students in a Knowledge Socie-ty.Educational Leadership.

10. Scardamalia M., & Bereiter C. (2012). Knowledge Building. In Encyclopedia of Educa-tion,Second Edition. New York: Macmillan Reference, USA.

11. Short J., Williams E., & Christie B. (1976). The Social Psychology of Telecommunications. Toronto: Wiley.-205 p.

12. Wenger E. (1997). Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. New York: Cambridge University Press. - 283 p.

13. Wenger E. Communities of practice. A brief introduction. Access mode: http://www.ewenger.com/theory/ Date of application: 11.10.2012.

14. Marlene Scardamalia. Access mode: http://ikit.org/people/scardamalia.html/ Date of application: 11.10.2012.

15. Carl Bereiter. Access mode: http://ikit.org/people/bereiter.html/ Date of application: 11.05.2012.

16. Knowledge Forum: A Knowledge Building Environment http://ikit.org/fulltext/ 2007_KF_KBE.pdf/ Date of application: 11.10.2012.

17. http://www.knowledgeforum.com/Kforum/products.htm/ Date of 11.10.2012.

18. Scardamalia, М. CSILE/Knowledge Forum. Access mode: personal.umich.edu/ ~jaylemke/courses/ED75o/CSILE_KF_illus.pdf/ Date of 11.10.2012.

application:

http://www-application:

SOCIAL EDUCATIONAL THEORY IN WESTERN DIDACTICS

Southern Federal University (SFEDU)

e-mail:

[email protected]

O. V. Galustyan

This article is devoted to the social approach or social learning theory in western theory and practice. The article discusses virtual educational area as one of the innovative technologies in education. The author gives Knowledge Forum as an example of virtual educational area. The author comes to a conclusion that the use of a virtual learning environment in education will encourage students to self-education and reflection, which in turn will increase the effectiveness of studying.

Keywords: innovative technology, virtual learning environment, educational portal, student-centered approach, social learning theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.