Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350).
Экономика. Вып. 47. С. 21-25.
УДК 330
ББК У052.2-03
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ БИЗНЕСА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
Ю. В. Бабанова
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия
Л. И. Макарова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Е. П. Растворова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск, Россия
Рассмотрены взгляды представителей экономической науки на проблему социальной ответственности бизнеса. Проанализированы действия заинтересованных сторон, которые преследуют свои интересы, связанные с деятельностью предприятия и могут оказывать влияние на управленческие решения предприятия. Определены три этапа в становлении и развитии теории заинтересованных сторон на основе критерия ответственности бизнеса перед обществом. Цель предпринятого анализа — очертить круг заинтересованных сторон для более эффективного управления социальной активностью предприятия.
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, заинтересованные стороны, легитимация, экстерналии, глобализация.
Проблеме социальной ответственности бизнеса (СОБ) посвящено большое количество публикаций — как зарубежных исследователей, так и отечественных авторов. Из зарубежных исследователей теоретические основы взаимодействия бизнеса и общества были рассмотрены в работах Г. Боуена, А.-Б. Кэрролла, В. Фредерика, Ф. Кохрейна, Э. Фримена, К. Дэвиса, С. Сети, Дж. МакГира, Дж. Поста, Л. Престона, Д. Вуд, Д. Маттена, Дж. Мура и др.
Теоретические и практические аспекты формирования и развития отношений социальной ответственности бизнеса получают освещение в таких известных журналах, как «Journal of Business Ethics», «Business and Society», «Business and Society Review», «Business Ethics Quarterly», «Business Ethics: A European Review», «Journal of Corporate Citizen ship».
Среди российских авторов проблемы социальной ответственности бизнеса разрабатываются в трудах С. П. Перегудова, И. В. Соболевой, М И. Либоракиной, С. Е. Литовченко, С. В. Тур-кина, С. В. Братющенко. Следует подчеркнуть тот факт, что разработки отечественных исследователей носят в большей степени прикладной характер. Теоретические аспекты СОБ развиваются Ю. А. Благовым, Л. И. Полищуком.
Первой научной работой о СОБ считается монография «Социальная ответственность бизнесмена», опубликованная в 1953 г. Г Боуеном. Она стала основополагающей для дальнейших исследований. Обращает на себя внимание определение социальной ответственности бизнесмена как линии поведения, желательной с позиций целей и ценностей общества. Необходимо отметить, что определение, предложенное Г. Боуеном, носит нормативный характер. Автор понимает СОБ как «реализацию той политики, принятие таких решений либо следование такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества» [8. С. 6]. Соглашаясь в принципе с данным определением, хотелось бы уточнить: какие общественные ценности отражает СОБ и кто должен транслировать предприятию эти ценности?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к теории заинтересованных сторон, основные положения которой сводятся к следующим пунктам:
1) фирма имеет отношения с большим количеством заинтересованных сторон;
2) исследуется природа отношений заинтересованных сторон с фирмой — их возникновение и результаты для фирмы и ее заинтересованных сторон;
3) интересы всех заинтересованных сторон имеют право на реализацию.
Таким образом, основным предметом исследования данной теории являются действия заинтересованных сторон, которые преследуют свои интересы, связанные с деятельностью предприятия, и могут оказывать влияние на управленческие решения предприятия.
Разработка концепции заинтересованных сторон имеет длительную историю. Анализ литературы, посвященной проблемам взаимодействия бизнеса, общества и государства, позволяет выделить следующие этапы становления и развития теории заинтересованных сторон.
Первый этап связан с выходом ответственности бизнеса за рамки непосредственно производственно-технологической деятельности. Изучение практики влияния аутсайдеров на деятельность предприятий дает нам большое число примеров социально ответственного поведения бизнеса как результата действий заинтересованных сторон. В теории расширение сфер ответственности бизнеса нашло отражение в исследовании М. Додда. В начале 1930-х гг. М. Додд высказал мысль о том, что менеджеры предприятия должны обеспечивать:
- соответствующее качество продукции для потребителей;
- безопасные рабочие места для наемных работников;
- вклад в благосостояние местного сообщества [5].
Тем самым были обозначены объекты ответственности бизнеса. Причем не только непосредственно связанные с его производственной деятельностью (поставщики рабочей силы и потребители продукции), но и представители местного сообщества, имеющие с предприятием опосредованные связи.
Расширение сфер ответственности бизнеса происходит в двух направлениях:
1. Предприниматели занимаются не только производством, но и решением социальных проблем. На наш взгляд, глубинная причина, повлиявшая на инициативное развитие СОБ самими предпринимателями — научно-технический прогресс (НТП), под действием которого появляется крупный бизнес, сосредоточивший в своих руках большие финансовые средства, позволяющие осуществлять значительные социальные инвестиции.
2. Предприниматели при принятии решений не только исходят из сопоставления издержек
и выгод, но также руководствуются требованиями социума. Именно данное направление развития СОБ нас интересует в связи с теорией заинтересованных сторон. Как и в случае с инициативной СОБ, СОБ под действием общественного мнения связана с НТП, а именно с развитием коммуникационных технологий, которые активизируют общение между людьми, способствуют быстрому распространению информации. Также развитие коммуникаций привело к повышению значимости некоммерческих организаций (НКО), которые взяли на себя функцию контроля над деятельностью бизнеса на предмет его социальной ответственности.
Если раньше имели место единичные случаи реакции представителей бизнеса на требования общественных организаций и пример с бойкотом аболиционистами английских предприятий, покупавших сахар в Западной Индии, где была распространена торговля рабами [8], в этике бизнеса стал фактически хрестоматийным, то во второй половине ХХ — начале XXI в. данная практика получает широкое распространение.
Развитие средств коммуникации позволило осуществлять контроль над соблюдением социально ответственного поведения производителей, международных стандартов в области социальной ответственности предприятий. Известна результативная деятельность эксперта немецкой Ассоциации этики экономических отношений профессора Международной высшей школы в Циттау А. Лера по привлечению общественного внимания к социально безответственным предприятиям по всему миру [3].
Дополнением к расширенной трактовке заинтересованных сторон стала работа Г. Саймона «Комментарии по теории организации» (1952). Если учесть, что взаимодействие предприятия с заинтересованными сторонами строится на взаимовыгодной основе, то можно согласиться с моделью Саймона «поощрение — вклад» [10] как основой для создания и функционирования предприятия. Действительно, являясь коммерческой организацией, предприятие заботится об извлечении прибыли. И любая его деятельность, в том числе социально ответственная, не может не учитывать отдачу от подобной деятельности.
Итак, на первом этапе становления теории заинтересованных сторон происходит расширение сферы ответственности бизнеса, в том числе за счет расширения состава заинтересованных сторон (наряду с собственниками предприятия,
поставщиками факторов производства и потребителями продукции к заинтересованным сторонам стали относить представителей местного сообщества).
Второй важный этап на пути к теории заинтересованных сторон — легитимация (требование легитимности) бизнеса. «Легитимация — это процесс, в рамках которого организация оправдывает перед другими организациями или перед вышестоящей системой свое право на существование» [5. С. 361]. Необходимость оправдания своего существования явилась следствием усиления государственного вмешательства в экономику и повышения требований со стороны государства к ответственному поведению предприятия. Объективной основой для такого усиления стала необходимость интернализации внешних эффектов. В этих условиях «фирма должна постоянно демонстрировать различные формы своей отзывчивости на требования внешней среды к уровню ее заботы о своих работниках, об экологично-сти производства и т. п.» [4. С. 5]. В результате к предложенным М. Доддом заинтересованным сторонам следует добавить правительственные структуры.
Концепция заинтересованных сторон была сформулирована Э. Фрименом в его работе «Стратегическое управление: роль заинтересованных сторон» (1984). Согласно подходу Э. Фримена, к заинтересованным сторонам относятся любые группы или индивиды, «которые могут повлиять или на которые влияет достижение целей организации» [6. Р. 46]. Данная трактовка заинтересованных сторон получила удачную конкретизацию: «...при том, что эти индивиды или группы имеют подкрепленные силой требования к деятельности компании» [7. Р. 20]. Рассуждая о механизме «подкрепленных силой» требований, В. Л. Тамбовцев связывает его с таким устройством институциональной системы общества, «при котором ущерб, нанесенный другим индивидам, снижает уровень благосостояния
и самого причинителя ущерба» [4. С. 20]. Таким образом, успех функционирования фирмы попадает в зависимость от степени удовлетворения интересов заинтересованных сторон.
Третий этап развития теории заинтересованных сторон связан с процессами глобализации как высшей стадии интернационализации мировой экономики. Глобализация принципиально изменила соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу внешних факторов. На микроуровне глобализация проявляется в распространении деятельности компаний за пределы внутреннего рынка. При этом основным субъектом глобализации становятся транснациональные корпорации. Ввиду неоднородности институциональной среды в разных странах, с одной стороны, и необходимости легитимации бизнеса, с другой, состав заинтересованных сторон расширяется за счет включения в их число наднациональных организаций.
Приведем пример из практики СОБ на территории Евросоюза, где лидерами по распространению принципов СОБ являются именно наднациональные органы Евросоюза. Дело в том, что политическая культура на пространстве Евросоюза неоднородна. Это определяет разный подход к легитимации СОБ разных стран и скорость этой легитимации. Например, в Великобритании, где более 800 организаций, в том числе государственных служб, готовят корпоративные нефинансовые отчеты, эта скорость существенно выше, чем в таких странах, как Венгрия или Португалия [2].
Таким образом, концепция заинтересованных сторон проходит три этапа в своем развитии, что связано с изменением состава заинтересованных сторон вследствие расширения ответственности бизнеса перед обществом. Данный процесс является закономерным результатом развития экономики, усложнения взаимосвязей ее основного хозяйственного звена с другими экономическими агентами.
Список литературы
1. Благов, Е. Ю. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности / Е. Ю. Благов // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 8. 2006. № 6.
2. Влияние институтов власти на развитие корпоративной социальной ответственности в России и ЕС [Электронный ресурс]. URL. http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2010/2596
3. Немецкий эксперт: Нарушения прав трудящихся в Беларуси сложно отследить из-за закрытости страны [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.de
4. Тамбовцев, В. Л. Стейкхолдерская теория фирмы в свете концепции режимов собственности / В. Л. Тамбовцев // Рос. журн. менеджмента. 2008. № 3.
5. Dodd, M. For whom are corporate managers trustees? / М. Dodd // Harvard Law Rev. 1932. Vol. 45. Р. 1145-1163.
6. Freeman, R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R. E. Freeman. L. : Pitman Publishing, 1984.
7. Hitt, M. A. Strategic Management: Competitiveness and Globalization / M. A. Hitt, R. D. Ireland, R. E. Hoskisson. N. Y., 1995.
8. Lots of it about — corporate social responsibility // The Economist. 2002. Dec. 14.
9. Maurer, J. G. Readings in Organization Theory: Open-System Approaches / J. G. Maurer. N. Y. : Random House, 1971.
10. Simon, H. A. Comments on the theory of organizations / H. A. Simon // Amer. Polit. Science Rev. 1952. Vol. 46. Р. 1130-1139.
Сведения об авторах
Бабанова Юлия Владимировна — доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой международного менеджмента Южно-Уральского государственного университета, Челябинск, Россия. UV.babanova@ yandex.ru
Макарова Людмила Ивановна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и регионального развития Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. bmli@yandex.ru
Растворова Евгения Павловна—старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск, Россия. evgenia.makarova05@gmail.com
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350). Economy. Issue 47. P. 21-25.
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE LIGHT OF STAKEHOLDER THEORY
Yu. W. Babanova
Doctor of economic Sciences, Professor, head. the Department of international management at South Ural state University,
Chelyabinsk, Russia. UV.babanova@yandex.ru
L. I. Makarova
PhD in economics, associate professor of the chair "Economic Theory and Regional Development", Chelyabinsk State
University, Chelyabinsk, Russia. bmli@yandex.ru
E. P. Rastvorova
Assistant lecturer of the chair "Economic Theory and Management", Chelyabinsk Pedagogical State University, Chelyabinsk,
Russia. evgenia.makarova05@gmail.com
The paper considers the different views on the issue of corporate social responsibility. Stakeholders' actions who pursue their goals associated with the company are analysed. Three stages of the formation and development of stakeholder theory are shown. The aim of the undertaken analysis is to delineate the range of the stakeholders to manage corporate social responsibility more efficient.
Keywords: corporate social responsibility, stakeholders, legitimation, externalization, globalization.
References
1. Blagov, E. Yu. Genezis koncepcii korporativnoy social'noy otvetstvennosti / E. Yu. Blagov // Vestn. S.-Peterb. gos. un-ta. Ser. 8. 2006. № 6.
2. Vliyanie institutov vlasti na razvitie korporativnoy social'noy otvetstvennosti v Rossii i ES [Elektronniy resurs]. URL. http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2010/2596
3. Nemetskiy ekspert: Narusheniya prav trudyaschihsya v Belarusi slozhno otsledit' iz-za zakrytosti strany [Elektronniy resurs]. URL: http://www.dw.de
4. Tambovcev, V. L. Steikholderskaya teoriya firmy v svete koncepcii rezhimov sobstvennosti / V. L. Tam-bovcev // Ros. zhurn. menedzhmenta. 2008. № 3.
5. Dodd, M. For whom are corporate managers trustees? / M. Dodd // Harvard Law Rev. 1932. Vol. 45. P. 1145-1163.
6. Freeman, R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R. E. Freeman. L. : Pitman Publishing, 1984.
7. Hitt, M. A. Strategic Management: Competitiveness and Globalization / M. A. Hitt, R. D. Ireland, R. E. Hoskisson. N. Y., 1995.
8. Lots of it about — corporate social responsibility // The Economist. 2002. Dec. 14.
9. Maurer, J. G. Readings in Organization Theory: Open-System Approaches / J. G. Maurer. N. Y. : Random House, 1971.
10. Simon, H. A. Comments on the theory of organizations / H. A. Simon // Amer. Polit. Science Rev. 1952. Vol. 46. P. 1130-1139.