к созданию общих ценностей...
от теории стейкхолдеров
к реализации концепции общих ценностей
Попов
Сергей Александрович
канд. экон. наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ [email protected]
Фомина Людмила Леонидовна
канд. экон. наук, доцент кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ [email protected]
_Аннотация
В статье излагаются основные положения теории стейкхолдеров. Указывается связь этой теории с понятием/практикой корпоративной социальной ответственности. Отмечается преемственность между концепцией общих ценностей Портера и Креймера и концепцией заинтересованных сторон. Представляются основные положения концепции общих ценностей с акцентом на ее отличии от концепции стейкхолдеров.
Ключевые слова: компания, теория стейкхолдеров, концепция заинтересованных сторон, стейкхолдерский менеджмент, богатство организации, корпоративная социальная ответственность (КСО), концепция общих ценностей
Теория стейкхолдеров (stakeholder theory), или концепция стейкхолдеров (stakeholder concept), или концепция заинтересованных сторон относится к числу самых известных теоретических конструкций. Эта теория - в контексте проблемы взаимоотношения бизнеса и общества - является по-своему авторитетной и общепризнанной, но одновременно - одной из самых дискутируемых. Считается, что основной источник по первоначальной (классической) версии концепции стейкхолдеров - это известная книга Э. Фримена «Стратегический менеджмент: стейкхолдерский подход» [4].
Концепция заинтересованных сторон
По определению Э. Фримена, стейкхолдерами компании являются любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие значимое влияние на принимаемые компанией решения и/или ока-
зывающиеся под воздействием этих решений [4]. Поэтому к стейкхолдерам, как правило, относят: собственников компании, ее наемных менеджеров, персонал компании (не менеджеров) - внутренние стейкхолдеры. А также покупателей продуктов компании, поставщиков ресурсов, государство, местное сообщество (социум) и общественные группы (организации) - внешние стейкхолдеры. Соответственно, согласно концепции, одно из основных ее положений сводится к тому, что собственники и менеджеры компании должны управлять ее деятельностью так, чтобы интересы перечисленных стейкхолдеров - не ущемлялись, чтобы сохранялся соответствующий особый этический баланс. При этом именно такое функционирование и развитие компании как раз и является - практическим подтверждением и реальным доказательством - социальной ответственности компании. Таким образом, уже в данном месте выделим следующее важное заключение, которое относится и к ранним, и к поздним версиям, т.е. к концепции в широком смысле, а именно: теория стейкхолдеров - это теория особой модели компании, которая определенным образом интерпретирует ее в качестве социально ответственного института современного (капиталистического) общества. Большинство исследователей концепции заинтересованных сторон полагают, что особый важный этап в ее развитии связан с появлением в 2002 г. книги Поста Дж., Престона Л., Сакса С. «Переосмысление корпорации: стейкхолдерский менеджмент и богатство организации» [6]. Из самого названия книги следует, что одна из важнейших категорий теоретической конструкции указанных авторов - богатство организации. При этом такое богатство определяется как особый интегральный показатель способности компании производить различные блага для всех ее стейкхолдеров в течение длительного времени [6]. И, следовательно, целевая функция стейкхолдерс-кого менеджмента - максимизация (оптимизация) приращения богатства организации - это и оптимизация социальной ответственности компании. Так как такая ответственность является важной частной составляющей более общей целевой функции соответствующего общего менеджмента компании.
целевая функция стейкхолдерского менеджмента -
максимизация_
приращения_
богатства_
организации и оптимизация
социальной_
ответственности компании
менеджмент
...надо переходить _к рассмотрению
_так называемой
концепции общих ценностей
чию
Концепция общих ценностей
Проведенное нами исследование показывает, что многие специалисты разделяют следующий вывод. По современным критериям корпоративной социальной ответственности (КСО) - представленная версия концепции стейкхолдеров Поста, Престона и Сакса (а также некоторые другие поздние версии) - по сравнению с классической версией Фри-мена - является более прогрессивной по содержанию и более конструктивной по инструментарию. Но при этом проведенный анализ позволяет также утверждать следующее. Во всех поздних версиях концепции стейкхолдеров по-прежнему сохраняется фундаментальное противоречие: некоторые базовые ценности локальных социумов и общества в целом, с одной стороны, и часть базовых ценностей бизнеса, с другой стороны, - различаются. Следовательно, не только в контексте современного развития теории стейкхолдеров, но и - в особом аспекте базовых ценностей - надо переходить к рассмотрению так называемой концепции общих ценностей.
овной источник по концепции общих ценностей М. Портера и М. Креймера - это статья указанных авторов в журнале Harvard Business Review [5].
етом ограничений по размерам статьи, краткое изложение концепции и результатов соответствующего исследования сводится к следующему. 1. «Концепцию общих ценностей можно определить как политики и операционные практики, которые усиливают конкурентоспособность конкретной компании и одновременно улучшают экономические и социальные условия существования тех конкретных сообществ, в которых она работает. Создание общих ценностей фокусируется на конкретно ситуационной идентификации, а также расширении и усилении связей между социальным и экономическим прогрессом» [5]. Приведенная цитата, а также проведенное исследование в целом позволяют утверждать, что - по критерию обеспечения устойчивой социальной гармонии между бизнесом и остальной частью общества1 - концепция общих ценностей - это
1 Эта часть общества, в частности, включает всех внешних стейкхолдеров той или иной конкретной компании.
существенное развитие ранее представленной концепции стейкхолдеров.
2. По мнению авторов концепции, так называемые лучшие бизнес-практики, т.е. реальная эффективная бизнес-деятельность, которая полностью соответствует общим ценностям и самого бизнеса, и остальной части общества, должны быть - не нагрузкой на бизнес, а - главным содержанием повседневной деятельности компаний. То есть деятельности, которая осуществляется согласно адекватным целевым установкам (и другим составляющим) стратегии каждого бизнеса. «Концепция общих ценностей задает целый ряд направлений лучших бизнес-практик, которые должны охватить и освоить все компании. Эти направления также должны стать соответствующими интегральными составляющими стратегий компаний» [5].
3. Портер и Креймер настаивают на том, что бизнес-деятельность компаний в соответствии с концепцией общих ценностей принципиальным образом отличается от деятельности компаний, которые практикуют реализацию корпоративной социальной ответственности (КСО). Основные такие отличия отражены в таблице (см. на с. 64).
4. Авторы концепции общих ценностей полагают, что ее реализация означает новый этап в эволюции капитализма. По мнению Портера и Креймера, общие ценности «держат особый ключ, открывающий дверь для следующей волны адекватных инноваций и соответствующего роста» [5]. Именно общие ценности связывают успех каждой компании с успешным функционированием и развитием соответствующего социума, причем так, как это обычно уже не осознается в наш век «узких управленческих подходов», «краткосрочного мышления» и углубляющихся противоречий между общественными институтами. Общие ценности ориентируют компании на получение соответствующих «правильных доходов», т.е. доходов, которые не лишают общество реальных благ, а действительно - их наращивают.
5. Представляется очевидным, что решения, реализуемые компаниями в соответствии с концепцией общих ценностей, устранить все существующие социальные проблемы не могут. Но эта
концепция общих
ценностей_
задает целый ряд направлений лучших бизнес-практик_
Таблица
Отличие общих ценностей от корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность (КСО) Создание общих ценностей
Ценность: делать добро Гражданская позиция, благотворительность, --- устойчивое развитие По собственной воле или под внешним давлением КСО отделена от максимизации прибыли (особые дополнительные «социальные затраты») Направления детерминируются целями пиара или личными предпочтениями Воздействие ограничивается зоной корпоративного влияния и размером КСО-бюджета Ценность: социальная польза и экономическая выгода от произведенных затрат Единство компании и социума в создании ценности/стоимости Неотъемлемая составляющая конкурентной деятельности компании Неотъемлемая составляющая максимизации прибыли Направления детерминируются спецификой бизнеса компании и выбираются самой компанией Обеспечивается всем адекватно измененным бюджетом компании
Пример: ярмарочная торговля (по свободным взаимоприемлемым ценам) Пример: трансформация системы закупок компании для повышения качества и дохода
концепция дает компаниям возможность (на основе своих профессиональных навыков и умений) стать лидерами социального прогресса. Причем в соответствующих областях сделать это так, как это не могут сделать ни лучшие государственные структуры, ни лучшие некоммерческие организации. И по ходу реализации такого прогрессивного процесса бизнес, конечно, будет снова обретать уважение общества.
Вывод
В Послании Президента России Федеральному Собранию 2012 г. отмечается: «Бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых, толковых организаторов, меценатов и патриотов...Только тогда возможно утверждение широкого общественного уважения к предпринимательскому сословию». В таком контексте мы полагаем уместным особо подчеркнуть, что - широкая реализация в России концепции общих ценностей - это реализация одной из возможных лучших практик, которая обеспечит
именно общие ценности связывают
_успех каждой
компании с успешным _!функционированием и развитием соответствующего социума
существенный рост социальной эффективности современного российского бизнеса. А также необходимое ему - повышение общественного уважения.
Литература
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2012 г. // Российская газета. - 2012. - 13.12.
2. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. - М.: ИД «Юрайт», 2010.
3. Попов С.А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний. - М.: ИД «Юрайт», 2012.
4. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman. 1984.
5. Porter M.E., Kramer M. R. 2011. Creating Shared Value // Harvard Business Review. - 2011. - Jan.-Feb.
6. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. 2002. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth. Stanford University Press.
Sergey A. Popov
Candidate of Economics Sciences (PhD. in Economics),
Associate Professor of Chair of Financial Management,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Lyudmila L. Fomina
Candidate of Economics Sciences (PhD. in Economics), Associate Professor of Chair of the Market and Economic Mechanism Issues, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
From the Theory of Stakeholders to Implementation of the Concept of Shared Values
_Abstract
The paper sets out the main principles of the theory of stakeholders. This theory makes the link with the concept /practice of corporate social responsibility (CSR). It observes continuity between the concept of shared values of Porter and Kramer and the concept of stakeholders. Basic concept of shared values with an emphasis on how it differs from the concept of stakeholders is introduced.
Keywords: company, stakeholders theory, concept of stakeholder, stakeholder management wealth of organization corporate social responsibility (CSR), concept of shared values
менеджмент