Научная статья на тему 'Социальная структура придворного общества в эпоху ранних Аббасидов'

Социальная структура придворного общества в эпоху ранних Аббасидов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1511
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИДВОРНОЕ ОБЩЕСТВО / РАННЕАББАСИДСКИЙ ХАЛИФАТ / ПРИДВОРНАЯ ИЕРАРХИЯ / ХАЛИФСКИЙ ГАРЕМ / THE EARLY ABBASIDS' CALIPHATE / CALIPH'S HAREM / COURT SOCIETY / COURT HIERARCHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хуснуллина А. А.

В статье рассматривается теория Н.Элиаса, которая применяется в анализе арабо-мусульманской средневековой культуры и придворного общества ранних Аббасидов. На основе художественной литературы и мемуаров придворного чиновника делается вывод о сходных чертах и отличиях в социальной структуре французского и раннеаббасидского придворных обществ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL STRUCTURE OF THE COURT SOCIETY OF THE EARLY ABBASIDS

The article observes theory of N.Elias and analyzes the medieval Arab culture and court society of the early Abbasids. Based on fiction and memoirs of courtier the author comes to conclusion about similarities and differences of French and the early Abbasids’ court societies’ social structure.

Текст научной работы на тему «Социальная структура придворного общества в эпоху ранних Аббасидов»

УДК 94

ААХуснуллина

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИДВОРНОГО ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ РАННИХ АББАСИДОВ

В статье рассматривается теория Н.Элиаса, которая применяется в анализе арабо-мусульманской средневековой культуры и придворного общества ранних Аббасидов. На основе художественной литературы и мемуаров придворного чиновника делается вывод о сходных чертах и отличиях в социальной структуре французского и раннеаббасидского придворных обществ.

Ключевые слова: придворное общество, раннеаббасидский халифат, придворная иерархия, халифский гарем.

A.A.Khusnullina SOCIAL STRUCTURE OF THE COURT SOCIETY OF THE EARLY ABBASIDS

The article observes theory of N.Elias and analyzes the medieval Arab culture and court society of the early Abbasids. Based on fiction and memoirs of courtier the author comes to conclusion about similarities and differences of French and the early Abbasids' court societies' social structure.

Key words: court society, the early Abbasids' caliphate, court hierarchy, caliph's harem.

Придворное общество во все времена занимало отдельное место в жизни монархии и деятельности монарха. Наиболее полное исследование данного вопроса принадлежит Норберту Элиасу, который, изучая придворное общество Людовика XIV, разработал методологию анализа таких обществ.

Особая структура придворного общества ранних Аббасидов стала основой для стабильного функционирования государственного аппарата и непоколебимости власти халифа. Самым неоднозначным вопросом является понятие «придворное общество», а также его социальный, численный и качественный состав.

Норберт Элиас даёт следующее определение: «Придворное общество - социальный институт, совокупность короля, членов его семьи, приближённых и слуг, которые все вместе составляют единый механизм, функционирующий по строгим правилам». Изучая эпоху и окружение Людовика XIV, Н.Элиас говорит о стадиях развития придворного общества, различая ««допридворное общество», существовавшее до того, как французская знать покинула свои поместья и обосновалась в массе своей при дворе», и ««людей двора», включавших в себя людей необязательно только дворянского происхождения».[11, с.8] Это связано с тем, что двор становится осёдлым. Со строительством Версаля около 1670г. монарх прекращает странствовать, двор оседает вместе с ним в Версале. Один из придворных вспоминал, что за десять лет ни разу не ночевал вне королевского дворца и за сорок лет только несколько раз бывал в Париже. [10, с.101]

Можно сделать вывод, что придворное общество - это социальный институт, который состоит из высокопоставленных лиц, которые управляют государством и зависят друг от друга; друзей правителя; родственников правителя; «обслуживающего персонала» и возникает вокруг одного государя.

Период 749-946гг. ознаменован не только расцветом Арабского Халифата, его общественной и культурной жизни, но и возникновением, формированием и дальнейшим развитием придворного общества как особого социального института, в обязанности которого входило как политическое управление страной, так и её культурное развитие. Изменения в стиле управления, образе жизни, политике и символах власти, перемены в статусе халифа положили конец и его тесным связям с арабской аристократией.

Во времена Аббасидов людей делили на четыре класса: цари, которых их права поставили первыми; вазиры1, которые отличаются смышленостью и разумом; высокопоставленные, которых возвысило богатство; среднее сословие, которые приравнены к ним благодаря полученному образованию. [3, с.82]

Знатным в те времена делали деньги и политические успехи. [8, с.129] Придворное общество, на которое расходовалась львиная доля дворцового бюджета, того периода примерно состояло из следующих прослоек: принцев (эмиров) халифского дома; дворцовой службы (привратников); вольноотпущенников; гвардии; личной канцелярии, чтецов Корана, му'адзинов, астрономов и часовщиков, рассказчиков историй, шутов, курьеров, барабанщиков и трубачей, водоносов, придворных ремесленников, конюших, егерей и служителей зверинца, поваров и камердинеров, лейб-медиков, команд придворных судов, ламповщиков и т.п.; женщин. [8, с.121-128]

Однако вышеперечисленных придворных можно назвать постоянными обитателями двора. Но, как и Селевкиды [2, с.39-48], халифы подбирали себе «друзей» и «сотрапезников», разделявших с ним трапезу. Эта застольная компания состояла из литераторов, учёных, людей куртуазного воспитания или военных. «Сотрапезники» получали жалованье. Вообще содержание двора и чиновников в X в., когда власти халифа было подчинено сравнительно небольшое число областей, обходилось несравненно дороже, чем в цветущие времена халифата, при Мансуре и Харуне ар-Рашиде. [1, с.164]

1 Вазир лишь постепенно становился первым министром и главой судебной системы, занимавшейся рассмотрением гражданских правонарушений, которая дополняла шариатский суд и часто заменяла его, причём функционировала более эффективно. Вначале вазир был помощником и представителем халифа, обязанным повсюду следить за исполнением правосудия, а затем он принял на себя определённые административные функции. В раннеаббасидский период, когда правитель твёрдой рукой держал бразды правления, вазир превратился во всемогущего министра - идеал Сасанидской эпохи. [3, с.82]

К первой половине 1Хв. относится развитие бюрократического управления, с увеличением числа диванов и усилением власти вазира. Тогда же халифы окружили себя иноплеменной гвардией, частью из представителей иранской военной аристократии, частью из купленных рабов, среди которых преобладали тюрки из Средней Азии.

В связи с этим, особую ценность приобретает работа Хилала ас-Саби «Установления и обычаи двора халифов» [9] - одновременно мемуары придворного и назидания, руководство будущим поколе-ниям государственных служащих. Отдельное внимание уделено соблюдению субординационных отношений, что указывает на наличие жёсткой иерархии внутри придворного общества, которая представляла собой две группы «слуг» халифа: группы чиновников, знати; группы собственно слуг. В свою очередь каждая группа представляла собой строго иерархизированные подгруппы: 1) знать: вазиры; раис (высокопоставленные чиновники); свита; асхабы (осведомители); эмиры; куввад (военачальники); шарифы; судьи; шахиды; купцы и богачи; 2) слуги: гулямы; слуги «внутренних покоев».

Членами придворного общества, Х.ас-Саби называет именно слуг. Таким образом, придворное общество - это совокупность слуг, которые хотя и не занимают высоких государственных постов и должностей, несмотря на незнатное происхождение, имеют огромное политическое влияние и силу, поскольку являются посредниками между халифом и знатью.

При дворе ранних Аббасидов благосклонность правителя определялась присутствием подчинённого (к примеру, вазира) на территории дворца халифа. В личные покои халифа доступ имели только «слуги». Средневековая художественная литература часто описывает примеры высокой социальной мобильности внутри придворного общества2. При этом любой человек из внепридворного общества, сумевший показать себя перед халифом с лучшей стороны, также мог удостоиться высоких государственных регалий, а самое главное - получить доступ к власти. Так произошло, например, с Ала-д-Дином, который из лишившегося средств к существованию купца-чужеземца превратился в государственного деятеля, заседающего в халифском диване.3 Средневековые арабские сказки неоднократно отмечают щедрость, справедливость, ум и безграничную мощь халифа (как правило, Харуна ар-Рашида). Порой его щедрость на денежные вознаграждения и чины4 граничила с расточительством. Согласно воспоминаниям придворных поэтов, очень многие незнатные люди в качестве моральной компенсации или вознаграждения за интересный рассказ становились сотрапезниками халифа. [6, т.5, с.70] Халиф был высшей судебной инстанцией. Иногда халиф требовал записывать особо понравившиеся рассмотренные судебные дела. Люди не только приходили к халифу для решения своих проблем. Но халиф и сам выходил в город под видом купца, чтобы удостовериться в верно принятых решениях и не требуется ли его помощь подданным.

Высокая социальная мобильность позволяла придворному обществу контролировать наиболее опасные социальные слои населения так же, как и низшие слои в таких случаях сотрудничества получали доступ к власти5.

В круг приближённых халифа часто входили рабы. Именно рабы становились наиболее влиятельными членами придворного общества. Рабы могли стать мавали (вольноотпущенниками), что меняло их социальный статус и выдвигало на более высокую ступень социальной иерархии.6

В раннеаббасидский период особый статус получает халифский гарем, который становится частью придворного общества. Положение в гареме было обусловлено случаем - настроением халифа, его желаниями, внезапным появлением на территории гарема7. Кроме халифа, из мужчин в гареме могли находиться только евнухи. Евнухи часто были поверенными воспитанниц гарема, иногда использовали подопечных в своих целях, а иногда и испытывали к ним отеческие чувства, не имея возможности самим обзавестись полноценной семьёй. Некоторые евнухи достигали небывалых высот в карьере, и им даровалась свобода и денежное обеспечение в знак уважения и благодарности.

Гарем представлял собой отдельный институт, где не только содержались невольницы из разных стран, но и воспитывались, обучались различным искусствам. Конкуренция среди невольниц стала определяющим фактором и жизненным принципом гарема много позже, когда халифы перестали жениться и наследниками престола становились дети, рождённые от иноземных невольниц незнатного происхождения.

2 «Эту девушку воспитала Ситт-Зубейда, жена халифа Харуна ар-Рашида, - она из её невольниц. Она попросила у своей госпожи разрешения выходить и входить и достигла того, что стала управительницей.» Цит. по: Книга тысячи и одной ночи, Т. 1. С. 269.

3 «И халиф принял от него [Ала-д-Дина Абу-ш-Шамата] это и велел дать ему почётную одежду и сделал его старшиной купцов и посадил его в диване.» Цит. по: Книга тысячи и одной ночи, Т. 3. С. 342.

4 «За это я могу обещать ему место главного прорицателя при халифском дворе.» Цит. по: Зейдан Дж. Аль-Амин и аль-Мамун. С. 91.

5 «Власти смотрели на это [воровство] сквозь пальцы, - они частенько прибегали к помощи бродяг: те оказывались чрезвычайно полезны, когда правительству надо было обнаружить местонахождение тайных разбойничьих шаек или грязных притонов. [...] Правительство в те времена охотно пользовалось услугами их и им подобных, вплоть до самых отчаянных головорезов, - целая группа таких «помощников» находилась на государственном содержании - они получали жалованье и назывались «раскаявшимися». Цит. по: Зейдан Дж. Аль-Амин и аль-Мамун. С.30.

6 Самым ярким примером был мавла Йунус, который, занимая высокое положение в придворной иерархии, смог сместить неугодные лично ему семейства вазирей и других государственных деятелей и чиновников. [7, с.63-64]

7 «И вдруг он [Харун ар-Рашид] увидел нескольких девушек, которые наливали воду. И халиф подошёл к ним, желая напиться, и вдруг одна из девушек обернулась к нему и произнесла такие стихи. [...] И повелителю правоверных понравилась красота девушки и её красноречие.» Цит. по: Книга тысячи и одной ночи, Т.3. С.233-234.

Женщины в самом начале правления Аббасидов занимали активную политическую позицию так, что даже мужчинам приходилось конкурировать с ними8. Постепенно борьба в придворном обществе между женщинами переносится на территорию дворца гарема. В то же время в европейском придворном обществе женщине была отведена совершенно другая роль. Это связано, прежде всего, с тем, что гарем является феноменом исключительно восточной культуры.

Таким образом, социальная структура придворного общества раннеаббасидского халифата хотя и была строго иерархизированной, всё же была достаточно гибкой для людей различного происхождения. Благодаря своим талантам и личным качествам, а также благодаря сложной системе управления - этикету и церемониалу, в придворное общество мог попасть любой человек, соответственно он получал и доступ к власти.

Придворное общество ранних Аббасидов, по методологии Н.Элиаса, как и европейский двор Людовика XIV, состояло из группы чиновников, знати, родственников и группы придворных слуг. Спецификой арабского двора является то, что придворные, за редким исключением, не допускались в личные покои халифа и на территорию его дворца в целом, в отличие от французских придворных, чьё присутствие в спальной короля отражало положение при дворе. В раннеаббасидском придворном обществе особым влиянием обладали слуги двора, нежели придворные знатного происхождения и высокого социального положения.

Литература и источники

1.Бартольд В.В. Сочинения: В 9 т.: Т.6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 1966. 784 с.

2.Бикерман Э. Государство Селевкидов. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. 264 с.

3.Грюнебаум Г.Э. фон Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258). М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. 216 с.

4.Зейдан Дж. Аль-Амин и аль-Мамун. Л.: Художественная литература, 1977. 328 с.

5.Зейдан Дж. Сестра Харуна ар-Рашида. Л.: Художественная литература, 1970. 232 с.

6.Книга тысячи и одной ночи: в 8 т. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1958-1960. 8 т.

7.Кеннеди Х. Двор халифов. М.: АСТ: АСТ Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 412с.

8.Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973. 473с.

9.Ас-Саби Х. Установления и обычаи двора халифов. М.: Наука, 1983. 109с.

10. Савинов А. Прогулка социолога в Версале. Как возникает неограниченная власть // Знание - сила. 2004. №9. С. 100-107.

11. Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии, с Введением: Социология и история. М.: Языки славянской культуры, 2002. 368с.

1. Bartol'd V.V. Sochinenija: V 9 t.: T.6. Raboty po istorii islama i Arabskogo halifata. M., 1966. 784 s.

2. Bikerman Je. Gosudarstvo Selevkidov. M.: Glavnaja redakcija vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 1985. 264 s.

3. Grjunebaum G.Je. fon Klassicheskij islam. Ocherk istorii (600 - 1258). M.: Glavnaja redakcija vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 1986. 216 s.

4. Zejdan Dzh. Al'-Amin i al'-Mamun. L.: Hudozhestvennaja literatura, 1977. 328 s.

5. Zejdan Dzh. Sestra Haruna ar-Rashida. L.: Hudozhestvennaja literatura, 1970. 232 s.

6. Kniga tysjachi i odnoj nochi: v 8 t. M.: Gos. izd-vo hudozhestvennoj literatury, 1958-1960. 8 t.

7. Kennedi H. Dvor halifov. M.: AST: AST Moskva: HRANITEL'', 2007. 412s.

8. Mec A. Musul'manskij Renessans. M.: Glavnaja redakcija vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 1973. 473s.

9. As-Sabi H. Ustanovlenija i obychai dvora halifov. M.: Nauka, 1983. 109s.

10. Savinov A. Progulka sociologa v Versale. Kak voznikaet neogranichennaja vlast' // Znanie - sila. 2004. №9. S. 100-107.

11. Jelias N. Pridvornoe obshhestvo: Issledovanija po sociologii korolja i pridvornoj aristokratii, s Vvedeniem: Sociologija i istorija. M.: Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2002. 368s.

8 «Укрепляя единовластие, новый правитель отстранил от государственных дел собственную мать аль-Хайзуран, которая, пользуясь родительскими правами, пыталась управлять халифатом, а заодно лишил брата престолонаследия в пользу своего несовершеннолетнего сына.» Цит. по: Зейдан Дж. Сестра Харуна ар-Ращида. С.87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.