Научная статья на тему 'Социальная структура общества в массовых изданиях Бурятии (на примере газет «Информ Полис» и «Новая Бурятия»)'

Социальная структура общества в массовых изданиях Бурятии (на примере газет «Информ Полис» и «Новая Бурятия») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
339
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASS MEDIA / UNIVERSALISM OF CONTENT / THEME OF PUBLICATIONS / REPRESENTATION OF SOCIAL STRUCTURE IN THE MEDIA / INFORMATION INEQUALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бадмаева Насигма Ивановна

The article reviews the social structure of society and the problem of information inequality in two Buryatia newspapers. The author shows signs of mass media universalism, identifies thematic focus, social and territorial scope of publication, describes the main heroes of the regional weekly publications. The presentation of different social groups in mass media should be fairly balanced. The study shows that overall the weekly “Inform-Polis” and “The New Buryatia” have not achieved such a result. One can see unevenness in attention to different segments of society in both newspapers. The processes of differentiation and universalism may become the two main ways to solve the problem of information inequality in coverage of characters from different social groups. Both newspapers focus on more renowned part of the population. Although mass media is essentially universal, but there is certain information inequality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social structure of society in mass media of Buryatia (on example of newspapers “Inform-Polis” and “The New Buryatia”)

The article reviews the social structure of society and the problem of information inequality in two Buryatia newspapers. The author shows signs of mass media universalism, identifies thematic focus, social and territorial scope of publication, describes the main heroes of the regional weekly publications. The presentation of different social groups in mass media should be fairly balanced. The study shows that overall the weekly “Inform-Polis” and “The New Buryatia” have not achieved such a result. One can see unevenness in attention to different segments of society in both newspapers. The processes of differentiation and universalism may become the two main ways to solve the problem of information inequality in coverage of characters from different social groups. Both newspapers focus on more renowned part of the population. Although mass media is essentially universal, but there is certain information inequality.

Текст научной работы на тему «Социальная структура общества в массовых изданиях Бурятии (на примере газет «Информ Полис» и «Новая Бурятия»)»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 070.1(571.54)

Социальная структура общества в массовых изданиях Бурятии

(на примере газет «Информ Полис» и «Новая Бурятия»)

© Бадмаева Насигма Ивановна

заведующая кафедрой журналистики и рекламы, старший преподаватель, кандидат филологических наук

Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6

E-mail: [email protected]

The article reviews the social structure of society and the problem of information inequality in two Buryatia newspapers. The author shows signs of mass media universalism, identifies thematic focus, social and territorial scope of publication, describes the main heroes of the regional weekly publications. The presentation of different social groups in mass media should be fairly balanced. The study shows that overall the weekly "Inform-Polis" and "The New Buryatia" have not achieved such a result. One can see uneven-ness in attention to different segments of society in both newspapers. The processes of differentiation and universalism may become the two main ways to solve the problem of information inequality in coverage of characters from different social groups. Both newspapers focus on more renowned part of the population. Although mass media is essentially universal, but there is certain information inequality.

Keywords: mass media, universalism of content, theme of publications, representation of social structure in the media, information inequality.

The social structure of society in the mass editions of Buryatia

(an example of newspapers «The Inform Polis» and «The New Buryatia»)

Nasigma I. Badmaeva

head of department of journalism and advertising, Buryat State University, senior lecturer, candidate of philological sciences.

6 Ranzhurova str., Ulan-Ude 670000, Russia

The article reviews the social structure of society and the problem of information inequality in two Buryatia newspapers. The author shows signs of mass media universalism, identifies thematic focus, social and territorial scope of publication, describes the main heroes of the regional weekly publications. The presentation of different social groups in mass media should be fairly balanced. The study shows that overall the weekly "Inform-Polis" and "The New Buryatia" have not achieved such a result. One can see uneven-ness in attention to different segments of society in both newspapers. The processes of differentiation and universalism may become the two main ways to solve the problem of information inequality in coverage of characters from different social groups. Both newspapers focus on more renowned part of the population. Although mass media is essentially universal, but there is certain information inequality.

Keywords: mass media, universalism of content, theme of publications, representation of social structure in the media, information inequality.

Структуру социума, как совокупность взаимодействующих между собой слоев и социальных институтов, необходимо равномерно представлять в текстах СМИ массовых газет. Массовые газеты, обладая контентом «для всех» и «обо всем», предназначены для того, чтобы создавать разнообразные социальные портреты общества. Им необходимо учитывать информационные потребности и предпочтения аудитории, создавая равные возможности для участия своего читателя в процессе информирования.

Среди главных аспектов репрезентативности социальных групп в текстах СМИ выделяются два следующих:

1) для читателя важно понимать свою социальную принадлежность в обществе. Массовые газеты направлены на предоставление своей аудитории возможности осознания и выбора, ощущения принадлежности к своему социальному слою, определенным общностям. Это необходимо для правильного самоопределения личности.

2) существует потребность в обращении средств массовой информации к нуждам, реаль-

ной жизни, интересам этих социальных групп для вовлечения и коммуникации в определенном информационном поле. Массовые издания, пишущие о разных группах общества, раскрывают проблемы и формируют площадки для обсуждения, формируя такую среду. Происходит укрепление социального статуса данных социальных слоев, активизируется их участие в жизни общества и государства [2]

Массовые издания должны представлять контент, отражающий, по возможности, всю сложность социальной структуры нашего общества, ее неоднородность, наличие множества мнений, позиций и оценок по разным вопросам. Именно по тому, насколько разнообразен контент массовых изданий по тематическому, территориальному охвату и наличию/отсутствию материалов о представителях разных социальных групп, можно судить об уровне развития и функционирования СМИ.

Событийная картина дня во многом складывается из того, что показано, рассказано и написано в СМИ. И если в повестке СМИ без внимания остаются интересы и проблемы большинства населения, то это может привести к взрыву социальной напряженности.

Ведущими тематическими направлениями массовых газет универсального содержания традиционно являются политика, экономика и культура. Достаточное внимание уделяется и таким разделам, как образование и здравоохранение. Также на страницах массовой прессы заметное место занимают темы происшествий, преступлений и чрезвычайных ситуаций.

Кроме требования универсальности тематики, в массовых изданиях для сбалансированного отражения жизни различных социальных слоев необходимо учитывать вопросы массовой значимости. Зачастую предлагаемая прессой проблема для обсуждения не соответствует реальным нуждам большинства населения. Как указывают Л. Л. Реснянская и И. Д. Фомичева, в

задачи массовых изданий входит определение «болевых точек» социальной жизни, постановка проблем, имеющих значение для массовой аудитории [1, с. 146].

В содержании массовых газет важным решением информационного неравенства является описание персонажей и героев разных социальных слоев населения. В массовых газетах Бурятии, предназначенных для широкой читательской аудитории, наблюдается некая неравномерность в освещении интересов, важных для разных социальных слоев населения. Массовые газеты — это одно из решений информационно -го неравенства, так как они имеют возможность дать полную картину происходящего для читательской аудитории.

Исследуя представленность социальной структуры общества и вопроса информационного неравенства, нами были отобраны по 18 номеров массовых еженедельников «Информ Полис» и «Новая Бурятия», выходивших в 20142015 гг. Всего 901 публикация в газете «Информ Полис» и 327 материалов в газете «Новая Бурятия». Тематический анализ публикаций данных региональных газет, занимающих ведущие места в системе средств массовой информации республики по объему тиража («Информ Полис» — 35 тыс.экз., «Новая Бурятия» — 50 тыс. экз.), в целом показал, что газеты рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому их можно определить как определенный тип массовых изданий

[3; 4].

Результаты анализа тематической структуры публикаций в газетах «Информ Полис» и «Новая Бурятия» характеризуют степень удовлетворения издания критериям массовости, разносторонности тематики и соответствия тематической структуры потребностям и интересам различных социальных слоев населения. Полученный рейтинг тематических направлений обоих еженедельников в таблице 1 показывает особенности региональной массовой прессы и ее аудитории.

Таблица 1

Тематический рейтинг публикаций

№ Тематика «Информ Полис» № Тематика «Новая Бурятия»

Кол-во % Кол-во %

1. Политика, власть 169 18,8 1. ЧП, происшествия, криминал 103 31,6

2. События, мероприятия 143 15,8 2. Политика, власть 62 19

3. ЧП, происшествия, криминал 130 14,5 3. Спорт 26 8

4. Экономика, финансы 104 11,5 4. Культура и искусство 21 6,4

5. Культура и искусство 91 10,1 5. Экономика, финансы 20 6,1

6. Здравоохранение 65 7,2 6. События, мероприятия 16 5

7. Спорт 65 7,2 7. Образование 13 4

8. С/Х 52 5,8 8. Законодательство 11 3,3

9. Законодательство 16 1,8 9. Коррупция 11 3,3

10. Семья 13 1,4 10. Пожары, ЧС 9 2,7

11 ЖКХ 12 1,3 11 ЖКХ 7 2,2

12. Пожары, ЧС 9 1 12. Здравоохранение 6 1,8

13. Образование 8 0,9 13. Погода, стихии 6 1,8

14. Погода, стихии 8 0,9 14. Семья 5 1,5

15. Коррупция 6 0,7 15. Правоохранительные органы 5 1,5

16. Помощь, благотворительность 6 0,7 16. С/Х 3 0,9

17. Правоохранительные органы 4 0,4 17. Помощь, благотворительность 3 0,9

Всего публикаций 901 100 Всего публикаций 327 100

Отметим разнообразие тематики, а также соответствие набора топ-5 тем общим тенденциям функционирования массовой прессы в России. Разницу можно увидеть в расстановке тематических приоритетов редакционной политики изданий. У еженедельника «Информ Полис» — это политика, события, ЧП, культура и экономика; у газеты «Новая Бурятия» — это ЧП, политика, спорт, культура, экономика. Интересно, что о политике оба еженедельника пишут в одинаковом объеме к общему количеству публикаций. О

Доля публикаций, посвященных районам и селу, значительно меньше. Из этого можно сделать вывод, что этим группам населения уделяется меньше внимания, их проблемы практиче-

ЧП пишет много «Новая Бурятия», о различных мероприятиях и праздниках больше пишет «Информ Полис».

Признаком массовых изданий характеризуется и территориальных охват публикаций. Как видно из таблицы 2, оба еженедельника охватывают республику в целом, что соответствует их территории распространения. Далее внимание уделяется новостям, касающимся именно нашей столицы. В «Новой Бурятии» — 27,1 %, в «Информ Полисе» — 38,2 %.

Таблица 2

ски не затрагиваются массовыми изданиями, отчего происходит дисбаланс в информационном поле этой части населения. Если обратиться к официальным статическим показателям, у нас

Территориальный охват публикаций

Территориальный масштаб «ИП» «НБ»

Кол-во % Кол-во %

Республика Бурятия 388 49,6 127 41,5

г. Улан-Удэ 299 38,2 83 27,1

Районы, села 234 29,9 31 10,1

Россия 18 2,3 49 16

За рубежом 19 6,2

в республике почти половина населения — 401700 человек — составляет сельское население [5]. По данным исследования видно, что здесь наблюдается дисбаланс во внимании со стороны газет.

Стоит отметить, что на страницах еженедельника «Информ Полис» гораздо чаще, чем в «Новой Бурятии», появляется информация о жизни в различных районах, поселках, селах и их жителях. Так, журналисты «Информ Полиса» пишут о состоянии сельского хозяйства в районах нашей республики, освещают мероприятия, проходившие там, немного затрагивают жителей и их жизнь. В «Новой Бурятии» эта территория упоминается лишь вскользь.

Наличие же материалов зарубежной жизни говорит в пользу газеты «Новая Бурятия». Кроме того, это отвечает критериям универсальной газеты. «Информ Полис» зарубежные новости не затрагивает, а акцентирует внимание на собственной стране, республике в целом, а также районах.

В изучении репрезентативности различных социальных слоев и групп общества, анализ социальной и территориальной «локальности», конечно, сыграл очень важную роль, позволил сделать вывод о том, что издания так или иначе

«Герои»

освещают широкие социальные слои и группы населения.

Содержание большинства изданий строится таким образом, что далеко не во всех материалах фигурируют персоналии. Достаточно часто встречаются публикации, посвященные отдельно взятым фактам, конкретным организациям, учреждениям или событиям в целом, протекающим процессам и наблюдаемым явлениям, либо вообще просто конкретным предметам документам, книгам. В этой связи хотелось бы особенно подчеркнуть, что степень персонализированно-сти материалов входит в число важных характеристик массовой прессы, делая ее ближе и доступнее аудитории, способствуя более эффективному восприятию информации.

В массовых изданиях журналисты в своих публикациях стремятся отражать представителей различных слоев населения, так называемых персонажей и героев. В данном исследовании под «персонажами» материала будем понимать людей, описание и деятельность которых затрагивается без подробностей, дается лишь поверхностное упоминание. «Герои» публикаций — люди, жизнедеятельность, поступки которых подробно рассматриваются журналистами.

Таблица 3

публикаций

«Герои» публикаций «ИП» «НБ»

Кол-во % Кол-во %

Государственные деятели, политики, чиновники 299 45,5 77 37,4

Известные личности (в сфере культуры, спорта) 169 25,7 29 14,1

Простые, обычные люди 130 19,7 34 16,5

Подростки, молодежь 19 2,9 17 8,3

Интеллигенция 12 1,8 1 0,5

Нарушители закона 9 1,4 22 10,7

Предприниматели, бизнесмены, руководители 8 1,2 16 7,7

Пожилые люди, пенсионеры, ветераны 6 0,9 7 3,4

Инвалиды, малообеспеченные люди 6 0,9 3 1,4

Всего публикаций с персоналиями 658 100 206 100

Из таблицы 3 мы видим, что в основном героями в публикациях двух газет являются политики, чиновники, то есть первые лица республики. Затем внимание привлекают известные люди. Данные анализируемого периода показали, что представители других слоев населения освещались в материалах значительно реже. Пожилые люди, пенсионеры, ветераны, учителя, врачи, крестьяне и другие слои населения со-

ставляют достаточно большую часть аудитории и, по данным большинства проводимых социологических исследований, сталкиваются с проблемами, требующими обсуждения в СМИ, что остается без должного внимания.

В газете «Информ Полис» главными персонажами в основном являются государственные деятели, политики, чиновники, которые занимают 45,5 % от общего числа. Газета «Новая

Бурятия» также уделяет немало внимания известным представителям элиты и чиновникам — 37,4%. В то же время издание значительно реже пишет об известных личностях в мире культуры и спорта — 14,1% против 25,7% в «Информ Полис». На страницах «Новой Бурятии» чаще появляются тексты о жизни пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малообеспеченных людей, а также о нарушителях закона — 32 % против 22,9% в «Информ Полис». С точки зрения репрезентативности читательской аудитории в этом еженедельнике можно констатировать, что «Новая Бурятия» — более демократичное издание, в публикациях которого фигурируют самые разные, зачастую «проблемные», социально неблагополучные группы и категории граждан.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что представителям среднего класса, как персонажам еженедельников «Информ Полис» и «Новая Бурятия», внимание практически не уделялось. Это частично можно объяснить тем, что в газетных текстах не всегда прямо используется термин «средний класс», жизнедеятельность людей этого слоя может быть показана через опосредованные социальные характеристики, как чиновник, руководитель предприятия, служащий и т.д. Однако, для поднятия социального престижа этого слоя представляется разумным в уместных случаях подчеркивать принадлежность описываемых персонажей именно к данному классу.

В сфере жизнедеятельности персонажей тоже наблюдаются диспропорции. В материалах обеих газет делается упор в основном на трудовую деятельность людей. Вопросы получения образования и повышения квалификации освещаются крайне редко. Другие сферы жизни (семья, дети, дом, быт, увлечения, досуг, религия) также появляются в сообщениях очень редко. Дети, подростки, пожилые люди, пенсионеры, ветераны, жители села (неработающие) в немногочисленных посвященных им публикациям, как правило, представлены в сферах семьи, дома и быта.

Любопытно также, что в обоих изданиях представители власти, чиновники разных уровней показаны в профессиональном ракурсе, остальные сферы их жизнедеятельности практически никак не раскрываются. Чиновничество — это особый социальный слой. Поскольку традиционно эта категория граждан является во многих отношениях «привилегированной», в определенном смысле «закрытой», и существенно отличается по ряду признаков от «простого народа», СМИ часто сообщают о них с осторожностью.

В то же время аудиторию массового издания определенно интересует жизнь власть имущих вне службы — их отношение к семье, воспитанию детей, способы проведения досуга, их хобби, увлечения и т.д. Но это, однако, не способствует сокращению дистанции между чиновничеством и остальными гражданами.

Для массовой газеты очень важным моментом является тот факт, представляет ли она людям, о которых пишет, возможность непосредственного выражать свои взгляды, имеет ли персонаж «право голоса» на газетной полосе. Это служит показателем ее демократизма. Необходимо, чтобы о персонажах говорили не только другие люди (журналисты, эксперты, коллеги), но и сам человек мог высказать собственное мнение, позицию, точку зрения. Способ представления мнений персонажей является важным направлением исследования, выявляющим, насколько разнообразны звучащие в данных газетах голоса, насколько богата палитра «говорящих» сегментов общества.

Проведенное исследование показало, что в обоих изданиях часто показывается точка зрения различных слоев населения по интересующим их проблемам. Конечно, это в первую очередь относится к персонажам публикаций. В «Информ Полисе» по отношению к общему количеству персонажей в 52% случаев дана прямая речь, в 20% — пересказ. Мнения, точки зрения остальных 20% персонажей не фигурировали. В «Новой Бурятии» прямая речь и пересказ представлены приблизительно в равном соотношении — 47% и 52% соответственно. Следовательно, «Информ Полис» и «Новая Бурятия» как массовые газеты дают шанс людям из разных социальных слоев прямо выражать свое мнение. «Новая Бурятия» делает это даже несколько чаще.

В исследовании рассмотрено, в каком ключе, положительном или критическом, представлены персонажи публикаций (речь идет не только об оценках авторов, но и других людей, чьи мнения и высказывания приводятся в этих публикациях). Это очень важно, поскольку во многом свидетельствует не только об оценках конкретно фигурирующих в публикациях людей, но и косвенно о позиции издания по поводу того социального слоя или групп, к которым они принадлежат и, следовательно, влияют на позиции аудитории.

Согласно имеющимся данным, «Информ Полис» почти половину своих персонажей (47%) представляет безоценочно, просто описательно. К 29% персонажей присутствует позитивное отношение, 9% — отрицательное. В «Новой Бу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рятии» 25% поданы нейтрально, к большинству персонажей отношение позитивное (58%), к 9% персонажей — критичное. Таким образом, из этих данных следует, что тексты «Новой Бурятии» имеют более «теплый» тон, в то время как в «Информ Полисе» преобладает более нейтральные характеристики.

Еженедельники пишут о героях в самых разных сферах жизни и ситуациях. В «Информ Полисе» речь часто идет о семье, детях, межличностных и дружеских отношениях, о житейских, бытовых интересах (59% от всех героев). О профессиональных — чуть реже (54%). О духовных, культурных предпочтениях, взглядах — 37%. Материальное положение упоминается лишь в нескольких случаях, когда рассуждают об отдельных группах героев, например, представителях элит, работниках искусства, предпринимателях и бюджетниках. Социально-политические интересы героев упоминаются только тогда, когда они «причастны» к верховной власти и элите. Это говорит о стремлении данного издания дистанцироваться от политики.

Возможно, это верно для массового издания, так как в его аудитории присутствуют люди с разными политическими взглядам и предпочтениями.

В «Новой Бурятии» 64% публикаций представлены профессиональными интересами героев, их позициями, взглядами, ценностями. Значительно реже (33%, в целом и по сравнению с российским аналогом) говорится об интересах житейского, бытового, семейного плана. Это доказывает, что «Новая Бурятия» в большей степени показывает своих героев в сфере работы.

В целом анализ репрезентативности героев и персонажей в еженедельниках «Информ Полис» и «Новая Бурятия» позволил выявить определенный дисбаланс в подаче информации о тех или иных представителях социума. Журналистам массовых еженедельников для лучшего взаимодействия со своей аудиторией, а СМИ — для выполнения своих функций следует внимательнее относиться к социальному составу героев и персонажей публикаций, уделяя внимание как высоко статусным, так и обычным людям.

Литература

1. Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. — М.: Икар, 1999. — 230 с.

2. Ван Хайянь. Социальные слои и группы в публикациях массовых изданий: проблемы информационного неравенства (сравнительный анализ еженедельников «Аргументы и факты», «Труд - 7», «Южно-китайский уикенд»): дис. ... канд. фи-лол. наук. - М., 2006. - 183 с.

3. URL: http://www.infpol.ru/

4. URL: http://www.newbur.ru/

5. URL: http://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/population/

References

1. Resnyanskaya L. L., Fomicheva I. D. Gazeta dlya vsej Rossii [Newspaper for whole Russia]. Moscow: Ikar, 1999. 230 p.

2. Van Hajyan. Sotsial'nye sloi i gruppy v publikatsiyakh massovykh izdanij: problema informatsionnogo neravenstva (srav-nitel'nyj analiz ezhenedel'nikov "Argumenty i fakty", "Trud-7" i "Yuzhno-Kitajskij uikend"): dis. ... kand. filol. nauk [Social strata and groups in publications of mass media: the problem of information inequality (comparative analysis of the weeklies "Arguments and Facts", "Trud-7" and "South China Weekend"): Cand. filol. sci. diss.]. Moskow, 2006. 183 p.

3. Available at: http://www.infpol.ru/

4. Available at: http://www.newbur.ru/

5. Available at: http://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/population/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.