Научная статья на тему 'Некоторые проблемы типологии региональной прессы в свете формирования информационного рынка'

Некоторые проблемы типологии региональной прессы в свете формирования информационного рынка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
238
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Видная О. Е.

Predicting the press development in regions, some models of development of regional mass-media are offered: regions where strong regional press will be generated, regions with domination of the central editions and areas where the parity of local and central mass-media will remain. Following this scheme, the present stage of the mediamarket development in our region is characterized by degradation of local mass-media and their replacement by the central editions. If earlier inhabitants of the region preferred local newspapers, now it is more profitable to buy a central edition a high-quality product, though it satisfies an undemanding taste of the mass.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of regional press typology in the light of the information market formation

Predicting the press development in regions, some models of development of regional mass-media are offered: regions where strong regional press will be generated, regions with domination of the central editions and areas where the parity of local and central mass-media will remain. Following this scheme, the present stage of the mediamarket development in our region is characterized by degradation of local mass-media and their replacement by the central editions. If earlier inhabitants of the region preferred local newspapers, now it is more profitable to buy a central edition a high-quality product, though it satisfies an undemanding taste of the mass.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы типологии региональной прессы в свете формирования информационного рынка»

ском компоненте креолизованного текста они представлены ярче и сильнее.

1. Endress M. Vertrauen. Bielefeld, 2002. S. 30.

2. Interpersonales Vertrauen: Theorien und

empirische Befunde / Martin Schweer (Hrsg.). Opladen, 1997. S. 13.

3. Platzköster M. Vertrauen. Theorie und Analyse interpersoneller, politischer und betrieblicher Implikationen. Essen, 1990. S. 17.

4. Эвфемизм. Режим доступа: http://www.

krugosvet.ru/articles/69/1006960/1006960a1.htm. Загл. с экрана.

5. Maier J. Politikverdrossenheit in der Bundesrepublik Deutschland. Dimensionen -Determinanten - Konsequenzen. Opladen, 2000. S. 20-21.

6. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985. С. 203.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2000.

8. Duden Deutsches Universalwörterbuch. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich, 1996. S. 814, 902.

9. Анисимова Е.Е. // Вопр. языкознания. 1992. № 1. С. 72-74.

10. БЭС. М., 1985. С. 499.

11. Wikipedia. Режим доступа: http://de. wikipedia. org/wiki/Karikatur. Загл. с экрана.

12. Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: автореф. дис.... канд. фи-лол. наук. Волгоград, 2002. С. 5.

13. СЭС. М., 1982. С. 505.

14. Веселова Н.В. Ирония в политическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук.

Н. Новгород, 2003. С. 7.

15. Чудинов А.П. // Вопр. когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 92-93.

16. Зимина Е.А. Оценочные стратегии информационных статей и комментариев в немецкоязычном газетном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. С. 10.

Поступила в редакцию 30.11.2006 г.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА

О.Е. Видная

Vidnaya O.E. Some problems of regional press typology in the light of the information market formation. Predicting the press development in regions, some models of development of regional mass-media are offered: regions where strong regional press will be generated, regions with domination of the central editions and areas where the parity of local and central mass-media will remain. Following this scheme, the present stage of the mediamarket development in our region is characterized by degradation of local mass-media and their replacement by the central editions. If earlier inhabitants of the region preferred local newspapers, now it is more profitable to buy a central edition - a high-quality product, though it satisfies an undemanding taste of the mass.

Регионализация прессы стала одним из факторов, определяющих состояние современного российского медиапространства. Исследователи отмечают [1] становление экономической и политической самостоятельности регионов в числе главных причин, по которым произошло укрепление позиций региональной прессы. Этому способствовало и активное возрождение культурных традиций провинции в течение последних десятилетий. Свидетельство тому успех Международных музыкальных конкурсов и фестивалей имени С.В. Рахманинова в Тамбове, создание Мичуринского наукограда, научноэкономические форумы, интерес к восста-

новлению тамбовского наследия Чичериных в России и за рубежом, проведение Международного кинофестиваля «Золотой витязь» на Тамбовщине. Все это стало постоянной тематикой тамбовских региональных газет. В области увеличивается количество печатной периодики, начинается специализация изданий, появляются рекламные газеты, возникают и пропадают региональные журналы -в общем, начиная с середины 90-х гг., стихийно формируется первоначальный информационный рынок. Интерес к информации резко возрастает, а вот доверие к печатному слову из года в год падает. Сказывается конкуренция с электронными СМИ, которые

стали основным каналом информирования населения. Но снижение авторитета местной печати обусловлено и излишним подобострастием руководителей СМИ перед местной властью, и засильем административной информации. Ведь у российского гражданина всегда было обостренное чувство справедливости, тяга к правдивому слову. Негативно сказалось использование административного ресурса во время подписных кампаний и отработка этого ресурса во время многочисленных предвыборных кампаний. Кстати, социальное разочарование читателя в газетах, по мнению Е.Л. Вартановой, является одним из основных отличительных признаков структуры российских СМИ от прежней системы [2].

Регионализация прессы сама по себе имела положительный вектор, однако этот процесс не обошелся без негативных тенденций. После падения вертикальной структуры печатных изданий единое информационное поле на территории области практически перестало существовать. Основная областная газета не удовлетворяет информационным потребностям жителей тамбовской глубинки, другие газеты практически не выходят за пределы областного центра, районные замыкаются на мелких местных проблемах, телеканалы с региональной информацией по техническим причинам смотрит менее половины области. 1999-2000 гг. интересны тем, что руководство области осознало разрозненность и мозаичность информации о жизни регионального центра и районов. Начинается кампания по созданию единого информационного пространства для того, чтобы все жители области могли получать именно местную политическую, экономическую, социальную информацию. А властные структуры приобретают при необходимости отлаженный канал транслирования собственной информационной политики. Происходит техническое перевооружение районных газет, с помощью дотаций сдерживается падение тиражей, осуществляется ротация кадров, проводится мониторинг профессионального уровня большинства выходящих на территории печатных изданий. Можно констатировать, что процессы становления современной модели местной прессы идут в русле общих преобразований, которые свойственны на данном этапе информационной структуре

России, однако, безусловно, имеют свои особенности, зависящие от характеристик конкретной территории.

Период 2004-2005 гг. можно считать началом следующего этапа на тамбовском информационном рынке. Новые условия существования местной прессы (изменение законодательной базы, отсутствие стабильных источников финансирования, если не считать бюджет, захват рекламного рынка другими видами СМИ и СМК) обусловливают значительные перемены на информационном пространстве многих регионов. Они касаются качества информации, содержательной стороны журналистских материалов, изменения типологических признаков изданий. Одни газеты закрываются из-за экономической нерентабельности, другие наращивают свой потенциал в новых экономических условиях. Региональные издания конкурируют с центральными еженедельниками, с коммерческими сетевыми изданиями, теряя часть тиража. Печатные СМИ в регионе заметно уступают свою аудиторию и свой авторитет электронным средствам, которые являются основным источником новостной информации. Все эти тенденции негативно сказываются на экономическом состоянии местной прессы.

Особенно шаткое положение, на мой взгляд, у типологически близких СМИ, которые занимают одну и ту же аудиторную нишу. Это большинство общественно-политических городских и районных изданий, в которых прослеживаются единые источники информации, схожие подходы к подаче новостей, отсутствие серьезной аналитики. Однотипность и высокая конкуренция мешают им удерживать постоянную аудиторию и завоевывать потенциального читателя. Основная масса региональных изданий практически не формирует собственный образ, не ищет свой бренд, не пытается сделать информационный товар конкурентноспособным. Слияние большей части областных и районных газет в единый издательский дом не повлекло разграничения аудиторных ниш, специализации изданий. Попытки конкурировать только в сфере общественно-политической тематики приводят к тому, что в области нет газет или журналов, освещающих деловую жизнь региона, читатель остался без качественных молодежных, семейных, женских средств

массовой информации. Социальная проблематика, вопросы нравственной ориентации и семейного воспитания, религиозное осмысление, духовная культура остаются в основном нетронутыми. Очередной опыт создания молодежной газеты закончился плачевно: концепция редакции оказалась непродуманной, не была учтена специфика возрастной аудитории.

Хочу отметить еще одну тенденцию, влияющую на формирование местного рынка СМИ, а именно: повышение авторитета центральных изданий за счет региональных вкладок («КП в Тамбове», «АИФ в Тамбове», «Коммерсант-регион»). По итогам областной подписной кампании 2005 г. на 20 % увеличился подписной тираж центральных газет, который несколько лет назад никак нельзя было назвать стабильным. К основным конкурентам местных изданий можно отнести и массовые СМИ, так сказать, не тамбовской «прописки». Например, устойчивое положение в течение пяти лет воронежского издания «Житье-бытье», быстрый и успешный приход в 2003 г. коммерческого сетевого еженедельника издательского дома «Провинция», позиционирующего себя как местное издание, - «Тамбовский меридиан». Это происходит на общем фоне снижения количества подписчиков областных и городских еженедельников. О.А. Воронова, отмечая эти тенденции и в других областях, делает вывод о том, что это обусловливается структурой экономики региона. В зоне сельскохозяйственной периферии «спектр местных изданий значительно уже, а экспансия центральной прессы заметнее», «типологическая структура прессы развернута не полностью...» [2, с. 251]. Это имеет отношение и к преимущественно аграрной Тамбовской области, которая долгое время была одним из самых слабых регионов центра России со сложной политической, экономической, социальной, демографической ситуацией. Несмотря на то, что Тамбовщина динамично развивается, только в 2005 г. она была выведена из разряда высокодотационных регионов. Неудивительно, что область переживает не лучшие времена в плане наполнения информационного рынка. Многое можно объяснить пассивным поведением населения, отсутствием крупных промышленных групп, преследующих свои интересы в медиасфере, неболь-

шими объемами рекламного рынка. Поэтому среди ста зарегистрированных газет реально существуют несколько рекламных изданий, около тридцати государственных и муниципальных, около десяти корпоративных изданий, несколько коммерческих. Реальный тираж местных изданий колеблется от трех до десяти тысяч, исключение составляют коммерческие издания, набирающие больше тридцати тысяч экземпляров.

В современных условиях от тиража периодического издания зависит сам факт существования газеты, ее благополучия. Для печатных СМИ и эффективность журналистики зависит от востребованности издания. Газету должны купить, поэтому острой является проблема товарной привлекательности, которая в свою очередь зависит и от типологической определенности. На это указывает, например В.В. Тулупов, отмечая, что «проблема популярности издания во многом типологическая» [3]. Целевая аудитория является одним из типологических признаков, поэтому важные факторы успеха СМИ на информационном рынке - это предварительное изучение аудиторной ниши, составление социологического портрета читателя, изучение потребностей и интересов реальной аудитории. Однако большинство редакционных коллективов очень смутно представляют демографические, социальные, психологические характеристики основной массы своих читателей. И хотя развитие прикладной социологии в области массовой коммуникации переживает бурное развитие, редакции газет в небольших областных или районных центрах редко прибегают к целенаправленному и научному изучению аудитории, своей ниши, к прогнозированию рыночных тенденций. Ни один из областных социологических центров за эти годы серьезных исследований аудитории средств массовой информации также не проводил.

То, что газеты не принимают во внимание особенности целевой аудитории, ориентируются на единую информационную нишу, говорит и факт смешения областных и городских изданий. Часто газеты просто не отвечают своему типу и назначению. В областной общественно-политической газете «Тамбовская жизнь» недостаточно информации об отдаленных населенных пунктах, она больше предназначена для активного делово-

го жителя областного центра. Но чтобы занять это место, надо отводить площадь для эксклюзивной городской информации, да еще конкурировать с несколькими изданиями. «Тамбовский курьер» практически не распространяется в области, не специализируется на областных проблемах, однако своим статусом областной газеты дорожит и расставаться с ним не хочет. А по содержанию и характеру информации больше напоминает семейную газету. Расширение тематики «Города на Цне» (первоначальная позиция - городской еженедельник) возникло в связи со сменой учредителя, но вместе с этим городское издание приобрело внутреннее противоречие, мешающее выйти на областного читателя. Она скорее подходит для жителей Тамбова и ближайших окрестностей, которые хотят знать немного о сельских территориях. Такая картина связана с общей финансовой нестабильностью СМИ, экономической и политической обстановкой, и это делает структуру региональной прессы однобокой и неустойчивой.

Хочется отметить еще один важный момент, связанный с особенностями функционирования региональных СМИ. Современную периодику можно квалифицировать как самодостаточную, замкнутую на собственных интересах, предлагающую читателю информационный продукт на свой вкус. Бедой прессы называет В.В. Тулупов самоизоляцию местной журналистики, «тусовочную журналистику» [3]. Местные газеты наперегонки стараются напечатать как можно больше информации о властных структурах разного рода, сообщения пресс-служб, отчеты о многочисленных заседаниях, интервью с чиновниками. Ведь это обеспечивает реальные финансовые вливания, административный ресурс во время подписных кампаний, а читатель - категория капризная, с ним надо «работать», он не приносит сиюминутной прибыли. Проблема низовой прессы в нарушении взаимоотношений в важном звене коммуникативной цепочки: СМИ - аудитория. Местная пресса призвана быть ближе всех к обычному человеку, удовлетворять его актуальные информационные запросы и интересы, помогать ему делом и советом решать основные вопросы жизнедеятельности. Более того, современный читатель хочет участвовать в общественных процессах, быть прича-

стным к важным решениям, он избалован интерактивными электронными СМИ. Однако со страниц районной и городской, а тем более областной периодики обычный человек исчез вместе с его проблемами. Где расследования и острые материалы, имеющие результативность? Где портреты современников и очерки о земляках? Где письма читателей или их уникальное творчество? Типичные заголовки: «Подведены итоги и определены задачи», «Задачи решать комплексно», «Задача дня - полностью задействовать потенциал», а в качестве основных авторов выступают работники пресс-служб, пресс-групп, госчиновники. Журналист районной газеты не пытается нащупать новые интересные темы, работает по инерции. Читателей не приглашают к диалогу, не предлагают обменяться мнениями, лишают участия в реальном регулировании социальной действительности. Естественно, с такой схемой взаимоотношений «редакция - аудитория», которой следуют и редакторы, и творческие сотрудники, и сами читатели, вписаться в современный информационный рынок, где приоритетными считаются информационные потребности населения, невозможно. Конечно, есть много факторов, от которых зависят симпатии и антипатии аудитории: способы и характер подачи информации, актуальность материалов, эффективность журналистских выступлений. Но лицо большинства региональных еженедельников - это содержательная безликость, тематическое однообразие, отсутствие актуальных публикаций, старомодность в оформлении.

Естественно, кризисное состояние затрагивает все сферы газетного дела, не только творческую сторону журналистики, но и менеджмент, и маркетинг. В качестве примера приведу газету Первомайского района «Вестник». Редакция получает в месяц в среднем около 80 писем. Если взять тираж газеты и приблизительный состав типичной семьи, то почти каждый пятый житель раз в год пишет в редакцию районной газеты -прекрасная возможность общения с читателями. Однако редактор отдела писем не смог вспомнить ближайший случай, чтобы по острой проблеме, затронутой в письме, корреспондент выехал в командировку. Необходима коррекция общей концепции таких изданий на базе изучения своей аудитории, вос-

становление эффективности обратных связей, налаживание организационно-массовой работы.

Для того чтобы переломить сложившуюся ситуацию, необходим переход к полноценному региональному рынку СМИ, когда важную роль будет играть именно аудиторный фактор, творческая и коммерческая составляющие будут взаимодополнять друг друга. Однако во многих редакционных коллективах на периферии бытует мнение о том, что рыночные взаимоотношения построены по принципу: прибыль любой ценой, а это лишит читателей материалов на социальные и нравственные темы. Для многих СМИ в регионах вопрос так и стоит по сути: либо рынок, либо «высокая», настоящая журналистика. Рыночные взаимоотношения в понимании большинства руководителей и журналистов районных и городских газет - это лишь вседозволенность, продажность, желтизна, потакание низменным интересам толпы. Об этом шла речь на встрече тамбовских и липецких журналистов летом 2005 г., где присутствовало около сорока редакторов. О качественной прессе, востребованной читателем, об ориентации на аудиторный фактор, о маркетинговом изучении читательских пристрастий, об изменении подходов к менеджменту, к сожалению, не говорили. А ведь от этих моментов зависит сегодня и творческий успех, и финансовая стабильность, и эффективность журналистики.

Конечно, можно говорить об экономических проблемах редакции, о выработке приемлемых механизмов заработка финансовых средств. Однако даже в таких условиях есть газеты, которые доказывают, что журналистика, отвечающая на запросы своих постоянных подписчиков и покупателей, востребована и перспективна. Основной отличительный признак для таких газет - стабильные и достаточно высокие тиражи. Причем, важно отметить, что делается это не за счет скандальных тем и перепечатки сенсаций. Просто газета взвешенно пишет о том, что происходит в районе или области, находит актуальный ракурс для постоянных тем, об-

суждает со своими читателями семейные, нравственные, психологические проблемы, отводит место для банальных, но популярных кулинарных рецептов или советов садо-водам-любителям. Только таких изданий, к сожалению, немного.

Прогнозируя развитие прессы в регионах, один из исследователей журналистики предлагает несколько моделей развития региональных СМИ: области, где сформируется сильная региональная пресса, области с засильем центральных изданий и территории, где сохранится паритет местных и центральных СМИ [4]. Следуя этой схеме, современный этап развития медиарынка в нашем регионе характеризуется деградацией местных СМИ и вытеснением их центральными изданиями. И если раньше жители области отдавали предпочтение местным газетам, то теперь выгоднее купить центральное издание - качественный продукт, пусть и удовлетворяющий массовый невзыскательный вкус.

Конечно, в одночасье даже с помощью современных механизмов всех проблем, возникающих на информационном пространстве, не решить. Тем более, что многие из них находятся скорее в умах, в нежелании что-либо менять. К тому же, формируя новые условия для обеспечения единого информационного пространства, надо постоянно помнить о специфике журналистского продукта и его общественном предназначении.

1. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003. С. 66.

2. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005. С. 136.

3. Тулупов В.В. Выпуск периодического издания: современные подходы. Воронеж, 2002. С. 30.

4. Журналистика и социология 2005. Социальная эволюция журналистской профессии: материалы науч.-практ. семинара / ред.-сост. И.Н. Блохин. СПб., 2006. С. 25.

Поступила в редакцию 6.09.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.