Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЮГЕ РОССИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЮГЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бинеева Наталья Камильевна, Чернобровкина Наталья Игоревна

Цель исследования. Условием гармонизации межэтнических отношений на Юге России является социальная консолидация, основанная на взаимодействии региональных, муниципальных органов власти и национально-культурных организаций в отношении адаптации и интеграции мигрантов. Соответственно, целью статьи является выявление способов интеграции мигрантов, которые признаются всеми акторами процесса социальной консолидации как справедливые, поскольку основываются на представлении о равенстве субъектов. Методологическая база. Для исследования проблемы интеграции мигрантов с целью гармонизации межэтнических отношений используется системный подход, который позволит выявить общесистемные предпосылки интеграции мигрантов, а также последовательность фаз этого процесса: легализацию правовых норм, регулирующих статус мигрантов; социального контроля их действий; легитимацию взаимодействия всех акторов процесса интеграции - органов государственной власти и муниципального управления, правоохранительных и специализированных структур по работе с мигрантами, работодателей, общественных организаций, руководителей диаспор. Результаты исследования. В сложившейся экономической ситуации, когда потоки мигрантов из других стран возрастают, важен переход от ситуативной миграционной политики к программно-целевому методу ее регулирования на уровне макрорегионов или регионов-реципиентов, принимающих зарубежных мигрантов. В этом случае эффективность нормативно-правового регулирования отношений в сфере миграции зависит от федеральных законов, на основе которых целесообразно разрабатывать соответствующую нормативную базу в регионах. Это позволит осуществлять соответствующие региональные или муниципальные программы с целью гармонизации межнациональных и межэтнических отношений. По аналогии с городами федерального значения в Южном федеральном округе реализуются эффективные практики социальной адаптации и интеграции мигрантов, которые признаются социально значимыми и справедливыми, поскольку обеспечивают защиту их прав. Перспективы исследования. Перспективы развития представленной тематики связаны с осуществлением репрезентативного опроса мигрантов, направленного на верификацию гипотезы об условиях и факторах их адаптации и интеграции в принимающее сообщество в контексте теории справедливости как равноправия этнонаций в зависимости от баланса ресурсов и воздаяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бинеева Наталья Камильевна, Чернобровкина Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL JUSTICE IN THE CONTEXT OF MIGRANTS INTEGRATION AND ENSURY HARMONIZATION OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE SOUTH OF RUSSIA

Objective of the study. The condition for the harmonization of interethnic relations in the South of Russia is social consolidation based on the interaction of regional, municipal authorities and national-cultural organizations in relation to the adaptation and integration of migrants. Accordingly, the purpose of the article is to identify ways of integration of migrants, which are recognized by all actors in the process of social consolidation as fair, since they are based on the concept of equality of subjects. The methodological basis of the research. To study the problem of integration of migrants in order to harmonize interethnic relations, a systematic approach is used, which will identify the system-wide prerequisites for the integration of migrants, as well as the sequence of phases of this process: the legalization of law rules governing the status of migrants; social control of their actions; legitimizing the interaction of all actors in the integration process - state authorities and municipal government, law enforcement and specialized structures for working with migrants, employers, public organizations, leaders of diasporas. Research results. In the current economic situation, when the flows of migrants from other countries are increasing, it is important to move from a situational migration policy to a program-target method of its regulation at the level of macro-regions or recipient regions that receive foreign migrants. In this case, the effectiveness of the legal regulation of relations in the field of migration depends on federal laws, on the basis of which it is advisable to develop an appropriate regulatory framework in the regions. This will allow the implementation of relevant regional or municipal programs in order to harmonize interethnic and interethnic relations. By analogy with cities of federal significance, effective practices of social adaptation and integration of migrants are implemented in the Southern Federal District, which are recognized as socially significant and fair, since they ensure the protection of their rights. Prospects of the study. Prospects for the development of the presented topics are associated with the implementation of a representative survey of migrants aimed at verifying the hypothesis about the conditions and factors for their adaptation and integration into the host community in the context of the theory of justice as equality of ethnonations depending on the balance of resources and retribution.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЮГЕ РОССИИ»

СОВРЕМЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ

УДК 316.33

DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.11 EDN MEOVDU

Тип статьи в журнале - научная

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЮГЕ РОССИИ1

SOCIAL JUSTICE IN THE CONTEXT OF MIGRANTS INTEGRATION AND ENSURE HARMONIZATION

OF INTER-ETHNIC RELATIONS IN THE SOUTH OF RUSSIA2

© 2022 г.

Н. К. Бинеева*' **, Н. И. Чернобровкина*

* Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия

** Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону, Россия

Цель исследования. Условием гармонизации межэтнических отношений на Юге России является социальная консолидация, основанная на взаимодействии региональных, муниципальных органов власти и

© 2022 N. K. Bineeva*' **, N. I. Chernobrovkina*

* Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

** South-Russian branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study. The condition for the harmonization of interethnic relations in the South of Russia is social consolidation based on the interaction of regional, municipal authorities and national-cultural organizations in

1 Статья подготовлена в рамках выполнения программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг. по проекту «Социальная справедливость в обеспечении гармонизации межэтнических отношений и укреплении общероссийской идентичности населения на Юге России» (государственное задание Минобрнауки, внутренний номер ГЗ0110/21-04-РГ).

2 The article is prepared within the program of fundamental and applied scientific research "Ethnocultural diversity of Russian society and strengthening of the all-Russian identity" 2020-2022 under the project "Social justice and the harmonization of interethnic relations and strengthening the all-Russian identity of the population in the South of Russia" (state assignment of Ministry of Education and Science, internal number GZ0110/21-04-RG).

национально-культурных организаций в отношении адаптации и интеграции мигрантов. Соответственно, целью статьи является выявление способов интеграции мигрантов, которые признаются всеми акторами процесса социальной консолидации как справедливые, поскольку основываются на представлении о равенстве субъектов.

Методологическая база. Для исследования проблемы интеграции мигрантов с целью гармонизации межэтнических отношений используется системный подход, который позволит выявить общесистемные предпосылки интеграции мигрантов, а также последовательность фаз этого процесса: легализацию правовых норм, регулирующих статус мигрантов; социального контроля их действий; легитимацию взаимодействия всех акторов процесса интеграции - органов государственной власти и муниципального управления, правоохранительных и специализированных структур по работе с мигрантами, работодателей, общественных организаций, руководителей диаспор.

Результаты исследования. В сложившейся экономической ситуации, когда потоки мигрантов из других стран возрастают, важен переход от ситуативной миграционной политики к программно-целевому методу ее регулирования на уровне макрорегионов или регионов-реципиентов, принимающих зарубежных мигрантов. В этом случае эффективность нормативно-правового регулирования отношений в сфере миграции зависит от федеральных законов, на основе которых целесообразно разрабатывать соответствующую нормативную базу в регионах. Это позволит осуществлять соответствующие региональные или муниципальные программы с целью гармонизации межнациональных и межэтнических отношений. По аналогии с городами федерального значения в Южном федеральном округе реализуются эффективные практики социальной адаптации и интеграции мигрантов, которые признаются социально значимыми и справедливыми, поскольку обеспечивают защиту их прав.

relation to the adaptation and integration of migrants. Accordingly, the purpose of the article is to identify ways of integration of migrants, which are recognized by all actors in the process of social consolidation as fair, since they are based on the concept of equality of subjects.

The methodological basis of the research. To

study the problem of integration of migrants in order to harmonize interethnic relations, a systematic approach is used, which will identify the system-wide prerequisites for the integration of migrants, as well as the sequence of phases of this process: the legalization of law rules governing the status of migrants; social control of their actions; legitimizing the interaction of all actors in the integration process -state authorities and municipal government, law enforcement and specialized structures for working with migrants, employers, public organizations, leaders of diasporas.

Research results. In the current economic situation, when the flows of migrants from other countries are increasing, it is important to move from a situational migration policy to a program-target method of its regulation at the level of macro-regions or recipient regions that receive foreign migrants. In this case, the effectiveness of the legal regulation of relations in the field of migration depends on federal laws, on the basis of which it is advisable to develop an appropriate regulatory framework in the regions. This will allow the implementation of relevant regional or municipal programs in order to harmonize interethnic and interethnic relations. By analogy with cities of federal significance, effective practices of social adaptation and integration of migrants are implemented in the Southern Federal District, which are recognized as socially significant and fair, since they ensure the protection of their rights.

Перспективы исследования. Перспективы развития представленной тематики связаны с осуществлением репрезентативного опроса мигрантов, направленного на верификацию гипотезы об условиях и факторах их адаптации и интеграции в принимающее сообщество в контексте теории справедливости как равноправия этнонаций в зависимости от баланса ресурсов и воздаяния.

Ключевые слова: интеграция мигрантов, социальная справедливость, гармонизация межэтнических отношений, социальная консолидация

Prospects of the study. Prospects for the development of the presented topics are associated with the implementation of a representative survey of migrants aimed at verifying the hypothesis about the conditions and factors for their adaptation and integration into the host community in the context of the theory of justice as equality of ethnonations depending on the balance of resources and retribution.

Keywords: integration of migrants, social justice, harmonization of interethnic relations, social consolidation

Введение

Согласно социологическим исследованиям 2020-2021 гг., большинство населения Юга России поддерживает необходимость осуществления этнокультурной политики в отношении этнических общностей, проживающих на территориях регионов, а также мигрантов. В ходе массового опроса жители констатируют отсутствие межэтнической напряженности, ксенофобии и этнической конкуренции в отношении внешних мигрантов, а также беженцев и вынужденных переселенцев (Социальная справедливость в сфере межэтнических отношений ... , 2021. С. 33-41). Подобное отношение они признают справедливым, интерпретируя его как «представление о равенстве субъектов (индивидов или социальных групп) и равном соотношении вложенных усилий и полученного блага (воздаяния)» (Денисова, 2020. С. 25). Это свидетельствует о смене ценностной ориентации, признаваемой справедливой в сфере межэтнических отношений: иерархический тип межэтнического отношения к мигрантам переоценивается в пользу признания равноправия этнонаций в зависимости от баланса ресурсов и вознаграждения.

Условием гармонизации межэтнических отношений является диалог региональных и муниципальных органов власти с этнокультурными, этноконфессиональными общественными объединениями, обеспечивающими межэтническое взаимодействие и представительство интересов. Социальная консолидация в сфере межэтнических отношений возможна при условии диалога и постоянной координации действий органов власти, общественных объединений и населения региона. Она исключает приоритет интересов федеральной и региональной политических элит с однонаправленной коммуникацией и ориентирована только на равный диалог с властью в решении межэтнических проблем. В этом случае справедливыми будут признаваться такие политические действия, кото-

рые ориентированы на базовые ценности гражданских свобод и правового равенства всех участников межэтнического взаимодействия, реализуемых в соответствии с совместно разработанными программами.

Теоретико-методологические основания исследования

Интеграция мигрантов традиционно рассматривается в научной литературе в структурном аспекте как их востребованность на рынке труда, включенность в системы образования и социального обеспечения, освоения культуры и языка принимающего сообщества. Однако принимающее сообщество также несет ответственность за интеграцию мигрантов. В первую очередь это касается региональных органов власти, правоохранительных и правоприменительных структур, а также населения, проживающего на этой территории. Только при наличии соблюдения прав и свобод мигрантов у них появляется «возможность участвовать в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни», на основе которой возможно формирование уважительного отношения к «фундаментальным нормам и ценностям принимающей страны и активное участие в процессе интеграции без потери своей собственной идентичности» (Мукомель, 2013. С. 3).

Поэтому целесообразно использовать системный подход, который позволит выявить общесистемные предпосылки интеграции мигрантов, а также последовательность фаз этого процесса: легализацию правовых норм, регулирующих статус мигрантов; социального контроля их действий; легитимацию взаимодействия всех акторов процесса интеграции -органов государственной власти и муниципального управления, правоохранительных и специализированных структур по работе с мигрантами, работодателей, НКА, руководителей диаспор. Именно эффективное взаимодействие этих акторов может обеспечить интеграцию мигрантов, следствием которой является гармонизация межэтнических отношений как укрепление гражданского единства на основе приверженности и признания значимости ценностей многонационального российского общества. Только соответствующая политика может признаваться мигрантами и принимающим сообществом как справедливая, поскольку основывается на представлении о равенстве субъектов.

Результаты исследования

Общесистемной предпосылкой интеграции мигрантов в целях гармонизации межэтнических отношений являются принципы миграционной политики. Однако с начала 2000-х гг. остается неясным, направлена ли она на решение демографической проблемы за счет будущих граждан

или развитие экономики за счет временно прибывающих мигрантов? В СССР по отношению к внутренним мигрантам и иммигрантам осуществлялась культурная политика, чтобы они жили и развивались в России: в первую очередь она предполагала обучение русскому языку как основному условию адаптации, которому также способствовало дисперсное расселение; обеспечение прав и свобод внутренних мигрантов и иммигрантов, включая социальную защиту; получение образования с персонифицированным подходом, учитывающим индивидуальные особенности адаптации и интеграции; распределение внутренних мигрантов по отдельным территориям с учетом народно-хозяйственных интересов государства и их индивидуальных возможностей интеграции.

С середины 90-х гг. по настоящее время права мигрантов регламентируются как временно пребывающих на территории России. Это преимущественно мигранты из Средней Азии, которые в силу ограниченности знания языка и низкой квалификации труда попадают в ситуацию культурной исключённости из жизни местного сообщества. Их компактное проживание, связанное с условиями труда, способствует воспроизводству прежнего уклада жизни и сохранению своей этнической идентичности в ущерб гражданской. Большинство из этих мигрантов только адаптируются, т. е. приспосабливаются к стихийно возникающей ситуации, связанной с рыком труда и сохраняющимся стилем жизни. В результате принимающее сообщество воспринимает их как дешёвую рабочую силу, временно пребывающую на территории региона и не способную интегрироваться в силу культурных ограничений, что ведет к эрозии социальных отношений, норм и ценностей. Результаты проведенного в 2021 г. социологического исследования в 5 регионах Юга России1 показали, что в общей сложности 40,9 % видят необходимость в мигрантах в связи с низкой оплатой их труда и с тем, что местные жители не готовы выполнять некоторые виды работ (рис. 1).

Особенно высока доля таких оценок в Республике Крым, Ростовской области и Краснодарском крае, что объясняется активными миграционными процессами в данных регионах и остротой восприятия отношений между мигрантами и местным населением. Так, среднее значение

1 Анализ построен на эмпирических данных, собранных методом анкетного опроса в 5 субъектах Юга России. Объем выборки составил N=2821. Выборка исследования - стратифицированная, с выделением квот внутри этнических групп по ключевым параметрам: местность проживания (городская, сельская), пол и возраст (начиная с 18 лет). Доверительная вероятность - 90 %; доверительный интервал - 7 %. Статистическая обработка и анализ эмпирической информации проводились с применением программы SPSS, версия 26.0. Исследование было проведено в городах и сельских районах в соответствии с расчётными показателями: 41,9 % относятся к городскому населению и 58,1 % - к сельскому, что соответствует статистическим показателям распределения населения в выбранных регионах. В исследовании приняли участие 48,4 % мужчин и 51,6 % женщин.

отношения местного населения к мигрантам в Ростовской области составляет 4,73, в Краснодарском крае - 6,65 при средних значениях по всей выборке 6,5. В остальных регионах зафиксировано более положительное отношение к мигрантам - на уровне средних значений 7,0-7,2.

Местные жители не хотят выполнять некоторые виды работ

16,5

19,5

Низкая оплата труда мигрантов

10 15 20 25 30 35 40 45

50

Ростовская область Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская Республика

Республика Крым Краснодарский край

Рис. 1. Представления населения Юга России о причинах необходимости в мигрантах в зависимости от региона проживания, Юг России, 2021 г., %

Кроме того, миграционная политика исключает условия для привлечения квалифицированных мигрантов и иммигрантов из других стран, например, из Индии или Китая для развития высоких технологий, способствующих экономическому росту страны. Как считают эксперты, «долгое время Россия воспринимала приезжих как временных, а должна распахнуть объятья, чтобы мигранты жили и развивались» (Варшавер, 2019).

Интеграция мигрантов и гармонизация межэтнических отношений возможны в случае эффективности их нормативно-правового регулирования. Именно оно предусматривает соответствие миграционного законодательства потребностям социально-экономического и демографического развития общества. В настоящее время эксперты и аналитики критически относятся к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 и его изменениям1. Они обращают внимание на важность «кодификации норма-

1 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. -

0

5

тивно-правового обеспечения миграционных процессов в рамках кодекса законов о миграции... Необходимо регулярно совершенствовать и вносить поправки в российское трудовое, налоговое и гражданское законодательство с целью защиты трудовых и социальных прав российских и зарубежных работников» (Шичкин, 2018. С. 40).

Наибольшее количество споров среди экспертов вызывают проблемы, связанные с правовым статусом мигрантов. В первую очередь это касается упрощения процедур, связанных с оформлением документов на временное проживание и патента на право трудовой деятельности: предлагается перейти к долгосрочным контрактам с мигрантами и территориально расширить возможности их деятельности. Так, эксперты отмечают, что мигранту «для того, чтобы приступить к работе в другом регионе или по другой специальности, необходимо оформить новый патент. Это требует времени и денег и существенно осложняет и замедляет "встречу" спроса и предложения на рынке труда. Вместе с тем ситуация нехватки рабочих рук сейчас, в частности, характеризует некоторые сельхозпредприятия, которые традиционно привлекали сезонных работников из-за границы» (Варшавер, 2021).

Эффективность нормативно-правового регулирования интеграции мигрантов также напрямую связана с контролем за их деятельностью и соблюдением конвенциональных норм пребывания на территории принимающего сообщества. С одной стороны, карающая сила контроля направлена на мигрантов за незаконное пересечение границы РФ, трудоустройство без патента и отсутствие документов на временное проживание. С другой стороны, осуществляется проверка труда мигрантов, соблюдение трудового законодательства и техники безопасности, ответственность за это несут работодатели, а в случаях привлечения к работе нелегальных мигрантов, они оплачивают штраф, чей размер из года в год постоянно увеличивается. Соответственно, обоюдная ответственность предполагает карающие санкции за нарушения норм миграционного законодательства, что способствует его соблюдению.

Однако, как отмечают исследователи, низкая квалификация мигрантов порождает низкую оплату их труда в соответствующих условиях, что ведет к деформациям на рынке труда и вызывает недовольство местного сообщества. В связи с этим возникает вопрос, какие принципы миграционной политики, направления, способы ее реализации и организационные меры будут признаваться мигрантами и принимающим сообществом социально значимыми и справедливыми?

URL: https://legalacts.ru/doc/115_FZ-o-pravovom-polozhenii-inostrannyh-grazhdan-v-rossijskoj-federacii/_(дата

обращения: 13.08.2022).

Эксперты предлагают «изменить парадигму миграционной политики, целью которой должно стать использование миграции для социально-экономического развития страны» (Поставнин, 2017. С. 76). Достичь этого возможно благодаря созданию благоприятных условий для осуществления экономической деятельности мигрантами: оформление патента должно быть доступным для мигранта, стоимость его - адекватной, действие патента не должно ограничиваться одним регионом и сопровождаться оформлением полиса медицинского страхования. Единственным условием для мигрантов является знание русского языка. Практики и аналитики предлагают такие крайние меры, как упрощение процедуры получения гражданства в России мигрантами по аналогии с соотечественниками, выплату пособия по безработице и т. д. (Варшавер, 2021). Подобная миграционная политика возможна при «внедрении организованного привлечения иностранной рабочей силы, поскольку требуется тесное взаимодействие государственных и негосударственных структур на межстрановом уровне» (Поставнин, 2017. С. 77).

Следовательно, эксперты, практики и аналитики предлагают перейти от ситуативной миграционной политики к программно-целевому методу ее реализации во всей стране. В этом случае показателен опыт ФРГ, направленный на формирование гражданской идентичности. Он включает мониторинг межэтнических отношений федеральными органами власти, финансовую поддержку программ гармонизации межэтнических отношений региональными органами власти и частными организациями. Эти программы «включают структурную интеграцию (охватывающую развитие образования и трудовую занятость этнических групп и отрицающую все виды и формы дискриминации), социальную интеграцию (развитие социальных контактов, членства в общественных объединениях) и культурную интеграцию, достигаемую межкультурным диалогом» (Имплементация зарубежных моделей ... , 2016. С. 269-279). Едва ли подобный опыт может быть апробирован в России, поскольку он ориентирован на селективную иммиграцию при жесткой правовой регламентации трудовой миграции.

ТЛ С С _

В качестве достоинств американской миграционной политики эксперты выделяют опыт программ социальной защиты мигрантов (обеспечение жильем, доступ к образованию и создание благоприятных условий труда), которые разрабатываются региональными органами власти совместно с общественными объединениями. Однако это стало возможным при наличии антидискриминационного законодательства и судебного контроля, что позволило преодолеть ксенофобию, осуществлять «борьбу с расовой сегрегацией посредством четырех институтов: Верховного су-

да, армии, спорта и шоу-бизнеса» (Мукомель, 2013. С. 14). При этом актуальной остается проблема оппозиции правового равенства этнических меньшинств и мигрантов, которую никак не удается решить. Следовательно, позитивной практикой американской миграционной политики является диалог общественных объединений и диаспор с региональными органами власти, а также неформальные практики гражданской поддержки. Но они эффективны в случаях судебной защиты прав мигрантов в соответствии с антидискриминационным законодательством.

Итак, анализ зарубежных моделей миграционной политики по гармонизации межэтнических отношений и интеграции мигрантов показывает, что он в ограниченной мере может использоваться в России. Однако существующая длительное время в стране практика исключительно правового контроля миграции также оказывается неэффективной, поскольку не может сдерживать рост нелегальной миграции. Безусловно, в сложившейся экономической ситуации, когда потоки мигрантов из других стран возрастают, важен переход от ситуативной миграционной политики к программно-целевому методу ее регулирования, но не на уровне страны, а на уровне макрорегионов или регионов-реципиентов, принимающих зарубежных мигрантов.

Юг России всегда был привлекательным для внутренних и внешних мигрантов в силу толерантного отношения населения к представителям различных этнических групп и других национальностей, благоприятных природных условий и постоянно развивающейся инфраструктуры, гарантирующей большое количество рабочих мест.

При оценке форм поведения, характерных для мигрантов, по положительной шкале поведенческих практик население выделяет следующие: активная деятельность, предприимчивость очевидна 50 % опрошенных; крепкие дружеские связи, взаимопомощь, взаимовыручка, присущи мигрантам, по мнению 46,4 % респондентов. По негативной шкале население в первую очередь отмечает создание конкуренции на рынке труда, вывоз денег из России (48,5 %), остальные формы поведения оцениваются на уровне 19,0-36,5 %.

По вопросу общественно полезного вклада мигрантов в местное сообщество позиция населения в регионах Юга России не сформирована, так как более трети (36,6 %) затруднились с ответом на данный вопрос, треть (34,8 %) дает положительную оценку и 28,6 % опрошенных -негативную.

Данный показатель общественного сознания актуализирует необходимость формирования положительного образа мигранта институциональными структурами со стороны российского общества, а со стороны

мигрантов - соблюдения законов, норм и правил повседневного поведения страны пребывания, что соответствует ожиданиям более 60 % населения регионов Юга России. В ряде регионов (Республика Крым, Республика Калмыкия) данный показатель выше среднего значения по выборке и составляет 72,0-75,0 %. Запрос на формирование положительного образа мигранта в СМИ выше средних значений в Ростовской области и Карачаево-Черкесской Республике (рис. 2).

Соблюдение мигрантами норм и правил поведения в общественных местах

Знание и соблюдение мигрантами законов РФ

0 10 20 30 40 50 60 70 80

■ Ростовская область ■ Республика Крым

■ Республика Калмыкия ■ Краснодарский край

■ Карачаево-Черкесская Республика

Рис. 2. Запрос со стороны местного населения на знание и соблюдение мигрантами законов РФ и правил поведения в общественных местах в зависимости от региона проживания, Юг России, 2021 г., %

Поэтому проблема правового регулирования и контроля миграционных потоков здесь стоит наиболее остро. Для этого, помимо структур миграционного контроля при МВД России, осуществляющих надзор за соблюдением положений миграционного законодательства, были открыты миграционные центры. Они были организованы, чтобы «оказывать мигрантам содействие в получении патентов на работу, прохождении тестирования на знание русского языка, истории и культуры РФ, устройстве на работу, оформлении разрешения на временное проживание, видов на жительство и гражданства РФ» (Якимов, 2018. С. 44).

В Южном федеральном округе во всех мегаполисах были созданы подобные центры - многофункциональный миграционный центр в городе Краснодаре, «Мигрант», миграционный центр в Волгограде, Астраханская миграционная трудовая биржа, межведомственный миграцион-

ный центр в Ростове-на-Дону и др. Все эти центры являются преимущественно подведомственными органам власти субъектов Южного федерального округа, но также могут быть коммерческими проектами. Однако задачи последних сводятся к оформлению патентов для легальной занятости мигрантов. Может быть, именно поэтому первые многофункциональные миграционные центры, организованные в городе Москве, были наделены монопольным правом на оформление патентов на работу для иностранных граждан и разрешений на временное проживание, поскольку также занимаются поиском работы для мигрантов, взаимодействием с работодателями. В других субъектах предпочтительной формой организации подобных структур было государственно-частное партнерство, а их деятельность контролировалась соответствующими структурами МВД. Подобные преференции московскому многофункциональному миграционному центру были предоставлены потому, что его основной функцией была адаптация и интеграция мигрантов. Она предполагает набор трудовых мигрантов в их странах путем заключения соглашений с соответствующими миграционными структурами при помощи общественных организаций и диаспор; развитие контактов с работодателями, предоставляющими рабочие места мигрантам; компетентное правовое обеспечение их устройства на работу при разъяснении их прав и обязанностей; проведение информационных кампаний по правовому информированию мигрантов.

В Южном федеральном округе адаптацией мигрантов с последующей возможной их интеграцией занимается краснодарский много функциональный миграционный центр, который заключает соглашения с агентствами по трудовой миграции, расположенными непосредственно в одном из регионов зарубежных государств и в режиме онлайн его руководитель обсуждает возникающие проблемы; организовывает непосредственное взаимодействие с работодателями через посредников - ТПП, профильные департаменты региональной администрации или непосредственное участие; оформляет патент, а также проводит правовое консультирование мигрантов как непосредственно в центре, так и на местах их работы в ходе выездных мероприятий; взаимодействует с представителями общественных культурных организаций для налаживания обратной связи с мигрантами и их информирования. Организации постоянной коммуникации с общественными культурными организациями и диаспорами способствует центр национальных культур, который обеспечивает взаимодействие с национальными сообществами и национально-культурными организациями, диаспорами и землячествами.

Подобные практики будут эффективны, если формирование региональной системы социальной адаптации и интеграции мигрантов будет сопровождаться разработкой и реализацией соответствующих государственных или муниципальных программ. Подобные программы осуществлялись в Санкт-Петербурге и предусматривали направления и мероприятия для поддержания благоприятных межкультурных и межконфессиональных коммуникаций в местном сообществе посредством расширения форм сотрудничества с национально-культурными, религиозными общественными организациями с целью гармонизации межнациональных и межэтнических отношений.

Заключение

Условием гармонизации межэтнических отношений на Юге России является социальная консолидация в сфере межэтнических отношений как диалога и постоянной координации действий региональных, муниципальных органов власти и национально-культурных организаций, а также местного сообщества, мигрантов и этнических общностей. Только такой диалог, основанный на взаимодействии всех перечисленных структур, будет признаваться справедливым, поскольку ориентирован на базовые ценности гражданских свобод и правового равенства всех участников межэтнического взаимодействия. Соответствующая политика признается всеми акторами процесса консолидации как справедливая, поскольку основывается на представлении о равенстве субъектов.

Укрепление гражданского единства актуализирует проблему адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество. В России миграционная политика ориентирована на трудовую миграцию, а не иммиграцию. Интеграция мигрантов в принимающее сообщество подменяется преимущественно стихийной адаптацией в силу временного пребывания на территории России, низкой квалификации труда и культурной исключённостью из жизни населения страны. Это порождает индифферентное или негативное отношение к ним представителей местного сообщества, что воспринимается мигрантами как несправедливое и ведет к эрозии социальных отношений, норм и ценностей.

ТЛ С С ___

В сложившейся экономической ситуации, когда потоки мигрантов из других стран возрастают, важен переход от ситуативной миграционной политики к программно-целевому методу ее регулирования, но не на уровне страны, а на уровне макрорегионов или регионов-реципиентов, принимающих зарубежных мигрантов. В этом случае эффективность нормативно-правового регулирования отношений в сфере миграции зависит не столько от создания кодекса законов о миграции, как полагают

некоторые эксперты, сколько от рамочных федеральных законов, на основе которых целесообразно разрабатывать соответствующую нормативную базу в регионе. Это позволит реализовывать соответствующие региональные или муниципальные программы с целью гармонизации межнациональных и межэтнических отношений и поддержания благоприятных межкультурных и межконфессиональных коммуникаций, как это осуществляется в Москве и Санкт-Петербурге.

По аналогии с городами федерального значения в Южном федеральном округе многофункциональные миграционные центры демонстрируют эффективные практики социальной адаптации и интеграции мигрантов. Они выполняют посредническую функцию, взаимодействуя с работодателями, с одной стороны, а с другой - заключают соглашения с агентствами по трудовой миграции различных стран и тесно взаимодействуют с общественными организациями, диаспорами. В самих центрах осуществляется не только компетентное правовое обеспечение трудоустройства мигрантов, но и консультативная помощь, что позволяет улучшить ситуацию на рынке труда и обеспечить правовую защиту мигрантов. Подобная деятельность признается самими мигрантами социально значимой и справедливой, поскольку обеспечивает защиту их прав.

Литература

Варшавер Е. А. Пандемия ударила по гастарбайтерам // Независимая газета. -2021. - 6 июля. - URL: https://66.ru/news/society/220353/ (дата обращения: 13.08.2022).

Варшавер Е. А. По плану правительства демографию и экономику России должны спасти мигранты. Почему это невозможно // Аналитика. - 2019. - 21 марта. - URL: https://66.ru/news/society/220353 / (дата обращения: 13.08.2022).

Денисова Г. С. Социальная справедливость в сфере межэтнических отношений: необходимость междисциплинарного подхода // Мир науки. Социология. Филология. Культурология. - 2020. - Т. 11, № 4. - С. 25-39. -DOI: 10.15862/27SCSK420. EDN: OZDAMH.

Имплементация зарубежных моделей национальной интеграции, ценностной политики и институциональных практик в сфере межэтнических отношений в российских условиях / Ю. Г. Волков, А. В. Бедрик., К. В. Воденко [и др.]; отв. ред. Ю. Г. Волков. - М. : Социаль-

References

Varshaver E.A. (2021) The pandemic hit the migrant workers // Nezavisimaya Gazeta. -- July 6 - URL:

https://66.ru/news/society/220353 /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Varshaver E.A. (2019) According to the government's plan, the demography and economy of Russia should be saved by migrants. Why is this impossible // Analytics. - March 21. - URL: https://66.ru/news/society/220353 /

Denisova G. S. (2020) Social justice in the field of interethnic relations: the need for an interdisciplinary approach // The world of science. Sociology. Philology. Cultural studies. -Vol. 11, No. 4. - Pp. 25-39. - DOI: 10.15862/27SCSK420.

Implementation of foreign models of national integration, value policy and institutional practices in the field of interethnic relations in Russian conditions (2016) / Yu. G. Volkov, A. V. Bedrick, K. V. Vodenko [et al.]; ed. by Yu. G. Volkov. - M.: Socio-humanitarian knowledge. - 320 p.

Mukomel V. I. (2013) Policy of integra-

но-гуманитарные знания, 2016. - 320 с.

Мукомель В. И. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски: рабочая тетрадь / Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2013. - 34 с. EDN: VPTXGZ.

Поставнин В. Правовое положение мигрантов и его влияние на российский рынок труда / В. Поставнин, Н. Власова // Демографическое обозрение. - 2017. - Т. 4, № 1. - С. 73-82.

Социальная справедливость в сфере межэтнических отношений и укрепления общероссийской идентичности населения Юга России / Ю. Г. Волков, А. В. Бедрик, Н. К. Бинеева, А. В. Верещагина [и др.]; отв. ред. ЮГ. Волков - М.: РУСАЙНС, 2021. - 180 с. EDN: TAIYNN.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». - URL: https:// legalacts.ru/doc/115_FZ-o-pravovom-polozhenii-inostrannyh-grazhdan-v-rossij skoj -federacii/_(дата обращения: 13.08.2022).

Шичкин И. А. Состояние, масштабы и направления снижения неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов в России // Уровень жизни населения регионов России. - 2018. - № 3 (209). - С. 38-44. EDN: SJMWXV.

Якимов А. Н. Адаптация и интеграция мигрантов : сборник эффективных практик. - СПб.: ПСП-фонд, 2018. - 70 с.

tion of migrants in Russia: challenges, potential, risks: workbook / Russian Council for International Affairs (RIAC). - M.: Special Book. - 34 p.

Postavnin V. (2017) The legal status of migrants and its impact on the Russian labor market / V. Postavnin, N. Vlasova // Demographic review. -Vol. 4, № 1. - Pp. 73-82.

Social justice in the sphere of interethnic relations and strengthening of the All-Russian identity of the population of the South of Russia (2021) / Yu. G. Volkov, A. V. Bedrick, N. K. Bineeva, A. V. Vereshchagina [et al.]; ed. Yu. G. Volkov. - Moscow.: RUSAINS. - 180 p.

Federal Law No. 115-FZ of 25.07.2002 (as amended on 14.07.2022) "On the Legal Status of foreign citizens in the Russian Federation". - URL: https://legalacts.ru/doc/115_FZ-o-pravovom-polozhenii-inostrannyh-grazhdan-v-rossij skoj -federacii/

Shichkin I. A. (2018) State, scale and directions of reduction of unstable employment of migrant workers in Russia // Standard of living of the population of the regions of Russia. -No. 3 (209). - Pp. 38-44.

Yakimov A. N. (2018) Adaptation and integration of migrants. Collection of effective practices. - St. Petersburg: PSP-foundation. -70 p.

Для цитирования: Бинеева Н. К. Социальная справедливость в контексте интеграции мигрантов и обеспечении гармонизации межэтнических отношений на Юге России / Н. К.Бинеева, Н. И. Чернобровкина // Гуманитарий Юга России. 2022.4 (56). С. 147-161 Б01 10.18522/2227-8656.2022.4.11 ББК МБОУБИ

Сведения об авторах

Бинеева Наталья Камильевна

Кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения

История статьи:

Поступила в редакцию - 15.08.2022 г. Получена в доработанном виде -31.08.2022 г. Одобрена - 05.09.2022 г.

Information about authors

Natalia K. Bineeva

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology and Re-

Южного федерального университета; директор Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: urfranrostov@gmail.com

gional Studies, Southern Federal University; Director of South Russian Branch of the Federal Center

of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences 344006, Rostov-on-Don, Pushkinskaya st., 160, e-mail: urfranrostov@gmail.com

Чернобровкина Наталья Игоревна

Natalia I. Chernobrovkina

Кандидат философских наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета

344006, г. Ростов-на-Дону,

ул. Пушкинская, 160,

e-mail: nichernobrovkina@sfedu.ru

PhD in Philosophy, Associate Professor of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University

344006, Rostov-on-Don, Pushkinskaya st., 160, e-mail: nichernobrovkina@sfedu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.