А.В. Лубский
доктор философских наук, профессор Южного федерального университета*
А.В. Бедрик
кандидат социологических наук, доцент Южного федерального университета**
А.А. Зайцева
аспирант Южного федерального университета***
Диаспора как фактор и субъект интеграции мигрантов в России и Германии: сравнительный анализ научного дискурса1
Современное общество характеризуется постоянными миграционными потоками в связи с большей мобильностью населения, желанием улучшения условий жизни, переездом на новое место работы, а также затяжными государственными конфликтами, обусловливающими постоянный поток беженцев. Рост числа мигрантов, в свою очередь, вызывает межэтническую напряженность в принимающей стране, которая снижается, с одной стороны, нормативно-силовыми методами, а с другой -стратегиями по интеграции. В современном обществе социальная направленность индивидуальных и коллективных инициатив, реализуемых в области регулирования миграционных процессов, решения проблем мигрантов и принимающих сообществ, вне сферы деятельности государства становится все более необходимой. В качестве социальных акторов в данной сфере могут выступать институты гражданского общества («третий сектор»), предприятия и учреждения в части их корпоративной политики в отношении мигрантов, местные сообщества, неформальные сети социальной поддержки, в том числе диаспоры. С одной стороны, диаспоры должны принимать активное участие в национальной политике государства, способствовать «амортизации» культурного шока мигрантов, принятию мигрантов в новое социальное окружение. С другой - диаспора должна быть ответственна за формирование граждан-
* Лубский Анатолий Владимирович, e-mail: n_lav@mail.ru
** Бедрик Андрей Владимирович, e-mail: abedrik@bk.ru
*** Зайцева Анастасия Андреевна, e-mail: nas89043419793@mail.ru
1 Статья выполнена в рамках проекта РГНФ № 16-33-00030 «Антропотоки и этнические диаспоры: социальные практики взаимодействия, особенности коллективных идентичностей и национальная безопасность в странах со сложной этнокультурной структурой (Россия и Германия)».
ской идентичности и сохранение национальной культуры мигрантов в условиях проживания в новом регионе1. Влияние диаспор на успешную интеграцию мигрантов недостаточно изучено в современной научной литературе, как в отечественной, так и в немецкой. Таким образом, цель данной статьи - рассмотреть отечественную и немецкую литературу на предмет влияния диаспор на социальную адаптацию и интеграцию мигрантов в России и Германии.
На сегодняшний день термину «диаспора» присуща большая доля методологической и терминологической неопределенности2. На основе более ранних работ под диаспорой следует понимать «этнически однородное меньшинство, проживающее за пределами своей исторической родины или этнического ядра и характеризующееся групповой сплоченностью, которое воплощено в национально-культурные формы объединения»3. Диаспорой является далеко не любая демографическая совокупность этнического меньшинства, а лишь та, которая характеризуется высоким уровнем групповой интегрированности, что выражается в анклавной локализации, организационно-правовой институционализа-ции, выражающейся в форме общественной организации или национально-культурной автономии, или в групповых практиках на основе общей этнокультурной самоидентификации4.
В отечественной литературе существует немного работ, посвященных роли диаспор в адаптации и интеграции прибывших мигрантов в принимающее сообщество. По мнению Т.Ф. Аносовой и С.С. Кирилюк, диаспора является наиболее оптимальной формой адаптации мигрантов. Она как локальное, вариативное, нежёсткое в требованиях к отдельному индивиду социальное образование может обеспечить мигранту экзистенциальную стабильность на время адаптации в новой культурной среде, т. е. исполнить роль гипсовой повязки для травмированной сменой идентификации личности5. Активная деятельность диаспор помогает существенно снизить потенциальное давление протестных движений и градус социального недовольства. Процесс адаптации означает не только приспособление диаспор к иноэтническому окружению, но также определенную реакцию самого большинства.
На транснациональном уровне проводником позитивных интеграционных установок мигрантов зачастую также выступает диаспора, ре-
1 Бедрик А.В., Сериков А.В. Классические европейские диаспоры Ростовской области: социальные практики воспроизводства идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. Ре-гионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 4. С. 54.
2 Лубский А.В., Сериков А.В., Терещенко А.А. Функциональная роль диаспор и потенциал интеграции мигрантов (на примере Ростовской области) // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. 2016. № 11. С. 52.
3 Бедрик А.В., Стукалова Д.Н., Терещенко А.А. Социально-правовой статус диаспоры в современном российском обществе: региональный ракурс // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 65.
4 Там же. С. 63.
5 Аносова Т.Ф., Кирилюк С.С. Диаспора оптимальная форма адаптации мигрантов // Вестник ЧелГУ. 2005. № 1. С. 64.
сурсы которой могут быть использованы для неформальной защиты мигрантов, разъяснения требований и основных положений российского миграционного законодательства и т. д. В процессе взаимодействия с мигрантами диаспоры, выступающие в роли проверенных и надежных посредников, информируют их об особенностях пребывания в выбранном регионе, возможных рисках, угрозах и способах их минимизации, преодоления. Тем самым они опосредованно выполняют для иностранных работников роль своеобразных социальных интеграторов, содействующих успешной адаптации и интеграции мигрантов. По мнению В.И. Дятлова, все большее значение приобретает диаспорализация -формирование мигрантами сообществ с развитыми и эффективно действующими экономическими и социальными сетями, механизмами взаимной поддержки и кооперации. Диаспоральность, общинность, сети и отношения, выстроенные на основе формальных и неформальных связей, основанных на общности исхода с исторической родины, становятся важнейшим ресурсом адаптации и экономического успеха мигрантов1.
По мнению Н.А. Ткачевой и М.Л. Белоножко, в процессе адаптации новых мигрантов участвуют как отдельные индивиды, так и группы мигрантов, в том числе культурно-национальные общности, диаспораль-ные сообщества, а также принимающее общество на всех уровнях функционирования. По сути, речь идет об адаптивном взаимодействии прибывающих и принимающей стороны2. В исследовании А.В. Лубского, А.В. Серикова и А.А. Терещенко отмечается, что основными задачами диаспор являются: а) предотвращение межнациональных конфликтов; б) улучшение взаимопонимания между представителями разных народов; в) формирование у представителей разных народов общей гражданской идентичности3. Е.Л. Трофимова выделяет несколько иные функции диаспор: 1) формирование и сохранение этнического самосознания и этнической идентификации; 2) помощь в поиске работы и профессиональной реализации; 3) содействие адаптации представителей диаспоры в новом этносе в иноэтничной среде; 4) поддержка и защита социально-экономических прав мигрантов; 5) выдвижение коллективных целей в качестве посредника между государством и мигрантами; 6) предупреждение ассимилятивных процессов; 7) воспитание подрастающего поколения4. Таким образом, одна из главных функций диаспоры - адаптация и интеграция мигрантов. Основная задача здесь сводится к тому, чтобы наладить быстрое выстраивание социальных связей мигранта с
1 Дятлов В.И. Адаптация мигрантов к современному российскому обществу: стратегия диаспорали-зации [Электронный ресурс] // Центр миграционных исследований. URL: http://www.migrocenter.ru/ con-ferences-ekaterinburg-m_ekaterinburg03 (дата обращения: 16.07.2017).
2 Ткачева Н.А., Белоножко М.Л. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства. Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. С. 39.
3 Лубский А.В., Сериков А.В., Терещенко А.А. Функциональная роль диаспор и потенциал интеграции мигрантов (на примере Ростовской области). С. 53.
4 Трофимова Е.Л. Влияние диаспор на развитие межэтнических отношений // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 51.
принимающим сообществом посредством диаспоры. Своевременная помощь в процессе адаптации играет важную роль для обеих сторон, как для прибывающей, так и принимающей. Социальная функция этнических диаспор заключается в том, что они предоставляют мигрантам механизмы для разрешения их проблем и стремятся сохранить стабильность принимающего общества. По мнению Т.В. Скляровой, Е.А. Айропетяна, немаловажно, что среди мигрантов могут находиться люди, имевшие на родине высокий общественный, политический или экономический статус, и их вливание в национальную диаспору еще более укрепит и повысит её значимость. В связи с этим особое место занимает психологическая помощь, оказываемая диаспорой своим соотечественникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации1. Поскольку интеграция человека или группы людей в новую этническую среду сопровождается приобретением навыков и умений в различных сферах деятельности, а также усвоением норм и моральных ценностей, принятых в данной среде. И.В. Залитайло, продолжая рассматривать адаптационную функцию диаспоры в постсоветское время, выделяет бытовую, психологическую, социально-экономическую, социокультурную адаптацию. Последняя представляется как процесс вхождения отдельного человека или группы в иноэтничную среду, сопровождающийся приобретением навыков, умений в различных сферах деятельности, а также усвоением ценностей, норм той группы, где человек работает или учится, и принятием их для создания новой линии поведения в данной среде2. Адаптационная функция имеет две взаимосвязанные направленности: внутреннюю и внешнюю. То есть адаптация этнических мигрантов осуществляется в рамках диаспоры, и в то же время велико значение диаспоры как принимающей стороны своих соотечественников извне. Формальные и неформальные структуры и организации (диаспоры) поддерживают соотечественников, способствуют решению проблем с жильем, работой, натурализацией. Они помогают иностранцу не чувствовать себя совсем чужеродным элементом вне родины.
Согласно А.М. Халбаевой, активное сотрудничество государства с диаспорами представляет собой эффективный механизм информирования о легальном трудоустройстве, что может привести к снижению отрицательных последствий от незаконной миграции. Таким образом, диаспоры необходимо привлекать к политическому управлению миграцией, при этом стремясь аккумулировать позитивный эффект мягкого воздействия диаспор на потенциальных и реальных мигрантов3. Она приводит
1 Склярова Т.В., Айропетян Е.А. Проблемы адаптации представителей армянской диаспоры города Саратова // Идентичность и миграция в меняющемся мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы Междунар. междисципл. конф., г. Екатеринбург, 10-11 апреля 2015 г. Екатеринбург, 2015. С. 340.
2 Залитайло И.В. Природа этнонациональных диаспор и диаспоральных образований // Аналитика культурологии. 2009. № 13. С. 196.
3 Халбаева А.М. Политическое управление миграционными процессами в современной России: опыт, тенденции, риски : дис. ... канд. полит. наук. М., 2015. С. 136.
собственные показатели наличия инфраструктуры для интеграции и адаптации мигрантов, где диаспоры так же играют важнейшую роль: 1) количество многофункциональных центров для мигрантов; 2) количество региональных и локальных неправительственных организаций, работающих с мигрантами; 3) наличие представителей различных диаспор в регионе и отдельных филиалов диаспоральных организаций (% от числа населения, % от числа мигрантов); 4) количество структур (государственные, неправительственные, религиозные и т. д.), на базе которых мигранты могут изучить русский язык1.
Несмотря на столь положительную оценку экспертов, роль диаспоры в процессе адаптации и интеграции мигрантов обладает значительными противоречиями. Во-первых, настороженное отношение населения региона к мигрантам способствует консолидации диаспоральных сообществ. В результате становятся более заметными культурные барьеры между коренными жителями и переселенцами последнего десятилетия2. Многие диаспоры могут проявлять деструктивность своей деятельности через стремление к чрезмерной автономности, социальному дистанцированию, формированию сверхпозитивных стереотипов о своем этносе, этноцентризму, что приводит к негативному отношению аутгрупп, слишком пассионарному поведению в экономической сфере, проявляющемуся в стремлении закрепиться путем приобретения разнообразной собственности, поддержке нелегальных социальных практик3. Закрытость диаспоральных сообществ, слабовыраженное желание интегрироваться в принимающее сообщество, этнофобии формируют ситуацию этнического дискомфорта, который детерминирует неприятие этнических мигрантов4. В ряде случаев диаспоры формируют негативные интеграционные, что ведет к образованию этнических анклавов, предоставлению мигрантам обширного спектра различных услуг по заведомо завышенным тарифам, трудоустройству к работодателям, практикующим принудительный труд и обман мигрантов и т. д. Такую деятельность необходимо пресекать на государственном уровне с использованием силового ресурса правоохранительных органов. Более того, существуют довольно радикальные взгляды на данный аспект. По мнению руководителя управления по труду А.М. Домнича, «нет необходимости в участии диаспор этнических сообществ в регулировании внешней трудовой миграции, так как этнические сообщества замедляют процесс ассимиляции мигрантов в российском обществе. "Диаспоризация" не способствует интеграции приезжих в общество. Однако трудовые ми-
1 Халбаева А.М. Политическое управление миграционными процессами в современной России: опыт, тенденции, риски. С. 156.
2 Ткачева Н.А. Социологическая концепция миграционной политики региона в системе национальной безопасности : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2011. С. 28.
3 Трофимова Е.Л. Влияние диаспор на развитие межэтнических отношений. С. 52.
4 Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности [Электронный ресурс] // Экономика. Социология. Менеджмент. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/ 271/829/1219/010-PETROV_V.N.pdf (дата обращения: 16.07.2017).
гранты ориентированы на диаспоризацию»1. Таким образом, необходимо использовать ресурс диаспор и мигрантских сетей, но в разумных пределах, стараясь предотвратить культурную изоляцию иностранцев, значительную роль в этом могут сыграть государство и институты гражданского общества2.
Во-вторых, ряд сложных проблем связан со спецификой диаспо-ральных стратегий интеграции мигрантов в принимающее общество. Следствием такой ситуации является то, что количество преступлений против мигрантов в области значительно больше, чем преступлений, совершенных мигрантами. Подобному развитию ситуации способствуют и диаспоральные стратегии адаптации мигрантов, создание институтов этнических диаспор, которые помогают адаптироваться иностранцам, желающим остаться на постоянное место жительства, но при этом дистанцируют их от принимающего общества3. В-третьих, иммиграция зачастую воспринимается в массовом сознании через призму межэтнических отношений. С.В. Рязанцев отмечает, что в русских регионах Юга России люди не дифференцируют население на основании этнической принадлежности на титульное и нетитульное. Однако, как только состав любой этнической диаспоры количественно и качественно укрепляется, это вызывает напряженность в отношениях между диаспорой и местным населением4. В-четвертых, диаспоры, являясь социальным капиталом для потенциальных мигрантов, представляют собой механизм самоподдержания миграционных потоков и превращения их в цепную реакцию. Это является также одной из причин широкого распространения нелегальной иммиграции, когда связи с этнической родиной облегчают начальный этап миграции. В-пятых, далеко не все диаспоры обладают институтами социальной адаптации в принципе, не все достаточно сильны и влиятельны среди мигрантов, чтобы серьезно влиять на их выбор стратегии социального поведения в принимающем сообществе. В-шестых, представители диаспор зачастую преследуют довольно корыстные цели по отношению к ней. Значительная часть общины (прежде всего молодежь) использует свою этническую идентичность и вовлеченность в деятельность официальных диаспорных структур как канал социальной и миграционной мобильности5. Другие ее члены воспринимают ее не как институт гражданского общества, а как организацию этническо-
1 Дятлов В.И. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. С. 200.
2 Халбаева А.М. Политическое управление миграционными процессами в современной России: опыт, тенденции,риски. С.122.
3 Савоскул М.С. Стратегии адаптации этнических мигрантов в локальных сообществах // Мониторинг. 2011. № 5 (105). С. 105.
4 Дятлов В.И., Рязанцев С.В. Стабильность и конфликт в российском приграничье. Этнополитические процессы в Сибири и на Кавказе. М. : Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2005. С. 277.
5 Селицкий А.И. Поляки на Кубани: исторические очерки. Краснодар : КубГУ, 2008. С. 92.
го предпринимательства1. В-седьмых, по мнению некоторых экспертов, диаспора, которая традиционно является для органов государственной и муниципальной власти инструментом по разрешению межэтнических конфликтов и инкорпорированию новых переселенцев, последнее время утрачивает свою функциональную эффективность2.
В немецком научном дискурсе также отсутствует единство в определении термина «диаспора». Предлагаются самые различные его вариации, в зависимости от того, представитель какой дисциплины предлагает содержание термина, а также какие исследовательские задачи он решает. На электронном ресурсе NeusWort дается два определения понятия: диаспора - это этническая или конфессиональная группа, члены которой проживают в большой части мира и представляют собой этническое или конфессиональное меньшинство в других культурах. И диаспорой также называют ограниченную область, где проживают члены такого меньшинства. Р. Майер в работе Diaspora. Eine kritische Begriffbestimmung («Диаспора. Критическое определение понятия») пишет о вынужденном переезде, и для нее диаспора - сообщество, распространившееся благодаря выселению или эмиграции из страны происхождения в как минимум два других региона. В работе К. Зейнуни Diaspora zwischen den Stühlen («Диаспора между двумя стульями») диаспора представляет собой особую культурную форму объединения мигрантов и не может быть определена как просто часть нации, проживающая за границей. Однако всегда предпринимаются попытки вывести наиболее обобщенное определение этого термина. Так, диаспора - это прежде всего коллективность, некое сообщество, для членов диаспоры более характерна добровольность, члены диаспоры сохраняют тесную эмоциональную связь со страной происхождения, однако свое пребывание вне родины не рассматривают как временное. Это, в свою очередь, порождает так называемую гибридную (двойную) идентичность, которая возникает в результате двойственного влияния: с одной стороны, это сильная связь членов диаспоры с историческими, религиозными, культурными, лингвистическими, национальными и прочими корнями, с другой - это многообразное влияние принимающего общества3.
Диаспоры играют большую роль в регуляции миграционных потоков современной ФРГ. Е.Н. Чичкова и О.Ю. Семенов выделяют два основных механизма, посредством которых диаспоры влияют на формирование и направление миграции: поддержание цепной миграции и развитие стран происхождения путем денежных переводов, инвестиций и
1 Бедрик А.В., Сериков А.В. Классические европейские диаспоры Ростовской области: социальные практики воспроизводства идентичности. С. 56.
2 Сериков А.В., Терещенко А.А. Представления об этнических диаспорах в Германии // Социально-гуманитарные знания.2016. № 7. С. 142.
3 Там же. С. 145.
передачи навыков1. Однако, по мнению германоведов, эффекты функционирования диаспор в Германии порой противоречивы: «С одной стороны, сильный институт диаспоры в виде организованных и скоординированных между собой ассоциаций может стать помощником государства в продвижении общих целей: повышении уровня образования, занятости и лояльности членов мигрантского сообщества. Высокая степень организации диаспоры также способствует ее более активному участию в судьбе соотечественников и, как следствие, целям долгосрочного развития стран происхождения и потенциальному снижению оттока из них мигрантов. С другой стороны, чем сильнее диаспора, тем большее влияние она оказывает на регулирование жизни своих членов и тем в большей степени она противопоставляет свою общину принимающему обществу ФРГ»2.
Основной целью организаций мигрантов являются признание в качестве посредника между диаспорой и государством, а также приобщение к общей деятельности в местном сообществе. Действительно, общественные организации представляют собой элемент гражданского общества, через которые гражданам государства, в частности, мигрантам, проще добиваться реализации своих интересов или интересов сообщества, обращать на себя внимание СМИ, участвовать в общественно-политической жизни. С другой стороны, члены диаспор хотят, чтобы была сформирована грамотная политика интеграции (муниципального, государственного и федерального уровней), и они готовы брать на себя ответственность для реализации целей диаспоры. На юридическом уровне они готовы квалифицировать и утверждать свою работу, предложения и услуги, а также сформировать службу контроля и создать профессиональную структуру членов организации.
Немецкие исследователи, так же как и отечественные, дискутируют о роли диаспоры в процессах интеграции мигрантов. У. Хангер оценивает положительно данный процесс, так как диаспоры дают надежность и ориентацию приезжим «в первой фазе переселения и могут действовать в качестве посредника для адаптации в повседневности, а позже также в качестве представления интересов»3. С другой стороны, К. Дил, Дж. Урбан и Х. Эссер видят в такой функции первоначально сегрегирующую силу и приводят в пример формирование и укрепление так называемых параллельных обществ как возможный и нежелательный результат для немецкого общества. Существование организаций мигрантов оценивается как «тупик для интеграции», так как они содействуют только взаи-
1 Чичкова Е.Н., Семенов О.Ю. Влияние диаспор на разработку и осуществление германской иммиграционной политики // Международные отношения. Политология. Регионоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 299.
2 Там же.
3 Hunger U. Wissenschaftliches Gutachten im Auftrag des Sachverständigenrates für Zuwanderung und Integration des Bundesministeriums des Innern der Bundesrepublik Deutschland zur Frage „Wie können Mig-rantenselbstorganisationen den Integrationsprozess betreuen?" Osnabrück : Institut für Migrationsforschung und Interkulturelle Studien (IMIS), 2004. S. 23.
модействию мигрантов в пределах ее соответствующей группы, что тормозит процессы взаимодействия с принимающим обществом1.
В работе Migrantenorganisationen. Engagement, Transnational^ und Integration Д. Транхард пишет, что организации мигрантов образуют мосты между иммигрантами и их семьями и местным населением. Они могут быть важными акторами интеграции. Это касается, к примеру, вопросов овладения языком, гражданских обязательств, посещения детских учреждений и родительского участия. Они могут способствовать решению проблем местного сообщества, которые связаны с мигрантами. Поэтому правильно, если союз, страны, коммуны и негосударственные акторы приобщают к интеграции приезжих2. Мигранты считаются успешно интегрированными, если больше не имеется значительного различия между позициями в социальной структуре их и местных жителей3.
Так, например, согласно исследованию, большинство организаций африканских диаспор в Германии активны в области взаимопомощи соотечественникам, интеграции и культурной работы, они проводят эволюционные проекты или действуют как партия, политические союзы, студенческие организации или религиозные общности. Исследователи подчеркивают не ассимиляционный, а интеграционный характер процессов. Р. Нествогель называет этот процесс созданием композиционной культуры, который обозначает включение культурной практики иммигрировавших меньшинств в культуру большинства. В исследовании проявилась очень высокая готовность к общественному участию и интеграции, связанная с конкретными представлениями, какие предпосылки необходимы для этого (в рамках закона, организации и общества в целом). Наряду с недостатком курсов немецкого языка не хватает, с их точки зрения, прежде всего гражданского, социального и культурного равноправия как предпосылки интеграции, а также принятия сообществом как основы для идентификации себя большинством4.
Несмотря на формальное и реальное наличие институциональных практик регулирования межэтнических отношений, в Германии до сих пор остро стоит проблема интеграции мигрантов, особенно мусульманских общин и диаспор, в немецкое общество. Программы и современное законодательство ожидаемых результатов не приносят. Среди барьеров эффективной интеграции выделяются низкий образовательный уровень иммигрантов, обособленность этнокультурных меньшинств, слабое вла-
1 Diehl C., Urban J. und Esser H. Die soziale und politische Partizipation von Zuwanderern in der Bundesrepublik Deutschland. Bonnя: Friedrich-Ebert-Stiftung, 1998. S. 45.
2 Thränhardt D. Migrantenorganisationen. Engagement, Transnationalität und Integration [Электронный ресурс] // Discurs. URL: http://library.fes.de/pdf-files/wiso/10092.pdf (дата обращения: 16.07.2017).
3 Baraulina T, Bommes M., El-Cherkeh T., Daume H., Vadean F. Ägyptische, afghanische und serbische Diasporagemeinden in Deutschland und ihre Beiträge zur Entwicklung ihrer Herkunftsländer [Электронный ресурс] // EconStop. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/48185/1/664109055.pdf (дата обращения: 16.07.2017).
4 Nestvogel R. Integrationsverständnisse von Afrikanerinnen in Deutschland // IMIS Beiträge. 2006. № 30. S. 70.
дение немецким языком на бытовом уровне1. В немецком общественном дискурсе о миграциях и иммиграциях вопрос о том, чего на самом деле хотят самостоятельные организации, открыт. Администрации, ассоциации, политики, средства массовой информации слабо доверяют этим организациям. Они критикуют их за непрофессионализм и в то же время удовлетворены их работой вопреки общественным стандартам качества. Они выделяют лишь часть вопросов миграции в компетенции организаций, если речь идет, к примеру, о вопросах всего общества.
Подводя итоги, необходимо отметить, что как в отечественной, так и в немецкой научной литературе роль влияния диаспор на процесс адаптации и интеграции носит дискуссионный характер, что подтверждается в том числе в социальных практиках. Одни авторы называют роль диаспор положительной, так как они позволяют мигрантам включаться в незнакомый социум, адаптироваться в экономическом, социальном, правовом смысле, сохраняют стабильность принимающего сообщества, а мигранты - члены диаспор обладают формальной и неформальной защитой благодаря им. Диаспора создает условия для усвоения ценностей, норм, моделей социального поведения на новом месте. С другой стороны, роль диаспор так же оценивается довольно критически. Авторы пишут, что диаспоризация приводит к чрезмерной консолидации, дистанцированию, автономности, этноцентризму, а «эффективная» адаптация и интеграция могут приводить в итоге к неограниченным миграционным потокам. Диаспора становится каналом нелегальной миграции, преступности, экономических мошенничеств. Не все диаспоры являются достаточно влиятельными и сильными для помощи мигрантам, а некоторые исследователи считают диаспоры вовсе неэффективными. Немецкие исследователи отмечают, что интеграция и адаптация мигрантов в рамках диаспор тормозят процессы в принимающем сообществе. Таким образом, диаспора превращается в инструмент, использование которого может как дестабилизировать ситуацию в сфере межкультурной коммуникации и подорвать стабильность поликультурной системы, так и способствовать гармонизации межнациональных отношений и успешной социокультурной интеграции мигрантов в принимающие сообщества2. Это делает функционирование диаспор фактором эффективной адаптации и интеграции мигрантов, а также обеспечения национальной безопасности государства.
1 Творогова С.В. Трансформируя пространство различий. Опыт интеграции этнокультурных меньшинств в Германии // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. XV, № 1 (60). С. 13-18.
2 Лубский А.В., Бедрик А.В., Сериков А.В. Социальный институт диаспоры в контексте обеспечения национальной безопасности // Гуманитарий Юга России. 2016. № 5. С. 65.
Лубский А.В., Бедрик А.В., Зайцева А.А. Диаспора как фактор и субъект интеграции мигрантов в России и Германии: сравнительный анализ научного дискурса. В статье проводится сравнительный анализ изучения роли этнических диаспор в процессах интеграции мигрантов в России и Германии, выделяются базовые подходы к определению понятия «диаспора», ее функции в системе межэтнических отношений. Интеграционный потенциал диаспоры в интеграции мигрантов в России определяется нормативно-правовыми актами государства, в то время как в Германии он реализуется на уровне институтов гражданского общества. Одновременно выделяются группы рисков, связанных с использованием диаспоры в качестве базового субъекта интеграции мигрантов, так как и в России, и в Германии диаспорные стратегии адаптации мигрантов приводили к их изоляции внутри нового социума, не создавали стимулов для межэтнической консолидации.
Ключевые слова: миграция, диаспоры, интеграция мигрантов, межэтнические конфликты, управление миграционными процессами.
Lubsky A.V., Bedrik A.V., Zaytseva A.A. Diaspora as a factor and subject of integration of migrants in Russia and Germany: a comparative analysis of scientific discourse. The article compares the study of the role of ethnic diasporas in the integration of migrants in Russia and Germany, identifies the basic approaches to defining the concept of "diaspora", its functions in the system of interethnic relations. Integration potential of the diaspora in the integration of migrants in Russia is determined by the regulatory legal acts of the state, while in Germany it is implemented at the level of civil society institutions. At the same time, groups of risks associated with the use of the diaspora as the basic subject of integration of migrants are singled out, since both in Russia and in Germany the diaspora adaptation strategies of migrants led to their isolation within the new society did not create incentives for interethnic consolidation.
Keywords: migration, diaspora, integration of migrants, interethnic conflicts, management of migration processes.