Научная статья на тему 'Представления об этнических диаспорах в научном дискурсе в Германии'

Представления об этнических диаспорах в научном дискурсе в Германии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОТОК / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ЭТНИЧЕСКАЯ ДИАСПОРА / ETHNIC DIASPORA / КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / COLLECTIVE IDENTITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ / MIGRANTS' INTEGRATION / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / ANTROPOTOK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сериков Антон Владимирович, Терещенко Анастасия Андреевна

В статье представлен анализ подходов различных немецких ученых к пониманию «этнической диаспоры», авторами рассматриваются современные концепции, которые классифицируют понятие «этнической диаспоры», описывают ее структуру, связь с родиной и роль в адаптации мигрантов. В работе проведена попытка концептуализации проблемы социальной дифференциации диаспоры и систематизации эмпирических данных о процессах миграционного и этносоциального развития стран со сложной этнокультурной структурой населения (на примере Германии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representations about ethnic diasporas in Germany

This article is devoted to the analysis of different German scientists' approaches to understanding the meaning of «ethnic diaspora» is represented, the authors consider modern conceptions that classify the concept «ethnic diaspora», describe its structure, communications with the homeland and role in migrants' adaptation. In this paper an attempt of conceptualization of the problem of diaspora's social differentiation and systematization of empirical data on processes of migration and ethnosocial development of the countries with difficult ethnocultural structure of the population is carried out (on the example of Germany).

Текст научной работы на тему «Представления об этнических диаспорах в научном дискурсе в Германии»

А.В. Сериков*

кандидат социологических наук, доцент Южного федерального университета

А.А. Терещенко**

магистрант

Южного федерального университета

Представления об этнических диаспорах внаучном дискурсе в Германии1

На современном этапе влияние фактора миграции испытывают на себе многие регионы, принимающее население чувствует социальное или экономическое воздействие со стороны мигрантов, по этим и другим причинам многие ученые современный период истории называют «эрой миграции». Неконтролируемый поток мигрантов вносит изменения в эт-нодемографическую ситуацию во многих регионах мира, что ведет к возрастанию межэтнической и межконфессиональной напряженности.

В современную эпоху глобализации этноменьшинства и этнические диаспоры играют важную роль. Как указывал американский политолог Самюэль Хантингтон, «в настоящее время диаспоры становятся особенно активными в политической сфере. Они способствуют созданию и развитию транснациональных сетей социальной поддержки, которые не только помогают бедным соотечественникам или переводят финансовые средства на гуманитарные цели, но и иногда вербуют экстремистов и пропагандируют террористические методы политической борьбы»2.

Социальная функция этнических диаспор заключается в том, что они предоставляют мигрантам механизмы для разрешения их проблем и стремятся сохранить стабильность принимающего общества. Активная деятельность диаспор помогает существенно снизить потенциальное давление протестных движений и градус социального недовольства.

Формирование стрессовых трендов миграции в европейских странах со сложной этноструктурой в настоящий момент актуализирует про-

* Сериков Антон Владимирович, e-mail: [email protected]

** Терещенко Анастасия Андреевна, e-mail: [email protected]

1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 16-33-00030 «Антропотоки и этнические диаспоры: социальные практики взаимодействия, особенности коллективных идентичностей и национальная безопасность в странах со сложной этнокультурной структурой (Россия и Германия)». Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

блемы интеграции инокультурных сообществ в принимающие социумы1. Одновременно сами этнические диаспоры переживают кризис своей коллективной идентичности, которая сегментируется по временному, территориальному и иным критериям. Новейший сегмент этнических диаспор образует этнические анклавы, которые не только не ориентированы на интеграцию в новую социокультурную среду, но и противопоставляют себя исторической части диаспоры, укорененной в рамках принимающего социума. Диаспора, которая традиционно является для органов государственной и муниципальной власти инструментом по разрешению межэтнических конфликтов и инкорпорированию новых переселенцев, утрачивает свою функциональную эффективность. Оптимизация социальных практик взаимодействия власти, диаспор и мигрантов является фактором, обеспечивающим национальную безопасность страны, укрепляя межэтническую консолидацию ее населения. Одной из показательных стран со сложной этноструктурой, которая переживает все эти проблемы, является Германия.

В этом контексте интересно рассмотреть, как изучают этнические диаспоры исследователи в ФРГ, тем более что у них достаточно широкий взгляд на этот феномен2. Термин «диаспора» используется в ФРГ в научных статьях и публикациях СМИ. Прежде всего обратимся к терминологии, а именно рассмотрим непосредственно употребление данного термина, возможные его вариации, а также смежные с ним термины на тему этнических групп. Итак, есть ли в ФРГ организованные этнические сообщества, институализированные в обществе ФРГ, поддерживающие этническую идентичность, а также поддерживающие связь с родиной? Ключевым для нас будет являться поддержание связей с родиной, поскольку существуют этнические сообщества в стране проживания, сохраняющие собственную этническую идентичность, но этой связи не поддерживающие3.

В немецком языке словом «диаспора» могут обозначаться не только этнические сообщества, но и религиозные сообщества, причем не только нехристианские, данным понятием также обозначаются различного рода христианские общины4. Собственно этнические диаспоры могут обозначаться как словом «das Diaspora», так и словом «die Gemeinde»5. Но во втором случае охватывается более широкое многообразие сообществ, чем в первом. Дело в том, что перевод слова «die

1 Глушко В.С., Сериков А.В. Социальная стабилизация в российском обществе: роль регулирования миграционных процессов // Научная мысль Кавказа. 2010. № 4 (64). С. 10-15.

2 Ценностная политика и институциональные практики в сфере межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: монография / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2015. 320 с..

3 Чернобровкин И.П. Две модели интеграции мигрантов в ФРГ: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 63-70.

4 Der Begriff «Diaspora». Date Views 25.04.2016. URL: www.gustav-adolf-werk.de/diaspora-53.html

5 Универсальный русско-немецкий словарь // translate.academic.ru URL: translate.academic.ru/ %D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0/ru/de/ (дата обращения: 25.04.2016).

Gemeinde» - сообщество. Естественно, что диаспора в нашем случае -это этническое сообщество, но нужно заметить, что не всякое этническое сообщество является диаспорой. Существует также достаточно близкий термин «этническая колония». Под «этнической колонией» понимаются формальные или неформальные структуры этнической самоорганизации мигрантов, которые основываются на свободном вхожде-

л

нии во внутриэтнические отношения или их продолжении1. В числе функций этнических колоний называются следующие: помощь новым мигрантам, личностная стабилизация мигрантов, самопомощь, социальный контроль, представление интересов мигрантов2.

Перейдем к дефиниции термина «диаспора». Немецкие ученые отмечают, что единства в определении данного термина в научном сообществе не наблюдается. Ими предлагаются самые различные его вариации, в зависимости от того, представитель какой дисциплины предлагает содержание термина, а также какие исследовательские задачи он

о

решает3. Однако всегда предпринимаются попытки вывести наиболее обобщенное определение этого термина. В частности, основные характеристики диаспоры выводились на основании сравнения с термином «das Exil», который на русский язык может переводиться как «эмиграция», «изгнание», «ссылка»4. Здесь понимаются некоторые этнические общности, однако сам выбор объекта для сравнения указывает на то, что данные термины говорят больше о характере возникновения этих сообществ. Итак, какими же характеристиками обладают диаспоры? Диаспора - это, прежде всего, коллективность, некое сообщество, для членов диаспоры более характерна добровольность, члены диаспоры сохраняют тесную эмоциональную связь со страной происхождения, однако свое пребывание вне родины не рассматривают как временное. Это, в свою очередь, порождает так называемую гибридную (двойную) идентичность, которая возникает в результате двойственного влияния: с одной стороны, это сильная связь членов диаспоры с историческими, религиозными, культурными, лингвистическими, национальными и прочими корнями, с другой стороны, это многообразное влияние принимающего общества. Следующая характеристика диаспор - это транснациональность. Она заключается в том, что диаспора, находясь в стране пребывания, не лишается тесных связей со своей родиной5.

По всей видимости, в Германии присутствуют оба понимания диаспоры, вернее, термином «диаспора» могут обозначаться этнические сообщества как поддерживающие (реальную) связь с родиной, так и не поддерживающие этой связи. Свидетельством в пользу этого является

1

Ethnische Kolonie. Date Views 25.04.2016. URL: www.lerntippsammlung.de/ethnische-Kolonie.html

2 Heckmann F: Ethnische Kolonien: Schonraum für Integration oder Verstärker der Ausgrenzung? Date Views 25.04.2016. URL: http://library.fes.de/fulltext/asfo/00267004.htm

3 Kuhlmann J. Exil, Diaspora, Transmigration. Date Views 25.04.2016/ URL: www.bpb.de/apuz/192563/exil-diaspora-transmigration?p=all

4 Там же.

5

Там же.

тот факт, что имеются информационные брошюры о диаспорах с таким названием: «Die marokkanische Diaspora in Deutschland. Ihr Beitrag zur

л

Entwicklung Marokkos»',т.е. «Марокканская диаспора в Германии. Ее вклад в развитие Марокко». Очевидно, что вклад в развитие осуществляется далеко не столько при помощи «тесной эмоциональной связи с родиной», сколько посредством реальных дел. Это недвусмысленно указывает на искомое нами понимание диаспоры. В то же время существует и другое употребление данного термина, например, были обнаружены упоминания об «африканской диаспоре»2 или «азиатской диас-

о

поре»3. Разумеется, что при таком понимании вряд ли является важным признаком диаспоры поддержание ее связи с родиной. Пожалуй, в употреблении данного термина в ФРГ важен именно принцип, по которому данное сообщество формируется, а именно этнический4.

Р. Майер в работе «Diaspora. Eine kritische Begriffbestimmung» («Диаспора. Критическое определение понятия») пишет о вынужденном переезде, и для нее диаспора - сообщество, распространившееся благодаря выселению или эмиграции из страны происхождения как минимум в два других региона5. Другие исследователи, М. Дабах (M. Dabag) и К. Платт (K. Platt), разделяют схожую точку зрения: «сообщество, которое под воздействием властной силы, например, преследования или изгнания из страны происхождения, вынуждено находиться на чужой территории без возможности вернуться обратно»6. А. Шмельц (A. Schmelz) «Dieghanaische Diasporain Deutschland. Ihr Beitrag zur Entwicklung Ghanas» («Ганская диаспора в Европе. Ее влияние на развитие республики Гана») пишет о различиях внутри самой диаспоры и что определять термин «диаспора» как гомогенность мигрантов из одной страны рискованно. На самом деле мигранты даже из одной страны характеризуются сложными культурными, социальными, политическими и экономическими различиями7. В статье «Auswertung der ersten bundesweiten Umfrage unter entwicklungspolitisch aktiven MDO» («Оценка первого общенационального опроса по поводу деятельности организаций мигрантов и диаспор»)8 под диаспорой понимается сообщество мигрантов, пе-

1

Die marokkanische Diaspora in Deutschland. Date Views 11.05.2016. URL: www.giz.de/ fachexper-tise/downloads/giz2007-de-marokkanische-diaspora.pdf

2 Afrikanische Diaspora in Deutschland. Date Views 11.05.2016. URL: www.bpb.de/ gesell-schaft/migration/afrikanische-diaspora

3 Kien Nghi Ha, Asiatische Diaspora in Deutschland. Date Views 11.05.2016. URL: www.heimatkunde. boell.de/2014/01/29/asiatische-diaspora-deutschland

4 Вялых Н.А., Лубский А.В., Посухова О.Ю. Национальная интеграция и межэтнические отношения в США и ФРГ как предмет научных исследований в России // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 8-17.

Mayer R. Diaspora. Eine kritische Begriffsbestimmung. Bielefeld. 2005. S. 13.

6 Dabag M., Platt K. Diaspora und das kollektive Gedächtnis. Zur Konstruktion kollektiver Identitäten in der Diaspora, in: Identität in der Fremde, hrsg. von Mihran Dabag und Kristin Platt, Bochum: Universitätsverlag Brockmeyer, 1993. S. 119.

7 Schmelz A. Die ghanaische Diaspora in Deutschland Ihr Beitrag zur Entwicklung Ghanas Eschborn: Gesellschaft für techni-sche Zusammenarbeit (GTZ). 2009.

8 Auswertung der ersten bundesweiten Umfrage unter entwicklungspolitisch aktiven MDO. Hannover: Arbeitsgemeinschaft der Eine-Welt Landesnetzwerke in Deutschland, 2011. S. 5.

реехавших самостоятельно из стран Юга или являющихся мигрантами первого/второго поколения, причем, что именно понимается под странами Юга, не уточняется. В работе К. Зейнуни (K. Zejnuni) «Diaspora zwischen den Stühlen» («Диаспора между двумя стульями») диаспора представляет собой особую культурную форму объединения мигрантов и не может быть определена как просто часть нации, проживающая заграницей. Как и в работах Ж.Т. Тощенко и Т.И.Чаптыкова, И.Д. Расолько отмечает важность общего понимания идентичности, субъективно воспринимаемой принадлежности. По мнению К. Зейнуни, сами по себе диаспоры очень дифференцированы, их границы размыты, а их структура не может рассматриваться как гармонично целостная, что является одной из причин конфликтогенности. В большинстве государств диаспоры представляют собой меньшинства, но не всегда бывают маргинали-зированы или подвергнуты дискриминации, они могут быть частью социальной и экономической жизни, а отличаются друг от друга главным образом степенью интеграции в принимающую страну и отношениями с -1

родиной1.

В работе К. Вайс (K. Weiss) «Migrantenorganisationen und Staat. Anerkennung, Zusammenarbeit, Förderung» («Организации мигрантов и государство. Признание, сотрудничество, продвижение»)2 делается небольшой обзор существующих понятий организаций диаспор. Исследователь ссылается на Л. Приса (L. Pries), который определяет организации мигрантов как объединения, которые включают в себя значительное количество членов с эмигрантским прошлым и имеют отношение к решению вопросов и задач, связанных с миграциями. Шимани и Шок (Schimany/Schock) считают, что организации мигрантов - это по своей природе этнические организации, которые устанавливают расширение прав и возможностей этнической группы и устанавливают в качестве цели контроль над собственными условиями жизни. Организации мигрантов ставят перед собой различные цели: религиозные, культурные, социальные или политические. Некоторые из них утверждают, что они представляют интересы этнической группы, являясь при этом не репрезентативными. По мнению К. Вайс, спектр организаций мигрантов чрезвычайно широк. Это могут быть и небольшие временные союзы, и большие организации со штатными сотрудниками. Их структура может варьироваться внутри в зависимости от страны происхождения, национальных особенностей, аспектов региона, в котором действует организация, а также от отношений со страной происхождения. Кроме того, важную роль играет образование, продолжительность пребывания в стране, детство мигранта и то, какой опыт они получили в процессе адаптации в новом обществе. Важны также размер, назначение, профессионализм, организационная форма, деятельность организаций. И

1

Zejnuni K. Diaspora zwischen den Stühlen. Zürich, 2012. S. 5.

2 Weiss K. Migrantenorganisationen und Staat. Anerkennung, Zusammenarbeit, Förderung // WISO Discurs. Migrantenorganisationen Engagement, Transnationalität und Integration. 2013. Juni. S. 22.

нельзя также забывать об интеграционной роли в обществе. Согласно этому исследованию, поскольку мигрантские организации не соответствуют классическим организационным формам в социологии, не существует никаких стандартов качества или минимальных требований к организациям мигрантов1.

С. Кесер (S. Keser) в исследовании «Migranten(dach)organisationen in Deutschland»2 пишет, что на 2011 г. в Германии официально существовало 16 000 организаций мигрантов, которые записаны в Реестр ассоциаций иностранцев. По фактическим оценкам их около 20 000. В работе «Auswertung der ersten bundesweiten Umfrage unter

о

entwicklungspolitisch aktiven MDO»3 под организациями мигрантов и организациями диаспор понимаются такие организации, членство и управление которых состоит в основном из мигрантов и диаспор. Направления деятельности организаций мигрантов различны. Большинство предпочитают заниматься культурными мероприятиями, далее идут заинтересованные в интеграции и образовании среди мигрантов. Гораздо меньше союзов и ассоциаций, связанных с установлением сетей и контактов среди мигрантов, а также против расизма. Немногие организации занимаются защитой прав, консультированием организаций в Германии и консультированием организаций/проектов сотрудничества в области развития в других странах. Среди остальных видов деятельности можно отметить помощь соотечественникам, поддержание национальной памяти, работу с молодежью, социальную работу, спорт, СМИ.

Э. Токер (E. Toker) в работе «Der Paritätische als Dachverband der Selbstorganisationen von Migrantinnen und Migranten» («Объединенная зонтичная организация самостоятельной помощи организаций мигран-тов»)4 пишет об объединенной национальной ассоциации организаций Северный Рейн - Вестфалии. На сегодняшний день в ней состоят около 3000 организаций, 165 из которых - организации мигрантов. 103 из них самостоятельные организации мигрантов (MSO -Migrantenselbstorganisationen) или междукультурные объединения (interkulturelle Vereine). Эти организации включают в себя 34 межкультурных объединения с мигрантами различного происхождения (34%), 27 этнически гомогенных организаций туркоговорящих (26%), 22 организации русскоговорящих (21%), 4 курдские организации (3%), и остальные 15, куда входят мигранты, говорящие на испанском, греческом, африканских, афганском, вьетнамском, итальянском, персидском, армянском

1 Чернобровкин И.П. Неравенство образовательных возможностей мигрантов ФРГ: аналитический дискурс // Гуманитарий Юга России. 2015. № 4. С. 89-97.

2 Keser S. Migranten(dach)organisationen in Deutschland. Berlin: Die Beauftragte der Bundesregierung für Migration, Flüchtlinge und Integration, 2011. S. 6

3 Auswertung der ersten bundesweiten Umfrage unter entwicklungspolitisch aktiven MDO. Hannover: Arbeitsgemeinschaft der Eine-Welt Landesnetzwerke in Deutschland, 2011. S. 5.

4 Toker E. Der Paritätische als Dachverband der Selbstorganisationen von Migrantinnen und Migranten // WISO Discurs. Migrantenorganisationen Engagement, Transnationalität und Integration. 2013. Juni. S. 7683.

и цыганском (16%). Есть некоторые организации, в которых важной является религиозная принадлежность (3 алавитские, 7 суннитских). Таким образом, можно отметить то, что даже для институционального уровня организации диаспор этническое или национальное происхождение и/или религиозная принадлежность являются основными и определяющими характеристиками самостоятельных организаций мигрантов. Токер пишет, что в исследовании 1988 г. отмечается ориентация этих организаций не только на принимающую страну, но и на страну происхождения. Однакоесли мигранты занимаются деятельностью, ориентированной на страну происхождения, чаще разрабатывают предложения по такой деятельности, то это скорее не самостоятельные организации мигрантов, а лоббистские. Важность лоббистской деятельности также отмечается в работе отечественного исследователя Т.С. Кондратьевой1. Главной целью самостоятельных организаций мигрантов является признание их в качестве посредника между диаспорой и государством и приобщение к общенациональной деятельности. Тем не менее в дискуссиях о миграции и иммиграции вопрос о том, чего на самом деле хотят самостоятельные организации, открыт. Интересно то, что автор отмечает, что администрации, ассоциации, политики, средства массовой информации слабо доверяют этим организациям. Они критикуют их за непрофессионализм и в то же время удовлетворены их работой вопреки общественным стандартам качества. Они выделяют лишь часть вопросов миграции в компетенции организаций, если речь идет, к примеру, о вопросах всего общества. Таким образом, отмечается некоторый дискриминационный характер по отношению к организациям мигрантов.

Подводя итоги, можно отметить, что в немецкой научной литературе диаспоры понимаются по-разному. Здесь были представлены мнения о том, что это регион, этническое или конфессиональное меньшинство, проживающее на территории другой страны, вынужденные переселенцы или добровольные мигранты. Также было рассмотрено, насколько важна культурная интеграция внутри диаспоры и историческая память или мысль о том, что степень структуры и наполнения диаспоры настолько дифференцирована, что представляет собой сложность для изучения. С другой стороны, интерес также представляет институциональный уровень диаспор, который определяют общественные организации мигрантов. Они, в свою очередь, могут разниться по составу, структуре, целям, степени взаимодействия со страной происхождения и другим важнейшим аспектам.

Сериков А.В., Терещенко А.А. Представления об этнических диаспорах в ФРГ. В статье представлен анализ подходов различных немецких ученых к пониманию «этнической диаспоры», авторами рас-

1

КондратьеваТ.С. Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия // Перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=48886

сматриваются современные концепции, которые классифицируют понятие «этнической диаспоры», описывают ее структуру, связь с родиной и роль в адаптации мигрантов. В работе проведена попытка концептуализации проблемы социальной дифференциации диаспоры и систематизации эмпирических данных о процессах миграционного и этносоциального развития стран со сложной этнокультурной структурой населения (на примере Германии).

Ключевые слова: антропоток, миграция, этническая диаспора, коллективная идентичность, национальная безопасность, интеграция мигрантов, Германия.

Serikov A.V., Tereshchenko A. A. Representations about ethnic diasporas in Germany. This article is devoted to the analysis of different German scientists' approaches to understanding the meaning of «ethnic diaspora» is represented, the authors consider modern conceptions that classify the concept «ethnic diaspora», describe its structure, communications with the homeland and role in migrants' adaptation. In this paper an attempt of conceptualization of the problem of diaspora's social differentiation and systema-tization of empirical data on processes of migration and ethnosocial development of the countries with difficult ethnocultural structure of the population is carried out (on the example of Germany).

Keywords: antropotok, migration, ethnic diaspora, collective identity, national security, migrants' integration, Germany.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.