Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ'

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

1562
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная справедливость / Конституция / государство / принцип справедливости / социальное равенство

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А.И. Смирнова

В статье рассматриваются понятие социальной справедливости, и ее основная функция, которую она выполняет. Раскрывается сам принцип справедливости, который закреплен в различных нормативно правовых актах, имеющие высшую юридическую силу в различных государствах. Оценивается степень его влияния на развитие законодательства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

4.http://sobesednik.ru/rassledovanie/20150904-v-smertelnyh-obyatiyah-svalki

5. http://sobesednik.ru/rassledovanie/20150904-v-smertelnyh-obyatiyah-svalki

А. И. Смирнова, Государственный налоговый инспектор МИ ФНС № 1 по Мос.обл. магистрант, Московский гуманитарный университет

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация. В статье рассматриваются понятие социальной справедливости, и ее основная функция, которую она выполняет. Раскрывается сам принцип справедливости, который закреплен в различных нормативно правовых актах, имеющие высшую юридическую силу в различных государствах. Оценивается степень его влияния на развитие законодательства в целом.

Ключевые слова: Социальная справедливость, Конституция, государство, принцип справедливости, социальное равенство.

Принято считать, что социальная справедливость исчерпывается перераспределением благ в пользу социально более слабых и существует при определенном регулировании социальной сферы или сферы социально-экономических прав человека. Однако справедливость, социальная справедливость в понимании, которое лежит в основе данной статьи, проявляется практически во всех сферах деятельности государства, и нельзя ограничиваться рассмотрением лишь социальной сферы.

Справедливость как принцип лежит в основе большинства отраслей права, как частного, так и публичного. Социальная справедливость тесно связана с реализацией социально-экономических прав (пенсии, социальное обслуживание, образование, медицина), социальной функцией частной собственности.

Изучение конституций стран мира позволяет выделить основные направления, по которым определяется социальная справедливость: это приоритет расходов бюджета на социальные нужды (перераспределение доходов бюджета в пользу социально слабых), регулирование труда и справедливая его оплата, обязывающий характер частной собственности, допустимость законных забастовок, роль профсоюзов, государственное пенсионное обеспечение, государственное образование (бесплатное в определенной части), бесплатное медицинское обслуживание, социальная защита незащищенных слоев населения (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, детей, многодетных семей, безработных и других), тем самым создаются условно называемые «весы социального благополучия», которые в свою очередь выравнивают социальное положение различных слоев в обществе. По существу, названные показатели характеризуют государство как социальное, а значит, и стремящееся к социальной справедливости. Например, согласно Конституции Польши 1997 года Польша — «государство, осуществляющее принципы социальной справедливости».

327

Справедливость наряду со свободой, равенством, правами человека, демократией и некоторыми другими ключевыми принципами жизни сообществ людей - общечеловеческая ценность. С древних времен моральной обязанностью монархов, властей предержащих считался, в частности, их долг справедливо судить подданных и подавать милостыню нищим. Последний обычай, ставший конституционным, до сих пор сохранился в Великобритании. Раз в год королева посещает определенную церковь (разные ежегодно), чтобы раздать бедным на паперти церкви милостыню по одному пенсу. В начале Средних веков в странах мусульманского фундаментализма начал действовать «закят» -особый 5- налог с имущества более состоятельных граждан в пользу бедных, в некоторых государствах он и сейчас составляет основу собственности (используемой мечетями, в частности, для благотворительности). Также возникали и иные формы благотворительности. В них, как и в актах монархов и других придворных, бросавших монеты беднякам в пыль дорог, трудно отыскать элементы настоящей социальной справедливости, которая составляет ключевой элемент общего понятия справедливости. Социальную справедливость нельзя сравнивать с подаянием или даже с благотворительностью, хотя в Конституции Российской Федерации, как и в основных законах других стран, говорится о поощрении благотворительности (ч. 3 ст. 39). Это акты милосердия, а они иногда совершались в некоторых, в том числе упомянутых выше, извращенных формах и имели личностный характер.

Принцип социальной справедливости в его глобальном выражении постепенно созрел в менталитете общества на определенной ступени его развития. Появление самой идеи социальной справедливости, а затем и соответствующего принципа, все более внедряющегося в конституции (обычно в виде его элементов, норм социального характера), связано с социалистическими идеями. Марксизм-энгельсизм, а затем ленинизм-большевизм впервые выдвинули на первый план в понятии справедливости ее социальную суть, но придали этому понятию отчетливо классовый характер и искаженное содержание. Речь шла, по существу, об особом понимании и применении на практике принципа социальной справедливости, хотя термин "социальная справедливость" не использовался ни основоположниками марксизма-ленинизма, ни в социалистических конституциях. Он не упомянут и в современных конституциях сохранившихся, сохранившимся до нашего времени стран тоталитарного социализма, но конечное осуществление идеи социальной справедливости было обозначено отчетливо: это видели в создании социалистического, а в последствии и коммунистического общества.

Слово «справедливость» упоминается в Конституции Российской Федерации всего один раз, в преамбуле в следующем контексте: народ России, «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», принимает Конституцию Российской Федерации. По общему правилу, преамбула не нормативна, однако Конституционный Суд Российской Федерации использует положения преамбулы к Конституции Российской

Федерации как основные принципы, на которых базируется Конституция. В этом смысле справедливость можно рассматривать как основу Конституции.

Конституционный Суд Российской Федерации, в отличие от других российских судов, довольно часто ссылается на принцип справедливости (правда, не называя его конституционным принципом).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах достаточно часто использует понятие «справедливость». Однако при этом он ссылается то на требование справедливости, то на конституционный принцип справедливости, то просто на принцип справедливости, то на общий принцип справедливости, то на социальную справедливость. При этом не раскрывается ни содержание используемых понятий, ни как они соотносятся между собой. Тем самым смешивается ряд понятий (в частности, конституционная декларация, конституционный принцип, общеправовой принцип), что только усиливает субъективизм и неопределенность понятия справедливости.

Обращает на себя внимание то, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах не разделяет понятия справедливости и социальной справедливости. Безусловно, Конституционный Суд Российской Федерации обязан защищать гарантированные Конституцией социально-экономические права. На практике же происходит замена имеющихся конкретных юридических значений понятия социально-экономических прав на неопределенное и противоречивое понятие социальной справедливости.

Отсутствие единого подхода у Конституционного Суда Российской Федерации по поводу понятия справедливости влечет за собой то, что сейчас собственное содержание этого понятия активно разрабатывается в различных отраслях права, причем как в профилирующих, так и в комплексных, а также в отраслях законодательства. Учитывая «изоляционизм» в развитии отраслей российского права и законодательства, скоро мы будем иметь столько же значений понятия справедливости, сколько можно выделить таких отраслей.

Принцип социальной справедливости в своей основе имеет общий характер, он ориентирован прежде всего на определенные группы населения (о чем говорилось выше). В некоторых конституциях идея социальной справедливости находит свое проявление в нормах об особой заботе о национальных меньшинствах, коренных малочисленных народах (норма о гарантиях прав коренных малочисленных народов есть в ст. 69 Конституции Российской федерации), жителях горных районов, кочевниках и др. Однако в основных законах, в том числе Конституции Российской федерации, в выступлениях политических деятелей речь идет прежде всего о правах различных групп, равенстве прав, о заботе, об одинаковых возможностях.

В нынешних условиях этого просто недостаточно. Необходимы конституционные положения об обязанности и мерах государства по социально-экономическому выравниванию уровня жизни различных территорий и групп населения. Таких норм в конституциях практически нет. Близкие к этому есть в некоторых новых конституциях развивающихся стран, в ст. 138 Конституции Испании 1978 г. говорится об "установлении справедливого и адекватного эко-

номического равновесия между разными частями испанской территории"), но нормы об обязанностях государства по экономическому выравниванию уровня жизни территорий были бы нелишними не только для России, но, например, и для США, где город Детройт, бывший центр автомобилестроения, превратился теперь по экономическим причинам в покинутый город-банкрот. "Опустевшие районы" есть и в других государствах. Иногда, вопрос об их оживлении в Соединенных Штатах Америки пытаются решить гражданско-правовым способом банкротства, но, видимо, в данном случае целесообразны и экономические меры публично-правового характера на основе включенной в конституции нормы о выравнивании уровня жизни населения различных территорий. Такое положение соответствовало бы принципу социальной справедливости в его территориальном аспекте.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что необходимо проводить постоянный анализ социальной справедливости, который в свою очередь является основным показателем состояния общества, деятельность которого направлена для оценки самых различных событий в сферах экономики, политики, права, социологии и социальной политики, государственного управления. Через призму социальной справедливости рассматривается и оценивается деятельность органов государственной власти, политических партий, общественных движений и их лидеров, а потребность в социальной справедливости — побудительный мотив к деятельности, направленной на социальные преобразования.

Список использованных источников и литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

2. Конституция республики Польша от 02 апреля 1997 г., (Дневник Законов от 16 июля 1997 г. ± 78, поз. 483;

3. Конституция Королевства Испания «Boletín Oficial del Estado», № 311, от 29 декабря 1978 года.

С. В. Миронов

к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии

Национального института бизнеса

Н. В. Логанцова соискатель Национального института бизнеса

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЦЕНТРЫ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования взаимосвязи между производителями продукции, организованными по принципу центров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.