Научная статья на тему 'Социальная составляющая политики сбытовых предприятий хлебопродуктового подкомплекса АПК'

Социальная составляющая политики сбытовых предприятий хлебопродуктового подкомплекса АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ХЛЕБОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ХЛЕБА / AGRICULTURAL SECTOR / BAKING-INDUSTRY SUBCOMPLEX / SOCIAL SIGNIFICANCE OF BREAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Альбина Анваровна

Одной из составляющих эффективной работы АПК является хлебопродуктовый подкомплекс. В нем были определены рыночные доли предприятий, производящих хлеб, в динамике. Показаны факторы формирования хлебопродуктового подкомплекса. Выделена социальная значимость хлеба. Поставлена проблема необходимости социального компонента на предприятиях, производящих хлеб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ибрагимова Альбина Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-policy component of marketing enterprises of baking-industry agricultural-sector subcomplex

One of the components for the effective working of the agricultural sector is a baking-industry subcomplex, where the market shares of baking-industry enterprises are determined in their dynamics. The article presents the factors of making of the baking-industry subcomplex and reveals the social significance of bread. The question of the necessity of a social-policy component which is to be a part of baking-industry enterprises is put.

Текст научной работы на тему «Социальная составляющая политики сбытовых предприятий хлебопродуктового подкомплекса АПК»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

25

2012. Вып. 3

УДК 664.66:338.2(470.51-25) А.А. Ибрагимова

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИКИ СБЫТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК

Одной из составляющих эффективной работы АПК является хлебопродуктовый подкомплекс. В нем были определены рыночные доли предприятий, производящих хлеб, в динамике. Показаны факторы формирования хлебопродуктового подкомплекса. Выделена социальная значимость хлеба. Поставлена проблема необходимости социального компонента на предприятиях, производящих хлеб.

Ключевые слова: АПК, хлебопродуктовый подкомплекс, социальная значимость хлеба.

Существование, развитие и процветание любого государства зависит от развития и стабилизации экономики, важнейшую нишу в которой занимает агропромышленный комплекс (АПК).

Развитый АПК имеет решающее значение как экономическая составляющая государства. Выдающийся экономист-аграрник В.Г. Венжер, определял своеобразие сельскохозяйственного производства в том, что «весь труд, который в нем затрачивается на производство пищевых средств, с точки зрения общественных потребностей, есть труд необходимый, так как только благодаря труду, который занят производством необходимых продуктов питания, могут развиваться промышленность, транспорт, торговля и отрасли самого сельского хозяйства, поставляющие сельскохозяйственное сырье, иными словами, только и возможна общественная жизнь» [2].

АПК обеспечивает трудовую занятость населения, а применение техники в производственном процессе АПК стимулирует промышленность и развитие науки.

Эффективный АПК играет значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности государства. «Продовольственная обеспеченность, как отмечают современные экономисты и политики, это наиболее уязвимая составная часть социально-экономической безопасности страны» [1. С. 21]. Обеспечение продовольственной безопасности является ключевой задачей аграрной политики, заключающейся в гарантированном обеспечении населения продуктами питания в достаточном объеме, по доступным ценам и приемлемого качества. Реализация этой задачи позволяет снизить процент зависимости от импорта сельхозпродукции, повысить степень защиты продовольственной безопасности от некачественной продукции. Повышение процента экспорта сельхозпродукции позволяет государству занимать лидирующие позиции на мировом рынке, обеспечивает зависимость других государств, а следовательно, повышает политическое влияние государства-экспортера.

АПК является многоотраслевой системой, имеющей сложную структуру и включающей в свой состав более 10 отраслей экономики. Среди них можно выделить четыре основные группы отраслей [8].

I группа - собственно сельское хозяйство как ядро АПК, включающее три отрасли:

1) растениеводство (оно подразделяется на подотрасли по виду выращиваемых растений - зерновые, кормовые, цитрусовые и другие культуры);

2) животноводство (подразделяется на скотоводство, овцеводство, пчеловодство, рыбоводство и проч.);

3) рыболовство.

II группа включает отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство и другие компоненты АПК средствами производства (техникой, помещениями, удобрениями и проч.).

В III группу входят отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, переработку, хранение и сбыт конечной продукции комплекса.

IV группа включает отрасли инфраструктуры (производственной, социальной, сервисной, научной, информационной), которые сами непосредственно не создают продукта, но необходимы для его создания и нормального эффективного функционирования АПК.

Сложность структуры АПК предопределяет несколько подходов, существующих в научной литературе и используемых для целей анализа.

Так, Е.Ю. Юдина для характеристики АПК как объекта государственного регулирования использует три подхода к выделению в структуре АПК отдельных ее элементов [8. С. 10]: функционально-отраслевой, территориально-производственный и продуктовый.

2012. Вып. 3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В соответствии с этими подходами элементы АПК могут быть представлены в составе следующих структур второго уровня:

- функционально-отраслевая структура АПК - это совокупность взаимосвязанных отраслей и видов деятельности, выполняющих определенные функции и интегрируемых в рамках АПК для достижения конечных целей комплекса;

- территориально-производственная структура АПК - совокупность региональных АПК, формирующихся в соответствии с общественным разделением труда и природно-климатическими условиями производства;

- продуктовая структура АПК - вертикально интегрируемое производство конкретных видов конечной продукции.

На третьем уровне продуктовая структура включает виды деятельности разных сфер и отраслей. Каждый продуктовый подкомплекс содержит: производство специализированных средств производства, специализированную отрасль сельского хозяйства, специализированный транспорт и системы хранения, специализированную торговлю. В рамках этой структуры существуют важнейшие продуктовые вертикали: зерновой или хлебопродуктовый подкомплекс, свеклосахарный, плодоовощной, мясомолочной, картофельный, маслобойно-жировой, текстильный подкомплексы.

Особую роль в системе АПК занимает хлебопродуктовый подкомплекс - один из важнейших секторов национальной экономики, более чем на 70 % формирующий рынок потребительских товаров, изготовляемых из сельскохозяйственного сырья в Российской Федерации.

Хлеб в России всегда являлся особым товаром - товаром, обеспечивающим выживание, товаром непосредственного спроса, локализованного по территориям мест проживания населения. Предприятия, производящие хлеб, имели особое социальное значение. На таких предприятиях создавались резервы производственных мощностей на случай нештатной ситуации. Поэтому и процессы, происходящие в этом подкомплексе в ответ на воздействие рынка, касаются всего населения и сегодня особо актуальны.

Рыночная экономика привнесла свои особенности в развитие подкомплекса. Одной из существенных особенностей является изменение целей. Если в период до 1991 г. хлебная промышленность и отдельные её предприятия существовали для обеспечения населения и народного хозяйства хлебопродуктами, то сегодня, как это следует из уставов акционерных обществ, - для получения прибыли собственниками. То, что хлебопродуктовый подкомплекс успешно выдержал перестройку, объясняется стабильным спросом на муку и хлеб, а также тем, что на момент начала кризиса около 60% предприятий только что закончили техническое перевооружение и были реконструированы.

Второй особенностью является то, что рыночные процессы, идущие на предприятиях хлебо-продуктового подкомплекса в последние десятилетия, активно воздействуют на их структуры, функции и связи.

Особенно активному воздействию подвергается сфера сбыта. Это и оправдано, поскольку именно сбытовые подразделения непосредственно выходят на потребителя продукции, видоизменяясь и трансформируясь в ответ на его воздействия. Все это меняет конкурентную среду предприятий подкомплекса, а следовательно, ставит перед ними новые задачи.

Так, анализ ситуации на рынке хлеба г. Ижевска рассматривался нами в динамике. Наблюдения проводились в 1998, 2005, 2011 годах. Выявлялись предприятия, производящие хлеб и хлебобулочные изделия, и рассчитывались рыночные доли, занимаемые этими предприятиями. В дальнейшем предприятия распределены по группам:

- крупные предприятия;

- мелкие и средние (ИП-ЧП, пекарни);

- поставщики других регионов;

- супермаркеты.

Распределение рыночных долей предприятий в группах по годам представлено в табл. 1. Количество предприятий на рынке хлеба г. Ижевска - в табл. 2 и на рис.

Несмотря на обострение конкурентных позиций и возрастающее конкурентное давление на предприятия хлебопродуктового подкомплекса, крупные предприятия г. Ижевска (хлебозаводы № 1, 2, 3, 5) выживают и стабильно работают, это подтверждает и их суммарная рыночная доля и количество предприятий, рассмотренные в динамике. Не стабильна и группа «мелкие и средние предприятия», сами предприятия внутри этой группы часто меняются. ЧП и ИП исчезают и вновь появляются на рынке.

Социальная составляющая политики сбытовых предприятий... 27

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2012. Вып. 3

Таблица 1

Распределение рыночных долей предприятий в группах по годам, %

Группы 1998 г. 2005 г. 2011 г.

Крупные предприятия 79 78 77,98

Мелкие и средние предприятия 9,54 9,2 7,61

Поставщики других регионов 11,46 10,8 6,75

Супермаркеты - - 7,66

Таблица 2

Количество предприятий в группах по годам

Группы 1998 г. 2005 г. 2011 г.

Крупные предприятия 5 5 5

Мелкие и средние предприятия 17 10 23

Поставщики других регионов 4 9 15

Супермаркеты - - 5

Всего 26 24 48

Количество предприятий в группах

2005г. год

15

15

9

5

5

5

5

4

5

0

0

0

2011г

□ Крупные предприятия

□ Мелкие и средние предприятия

□ Поставщики других регионов

□ Супермаркеты

Рис. Количество предприятий в группах по годам

Как видно из таблиц и рисунка, появление новой технологии производства хлеба и хлебобулочных изделий из замороженных полуфабрикатов в супермаркетах собственными силами привело к выходу на рынок в качестве конкурентов новую группу участников - супермаркеты, которые также оказывают конкурентное давление на предприятия, производящие хлеб. Следовательно, конкурентное давление на крупные хлебозаводы возрастает вследствие действия чисто технологического фактора.

Однако своеобразие и значимость хлебопродуктового подкомплекса и производства непосредственно хлеба формируют еще один фактор, который имеет на сегодняшний день особое значение -социальную значимость хлеба.

Вследствие этого фактора цены на хлеб и хлебобулочные изделия являются регулируемыми. Федеральным законом от февраля 2004 г. № 27846-4 «О государственном регулировании цен на хлеб» в целях защиты потребителей от роста цен и создания стабильных условий для функционирования продовольственного рынка регулирование цен на хлеб проводится:

- путем интервенции зерна на рынок в целях стабилизации (снижения) цен на муку;

- установлением фиксированного размера торговой надбавки на хлеб, размер которой устанавливается исполнительным органом власти и является обязательным для применения всеми торговыми организациями и предприятиями общественного питания.

Торговая надбавка на хлеб устанавливается дифференцированно по сортам и видам хлеба. На сорта хлеба, выработанного из ржи, пшеницы низших сортов и другого менее качественного зерна, надбавка устанавливается в меньших размерах, чем на хлеб высших сортов.

2012. Вып. 3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Кроме того, 3 августа 2010 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 №530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» [6].

В соответствии с Постановлением в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, Правительством Российской Федерации (на срок не более 90 календарных дней) устанавливается допустимая розничная цена на социально значимые товары, которые реализуются на территории этого субъекта [7].

В соответствии с правилами Постановления №530 Министерством экономического развития РФ проводится еженедельный анализ средней розничной цены на продовольственные товары. По результатам анализа Министерство экономического развития РФ вносит в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ об установлении предельных розничных цен с указанием наименования продовольственных товаров, размера цен и срока, на который вводится предельная розничная цена.

В качестве социально значимых товаров указаны хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки.

Социальная значимость хлеба подчеркивается и учитывается не только законами РФ. В сентябре 2008 г. на Украине появился Закон «О социальном хлебе», он регулирует цены на отдельные сорта хлеба для малообеспеченных слоев населения. В этом законе дано и определение «социального хлеба». Статья 1 трактует «социальный хлеб» как «отдельные сорта хлеба, которые производятся хлебопекарными предприятиями (хлебозаводами и мини-пекарнями) и реализуются населению по фиксированным ценам» [7].

В статье «Не хлебное дело?» (журнал «Агропром Удмуртии») при анализе рынка хлеба хлеб разделен на две группы:

1-я группа - хлебобулочные изделия массового спроса («социальный хлеб»), к которым относятся: «хлеб пшеничный 1 сорта», «Дарницкий», «Славянский», «Украинский»;

2-я группа - нетрадиционные хлебобулочные изделия - низкокалорийный хлеб, различные виды хлеба с добавками, выпечка из слоеного теста.

Здесь показано, что потребление хлеба 1-й группы стабильно на протяжении уже нескольких лет, его доля составляет 40% (30% - булочные изделия) от общего объема производства (Там же).

Хлеб этот производится в основном крупными хлебозаводами, и введение сдерживающих цен на социально значимые сорта хлеба играет негативную роль в экономике и конкурентоспособности этих предприятий.

Пытаясь снизить воздействие дополнительной социальной нагрузки, крупные предприятия в основном меняют ассортимент продукции. В связи с нерентабельностью выпуска социальных сортов хлеба они выживают за счет кондитерских изделий. Так, например, Ижевский хлебомакаронный комбинат снизил долю выпуска хлеба и начал выпускать в большом ассортименте пряничные изделия. Хлебозавод №5 вышел из положения выпуском тортов и вафельных изделий. Однако воздействие социального фактора в долгосрочной перспективе может только усилиться.

В последние годы все чаще экономические и политические круги заговорили о социализации бизнеса [8]. Это связано с формированием соответствующих институциональных основ взаимоотношений бизнеса, общества и власти и необходимостью привлечения бизнеса к формированию социально-экономической политики государства, а также разработки согласованных с ним действий, направленных на внедрение социально ориентированных моделей поведения.

Наличие дополнительной социальной нагрузки и долговременность тенденций социализации бизнеса вызывают необходимость грамотного выстраивания социального компонента в политике крупных предприятий-производителей на рынке хлеба.

Социальная составляющая политики сбытовых предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

29

2012. Вып. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башелутсков П.П. Организационно- экономическое совершенствование сбытовой инфраструктуры российского АПК в современных условиях: дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2009. 176 с.

2. Власова Н. О положении на рынке труда в сельской местности // Экономист. 2001. №9. С. 89-92.

3. Любинин В.В. Социализация бизнеса: необходимость, состояние и перспективы развития: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. 23 с.

4. Миронова Н.И. Развитие среднего и малого предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса муниципального образования // Ассоциация Совета муниципальных образований Хабаровского края. URL: http://cmo.khabkrai.ru/11-razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v/

5. Не хлебное дело? // Агропром Удмуртии. 2010. №6 (68). С.30-32.

6. Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых, хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения [Принято Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010] // Рос. газ. 2010. 26 июля.

7. Хлеб для бедных. Бедный хлеб. // Медиа-компания «Время» 29.09.2011 URL: http://timeua.info/ 290911/47957.html

8. Юдина Е.Ю. Совершенствование государственного регулирования агропромышленного комплекса России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. 141 с.

Поступила в редакцию 21.05.12

A.A. Ibragimova

Social-policy component of marketing enterprises of baking-industry agricultural-sector subcomplex

One of the components for the effective working of the agricultural sector is a baking-industry subcomplex, where the market shares of baking-industry enterprises are determined in their dynamics. The article presents the factors of making of the baking-industry subcomplex and reveals the social significance of bread. The question of the necessity of a social-policy component which is to be a part of baking-industry enterprises is put.

Keywords: agricultural sector, baking-industry subcomplex, social significance of bread.

Ибрагимова Альбина Анваровна, ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7 (корп.6) E-mail: alb.ibr@yandex.ru

Ibragimova A.A., senior lecturer Izhevsk state technical university 426069, Russia, Izhevsk, Studencheskaya st., 7/6 E-mail: alb.ibr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.