doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-10-27-33
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА РЕГИОНА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
БОРИСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ШАМОЯН РУСЛАН ДЖАМАЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты сравнительного статистического анализа состояния и динамики воспроизводства трудовых ресурсов в двух соседних регионах Центрально-Черноземного района Российской Федерации: Тамбовской и Воронежской областей. Анализ статистических данных, характеризующих трудовые ресурсы области, позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на то, что за последние годы отмечается снижение смертности населения и уменьшение численности неработающих пенсионеров трудоспособного возраста, ожидать увеличения трудовых ресурсов регионов в ближайшие годы не приходится, существующая тенденция будет сохраняться длительное время, так как динамика естественного движения населения не сможет обеспечить стабильность численности своего трудового населения и удовлетворить потребность в рабочей силе, опираясь на внутренние демографические ресурсы. Экстраполяция результатов анализа за 2005-2014 гг. указывает на то, что в Тамбовской и Воронежской областях продолжится сокращение численности населения, в том числе трудоспособного возраста. Существующая динамика естественного движения населения не сможет обеспечить стабильность численности своего трудоспособного населения и удовлетворить потребность в трудовых ресурсах, опираясь на внутренние демографические ресурсы. Одним из способов восполнения трудовых ресурсов является привлечение населения трудоспособного возраста из других регионов. Несмотря на определенные частные тенденции воспроизводства в исследуемых регионах и более благоприятную общую динамику показателей в Воронежской области, анализ текущей ситуации и демографических тенденций указывает на то, что стратегической целью демографической политики Воронежской и Тамбовской областей на период до 2020 г. будет создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, стабилизации его демографической структуры и формирования на этой основе необходимых экономике трудовых ресурсов. Однако, состояние ключевых с точки зрения воспроизводства трудовых ресурсов отраслей социальной сферы - образования и здравоохранения - может закрепить долгосрочный характер отмеченных негативных тенденций.
Ключевые слова: воспроизводство трудовых ресурсов, демографическая политика, социальная сфера
Социальное развитие страны происходит в условиях процесса формирования системной целостности и взаимозависимости в мировых масштабах. Но, в то же время, социальное развитие государства не может осуществляться, с одной стороны, без интеграции регионов, входящих в его состав, в единое социальное и макроэкономическое пространство, а с другой - без самостоятельного формирования и реализации социальной политики в регионе субъектами страны [1].
В настоящее время регион является сложным социально-экономическим комплексом, управляемым территориально-административным образованием. В нем устанавливаются согласован-
ность, взаимозависимость и взаимосвязанность между экономической и социальной сферами и структурами региональной власти, научного сообщества и бизнеса, которые способствуют лучшему использованию трудового и научного потенциала, природных и производственных ресурсов, что благоприятным образом сказывается на удовлетворении различного рода потребностей людей, поддержании эффективного функционирования хозяйственного комплекса, расположенного на территории региона [2].
Социальную сферу можно назвать одной из основных подсистем общества, так как состояние ее отраслей отражается на каждом человеке, оп-
ределяет качество жизни, формирует так называемый «человеческий капитал». Большое значение в формировании человеческого капитала играет воспроизводство трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - это главная производительная сила общества и один из важнейших факторов производства. Их рациональное использование позволяет увеличить производство и повысить его экономическую эффективность. Анализируя использование трудовых ресурсов, мы получаем дополнительную информацию, помогающую понимать современные процессы, происходящие на рынке труда, а также изучить состав и использование рабочей силы, понять, каким образом она распределяется по видам экономической деятельности, по секторам экономики. Анализ способствует принятию эффективных управленческих решений. Воспроизводство населения в целом определяет воспроизводство трудовых ресурсов, однако эти процессы зачастую не совпадают.
Воспроизводство трудовых ресурсов включает в себя следующие фазы: 1) формирование; 2) распределение; 3) использование.
На формирование трудового потенциала воздействуют различные факторы, оказывающие
влияние на качество и количество трудового потенциала. К ним относятся демографические, профессионально-квалификационные, социально-экономические факторы.
Рассмотрим воспроизводство трудовых ресурсов на примере соседних регионов - Тамбовской и Воронежской области.
Численность населения Тамбовской области на начало 2015 г. составляла 1062,4 тыс. чел. За 2007-2014 гг. численность населения области сократилась на 58,1 тыс. чел., или на 5,1 %. [3]. Динамику сокращения численности населения, в основном, определяет естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) (табл. 1).
В Воронежской области численность населения также уменьшается, но не такими высокими темпами. В 2010 г. относительно 2005 г. численность населения уменьшилась на 26 тыс. чел. С 2010 г. по 2014 численность населения ежегодно снижается примерно на 2000 чел. А вот на начало 2015 г. мы видим увеличение на 2 тыс. чел. (табл. 1). Динамику сокращения численности населения, как и в Тамбовской области, определяет естественная убыль населения [4].
Таблица 1
Численность постоянного населения Тамбовской и Воронежской областей в 2005-2015 гг.
(на конец года; тыс. чел.)
Численность населения 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Тамбовская область 1139 1090 1082 1076 1069 1062
Воронежская область 2361 2335 2332 2330 2329 2331
Одной из основных причин сокращения численности населения области является низкая рождаемость.
В 2007-2010 гг. в Тамбовской области наблюдалось увеличение числа родившихся. Коэффициент рождаемости в 2010 г. вырос и составил 9,5 на 1000 человек населения против 8,4 в 2005 г. Этот небольшой рост во многом объясняется принятыми государством мерами социально-демографической политики по стимулированию рождаемости и относительно стабильным социально-экономическим положением в области [4].
В 2011 г. в области наблюдалось уменьшение числа родившихся на 2,7 % по сравнению с 2010 г., коэффициент рождаемости составил 9,3 на 1000 чел. населения. В 2013 г., как и в 2012 г., в Тамбовской области число родившихся составило 9,6 чел. на 1000 населения. Такой же показатель
наблюдался и в 2012 г. В 2014 г этот показатель равен 9,8 (табл. 2).
В Воронежской области с 2005 г. число родившихся увеличилось. Так, в 2010 г., относительно 2005 г., коэффициент рождаемости вырос и составил 10,2 на 1000 чел. населения [3]. Далее коэффициент рождаемости продолжает увеличиваться. В 2014 г. этот показатель, как и в 2012 г., равен 10,9 на 1000 чел. населения (табл. 2). Этому росту способствовали различные программы по стимулированию рождаемости, принятые государством. К ним относятся программа «Родовой сертификат», проект «Здоровье» и другие.
Несмотря на то, что по состоянию на 2005 г. показатель рождаемости в областях был практически на одном уровне, уже к 2010 г. коэффициент рождаемости в Воронежской области на 0,7 выше, чем в Тамбовской, а в 2014 г. эта разница уже составила 1,1 на 1000 чел. населения.
Таблица 2
Общие коэффициенты рождаемости и смертности в Тамбовской и Воронежской областях в 2005-2014 гг.
Область Число родившихся на 1000 чел. населения Число умерших на 1000 чел. населения
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Воронежская область 8,2 10,2 10,2 10,9 10,7 10,9 18,5 17,0 15,9 15,6 15,5 15,7
Тамбовская область 8,4 9,5 9,3 9,7 9,6 9,8 19,3 17,5 16,4 16,2 16,1 16,3
Рост рождаемости в областях при естественной убыли населения означает, что число умерших сокращается. В Воронежской области это сокращение идет более быстрыми темпами, чем в Тамбовской. Так, в 2010 г. в Воронежской области число умерших уменьшилось и составило 17,0 на 1000 чел. населения относительно 2005 г. В 2011 г. этот показатель уже был равен 15,9 на 1000 чел. населения и продолжал снижаться до 2013 г. В 2014 г. мы видим увеличение на 0,2 относительно 2013 г. [3; 4].
В Тамбовской области с 2005 г. наблюдалось сокращение числа умерших (кроме 2008 и 2010 гг.). В 2011 г. по сравнению с 2010 г. их число уменьшилось на 7,2 %, коэффициент смертности населения составил 16,4 на 1000 чел. населения. В 2013 г. чис-
ло умерших в 1,7 раза превысило число родившихся (в 2005 г. - в 2,3 раза). Несмотря на некоторые позитивные тенденции, смертность населения остается высокой.
Переломить негативную тенденцию сокращения численности населения в областях возможно только при заметном повышении рождаемости и снижении смертности.
Вторым фактором, влияющим на численность постоянного населения, является миграционный прирост или убыль. Миграция - это существенный фактор, способный компенсировать естественную убыль населения либо, если наблюдается отрицательное миграционное сальдо, увеличить темпы сокращения населения региона [5].
Таблица 3
Миграционный прирост (убыль) населения в Воронежской и Тамбовской областях в 2005-2014 гг.
Годы Все население, тыс. чел. Коэффициенты миграционного прироста на 1000 чел. населения
Воронежская Тамбовская Воронежская Тамбовская
2005 7,6 -2,0 85 1
2010 5,3 -0,9 68 -10
2011 9,9 0,6 42 5
2012 10,0 0,2 43 2
2013 9,8 0,2 42 2
2014 13,4 0,3
Население Воронежской области за 2014 г. впервые за два десятилетия не снизилось, а увеличилось. Это увеличение объясняется тем, что впервые за последние 20 лет миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль [6].
В последние годы миграционный прирост ежегодно не превышал показателя в 10 тыс. чел. Его увеличение в 2014 г. до 13,4 тыс. (табл. 3) связано с притоком беженцев из Украины. Но таким высоким показатель миграционного прироста будет недолго, так как по причине падения курса рубля для многих трудовых мигрантов работа в нашей стране стала менее привлекательной.
Тамбовская область является одним из самых непривлекательных для приезжих регионом ЦФО [7]. В 2014 г. в Тамбовской области сложил-
ся миграционный прирост населения, который составил 327 чел.
В миграционном обмене с регионами России население Тамбовской области уменьшилось на 4330 чел. Со странами СНГ, как и раньше, наблюдается положительный миграционный прирост. Наибольший миграционный прирост связан с Узбекистаном и составил 49,0 % общего сальдо миграции со странами СНГ. В настоящее время приток населения из стран СНГ в Тамбовскую область можно рассматривать как благоприятное явление, так как в области отмечается значительная естественная убыль населения [8].
В 2013 г. В Воронежской и Тамбовской областях продолжилось сокращение как трудовых ресурсов в целом, так и трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
В 2005 г. в Воронежской области численность населения в трудоспособном возрасте составляла 60,4 % от общей численности населения, в 2013 г. этот показатель снизился до 58,3 %. В Тамбовской области показатель численности населения в трудоспособном возрасте снизился еще больше -с 60,2 % до 57,7 %.
Еще одним участником в формировании ресурсов труда выступают пенсионеры по старости
и подростки, занятые в экономике. В отличие от пенсионеров, которые работают практически во всех видах деятельности, занятость подростков в основном ограничивается работой в личном подсобном хозяйстве. Общая численность трудовых ресурсов зависит также от изменения численности неработающих пенсионеров трудоспособного возраста. Следует отметить, что их численность ежегодно сокращается.
Таблица 4
Возрастной состав населения Воронежской и Тамбовской областей за 2005-2013 гг. (оценка на конец года; в процентах от общей численности населения)
Население моложе трудоспособного возраста Население в трудоспособном возрасте Население старше трудоспособного возраста
2005 2010 2011 2012 2013 2005 2010 2011 2012 2013 2005 2010 2011 2012 2013
Российская Федерация 16,5 16,2 16,5 16,8 17,2 63,0 61,5 60,9 60,1 59,3 20,5 22,3 22,6 23,1 23,5
Воронежская область 14,5 13,8 13,9 14,1 14,4 60,4 60,0 59,6 59,0 58,3 25,1 26,2 26,5 26,9 27,3
Тамбовская область 14,8 13,9 13,9 14,0 14,2 60,2 59,4 58,9 58,3 57,7 25,0 26,7 27,2 27,7 28,1
Несмотря на то, что за последние годы отмечается снижение смертности населения и уменьшение численности неработающих пенсионеров трудоспособного возраста, ожидать увеличения трудовых ресурсов регионов в ближайшие годы не приходится, существующая тенденция будет сохраняться длительное время, так как динамика естественного движения населения не сможет обеспечить стабильность численности своего трудового населения и удовлетворить потребность в рабочей силе, опираясь на внутренние демографические ресурсы.
Рассмотрим далее распределение трудовых ресурсов в области по различным видам деятельности. Население, составляющее численность трудовых ресурсов, может быть занято или не занято в экономике или обучаться (на дневном отделении) в учебных заведениях. Занятыми в сфере экономики являются лица, работающие в крупных, средних и малых организациях, занятые в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в сфере индивидуальной деятельности, а также занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной.
В 2014 г. в экономике Тамбовской области было занято 508,6 тыс. чел., по сравнению с 2012 г. численность занятых уменьшилась на 1,5 тыс. чел. За 2005-2014 гг. численность занятых уменьшилась на 2,5 тыс. чел. [7].
В Воронежской области за последние три года отмечается увеличение численности занятых. Так, относительно 2005 г., в 2013 г. численность занятых увеличилась на 1,6 тыс. чел. [8].
В возрастной структуре занятых происходит понижение уровня занятости наиболее трудоак-тивной группы в возрасте 20-29 лет и увеличение занятых за счет лиц других возрастов. Средний возраст занятых в 2013 г. составил 40,6 лет в Воронежской области и 40,8 лет в Тамбовской области.
В 2014 г. сохранились и тенденции изменения гендерной структуры занятости. Уровень занятости у мужчин выше, чем у женщин. Так, в Воронежской области этот показатель у мужчин составляет 71,2 %, а у женщин - 57,7 %. В Тамбовской области - 69,8 % и 58,2 % соответственно у мужчин и женщин.
Изменилось соотношение в сфере занятости городского и сельского населения. За 2014 г. в Тамбовской области в городской и сельской местности сложился практически одинаковый уровень занятости населения: 64,2 % городского населения и 63,1 % сельского. Хотя в 2005 г. разрыв между уровнем занятости городского и сельского населения составлял 4,4 процентных пункта в пользу городского населения. В Воронежской области сложилась именно такая ситуация - разрыв между уровнями занятости городского и сельского населения равен 3,4 процентным пунктам.
Сохраняется дифференциация занятых по уровню образования. Наличие высшего образования продолжает оставаться существенным преимуществом в решении проблем с занятостью. Уровень занятости лиц с высшим образованием в течение всего анализируемого периода устойчиво превышает уровень занятости лиц другого уровня образования. Реалиям сегодняшней экономики отвечает и наличие начального профессионального образования: уровень занятости лиц с таким образованием имеет тенденцию к росту.
Анализ статистических данных, характеризующих трудовые ресурсы области, позволяет сделать следующие выводы: в областях продолжится сокращение численности населения, в том числе трудоспособного возраста. Существующая динамика естественного движения населения не сможет обеспечить стабильность численности своего трудоспособного населения и удовлетворить потребность в трудовых ресурсах, опираясь на внутренние демографические ресурсы. Одним из способов восполнения трудовых ресурсов является привлечение населения трудоспособного возраста из других регионов.
Исходя из анализа ситуации и демографических тенденций стратегической целью демографической политики Воронежской и Тамбовской областей на период до 2020 г. определяется создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, стабилизации его демографической структуры и формирования на этой основе необходимых экономике трудовых ресурсов.
Достижение этой цели возможно только при условии решения следующих задач:
- снижение смертности;
- повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения;
- стабилизации показателя среднегодовой естественной убыли населения на величине не более 0,3-0,4 %;
обеспечения механического прироста населения до величины, компенсирующей его естественную убыль не менее чем на 50-60 %;
стабилизации численности населения областей на этой основе.
Человеческий капитал - основа новой модели экономического роста, описанная в стратегии развития государства. На первый план все больше выходят качественные характеристики трудовых ресурсов, которые и будут определять конкурентоспособность и эффективность экономики, как страны в целом, так и ее отдельных регионов [5].
Важными характеристиками социальной сферы регионов является здравоохранение и образование.
В областях на протяжении нескольких лет происходит уменьшение числа дошкольных образовательных организаций. В Тамбовской области с 2005 г. число таких организаций снизилось более чем на 100 единиц. В Воронежской области негативная тенденция уменьшения числа детских садов переломилась в 2012 г. Так же в Воронежской области отмечается увеличение числа воспитанников дошкольных образовательных организаций с 2011 г.
В областях отмечается уменьшение числа общеобразовательных организаций. В Воронежской области в 2005-2006 учебном году было 1075 школ, а на начало 2014-2015 учебного года их осталось 850. При этом следует отметить, что увеличилось число частных общеобразовательных организаций с 3 до 12 [8].
В Тамбовской области за этот же период в результате «оптимизации» было закрыто 696 школ. Это в три раза больше, чем в соседней.
Число общеобразовательных учреждений снижается за счет укрупнения и слияния. Это явление двоякое, имеющее свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам относится то, что крупная школа имеет больше возможностей дать качественное образование школьникам. Такие школы имеют более укомплектованную и современную материально техническую базу, более сильный педагогический состав; престиж таких школ выше.
К минусам относится уменьшение числа рабочих мест. Школьники должны привыкать к новому классу, новым учителям. Также, следует отметить, что многие школы находятся далеко от мест проживания учеников. Особенно остро это отразилось в сельской местности. На районы были выделены школьные автобусы, для доставки учеников до школ. Но все равно это не решило всех проблем, так как автобусы не могут собирать учеников со всех населенных пунктов из-за плохих дорог. Поэтому родители вынуждены отправлять ребенка к родственникам или снимать вместе с ними жилье ближе к школе.
Цель здравоохранения состоит в обеспечении доступного для всего населения медицинского обслуживания. Одним из показателей, характеризующим уровень здравоохранения в области, является число больничных коек. Так, в Воронежской области значение этого показателя уменьшилось на 4 тыс. с 2005 г., а в Тамбовской области на 4,7 тыс. При этом в Тамбовской области возрастает численность населения на одну больничную койку [4].
В качестве положительного момента отметим, что численность врачей всех специальностей осталась прежней в обеих областях.
Изменения, происходящие сейчас в сферах образования и здравоохранения, могут иметь негативные последствия в будущем. Некоторые начали проявляться уже сейчас. Даже при незначительном увеличении рождаемости остро встает вопрос с нехваткой мест в детских садах и школах. Нужно увеличивать число мест. Но эти вопросы решаются довольно медленно. Поэтому в областях необходимо оперативно принимать меры по решению данных проблем социальной сферы.
Литература
1. Рейнбах Е. Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 1. С. 18-26.
2. Иваненко Л. В., Тимощук Н. А. Создание социального кластера как механизм инновационных преобразований социальной сферы в регионе // Вестник Самарского государственного университета. 2013. №10 (111). С 121-127.
3. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Воронежской области. URL: http://voronezhstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/ ros-stat_ts/voronezhstat/ru/statistics/employment/
4. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/bgd/ free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/114.htm
5. Полякова Д. Н. Экономико-статистический анализ трудовых ресурсов Тамбовской области // Материалы 66-й научно-практической конференции студентов и аспирантов (II раздел): сб. научных трудов. Мичуринск: Изд-во Мичуринского гос. агроунивер-ситета, 2014.
6. Черемисина Н. В. Статистика. Тамбов, 2012.
7. Инвестиционный паспорт Тамбовской области. URL: http://www.invest-tambovregion.ru/ demo-grafija.html
8. Единая межведомственная информационно -статистическая система (ЕМИСС). URL: http:// www.fedstat.ru/indicators/start.do
References
1. Rejnbakh E. Yu. Sovershenstvovaniye sistemy upravleniya sotsial'noj sferoj kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Improvement of a control system of the social sphere as factor of social and economic development of the region] // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2008. № 1. S. 18-26.
2. Ivanenko L. V., Timoshchuk N. А. Sozdaniye sotsial'nogo klastera kak mekhanizm innovatsionnykh preobrazovanij sotsial'noj sfery v regione [Creation of a social cluster as the mechanism of innovative transformations of the social sphere in the region] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №10 (111). S 121-127.
3. Territorial'nyj organ federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Voronezhskoj oblasti [Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Voronezh region]. URL: http://voronezhstat.gks.ru/wps/ wcm/ connect/ ros-stat_ts/voronezhstat/ ru/statistics/ employment/
4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki: ofitsial'nyj sajt [Federal State Statistics Service: official site]. URL: http://www.gks.ru/bgd/ free/B04_03/ Iss WWW.exe/Stg/d05/114.htm
5. Polyakova D. N. Ekonomiko-statisticheskij analiz trudovykh resursov Tambovskoj oblasti [Economical and statistical analysis of human resources of the Tambov region] // Materialy 66-j nauchno-prakticheskoj konferentsii studentov i aspirantov (II razdel): sb. nauchnykh trudov. Michurinsk: Izd-vo Mchurinskogo gos. agrouniversiteta, 2014.
6. Cheremisina N. V. Statistika [Statistics] // Tambov: Izdatel'skij dom TGU im. G. R. Derzhavina, 2012.
7. Investitsionnyj pasport Tambovskoj oblasti [Investment passport of the Tambov region]. URL: http://www.invest-tambovregion. ru/ demo-grafij a. html
8. Edinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema (EMISS) [Uniform Interdepartmental Information and Statistical System (UIISS)]. URL: http:// www.fedstat.ru/indicators/start.do
* * *
SOCIAL SPHERE OF THE REGION AND REPRODUCTION OF THE HUMAN RESOURCES
BORISOV NIKOLAY ALEKSEEVICH Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
SHAMOYAN RUSLAN DZHAMALOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
This article presented results of the comparative statistical analysis of a state and dynamics of reproduction of a manpower in two neighboring regions of the Central Black Earth region of the Russian Federation: Tambov and Voronezh areas. The analysis of the statistical data characterizing the area human resources allows to draw the following conclusions. In spite of the fact that recently there is a decline in mortality of the population and reduction of number of unemployed pensioners of working-age, it isn't necessary to expect increase in human resources of regions in the next years, the existing tendency will remain a long time as dynamics of the natural movement of the population won't be able to provide stability of number of the labor population and to satisfy need for labor, leaning on internal demographic resources. Extrapolation of results of the analysis for 2005-2014 specifies that in the Tambov and Voronezh areas population reduction, including working-age will proceed. The existing dynamics of the natural movement of the population won't be able to provide stability of number of the able-bodied population and to satisfy need for human resources, leaning on internal demographic resources. One of ways of completion of human resources is involvement of the working-age population from other regions. Despite certain private tendencies of reproduction in the studied regions and more favorable general dynamics of indicators in the Voronezh region, the analysis of the current situation and demographic tendencies specifies that creation of conditions for ensuring simple reproduction of the population, stabilization of its demographic structure and formation on this basis of human resources necessary for economy will be a strategic objective of population policy of the Voronezh and Tambov areas for the period till 2020. However, the condition of human resources of branches of the social sphere, key from the point of view of reproduction, - education and health care - can fix long-term character of noted negative tendencies.
Key words: reproduction of human resources, population policy, social sphere