Dzvonik V. P. Vkontakte Social Network
VIRTUAL COMMUNICATION & SOCIAL NETWORK 2022, 1(3)
Оригинальная статья
Социальная сеть ВКонтакте как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов вуза (на примере направления Журналистика)
Дзвоник Вероника Петровна
Кемеровский государственный университет Кемерово, Россия [email protected]
Поступила в редакцию 30.06.2022. Принята после рецензирования 23.07.2022. Принята в печать 25.07.2022.
Аннотация: Рассмотрены социальные сети как площадка для организации образовательного процесса в онлайн-формате, определяется их роль в процессе обучения на примере учебной телевизионной программы студентов направления Журналистика Кемеровского государственного университета, отмечается необходимость использования социальных сетей для создания игровой обучающей среды в образовательном процессе. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике инструментария по оценке влияния социальных сетей на результативность формирования профессиональных компетенций студентов. Включение в образовательный процесс интерактивных элементов, моделирование создания контента в профессиональных телевизионных редакциях и организация редакционного взаимодействия в рамках учебной телевизионной программы на площадке социальной сети ВКонтакте позволяют замотивировать студентов, дают возможность в течение семестра вести активную работу над развитием профессиональных компетенций. Социальные сети в данном случае выступают площадкой для повышения мотивации к обучению, средством раскрытия творческих способностей учащихся и способом организации образовательного процесса. Ключевые слова: цифровизация, игра, социальные сети, инициация, профессиональные компетенции, журналистика, образование, ВКонтакте, образование
Цитирование: Дзвоник В. П. Социальная сеть ВКонтакте как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов вуза (на примере направления Журналистика). Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022 Т. 1. № 3. С. 114-117.
full article
VKontakte Social Network as a Tool of Professional Skills
Development in University Students
(the example of the educational standard Journalism)
Veronika P. Dzvonik
S Kemerovo State University
^ Kemerovo, Russia
Received 30 Jun 2022. Accepted after peer review 23 Jul 2022. Accepted for publication 25 Jul 2022. ¡Z Abstract: The article considers social networks as a platform for online learning as in case of experimental television programs made by Kemerovo State University students of Journalism. Social networks provide a gaming environment for O the academic process. Pedagogical theory and practice lack tools for assessing the impact of social networks on the formation AT of professional competencies in university students. They create content for online programs in professional television j? editorial offices under realistic conditions. This experience motivates them and develops their professional skills. Social g networks increase motivation for learning, reveal creative abilities, and organize the academic process. ^ Keywords: digitalization, game, social networks, initiation, professional competencies, journalism, education, VKontakte, ^ education
Q Citation: Dzvonik V. P. VKontakte Social Network as a Tool of Professional Skills Development in University Students (the example of the educational standard Journalism). Virtual Communication and Social Networks, 2022, 1(3): 114-117.
w
114 © 2022. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License
ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 2022 Том 1, № 3
Дзвоник В. П. Социальная сеть ВКонтакте как инструмент
Введение
Кризисные этапы, которые проходит общество, открывают новые возможности для раскрытия творческого потенциала личности. Пандемия коронавирусной инфекции оказала влияние на трансформацию большинства сфер деятельности человека. Изменения также коснулись системы образования. Высшая школа при переходе в связи с эпидемиологической ситуацией на обучение в дистанционном формате столкнулась с трудностями удержания внимания молодежной аудитории: досуг и образование оказались помещены на экран одного гаджета и были вынуждены конкурировать за внимание пользователя.
Сегодня социальные сети являются одной из основных площадок для организации коммуникации как по учебным, так и по внеучебным вопросам. Тенденция развития Сети свидетельствует о непрерывном возрастании обратной связи. Это является показателем того, что, по словам М. Маклюэна, «электронный человек» выбирает диалог и моментальную вовлеченность в общение. Сеть переносит его в любую точку виртуального мира, создавая ощущение, что пользователь одновременно находится и здесь, и во многих других местах параллельно [Маклюэн 1994]. Его отличает активное восприятие информации: важнее общение и самореализация через общение, нежели базовое информирование. Стремление к интерактивности определило гибридизацию устного и письменного текста в Сети: ранее интерактивное взаимодействие такого масштаба и интенсивности существовало только в устном общении [Социальные сети 2021]. Взаимодействие социальной среды и образования способствует созданию социальных сетей. И. М. Панченко выделяет следующие функции социальных сетей: информационную (обмен новостями), коммуникационную (установление контактов), развлекательную (досуг), идентификационную (степень анонимности), социализирующую (принадлежность к сообществу или группе) [Панченко 2018].
С. Н. Макеев называет социальные сети площадкой эволюции общества посредством ускоренного диалога, который помогает решить возникающие вопросы, реализовать цели и потребности. По его мнению, для человека важно не абсолютизировать роль компьютерных технологий и потенциала социальных сетей, а применять их для дополнения возможностей объективного мира [Макеев 2016]. М. В. Бештоков отмечает, что сетевые и компьютерные технологии носят статус не только технического средства, но и социальной коммуникативной среды, предоставляющей возможности для самовыражения и самоидентификации [Бештоков 2016].
Социальные сети претендуют на охват всех сфер жизни человека. Образовательный процесс имеет шансы занять устойчивые позиции на онлайн-площадках при условии, что пользователю будет интересно участвовать в процессе и вовлекать в него новых участников. Учебная коммуникация на площадке социальных сетей позволяет заинтересовать студента, вовлечь в процесс обучения в сверхурочное время и усилить его мотивацию к успешному освоению учебной дисциплины.
Практические дисциплины, которым обучаются студенты направления Журналистика Кемеровского государственного университета (КемГУ), связанные с созданием видеоконтента, требуют организации съемочного процесса непосредственно на площадке вуза и за его пределами, а также совместной работы оператора и корреспондента. Учебная телепрограмма Перемены выходит раз в две недели. Производством продукта под руководством наставника-модератора занимаются студенты второго курса направления Журналистика, выбравшие телевизионное направление и преимущественно впервые столкнувшиеся с необходимостью создания телевизионного контента. Задача преподавателя, выполняющего роль наставника и модератора, заключается в моделировании условий, приближенных к производству видеоконтента в профессиональных редакциях. С этой целью студентам в рамках учебной дисциплины в ходе семестра необходимо пробовать себя в разных профессиональных амплуа: ведущий, корреспондент, редактор, оператор (по желанию). Такой комплексный подход способствует формированию у обучающихся на практике компетенций, которыми должен обладать универсальный журналист. Находясь в специально созданных игровых условиях, студент, с одной стороны, вместе с одногруппниками играет, с другой - по общепринятым канонам создает телевизионный контент, соответствующий жанровой специфике новостных и развлекательных телевизионных программ. Е Практическая дисциплина Выпуск учебной телепро- И граммы выступает для будущих журналистов площад- К кой, где в специально организованных условиях обу- %
чающиеся проходят инициацию, которая обеспечивает У
К
преемственность, передачу на практике знаний и опыта. И Она также является инструментом развития лидерских А
качеств и социализации [Дзвоник 2019]. И
И. С. Зимина выделяет компоненты, из которых скла- и
дывается система инициирования, применимая в образо- У
вательном процессе: символическое отделение (разделе- Н
ние студентов по направлениям Печать / Телевидение), Л
ритуальная смерть (выбор амплуа для работы), возрожде- С
ние (выполнение определенной роли, рефлексия), воз- И
вращение (завершение обучения по данной дисциплине, >
Dzvonik V. P. Vkontakte Social Network
VIRTUAL COMMUNICATION & SOCIAL NETWORK 2022, 1(3)
^
N
Pi
S О
Q
N
<
S NS
с ^
и
s
s
с
и <
с
получение зачета) [Зимина 2010]. Инициации позволяют развивать профессиональные компетенции студентов и дают инструментарий для адаптации к новым реалиям. По мнению И. П. Иванова, обучающийся хочет обеспечить себе состояние успеха. Для этого ему необходимы испытания, в преодолении которых он сможет вырасти (примерить на себя все амплуа, представить смонтированный выпуск программы, получить зачет по дисциплине). Важно быть частью коллектива, играть, созидать, творить. Совместное дело, где заранее распределены обязанности, способно вызвать интерес и объединить людей [Иванов 1989].
По результатам проведенного теоретического анализа нами сформулирована проблема исследования: влияние практических учебных дисциплин на формирование профессиональных компетенций у студентов-журналистов посредством социальной сети ВКонтакте.
Методы и материалы
Исследование проходило на базе института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций КемГУ. Выборку составила группа студентов второго курса направления Журналистика в количестве 25 человек.
В рамках проведения констатирующего эксперимента было предложено оценить профессиональные компетенции студентов по шкале от 1 до 10 (1 - компетенция выражена минимально, 10 - максимальное). В рамках формирующего эксперимента студенты в течение семестра самостоятельно руководили учебной телевизионной редакцией, выпускали программу и получали экспертную оценку профессиональных журналистов. Заключительным этапом экспериментальной работы стало проведение контрольного замера, который показал динамику в формировании профессиональных компетенций у студентов-журналистов.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение в процессе работы над выпусками учебной программы, статистический метод (^критерий Стьюдента для зависимых выборок), исследование процесса формирования профессиональных компетенций с использованием социальной сети ВКонтакте.
Результаты
В марте 2020 г. творческая группа учебной телепрограммы Перемены впервые за годы ее существования (проект создан в 2004 г.) столкнулась с необходимостью перехода на режим удаленной работы. Трансформация коснулась как формата проведения занятий по практической дисциплине (еженедельные zoom-конференции),
так и организации процесса съемок и отсмотра итогового продукта с участием студентов и профессиональных журналистов-экспертов. В течение семестра под руководством наставника коллектив работал над выпуском программы на площадке социальной сети ВКонтакте.
Согласно опросу выборки за время работы над производством учебной телепрограммы студенты смогли в разной степени развить критическое мышление, командность, стрессоустойчивость, ответственность, гибкость и мобильность (табл.).
Табл. Средние значения показателей профессиональных компетенций студентов на начальном и заключительном этапах Tab. Mean values of professional competencies in the experimental group at the initial and final stages
Показатель Начальный этап Заключительный этап t p
Критическое мышление 6,7 7,35 1,68 0,05
Командность 8,1 8,15 0,16 0,44
Гибкость 6,95 7,6 2,37 0,014
Ответственность 7,2 7,3 0,30 0,38
Стрессоустойчивость 7,3 8,75 3,88 0,0005
Мобильность 7 8,15 3,20 0,0023
По итогам сравнения показателей на начальном и заключительном этапах выявлено, что произошли статистически значимые изменения по четырем предложенным для оценки профессиональным компетенциям: критическое мышление, гибкость, стрессоустойчивость, мобильность. В ходе сравнения показателей командно-сти и ответственности студентов до и после формирующего эксперимента значимых отличий не выявлено. Примечательно, что статистически значимые изменения произошли по компетенциям, на формирование которых влияет непосредственно журналист в рамках конкретной задачи, которую ему необходимо решить. В части компетенций, на которые оказывает влияние редакционный коллектив (ответственность и команд-ность), изменений в ходе формирующего эксперимента не произошло. Это обусловлено тем, что, участники, несмотря на работу в команде, прежде всего, заинтересованы в личном успехе. К тому же сама социальная сеть работает на самопрезентацию и самореализацию пользователя: на ведущие позиции выходит отдельно взятая личность, нацеленная на результат, а не коллектив в целом.
ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 2022 Том 1, № 3
Дзвоник В. П. Социальная сеть ВКонтакте как инструмент
Полученная обратная связь от студентов показала, что в образовательном процессе социальной сети ВКонтакте,
им комфортнее работать на позициях ведущих и корре- повлияла на формирование у студентов критического
спондентов, где взаимодействие с коллективом и ответ- мышления, гибкости, стрессоустойчивости и мобиль-
ственность меньше, чем на позиции редактора. ности. Таким образом, социальную сеть ВКонтакте
можно рассматривать в качестве инструмента для повы-
Заключение шения мотивации к обучению и формирования про-
Социальные сети можно использовать в качестве мобиль- фессиональных компетенций студентов направления
ной площадки для организации образовательного про- Журналистика, обладающего потенциалом для соци-
цесса, выполняющей ряд функций: информационную, ализации молодежи. Перспективным для дальнейших
коммуникационную, развлекательную, идентификаци- исследований представляется поиск подходов по фор-
онную, социализирующую. Применение инициации мированию в ходе образовательного процесса у студен-
в специально организованных игровых условиях (на пло- тов-журналистов командности и ответственности. щадке социальных сетей) повышает заинтересованность
со стороны обучающихся учебной дисциплиной, позво- Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потен-
ляет им знакомиться с будущей профессией на практике циальных конфликтов интересов в отношении исследова-
и получать экспертную оценку профессиональных жур- ния, авторства и / или публикации данной статьи.
налистов. В рамках исследования доказано, что учебная Conflict of interests: The author declared no potential
дисциплина с практическим уклоном Выпуск учебной conflict of interests regarding the research, authorship, and /
телепрограммы, организованная с использованием or publication of this article.
Литература / References
Бештоков М. В. Социализация в компьютерно-интерактивной социальной системе: образование проблем и проблемы образования. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 32-36. [Beshtokov M. V. Socialization in a computer-interactive social system: education problems and problems of education. Humanitarian, socio-economic and social sciences, 2016, (10): 32-36. (In Russ.)] Дзвоник В. П. Инициация как инструмент развития лидерских качеств социально активных старшеклассников (на примере школы лидеров КемГУ «Кузбасс беспокойных сердец»). Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 309-315. [Dzvonik V. P. Initiation as a tool for the development of leadership qualities of socially active high school students: the case of the school of leaders "The restless hearts of Kuzbass" (Kemerovo State University). Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye iobshchestvennye nauki, 2019, 3(4): 309-315. (In Russ.)] https:// doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315 Зимина И. С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков. Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 75-82. [Zimina I. S. Modern variant of initiation during old age teenagers. Pedagogical Education in Russia, 2010, (2): 75-82. (In Russ.)] Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 208 с. [Ivanov I. P. Encyclopedia
of creative activities. Moscow: Pedagogika, 1989, 206. (In Russ.)] Е
Макеев С. Н. Социальная сеть как средство удовлетворения потребностей человека в условиях расширенной И объективно-виртуальной реальности. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 65-73. К [Makeev S. N. Social network as a means of meet human needs in the extended objective-virtual reality. Kontekst g i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke, 2016, (2): 65-73. (In Russ.)] У
Маклюэн М. С появлением Спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только И
К
актеры. Кентавр. 1994. № 1. С. 20-31. [McLuhan M. At the moment of Sputnik the planet become a global theater а
in which there are no spectators, but only actors. Kentavr, 1994, (1): 20-31. (In Russ.)] И
Панченко И. М. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? Социология ^
науки и технологий. 2018. Т. 9. № 2. С. 86-94. [Panchenko I. M. Social networks as a new form of communication: У
benefit or danger to society? Sociology of science and technology, 2018, (2): 86-94. (In Russ.)] https://doi. Н
org/10.24411/2079-0910-2018-10006 Л
Социальные сети: комплексный лингвистический анализ, науч. ред. Н. Д. Голев, отв. ред. Л. Г. Ким. Кемерово: С
КемГУ, 2021. Т. 1. 430 с. [Social networks: a complex linguistic analysis, eds. Golev N. D., Kim L. G. Kemerovo: И
KemSU, 2021, vol. 1, 430. (In Russ.)] А