Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КАРНАВАЛИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КАРНАВАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНИЦИАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзвоник Вероника Петровна, Ткачева Ольга Николаевна, Скалон Николай Васильевич

Статья посвящена вопросам актуализации творческой деятельности, которая может быть востребована в образовательном процессе высшей школы в условиях пандемии коронавирусной инфекции; соотношению понятий игры, карнавализации и инициации, а также определению их роли в развитии представлений о будущей профессии у студентов-журналистов. Авторы рассматривают карнавализацию как управляемый хаос, способный, во-первых, обеспечить сохранение автономии системы образования, во-вторых, развить профессиональные качества участников процесса, в игровой форме меняющих роль объекта на позицию субъекта. Экспериментальным путем доказано, что для успешного формирования представлений о будущей профессии у студентов необходимо организовывать педагогические инициации с использованием технологии карнавализации. Основными признаками карнавализации является игровой характер организации и набор ролей / позиций, в которых могут себя проявить участники процесса. Описаны преимущества использования педагогической инициации с применением технологии карнавализации для подготовки будущих специалистов; сформулировано определение процесса карнавализации; представлена оценка профессиональных качеств студентов-журналистов, обучающихся на первых курсах вуза; предложены технологии оптимизации данного процесса в условиях деятельности медиацентра университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзвоник Вероника Петровна, Ткачева Ольга Николаевна, Скалон Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARNIVALIZATION AS A MEANS OF DEVELOPING IDEAS ABOUT THE FUTURE PROFESSION IN STUDENTS OF JOURNALISM

The article features various creative activities that can be implemented at university during the COVID-19 pandemic. The authors compare the concepts of game, carnival, and initiation and describe how these activities shape the image of professional self in students of journalism. Carnival is a game with a fixed set of roles. The authors define carnivalization as a form of pedagogical initiation or a controlled chaos that preserves the autonomy of the academic process. Its participants develop their professional qualities: from passive objects of education, they become its subjects. The article describes the advantages of pedagogical initiation via carnivalization in teaching junior students of journalism. It introduces some useful technologies that can be applied at a university media center.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КАРНАВАЛИЗАЦИИ»

оригинальная статья

Формирование представлений о будущей профессии у студентов-журналистов посредством технологии карнавализации

Дзвоник Вероника Петровна Скалон Николай Васильевич

Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово

veronika_dzv0nik@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2735-9051

Ткачева Ольга Николаевна

Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово

Поступила в редакцию 17.12.2021. Принята после рецензирования 14.01.2022. Принята в печать 17.01.2022.

Аннотация: Статья посвящена вопросам актуализации творческой деятельности, которая может быть востребована в образовательном процессе высшей школы в условиях пандемии коронавирусной инфекции; соотношению понятий игры, карнавализации и инициации, а также определению их роли в развитии представлений о будущей профессии у студентов-журналистов. Авторы рассматривают карнавализацию как управляемый хаос, способный, во-первых, обеспечить сохранение автономии системы образования, во-вторых, развить профессиональные качества участников процесса, в игровой форме меняющих роль объекта на позицию субъекта. Экспериментальным путем доказано, что для успешного формирования представлений о будущей профессии у студентов необходимо организовывать педагогические инициации с использованием технологии карнавализации. Основными признаками карнавализации является игровой характер организации и набор ролей / позиций, в которых могут себя проявить участники процесса. Описаны преимущества использования педагогической инициации с применением технологии карнавализации для подготовки будущих специалистов; сформулировано определение процесса карнавализации; представлена оценка профессиональных качеств студентов-журналистов, обучающихся на первых курсах вуза; предложены технологии оптимизации данного процесса в условиях деятельности медиацентра университета.

Ключевые слова: образование, студент гуманитарного вуза, профессиональные качества студентов, игра, игровые технологии обучения, социализация, инициация, журналистика, профессиональные ситуации

Цитирование: Дзвоник В. П., Ткачева О. Н., Скалон Н. В. Формирование представлений о будущей профессии у студентов-журналистов посредством технологии карнавализации. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6. № 1. С. 1-6. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-1-1-6

original article

Carnivalization as a Means of Developing Ideas about the Future Profession in Students of Journalism

Veronika P. Dzvonik

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo veronika_dzv0nik@mail.ru

Olga N. Tkacheva

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

Nikolay V. Skalon

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo https://orcid.org/0000-0002-2735-9051

Received 17 Dec 2021. Accepted after peer review 14 Jan 2022. Accepted for publication 17 Jan 2022.

Abstract: The article features various creative activities that can be implemented at university during the COVID-19 pandemic. The authors compare the concepts of game, carnival, and initiation and describe how these activities shape the image of professional self in students of journalism. Carnival is a game with a fixed set of roles. The authors define carnivalization as a form of pedagogical initiation or a controlled chaos that preserves the autonomy of the academic process. Its participants develop their professional qualities: from passive objects of education, they become its subjects. The article describes the advantages of pedagogical initiation via carnivalization in teaching junior students of journalism. It introduces some useful technologies that can be applied at a university media center.

Keywords: education, student of humanities, professional qualities of students, game, carnivalization technologies, socialization, initiation, journalism, professional situations

St

В w о л

© 2022. Автор(ы). ^атья распространяется на условиях CC BY 4.0 International License 1

Citation: Dzvonik V. P., Tkacheva O. N., Skalon N. V. Carnivalization as a Means of Developing Ideas about the Future Profession in Students ofJournalism. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2022, 6(1): 1-6. (In Russ.) https://doi.org/10.216Q3/2542-184Q-2Q22-6-1-1-6

t; о (с В >s

Введение

Пандемия СОУШ-19 стала для мирового сообщества катализатором перехода от мира УиСЛ с присущими ему нестабильностью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью к миру ВЛ№, в основу которого положены хрупкость, тревожность, нелинейность и непонятность. В условиях изменившейся парадигмы мира потенциальные работодатели могут требовать от приходящих на практику студентов наличие развитого эмоционального интеллекта, ответственности, адаптивности, гибкости. По мнению О. Г. Прикота, у студентов в ходе обучения в университете необходимо развивать универсальность, способность соединять несоединимое. При этом преподавателям вуза, знающим специфику современной студенческой аудитории, важно делать ставку на обучение в специально создаваемых развлекательных условиях1. Студенты и преподаватели при таком подходе рассматриваются как коллеги: в ходе карнавализации образовательного процесса они могут меняться ролями (студент учит, преподаватель учится); ведущей задачей педагога становится модерация, направление в нужное русло творческой активности обучающихся.

С точки зрения М. А. Загибаловой, карнавализация отражает сущность кризиса развития современного общества, символизирует переходный этап, смерть старого и отжившего. Существует два варианта исхода кризисной ситуации: его разрешение либо усугубление [1]. О. С. Петрова определяет современное состояние системы образования как кризисное, переходное, пограничное, карнавальное. С одной стороны, она призвана воспроизводить общество с помощью трансляции знаний, традиций, ценностей из поколения в поколение с сохранением ее неприкосновенных параметров, а с другой - меняться с ориентацией на государственный заказ и происходящие в обществе перемены [2]. В ходе карнавализации образования каждый из участников процесса может выступать в роли творца, переходя из состояния объекта воздействия в состояние субъекта действия. Таким образом, мы можем рассматривать карнавализацию как управление хаосом, обеспечивающее и сохранение автономии системы образования, и развитие профессиональных качеств участников процесса, которые в игровой форме меняют роль объекта на позицию субъекта.

Согласно концепции М. М. Бахтина, под карнавали-зацией понимается воздействие различных празднеств и обрядовых действий на мышление и память участников процесса, которое применяется вне привычных для карнавала условиях [3]. Карнавал и карнавализацию (этап его прохождения участниками творческого процесса) можно

характеризовать как временное состояние, которому свойственна атмосфера праздника с присущей ей эмоциональной разрядкой; это игра на границе жизни и искусства. Представляется важным применение к современному образовательному процессу педагогических инициаций - обрядовых, ритуальных действий, проводимых в игровой форме и направленных на погружение в будущую профессию. Как отмечает И. С. Зимина, явление инициации выступает переходным звеном между важными этапами жизни. Если инициацию не пройти своевременно, человек может остаться на предыдущем этапе либо интуитивно начать искать выход накопившейся энергии, которая может быть направлена как в конструктивное, так и в деструктивное русло [4].

На наш взгляд, задача педагога заключается в том, чтобы, зная период переходного этапа в жизни человека, создать максимально комфортные условия для прохождения инициации, связанной с социализацией и с получением первичных умений в профессии. Исходя из особенностей организации образовательного процесса в вузе, целесообразно проведение педагогических инициаций с использованием в ходе передачи знаний гуманистических социальных технологий сопровождения профессиональных процессов, которые учитывают опыт, чувства его участников; обеспечивают баланс интересов между личностью и социальной группой; определяют меру усилий участников процесса по освоению знаний и умений; несут в себе функцию коммуникативного и информационного сопровождения.

В ходе организации педагогических инициаций с элементами карнавализации можно использовать коммунарскую методику И. П. Иванова. Она сводится к коллективному созданию радости в специально организованных условиях с последующим совместным обсуждением взаимодействия участников. По мнению И. П. Иванова, совместное дело, в котором заранее распределены обязанности, способно объединить представителей разных возрастных групп [5]. Участник образовательного или творческого процесса желает достичь успеха, но одному прийти к результату сложнее. Ему нужны испытания, экстремальные обстоятельства, в преодолении которых он может вырасти. Поэтому важно быть частью коллектива, чего-то сильного и устойчивого, играть и выдумывать. Г. М. Андреева отмечает роль творческого содержания процесса, когда личность не только приобретает опыт, но и в силах творчески его переработать, при этом меняя свое мировоззрение [6]. Таким образом, позитивное социальное развитие человечества напрямую связано с творческим характером социализации.

1 Прикот О. Г. Принципы образования будущего: карнавализация, расшколивание и все учат всех. НИУВШЭ. 03.09.2021. Режим доступа: http:// www.hse.ru/news/edu/501877491.html (дата обращения: 17.11.2021).

С учетом жизни в условиях многозадачности студенты и преподаватели вынуждены в сжатые сроки достигать результата, в связи с чем может страдать качество учебного и воспитательного процессов в университетах: в полной мере не используется потенциал студентов, возникает стремление как можно оперативнее переключиться с выполнения одной задачи на другую. Образовательная деятельность в таких условиях не оставляет места эмоциям и воображению, поэтому во внеучебное время у студентов может появляться потребность в выходе эмоций и включении творческого мышления. Удовлетворить возникшую потребность студент может путем созидания или разрушения. Одна из ведущих задач университета сегодня заключается в том, чтобы досуг стал частью высшего образования, способной формировать позитивные умонастроения: необходимо обучать эффективно и при этом развлекать студенческую аудиторию. По этой причине рациональным представляется включение студентов в работу, сохранившую элементы игры (в игру, превратившуюся в труд, позволяющую на практике познакомиться с будущей профессией). В этой связи идеи О. Г. Прикота о тенденции к карнавализации высшего образования созвучны с представлениями исследователей, отмечавших важную роль игры в процессе становления личности.

А. С. Макаренко называл игру ключевым способом воспитания: по тому, каким образом человек проявляет себя в игре, можно прогнозировать, каким он будет в труде и профессиональной деятельности [цит. по: 7]. Данная деятельность может выступать как форма адаптации студентов к вузу, частично решающая вопрос их социализации. Э. Л. Берн понимал под игрой серию следующих друг за другом действий с определенным и заранее предсказуемым результатом [8]. Л. С. Выготский считал, что игра создает зону ближайшего развития, содержит в себе все тенденции развития, в процессе нее участники находятся выше себя на голову [9]. Таким образом, игра выступает фактором развития у ее участников образного мышления и волевых свойств, самоуправления, самоограничения и самоопределения, самостоятельности и субъектности. А. В. Запорожец отмечает важность общевоспитательной роли игры, необходимость развития способностей к творческому воображению, сопереживанию и управлению [10]. С. Н. Карпова и Л. Г. Лысюк рассматривают игру как форму деятельности в условных ситуациях, в которых воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей [11]. Е. Ф. Рыбалко полагала, что широкий диапазон игры не имеет жестких рамок применительно к сферам деятельности и возрастной периодизации [12]. Игру можно рассматривать как способ ускоренного развития личности, процесс приобретения знаний и умений, которые пригодятся в профессиональной деятельности. В рамках взрослого периода жизни игру можно идентифицировать как элемент учения или досуговой деятельности, имеющий полезный для общества смысл,

позволяющий реализовать учебные и социальные цели. В игру включаются личностные, профессиональные, индивидуальные свойства человека, что способствует его развитию. Через игру реализуются потребности в познании, общении, преобразовании. Более того, в рамках отдельно взятой игры могут прорабатываться профессиональные ситуации, которые обладают накопительным эффектом и влияют на развитие коммуникативных качеств личности. О. А. Степанова понимает под игрой действо, в ходе которого удовлетворяются физические и духовные потребности, развиваются ум и воля. Оно обладает воспитательной ценностью, поскольку в ходе игры формируются социальные отношения, а участники пробуют себя в разных позициях, моделируя тем самым реальную жизнь [13].

С. В. Устюгова указывает на воспитательную роль игры, состоящую в том, что она приучает жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Использование игр в воспитательном процессе, по мнению исследователя, - явление закономерное и необходимое [7].

Успешное вхождение молодого специалиста в профессию возможно при условии осознания самим человеком возможностей становления профессиональной идентичности и реализации потенциала в процессе индивидуальной или коллективной работы. С точки зрения Э. З. Фромма, для связи человека с миром существует активная солидарность с другими людьми, спонтанная деятельность (любовь и труд), которые соединяют его с миром как свободного и независимого индивида [14]. Поэтому людей побуждает к работе не внешнее давление, а внутренняя потребность. По этой причине они трудятся с усиленной интенсивностью, которую раньше можно было бы объяснить целенаправленным давлением извне.

По данным ежегодного исследования «Российские вузы глазами студентов - 2020» международного информационного агентства «Россия сегодня», в течение четырех последних лет происходит сокращение количества положительных отзывов студентов на предмет их удовлетворенности обучением в вузах и растет статистика отрицательных оценок. В 2019 г. отрицательные отзывы оставили 45 % студентов, положительные - 38,3 %, нейтральные - менее 17 %. Наибольшую обеспокоенность у студентов вызывает оторванность получаемых теоретических знаний от практики2. Усиление практической составляющей образовательного процесса является одним из основных требований обучающихся российских вузов. Особенно остро данный вопрос встает в условиях оказания образовательных услуг в период пандемии коронавирусной инфекции, когда обучение переходит в дистанционный формат. Задача университета заключается в том, чтобы услышать этот запрос и своевременно на него среагировать.

2 Зотина Н. Ежегодное исследование показало, чем недовольны российские студенты. РИА Новости. 24.01.2020 (обновлено: 15.09.2020). Режим доступа: https://na.ria.ru/20200124/1563838520.html (дата обращения: 17.11.2021).

» ш

я о л

Е; о

В

>5

Важным аспектом начала взаимодействия со студентами первого курса и включения их в процесс реализации специально организованной педагогической инициации является проведение первичной диагностики уровня развития их профессиональных качеств с целью анализа и последующего использования полученных результатов в ходе запуска проектов, связанных с будущей профессией. Е. П. Прохоров определял профессию журналиста как род трудовой деятельности, требующей владения общими и специальными знаниями и практическими навыками [15]. Мир личности журналиста целостен, связи между составляющими неразрывны, поэтому возникает трудность классификации профессиональных качеств. Теоретик журналистики выделял две группы мотивов: «для себя» (стремление реализовать творческие способности, определиться со способом самореализации) и «для общества» (профессиональный долг, профессия как служение). Число качеств, необходимых для журналиста, составили ответственность за профессионально-творческую самореализацию перед собой и аудиторией, стремление к самосовершенствованию, соблюдение этических и правовых норм, самоотдача, энциклопедизм, образное мышление, любопытство, обращенность психики вовне, мужество, доброта, отзывчивость, чуткость, умение сочувствовать и вставать на место собеседника, общительность, стремление понять героя, быстрота реакции, умение сосредоточиться, находчивость, мобильность, психологическая устойчивость, выносливость, работоспособность, наличие собственной позиции и патриотизм. Исследователь отмечал, что от журналиста требуется соблюдение баланса: быть одновременно решительным и доброжелательным, настойчивым и терпимым. Таким образом, базовым качеством журналиста определена гибкость [15].

Мы разделяем позицию И. С. Кона, согласно которой для успешного существования в переменчивом мире личность должна обладать полярными качествами - устойчивым внутренним мотивационным ядром, способным вынести информационные перегрузки и быстрые изменения, и психологической гибкостью [16]. Лидерские качества характеризуют человека, успешно прошедшего социализацию, адаптированного и способного реализоваться в современных условиях. Одним из базовых качеств лидера выступает интер-нальность - ответственность личности за происходящие события, ее склонность видеть себя, внешние обстоятельства или других людей в качестве причин происходящих в жизни событий [17]. В книге Journalism: New Challenges (Журналистика: новые вызовы) одним из ключевых качеств современного журналиста названа беспристрастность. Полная беспристрастность может быть недостижимым идеалом, однако стремление к ней обеспечивает некоторую гарантию точности и справедливости журналиста [18].

у студентов-журналистов с помощью технологии карна-вализации образования. Исследование проходило на базе института филологии, иностранных языков и медиаком-муникаций Кемеровского государственного университета (КемГУ). Выборку составила группа студентов первого курса направления Журналистика в количестве 40 человек. В рамках проведения констатирующего эксперимента студентам предлагалось оценить их профессиональные качества по шкале от 1 до 10 (1 - минимальное значение выраженности, 10 - максимальное). Для формирующего эксперимента была апробирована технология по формированию у студентов-журналистов представлений о будущей профессии. Заключительным этапом стало проведение контрольного замера, проиллюстрировавшего динамику формирования представлений.

С целью изучения представлений студентов о будущей профессии использованы следующие методы:

• анализ психолого-педагогической литературы;

• наблюдение в процессе игровой деятельности;

• статистический метод (^критерий Стьюдента для зависимых выборок в программе 81а11811са);

• исследование процесса формирования представлений с применением технологии карнавализации.

Для формирования первичных представлений студентов о профессии журналиста мы использовали технологию карнавализации процесса обучения. На практике данную технологию иллюстрирует опыт КемГУ и реализуемый на базе медиацентра вуза проект «Прямая линия с ректором», который представляет собой процесс экспресс-знакомства с профессией и эффективной социализации студентов первого курса направления Журналистика. Ежегодно, начиная с 2020 г., в первый месяц обучения в университете студенты на добровольной основе принимают участие в проектной деятельности, организованной в рамках внеучебной работы. Куратором проекта, его модератором выступает представитель отдела информации и связей с общественностью университета. Из предложенных модератором позиций участники выбирают те, на которых хотели бы реализовать себя в ходе коллективной работы над «Прямой линией с ректором». Студенты могут попробовать себя в роли продюсера, главного редактора, корреспондента, редактора, сценариста, ведущего, стилиста, визажиста, пиар-специалиста, дизайнера, монтажера, оператора. По итогам двух месяцев интенсивной работы (большая часть задач выполнялась участниками через социальные сети) студенты получили опыт реализации крупного проекта в команде, навык принятия решений в условиях многозадачности, умение работать в стрессовых ситуациях (прямой эфир, агрессия пользователей социальных сетей, сжатые временные рамки), возможность оперативного знакомства с различными службами и структурными подразделениями вуза.

Методы и материалы

По результатам проведенного теоретического анализа сформулирована проблема исследования: возможности формирования представлений о будущей профессии

Результаты

Формирующий эксперимент представлял собой реализацию игрового проекта в рамках внеучебной деятельности по формированию представлений о будущей профессии.

Он стартовал в середине сентября и завершился в середине ноября 2021 г. проведением в онлайн-формате «Прямой линии с ректором». Всю организационную работу курировал продюсер проекта, который еженедельно организовывал онлайн-планерки на платформе Zoom. Кураторы направлений создавали в социальных сетях тематические беседы, где велось обсуждение и распределение текущих задач между участниками проекта. По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез с целью выявления динамики формирования представлений о будущей профессии у студентов (табл.).

Табл. Средние значения показателей профессиональных качеств

студентов на начальном и заключительном этапах

Tab. Mean values of professional qualities at the initial and final stages

Показатель Начальный этап Заключительный этап t p

Креативность 6,85 7,52 2,67 0,008

Командность 6,23 6,61 3,20 0,002

Коммуникабельность 7,71 8,49 3,23 0,002

Пунктуальность 7,37 7,46 3,28 0,333

Стрессоустойчивость 6,60 6,91 2,10 0,025

Работоспособность 7,21 8,10 3,06 0,004

По итогам сравнения показателей на начальном и заключительном этапах выявлено, что произошли статистически значимые изменения по пяти предложенным для оценки качествам (при р<0,05): креативность, командность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, работоспособность. В ходе оценки пунктуальности студентов до и после их участия в проекте значимых отличий не выявлено.

Организация внеучебной деятельности студентов направления Журналистика с применением технологии карна-вализации повлияла на повышение уровня их представлений о будущей профессии, что подтверждает рост оценок по качествам, которые удалось развить в процессе работы над проектом «Прямая линия с ректором». Выдвинутая перед началом исследования гипотеза подтвердилась: процесс формирования представлений о будущей профессии студентов-журналистов будет эффективнее, если организовать формирующее воздействие с применением технологии карнавализации образования.

Заключение

Важность и актуальность исследуемой проблемы обусловлены недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике модели формирования представлений о будущей профессии с использованием технологии карнавализации. Дополнено представление о сущностных характеристиках и соотношении понятий карнавализация, игра, педагогическая инициация. Предложено рассматривать карнавализацию как управляемый хаос, способный обеспечить сохранение автономии системы образования и развить профессиональные качества участников процесса, которые в игровой форме меняют роль объекта на позицию субъекта. Кроме того, карнавализацию можно характеризовать как временное состояние, которое отличает атмосфера праздника с присущей ей эмоциональной разрядкой. Находясь в этом состоянии, участники на практике расширяют представления о будущей профессии, развивают профессиональные качества, выполняя одну из ролей, выбранных / полученных в ходе карнавала / игры / специально организованной деятельности. Задача педагога заключается в создании максимально комфортных условий для прохождения педагогической инициации с элементами карнавализации, связанной как с социализацией, так и с получением первичных умений в профессии.

Для успешного формирования у студентов-журналистов представлений о будущей профессии необходимо организовывать педагогические инициации, применяя технологию карнавализации со свойственными ей основными признаками - игровым характером организации и наличием набора ролей / позиций, в которых могут проявить себя участники процесса. Обоснована роль применения технологии карнавализации в процессе формирования представлений о будущей профессии. В ходе проведения формирующего эксперимента установлено, что включение технологии карнавализации во внеучебный процесс способствует развитию таких профессиональных качеств будущих журналистов, как командность, креативность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, работоспособность. Технологии карнавализации образовательной деятельности могут быть использованы в рамках учебных и внеучебных мероприятий, проводимых в школах, колледжах, техникумах и университетах.

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The author declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

д

m

д

Литература / References

1. Загибалова М. А. Феномен карнавализации современной культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2008. 22 с. Zagibalova M. A. The phenomenon of carnivalization of modern culture. Cand. Philos. Sci. Diss. Abstr. Tula, 2008, 22. (In Russ.)

2. Петрова О. С. Карнавал в системе современного образования: от куматоида к лабиринту. Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2013. № 4. С. 81-86. Petrova O. S. Carnival in the system ofmodern education: from the kumatoid to the labyrinth. Vestnik NGTU im. R. E. Alekseeva. Seriia: Upravlenie v sotsialnykh sistemakh. Kommunikativnye tekhnologii, 2013, (4): 81-86. (In Russ.)

0 m

St

ш

w о л

3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

Bakhtin M. M. Francois Rabelais' creativity and folk culture of the Middle Ages and Renaissance. 2nd ed. Moscow: Khudozh. lit., 1990, 543. (In Russ.)

4. Зимина И. С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков. Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 75-82.

Zimina I. S. Modern variant of nitiatiay during old age teenagers. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2010, (2): 75-82. (In Russ.)

5. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 208 с. Ivanov I. P. Encyclopedia of creative activities. Moscow: Pedagogika, 1989, 208. (In Russ.)

6. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 с. Andreeva G. M. Social psychology. 5th ed. Moscow: Aspekt Press, 2017, 363. (In Russ.)

7. Устюгова С. В. Игра как средство воспитания: от А. С. Макаренко до наших дней. А. С. Макаренко - человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал: мат-лы 10-х Всерос. Макаренковских студенческих педагогических чтений. (Екатеринбург, 18 апреля 2013 г.) Екатеринбург: Раритет, 2013. С. 259-263.

Ustyugova S. V. The game as a means of education: from A. S. Makarenko to the present day. A. S. Makarenko - a man, a teacher, a scientist, and a writer: USSR, Russia, Ural: Proc. 10th All-Russian Makarenko Pedagogical Readings for Students, Ekaterinburg, 18 Apr 2013. Ekaterinburg: Raritet, 2013, 259-263. (In Russ.)

8. Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Л.: Лениздат, 1992. 400 с.

Berne E. L. Games People Play. The Psychology of Human Relationships; What Do You Say After You Say Hello? The Psychology of Human Destiny. Leningrad: Lenizdat, 1992, 400. (In Russ.)

9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76. Vygotsky L. S. Play and its role in the mental development of the child. Voprosy psikhologii, 1966, (6): 62-76. (In Russ.)

10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с. Zaporozhets A. V. Selected psychological works. Vol. 1. Mental development of the child. Moscow: Pedagogika, 1986, 320. (In Russ.)

11. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: МГУ, 1986. 144 с. Karpova S. N., Lysiuk L. G. Game and moral development of preschoolers. M.: MSU, 1986, 144. (In Russ.)

12. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. 224 с. Rybalko E. F. Age and differential psychology. St. Petersburg: Piter, 2001, 224. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Степанова О. А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению. Начальная школа плюс До и После. 2006. № 1. С. 3-11.

Stepanova O. A. Psychological and pedagogical potential of children playing: retrospective and contemporary approaches. Nachalnaia shkolapliusDo i Posle, 2006, (1): 3-11. (In Russ.)

14. Фромм Э. З. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009. 288 с.

Fromm E. S. Escape from freedom. Moscow: AST, 2009, 288. (In Russ.)

15. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. 367 с. Prokhorov E. P. Introduction to the theory of journalism. 5th ed. Moscow: Aspekt Press, 2003, 367. (In Russ.)

16. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.

Kon I. S. Psychology of a high school student. Moscow: Prosveshchenie, 1982, 207. (In Russ.)

17. Дзвоник В. П. Инициация как инструмент развития лидерских качеств социально активных старшеклассников (на примере школы лидеров КемГУ «Кузбасс беспокойных сердец»). Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 309-315. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315 Dzvonik V. P. Initiation as a tool for the development of leadership qualities of socially active high school students: the case of the school of leaders "The restless hearts of Kuzbass") (Kemerovo State University). Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2019, 3(4): 309-315. (In Russ.) https://doi.

й org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315

g 18. Journalism: New Challenges, eds. Fowler-Watt K., Allan S. Bournemouth: Centre for Journalism & Communication Research, ^ Bournemouth University, 2013, 523.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.