^ Теория и история культуры
ложительную оценку последнему виду автопортрета нельзя. Потому что бытование selfie не для всех субъектов является полезным — прибавляет психического здоровья или помогает осознать себя в мире. Культура через рост популярности БеШе взращивает «вуае-ризм» — тенденцию подглядывать за собой и другими.
Таким образом, в завершении разговора о специфике воплощения идеи маски в эстети-
Примечания
1. Беремчук А. с. Модернизационный облик современной интеллигенции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5.
2. Герасимов Г. И, Топилина Е. С. Молодежь в зеркале субкультурных практик. Ростов-на-Дону : Антей, 2012.
3. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / под ред. Г. С. Батыгина, Л. А. Козловой. Москва : Институт социологии РАН, 2003.
4. Лотман Ю. М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург, 2002.
5. Тихомирова Е. Г. Идея маски в гуманитарной культуре Новейшего времени : монография. Ростов-на-Дону : Изд-во РГСУ, 2012.
Социальная сеть как жизненное
пространство для идеи маски
УДК 009
Е. Г. Тихомирова
Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность феномена маски как идеи, бытующей в рамках сознания и рамках культуры. Исследование феномена, смежных с ним понятий и явлений показывает, что он занимает прочное место в современной культуре. Культурные продукты в БтаП-пространстве, выстроенном при помощи программных, компьютерных технологий Новейшего времени обрели специфику, в которой выражены: сущность внутренних и внешних форм идеи маски, воплощение идеи в конкретных содержаниях, переход от идеи маски к ее смыслам в культуре. В статье представлен анализ характерных форм культуры, рожденных в БтаП-пространстве и связанных с ними масочных продуктов эпохи «высоких технологий».
Ключевые слова: маска, культура, гуманитарная культура, личность, структура личности, феномен маски, идея маски, поколение.
ТМХОММРОВА ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА — кандидат философских наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)
TIKHOMIROVA EKATERINA GRIGORIEVNA — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
e-mail: [email protected] © Тихомирова Е. Г., 2014 75
ческой сфере культуры, о маскарадном содержании жанров портрета, автопортрета и фотографического автопортрета — БеШе, необходимо отметить то, что через построение в этих формах самопредставления, через си-туативность актов самооценки, через создание самоотношения происходит взаимодействие идеи маски с истинным Я, осуществляется культуротворческая деятельность и рефлексия на нее [5].
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
E. G. Tikhomirova
Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022
SOCIAL NETWORK AS A LIVING SPACE FOR IDEAS MASKS
As a central research problem in the article serves as a mask essence of the phenomenon ideas prevailing culture within the framework of consciousness and culture. Study of the phenomenon, with adjacent concepts and phenomena, shows that he has a strong place in modern culture. Cultural products in the smart-space, built with the help of software, computer technology gained Newest time-sensitive, which are expressed: the nature of internal and external forms of the idea of the mask, the embodiment of the idea of a specific content, the transition from the idea of the mask to its meaning in the culture. The paper presents an analysis of specific forms of culture, born in the smart-space and related products masked era of "high technology".
Keywords: mask, culture, humanitarian culture, personality, personality structure, the phenomenon of the mask, the idea of the mask generation.
Культура, как специфический способ «возделывания» человеком бытия, обрела иные очертания в современной эпохе. Появились алгоритмизированные технологии и методики по созданию культурных «миров», культурных продуктов и самого человека, его личностного конструкта, в котором и нашла свое место идея маски.
Маска как идея — это феномен сознания, определяющий способность субъекта к творению поверхностных, временных, изменений внутреннего или внешнего облика себя и действительности; прообраз, обусловленный мотивами и потребностями, а также культурными интересами и коммуникативными ожиданиями субъекта. Маска как идея есть значимая часть культурного бытия, феномен культуры, модифицируемая модель действительности, модель, подчеркивающая изменчивость культуры, модель, реализуемая в законе преемственности (посредством передачи смыслов от эпохи к эпохе, от поколения — поколению) [4].
Для творения принципиально иного пространства и времени новому зтаг1:-поколению понадобились новые способы. Из привычной реальности при помощи новых технологий и методик, компьютерных и телефонных беспроводных сетей, программируемых устройств создаются постоянно изменяемые образы окружающего мира. В них время перестает быть временем (на фотографии или видео можно моделировать любой период года, суток); пространство — пространством (по
желанию может быть создан любой фон). И Я также может быть подвергнуто радикальным манипуляциям (цвет волос, глаз, особенности фигуры, одежда и пр.). Внешнее меняется настолько, насколько хочет этого субъект зтаг1:-поколения. Производятся маски времени, пространства и образа Я для публичного обозрения, разворота во вне. К средствам реализации внешнего, публикации образов для Других относятся популярные культурные формы цифровой реальности — так называемые, социальные сети.
Социальная сеть — компьютерный, программный продукт, место творения масочной реальности. Именно в социальной сети человек может попробовать себя в роли демиурга, управляющего временем, пространством, собой и другими людьми. Социальная сеть — это компьютерная программа, предоставляющая возможность людям публиковать мнения, видео- и фотоизображения, обмениваться любыми данными и, что немаловажно, получать чувственно-эмоциональный ответ на действия — свои и чужие. Эта программа позволяет людям обозначить себя в Сети в визуальной форме, обозначить свои интересы и ценности — от хобби и увлечений, до политических и профессиональных перспектив [3].
В Сети происходит организация людей в сообщества на основе любого мировоззренческого критерия. Этот структурный критерий, позволяет сообществам объединяться для реализации поведения и действий, выходящих затем за рамки Интернета в мир. Для
^ Теория и история культуры
того чтобы это подтвердить достаточно простого доказательства: взгляда на окружающих на улице, в пунктах питания, на рабочих местах — люди сидят с опущенными глазами в монитор компьютера, планшетного компьютера или в мобильный телефон (смартфон).
Главным принципом для работы социальных сетей стал принцип создания содержания субъектом по своему желанию и разумению.
Стоит отметить такую специфическую особенность социальной сети, как ее «социальность» — выделение, подчеркивание социального статуса и социальных характеристик субъекта, зарегистрировавшегося на подобной программной платформе. Создавая «профиль», человек обозначает свои достижения в сфере образования, маркирует принадлежность к профессии и сфере деятельности, а также дополняет сведения о себе перечислением любимых музыкантов, фильмов, книг и пр.
Людям была предоставлена возможность презентировать «истинное» (соответствующее действительности) лицо. Однако создатели данного продукта получили иной эффект: число масок, «фейков» — обманщиков растет в геометрической прогрессии. В этом просматривается множество факторов. Во-первых, профиль с недостоверными данными (фото, именем, фамилией и остальными сведениями) создают ради преследования экономических интересов — с целью продать что-либо или купить. Но делать это под своим именем продавцам и покупателям по ряду причин не нравится. Участники экономических действий хотят оставить личное для себя и своего дружеского окружения, а рабочее — отделить. И второй причиной выступает рекламный фактор. Свой профиль продавцы приукрашивают числом подписчиков, фотографиями, положительными отзывами о товаре. Представить себе красивую девушку, торгующую, например, косметической продукцией, гораздо приятнее, чем полноватого, лысеющего мужчину средних лет.
Надо отметить и то, что рынок рекламы в социальных сетях (и, собственно, в Интернете) растет. Рекламодатели постепенно уходят
из «медленных» средств массовой информации — газет и радио, потому что наиболее быстрый и активный отклик можно получить в беспроводных сетях [1;5]. Такая реклама доходит до целевой аудитории сразу после ее опубликования. Кроме того, рекламодателям удобно наблюдать за реакцией сообщества на продвигаемые товары и услуги по числу обращений к ним через Сеть, а также по обсуждениям этих товаров и услуг самими пользователями. Социальная сеть может оказать как хорошую, так и плохую услугу производителям продукта — неверные шаги в области интернет-маркетинга могут привести к моментальному провалу или моментальной прибыли (умноженный Сетью вовлеченных субъектов эффект «сарафанного радио»).
Во-вторых, недостоверный профиль создается с мошенническими целями — для нелегального распространения сетевого контента — музыки, кинофильмов и текстов. Изменения в законодательстве разных государств не могут перекрыть поток нелегальных работ, потому что простое изменение своего имени, имени продукта (фильма или музыки), имени компьютера, способно увести мошенника из-под взгляда надзирающего органа.
В-третьих, сетевые фейк-профили (несоответствующие действительности) создаются в коммуникационных целях — когда человек желает выйти из круга тех, кто знает его в лицо или познакомиться с совершенно новыми людьми ради достижения всевозможных целей — раскрытия себя с новой стороны или познания других. Когда создатель фейк-профиля делает это ради себя, он может это делать по причинам, носящим психологический характер, — люди и вне Сети не всегда довольны тем, как их видят окружающие; нам часто кажется, что наше Я никем не понято, что наше истинное лицо, с лучшими качествами — не востребовано. Сеть предоставляет человеку возможность это исправить — он создает такой профиль, который соответствует его представлениям о себе или о некоторых своих качествах [2]. Мобильность и муль-тимедийность, характерные для действительности социальной сети, стали причиной формирования убеждения людей в том, что они
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
нужны друг другу (ведь у них «так много друзей и знакомых» на расстоянии нажатой клавиши).
В-четвертых, сетевые фейк-страницы создаются в криминальных целях. Далее преступные сообщества предпочитают представить себя социальной сети — в виде сообществ и групп внутри программной платформы, для пропагандированния своей идеологии и своих концепций. Среди таких групп — те, кто проповедует националистические, экстремистские действия; те, кто занимается распространением наркотиков и порнографии; те, кто выступает на стороне терроризма и других призывающих к насилию структур (также религиозные тоталитарные секты). Побороть эту криминальную сторону социальной сети можно только при помощи игры на тех же правилах — использовании положительной пропаганды, создания образов сетевых героев и, конечно, при помощи специальных программных средств и агентов (во многих государствах в силовых ведомствах есть структуры, отвечающие за контроль и регулирование отношений в Интернет).
Таким образом, в социальных сетях люди создают, на самом деле, сеть репутаций [4]. Только эти репутации приобретают высокотехнологичный характер: индивидуальность либо приукрашивается, либо портится (осознанно и нет) при помощи программ, работающих с фото, видео, звуком, при помощи слов, фраз (мнений) и придания им особого значения.
Эта сеть репутаций — новый способ, кото-
рый позволяет более действенно манипулировать представлениями о себе и других людях. Система репутаций — идея маски, которая оказалась размещенной внутри алгоритмов — компьютерного пространства. Общество из реального мира превращается в общество обладателей технических «умных» устройств, регулирующих свою жизнь и жизнь других людей через представления о себе, созданные в smart-пространстве. Более того, эти репутации становятся нормой и ценностью для субъекта — вписываются в культуру и выступают в качестве черты, принадлежащей целому поколению.
Smart-поколение — не только юные представители человечества, это люди вне возрастных рамок, а критерии принадлежности к этому поколению определяются способностями овладевать в динамике новыми методиками (работой с компьютерными программами и программами для беспроводной мобильной телефонии), способностями адаптироваться в сетевой реальности и, конечно, финансовой возможностью приобрести инструменты для «жизни» в зтаг1:-пространстве.
Так, динамика развития зтаг1:-пространст-ва, его специфических форм (социальных сетей) обозначила призрачность границы между «личным миром» человека и публичным, открыла «дверь» идее маски из комнаты с веб-камерой в мир «тысяч глаз», в котором каждый может представить свое Я и Я Другого в согласии со своими требованиями и ожиданиями — с истинным лицом или неузнаваемой маске Я.
Примечания
1. гройс Б. Московский романтический концептуализм // Утопия и обмен. Москва, 1993.
2. Ломова н. в. Механизм морально-психологического взаимодействия // Сборник статей конференции «Наука и культура XXI века». Ростов-на-Дону : Изд-во РАС ЮРГУЭС, 2008.
3. рейнгольд г. Умная толпа: новая социальная революция. Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2006.
4. тихомирова Е. г. Идея маски в гуманитарной культуре Новейшего времени : монография. Ростов-на-Дону : Изд-во РГСУ, 2012.
5. титова е. Основные формы, механизмы, закономерности развития индивидуальности в процессе профессионализации // Сборник научных статей. Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2011.