Научная статья на тему 'Маскарадность selfie как воплощение мотива презентации я (феномен, его сущность и виды)'

Маскарадность selfie как воплощение мотива презентации я (феномен, его сущность и виды) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
291
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСКА / MASK / КУЛЬТУРА / CULTURE / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / HUMANITARIAN CULTURE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY STRUCTURE / ФЕНОМЕН МАСКИ / THE PHENOMENON OF THE MASK / ИДЕЯ МАСКИ / THE IDEA OF THE MASK GENERATION / ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тихомирова Екатерина Григорьевна

В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность феномена маски как идеи, бытующей в рамках сознания и рамках культуры. Обращение к данному феномену, сосуществующим с ним и обоснованным его наличием понятиям, продуктам и явлениям четко обозначает его роль в культуре Новейшего времени. Культурные продукты в smart-пространстве, выстроенном при помощи программных, компьютерных технологий Новейшего времени обрели специфику, в которой выражены: сущность внутренних и внешних форм идеи маски, воплощение идеи в конкретных содержаниях, переход от идеи маски к ее смыслам в культуре. В статье представлен анализ характерных форм культуры, рожденных в smart-пространстве и связанных с ними масочных продуктов эпохи «высоких технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FANCY "SELFIE" AS THE EMBODIMENT OF THE MOTIF PRESENTATION I (THE PHENOMENON, ITS NATURE AND TYPES)

As a central research problem in the article serves as a mask essence of the phenomenon ideas prevailing culture within the framework of consciousness and culture. Appeal to this phenomenon, coexisting with him and justified his presence concepts, products and events, clearly indicates its role in the culture of recent times. Cultural products in the smart-space, built with the help of software, computer technology gained Newest time-sensitive, which are expressed: the nature of internal and external forms of the idea of the mask, the embodiment of the idea of a specific content, the transition from the idea of the mask to its meaning in the culture. The paper presents an analysis of specific forms of culture, born in the smart-space and related products masked era of «high technology».

Текст научной работы на тему «Маскарадность selfie как воплощение мотива презентации я (феномен, его сущность и виды)»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ж

АСКАРАДНОСТЬ SELFIE КАК ВОПЛОЩЕНИЕ МОТИВА ПРЕЗЕНТАЦИИ Я (ФЕНОМЕН, ЕГО СУЩНОСТЬ И ВИДЫ)

УДК 009

Е. Г. Тихомирова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность феномена маски как идеи, бытующей в рамках сознания и рамках культуры. Обращение к данному феномену, сосуществующим с ним и обоснованным его наличием понятиям, продуктам и явлениям четко обозначает его роль в культуре Новейшего времени. Культурные продукты в smart-пространстве, выстроенном при помощи программных, компьютерных технологий Новейшего времени обрели специфику, в которой выражены: сущность внутренних и внешних форм идеи маски, воплощение идеи в конкретных содержаниях, переход от идеи маски к ее смыслам в культуре. В статье представлен анализ характерных форм культуры, рожденных в smart-пространстве и связанных с ними масочных продуктов эпохи «высоких технологий».

Ключевые слова: маска, культура, гуманитарная культура, личность, структура личности, феномен маски, идея маски, поколение.

E. G. Tikhomirova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the , Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022 .

FANCY "SELFIE" AS THE EMBODIMENT OF THE MOTIF PRESENTATION I (THE PHENOMENON, ITS NATURE AND TYPES)

As a central research problem in the article serves as a mask essence of the phenomenon ideas prevailing culture within the framework of consciousness and culture. Appeal to this phenomenon, coexisting with him and justified his presence concepts, products and events, clearly indicates its role in the culture of recent times. Cultural products in the smart-space, built with the help of software, computer technology gained Newest time-sensitive, which are expressed: the nature ofinternal and external forms of the idea of the mask, the embodiment of the idea of a specific content, the transition from the idea of the mask to its meaning in the culture. The paper presents an analysis of specific forms ofculture, born in the smart-space and related products masked era of«high technology».

Keywords: mask, culture, humanitarian culture, personality, personality structure, the phenomenon of the mask, the idea of the mask generation.

Маска как идея есть феномен сознания, определяющий демиургические способности субъекта по созиданию временных изменений конструктов Я-для-себя и Я-для-Других, конструктов пространства и времени; идея маски — прообраз, обусловленный мотивами и потребностями, интересами, культурными ценностями и коммуникативными ожиданиями субъекта. Маска, как идея есть значимая

часть культурного бытия, феномен культуры, модифицируемая модель действительности, модель, подчеркивающая изменчивость культу ры, модель, реа ли зуе мая в за коне преемственности (посредством передачи смыслов от эпохи к эпохе, от поколения — поколению) [5].

Для того чтобы продолжить разговор об идее маски как о технологии самопрезента-

ТИХОМИРОВА ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА — кандидат философских наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного 72 строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

TIKHOMIROVA EKATERINA GRIGORIEVNA — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: katiaphilos@mail.ru © Тихомирова Е. Г., 2014

^ Теория и история культуры

Ф

ции и репрезентации, стоит обратить внимание на эстетическую сферу культуры. В ней в наиболее явной форме выражены сущность феномена, его функциональность, многообразные смыслы и содержания масок. Данная статья раскрывает анализ содержания идеи маски в специфике жанров — портрете, автопортрете художественном и фотографическом.

Для портрета и автопортрета центральной темой выступает индивидуализация — описание соответствующими способами внешнего и внутреннего облика модели. Важно то, что во все предыдущие эпохи достичь этого в равновесной гармонии не удавалось, — акцент делался либо на внешнем, либо на внутреннем. Это происходило в силу разных причин — от не дос тат ка или осо бен но стей навыка, техники живописи, по идеологическим соображениям (главным мотивом, например в Средние века, было сосредоточение на духе, анонимность, безликость [4]), из-за мировоззренческих позиций (каждый мастер — плод эпохи, который не мог писать иначе, как в трен де сво его вре ме ни — пред став ле ний о ми ре, о че ловеке и о се бе са мом, по тому кон-крет ная лич ность свя зы ва лась с иде альным обликом Я, присущим этому периоду истории), в силу особенностей личности художника (в момент создания портрета происходило и происходит слияние двух Я — творца и модели, поэтому свое могло быть спроецировано на другого).

Новейшее время не стало прорывом — уловить сущ ность кон кретной модели край не сложно, потому что по-преж нему остро стоит про бле ма оценки идентич ности — сходства реального Я и изо бра жен но го. Эти оценки пытаются выставить огромное количество людей: автор своей работой, критики — статьями, зрители — «ногами» (хождением на выставки), субъект — похвалой (связанной с самооценкой и самопрезентацией [4]).

В «теле» портрета или автопортрета, тем самым, реализует себя идея маски — через видение облика Я, его идеализацию, через после дую щие оцен ки, а так же че рез фик са цию факта компромисса между автором и натурой. В период классицизма появились далее

два термина, которым публика обозначила продукт компромисса на полотне — «лесть» и «правда». Рассуждения человека о самом себе не всегда совпадают с рассуждениями о нем других. Художник хочет творить, а модель — видеть себя, узнавать. В этом противоречии также наличествует маска: художник готовит блюдо искусства, модель знакомится с собой.

Портретная живопись и фотопортрет в эпоху Новейшего времени стали искусством, презентующим человека (автора и модель), его отношение с миром и другими. Становление интереса к автопортрету и фотоавтопортрету — selfie — оказалось обусловлено рядом появившихся потребностей: получать информацию, искать деловых и дружеских партнеров, получать «славу» и похвалу, в виде символического «похлопывания» («лайков» — от like — «нравится») по плечу. В полной мере функционал selfie реализовался в социальных сетях нового smart-пространства, существование которого оказалось определено научно-техническим прогрессом, изменениями в культурной рефлексии (конкретных культурных продуктах, производ ных от отношения человека к себе, миру, другим людям [2; 3]), появлением нового субъекта — smart-поколения [5].

Авторами selfie вначале популярности феномена были подростки и молодые люди — представители smart-поколения, те, кто мог освоить новейшие методы и технологии, кто неотъемлемой частью своей жизни считал технические цифровые устройства, программы (обеспечивающие их работу) и цифровые коммуникативные продукты (социальные сети и их вариации). Selfie сегодня — это свидетельство принадлежности к smart-про-странству, возможность зафиксировать себя и жиз нен ные си туа ции, вы ра зить внут рен нее посредством внешнего, послать специфический сигнал другим. Selfie — содержание идеи маски, сформулированное в многообразных видах. К ним стоит отнести сюжеты: «Я дома»; «Я в публичном заведении»; «Я в необычном месте»; «Я и памятное событие»; «Я в авто»; «Я со статусным предметом»; «Я как все» / «Я не как все»; «Я и природа»; «Я и работа»; «Я и значимые другие»; «Я и моя еда»; «Я в

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

лифте»; «Я в туалете»; «Я и мои части тела»; «Я и смерть»; «БеШе» животных. Рассмотрим не ко торые из них.

Автопортреты дома делаются для маркировки себя в месте обитания. Если фото делается с осознанием всех деталей фона, подготовкой освещения, с использованием аксессуаров, то оно является прямой самопрезентацией — показом себя в своем пред мет ном ми ре, зна ком ст вом с ой ку меной (окультуренном лично пространством). Автопортрет без подготовки помогает Другому (при умении понимать знаки) глубже познать авторское Я, которое без масок постановочного фото, выглядит естественнее. ЗеЩе в публичных местах весьма многооб-раз ны — их де ла ют всю ду, где по яв ляет ся человек: в театре, кафе, ночном клубе, на заседаниях, на концертах, в магазинах (в примерочных) и т.д. Создавая автопортрет в таком мес те, че ловек хо чет по ка зать свою при частность к нему, а также характер этого причастия (нравится ему оно или нет). На характер указывают детали мимики, композиция, свет. Идея маски проходит через показ себя в конкретике предметного пространства. Автопортрет в автомобиле или со статусным предметом (обручальным кольцом, свадебным букетом) — маркировка материального положения. Идея маски — в замещении внутреннего внешними атрибутами.

Особый интерес вызывает вид БеЩе — «я, как все/ я не как все». В рамках вида «не как» создано множество сюжетов: фото в зеркало в ванне вместе с байдаркой (вопрос о том, как ее уда лось затащить в тес ное про странст во); с лицом, обмотанным скотчем; с лапшой (вы-та щен ной из су па) на го ло ве; в эпа ти рую щих костюмах; с разными предметами на голове (например, с табуреткой — «король») и пр. Обязательным для «как всех» выступает фото со специфически сжатыми губами («уточкой»). Желание противоречить общей тенденции, использовать необычные детали для обрамления Я — являются стремлением указать на индивидуальность внутреннего мира, которому требуется нетривиальный фон.

«Я и моя еда»» — фото, которые позиционируют пищевые, потребительские пристрастия

человека (снова одна из опор культуры Новейшего времени). Замысловатые кафе, рестораны, блюда, посуда, требования к обслужи-ва нию — совокуп ность обра зов дан ного ви да БеШе. Где-то в глубинах СМИ возникла фраза: «ты — то, что ты ешь». Человек со свойственным ему энтузиазмом перевернул смысл зер-каль но. И вме сто здо ровой умерен ной пи щи для здорового индивида стал требовать изыски для «неординарной» личности. Смысл еды оказался ложным, автопортреты такого рода это подтверди ли.

ЗеЩе в лифтах — путь с работы — путь отдыха, когда большинство проблем решены или поставлены на паузу. На этом отрезке у человека и возникает мысль посмотреть на себя со стороны, тем более лифты в современных домах украшены зеркалами. Так, фото в лифте — маска урбанистического отдыха.

Экзотическими Бефе являются фото, связанные со смертью. В 2014 году по США прокатилась волна автопортретов на фоне умерших родственников. Да, эти БеШе сопровождались скорбными надписями, выражающими печаль, но считать такие самопрезентации нормой сложно, потому что человечество до сих пор обращается к теме смерти, уважая память об ушедшем, горе родственников. Публичное же выражение чувств перед незнакомыми людьми (в социальных сетях) оказывается наигранной драмой — театром от но ше ний, в ко тором под мас кой слож но обнаружить хоть какое-нибудь Я. Интересно проследить параллель от древнеегипетского погребального портрета к «посмертному» БеШе Новейшего времени: мистицизм, выражаю щий сим во ли ку лич но сти, ис чез, а ему на смену пришел технизированный постановочный кадр. Авторами подобных фото являются подростки. Они, вероятно, не задумываются над тем, что их желание приобщиться к богатству личности умершего, на самом деле, имеет отрицательный результат.

Так,автопортрет от истоков (палеолитического трафарета руки) до фотоавтопортрета БеШе воплотил в себе идею маски, предстал как инструмент культурной идентичности, фактор культурной динамики и продукт рефлексии. Однако давать однозначную по-

Ф

^ Теория и история культуры

ложительную оценку последнему виду автопортрета нельзя. Потому что бытование БеШе не для всех субъектов является полезным — прибавляет психического здоровья или помогает осознать себя в мире. Культура через рост популярности БеШе взращивает «вуае-ризм» — тенденцию подглядывать за собой и дру ги ми.

Таким образом, в завершении разговора о специфике воплощения идеи маски в эстети-

Примечания

1. Веремчук А. С. Модернизационный облик современной интеллигенции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5.

2. Герасимов Г. И., Топилина Е. С. Молодежь в зеркале субкультурных практик. Ростов-на-Дону : Антей, 2012.

3. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / под ред. Г. С. Батыгина, Л. А. Козловой. Москва : Институт социологии РАН, 2003.

4. Лотман Ю. М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург, 2002.

5. Тихомирова Е. Г. Идея маски в гуманитарной культуре Новейшего времени : монография. Ростов-на-Дону : Изд-во РГСУ, 2012.

ческой сфере культуры, о маскарадном со-дер жа нии жан ров порт ре та, ав топорт ре та и фотографического автопортрета — БеШе, необходимо отметить то, что через построение в этих формах самопредставления, через си-туа тив ность ак тов са мо оцен ки, че рез соз да-ние самоотношения происходит взаимодействие идеи маски с истинным Я, осуществляется культуротворческая деятельность и рефлексия на нее [5].

# 0 Ф

Социальная сеть как жизненное

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИДЕИ МАСКИ

УДК 009

Е. Г. Тихомирова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность феномена маски как идеи, бытующей в рамках сознания и рамках культуры. Исследование феномена, смежных с ним понятий и явлений показывает, что он занимает прочное место в современной культуре. Культурные продукты в БшаП-пространстве, выстроенном при помощи программных, компьютерных технологий Новейшего времени обрели специфику, в которой выражены: сущность внутренних и внешних форм идеи маски, воплощение идеи в конкретных содержаниях, переход от идеи маски к ее смыслам в культуре. В статье представлен анализ характерных форм культуры, рожденных в БшаП-пространстве и связанных с ними масочных продуктов эпохи «высоких технологий».

Ключевые слова: маска, культура, гуманитарная культура, личность, структура личности, феномен маски, идея маски, поколение.

ТИХОМИРОВА ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА — кандидат философских наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

TIKHOMIROVA EKATERINA GRIGORIEVNA — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: katiaphilos@mail.ru © Тихомирова Е. Г., 2014 75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.