ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
References
1. Baudrillard Jean. To criticism of political economy of a sign. Moscow, 2003, 55 p. (in Russian).
2. Baudrillard Jean. Symbolical exchange and death. Moscow, Dobrosvet Publ., 2000, 130 p. (in Russian).
3. Baudrillard Jean. System of things. Moscow, 2001. (in Russian).
4. Graff John de, Wann David, Naylor Thomas H. AFFLUEZA. The all-consuming epidemic. San Francisco, Berrett-Koehler Publ., 2011—2002.
5. Karpov A. Prostranstvo kultury [Space of Culture]. Pravoslavnaya beseda [Orthodox Conversation], 2012, No. 6, pp. 70 75. Available at: http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1549 &Itemid=35 (accessed: 26.02.14).
6. Kulturologiya XX vek, v 2 t, t. 2 [Culturology XX century, in 2 vol, vol. 2]. St. Petersburg, Universutetskaya kniga Publ. [University Book Publ.], 1998. 211 p.
7. Mankovskaya N. B. Parizh so zmeyamy: vvedeniye v estetiku postmodernisma [Paris with Snakes: Introduction to Postmodern Esthetics]. Moscow, 1994. 198 p.
8. Murokami H. Kafka na plyazhe [Kafka on the Beach]. Available at: http://lib.ru/lNPROZ/MURAKAMl/ kafka.txt (accessed: 26.02.14)
9. Tikhonova V. A. Mass culture: towards the essence of the concept. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, No. 5 (55), pp. 19—22. (in Russian)
10. Heizinga J. Homo Ludens: Articles about the History of Arts. Moscow, Progress — Tradition Publ., 1997. 29 p. (in Russian).
11. Heizinga J. HOMO LUDENS: in a shadow of tomorrow. Moscow, Progress — Academy Publ., 1992. 458, [2] p. (in Russian).
* И *
1 [/СДЕЯ МАСКИ В SMART-ПРОСТРАНСТВЕ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР)
УДК 009:004
Е. Г. Тихомирова
Ростовский государственный строительный университет (Ростов-на-Дону)
В качестве основной проблемы исследования данная статья ставит феномен маски. Исследование феномена, смежных с ним понятий и явлений показывает, что он занимает прочное место в гуманитарной культуре Новейшего времени. Художественная литература, психологические теории и практикумы, некоторые области имиджевой эстетики, а также зона smart-пространства (компьютерные и программируемые высокими технологиями «реальности») являются теми сферами культуры, в которых отчётливо просматриваются: представленность идеи маски, воплощение идеи в конкретных культурных продуктах, переход от замысла феномена маски к его смыслам в гуманитарной культуре. В работе представлен обзор специфической формы культуры Новейшего времени — smart-пространства и связанных с ним масочных форм культуры «высоких технологий», в которых скрыта проблема соотношения истинного лица и личностного многообразия в современном социокультурном пространстве.
Ключевые слова: маска, феномен, феномен маски, поколение, культура, меметика, гуманитарная культура, smart-поколение, флэшмоб, личность, структура личности.
ТИХОМИРОВА ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА — кандидат философских наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)
TIKHOMIROVA EKATERINA GRIGORIEVNA — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University 46 of Civil Engineering (RSUCE)
e-mail: katiaphilos@mail.ru © Тихомирова Е. Г., 2014
^ Теория и история культуры i
E.G. Tikhomirova
Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022
IDEA OF A MASK IN SMART-SPACE (CULTUROLOGICAL OVERVIEW)
The main study object of the article is the phenomenon of a mask. The study of this phenomenon and related concepts shows that it occupies a strong position in the humanitarian culture of modern times. Fiction, psychological theories and practical work, certain spheres of image aesthetics and smart-space zone (computer and programmed «realities» of high technologies) are the spheres of culture which demonstrate distinctly the representation of the idea of a mask, its implementation in specific cultural products, transfer from the idea of mask phenomenon to its meanings in humanitarian culture. The work gives an overview of the specific form of modern culture — smart-space and the mask forms of «high technologies» culture which are connected with it and in which contain the problem of correlation between the true face and diversity of personalities in modern socio-cultural space.
Keywords: mask, phenomenon, phenomenon of mask, generation, culture, memetics, humanitarian culture, smart-generation, flash-mob, personality, personality structure.
Культура, понимаемая как специфический способ человеческой деятельности по созданию реальности, обрела иные очертания в период Новейшего времени. Качественно изменились технологии культуры для создания «миров», артефактов и самого человека (внутреннего пространства субъекта
— личностного конструкта) благодаря переходу на более высокий (технически) уровень исполнения.
Культуре Новейшего времени, любой её сфере оказался равно свойственен поиск ответов на вопросы как о сущности человека, свойствах Я, личностном единстве, так и о сущности «нового мира» — проективной реальности с намеченной возможностью материального воплощения при помощи новых про грамм ных ин ст ру мен тов и уст ройств.
Эти технологии появились с изобретением компьютерных устройств разных видов
— вычислительных машин, беспроводных коммуникационных сетей, беспроводной телефонии (и, собственно, «умных» телефонов — аппаратов с почти неограниченными воз мож но стя ми в соз да нии и пе ре даче данных), а также других полезных (в программном обеспечении) конструкций — денежных (банкоматы), библиотечных, справочных, развлекательных (игровые приставки), бы-
товых (телевизоры, холодильники и пр.) и дру гих тер ми на лов.
Несколько ранее (в последней четверти XX века), в период становления программных технологий (языков программирования и устройств), основанных на математическом моделировании, цифровых структурах ф и алгоритмах, информационными технологиями называли совокупность дисциплин, изучающих эти новые механизмы для работы с информацией; а также так называли саму технику и методы работы с ней. Сегодня информационными технологиями называют множество культурных процессов, которые невозможно быстро и качественно осуществить без использования специальных программ и оборудования (обучение, научные ис сле до ва ния и т.п.).
Так, активный рост числа изобретений в об лас ти соз да ния уст ройств, рост при были в этой сфере (игроки на фондовых биржах мира предпочитают телекоммуникационные «портфели» акций остальным, за исключением пока ресурсно-сырьевых паке тов), рост эффективности при менения «умной» техники и специальных программ во всех сфе рах жиз ни че ловека (от ос вое ния космоса до освоения быта — именно в этой последовательности) — обозначили факт
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
влияния, проникновения «умных» технологий в культуру. И культура стала уже не просто процессом создания единиц информации, процессом обмена, сохранением этих единиц. Культура сегодня — высоко-тех но логич ное про стран ст во.
Поэтому важными аспектами творения культуры в начале XXI века стали методы создания этого этап-пространства («умного») при помощи специальных (компьютерных) средств, использующих свои языки и способы бытия в нём [2; 8].
Необходимость создания языков, символов и знаков, составляющих этаН-про-странст во, и важ ность ов ла де ния ими сделали человека зшаН-субъекшом новой культуры, активным действующим началом новой ре аль но сти. Эта ре аль ность уже не параллельный мир — не «виртуальная» реальность, где «живёт» только «душа» без те ла; а ре аль ность, в ко торую че ловек сначала проецирует своё Я и свои желания, а затем выводит обратно, материализуя их при помощи новых технологий — при помощи 3Э графики (например, появились печатные устройства, способные создать почти любой материальный объект, сконструирован ный вир ту аль но — ору жие, ук ра ше ния и пр.), ЗЭ киноиндустрии (эффект вовлечения зрителя в действие фильма при помощи запахов, движения и т.д.) и других высокотехнологичных методов.
Так, культура перестала быть просто ин-форма ци он ной культу рой — то есть по лем для создания/хранения информации, простым набором для ре ше ния за дач (на пример, снижения затрат времени и иных ре-сур сов, сти ра ния гра ниц для пере дачи данных); 1Т-культура, как этаП-культура, стала культурой, творимой субъектом, с арсеналом высоких технологий — пространством, в котором человек научился (и продолжает учиться) создавать при помощи программируемых устройств новые объекты, новые цен ности во всех жизнен но важ ных сферах — экономике, политике, науке, искусстве и пр. [3].
ЭтаН-пространство вышло за границы компьютерной реальности (программного конструкта), потому что новое пространство включило в себя не только математические алгоритмы и модели, но и то, что может быть реализовано — вынесено в мир [6]. Как раз в области проектирования, в области мотивов к изменениям, в области желаний человека совмещать компьютерное и природное и нашла себя идея маски.
Идея маски есть образы ожидаемых изменений, достижение которых возможно только при использовании специальной техники. Идея маски в этап-пространстве имеет ряд противоречий. С одной стороны, идея неотъемлемо принадлежит ядру культу ры, как один из ин ст ру мен тов соз да ния и сохранения содержания культуры; способствует динамике, так как позволяет быстро примерять различные формы культуры, сохра няя спо соб ст вую щие раз ви тию и отметая деструктивные феномены. С другой стороны, существование идеи маски говорит об от сут ст вии стабильности, о перманентной проблеме культурной идентичности, так как среди множества масок, создаваемых сегодня со «сверх-световой» — компьютерной скоростью, сложно найти истинное лицо себя, другого и культуры в це лом.
Так, 1Т-культуре оказалось необходимо этаП-поколение [5], а этаП-поколению оказалось необходимым для жизни (и решения проблемы самоидентификации) в новых реалиях — этап-пространство, где связующим элементом стала идея маски (как инструмент идентификации — познания себя, своего истинного лица и представленности се бя во вне при по мо щи разно образ ных форм высоких технологий — флэшмобов, «социальных сетей» и др.).
Маска — неотъемлемая часть сущности человека, а следовательно, часть культуры — творческой деятельности по созданию реальности и личностного конструкта. Реальность модифицируется через изменение облика пространства, времени, сюжета (от-
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
чётливо маски реальности видны в Интернете — пространство «безгранично», время — «бесконечно», сюжеты меняются подобно картинкам калейдоскопа) [7].
Именно Ин тернет стал местом пересечения координат для идеи маски и возможностей высоких технологий: здесь произошло становление феномена «умной толпы». Человечество, создав этаП-пространство, ста ло ис пользо вать его не толь ко для ор га-низации деловой деятельности [5], но и для повседневной коммуникации (жизнь постепенно «перетекла» в Интернет — оцифро-валась). Другими словами, Интернет (теперь и мобильная, этаП-телефония) вышел за рамки обмена данными, произвёл «социальную революцию» в виртуальной реальности, создав этаП-пространство, населённое «умной толпой», которая способна на кон крет ные дейст вия в дей ст ви тель но сти. Определяющим способом бытия для нового поколения стали технические привычки — представить себе жизнь без «умных» устройств и компьютерных сетей новым субъектам невозможно. Сокращение затрат времени на общение, обмен данными, открытость дос ту па к любого рода информации, возможность высказать мнение (если оно, конечно, есть) в любое время в любом месте, ком форт ность (бы ст рый дос туп и вы ход из беспроводных сетей) — всё это сформи-рова ло при вы кае мость — при над леж ность к определённому алгоритму поведения, потребности действовать и чувствовать определённым образом. В любом месте города (посёлка, точке, оснащённой передатчиками данных) теперь можно увидеть людей с компьютерными устройствами, телефонами. Успешность того или иного заведения (гостиницы, пункта питания, библиотеки и пр.) стала напрямую зависеть от наличия в нём бес провод ной бес плат ной системы связи и скорости, предоставляемой для обмена данными. Человек хочет удовлетворить потребности, сформированные высокотехнологичной средой [7]. И чувствует дискомфорт, если это невозможно. Банальное отключение
электричества способно вызвать социальную панику, потому что это лишает людей доступа в Сеть — смысла пребывания этап-поколения в 1Т-культуре.
Это новое поколение ведёт себя иначе — более активно, динамично, организованно, потому что взаимосвязи осуществляются посредством беспроводных принципов — больше не надо ходить по улице, чтобы прийти в гости, больше не надо догадываться о мимике собеседника, слыша только его голос по телефону. Можно войти в «мир», создан ный ком пью терными програм ма ми, увидеть, услышать друг друга, поставить или решить любые проблемы. Те действия, которые организуются этаП-поколением (флэшмобы, монстрации и пр.) для достижения кол лек тив ных це лей (на при мер, по ли-тических протестов, эпатирующих психологических сцен, абсурдных манифестаций и пр.), выступают в качестве обозначения себя как нового субъекта в новом алгоритмизированном мире [1, 7].
При помощи компьютерных устройств люди смогли организоваться — создавать сообщества, реализовывать некие цели, развёртывать их в определённые модели поведения. Люди объединились в «умное» — этаП-поколение с интеллектуальными за-про са ми (по большей час ти, на сегодняш ний день — к ба зам ин фор ма ци он ных дан ных, а не к типам духовности) и налётом рационализма (желанием измерить, исследовать, создать, сохранить и транслировать). Феномены, типа «социальных сетей», оказались на пике популярности в современной культуре именно по вышеперечисленным причинам — комфортности коммуникации, удешевлению коммуникационных устройств, возможности быстро создавать и публиковать информацию.
Специфические формы выражения мнений и оценок этаП-поколения находят воплощение в культуре Новейшего времени [7], однако регулируются при помощи всё тех же бес про вод ных ком пью тер ных се тей и специальных средств — Интернета, мо-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
бильных телефонов и компьютеров. Видами таких выражений выступили: упомянутый выше флэшмоб, а также перформанс, хэппенинг, флуксус, «критическая масса» и монстрация — так называемый паблик-арт («публичное искусство» — массовые эстетические мероприятия, организованные при помощи СМИ и пре ж де все го бес про вод ных коммуникационных сетей).
Таким образом, идея мас ки, высту паю-
щая культурной доминантой современности (как идея мо дифи ка ции в рам ках форм представленности Я, познания Я, маркировки Я), прояви ла спо соб ность объ е ди нить в себе философскую, психологическую, филологическую проблематику, а также аспекты точных и технических наук, связанные с программными и компьютерными технология ми, для соз да ния но вой ре аль но сти — этап-пространства.
Ф
Примечания
1. Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание / пер. с англ. Л. Афанасьева. Москва : Поколение, 2006.
2. Гарнцева Н. М. Сознание как комплекс мемов // Философия сознания: классика и современность: Вторые грязновские чтения. Москва : Савин С. А., 2007. С. 114—120.
3. Докинз Р. Эгоистичный ген. Москва : Мир, 1993.
4. Ломова Н. Механизм морально-психологического взаимодействия // Сборник статей конференции «Наука и культура XXI века». Ростов-на-Дону : Изд-во РАС ЮРГУЭС, 2008.
5. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2006.
6. Титова Е. Основные формы, механизмы, закономерности развития индивидуальности в процессе профессионализации // Сборник научных статей кафедры философии, социологии и психологии / Ростовский международный институт экономики и управления. Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2011.
7. Тихомирова Е. Г. Идея маски в гуманитарной культуре Новейшего времени : монография. Ростов-на-Дону : Изд-во РГСУ, 2012.
8. Юлина Н. С. Коэволюция природы-культуры и «меме-вирусы». Творение самости языком // Философская мысль в США. XX век. Москва : Канон, 2010.
Ф
References
1. Brodie R. Psikhicheskie virusy. Kak programmiruyut vashe soznanie [Virus of the mind. The new science of the meme]. Moscow : Pokolenie Publ. [Generation Publ.], 2006. (in Russian).
2. Garntseva N. M. Soznanie kak kompleks memov [Conscience as a complex of memes]. Filosofia soznania: klassika i sovremennost: Vtorye gryaznovskie chteniya [Philosophy of conscience: classics and modernity: second Gryaznov's readings]. Moscow, Savin S. A. Publ., 2007, pp. 114—120.
3. Dawkins R. Egoistichny gen [The selfish gene]. Moscow, Mir Publ. [World Publ.], 1993.
4. Lomova N. Mekhanizm moralno-psikhologicheskogo vzaimodeystvia [Mechanism of moral-psychological interaction]. Sbornik statey konferentsii «Nauka i kuVtura XXI veka» [Collection of articles of conference «Science and culture of the XXI century»]. Rostov-on-Don, RAS YuRGUES public., 2008.
5. Reyngold G. Umnaya tolpa: novaya sotsialnaya revoliutsiya [Smart crowd: new social revolution]. Moscow, FAIR-PRESS Publ., 2006.
6. Titova E. Osnovnye formy, mekhanizmy, zakonomernosti razvitia individualnosti v protsesse professionalizatsii [Main forms, mechanisms, laws of the development of individuality in the process of professionalization]. Sbornik nauchnykh statey kafedry filosofii, sotsiologii i psikhologii [Collection of scientific articles of chair of philosophy, sociology and psychology]. Rostov-on-Don, Rostizdat Publ., 2011.
7. Tikhomirova E. G. Idea maski v gumanitarnoy kulture noveishego vremeni [Idea of a mask in humanitarian culture of modern times]. Rostov-on-Don, RGSU public., 2012.
8. Yulina N. S. Koevoliutsiya prirody-kultury i «meme-virusy». Tvorenie samosti yazykom [Coevolution of nature-culture and «meme-viruses». The creation of self by the language]. Filosofskaya mysl v SShA. XX vek. [Philosophical thought in the USA. The XX century]. Moscow, Kanon Publ. [Canon Publ.], 2010.
Ф