Научная статья на тему '«Фотоохота» как симптом культурной изменчивости (репрезентативный маскарад Новейшего времени)'

«Фотоохота» как симптом культурной изменчивости (репрезентативный маскарад Новейшего времени) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
192
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСКА / MASK / КУЛЬТУРА / CULTURE / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / HUMANITARIAN CULTURE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY STRUCTURE / ФЕНОМЕН МАСКИ / THE PHENOMENON OF THE MASK / ИДЕЯ МАСКИ / THE IDEA OF THE MASK GENERATION / ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тихомирова Екатерина Григорьевна

В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность феномена маски как идеи, бытующей в рамках сознания и рамках культуры. Обращение к данному феномену, сосуществующим с ним и обоснованным его наличием понятиям, продуктам и явлениям четко обозначает его роль в культуре Новейшего времени. Культурные продукты в smart-пространстве, выстроенном при помощи программных, компьютерных технологий Новейшего времени, обрели специфику, в которой выражены: сущность внутренних и внешних форм идеи маски, воплощение идеи в конкретных содержаниях, переход от идеи маски к ее смыслам в культуре. В статье представлен анализ характерных форм культуры, рожденных в smart-пространстве и связанных с ними масочных продуктов эпохи «высоких технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOHUNT" AS A SYMPTOM OF CULTURAL VARIABILITY (MASQUERADE REPRESENTATIVE OF MODERN TIMES)

As a central research problem in the article serves as a mask essence of the phenomenon ideas prevailing culture within the framework of consciousness and culture. Appeal to this phenomenon, coexisting with him and justified his presence concepts, products and events, clearly indicates its role in the culture of recent times. Cultural products in the smart-space, built with the help of software, computer technology gained Newest time-sensitive, which are expressed: the nature of internal and external forms of the idea of the mask, the embodiment of the idea of a specific content, the transition from the idea of the mask to its meaning in the culture. The paper presents an analysis of specific forms of culture, born in the smart-space and related products masked era of "high technology".

Текст научной работы на тему ««Фотоохота» как симптом культурной изменчивости (репрезентативный маскарад Новейшего времени)»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ф

Фо

ОТООХОТА» КАК СИМПТОМ КУЛЬТУРНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ (РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ МАСКАРАД НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ)

УДК 009

Е. Г. Тихомирова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность феномена маски как идеи, бытующей в рамках сознания и рамках культуры. Обращение к данному феномену, сосуществующим с ним и обоснованным его наличием понятиям, продуктам и явлениям четко обозначает его роль в культуре Новейшего времени. Культурные продукты в smart-пространстве, выстроенном при помощи программных, компьютерных технологий Новейшего времени, обрели специфику, в которой выражены: сущность внутренних и внешних форм идеи маски, воплощение идеи в конкретных содержаниях, переход от идеи маски к ее смыслам в культуре. В статье представлен анализ характерных форм культуры, рожденных в smart-пространстве и связанных с ними масочных продуктов эпохи «высоких технологий».

Ключевые слова: маска, культура, гуманитарная культура, личность, структура личности, феномен маски, идея маски, поколение.

E. G. Tikhomirova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

"PHOTOHUNT" AS A SYMPTOM OF CULTURAL VARIABILITY (MASQUERADE REPRESENTATIVE OF MODERN TIMES)

As a central research problem in the article serves as a mask essence of the phenomenon ideas prevailing culture within the framework of consciousness and culture. Appeal to this phenomenon, coexisting with him and justified his presence concepts, products and events, clearly indicates its role in the culture of recent times. Cultural products in the smart-space, built with the help of software, computer technology gained Newest time-sensitive, which are expressed: the nature ofinternal and external forms of the idea of the mask, the embodiment of the idea of a specific content, the transition from the idea of the mask to its meaning in the culture. The paper presents an analysis of specific forms ofculture, born in the smart-space and related products masked era of "high technology".

Keywords: mask, culture, humanitarian culture, personality, personality structure, the phenomenon of the mask, the idea of the mask generation.

Ф

Маска как идея — есть феномен сознания, определяющий способность субъекта к творению поверхностных, временных, изменений внутреннего или внешнего облика себя и действительности; прообраз, обусловленный мотивами и потребностями, а также культурными интересами и коммуникативными ожиданиями субъекта. Маска как идея есть

значимая часть культурного бытия, феномен культуры, модифицируемая модель действи-тель но сти, модель, подчерки ваю щая из мен-чи вость культу ры, модель, реа ли зуе мая в законе преемственности (посредством передачи смыслов от эпохи к эпохе, от поколения — поколению) [5].

К средствам реализации внешнего, публи-

ТИХОМИРОВА ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА — кандидат философских наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

TIKHOMIROVA EKATERINA GRIGORIEVNA — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: katiaphilos@mail.ru © Тихомирова Е. Г., 2014

^ Искусствознание

Ф

кации образов для Других относятся популярные культурные формы цифровой реальности Новейшего времени — так называемые социальные сети [2]. Социальная сеть — сцена для личностного «маскарада»: здесь человек может попробовать себя в роли демиурга, манипулирующего временем, пространством, собой и другими людьми. Интересным для анализа в ракурсе воплощения идеи маски в зтаг1:-культуре является феномен «фотоохоты». Все социальные сети (а также форумы, блоги, хостинги) заполнены фотографиями. Если представить себе число жителей планеты, способных приобрести снимающее устройство и пакет услуг по доступу в Сеть, то мож но по лу чить циф ру в не сколь ко мил ли ардов, и то, при условии, если пользователи выложат на публику по одному снимку. Однако реальность иная — каждый выкладывает не по одному снимку, а сотни или тысячи фотографий.

К своим современным смыслам фотография и ее виды в беспроводных сетях подходи ли не сколь ко ве ков. Ста нов ление са мого процесса фотографирования началось еще в арабской культу ре (X век, Аль газен) с изучения физических явлений света (преломление, влияние на металлы и пр.). Затем в Европе (Новое время) продолжились опыты по изучению опти ки, при роды све та и взаи модейст-вия ее с металлами (Ньютон, Шульце, Ньепс — ему принадлежит первое фото на оловянной пла сти не, Да гер — фо тогра фии на медных пластинах, покрытых серебром). Фотография на пленке, обработанной металлизированными составами, была распространена до конца XX века. Первые цифровые камеры 90-х годов XX века только сохраняли аналоговые данные в цифрах, а не получали сразу изображение в цифровых матрицах (микросхема, на которой научились фиксировать по ток све та, затем пре обра зую щий ся в цифры). Пленочная фотография оказалась не у дел. Человечество обогатилось быстрой, многофункциональной, дешевой возможностью фик си ро вать в па мя ти все то, что ка жет ся достойным внимания субъекта.

Так, человечество оказалось в «интересном» положении — обозначилось огромное

число предметов, явлений, событий, которые можно остановить, превратить в собственность и, по желанию, поделиться с другими. Реальность стала объектом «фотоохоты», а окружающее — «добычей» [3;5]. Также цифровая фотография поставила акцент на взаимосвязи истинного лица и масок, обозначила тон кость гра ницы меж ду ни ми, слож ность поиска своего Я и Я другого.

Жанров современной фотографии множество. Рассмотреть их все в рамках одной работы не представляется возможным. Проанализируем некоторые. Среди жанров современной фотосъемки следующие: пейзаж, портрет, натюрморт, эротика, снимки крупных планов, снимки «с места событий».

Ранее фотографии на металлических пла-сти нах ве ша ли в ра мы; сде лан ные на плен ке

— хранили в альбомах. В каждой семье было несколько снимков, касающихся самых важных жиз нен ных момен тов, ко торые ука зы вали на стабильность повседневной культуры

— свадьба, рождение ребенка, начало и конец обучения в школе, редко — поездка на отдых к морю, затем свадь ба ре бен ка, рож де ние внуков, начало и конец их образования. Замкну тый культур ный круг был ра зорван ста нов-лением зтаг^-культуры и сопровождающим это ста нов ле ние — культур ным кри зи сом (разрушением привычных норм и поведенческих стереотипов) [1].

Люди стали снимать все, что можно и нельзя: себя во всех видах и ракурсах. Самостоятельные фо то в зер ка ло — сфор ми ро вал ся вид «зеркальных» снимков и их любителей; данный вид позволил показать одновременно себя, свою квартиру, свой шкаф, в котором находится зеркало или зеркало — в театре, на работе, ночном клубе; также оказалось возможным продемонстрировать вид технического устройства; «зеркалолюбители» стали причиной бесконечного числа шуток в Интер нет. Поя вил ся тренд — за каз фо то съем ки у профессионального фотографа для само-пре зен та ции — соз да ния каче ст вен ных снимков со специ альной под го тов кой — сюже том, косметикой, одеждой. Такие съемки проводят и для одного человека, и для группы (молодой пары, се мьи, кол лек ти ва — студен че ской или

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

школьной группы). Наличие профессиональной серии — плюс к самооценке, потому что это «престижно, модно, дорого» (из-за специфической обработки кадров — недостатки фигур и лиц тщательно «затерты» на этапе редактирования фотографий).

К маркировке престижности можно отнести фо то гра фии ве щей и ук ра ше ний как маски принадлежности к роскоши. Представить себе фотографии XX века в личных альбомах, сде лан ные на плен ке, ра ди де мон ст ра ции одежды, мебели, предметов быта или аксессуаров — невозможно. Никто не стал бы тратить пленку, распечатывать фотографии с безликими, пусть и дорогими предметами. Другое дело, специальные, рекламные фотосессии, которые были в «глянцевых» журналах (публикации которых направлены на потребление). Однако XXI век обозначил тенденцию: показать не только себя, но и то, что тебе принадлежит, зафиксировать момент собственно сти, соз дать в программ ной мат ри це мас ки реальных предметов.

Отдельно стоит упомянуть любительские фотосеты в магазинах и примерочных. Эти се рии фо то сним ков — тоже акт фикса ции принадлежности к массовой культуре, ее потребительской направленности. Человек не может что-то позво лить се бе купить, но может это примерить на себя, на некоторое время ощутить себя владельцем вещи, поучаствовать в маскараде, как празднике потребления одноразовых вещей. Такие снимки — указывают на сверхбыструю динамику культуры по треб ле ния — уже мож но при об щить ся к ее цен но стям не только по ку пая, но и при меряя.

Свадебные фото также относятся к ряду трендовых — модных и желаемых. Ничего общего с фотография ми пленоч ного периода они не имеют, на которых фиксировался момент росписи в административном акте и общий кадр родственников, пришедших на торжество. Теперь фотографируют все: от «любовной истории» знакомст ва, сборов на свадьбу, надевания галстука, нарядов под ру жек не вес ты до ро зо чек на тор те, до тени улыбки невесты на зерка ле (снова, зеркало) в комнате ожидания перед оформлением брака. Несомненно то, что свадебные фото-

гра фии поч ти всегда удач ны, по то му что люди позитивно настроены, что и фиксируется на снимках. Испортить такие положительно эмоцио нально окра шен ные фо то слож но. Другой вопрос — цена на услуги. Не каждый может себе позволить при гласить мас тера. В интернет-сообществе был услужливо создан анекдот: «от жадности семья запомнила свадьбу». Маска престижа, адаптации к социальным ожиданиям очевидно наличествует.

Эротические серии фотографий имеют место быть в зшаг1>пространстве социальных сетей. Юноши и девушки, зрелые люди выкла-ды ва ют та кие фо тогра фии на публич ное обозрение с целью привлечь внимание к собственной сексуальности, чаще всего неудовлетворенной в реальности. Любители создают свои фото или копируют чужие, публикуют для реализации ощущения нужности своего тела. Однако у аудитории подобный способ презентации редко вызывает положительный отклик, так как снимки вступают в разрез с моральными требованиями общества. Исключение (без общественного порицания) могут составить арт-объекты — сделанные профессионалами снимки моделей (и размещенные на специ альных се те вых ре сур сах — с ог ра-ниченным доступом детей), с привлечением тех но логий для рабо ты с изо бра же ни ем (све-то- и цветофильтров и пр.).

Таким образом, феномен цифровой «фотоохоты» во всех видах и сюжетах, публикуемых в беспроводных сетях Бшаг1-пространст-ва, выступил как проекция человеческих потребностей (общения, обладания, престижа, самореализации) [4], сформированных массовой культурой XX века и оформленных Бшаг!-культурой XXI. Кроме того, «фотоохота» обозначила переходный этап к объединению интернет-реальности и мира физического в втагИ-пространство посредством перенесения предметов, явлений и чувств в виде иллюзий-масок (изображений предметов, симуляций реальности). Эмоции, чувства, интересы, предметы из реальности — все получило свое содержание в математических алгоритмах. И человеку важно держать этот процесс пере хо да под чет ким кон тролем, что бы не по терять человеческое в агрессивном становлении

Ф

Ф

^ Искусствознание

культуры «умных» устройств. Технологии программирования развиваются, обозначая в хо де это го про цес са кри зис ность преж них культур ных сис тем и, как следст вие, ост рое желание обрес ти стабильность в фиксации жизненных действий (любых — важных и посредственных, дабы искомая стабильность обозначи лась хо тя бы в рам ках се тевого пространства). То, что раньше нельзя было со-

хра нить продол жи тель ное вре мя (еду, цве ты, животных, предметы одежды, ощущения от пу те ше ст вий и со бы тий и об щения с дру ги ми людьми), оказалось сохраненным благодаря высоким технологиям и устройствам.

Так, зтаг1;-культура выразила идею маски в тенденции оцифровывать свое Я и Я Другого человека, создавать маски и участвовать в виртуальном маскараде [5].

Примечания

1. Веремчук А. С. Модернизационный облик современной интеллигенции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5.

2. Герасимов Г. И., Топилина Е. С. Молодежь в зеркале субкультурных практик. Ростов-на-Дону : Антей, 2012.

3. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / под ред. Г. С. Батыгина, Л. А. Козловой. Москва : Институт социологии РАН, 2003.

4. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2006.

5. Тихомирова Е. Г. Идея маски в гуманитарной культуре Новейшего времени : монография. Ростов-на-Дону : Изд-во РГСУ, 2012.

^^^СТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСТАВОЧНО-ЭКСПОЗИЦИОННЫХ АНСАМБЛЕЙ

УДК 069.1

Н. О. Кабурнеева

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируется история формирования и развития выставочно-экспозиционных ансамблей. Выставочно-экспозиционный ансамбль как феномен культуры воздействует практически на все социальные страты и имеет большое общественное значение, на сегодняшний день он становится зачастую доминирующим и в силу структурной вариабельности иногда наиболее доступным источником эстетического и познавательного опыта современного человека, средством художественного и культурного воспитания, а также неотъемлемой частью социальной коммуникации. В начале XX века складываются предпосылки для переосмысления принципов выставочно-экспозиционной деятельности. Этому, в первую очередь, способствуют изменение восприятия экспозиции зрителем, соответствующие духу времени концепция экспонирования и архитектурные тенденции структурирования интерьера и экстерьера, а также непосредственная выставочная практика. Автор приходит к выводу, что общие стилистические тенденции в архитектуре и искусстве оказались важным фактором, повлиявшим на организацию выставочно-экспозиционных ансамблей. На первое место выдвинулись принципы конструктивизма и функционализма, стало доминировать стремление к простоте и ясности.

Ключевые слова: история, формирование, развитие, выставочно-экспозиционные ансамбли.

КАБУРНЕЕВА НАДЕЖДА ОЛЕГОВНА — аспирантка заочного отделения кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

KABURNEEVA NADEZHDA OLEGOVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Moscow state University of culture and arts

e-mail: nadinedea@gmail.com © Кабурнеева Н. О., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.