Научная статья на тему 'Социальная сеть «Фейсбук» в региональной избирательной кампании (на примере кампании партии «Единая Россия» в Тамбовской области в 2016 г. )'

Социальная сеть «Фейсбук» в региональной избирательной кампании (на примере кампании партии «Единая Россия» в Тамбовской области в 2016 г. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ФЕЙСБУК" / ПАРТИЯ "ЕДИНАЯ РОССИЯ" / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2016 ГОДА / FACEBOOK / PARTY "UNITED RUSSIA" / TAMBOV REGION / ELECTORAL CAMPAIGN 2016

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хомутинкин С.В.

В статье представлен анализ использования избирательным штабом Тамбовского регионального отделения партии «Единая Россия» социальной сети «Фейсбук» в избирательной кампании 2016 года. Автор рассматривает такие аспекты работы в онлайн-пространстве, как мобилизация электората, выстраивание механизмов обратной связи, информационная составляющая кампании тамбовских единороссов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social media platform «Facebook» in the regional electoral campaign (based on the example of the campaign of the «United Russia» party in the Tambov region in 2016)

The article contains analysis of using the social media platform «Facebook» in electoral campaign 2016 by the campaign office of the Tambov regional party «United Russia». The author considers such aspects of work in the online space as mobilization of electorate, alignment of backup mechanisms, information of the campaign of Tambov United Russia party members.

Текст научной работы на тему «Социальная сеть «Фейсбук» в региональной избирательной кампании (на примере кампании партии «Единая Россия» в Тамбовской области в 2016 г. )»

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ФЕЙСБУК» В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КАМПАНИИ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2016 Г.)

ХОМУТИНКИН Сергей Вячеславович

Тамбовское городское местное отделение партии «Единая Россия»,

Тамбов, Россия,

кандидат исторических наук, руководитель исполнительного комитета, e-mail: shomutinkin@mail.ru

В статье представлен анализ использования избирательным штабом Тамбовского регионального отделения партии «Единая Россия» социальной сети «Фейсбук» в избирательной кампании 2016 года. Автор рассматривает такие аспекты работы в онлайн-пространстве, как мобилизация электората, выстраивание механизмов обратной связи, информационная составляющая кампании тамбовских единороссов.

Ключевые слова: «Фейсбук», партия «Единая Россия», Тамбовская область, избирательная кампания 2016 года.

Сегодня нередко можно услышать мнение, что жизнь человека в киберпространстве, прежде всего в Интернете и социальных сетях, стала едва ли не такой же значимой, как и в реальном мире. Политику как одну из важнейших сфер человеческой жизни это также не обошло стороной. В современном мире в целом и в России в частности широкое проникновение Интернета и социальных сетей в политику - это данность. Также признается и то обстоятельство, что они в той или иной степени влияют на политическое поведение граждан, в частности, на их идеологические и электоральные предпочтения.

Одним из важных маркеров активной вовлеченности в политику выступает наличие аккаунтов в социальных сетях, прежде всего в «Фейсбуке». Преимуществом этой сети перед другими с точки зрения использования в политике является то, что она носит комплексный характер, позволяя размещать фотографии, добавлять видео, отправлять подробные массовые сообщения и многое другое. Сегодня площадки «Фейсбука» играют роль своего рода «дискуссионного клуба». Это связано в том

числе и с действующими в этой соцсети принципами отбора информации, которую пользователь видит в своей ленте: как правило, там показывается та информация, которой он интересовался больше всего в течение некоторого прошедшего времени [1]. Немаловажно и то обстоятельство, что пользователи «Фейсбука», как правило, знакомы друг с другом в реальной жизни, что открывает возможности для более быстрой социальной и политической мобилизации (по сравнению, например, с рассылками через электронную почту [2].

Постепенно соцсети приходят и в политическую жизнь Тамбовской области, становятся частью пиара местных политиков. В настоящее время именно «Фейсбук» пользуется наибольшей популярностью: все ведущие тамбовские политики, лидеры общественного мнения, отделения политических партий, а также многие органы исполнительной власти в городах и районах области имеют там свои странички, которые более или менее регулярно обновляются. В политических целях площадки «ВКонтакте» и «Твиттер» востребованы в меньшей степени, а «Ютьюб» и «Инстаграм» практически не используются. В своем небольшом очерке мы сосредоточимся на том, как возможности «Фейсбука» использовались в избирательной кампании 2016 года в Тамбовской области партией «Единая Россия».

Первым серьезным примером использования «Фейсбука» тамбовскими единороссами стала кампания по выборам главы администрации Тамбовской области, которая прошла в 2015 году и завершилась победой А.В. Никитина, который в тот момент являлся секретарем регионального отделения партии и исполнял обязанности губернатора. Для развития информационной составляющей данной кампании и мобилизации сторонников посредством социальных сетей в «Фейсбуке» в июле 2015 года была создана группа «За Никитина» [3]. В ней освещались все мероприятия, связанные с кампанией, в которых участвовал сам А.В. Никитин, его доверенные лица и другие члены его предвыборной команды. После его победы 13 сентября 2016 года группа трансформировалась в площадку, которая несколько раз в день публикует различную информацию о деятельности главы администрации, членов его команды, а также о реализации про-

двигаемых ими инициатив. К ноябрю 2016 года в данной группе состоит более 2800 пользователей. Конечно, далеко не все инициативы, освещавшиеся в группе, относятся к деятельности «Единой России». Тем не менее, работа с этим ресурсом в ходе кампании 2015 года позволила единороссам оценить возможности «Фейсбука» для мобилизации своих сторонников и выстраивания канала обратной связи, а также для продвижения своей повестки дня в сравнительно новой для них информационной среде.

Кампания 2016 года по выборам депутатов Тамбовской областной Думы и депутатов Государственной Думы ФС РФ привнесла ряд новаций в использование «Фейсбука» единорос-сами. Во-первых, присутствие кандидатов в этой социальной сети стало практически обязательным требованием, а для одномандатников и первых номеров партийного списка исключений не допускалось. Кроме того, на своей странице кандидаты были обязаны выкладывать информацию (фотографии и текст) о своих встречах с избирателями, решении тех или иных проблем и т.д. Подобный формат оказался удачным как для координации общего хода кампании избирательным штабом регионального отделения «Единой России», так и для отслеживания активности каждого кандидата. Ряд из них, в том числе и прошедшие по итогам выборов 18 сентября 2016 года в шестой созыв областной Думы, в ходе кампании получали рекомендации по усилению своей деятельности именно на основе анализа их активности в «Фейсбуке».

Во-вторых, помимо личных страниц кандидатов, информация о ходе выборов размещалась единороссами на страничках местных отделений партии. В частности, большой объем контента создавался Тамбовским городским отделением [4], что было вызвано как интенсивностью кампании в областном центре (до 20 встреч кандидатов с избирателями в будний день, официальные и праздничные мероприятия с участием партии и т.д.), так и электоральной значимостью и сложностью Тамбова и Тамбовского района (8 одномандатных округов из 25, около 40 % избирателей, активность других партий, в особенности отделения «Родины» во главе с бывшим мэром Тамбова М.Ю. Ко-

сенковым). Кроме того, отдельную страничку имел партийный проект «Наш двор» [5], который был инициирован лидером списка территориальной группы № 18 по выборам в Госдуму В.В. Володиным и на который делалась отдельная ставка в борьбе за голоса избирателей. Наличие довольно большого контента дополнялось практикой взаимных репостов. Все это вело к значительному присутствию информации о действиях «Единой России» в ходе избирательной кампании у тамбовских пользователей «Фейсбука».

В-третьих, в целом ряде случаев отдельным кандидатам (И.Г. Тен, Д.Б. Илларионов) удалось превратить свою страничку в этой соцсети в канал коммуникации с избирателями. Об этом свидетельствуют, прежде всего, комментарии к размещенным сообщениям, а также повторные посты кандидатов с реакцией на те проблемы, которые затрагивались в комментариях.

Следует высказать и некоторые наблюдения относительно того, как пространство «Фейсбука» использовалось оппонентами «Единой России». На наш взгляд, в этой части они действовали скорее реактивно, за исключением разве регионального отделения КПРФ и ряда выдвинутого им кандидатов. Здесь следует подчеркнуть, что данный вывод относится именно к активности в «Фейсбуке». Контент в основном генерировался на официальных страницах региональных отделений партий, а затем в виде репостов попадал в соцсеть. Мало кто из кандидатов, включая руководителей региональных и местных отделений, использовал возможности «Фейсбука» для привлечения внимания к своей повестке, к ходу своей кампании и т.п. Случалось и так, что информация со страничек «Единой России» и ее кандидатов снабжалась комментариями, не всегда соответствующими этике политической борьбы, а также использовалась для их дискредитации в виде так называемых фотожаб и т.п. [6].

Можно сделать некоторые выводы относительно того, как региональный избирательный штаб «Единой России» использовал возможности «Фейсбука», самой политически активной социальной сети на сегодняшний момент, в ходе выборной кампании 2016 года. Во-первых, на наш взгляд, активность «Единой России» была выше, чем у ее оппонентов. Во-вторых, удачной

находкой следует признать использование содержания персональных страничек для контроля своих кандидатов. В-третьих, активность в «Фейсбуке» в отдельных случаях позволяла перехватывать повестку или же гасить потенциально резонансные в контексте выборов проблемы. В-четвертых, по прошествии выборов, несмотря на определенную утрату динамизма, задача активной работы в «Фейсбуке» (отображение сделанного избранными депутатами, использование в качестве механизма обратной связи) остается приоритетной. В ближайшее время, по всей вероятности, она будет вновь актуализирована, например, в связи с готовящейся в городе Тамбове реформой структур общественного самоуправления. В-пятых, нельзя не обратить внимание на вопросы этического поведения в соцсетях. То, что «лайки» и комментарии никогда не смогут заменить политического действия с принятием ответственности как его обязательным компонентом, осознается не всеми тамбовчанами, политически активными в Интернете.

Сегодня в России Интернет и пространство соцсетей, в частности, в политическом плане перестали быть местом концентрации исключительно оппозиционных настроений, как они воспринимались на волне протестов 2011-2012 годов. Свою роль здесь сыграло не только ограничительное и даже запретительное законодательство по отношению к Интернету, принятое в последнее время. «Единая Россия», как и другие провластные структуры, развивает способности играть на традиционном поле политических оппонентов. Тем не менее, социальные сети дают возможность также выстраивать механизмы обратной связи с избирателем, и здесь многое зависит от вовлеченности и ответственности политика. Обе эти грани присутствовали в рассмотренном тамбовском случае.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полянский В. Как работает алгоритм EdgeRank на Facebook: или что, где и когда видит пользователь в своей ленте новостей? URL: https://smmacademy.ru/kak-rabotaet-algoritm-edgerank-na-facebook-ili-chto-gde-i-kogda-vidit-polzovatel-v-svoej-lente-novostej/

2. Jing Wang, Madnick S., Xitong Li, Alstott J., Velu Ch. Effect of Media Usage Selection on Social Mobilization Speed: Facebook vs E-Mail. URL: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0134 811

3. «За Никитина». URL: https://www.facebook.com/groups/60698809 6110594/

4. Тамбовское городское местное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». URL: https://www.facebook.com/groups/1601827270135666/

5. Наш двор. Тамбов. URL: https://www.facebook.com/groups/ 936546913137623/ Изначально данный ресурс охватывал и реализацию регионального проекта «Народная инициатива» на территории города, но в дальнейшем было решено сконцентрироваться исключительно на освещении партийного проекта.

6. См., например, группу в соцсети «ВКонтакте» «Тамбовщина так больше не может» (https://vk.com/tambovschina_bolshe_ne_moghet), в своем названии в отрицательном ключе обыгрывающую основной лозунг ЕР в региональной кампании 2016 года «Тамбовщина может больше», с соответствующим контентом.

THE SOCIAL MEDIA PLATFORM «FACEBOOK» IN THE REGIONAL ELECTORAL CAMPAIGN (BASED ON THE EXAMPLE OF CAMPAIGN OF THE PARTY «UNITED RUSSIA» IN THE TAMBOV REGION IN 2016)

Khomutinkin Sergey Vyacheslavovich, Tambov Local Office of the Party «United Russia», Tambov, Russia, Candidate of History, Head of Executive Committee, e-mail: shomutinkin@mail.ru

The article contains analysis of using the social media platform «Facebook» in electoral campaign 2016 by the campaign office of the Tambov regional party «United Russia». The author considers such aspects of work in the online space as mobilization of electorate, alignment of backup mechanisms, information of the campaign of Tambov United Russia party members.

Key words: «Facebook», the party «United Russia», the Tambov region, electoral campaign 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.