Научная статья на тему 'Роль партии Зеленых в президентской кампании 2016г. В США - феномен “третьих партий”'

Роль партии Зеленых в президентской кампании 2016г. В США - феномен “третьих партий” Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
506
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА США / PRESIDENTIAL CAMPAIGN 2015-2016 / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ 2015-2016 / ЗЕЛЕНАЯ ПАРТИЯ / GREEN PARTY / "ТРЕТЬИ ПАРТИИ" / "THIRD PARTIES" / ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ / ENVIRONMENTALISM / ELECTIONS OF THE PRESIDENT OF THE USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ярыгин Григорий Олегович, Миняева Дарья Дмитриевна

В статье рассматривается феномен «третьих партий» США в период современных избирательных кампаний президента США на примере Зеленой партии. Определяется роль и место Зеленой партии США в предвыборной кампании президента США 2015-2016гг. Рассматривается история формирования Зеленой партии США, а также выявляются ее современные характеристики. Определяются перспективы кандидата Зеленых в борьбе за пост президента США. Описываются специфические тенденции современных президентских кампаний в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GREEN PARTY IN THE PRESIDENTIAL CAMPAIGN OF 2016 IN THE UNITED STATES OF AMERICA - PHENOMENON OF THE THIRD PARTIES

The article covers phenomenon of the «third-parties» and modern presidential campaigns. Case studies are focused on the US Green party. The role and position of Green party of the USA in modern electoral system and presidential campaign of 2015-2016 are examined. Evolution of the US Green party is explored. The authors identify modern characteristics of the US Green party and its nominee for contemporary presidential campaign. Perspectives of the Green candidate for the presidential campaign outcomes are determined. Findings concerning specific tendencies of modern presidential campaigns are suggested.

Текст научной работы на тему «Роль партии Зеленых в президентской кампании 2016г. В США - феномен “третьих партий”»

политические Г.О. Ярыгин, Д.Д. Миняева

науки РОЛЬ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2016 Г. В США...

УДК: 324.8; 316.334.5; 329

РОЛЬ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2016 Г. В США - ФЕНОМЕН "ТРЕТЬИХ ПАРТИЙ"

© 2015

Г.О. Ярыгин, кандидат политических наук, доцент Д.Д. Миняева, магистрант

Санкт-Петербургский государственныйуниверситет,Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается феномен «третьих партий» США в период современных избирательных кампаний президента США на примере Зеленой партии. Определяется роль и место Зеленой партии США в предвыборной кампании президента США 2015-2016гг. Рассматривается история формирования Зеленой партии США, а также выявляются ее современные характеристики. Определяются перспективы кандидата Зеленых в борьбе за пост президента США. Описываются специфические тенденции современных президентских кампаний в США.

Ключевые слова: Выборы президента США, Президентская кампания 2015-2016, Зеленая партия, «третьи партии», энвайронментализм.

Американская избирательная система традиционно считается двухпартийной. Уже более 160 лет пост президента США занимает кандидат от Демократической, или от Республиканской партии. Несмотря на это, «третьи партии» принимают участие политической борьбе. В последнее время одним из наиболее заметных примеров деятельности «третьих партий» становится Партия Зеленых. Однако, в силу различных причин ей пока не удается достичь действительно прорывных результатов в ходе федеральных предвыборных кампаний.

Актуальность данной тематики обусловлена возрастающей потребностью американского электората и американской политической системы в обретении новой партийной силы, привлекательной и располагающей доверием избирателей. «Третьи партии» - любые политические партии, помимо Республиканской и Демократической партий - периодически также принимают участие в президентских гонках. Хотя кандидаты от «третьих партий» фактически не способны получить пост президента США, само их решение участвовать в предвыборной гонке может значительно повлиять на ее расклад. При существующей американской избирательной системе голоса, полученные «третьими партиями» - это, чаще всего, голоса, отобранные у одной из двух крупных партий. Количество голосов, отданных за ту или иную «третью партию» отражает, в том числе, удовлетворенность избирателей "традиционными" партиями.

В большинстве случаев «третья партия» стремится привлечь внимание к определенному вопросу, поэтому иногда их называю «партия определенной проблемы». «Третьи партии» могут временно принимать участие в политической борьбе, или же постоянно присутствовать в числе претендентов на пост президента США. В ряде случаев «третьи партии» могут иметь более широкую политическую платформу. Одной из таких "третьих партий" является энвайронменталистская левая социально-демократическая Партия Зеленых.

Целью данной статьи является определение роли и места Зеленой партии США в избирательной гонке за пост президента США 2015-2016гг.

По месту в политическом спектре Партия Зеленых тяготеет к социал-демократам. Анализируя политическим заявления представителей Зеленой партии, можно сделать заключение о том, что партия во многом схожа с более успешными аналогичными партиями Европы. Десятью основными столпами Партии Зеленых являются следующие: народная (низовая) демократия, социальная справедливость, ненасилие, экософия, децентрализация, феминизм, устойчивое развитие, экономика коммуны, мультикультурализм и разнообразие, социальная ответственность [1]. Эти столпы повторяют и пополняют принятые в 2001г. Хартией всемирных Зеленых основные принципы - экологическая мудрость, социальная справедливость, демократия прямого участия, неприменение насилия, устойчивое развитие, уважение разнообразия [2].

По многим вопросам (например, поддержка легали-

зации абортов, однополых браков, масштабные государственные социальные программы) Зеленые близки Демократической партии, и потому представляют для нее некоторую опасность. Это связано с тем, что в случае если уровень доверия к крупной Демократической парии среди ее электората падает, избиратели, в поисках альтернативы или в качестве протеста, могут проголосовать за близкую им «третью партию» Зеленых. В таком случае голоса, отданные за «третью партию», могут стать критическими для кандидата от партии, реально претендующей на власть. Подобная ситуация сложилась во время выборов президента США в 2000г., когда 2,74% голосов избирателей, отданных за кандидата Партии Зеленых Ральфа Нейдера, лишили победы также про-энвайронменталистиски настроенного кандидата от Демократической партии Альберта Гора [3].

Эволюция Партии Зеленых в США

Формально партия Зеленых была основана в 2001г., однако ее прообраз - социал-демократическая партия «Мир и свобода», отстаивающая интересы пацифистов, феминисток и энвайронменталистов, появилась еще в 1968г. Она отличалась специфичной структурой, основанной на демократии участия, где все решения принимались «снизу-вверх» [4]. Идея демократии участия позже была воплощена и в Зеленом Комитете по Переписке, созданном в 1984 г. в качестве первой национальной «Зеленой» политической организации США. Вплоть до 1990-ых гг., комитет избегал прямого участия в политической жизни страны. Однако реагируя на политические тенденции, комитет отошел от идеи децентрализации и был переформирован в существующую сейчас «Партию Зеленых». Вскоре после этого Зеленые начали активно участвовать в федеральных избирательных кампаниях (с 1992г. в выборах в Палату представителей, с 1996г. в президентских кампаниях, с 2000г. в избирательных кампаниях в Сенат США). Наиболее успешной на данный момент является президентская кампания 2000г.: кандидат Р.Нейдер занял 3 место, набрав 2.74% голосов. Другой значимой президентской кампанией партии стали выборы 2012г., когда кандидат на пост президента от Зеленой партии, доктор, специалист по внутренней медицине Джилл Стайн в своей программе обозначила окончательный поворот Зеленой партии от глубинной экологии в сторону социальной экологии и «левой» политики.

Джилл Стайн убеждена в том, что проблемы окружающей среды необходимо решать в комплексе с экономическими и социальными проблемами. По ее мнению, в этом заключается залог успеха ее политики. Эта кампания - «Зеленый Новый Курс» - представляет собой комплекс мер по выведению экономики США из экономического кризиса и достижению социальной справедливости путем создания рабочих мест и внедрению бесплатного здравоохранения, доступного образования и жилья. Своим названием она недвусмысленно намекала на близость к «Новому курсу» Франклина Рузвельта и очевидна была ориентирована на электорат Демократической партии. Такая кампания, несколько

Г.О. Ярыгин, Д.Д. Миняева политические

РОЛЬ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2016 Г. В США... науки

далекая от энвайронменталистских идеалов, сумела привлечь значительную поддержку населения (Д.Стайн получила 469,627 голосов избирателей (0,36%), заняв 4-е место в общем зачете) [5]. Таким образом, Джилл Стайн стала самой успешной женщиной-кандидатом на пост президента США за всю историю проведения выборов в США. По собственным мнению ДЖилл Стайн однажды она изменила свои приоритеты, перестав заниматься клинической медициной, и начав заниматься политической медициной [13].

Можно отметить, что, если Демократическая партия условно представляет в США либерализм, а Республиканская - консерватизм, то партию Зеленых можно рассматривать как партию социалистическую, а их позицию и идеологию можно охарактеризовать как «эко-социализм». При этом уровень ее политического влияния в постепенно растет - Зеленные являются одной из наиболее заметных «третьих партий» США. Кроме того, как показал один из последних опросов Галлоп, 58% процентов американцев считают, что политической системе и стране нужна третья партия [6]. Такая позиция отражает низкий уровень доверия избирателей Республиканской и Демократической партиям и общее разочарование выполняемыми этими партиями функциями.

Предвыборная кампания Джилл Стайн 2015-2016 гг.

6 февраля 2015 г. Джилл Стайн заявила о намерении выдвинуть свою кандидатуру на пост президента США [7]. 22 июня 2015г. в Вашингтоне, Округ Колумбия, официально началась ее предвыборная кампания. Начиная кампанию, Стайн сделала особый акцент на том, что успех ее кампании должно принести интенсивное использование цифровых, он-лайн технологий, и в частности, активная работа в социальных сетях. Предвыборные гонки практически любого уровня сегодня все более заметно охватывают цифровое пространство. Такая методика донесения определенной информации, разъяснения своего образа или послания до большой нелокализован-ной аудитории уже многие годы с разной степенью эффективности применяется во внешней политике государств, в частности в дипломатии [8].

Финансирование предвыборной кампании Джилл Стайн будет скромным по меркам президентской предвыборной кампании США. Одной из причин такого финансирования станет характерный для Зеленых отказ от получения средств от компаний и корпораций, и ориентация на пожертвования от частных лиц. Дж.Стайн обуславливает такой подход необходимостью обеспечения независимости кандидата от любых институтов и стремление быть подотчетной только избирателям. Именно источники финансирования кампании Б.Обамы, по мнению Стайн, сделали его заложником интересов крупных страховых и энергетических кампаний, производителей оружия, банков и иных финансовых институтов [13].

Больше всего пожертвований на проведение предвыборной кампании Дж. Стайн в предшествующую кампанию в штатах Массачусетс, Нью-Йорк и Калифорния. Подобная практика привела к тому, что бюджет предыдущей ее кампании составил примерно 1 миллион долларов [9]. Бюджеты кампаний ее конкурентов в предстоящей кампании составляли и составят во время этой кампании сотни миллионов долларов. Необходимо отметить, что анализ расходов Дж. Стайн на проведение предвыборной кампании 2012г. позволяет сделать заключение о том, что Зеленые уже тогда делали значительный акцент на использование он-лайн технологий [10].

Программа Джилл Стайн поучила название «Власть для народа» («Power to the People») [11]. Она включает в себя 11 разделов. Стайн вновь использовала элементы «Зеленого нового курса», в том числе идею решения проблемы безработицы путем создания «зеленых» рабочих мест, которые появятся вследствие 100% перехода страны на альтернативную энергетику к 2030г. Особое 128

место занимает усиление природоохранных институтов, таких как Агентство по охране окружающей среды, и ужесточение законодательства в этой сфере.

Также в раздел «Зеленый новый курс» входит развитие устойчивого сельского хозяйства и транспортной системы. Этот раздел во многом перекликался с платформой Обамы в 2012г., однако лишь в общих чертах соответствует программе Клинтон (в отношении развития альтернативной энергетики). Этот раздел традиционно не привлекает кандидатов от Республиканской и Либертарианской партий.

Раздел «Работа как право» посвящен проблемам безработицы, в нем Стайн обещает обеспечить работой каждого американца и дать больше свободы профсоюзам. Этот раздел также присутствует в платформах кандидатов от Демократической партии, и при этом противоречит философии республиканцев и либертарианцев. В разделе «Конец бедности» Стайн обещает избавить страну от бедности, обеспечив всех граждан едой, водой, жилищем и коммунальными услугам. Это очевидно социалистический раздел, и, хотя элементы социализма все чаще в своих кампаниях используют и демократы, данные положения являются одним из самых главных «козырей» Зеленых и позволяют привлекать избирателей из беднейших и социально незащищенных слоев населения.

Раздел «Здравоохранение как право» схож с программой большинства демократов и подразумевает обеспечение медицинской страховкой всех граждан США. Концепция бесплатного государственного образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим образованием, занимает раздел «Образование как право». Это также во многом похоже на программы кандидатов от Демократической партии.

Экономическая составляющая плана - «Справедливая экономика» включает в себя повышение минимальной заработной платы до 15 долларов в час, демократизацию Федеральной резервной системы, поддержку малого бизнеса и рабочих, снижение роли крупных компаний и банков в экономике страны, борьбу с олигархией. Основное налоговое бремя при этом должно лечь на плечи крупнейших компаний и корпораций, а также наиболее обеспеченных американцев.

Предложения о налоговой реформе, выдвинутые Стайн во время предшествовавшей президентской кампании не претерпели существенных изменений. По-прежнему акцент делается на снижении налоговой нагрузки на средний класс и бедные слои населения, а также на увеличение налогов на самых обеспеченных американцев.

Внешнеэкономический аспект программы Стайн критикует расширение уже существующих зон свободной торговли и создание новых, в том числе, Трансатлантического партнерства. Основой для критики является потенциальное сокращение рабочих мест в США, к которым, по мнению Стайн, приводит создание зон свободной торговли.

Раздел, отсылающий к истокам партии, «Защитим Землю-матушку», содержит различные природоохранные инициативы, такие как, борьба с глобальным изменением климата, запрет на использование технологии гидроразрыва и срытия горы, на добычу нефти из нефтеносных песков, на шельфе, на добычу урана, а также мораторий на использование ГМО. Этот раздел также «эксклюзивен» для партии Зеленых. В кампании 2012 г. Б. Обама уделял достаточно пристальное внимание эн-вайронментализму, однако на нынешних кандидатов от Демократической партии эта тенденция не распространяется. Тем более проблемы охраны окружающей среды не привлекают ни республиканцев, ни либертарианцев.

Дальнейшие разделы «Свобода и равенство» и «Справедливость для всех» включают различные политические права и свободы. По ширине обещанных свобод Джилл Стайн в своей программе близка другой

политические науки

Г.О. Ярыгин, Д.Д. Миняева

РОЛЬ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2016 Г. В США...

третьей партии, Либертарианской и также несколько оттягивает голоса у Демократов. Во главу угла ставится наиболее точное следование Конституции и предоставлении наибольшей правовой свободы гражданам США. В своей платформе Стайн призывает к защите прав женщин, мигрантов, расовых и сексуальных меньшинств, к легализация марихуаны, к ограничению полицейской агрессии, к свободе СМИ и Интернета, окончательной ликвидации базы Гуантанамо и всевозможных государственных шпионских программ. Джилл Стайн выступает за ограничение права на свободное владение оружием, а также последовательно критикует активную позицию Национальной ассоциации производителей стрелкового оружия в политическом процессе.

Отдельным пунктом в программе Стайн стоит избирательная реформа, что для нее, как представительницы «третьей партии», представляется логичным шагом.

В вопросах внешней политики Стайн, как и большинство Зеленых, придерживается философии пацифизма и глобализации. Внешнюю политику она предлагает строить, основываясь на принципах международного права, прав человека и дипломатии. Так, например, Джилл Стайн в деле борьбы с нарушениями прав человека предлагает привлечь к ответственности и Палестину, и Израиль на равных основах.

Как и любой пацифист, Стайн выступает за окончание любых войн, в том числе и при помощи дронов, и предотвращение распространения ядерного оружия. В частности, она предлагает определить Ближневосточный регион в качестве зоны, свободной от ядерного оружия. В своей программе она призывает закрыть более 700 военных баз США, расположенных за пределами страны, и сократить военный бюджет минимум на 50%. Позиция наименьшего вмешательства в политику имеет много общих черт с философией либертарианцев. При этом при текущей международной ситуации и Демократическая партия, и Республиканская партия придерживаются активной внешнеполитической позиции. Идея экономии на огромном военном бюджете также может быть привлекательна для части населения США.

Можно говорить о том, что Джилл Стайн с симпатией относится к России и российской политике. По крайней мере, ее нельзя охарактеризовать как популиста и агрессивного критика России. Она неоднократно принимала участие в передачах телекомпании «Россия сегодня» («Russia today») как во время кампании 2012г., так и в период нынешней президентской гонки.

Джилл Стайн приняла участие в мероприятиях, посвященных празднованию десятилетия телекомпании «Россия сегодня» в Нью-Йорке в конце сентября 2015г, где выразила одобрение российским инициативам по созданию природоохранных зон в Арктике, подразумевающих запрет на добычу полезных ископаемых. Вместе с тем, Стайн сделала несколько положительных комментариев относительно Российской внешней политики и решения проблем в Сирии. Джилл Стайн также встретилась с Министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Перспективы и прогнозы

Несмотря на то, что реальных шансов на победу в борьбе за пост президента США у Зеленой партии и у ее кандидата - Джилл Стайн нет, у ее программы много привлекательных для американского электората черт. Партия Зеленых сможет оттянуть часть голосов низшего и среднего класса американских избирателей. С этой точки зрения Зеленая партия является важным конкурентом в борьбе за голоса избирателей и представляет реальную угрозу для Демократической партии.

Федеральные выборы в США демонстрируют различные тенденции успешности Зеленой партии США во время выборов в Палату представителей, в Сенат и на пост президента США.

Показатели Зеленых на выборах в Палату представителей с 1992г. по настоящее время достаточно стабиль-

ны. Каждые выборы приносят Зеленым в среднем 0,24% голосов избирателей. В 2000-е годы эта тенденция укрепилась на уровне 0,3%. Лишь однажды в 2008г. на выборах в Палату представителей Зеленые существенно улучшили свои позиции и получили 4,7% голосов избирателей.

Популярность Зеленой партии на выборах в Сенат демонстрирует меньшую регулярность, но средний показатель численности голосов, отданных в пользу Зленых выше, и составляет 0,48% голосов избирателей.

Президентские выборы для Зеленых можно рассматривать как наиболее успешные избирательные кампании, проходящие в США на федеральном уровне. За всю историю участия кандидатов Зеленой партии в президентских выборах с 1996г. средний показатель количества голосов, собранных кандидатом, составляет 0,8%. Самым успешным кандидатом партии Зеленых является Ральф Нейдер, набравший в 2000г. 4,7% голосов [12].

В результате голосования за кандидатов различных политических партий на пост президента США 2012г. Зеленая партия в двух субъектах: штат Мичиган и Вашингтон Округ Колумбия заняла третье место по числу набранных голосов следом за демократической и республиканской партиями. В 28 штатах кандидат Зеленой партии стала четвертым по популярности кандидатом. Еще в 9 штатах Зеленая партия стала пятой в листе предпочтений избирателей. Таким образом, Зеленая партия США стала одной из самых сильных и влиятельных «третьих партий» США. Примечательно, что среди всех тех штатов, в которых кандидат Зеленой партии набрала более 0,5% голосов избирателей 4 штата традиционно являются республиканскими, и 10 штатов традиционно являются демократическими. Таким образом, Зеленая партия успешно реализует предвыборные кампании, как в демократической, так и республиканской окружающей среде [5].

В ходе подготовки к выборам 2016г. представители Зеленых неоднократно заявляли о своих амбициозных планах повысить результаты предыдущей президентской гонки. Джилл Стайн убеждена, что более половины голосующих американцев разделяет идеалы «третьих партий», о чем она заявила в интервью Лари Кингу, которое транслировал телеканал «Россия сегодня» 29 июля 2015г. [13]

В преддверии выборов 2016г. Зеленая партия и ее кандидат Джилл Стайн пока не сформировали экстраординарных, прорывных предложений электорату, способных радикальным образом повлиять на устоявшиеся предпочтения последнего. В данных условиях, закономерно ожидать достижения Зеленой партией традиционных показателей успешности на приближающихся выборах.

В случае, если Зеленая партия повторит или улучшит результат 2012 г., можно будет говорить, по меньшей мере, о трех определившихся тенденциях в американской политической предвыборной системе:

Закрепление энвайронменталистской повестки в общественном и политическом сознании, и как следствие, активная ее эксплуатация во время избирательных циклов.

Рост популярности социалистических идей и снижение доверия избирателей Демократической партии. Вместе с тем, необходимо отметить, что доверие избирателей Республиканской партии также снижается.

Энвайронметалистская повестка становится все более привлекательной не только для традиционно демократического электората, но и для республиканского. Симпатии традиционных республиканцев Зеленой партии США на настоящем этапе сдерживают социалистические элементы, явно декларируемые Зелеными.

Успешное выступление Партии Зеленых на президентских выборах в 2016г. в основном окажет отрицательное воздействие на позиции Демократической партии, как это уже произошло в 2000г., когда голоса,

Г.О. Ярыгин, Д.Д. Миняева

РОЛЬ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2016 Г. В США...

политические науки

отнятые Зеленым кандидатом Р.Найдером у демократического кандидата А.Гора, привели к победе республиканского кандидата Дж. Буша-младшего. Однако, представляется, что на выборах президента США в 2016г. кандидат Зеленой партии Джилл Стайн заберет голоса и у демократической, и у республиканской партии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ten key values of the Greens - https://www.greenparty. org/values.php> (доступ 12.09.2015)

2. Хартия всемирных зеленых, 2001 - http://rus-sian-greens.ru/sites/default/files/filepicker/781/hartiya_ vsemirnyh_zelenyh.pdf (доступ 12.09.2015)

3. Federal Elections 2000: Election Results for the U.S. President, the U.S. Senate and the U.S. House of Representatives // Federal Election Commission. Washington, D.C., June 2001. - http://www.fec.gov/ pubrec/fe2000/prespop.htm (accessed September 11, 2015)

4. Peters C. Peace and Freedom Party from 1967 to 1997// Synthesis/Regeneration. Vol. 12. 1997. http://www. greens.org/s-r/12/12-05.html (доступ 2.09.2015)

5. Federal Elections 2012: Election Results for the U.S. President, the U.S. Senate and the U.S. House of Representatives // Federal Election Commission. Washington, D.C., July 2013. - http://www.fec.gov/ pubrec/fe2012/2012pres.pdf (accessed September 11, 2015)

6. Jones J.M., Americans Continue to Say a Third Political

Party Is Needed, 24.09.2014 // http://www.gallup.com/ poll/177284/americans-continue-say-third-political-par-ty-needed.aspx (accessed September 9, 2015)

7. Jill Stein Green Party Presidential Candidacy Announcement, 06.02.2015 // http://www.c-span.org/ video/?324227-1/announcement-2012-green-party-pres-idential-candidate-jill-stein

8. (accessed September 9, 2015)

9. Цветкова Н.А. Социальные сети в публичной дипломатии США // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. 2011. № 2. С. 84-89.

10. Select Presidential Reports for the Current Election Cycle. Federal Election Commission. http://docquery. fec.gov/pres/ (accessed September 9, 2015)

11. 2012 Candidate Summary. Details for Candidate ID: P20003984. Federal Election Commission. http://www. fec.gov/fecviewer/CandidateCommitteeDetail.do?can-didateCommitteeId=P20003984&tabIndex=1 (accessed September 9, 2015)

12. Power to the People Plan. http://www.jill2016.com/plan (accessed September 10, 2015)

13. Federal Election Commission. Elections Results. http:// www.fec.gov/pubrec/electionresults.shtml (accessed September 8, 2015)

14. Green Party's Jill Stein: Nearly Half Of Electorate Embracing Third Party Ideals. Russia Today. July 29, 2015. https://www.rt.com/shows/politicking-larry-king/311112-larry-king-jill-stein-chafee/ (доступ 10 сентября 2015.)

THE ROLE OF GREEN PARTY IN THE PRESIDENTIAL CAMPAIGN OF 2016 IN THE UNITED STATES OF AMERICA - PHENOMENON OF THE THIRD PARTIES

© 2015

G.O. Yarygin, candidate of political sciences, Associate Professor, Department of American Studies D.D. Miniaeva, graduate student, Department of American Studies

St. Petersburg State University, St. Petersburg (Russia)

Abstract: The article covers phenomenon of the «third-parties» and modern presidential campaigns. Case studies are focused on the US Green party. The role and position of Green party of the USA in modern electoral system and presidential campaign of 2015-2016 are examined. Evolution of the US Green party is explored. The authors identify modern characteristics of the US Green party and its nominee for contemporary presidential campaign. Perspectives of the Green candidate for the presidential campaign outcomes are determined. Findings concerning specific tendencies of modern presidential campaigns are suggested.

Keywords: elections of the president of the USA, presidential campaign 2015-2016, Green party, «third parties», environmentalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.