Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО­КУЛЬТУРНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЪЕКТИВАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Республики Башкортостан)'

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО­КУЛЬТУРНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЪЕКТИВАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалог культур / межнациональные отношения / цивилизация / социокультурное пространство / толерантность. / dialogue of cultures / ethnic relations / socio-cultural space / tolerance

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иштуганова Газима Сабирьяновна

Статья посвящается осмыслению опыта объективизации идеи межэтнического диалога культур и этноконсолидирующей, миротворческой, духоформирующей, культуротворческой роли национально-культурных общественных организаций в этнокультурном пространстве, особенно актуализирующейся в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ROLE OF NATIONAL AND CULTURAL PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE OBJECTIVIZATION OF INTERETHNIC DIALOGUE OF CULTURES (on the Example of the Republic of Bashkortostan)

The article is devoted to the understanding of the experience of objectification of the idea of interethnic dialogue of cultures and ethno-consolidating, peacemaking, spiritualizing, cultural role of national and cultural public organizations in the ethno-cultural space, especially actualized in modern conditions

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО­КУЛЬТУРНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЪЕКТИВАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Республики Башкортостан)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 5 (427).

Философские науки. Вып. 52. С. 82—85.

УДК 1:316 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10513

ББК 87

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЪЕКТИВАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Республики Башкортостан)

Г. С. Иштуганова

Дом дружбы народов Республики Башкортостан, Уфа, Россия

Статья посвящается осмыслению опыта объективизации идеи межэтнического диалога культур и этнокон-солидирующей, миротворческой, духоформирующей, культуротворческой роли национально-культурных общественных организаций в этнокультурном пространстве, особенно актуализирующейся в современных условиях.

Ключевые слова: диалог культур, межнациональные отношения, цивилизация, социокультурное пространство, толерантность.

Полиэтничному российскому обществу, находящемуся на международной арене перед лицом глобальных геополитических вызовов и испытывающему определенные сложности, социокультурные реалии современного мира диктуют необходимость разработки различных подходов концептуального осмысления проблем актуализации роли национальных общественных движений и объединений. Являясь координаторами идеологии и практики со-бытия национальных общностей в социокультурном пространстве, национально-культурные общественные объединения влияют на выстраивание межнациональных отношений и возлагают на себя функции не только попечителя потребностей своих этносов, но и защитника общенациональных интересов.

Неделимая, монолитная Россия, представляющая из себя сообщество, состоящее из самых разных этносов, народов и народностей, существующие в собственном социокультурном поле трудности сможет преодолеть при условии взвешенного грамотного выстраивания диалога культур, нацеленного на качественную эволюцию каждой культуры и этнической общности. Сложившийся исторически естественный муль-тикультурализм, или многокультурность, вписанная в единую общероссийскую национальную со-циокультуру, является уникальным фактом. Как неоднократно доказывала история, очутившись в едином социально-культурном кластере вне своей исторической родины, различные этнические диаспоры не только стремятся сохранить связь со своими истоками и ищут точки соприкосновения внутри своей общности, но и вступают с другими народами, с которыми сосуществуют рядом, в «деловые переговоры».

Включаясь в мировое социокультурное пространство, российское сообщество, состоящее из многочисленных народов, представленных самобытными этническими культурами, национальными языками, религиями и традициями, прикладывающих максимум усилий для сохранения собственной национальной идентичности, одну из основных ролей отводит, безусловно, национально-общественным организациям, как социокультурному институту, способному передавать из поколения в поколение культурные ценности этносов. Сегодняшние национально-культурные общественные организации, которые весьма отличаются и по численности, и по имеющимся потенциальным ресурсам, играют сегодня ключевую функцию как в становлении здорового консолидированного общества, так и в формировании полноценной, гармонично развитой личности, сохраняющей свой этнический код, и чувство принадлежности к общему многонациональному обществу.

В свою очередь, полиэтничный культурный мир Российской Федерации специфически преломляется через национальные культуры своих многочисленных регионов, в том числе современного многонационального Башкортостана, культура которого выкристаллизовалась и созревала в ходе многовекового социокультурного развития, со-бытия различных этносов, традиций, языков, религиозных верований. В условиях демократизации национально-общественного бытия в Республике Башкортостан, как и в целом в государстве, массово организовались общественные национально-культурные объединения, союзы, общества и партии, представляющие интересы той или иной этнической группы. Аккумулировав

принцип обеспечения всеобъемлющего взаимодействия с общественностью, данные организации сконцентрировали свой консолидирующий потенциал в конструктивное русло для обеспечения представителей всех этнических групп потенциалом полноценного и качественного развития во всех сферах: социально-экономической, языковой, образовательной, культурно-духовной, религиозной. Сегодня современное законодательство, многочисленные структуры государственной власти солидарно с духовными учреждениями, историко-культурными центрами, творческими союзами и этнообщественными организациями ведут огромную и планомерную работу по защите интересов и удовлетворению национальных и культурных спросов и интересов народов Республики Башкортостан, сохранению межнационального и межконфессионального мира в обществе по упрочению стабильности, сложившейся модели мультикультурализма. Башкортостанский мультикультурализм — это безусловная ценность, уникальная модель совместного бытия и сотворчества, когда люди разной этничности, религии, сосуществуют рядом в мире и согласии, сохраняя свою культурную персональность. [1, с. 192]

Как указывается в научной литературе, ценность социальной памяти для каждого этноса и отдельных его индивидуумов неоценима, так как национальные особенности и формирование на их основе ценностного сознания нации — явления сквозные, пробивающиеся через столетия и во многом определяющие само отношение этих народов не только к реалиям действительности прошлого и настоящего, к возникающим проблемам, как внешним, так и внутренним, но и к другим этносам и культурам [2, с. 36].

Социальная и культурная инициатива национально-культурных общественных объединений в итоге была сориентирована на создание условий, представляющих каждому народу ресурсы и потенциал для сохраненяяяяяяяяия своей национальной самобытности, культурной персональ-ности, родного языка, традиционных верований на стимулирование духа постоянного межнационального диалога как фактора межэтнической консолидации народов Башкортостана и Российского государства. Особую интегрирующую роль в диалоге многонациональных культур играет социокультурная деятельность национально-культурных объединений, выступающих как особый тип социальной технологии, основной задачей которого является культивирование равновеликого культурного общения и культурного обмена между этносами, поколениями и личностями на основе норм права. Их деятельность — целена-

правленная, системная работа, нацеленная на регулирование микроклимата между этносами и людьми различной национальности, формирование уважения к национальному индивидуализму других этносов как равновеликих субъектов и партнеров коммуникации.

Сосуществуя в Республике Башкортостан, в своеобразном национально-территориальном формировании, объединяющем представителей более 160 народов и народностей с их самобытными культурными традициями, приверженцев всех мировых и многих национальных религий, демонстрирующих взаимоуважение и межнациональный мир, формировали собственный опыт по эффективному национально-государственному строительству, конструированию успешной модели государственной национальной политики, культивирующей равновеликое общение и сотворчество этносов и культур.

Многонациональность, сложившийся сплав разноязычных культур и благоприятное их сосуществование, более того, творчество, доброта, открытая душа, культивирование и признание достоинства и значимости каждого индивидуума независимо от его возраста, пола, религиозной и национальной принадлежности, социального и имущественного положения — основные духовные воззрения организации совместной биографии современного Башкортостана. [3, с. 114.]

Полноценное удовлетворение социально-экономических, культурно-языковых потребностей и запросов многонационального населения республики достижимо при условии модернизации и активизации деятельности национально-культурных объединений, выполняющих обязанности ключевых институтов самоорганизации и саморазвития этнических образований, что, однако, не исключает их активного взаимодействия с государственными органами. Заметим, что финансирование на конкурсной основе со стороны Правительства Республики Башкортостан мероприятий их программ способствует оживлению их разносторонней этноконсолидирующей работы, совершенствованию материальной базы национально-культурных организаций, историко-культурных центров и структур этнокультуры.

Культуротворческая, духоформирующая и миростроительная деятельность национально-культурных объединений региона может сегодня противостоять бездуховности и ценностному релятивизму, распространению различных форм этнофобий, пресекать те стереотипы менталитета и мышления, которые разъединяют общество по нормам этнической, инокультурной и религиозной принадлежности. Несомненно, что именно с этого ракурса представители самых разных

84

Г. С. Иштуганова

диаспор должны рассматриваться в качестве духовных партнеров и единомышленников в всеобщем культурном и мировоззренческом диалоге между множественными этническими общностями, представителями разной веры, искать общие точки соприкосновения в выработке подходов к сохранению стабильности и устойчивости в подъеме социокультурной сферы, принимать активное участие в формировании толерантного общественного и личного сознания. Национально-культурные объединения как авторитетный социальный союз единомышленников должны объединять усилия по сбережению в многонациональном обществе системы национального образования по нравствен-

ному и гражданско-патриотическому воспитанию поликультурной личности, распространять высокие образцы этнической культуры, социального поведения, культивировать этические нормы в повседневном общении, приумножить исторические традиции и традиционные религиозные ценности, оберегающие этническую духовность от разрушительных воздействий извне и духовных угроз изнутри. [4, с. 269—270] Многосторонняя социокультурная деятельность национально-культурных общественных объединений, безусловно, дополнит и усилит актуальную в современных условиях целенаправленную государственную работу по сохранению мира и согласия в обществе.

Список литературы:

1. Косых, Е. С. Крах европейского мультикультурализма / Е. С. Косых // Культура мира на современном этапе : материалы Республик. науч.-практ. конф. (Уфа, 28 апреля 2011 г.). — Уфа : Вагант, 2011. — 366 с.

2. Файзуллин, Ф. С. Национальные ценности как элемент культуры / Ф. С. Файзуллин // Культура мира на современном этапе : материалы Республик. науч.-практ. конф. (Уфа, 28 апреля 2011 г.). — Уфа : Вагант, 2011. — 366 с.

3. Рахматуллина, З. Я. Культура мира как парадигма со-бытия народов в Республике Башкортостан / З. Я. Рахматуллина // Культура мира на современном этапе : материалы Рахматуллина (Уфа, 28 апреля 2011 г.). — Уфа : Вагант, 2011, — 366 с.

4. Масимович, В. А. Национальная традиция в эпоху глобализма / В. А. Масимович // Традиция и толерантность: проблема понимания : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию акад. АН РБ, д-ра философских наук, проф., заслуж. деятеля науки РБ Файзуллина Фаниля Саитовича (25 мая 2012 г.). — Уфа : АН РБ : Гилем, 2012. — 476 с.

Сведения об авторе

Иштуганова Газима Сабирьяновна — соискатель кафедры этики, культурологии и связей с общественностью (ЮНЕСКО) Башкирского государственного университета по специальности «социальная философия», местодист Дома дружбы народов Республики Башкортостан. Уфа, Россия. gazima.s@ mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 5 (427). Philosophy Sciences. Iss. 52. Pp. 82—85.

SOCIAL ROLE OF NATIONAL AND CULTURAL PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE OBJECTIVIZATION OF INTERETHNIC DIALOGUE OF CULTURES (on the Example of the Republic of Bashkortostan)

G.S. Ishtuganova

Bashkir State University, Ufa, Russia. gazima.s@mail.ru

The article is devoted to the understanding of the experience of objectification of the idea of interethnic dialogue of cultures and ethno-consolidating, peacemaking, spiritualizing, cultural role of national and cultural public organizations in the ethno-cultural space, especially actualized in modern conditions

Keywords: dialogue of cultures, ethnic relations, socio-cultural space, tolerance.

References

1. Kosyh E.S. Krakh evropeiskogo mul'tikul'turalizma [The collapse of European multiculturalism]. Kul'tura mira na sovremennom etape [The culture of the world at the present stage]. Ufa,Vagant Publ., 2011. 366 p. (In Russ.).

2. Fayzullin F.S. Natsional'nye tsennosti kak element kul'tury [National values as culture element]. Kul'tura mira na sovremennom etape [The culture of the world at the present stage]. Ufa, Vagant Publ., 2011. 366 p. (In Russ.).

3. Rakhmatullina Z.Y. Kul'tura mira kak paradigma so-bytiya narodov v Respublike Bashkortostan [The culture of the world as a paradigm of an event of the people in the Republic of Bashkortostan]. Kul'tura mira na sovremennom etape [The culture of the world at the present stage]. Ufa,Vagant Publ., 2011. 366 p. (In Russ.).

4. Masimovich V.A. Natsional'naya traditsiya v epokhu globalizma [National tradition in the era of globalism]. raditsiya i tolerantnost': problema ponimaniya [Tradition and tolerance: understanding problem]. Ufa, Gilem Publ., Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan Publ., 2012. 476 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.