Научная статья на тему 'Региональные особенности социального развития этнических общностей'

Региональные особенности социального развития этнических общностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
362
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ / ETHNIC COMMUNITIES / НАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / SOCIAL JUSTICE / СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ / SOCIAL HIERARCHY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / NATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Файзуллин Ф.С., Файзуллин Т.Ф.

Статья посвящена анализу особенностей социального развития этнических общностей региона на примере Республики Башкортостан. На материалах социологических исследований, проведенных в республике, раскрыты существующие на современном этапе различия в уровне жизни, духовной культуре этнических общностей. В работе определяются основные противоречия и факторы, способствующие сохранению социальных различий между этническими общностями в регионе. Особо отмечается закрепленность представителей основных этнических групп за социально неоднородными видами труда, различий в удельном весе проживающих в городе и на селе, по занимаемому социальному статусу в обществе и т.д. Утверждается, что имущественное расслоение общества в условиях рыночной экономики, приобретает этническую окраску. В связи с чем интересы различных этнических групп нуждаются в защите. Материалы исследования подтверждают, что высокий и примерно одинаковый уровень социального и культурного развития народов один из важнейших факторов их сотрудничества и дружбы, создания стабильности этнической и социально-политической жизни полиэтнического общества. В статье обозначены основные направления преодоления социальных различий установления и соблюдения принципов справедливости в жизни населения многонациональной республики. Особо подчеркивается необходимость совершенствования социальной политики в области межэтнических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional features in the social development of ethnic communities

In this article we analyze the regional features in the social development of ethnic communities with the Republic of Bashkortostan taken as an example. Sociological research conducted in Bashkortostan made it possible to reveal the currently existing differences in the standard of living, social status and spiritual culture of ethnic communities in the region. We define basic contradictions and factors contributing to preservation of social differences among ethnic communities. Particular emphasis is placed on stable engagement of certain representatives of main ethnic groups with socially heterogeneous types of labour, differences in the proportion of people living in urban and rural areas, their social status in the society, etc. It is stated that under market conditions stratification of the society according to property becomes ethnically dependent. In this connection the interests of different ethnic groups need to be protected. Research data confirm that high and approximately equal level of peoples’ social and cultural development is one of the most important factors for cooperation and friendship, stability of ethnic and socio-political life in a multi-ethnic society. We also identify major directions to overcome social differences and to establish and strengthen the principles of justice in the life of the multi-ethnic population of the republic. The need for improving social policy in the sphere of interethnic relations is specially underlined.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности социального развития этнических общностей»

УДК 316.022

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

© Ф.С. Файзуллин,

доктор философских наук,

академик АН РБ,

заведующий кафедрой,

Уфимский государственный авиационный

технический университет,

ул. Карла Маркса, 12,

450000, Уфа, Российская Федерация,

эл. почта: philosugatu@mail.ru

© Т.Ф. Файзуллин,

кандидат социологических наук,

заместитель директора,

Филиал Российского государственного

социального университета,

ул. Коммунистическая, 39,

450003, Уфа, Российская Федерация,

эл. почта: fayzullintf@rgsu.net

Статья посвящена анализу особенностей социального развития этнических общностей региона на примере Республики Башкортостан. На материалах социологических исследований, проведенных в республике, раскрыты существующие на современном этапе различия в уровне жизни, духовной культуре этнических общностей. В работе определяются основные противоречия и факторы, способствующие сохранению социальных различий между этническими общностями в регионе. Особо отмечается закрепленность представителей основных этнических групп за социально неоднородными видами труда, различий в удельном весе проживающих в городе и на селе, по занимаемому социальному статусу в обществе и т.д. Утверждается, что имущественное расслоение общества в условиях рыночной экономики, приобретает этническую окраску. В связи с чем интересы различных этнических групп нуждаются в защите. Материалы исследования подтверждают, что высокий и примерно одинаковый уровень социального и культурного развития народов — один из важнейших факторов их сотрудничества и дружбы, создания стабильности этнической и социально-политической жизни полиэтнического общества. В статье обозначены основные направления преодоления социальных различий установления и соблюдения принципов справедливости в жизни населения многонациональной республики. Особо подчеркивается необходимость совершенствования социальной политики в области межэтнических отношений.

Ключевые слова: этнические общности, нации, социальная справедливость, социальная иерархия, национальная политика

© F.S. Fayzullin1, T.F. Fayzullin2

REGIONAL FEATURES IN SOCIAL DEVELOPMENT OF ETHNIC COMMUNITIES

1 Ufa State Aviation Technical University, 12, ulitsa K. Marksa, 450000, Ufa, Russian Federation, e-mail: philosugatu@mail.ru

2 Ufa Branch of the Russian State Social University, 39, ulitsa Kommunisticheskaya, 450003, Ufa, Russian Federation, e-mail: fayzullintf@rgsu.net

In this article we analyze the regional features in the social development of ethnic communities with the Republic of Bashkortostan taken as an example. Sociological research conducted in Bashkortostan made it possible to reveal the currently existing differences in the standard of living, social status and spiritual culture of ethnic communities in the region. We define basic contradictions and factors contributing to preservation of social differences among ethnic communities. Particular emphasis is placed on stable engagement of certain representatives of main ethnic groups with socially heterogeneous types of labour, differences in the proportion of people living in urban and rural areas, their social status in the society, etc. It is stated that under market conditions stratification of the society according to property becomes ethnically dependent. In this connection the interests of different ethnic groups need to be protected. Research data confirm that high and approximately equal level of peoples' social and cultural development is one of the most important factors for cooperation and friendship, stability of ethnic and socio-political life in a multi-ethnic society. We also identify major directions to overcome social differences and to establish and strengthen the principles of justice in the life of the multi-ethnic population of the republic. The need for improving social policy in the sphere of interethnic relations is specially underlined.

Key words: ethnic communities, nations, social justice, social hierarchy, national policy

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2014, том 19, № 3IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII llllllllllllllllES

Ф.С. Файзуллин, Т.Ф. Файзуллин

Разработка стратегических вопросов управления развитием регионов требует исследования особенностей развития этнических общностей, проживающих в конкретных административно-территориальных образованиях. Результаты этих исследований повышают эффективность принимаемых решений и способствуют совершенствованию социальной политики. При этом следует отметить, что анализ происходящих процессов должен не ограничиваться лишь обобщением официальных статистических материалов, но и предполагать проведение специальных социологических исследований путем интервьюирования и анкетных опросов. Указанного характера исследования дают возможность достаточно глубоко раскрыть особенности социального развития этнических общностей регионов.

Развитие этнического состава населения региона можно анализировать по числу лиц национальностей, проживающих здесь, и по удельному весу их в общей численности. Так, по Всесоюзной переписи населения 1989 г., в составе населения Башкортостана башкир было 21,9 %, русских — 39,3 и татар — 28,4% , а в 2010 г. башкиры составили 29,5%, русские — 36,1, татары — 25,4% [1, с. 28].

Как видно из материалов переписей, удельный вес башкир в Башкортостане возрастает. Это объясняется рядом факторов: во-первых, рождаемость среди башкир сравнительно выше; во-вторых, здесь оказывает влияние структура миграционных процессов; в-третьих, происходит переориентация в определении своей национальной идентичности некоторой части башкир на основе развития этнического самосознания, до последнего времени записывавшихся представителями других наций.

При анализе взаимоотношений совместно проживающих на единой территории этносов необходимо установить уровень их концентрации здесь и выяснить возникновение и реализацию между ними отношений равенства и неравенства, на этой основе особенностей развития каждой этнической группы. Такая необходимость обусловлена

следующими обстоятельствами: во-первых, проживающие здесь народы могут не обладать одинаковым этносоциальным потенциалом; во-вторых, даже на индивидуальном уровне могут складываться отношения неравенства в силу неодинакового представительства и отстаивания национальных интересов в своих действиях; в-третьих, потребностями совершенствования национальной политики.

По нашим подсчетам, сделанным по итогам переписи населения 2002 г., в Башкортостане тогда было сосредоточено 73% всех башкир, 17,8 — татар, 16,5 — марийцев, 6,7 — чувашей, 3,3 — удмуртов, 2,9 — мордвы, 1,7 — украинцев, 1,3% — белорусов, 1,3 — русских, 1,3% — немцев Российской Федерации. В 2010 г. в Республике Башкортостан концентрировано 74% всех башкир, 19 — татар, 19 — марийцев, 7,5 — чувашей, 5,6 — мордва, 3,9 удмуртов, 2,3 — украинцев, 1,3 — русских, 2,1% — белорусов, проживающих в Российской Федерации [1, с.13—26].

Как видно из этих данных, в Республике Башкортостан сконцентрировано абсолютное большинство башкирского этноса. По этому показателю с ним не может сравняться ни одна из проживающих здесь национальностей. Особенность межнациональных отношений в республике состоит как раз в том, что участники этих отношений не обладают одинаковым этносубъектным статусом. Башкиры представлены в статусе такой общности как нация, ибо основная масса этноса сосредоточена здесь. Русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, украинцы и т.д. — в статусе этнической группы, они малочисленны в Башкортостане. В то же время эти этнические группы имеют свою государственность (республику), кроме русского народа, для которого Российская Федерация — общая и единственная родина. Так, проживающие здесь татары, чуваши и другие группы национальностей представляют собой только часть своих этносов. Поэтому в Башкортостане могут рассматриваться и решаться национальные интересы лишь проживающих здесь этих представителей народов.

Исследования показывают, что в Республике Башкортостан влияние экономики на межнациональные отношения обнаруживает себя, прежде всего, в неравномерном распределении этносов по отраслям народного хозяйства, сформировавшегося исторически в процессе хозяйственного освоения края. Так, по данным переписи населения 1989 г., башкиры во всем народном хозяйстве составляли 21,2% всех занятых, русские — 39,1 и татары

— 28,9%. В то же время в составе работников промышленности башкир было 15,3%, русских — 49,4, татар — 26,0; в сельском хозяйстве, соответственно — 34,6 %; 16,6 и 33,3%; лесном хозяйстве — 37,1%; 29,5 и 24,8%; управлении — 19,1%; 39,8 и 29,5%; торговле

— 19,3%; 38,4 и 34,1% и т.д. Представительность была низка в промышленности и, наоборот, высока в сельском хозяйстве у марийцев, чувашей. Эти данные свидетельствуют о том, что представительство национальностей в отраслях экономики еще 23 года назад было деформировано с точки зрения соответствия

той доле, какую они занимали во всем народном хозяйстве [2, с. 134]. В настоящее время это явление не изменилось, оно осталось почти на том же уровне.

Соотношения городского и сельского населения среди лиц наиболее многочисленных национальностей в республике с 1970 по 2010 год по данным переписей населения показывает табл.

Материалы переписи населения 2010 г. свидетельствуют о том, что в городах Республики Башкортостан проживает 60,4% населения, а в сельской местности 39,6%. Таким образом, удельный вес городского и сельского населения в республике не претерпели существенных изменений за последние 20 лет. Не произошли также существенные изменения в уровне урбанизированности основных этнических групп. Табл. свидетельствует о том, что уровень урбанизированности различных этнических общностей существенно отличается. Если уровень урбанизированности в 2010 г. составлял у русских — 76,7 %, татар — 61,

Таблица

Изменение соотношения городского и сельского населения среди лиц наиболее многочисленных национальностей по данным переписей населения 1970, 1979, 1989, 2002 и 2010 гг. [3, с.171; 1, с.13-26].

1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г.

город село город село город село город село город село

Все население 48,0 52,0 56,8 43,2 63,8 36,2 64,0 36,0 60,4 39,6

Русские 71,1 28,9 78,7 21.3 83,0 17,0 82,7 17,3 76,7 23,3

Башкиры 19,7 80,3 28,2 71,8 42,3 57,7 42,4 57,6 40,7 59,3

Татары 43,3 56,7 54,8 45,2 57,8 42,2 67,0 33,0 61,6 38,4

Чуваши 24,5 75,5 33,9 66,1 44,0 56,0 45,1 54,9 42,9 57,1

Марийцы 14,4 85,6 22,1 77,9 33,2 66,8 35,0 65,0 33,7 66,3

Украинцы 65,4 34,6 74,7 25,3 81,3 18,7 80,1 19,9 74,2 25,8

Мордва 42,9 57,1 52,2 47,8 62,3 37,7 62,3 37,7 58,8 41,2

Удмурты 10,5 89,5 17,2 82,8 26,2 73,8 27,5 72,5 27,0 73,0

Белорусы 62,9 37,1 75,2 24,8 81,7 18,3 69,5 30,5 54,9 45,1

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2014, том 19, № ....................................................................

Ф.С. Файзуллин, Т.Ф. Файзуллин ///Ш////////////////Ш

то у башкир — всего 40,7%.

Непропорциональность распределения в республике различных этнических общностей по отраслям экономики является дифференцирующим фактором этнических общностей, это позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, разделение труда по национальному признаку отражается в межнациональных отношениях через условия труда. Во-вторых, этнические общности, проживающие в Республике Башкортостан, обладают разным интеллектуальным потенциалом. В-третьих, этнические общности своим объективным положением в главной сфере жизни имеют неодинаковое возможности к росту, совершенствованию, повышению культурно-технического уровня. При сохранении существующего разделения труда в республике по национальному признаку социальная дифференциация между этническими общностями будет возрастать.

Условия труда в сельском хозяйстве, где преимущественно заняты, по нашим данным, представители башкирской, чувашской, марийской национальностей, находятся в сравнительно худшем состоянии. Социологические исследования, проведенные нами в 12-ти сельских районах республики в 2010 г. (опрошено 817 респондентов), показывают, что работники сельского хозяйства ежедневно выполняют тяжелую и непривлекательную работу, на что указали от 41 до 51% респондентов. Полный отпуск используют только 57% сельских работников. На плохие санитарные условия: грязь, холод, загазованность, недостаточность освещения и т.д., указали 79% респондентов, на несоблюдение техники безопасности — 58, не организовано питание у работающих — 91, отсутствие бытовых условий (душ, комнаты отдыха) — 85%. Причем около 90% сельских работников считают, что физическая работа связана с отсутствием необходимой вспомогательной техники, механизмов.

Экономическая реформа в таком виде, как осуществляется сегодня, в большей степени отрицательно влияет на положение башкирского населения. Статистические

материалы показывают продолжение закрепленности башкир в сферу сельского и лесного хозяйства.

Состояние межнациональных отношений в производственной сфере Башкортостана, раскрыли социологические исследования (опрошено в 2012 г. 1 129 респондентов, выборка репрезентативная для Республики Башкортостан). Так, на вопрос: «Насколько остро стоят проблемы межнациональных отношений по месту работы?», ответы распределились следующим образом: 3,4% всех участвующих в опросе отметили, что проблемы стоят остро; 14,6 — проблемы есть, но они незначительны; 71,9 — проблем нет; 9,9% затруднились ответить. Ответы на данный вопрос при рассмотрении с точки зрения национальной принадлежности респондентов выглядят так: русских, считающих, что по месту работы проблемы межнациональных отношений стоят остро, — 3,7%; проблемы есть, но они незначительные — 15,1; проблем нет — 72,9; башкир — соответственно — 5,3, 15,3 и 70,1; татар — 1,8, 14,9 и 76,5%. На вопрос: «Бывали ли случаи на работе неуважительного отношения к вашей национальности?» 15,9% отметили, что такое происходило. Таким образом, в сфере труда часть людей в той или иной мере испытывает наличие проблем, касающихся межнациональных отношений.

К развитию традиционных национальных типов хозяйствования в условиях рыночных отношений население в основном относится положительно и считает, что это поможет решить продовольственную программу (26,8% опрошенных), повысить занятость населения (25,6%), а также указывает на экономическую эффективность их развития (20,7%). Однако 26,8% респондентов отмечают недостаточную эффективность традиционных типов национального хозяйствования. Это объясняется многими факторами, и, прежде всего, отсутствием цивилизованных рыночных отношений. По мнению респондентов, для возрождения традиционных типов хозяйствования необходимо: подготовить специалистов (41,5% опрошенных), создать условия для

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2014, том 19, № 3 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

развития частной инициативы и предпринимательства (32,9%), возродить национальные традиции воспитания в семье (26,8%), вести пропаганду и разъяснение (13,4%). Среди подчеркивающих необходимость развития традиционных национальных типов хозяйствования удельный вес башкир несколько превышает удельный вес людей с аналогичной установкой среди русских и татар.

Среди экономических факторов, воздействующих на межнациональные отношения, следует выделить отношения собственности, и, прежде всего, роль земли в этой системе. Не случайно, социологические исследования, проведенные в 12-ти районах республики в 2010 гг., показали, что этносы Башкортостана не согласны с тем, чтобы землю передавали в частные руки. На вопрос: «Нужна ли частная собственность на землю в нашей республике?», ответы распределились следующим образом: «да» — 30,3%; «нет» — 45,4; затруднились ответить 24,3%. В национальном разрезе это выглядит так: башкиры

— «да» — 28,9%, «нет» 47,4%, затруднились ответить 23,7, русские соответственно 28,6%, 43,8 и — 27,6; татары — 32,4%, 47,2 и 20,4%; другие национальности республики — 30,4,

— 44,3 и 25,3%.

Следует отметить, что значение земли в республике в рассматриваемом качестве для башкир и для других национальностей как фактора формирования общности имеет свои особенности. Если земля здесь для башкирской нации является основным, единственным, историческим местом своего формирования, существования и развития, то русская, татарская, чувашская и другие нации формировались как народы, имеющие свою собственную территорию компактного проживания. Поэтому можно согласиться с мнением о том, что в историко-генетическом плане башкирский край в историческом прошлом, для них стал «своим» прежде всего для укрытия от царского произвола и крещения, т.е. для сохранения своей идентичности, а также в качестве источника добывания средств к существованию, средства производства [4, с.17].

Наши социологические исследования показывают, что территория проживания как фактор национальной идентификации башкирами более высоко оценивается. На этот фактор указали 48,1% башкир-респондентов и на «место, где родился и вырос» — 26,2%; среди русских — соответственно 23,8 и 17,0%; среди татар — 16,9 и 23,9%. На территорию, на которой живут, как главный фактор, формирующий нацию, указали 17,4% русских, 24,6 — татар и 41,1% башкир. Здесь следует отметить, что, когда земля рассматривается в соотношении с национальными процессами, нельзя не учитывать и исторический аспект, т.к. история с этой позиции выступает как связующий фактор обитаемой народом территории, с делами его народа. Ведь башкирский народ, как свидетельствует история, чтобы отстоять свои исконные права на занятые земли и угодья, свой национальный быт, потратил столько усилий, понес большие количественные, материальные, и, несомненно, духовные потери, но при этом сохранил свою этническую устойчивость.

Социологические исследования раскрыли особенности менталитета основных национальных групп Башкортостана при ответе на вопрос анкеты: «Какую форму собственности на землю Вы считаете наиболее подходящей для развития сельского хозяйства?» Так, русские респонденты (39,6%) высказались за частное землепользование, тогда как за коллективное — 43,1%. У башкир эти показатели составляют 15,3 и 67,2%; у татар — 16,5 и 61,3%. Эти данные говорят о том, что по отношению к земле у проживающих в республике национальностей различные позиции. Это означает, что преобразования в сельском хозяйстве насыщены и национальным содержанием, сопряжены с межнациональными отношениями.

В существующей ситуации наиболее оптимальным вариантом переустройства отношений к земле, в дальнейшем, по нашему мнению, было бы не продолжение, не передача ее в частную собственность путем продажи, а возрождение в деревнях общинного

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/21

землепользования. Во-первых, общинное землепользование предотвратило бы продолжение разорения башкирского населения, сохранило бы его хрупкую связь с землей — главным источником, обеспечивающим существование и развитие его как нации. Во-вторых, общинное землепользование усилило бы объединение всех жителей конкретного села. Их территориальное, поселенческое объединение дополнилось бы новой связью — общей заинтересованностью совместного использования земли.

Исследование также обнаруживает тенденции и противоречия современной трансформации, основанные на этносоциальной стратификации в Республике Башкортостан. Это обусловлено, во-первых, тем что существенную роль в формировании особенностей этнических традиций различных народов играет степень урбанизированности того или иного этноса. Русские Башкортостана в этом смысле являются, в основной своей части городскими жителями и, составляя большую часть городского населения, формируют соответствующую этногородскую среду. Башкиры, чуваши, марийцы, мордва, удмурты меньше ориентированы на городской образ жизни и специфическую городскую среду, хотя процессы урбанизации все больше охватывают и их.

Во-вторых, происходящее в условиях рыночной экономики имущественное расслоение общества также приобретает этническую окраску. В Башкортостане русские и частично татары работают главным образом в городских индустриальных отраслях. Они, являясь традиционно городскими жителями, более продвинуты в сфере бизнеса, формируют более обеспеченный в имущественном смысле класс предпринимателей. Такое положение башкирским национальным движением, а также национальными центрами малых национальных групп воспринимается негативно. Практически мало башкир в сфере большого негосударственного бизнеса: в руководстве банков, крупных промышленных предприятий, коммерческих фирм и т.д. Среди хозяйственных руководителей они представлены

в основном на государственных предприятиях. Поэтому несколько настораживают ответы респондентов на вопрос: «Влияет ли, по Вашему мнению, национальность людей на их продвижение по службе?», где почти одна треть опрошенных ответили «да». Тревожно и то, что 57,3% сталкиваются с неуважительными высказываниями о людях своей национальности.

Не случайно большинство опрошенных (53,7%) считает, что интересы их нации нуждаются в защите. Действительно, существующая на сегодня реальность такова, что мало внимания уделяется этнонациональ-ным интересам. Отсутствие продуманной национальной политики выражается в неадекватном представительстве республик в законодательных и исполнительных органах федеральной власти, в развитии национальных школ, культуры, в проблемах, связанных с национальными меньшинствами, возможностями, имеющимися у этнических диаспор вне национальных республик. Тем не менее, только 15,9% отметили, что каждая нация должна иметь свое представительство во властных структурах, а 17,1% выразили свое отношение более обобщенно: каждая нация должна быть представлена в государственных и общественных органах управления. Почти половина респондентов (48,8%) считает, что человеку независимо от его национальности должны быть обеспечены равные возможности для общественной и производственной деятельности, 45,1% опрошенных высказали отношение к данному вопросу более конкретно — положение человека в обществе должно оцениваться исключительно по его трудовому вкладу, а не по национальности. А среди малочисленных народов все 100% опрошенных придерживаются такой позиции.

Следует отметить, что среди инженерно-технических специалистов республики башкиры составляли 13,2%, а русские — 53,0; среди работников, занятых в науке и научном обслуживании, башкиры — 13,7%, русские — 54,5, татары — 23,5%. Значительная часть башкир, занятая главным образом

в добывающей промышленности, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, в условиях рыночных преобразований формирует более низкую имущественную группу населения.

Осмысление существующей дифференциации среди этнических общностей республики позволяет сделать выводы. Во-первых, этнические общности Башкортостана обладают разным культурно-техническим потенциалом. Во-вторых, этносы, различаясь положением в сфере труда, не подвергаются влиянию в одинаковой мере стимулирующему рост культурно-технического уровня. В-третьих, закрепленность за определенными отраслями труда представителей некоторых этнических общностей ведет к дальнейшему углублению неравенства этих групп по положению и роли в общественной жизни и соответственно обострению межнациональных отношений [5, с. 89].

Этническое сознание «есть отражение бытия, специфических условий существования и взаимодействия этнических общностей; оно выработано и закреплено осознанными поступками, практикой и действием неосознанных внутренних, психологических процессов и выражается посредством идей, теорий, взглядов, проявляющихся в интересах, потребностях, намерениях и целях этносов» [4, с. 89]. Этническое сознание является важнейшим фактором формирования этнической идентичности. Так, в нашем исследовании, на вопрос: «Что, прежде всего, связывается у Вас с мыслью о Вашей нации?» ответы респондентов распределились в таком порядке: язык; обычаи, традиции, культура; мои родители; территория, на которой живу; прошлое, история моей нации; наша религия; особенности хозяйственного уклада, бытовой жизни; известные люди моего народа.

Социологический опрос свидетельствует о том, что мысль о своей нации, респонденты в первую очередь связывают с языком своей нации. Так ответили 41,9% русских, 46,3 — башкир, 40,5 — татар, 37,5 — чувашей, 50 — мордвы, 25,5 — марийцев, 21,4% украинцев.

Язык живет, пока на нем говорят, пока его используют в сфере быта и в сфере

общественной жизни. По нашим исследованиям, 58,9% респондентов согласны с тем, что сотрудникам государственных учреждений необходимо знать язык национальности, давшей имя республике. В свое время известный русский литературовед и лингвист Д.Н. Овсянико-Куликовский писал: «Если хотите почувствовать своеобразную психику данной национальности — изучайте язык ее, как в его повседневной функции (живую речь), так и в его литературном выражении» [6, с. 23].

Знание языка коренной национальности — проявление уважения к дружественному народу и к своему этносу. По результатам социологических исследований 85,9% татарского населения Башкортостана владеет башкирским языком и не испытывает языкового барьера в межнациональном общении, 17,7% русских в различной степени владеют башкирским языком, что свидетельствует об исторически сложившихся, доброжелательных отношениях этих народов. Но вместе с тем в этой сфере есть серьезные проблемы. До 90-х годов ХХ в. в стране неуклонно уменьшалось количество изучающих родной язык. Как показывают социологические исследования, в Республике Башкортостан 99,5% русских, 59 — башкир, 78% татар в полной степени владеют родным языком; 36% респондентов башкирской, 21 — татарской и 26,7% чувашской национальности владеют родным языком ограниченно, а около 5% башкир, 2,1 — татар и 13,3% чувашей — практически не владеют им. Согласно нашему исследованию, это произошло из-за ослабления работы семьи и школы по привитию любви у детей к национальному языку. Здесь надо отметить особенно роль семьи. Так, выяснилось, что в семье только 60% башкир говорят на родном, соответственно — 93,3% русских, 65 — татар, 66,7 — чувашей, 52,9% марийцев. Социологические опросы также показывают, что дети не знают своих национальных героев, деятелей культуры, искусства, литературы. Так, 25,2% русских, 15,5 — башкир, 22,7 — татар, 22,8 — чувашей, 64,7 — марийцев, 23,3% украинцев

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/21

не назвали никого из них.

Экономическая реформа несет очевидную выгоду всем нациям и народностям, каждому человеку только в том случае, если обеспечивает самостоятельность, наращивание материального и духовного потенциала каждой республики, в т.ч. за счет более эффективного использования отработанных и оправдавших себя раньше элементов и внедрения прогрессивных, новых. Причем самостоятельность не должна исключать углубления разделения труда между республиками, выравнивания условий хозяйствования. Межнациональное сотрудничество скорее необходимо привести в действие таким образом, чтобы оно эффективно влияло на повышение уровня благосостояния народов. А это возможно прежде всего за счет роста их самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Сотрудничество должно быть выгодным как для государства в целом, так и для каждой его республики.

Проблемы социальной справедливости в межнациональных отношениях могут быть реализованы через решение вопросов национально-государственного устройства республик, через их суверенитет, экономическую и политическую самостоятельность, свободу каждой нации. Принципы социальной справедливости осуществляются также утверждением равенства и равноправия наций во всех сферах общественной жизни, через демократизацию межнациональных отношений, совершенствованием и развитием законности и правопорядка, гуманизацией всей системы национальных отношений, и, наконец, обновлением всей российской государственности.

В реализации принципа социальной справедливости в обществе, в т.ч. в межнациональных отношениях, огромную роль играет осуществление государством сильной социальной политики. Это проявляется в неуклонном улучшении условий жизни и труда людей разных национальностей, более полном осуществлении принципа социальной защищенности.

Сильная социальная политика предполагает крупные капитальные вложения

в социальную сферу, их быструю и значительную отдачу как для общества в целом, так и для каждого его члена. За последние годы начался процесс переориентации экономики на социальные нужды народа. Несмотря на это, люди пока не почувствовали существенной отдачи от производимых мероприятий, реформа еще не оправдала их ожиданий. Социологические исследования подтверждают это положение. Так, 59% респондентов республики не удовлетворяют осуществляемые в стране экономические реформы, только около 10% опрашиваемых ответили положительно, 31% — затруднились с ответом. В то же время 51,8% русских, 46,8 — башкир, 50 — татар, 30 — чувашей, 62,5 — марийцев, 52% украинцев из числа опрошенных считают, что одной из причин существования противоречий в межнациональных отношениях является общее ухудшение экономической ситуации в стране.

Социологические данные показывают, что при регулировании межнациональных отношений социальное равенство и справедливость является главной ценностью. 58% респондентов выступают за социальную справедливость, 34,3% — за социальное равенство. В национальном разрезе: «за справедливость» 57,9% русских, 56,5 — башкир, 58,5—татар, 71,9—чувашей, 82,4—марийцев, 50—мордва, 53,3—украинцев, 44% остальных национальностей. «За социальное равенство» — 40,1% русских, 27,6 — башкир, 34,5 — татар, 43,9 — чувашей, 52,9 — марийцев, 26,7 — украинцев, 40 — остальных национальностей. Перед государством должен быть первичен приоритет личности, гражданина любой национальности. Осуществляемая в стране экономическая реформа для межнациональных отношений диалектически противоречива. Более того, этническая стратификация, неравенства положения, как показывает новейшая социальная эволюция в национальных регионах России, является одной из важнейших и наиболее конфликтных областей трансформирующегося общества. Поэтому настоятельной необходимостью в современных условиях выступают не только исследования этих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

закономерностей, но и научная разработка основных способов оптимизации этнической стратификации в российских регионах. Для того, чтобы новейшая экономика

вала оптимизации межнациональных шений, важно разработать механизм ния экономических интересов с ными интересами.

Как можно представить механизмы этих процессов? Государство в целом, республики и области вплоть до низовых

ных образований обязаны (каждый на своем уровне) создавать равные правовые и материальные условия для социального и культурно-языкового развития всех национальностей на управляемой территории. Ист°рическая практика свидетельствует, что высокий и примерно одинаковый уровень социально-экономического и культурного развития народов — один из важнейших факторов их сотрудничества и дружбы, создания совместных народнохозяйственных структур и здоровой экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный состав и владение языками, гражданство населенияРеспублики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: стат. сб. В 2 ч. Ч.1 Уфа: Башкортостанстат, 2013. 193 с.

2. Файзуллин Ф.С. Социальная справедливость и пути ее реализации в национальной политике: монография. Уфа: Гилем, 2011. 234 с.

3. Современные этнополитические и ; ные процессы в России: Модель Республики остан. Уфа: Информреклама, 2004. 356 с.

4. Ирназаров Р. И. Равенство этносов в I ке Башкортостан. Уфа: Изд-во БашГУ, 1997. 217 с.

5. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я., Асылгужин Р.Р. Этническое сознание и этническая идентичность. Уфа: Гилем, 2009. 252 с.

6. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Петроград: Изд-во СПбГУ, 1922. 253 с.

REFERENCES

1. Natsionalnyy sostav i vladenie stvo naseleniya Respubliki Bashkortostan po dannym Vseros-siyskoy perepisi naseleniya 2010 goda: statisticheskiy sbornik [Ethnic composition and language proficiency, citizenship of the population of the Republic of Bashkortostan according to 2010 All-Russia Population Census: Statistical compendium]. In 2 parts. Part 1. Ufa, Bashkortostanstat, 2013. 193 p. (In Russian).

2. Faizullin F.S. Sotsialnaya spravedlivost i puti ee re-alizatsii v natsionalnoy politike [Social justice and the ways for its being implementated in national policy]. Ufa, Gilem, 2011. 234 p. (In Russian).

3. Sovremennye etnopoliticheskie i etnosotsialnye pro-tsessy v Rossii: model respubliki Bashkortostan [Modern-day ethnopolitical and ethnosocial processes in Russia: Model of the Republic of Bashkortostan]. Ufa, Informreklama, 2004. 356 p. (In Russian).

4. Irnazarov R.I. Ravenstvo etnosov v Respublike Bashkortostan [Ethnic equality in the Republic of Ufa, Bashkir State Univ., 1997. 217 p. (In Russian).

5. Fayzullin F.S., Zaripov A.Ya., Asylguzhin R.R. eskoe soznanie i etnicheskaya identichnost [Ethnic ness and ethnic identity]. Ufa, Gilem, 2009. 252 p. (In Russian).

6. Ovsyaniko-Kulikovskiy D.N. Psikhologiya natsional-

922. 253 p. (In Russian).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/2014. том 19, № 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.