ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
^jí. j'JÍ. л«- .<»>,. ^ ^ ^ iW, ^ ^ jijí. ¿IT«. гр. ^ ¿¡fe gfe ¿T«.
Ф.С. Файзуллин, Т.Ф. Файзуллин УДК 141.1
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ - ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация
В статье утверждается идея о том, что реализация этнических интересов является одним из главных направлений национальной политики, как в субъектах страны, так и во всей Российской Федерации. В связи с этим анализируются проблемы этнического статуса и этнических интересов, их особенности в современном многонациональном обществе, определяются пути совершенствования национальной политики Российского государства. Специфика интересов этнических общностей чаще всего определяется их статусом, то есть местом, которое занимает этнос в обществе, в системе взаимоотношений между различными народами. Демографический, социальный, политический, территориальный и др. статусы оказывают воздействие на интересы этносов и формируют их особенности. Этнический интерес в обобщенном виде есть стремление к сохранению и укреплению национальных позиций, созданию и расширению возможностей для полноценного существования и развития общности. Благополучие народов и государственный порядок будут зависеть от того, в какой мере могут быть реализованы этнические интересы, эти проблемы должны быть в центре национальной политики современного государства.
Ключевые слова: этнический статус, этнические интересы, национальная политика, межнациональные отношения, социальная справедливость, этническая стратификация
Fanil S. Fayzullin, Tagir F. Fayzullin
REALIZATION OF ETHNIC INTERESTS AS ONE OF THE MAIN DIRECTIONS OF REGIONAL POLITICS
Abstract
The article argues the idea that the implementation of ethnic interests is one of the main points of national politics, both in the regions of the country and throughout the Russian Federation. In this regard, the problems of ethnic status and ethnic interests, their features in modern multicultural society are analyzed; the ways of improving the national politics of the Russian state are defined. Specificity of the interests of ethnic communities is most often determined by their status, i.e. a place of ethnicity in the society, in the system of relations between different peoples. Demographic, social, political, territorial and other statuses affect the interests of ethnic groups and form their features. Ethnic interest in the aggregate is the desire to preserve and strengthen the national positions, to create and expanse the opportunities for the full-fledged existence and development of community. The well-being of peoples and the state order will depend on the extent to which the ethnic interests may be met, these problems should be the focus of national politics of the modern state.
Key words: ethnic status, ethnic interests, national politics, interethnic relations, social justice, ethnic stratification
Файзуллин Фаниль Саитович, доктор философских наук, профессор, академик АН РБ (Уфа), зав. кафедрой философии Уфимского государственного авиационного технического университета, e-mail: philosugatu@mail.ru Файзуллин Тагир Фанилевич, кандидат социологических наук, заместитель директора филиала Российского государственного социального университета (Уфа), e-mail: fayzullin@rgsu.net
FanilS. Fayzullin, Dr. Sc. (Philosophy), professor, FullMember ofthe Academy ofSciences ofthe Republic of Bashkortostan (Ufa), Head ofthe Chair of Philosophy, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: philosugatu@mail.ru Tagir F. Fayzullin, Cand. Sc. (Sociological Sciences), Deputy Director of the branch of Russian state social University (Ufa), e-mail: fayzullin@rgsu.net
© Файзуллин Ф.С., Файзуллин Т.Ф., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2016/1 (71)
Укрепление федеративного устройства России, гармонизация межнациональных отношений, разрешение имеющихся конфликтов между центром и регионами страны остаются актуальными проблемами. Существующие противоречия в этих сферах являются серьезной угрозой социального прогресса. Глубокие корни этих конфликтов заключаются в нарушении социальной справедливости, в ущемлении специфических интересов определенных наций и народностей, в забвении или недооценке их экономических, социальных, политических интересов, потребностей развития их национального языка и культуры. В межнациональном обществе, естественно, всегда будут определенные национальные различия, противоречия, которые могут привести к серьезным национальным конфликтам. Но чтобы этого не произошло и эти конфликты не перерастали в национальный антагонизм, они должны быть подвергнуты соответствующему социальному регулированию.
Вместе с тем, в настоящее время более очевидно несоответствие между официально заявляемыми целями политических преобразований в области национальных отношений и реальной политической практикой, а точнее между декларируемыми намерениями создать систему развития демократии в решении национальных проблем и, наоборот, усилением авторитаризма. Можно утверждать, что реформы региональных отношений в последние годы оказались шагом в сторону не федерального, а унитарного государства. В стране, которая является многонациональной и считается федеративной, ликвидировано Министерство национальных отношений, нет центра, занимающегося изучением и регулированием национальных вопросов.
Не случайно, по результатам наших исследований, среди фактов, наиболее беспокоящих людей, достаточно большое количество опрошенных на первое место ставят проблемы межнациональных отношений, их противоречивость и, нередко, конфликтность. По данным социологических исследований, в Республике Башкортостан этот вопрос волнует 23,3% башкир, 11,3% -татар, 12,9% - русских и 23,4% - представителей других национальностей.
Общественная практика свидетельствует, что созидательная линия возможна только при учете интересов и запросов каждой нации, на пути консолидации и национального согласия. Это путь
гуманизации общественных отношений, защиты прав каждого человека, независимо от места его проживания, убеждения и вероисповедания.
Специфика интересов этнических общностей чаще всего определяется их статусом, т.е. местом, которое занимает этнос в обществе, в системе взаимоотношений [1]. Различают разные виды статуса: демографический, социальный, территориальный, политический, культурный и т.п. В зависимости от степени влияния на жизнь общества статус этноса имеет количественные измерения. Он может быть высоким или низким. Так, русские в Российской Федерации, несмотря на ряд неблагоприятных тенденций, обладают, безусловно, высоким демографическим статусом, поскольку их доля в общей численности населения Российской Федерации составляет более 82%. Достаточно высокими показателями в сравнении с другими российскими народами характеризуется у них и социально-экономический статус (объем материальных благ, приходящихся на каждого члена этноса: обеспеченность жильем, профессиональная структура, уровень заработной платы и т.п.) [2, с. 212].
Низкий статус ведет к психологической ущемленности этноса. На этой почве возникают массовые движения, которые серьезно дестабилизируют жизнь государства (республик), ведут к этническим конфликтам, но конфликто-генный потенциал различных видов низкого статуса далеко не одинаков. Так, низкий морально-психологический статус наций, безусловно, приносит им глубокие нравственные страдания, может служить поводом для массовой миграции из страны, причиной конфликтных ситуаций на межличностном уровне, но вряд ли вызовет массовое этническое противостояние. Совсем иное дело - политический или территориальный (его иногда называют экологическим) статус.
Политический статус этноса - это, прежде всего, наличие или отсутствие у него своей государственности в той или иной форме. Другая, не менее важная, сторона политического статуса этноса - представительство в различных структурах власти. Низкое представительство воспринимается обычно как дискриминация и в определенных обстоятельствах становится источником политических требований. Низкий политический статус, точнее, полное отсутствие такового, привели, например, к активным участиям в революции 1917 года российских евреев, поляков, латышей,
некоторых других российских "инородцев" -башкир, татар, казахов и др.
Не менее взрывоопасно снижение территориального статуса. Именно территория, которую занимает этнос, определяет его социальную, а нередко и экономическую значимость. На постсоветском пространстве, где этнические границы, как правило, не совпадают с государственными границами, именно проблемы территориального статуса являются источником многочисленных конфликтных ситуаций. При этом конфликты, в основе которых лежат символ и престиж этноса, улаживать гораздо труднее, чем те, которые основаны на материальном интересе. Территория коренного народа является основной, то есть местом, где он сформировался как этнос. В этом случае она имеет высокую притягательность для его представителей.
В большинстве полиэтнических государств редко бывает так, чтобы та или иная этническая община обладала одинаково высоким статусом во всех его измерениях. Чаще всего встречается ситуация, когда тот или иной этнос оказывается доминирующим в одной или нескольких сферах государственной жизни.
Совершенно очевидно: чем ниже статус того или иного этноса по сравнению с другими, тем больше проблем в его жизни и тем выше межэтническое напряжение в обществе. Поэтому статус этноса - важнейший объект национальной политики. Проблема статуса особенно важна для этнических меньшинств, которые в силу своей малой численности оказываются низкостатусными. В нестабильной ситуации они же испытывают и наибольший дискомфорт. Между тем именно от их положения (статуса) зависит прочность социально-политического бытия всего общества.
Наши социологические исследования выявили тенденции и противоречия современной трансформации общества, основанные на этносоциальной стратификации, иерархии, неравенстве, социальном статусе различных наций Республики Башкортостан. Во-первых, они показали, что существенную роль в формировании особенностей этнических традиций различных народов играет степень урбанизированности того или иного этноса. Русские в Республике Башкортостан в этом смысле в основной своей части являются городскими жителями и, составляя большую часть городского населения, формируют соответствующую этногородскую социальную среду. Во-вторых, происходящее неизбежно
в условиях рыночной экономики, имущественное расслоение общества также приобретает этническую окраску. Русские и частично татары работают, главным образом, в городских индустриальных отраслях. В то же время именно русские и татары, являясь традиционно городскими жителями, более продвинуты в сфере бизнеса, формируют более обеспеченный в имущественном смысле класс предпринимателей. Такое социальное неравенство башкирским национальным движением, а также национальными центрами малых национальных групп воспринимается негативно. Практически отсутствуют башкиры в сфере большого негосударственного бизнеса: в руководстве банков, крупных промышленных предприятий, коммерческих фирм и т.д. Среди хозяйственных руководителей башкиры представлены в основном на государственных предприятиях. К этому еще, следует добавить, что среди инженерно-технических специалистов республики башкиры составляют 13,2%, русские - 53,0%. Среди работников, занятых в науке и научном обслуживании, башкиры составляли 13,7%, русские - 54,5%, татары - 23,5%.
Значительная часть собственно башкир, по данным исследования, занятая главным образом в обрабатывающей промышленности, в сельском и лесном хозяйствах, в условиях рыночных преобразований формирует более низкую имущественную группу населения.
Осмысление с учетом этого обстоятельства существующей дифференциации этнических общностей республики позволяет сделать следующие выводы. В условиях закрепленности за определенными видами труда и условиями жизни представителей определенных этнических общностей межнациональные отношения ведут к дальнейшему углублению неравенства этих групп по положению и роли в общественной жизни. Обнаруживается, что коренное население (башкиры) занимает последнее место в социальной иерархии среди трех многочисленных наций, которые проживают в республике. Не случайно, большинство опрошенных башкир (53,8%) считают, что их интересы нуждаются в защите. Осознание такого своего положения коренной нацией может привести к обострению межнациональных отношений в регионе. Следует отметить, что существующее социальное неравенство более остро воспринимается в городах, поэтому, в современных условиях, именно города являются центром формирования национальных движений [2, с. 212].
Национальный интерес в обобщенном виде представляет стремление к сохранению и укреплению позиций, созданию и расширению возможностей для полноценного существования и развития этнической общености. То, что в этнической общности наблюдаются собственно этническая и социальная стороны, качества, не может не сказываться и в природе национального интереса. Получается, что последний включает в себя, во-первых, стремление сохранять, утверждать и развивать собственно этнические качества и, во-вторых, стремление к поддержанию и укреплению социальных качеств общественного положения этноса как общности людей [3, с. 124].
Можно допускать деформацию национальных интересов отдельных индивидов, утрату последними своих этнических качеств. Однако такое не должно происходить с интересами нации. Они менее изменчивы, чем интересы определенных людей, более жестко связаны объективными потребностями сохранения этнической целостности и самобытности и, как правило, удовлетворяются на институциональном уровне. Так, каждая нация обладает своими традициями, обычаями, нормами поведения, семейно-бытовым укладом, государственным формированием и т.д., которые при внимательном рассмотрении оказываются средствами этнической целостности, самобытности. Важно заметить также, что интересы нации предполагают создание всех необходимых условий, возможностей для полноценного удовлетворения каждым индивидом своих национальных интересов. Воспользуется или не воспользуется этими возможностями последний -другое дело.
Говоря о межнациональных отношениях в их связи с интересами различных субъектов, следует заметить, что удовлетворение этих интересов представляет собой сложный процесс. Вступление субъектов в контакт друг с другом есть лишь начало взаимо- и самопознания. В ходе дальнейшего взаимодействия это познание углубляется и расширяется путем постоянно осуществляемого выяснения и сравнения жизненного положения участников взаимодействия, сопоставления реальных условий и возможностей удовлетворения их социальных и национальных потребностей.
В.В. Путин говорит о проблеме следующее: "Интересы непосредственно отражают сложившиеся в обществе отношения неравенства, в них постоянно присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы
с другой. Именно в этом основа той действительности, той реальной помощи, которая заключается в интересах. В них прямо отражается социальное положение индивидов. Что и обуславливает их роль как важнейших побудительных стимулов действия и движущих сил общественного развития... " [4, с. 71].
Действительно, анализируя крупные события в общественной жизни - социальные преобразования, экономические реформы или революционные взрывы, вплотную сталкиваешься с наличием общественных интересов, стоящих за этими действиями. Однако, исторически сложившиеся межнациональные отношения, в свою очередь, лежат в основе национальных интересов. Благополучие народов и государственный порядок будут зависеть и от того, в какой степени могут быть реализованы их интересы. Эти проблемы должны быть в центре национальной политики современных государств.
Социологические исследования показали, что, по мнению респондентов, нынешние государственные структуры не могут в полной мере выполнять возложенные на них функции по удовлетворению национальных потребностей и интересов. В связи с имеющимися недостатками в реализации этнических интересов в последние годы появились новые общественные формирования. Материалы социологических исследований показывают, что неоднозначное мнение сложилось по созданию этих формирований. 50,2% опрошенных выступают за создание этих центров, 20% - против, 28% - затрудняются ответить. Это объясняется тем, что народ, видимо, устал от постоянного возникновения новых государственных и общественных структур. Однако предназначение национально-культурных, религиозных центров, партий различного толка в республике респонденты видят, прежде всего, в возрождении традиций, обычаев, обрядов (53,7%), сохранении самобытности культуры (24,45) и духовном развитии (20,7%). При этом главными факторами развития национальной культуры считают родной язык (53,7%), традиции, обычаи и обряды (42,7%), знание истории родного народа (37,8%), традиционный хозяйственный уклад (9,8%).
В течение многих десятилетий народы, нации нашей страны не признавались, как это ни парадоксально, субъектами права. В Конституции Российской Федерации не закреплены статус и права наций на самоопределение и сво-
бодное развитие, уделено мало места вопросам защиты суверенных прав национальных республик, некоторые статьи противоречат друг другу. Непризнание прав республик ведет к нарушению принципов федерализма и отрицанию того, что Россия многонациональное государство. Существуют опасения насчет того, что правовая защита человека автоматически может привести к решению проблемы формирования у него гражданского самосознания. Очевидно, если правозащитное достоинство Российской Федерации не будет надлежащим образом гарантировать формирование гражданственности, преданности национальным идеалам, то это может породить новые, ранее невиданные проблемы.
Для справедливого решения национального вопроса и отношений между нациями, народами, а также между национальными республиками и центром, законодательным и исполнительным органам Российской Федерации необходимо шире опираться на международные правовые документы, где подчеркивается, в частности, что все коренные народы имеют право свободно распоряжаться своей судьбой, право на самоопределение и свободное экономическое, социальное и культурное развитие, а также право распоряжаться естественными богатствами и ресурсами и др.
Соблюдение прав личности не противоречит интересам этнических сообществ. Напротив, оно возвышает этнос, дает ему основание считать себя частью сообщества цивилизованных свободных наций. Но этот статус требует от любой нации, от ее представителей понимания и соблюдения принципа, согласно которому забота об интересах своего этноса не снимает святой обязанности помнить об интересах, социальном и политическом статусе других народов. Другими словами, мы должны признать принцип взаимозависимости наций, а признание этого принципа ставит извечную проблему необходимости укрепления взаимной ответственности наций. Взаимная ответственность наций в отношениях между собой опирается на осознание каждым народом своего статуса, собственной ответственности за то, чтобы эти отношения были справедливыми и уважительными, строились на принципах равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга. При этом в национальной политике должно уделяться подобающее внимание реализации этнонациональных интересов. От этого во многом зависят стабильность и устойчивость
развития республик и страны в целом. В связи с этим необходимо укреплять право народа на самоопределение, на суверенность национальных республик и строго соблюдать принципы федеративного устройства России.
Процессы демократизации, расширение прав республик открывают простор гармоничному сочетанию национальных и общегосударственных интересов. Не случайно в своих выступлениях президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал о необходимости расширения полномочий республик и регионов [4, с. 62]. В этой ситуации необходимо раскрыть потенциальную энергию возрождения этносов, суверенитета республик, округов, областей, способную укрепить единство народов РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Файзуллин Ф.С. Социальная справедливость и пути её реализации в национальной политике. - Уфа: Гилем, 2011. - 252 с.
2. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Этнос как субъект общественных отношений. - Уфа: Гилем, 2013. -328 с.
3. Гилязитдинов Дж.М. Этническая стратификация и проблемы ее оптимизации // Вестник Башкирского университета. - 1996. - № 1. - С. 120-131.
4. Путин В.В. Статьи (с официального сайта Председателя Правительства Российской Федерации www.premier.gov.ru). - Уфа: Скиф, 2012. - 83 с.
REFERENCES
1. Fayzullin F.S. Social'naja spravedlivost' i puti jejo realizacii v nacional'noj politike [Social justice and the ways of its implementation in national policies: monograph]. Ufa, Gilem, 2011, 252 p. (In Russ.).
2. Fayzullin F.S., Zaripov A.Ja. Etnos kak sub'ekt obshhestvennykh otnoshenij [Ethnos as subject of the public relations]. Ufa, Gilem, 2013, 328 p. (In Russ.).
3. Gilyazetdinov J.M. Etnicheskaja stratifikacija i problemy jejo optimizacii [Ethnic stratification and the problems of its optimization]. In: Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir University]. 1996, no. 1, pp. 120-131 (In Russ.).
4. Putin V V. Stat'i (s oficial'nogo sajta Predsedatelja Pravitel'stva Rossijskoj Federacii www.premier.gov.ru) [The Articles (from the official website of Prime Minister of the Russian Federation www.premier.gov.ru)]. Ufa, SKIF publishing house, 2012, 83 p. (In Russ.).