Н.В.Евскжова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ ^
■тниш а ,
Социальная реклама все еще относительно новое и неизученное понятие для России. Между тем, она имеет достаточно длинную историю. Например, в советское время социальная реклама занимала подавляющую часть рекламной деятельности. Правда, существовала она в несколько ином, чем сейчас, виде.
Социальную рекламу можно определить как вид коммуникации, ориентированной на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям.
Известно, что время накладывает отпечаток на взгляд и интерпретацию любых событий. Политическая система влияет не только на политическую, но и на другие сферы общественной жизни.
Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. Реклама в советский период, учитывая её приближенный к государственному статус, была порождением системы, построенной в СССР. Она отражала те взгляды и ценности, которые советское правительство желало видеть в обществе. т о
Сейчас, в условиях изменившихся ценностей, нам трудно адекватно оценивать социальную рекламу советского периода, поэтому, говоря об этом периоде, будем обращаться к современному опыту социальной рекламы.
Советская власть полностью контролировала среди прочих других и сферу рекламной деятельности в Союзе. На четырнадцатый день после революции 1917-го года в числе первых распоряжений власти был издан декрет «О введении государственной монополии на объявления».
Во время ранней советской власти социальная реклама полностью сводилась к политическому типу. Советская власть использовала её в целях собственной популяризации, мобилизации населения в Красную Армию, сбора средств и пожертвований. Уже позже, когда проблемы войны и борьбы с белогвардейцами отошли на второй план, темы социальной рекламы стали более разнообразными. Хотя носители рекламы были довольно однообразны, в основном красочные плакаты.
Уровень советской социальной рекламы оценивается историками как довольно высокий. Например, в 1925-ом году на художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов советских рекламистов был удостоен серебряной медали.
Обязательным в специальной литературе того времени было противопоставление рекламы социалистической и капиталистической с критикой последней.
Можно заметить, что основные темы социальной рекламы советского периода отражали государственную политику. Рассмотрев некоторые примеры социальной рекламы того времени, можно условно выделить следующие проблемы, волнующие власть:
1. Война; ■ ■ ^ - V л.йз,': ■.:.'
2. Борьба с инакомыслием; . .•
3. Помощь больным и голодающим; - К -'.гЛ-
4. Пропаганда коммунистических ценностей. ; V ; ( , : -
Следует заметить, что вышеперечисленные темы весьма условны и существовали не отдельно друг
от друга. Зачастую в одной рекламе объединялись несколько тем. Попробуем выделить некоторые тематические рекламы.
Одной из важнейших тем было военное противостояние большевиков и белогвардейцев. Довольно часто в социальной рекламе того времени встречалась тема голода. В начале 20-х годов неурожаи привели к тому, что основная масса населения голодала. Правительство выпускало плакаты, обращенные к тем, у кого была еда. На плакате И. Симакова, выпущенном в 1921-ом году, на фоне толпы людей, страдающих от голода, изображен кусок хлеба с водой и надпись: «Помни о голодающих!».
Прославление коммунистических ценностей занимало важное место в деятельности советского правительства. Для продвижения идеалов коммунизма партия часто использовала социальную рекламу. Коммунистические ценности представлялись как нравственные; правительство придавато им политический контекст. Например, один из плакатов советского времени изображает В.И. Ленина на трибуне на фоне солнца. Надпись на плакате такова: «Владыкой мира будет труд!». Она расположена таким образом, что бросаются в глаза только первые два слова. Слова «владыка мира» ассоциируются с вождём революции. Труд провозглашается не просто социальной, а исключительно ценностью коммунизма.
Во время коллективизации важно было внушить гражданам необходимость проводимых правительством преобразований и убедить их содействовать.
В советское время правительство стремилось привить обществу «правильные» взгляды, подвигнуть на смелые, нужные обществу виды деятельности. Например, пропагандировалась идея переселения на неосвоенные земли. Уже в послевоенное время был напечатан плакат следующего содержания: румяная деревенская девушка на фоне рассыпающегося молотого зерна VI призыв: «Соберём с целины богатый урожай!».
Социальная реклама советского периода была яркая, запоминающаяся; многие слоганы становились крылатыми выражениями. Можно сказать, что директивы и лозунги партии большевиков становились социальной рекламой. Всем известно выражение «Экономика должна быть экономной»; его тоже можно назвать привлечением внимания к актуальным проблемам общества. Рядом с рабочим местом часто была вывешена фраза: «Совесть—лучший контролёр!».
В конце 50-х при ослаблении режима тональность социальной рекламы несколько меняется; она становится менее идеологизированной, наблюдается смещение смысла в сторону соответствия потребностям граждан, а не только партии. Больше становится неполитической рекламы. Темы касаются физкультуры, спорта, здорового образа жизни. Однако политическая тематика остаётся приоритетной.
Иногда социальная реклама принимала вид песен, кинофильмов. Например, знаменитую песню «Пусть всегда будет солнце!» можно причислить к виду социальной рекламы. Советские кинофильмы «Высота», «Девчата» рекламируют новые профессии, образ жизни простого советского гражданина, основные человеческие ценности.
Итак, социальная реклама советского периода была не слишком разнообразна, большей частью политизирована и идеологизирована. Однако, по признаниям специалистов, высокого качества. Советская социальная реклама выполняла ряд важных функций:
1. информационную ( доносила до граждан необходимую информацию); ^ ч -
2. коммуникативную (служила связующим звеном между правительством и гражданами; однако не слишком эффективно, так как обратная связь в реальности почти не была предусмотрена);
3. имиджевую ( обеспечивала позитивный образ государства, заботящегося о своих гражданах). Но особенно можно выделить функции воспитания и пропаганды, которые были одними из главных задач советской социальной рекламы.
ЛИТЕРАТУРА <,м ¡V«лй^ж
1. Аронсон О. О социальной рекламе, М., 1999.
2. Николашвили Г.Г. Лекции по дисциплине: «Социальная реклама как инструмент публичной политики», СПб, 2003.—с. 134-152. ■^г.я г,;:^и.
3. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века, М., 2000. ^
4. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности, М., 2002.
В.Е.Первак
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
; ? ' Здоровый образ жизни -успех воспитания ребенка
Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и важнейшим институтом воспитания. В. Сухомлинский: «Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
Эти утверждения могут быть представлены педагогикой семейных отношений, о которой писал несколько десятилетий назад А. С. Макаренко. «Ваше собственное поведение. - самая решающая вещь. Ие думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет