Научная статья на тему 'Влияние семейных отношений на развитие личности и психического здоровья ребенка'

Влияние семейных отношений на развитие личности и психического здоровья ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1733
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности и психического здоровья ребенка»

Во время коллективизации важно было внушить гражданам необходимость проводимых правительством преобразований и убедить их содействовать.

В советское время правительство стремилось привить обществу «правильные» взгляды, подвигнуть на смелые, нужные обществу виды деятельности. Например, пропагандировалась идея переселения на неосвоенные земли. Уже в послевоенное время был напечатан плакат следующего содержания: румяная деревенская девушка на фоне рассыпающегося молотого зерна VI призыв: «Соберём с целины богатый урожай!».

Социальная реклама советского периода была яркая, запоминающаяся; многие слоганы становились крылатыми выражениями. Можно сказать, что директивы и лозунги партии большевиков становились социальной рекламой. Всем известно выражение «Экономика должна быть экономной»; его тоже можно назвать привлечением внимания к актуальным проблемам общества. Рядом с рабочим местом часто была вывешена фраза: «Совесть—лучший контролёр!».

В конце 50-х при ослаблении режима тональность социальной рекламы несколько меняется; она становится менее идеологизированной, наблюдается смещение смысла в сторону соответствия потребностям граждан, а не только партии. Больше становится неполитической рекламы. Темы касаются физкультуры, спорта, здорового образа жизни. Однако политическая тематика остаётся приоритетной.

Иногда социальная реклама принимала вид песен, кинофильмов. Например, знаменитую песню «Пусть всегда будет солнце!» можно причислить к виду социальной рекламы. Советские кинофильмы «Высота», «Девчата» рекламируют новые профессии, образ жизни простого советского гражданина, основные человеческие ценности.

Итак, социальная реклама советского периода была не слишком разнообразна, большей частью политизирована и идеологизирована. Однако, по признаниям специалистов, высокого качества. Советская социальная реклама выполняла ряд важных функций:

1. информационную ( доносила до граждан необходимую информацию); ^ ч -

2. коммуникативную (служила связующим звеном между правительством и гражданами; однако не слишком эффективно, так как обратная связь в реальности почти не была предусмотрена);

3. имиджевую ( обеспечивала позитивный образ государства, заботящегося о своих гражданах). Но особенно можно выделить функции воспитания и пропаганды, которые были одними из главных задач советской социальной рекламы.

ЛИТЕРАТУРА <,м ¡V«лй^ж

1. Аронсон О. О социальной рекламе, М., 1999.

2. Николашвили Г.Г. Лекции по дисциплине: «Социальная реклама как инструмент публичной политики», СПб, 2003.—с. 134-152. ■^г.я г,;:^и.

3. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века, М., 2000. ^

4. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности, М., 2002.

В.Е.Первак

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

; ? ' Здоровый образ жизни -успех воспитания ребенка

Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и важнейшим институтом воспитания. В. Сухомлинский: «Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Эти утверждения могут быть представлены педагогикой семейных отношений, о которой писал несколько десятилетий назад А. С. Макаренко. «Ваше собственное поведение. - самая решающая вещь. Ие думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет

дсма. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами., как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменение в вашем тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете, А если вы дома грубы и хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Прекрасные отношения складываются в тех семьях, где царят взаимная чуткость и доверие, истинная любовь и уважение, где дети приучены не только брать, но и давать, где у каждого существуют обязанности и ответственность за выполнение, где все стараются помочь друг другу.

Рассматривая отношения между взрослым и ребенком, мы прослеживаем становление Я ребенка от раннего детства до поры созревания как целостный процесс, в котором все взаимосвязано и нарушение в первом звене влечет серьезные изменения в последующих.

Уже в дошкольном возрасте ребенок защищает самоуважение от конкретной неудачи, например в рисовании. Если ему рисунок не удался, он скажет, что у него не получилось, и попробует нарисовать снова. Сохранение положительного самоуважения, вопреки собственным изъянам и недостаткам, -составная часть процесса, оберегающего целостность личности, обеспечивающего нужное регулирование деятельности и отношения к ней, а также хорошую адаптацию к общественной среде.

Рассмотрим семью с другой стороны - как источник психической травматизации личности. Психическая травма - это прежде всего психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Важное место в учении о психической травме занимает понятие о патогенной ситуации - совокупности факторов, непосредственно обуславливающих психотравмирующее переживание. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств, которые, можно разделить на следующие три группы.

1) Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни ребенка является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые он включен. События в семье в гораздо большей степени «принимаются близко к сердцу», чем аналогичные события в сфере другой деятельности: в детском саду, соседских отношений и т.д.

2) Следующее обстоятельство - это многосторонность семейных отношений и их зависимость друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений теснейшим образом взаимосвязаны, и попытка внести в любую из них более или менее значительные изменения вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности от семейной травмы труднее уйти - у члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.

3) И третье - это особая открытость и, следовательно, уязвимость члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим. В семье ребенок более доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее явно.Особую чувствительность дети обнаруживают к конфликтным отношениям в семье.

Дошкольный возраст представляют особую, сложную фазу в эмоциональном развитии и формировании структуры семейных отношений. Если родители часто ссорятся и испытывают неприязненные чувства друг к другу, демонстрируют взаимные несогласия и доводят свои отношения до разрыва, то тем самым ставят своих детей в трудное положение. В этом возрасте эмоционально ранимо воспринимается уход отца из семьи.

Ребенок ни физически, ни психологически не может существовать без взрослых: его мысли, чувства, переживания производим от взрослого мира.

Со временем ребенок учится не только точно различать эти ориентирующие его знаки, но и интенсивно искать различные формы проявления своих чувств, чтобы вызвать сначала у матери, а затем и у других людей положительные эмоции. Постепенно у ребенка воспитывается позитивная духовная связь с мамой.

Раскрывая взаимосвязи матери и ребенка, легко заметить, как малыш чутко ловит все оттенки духовных отношений, которые сложились между ним и мамой и при желании многие матери могут оградить своих детей от неблагополучного развития.

Отношения между матерью и ребенком трансформируются по мере его роста. Очень тесная, ярко выраженная, физическая связь с мамой в начальный период жизни сменяется постепенным отдалением к переходному возрасту. В своем развитии связь «мать-ребенок» от стадии тесного контакта постепенно

переходит к полному отделению как проявление независимости, которая в свою очередь, и делает возможным поддержание здоровых, гармоничных взаимоотношений с родителями.

Личность ребенка во многом расцвечена эмоциональной атмосферой в доме. И поведение детей напрямую зависит от характера родителей. Здесь следует отметить нежелательные качества матери: | повышенная эмоциональность, гиперопека, ребячество, чрезмерная щепетильность, инфантилизм (мать видит ребенка несостоятельным, младше реального возраста). Тревога и недоверие проявляется у детей, которые получают в семье слишком мало эмоционального тепла, или слишком много: при высокой и крепкой эмоциональной связи с матерью, ребенок чувствует себя хорошо и спокойно только рядом с ней.

Роль коммуникативных воздействий родителей очень велика. Они удовлетворяют потребности ребенка во внимании, сотрудничестве, уважении и сопереживании. Через общение с близкими взрослыми ребенок научается устанавливать социальные контакты, ценить другого, соотносить свое поведение с мнением других людей. В соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка. Любовь и бескорыстная забота, которые в идеале ребенок получает в семье, сохраняет у него общую положительную самооценку, что поощряет его дальнейшее развитие, обеспечивает его успешность в социуме. И чтобы возникли связи малыша со всем миром людей, чтобы проснулось в нем человеческое начало, решающую роль играет семья, родители, мать.

Серьезным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между мамой и ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. Не способные быть безучастными, чувствительные дети восполняют этот пробел плохим поведением для привлечения к себе внимания любыми путями. И если мама не изменит свое поведение, то эмоциональное состояние ребенка ухудшается. Опасность данной ситуации, если она продолжительна, - в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они односторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями.

В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Рассматривая эмоциональный мир дошкольника, можно отметить, что привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития. Это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с мамой как наиболее близким лицом.

Ребенок 5-7 лет - это человек с богатым и разнообразным внугренним миром. Его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Именно от родителей требуется умение понимать, терпеливо, доступно объяснять суть происходящих явлений. Тогда ребенок будет испытывать чувства безопасности, уверенности, сочувствия, которые являются начальными слагаемыми эмпа-тии - формирующейся способности сопереживания, сострадания, понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств. Тем самым создается гуманистическая, человеческая направленность в формировании личности, и основы ее, как мы видим, закладываются в дошкольные годы. А самые существенные потребности и их основы закладываются до пяти лет. Если они в этот период искажаются, то позже трудно что-либо изменить, что-то исправить: потребности как главный внутренний источник активности человека достаточно устойчивы. оа ое;

У детей преддошкольного возраста складывается потребительское отношение к взрослым, в особенности к близким людям. Мать является источником удовлетворения насущных его проблем. Хотя у дошкольника это отношение частично еще сохраняется, однако оно играет меньшую роль в определении интереса ребенка к взрослому. Теперь дети многое могут сделать сами и не нуждаются в постоянной опеке даже мамы. Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями с взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка. Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, и в результате перестраиваются отношения матери и ребенка.

Основным мотивом, побуждающим ребенка вступать в общение с взрослыми, является содержательность этого общения. Ребенок к пяти годам открыл, что старшие много знают, они все умеют, могут все показать, научить. Родители становятся авторитетом для ребенка, объектом для подражания. Но подражание взрослому, его действиям, а затем и взаимоотношениям с другими людьми происходит на более высоком уровне, чем у малыша, оно имеет произвольный характер. Ребенок производит черты и образцы поведения, демонстрируемого родителями. Отождествляя себя сначала с матерью, затем с родителями, он репродуцирует поведение, мысли, чувства старших. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола. .Поло-

жительные отношения мальчика с отцом и девочки с матерью важны для формирования адекватного само понимания.

В самом раннем возрасте у ребенка начинают формироваться способности человека включиться в социальные отношения с другими людьми на основе позитивных духовных связей с близкими. Положительные взаимоотношения ребенка дошкольного возраста способствуют адекватному развитию личности. Отношение ребенка к матери во многом определяет его будущую жизненную позицию. Одновременно с физическим развитием ребенка происходит духовное, социальное формирование, которое также зависит в первую очеред,ь от родителей, от их умения воспитывать у ребенка необходимые жизненные навыки. Материнская и отцовская любовь, их преданное отношение к детям, постоянная забота^ весь комплекс эмоциональных проявлений вызывают в ребенке ответные позитивные реакции, перерастающие со временем в прочные духовные связи с родителями и другими людьми.

Накапливая социальный опыт, опыт общения с взрослыми и сверстниками, дети к концу дошкольного возраста научаются пользоваться все более обобщенными правилами и все шире используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным.

Л.А.Кива

ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Рекламная коммуникация, считается, изначально была направлена на формирование межличностных связей участников рыночных отношений в процессе продажи товаров. В настоящее время реклама как динамичная, быстро развивающаяся система не ограничивается (если использовать критерий общепринятой исторической хронологии) только коммерческой коммуникацией, хотя роль рекламы в связи с формированием массового спроса значима во всех отраслях экономики, так как реклама способствует возрастанию деловой и, как следствие, экономической активности.

Не менее важны и другие виды рекламной коммуникации, такие, как политическая, социальная, которые формируют модели мышления и социального поведения членов общества. Наряду с идеологической ролью рекламы, нельзя не отметить и ее значительное образовательно-просветительское влияние, которое способствует распространению различных знаний. Из рекламных сообщений потребитель получает разнообразную информацию широкого диапазона сведений. В этом случае реклама порой воспринимается как готовый рецепт («некогда болеть»; «универсальное средство от боли»; «чтоб желудок не страдал»; «результат поразителен» и т.п.). Впрочем, кардинальность решений и утверждений, предлагаемых рекламой, должна определяться и самим потребителем.

Действие рекламы, как известно, реализуется путем воздействия на психологию человека, вследствие чего реклама активно формирует психологические установки человека, его эстетическую систему ценностей и самооценки. В связи с этим рекламу можно рассматривать как эффективное средство воздействия, формирующее эстетическую среду проживания человека. ï ^ î'-î«

Нельзя не обозначить и негативное воздействие рекламы, ее оборотную сторону. Реклама выступает как инструмент политики в широком смысле и определяется как «пятая власть», что ярко проявляется в расстановке общественных сил и создании под влиянием рекламного воздействия общества с определенными характеристиками. ■ г.г.>гхр-л >) ну;-*----

Практически о негативных последствиях воздействия рекламы заговорили одновременно с усовершенствованием и расширением сфер рекламной коммуникации как в американском, так и в российском обществе в конце XIX- начале XX вв. Отмечалось, что рекламных сообщений появилось так много, что под давлением рекламной агрессии происходит смещение ценностей в освоении культурной среды. В первую очередь это объяснялось не только некорректностью рекламы или непрофессионализмом составителей рекламного сообщения.

Мысль о том, что именно несет реклама, к чему побуждает, актуальна и для современного общества потребителей. Не рассматривая вопрос о недобросовестности исполнения рекламного сообщения и степени социальной ответственности, отметим некоторые негативные стороны воздействия рекламы. Реклама апеллирует порой не столько к разуму, сколько к чувствам, одно из которых - сексуальность. Реклама, отражая общественные нравы, порой агрессивно, прямо или косвенно, воздействует fia подсознание, формируя систему предпочтений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.