УДК 327
Е. В. Мартынов
кандидат филологических наук; доцент кафедры социальной работы, факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета (МГОУ); e-mal: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В КОНТЕКСТЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
В представленной статье феномен социальной рекламы рассматривается в качестве одного из инструментов государственной политики. Анализ исследования сфокусирован на идеологических функциях социальной рекламы. Доказывается тесная связь социальной рекламы и идеологического позиционирования государств. Проводилось рассмотрение феномена социальной рекламы в рамках четырех классических идеологий -коммунистической, фашистской, либеральной, социал-демократической. Автор приходит к выводу о вариациях модели социальной рекламы в зависимости от идеологической парадигмы государственной политики.
Ключевые слова: социальная реклама; идеология; государственная политика; коммунизм; фашизм; либерализм; социал-демократия.
Martynov E. V.
PhD (Philology), Assistant Professor of the Department of Social Work of the Faculty of History, Political Science and Law, Moscow Region State University (Moscow); e-mal: [email protected]
SOCIAL ADVERTISING IN THE CONTEXT OF IDEOLOGICAL POSITIONING OF POLITICAL REGIMES
In the article the phenomenon of social advertising is considered as one of instruments of state policy. The analysis of the research is focused on the ideological functions of social advertising. The close connection between social advertising and ideological positioning of the states is proved. Consideration of a phenomenon of social advertising was carried out within four classical ideologies - communistic, fascist, liberal, social democratic. The author comes to the conclusion that the variations of the model of social advertising depending on the ideological paradigm of state policy.
Key words: social advertising; ideology; state policy; communism; fascism; liberalism; social democracy.
Социальная реклама и государственная политика
В настоящее время существует значительный корпус литературы, посвященной феномену социальной рекламы. Свидетельством выхода на достаточно высокий уровень проработки темы является
защита связанных тематически с социальной рекламой диссертационных исследований. Социальная реклама оказывалась в центре внимания диссертационных исследований по широкому перечню специальностей [Доронина 2007; Дыкин 2009; Крупнов 2006; Тер-тычная 2012; Кочергина 2007]. Отдельное направление анализа представляет политологическое направление исследований социальной рекламы [Николайшвили 2009]. Общим выводом для большинства политологических исследований является положение о социальной рекламе в качестве важного инструмента государственной политики. Фиксация этого положения ставит на повестку дня вопрос определения места и роли, занимаемой социальной рекламой в системе государственных политик. Очевидным, казалось бы, является ответ о связности социальной рекламы с социальной политикой государства. Действительно, через социальную рекламу государство информационно поддерживает реализуемые управленческие решения в социальной сфере. Некоммерческая рекламная компонента содержится также в реализации государством других политик - экономической, культурной, образовательной, национальной, демографической, молодежной и др. [Вайнер 2012]. Реклама в контексте реализации государственных политик имеет три основные функции - информационную, связанную с предоставлением обществу полезной информации; осуждающую, выражающуюся в осуждении асоциального поведения; побуждающую, заключающуюся в побуждении к каким-либо действиям. Развитие теории коммуникативистики привело к постановке вопроса о социальной рекламе как механизме коммуникационной связи государства и общества [Быков 2013; Михайлова 2013; М1сЬе1еШ 2003]. Представляя социальную рекламу, государство предлагает обществу свой сценарий развития [Каменева 2007].
Но существует и третье возможное преломление социальной рекламы в системе государственных политик - идеологическое. В политологической литературе встречается большое число определений понятия «идеология» [Eag1eton 1991]. В данном случае под идеологией понимается система общественно значимых взглядов и ценностей [Багдасарян, Сулакшин 2012].
Социальная реклама в применении к идеологическим функциям государства выступает одним из инструментов ценностных и идейных трансляций от государства обществу [Багдасарян, 2018].
Социальная реклама в реализации государством идеологических функций может решать следующие задачи: мобилизация на свершения в рамках государственного проекта; идентификация в соответствии с предлагаемой государством модели «мы-строительства»; социализация молодежи под задаваемый государственной идеологией образ общества и гражданина; государственной властной репрезентации и легитимизации властного режима в глазах населения [Стуканов 2016].
В настоящей работе будет акцентировано внимание на рассмотрении именно идеологического ракурса проявления социальной рекламы в системе государственной политики. Гипотезой проводимого исследования является соотносимость моделей социальной рекламы с идеологией политического режима. Методология проводимого исследования заключалась в соотнесении идеологической матрицы соответствующего государства с государственной рекламной продукцией. При смысловой корреспондентности государственной идеологии с рекламной продукцией можно говорить о том, что гипотеза исследования верифицирована.
Коммунистическая идеология: опыт СССР
Обычно в обзорах развития социальной рекламы ссылаются на опыт Запада во главе с США. В действительности отечественный опыт социальной рекламы во многих отношениях превосходил западные аналоги. Можно сказать, что советский человек жил в се-миосфере социальной рекламы. Реклама была подчинена интегральной установке формирования будущего коммунистического общества и, соответственно, строительству нового человека.
Базовыми ценностями коммунистической идеологии выступают ценности равенства и социальной справедливости. В советской социальной рекламе это выражалось через идею народного характера государства, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком. Особое значение в ряду ценностного позиционирования уделялось труду, облекаемому в образы трудового геройства [Демосфенова, Нурок, Шантыко 1962]. Из социальных пороков посредством рекламных средств осуждались бюрократизм, пьянство, разгильдяйство на рабочем месте, хулиганство и пр.
В советской статистике плакаты классифицировались на детские; инструктивные и учебные; информационные и рекламные;
политические. Такое разделение достаточно условно, поскольку и в плакатах, определяемых как рекламные, содержалась политическая компонента, и в политических - рекламная и информационная, но определенные тенденции такой классификационный расклад позволял отражать. В долевом отношении по количеству изданий плакатов прослеживалась тенденция возрастания информационной и рекламной компоненты при сокращении компоненты инструктивной и учебной. По тиражам также прослеживалась тенденция роста удельного веса плакатов информационного и рекламного тематического планов, при сокращении иных тематик. Эта тенденция прекратилась только в начале перестройки, когда резко (с 18,3 % до 53,7 %) возросла политическая компонента. Начальный перестроечный период в плакатной сфере оказался наиболее политизирован, что позволяет говорить, что идеологическая политика в это время не прератила свое существование, а, наоборот, была усилена, при смене вектора самой идеологии [Печать СССР за сорок лет... 1957 г.; Печать СССР в 1980 г. ... 1981; Печать СССР в 1985 г. ... 1986; Печать СССР в 1990 г. ... 1991] (см. табл. 1, 2).
Таблица 1
Динамика плакатной продукции в СССР. Удельный вес количества изданий по тематическим рубрикам (в %)
Тематика 1956 1980 1985 1990
Детские 2,0 0,6 0,8 0,6
Инструктивные и учебные 63,7 41,6 36,0 43,6
Информационные и рекламные 16,8 39,5 39,5 41,7
Политические 17,4 18,3 14,0 13,9
Таблица 2
Динамика плакатной продукции в СССР. Удельный вес тиражей по тематическим рубрикам (в %)
Тематика 1956 1980 1985 1990
Детские 3,8 2,2 0,6 2,7
Инструктивные и учебные 39,1 33,9 28,8 28,7
Информационные и рекламные 18,9 45,5 16,9 43,8
Политические 38,2 18,3 53,7 25,1
Особое место в советской социальной рекламе, в соответствии с заявляемым мировоззрением научного атеизма, отводилось антирелигиозной теме. Она была тематически особо значима в первые три десятилетия советской власти (достигнув своего апогея в годы «безбожной пятилетки») и в период «хрущевской оттепели». Периоды активной антирелигиозной пропаганды чередовались с периодами ее системного купирования в рекламной продукции. Религиозность преподносилась в советских плакатах как коннотат обскурантизма, ей противопоставлялись знания. Пропаганда знаний прослеживается во все периоды советской социальной рекламы. В первые годы советской власти она выражалась в различной плакатной продукции, призывающей бороться с безграмотностью, пропагандирующей чтение, рекламирующей библиотеки и избы-читальни. С учреждением в 1947 г. Всесоюзного общества «Знание» реклама знаний получила дополнительный импульс [Советские плакаты... Электронный ресурс].
В установках формирования новой социализированной личности большое внимание уделялось осуждению через социальную рекламу вредных и асоциальных привычек. Ключевая тема в этом направлении во все периоды советской социальной рекламы - осуждение алкоголизма и пьянства. Выпускались, хотя и в меньшем объеме, плакаты, осуждающие курение. Из социальных пороков в нэповские годы акцентированно осуждалась в социальной рекламе проституция. В дальнейшем тема в плакатных изданиях, как пропаганда через осуждение, была снята. Через призму социальной рекламы велась также активная борьба против хулиганства, других форм асоциального поведения. Детские плакаты целевым образом прививали желаемые качества в ребенке, выступая одним из важных инструментов советской системы воспитания [Аржанов 2014].
Идеология фашизма (национал-социализма): опыт Германии
Идеология фашизма основывалась на императиве - «благополучии для своих». На «чужих», в соответствии с этой логикой, пакет благ не должен распространяться. Фашистская социальная реклама была сосредоточена на ориентирах физического здоровья, национальных традиций, единства. Отрицательными образами социальной рекламы являлись образы - представителей
иноэтнических групп, позиционируемых в качестве носителей паразитической морали, разрушителей культурных устоев [Багдаса-рян, Сулакшин 2017].
Милитаризированность германского общества периода национал-социализма находила свое отражение в немецком плакате. На невоенные сферы - труд, творчество, воспитание молодежи переносился через рекламную продукцию дух воинской организации [«Мирные» плакаты Третьего Рейха. Электронный ресурс].
Один из образов нацистской пропаганды - изображение рабочего-строителя, возводящего новое здание на фоне развевающегося нацистского флага. Строительство нового здания выступало аллегорией строительства новой Германии. Плакат призывает покупать немецкое, что, по логике создателя рекламы, должно привести к строительному подъему. На заднем плане строящегося объекта ведется заготовка кормов в немецком крестьянском хозяйстве. В шапке проекта - слоган: «Гитлер строит, помоги». Присутствие фюрера на рекламной продукции социальной направленности, обращение к нему, его цитат имело широкое распространение, подчеркивая высокий уровень политической ангажированности рекламной продукции.
Тема детства и молодежной политики облекалась преимущественно в пропаганду нацистских детских и молодежных организаций. Характерен в этом отношении плакат Гейна Нойнера 1939 г. «Молодежь служит Вождю». На плакате мальчик с целеустремленным выражением лица изображен на фоне Гитлера. В нижней части плаката призыв - «Каждый десятилетний в Гитлерюгенд».
Другой плакат, изображающий смеющегося Гитлера с детьми, подписан так: «Дети, что вы хотите от фюрера?». Подразумевается, что политика гитлеровской Германии определяется запросами будущего поколения.
Женская тема в социальной рекламе Третьего Рейха выражалась в двух преломлениях - женщина-производственница и женщина-мать. Производственная женская тема получила, в частности, отражение в созданном уже в 1933 г. и получившем широкое тиражирование плакате «В каждом предприятии производственная женская бригада». Образ женщины-матери должен был использоваться в качестве мотиватора демографической политики Третьего Рейха, утверждения нормативности многодетности.
Зимняя и Летняя олимпиады 1936 г. в Германии сопровождались широкой пропагандой спорта. Образы атлетов по типажу античных героев являются в целом отличительным аспектом национал-социалистской рекламы. В советском рекламном плакате такие образы также присутствовали, но в гораздо меньшей степени. Для плаката либеральной или социал-демократической идеологических платформ квазиантичная образность не характерны. В образах античных атлетов изображались в национал-социалистской рекламе и простые немецкие труженики. Культ тела в плакатах Третьего Рейха соотносился с неоязыческими тенденциями развития идеологии национал-социализма.
Негативные типажи в рекламе Третьего Рейха продуцировали создание образа врага, мешающего социальному развитию немецкого общества. На одном из распространенных плакатов мускулистая рука со свастикой на рукаве душит змею, на которой нанесены две надписи «марксизм» и «финансовая олигархия». Плакат имеет название «Убьем ложь!». Подразумевается, что национал-социализм ведет борьбу за счастливую жизнь немецкого народа с врагами как слева - марксизм, так и справа - олигархический капитализм. Широко представлена в рекламной продукции Третьего Рейха была и антисемитская тема.
Социальная перспектива, открывающаяся перед немецким народом, представлялась в рекламе через образ человека труда, разрывающего цепи. Этот образ активно использовался национал-социалистами уже в избирательной кампании в поддержку Гитлера.
Тема единения людей труда против паразитизма (чаще всего в антисемитских образах) также была одной из наиболее распространенных в национал-социалистской рекламе. Один из найденных образов такого единения представлял плакат «Работники лба и кулака». Под работниками лба подразумевалась творческая интеллигенция, кулака - люди физического труда.
Присутствовала облекаемая также в «идеологические одежды» национал-социализма, и тема борьбы с коррупцией. На одном из плакатов рука трудящегося со свастикой на рукаве бьет коррупционеров. При этом коррупционеры наделяются коммунистической символикой [Баринов 2013; Галкин 1989; Опитц 1988].
Несмотря на то, что тема единения людей труда являлась одной из основных и в советской социальной рекламе, имелись
и принципиальные различия. Если в национал-социалистском плакате это единение исключительно немецкое, то в советском -часто межнациональное и межрасовое [Советские и немецкие плакаты. Электронный ресурс].
Идеология либерализма: опыт США
В центре внимания идеологии либерализма находятся, как известно, человек, его права и свободы. Соответственно, и социальная реклама в странах, позиционируемых в качестве либеральных демократий, акцентирована на благополучии человека - индивидуума, комфортности повседневной жизни. Особо значимой в этом контексте является продвигаемая через рекламную продукцию тема общественного самоуправления. Борьба за чистоту двора -характерный для либеральных демократий контент социальной рекламы. Социальная реклама, в соответствии с идеологией либерализма, ориентирована также на демонстрацию принципа равенства возможностей (равноправия). Характерна для либерального контекста и особенно широко отражаемая в социальной рекламе последних лет тема толерантности. Первоначально акцент делался на толерантности расовой и национальной. В Соединенных Штатах Америки это выразилось, в частности, в создании парных рядов представителей разных рас, как правило, белого и чернокожего. Особой популярностью пользовались рекламные межрасовые изображения детей, говорящие, что изначально все люди, вне зависимости от расовой принадлежности, имеют равные права. Этот тип социальной рекламы внес свою лепту в преодоление в Соединенных Штатах расовой сегрегации.
Эпоха промышленного прорыва США XIX - начала XX столетий было временем варварского отношения к природе. Осуществляемое в эти годы наступление на дикую природу, вырубка лесов стали явлением нарицательным. Но со временем становилось всё более очевидно, что установка на прибыль за счет природы создает экологические угрозы и таким образом нарушает комфорт человеческого существования. С защиты природы и началось развитие социальной рекламы в США. Социальная реклама отражала коллизию, характерную для либеральной теории - нахождение границ свободы индивидуума. Социальная реклама, исходя из интересов общества в целом, ориентировала на создание экологических
ограничителей. Принято считать, что первой социальной рекламной кампанией в США стала организованная в 1906 г. «Американской гражданской ассоциацией» кампания защиты Ниагарского водопада.
Следующей хронологически темой массовой социальной рекламы в США являлась недопустимость детского труда. Представлялись образы рано постаревших от трудовой эксплуатации детей. Итогом этой кампании стало реальное сокращение масштабов использования детского труда, ставшего восприниматься как нечто морально неприемлемое [Социальная реклама в США ... Электронный ресурс].
Характерная особенность социальной рекламы в странах, условно относимых к группе свободного рынка, является использование соответствующих рыночных механизмов эпатажа. Реклама должна быть воспринята массовым потребителем и соответственно должна вывести его из эмоционального равновесия. Это определяет распространенность прецедентов «спорной социальной рекламы». К такой, в частности, относится реклама «Глупые способы умереть», представленная управляющим железнодорожными сетями в Мельбурне (Австралия). Видеоролик в жанре «черного юмора» демонстрировал двадцать «идиотских смертей». В течение двух недель видео набрало 28 млн просмотров. Замысел рекламы заключался в распространении идеи о необходимости соблюдения безопасности. В реальности получилось кощунственное глумление над человеческой жизнью. Показательно, что в России австралийский ролик попал в «черные списки» и его просмотр был заблокирован.
Подъем в производстве социальной рекламы в США происходит в периоды обеих мировых войн. Это объясняется задачами мобилизации социума, в том числе распространением мотиваторов прихода на призывные участки. В 1917 г. Джеймсом Монтгомери Флэг-гом был создан знаменитый плакат с изображением дядюшки Сэма, указывающего пальцем на потенциального добровольца с надписью «Ты нужен армии США». За год войны было выпущено 4 млн копий плаката. Считается, что тип плаката, созданного Флэггом, стал идейной основой подобных плакатов в других странах, включая знаменитый советский плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?». Наряду с дядюшкой Сэмом в американской социальной
рекламе использовались и другие образы, олицетворяющие американскую нацию, - Колумбия, статуя Свободы, меньше -брат Джонатан. В английской социальной рекламе в таком качестве выступали образы Британии и Джона Буля, во Франции -Марианны.
Социальная реклама была важным инструментом пропаганды «нового курса» Ф. Рузвельта. Особое внимание в период рузвель-товского руководства страной в социальной рекламе уделялось теме борьбы с безработицей. Осуждалась недобросовестная конкуренция.
Во время Второй мировой войны, в 1942 году, что само по себе показательно, в Соединенных Штатах учреждается Рекламный совет. Несмотря на статус неправительственной организации, он выступал фактически институтом государственной политики. Цель Рекламного совета определялась мобилизацией нации на достижение победы в войне. В Великобритании во время Второй мировой войны идеологические функции социальной рекламы были еще более акцентированы фактом отнесения ее в сферу контроля Министерства пропаганды [Николайшвили 2008].
Не менее известен другой американский плакат эрпохи Второй мировой войны «Клепальщица Рози». На нем одетая в форменную одежду молодая девушка демонстрирует мускулы. В шапке плаката девиз - «Мы можем сделать это». Плакат был предназначен стать мотиватором труда во имя Победы.
Последующие резонансные проекты Рекламного совета США обозначали социальную повестку, с которой выступало американское правительство: отправка писем солдатам, воевавшим в Корее; пристегивание автомобильных ремней безопасности; трезвость за рулем; предотвращение лесных пожаров; искоренение функциональной неграмотности; осуждение прецедентов насилия над детьми, включая семейное насилие; принятие системы предосторожностей против распространения СПИДА; занятие спортом для лиц любого возраста; преодоление наркотической зависимости [Астахова, 1994].
Начало третьего бума социальной рекламы в США приходится на конец 1980-х - начало 1990-х гг. Помимо новых технологий, фактором этого бума становится новое идеологическое позиционирование США - победителя в «холодной войне».
Социал-демократическая идеология: опыт стран ЕС
Социал-демократическая идеология выражала ценности, соотносимые с концептом социального государства. Социальная реклама в государствах такого идеологического типа должна была показать заботу о каждой группе и каждом человеке.
Если в Соединенных Штатах государственная политика в сфере социальной рекламы реализовывалась опосредованно через неправительственные организации, то европейская модель выглядит иначе. В Германии вся рекламная деятельность подчинена и координируется учрежденном в 1949 г. с самого начала существования ФРГ Центральным союзом немецкой рекламы. Конкретная рекламная кампания для размещения рекламы должна обратиться первоначально в Центральный союз, который оказывается фактически цензурирующим органом и оказывает влияние на идеологические пафосы рекламной продукции [Николайшвили 2008]. Сегодня соответствующие координационные функции в рекламной сфере принадлежат также европейской комиссии.
Социальные проекты, как и в США, реализуются чаще всего через негосударственные организации. Но государство инвестирует до 75 % расходов на реализацию проектов социальной значимости. При таком соотношении государство имеет все возможности задавать идеологию социальной рекламы, делая это недирективным образом [Социальная реклама в странах Запада].
Среди наиболее распространенных тем социальной рекламы в идеологии социал-демократической политики Европы находятся следующие вопросы: противодействия насилию, в том числе семейному; безопасность на дорогах; переработка отходов; болезнь Альцгеймера; диабет; раковые заболевания; дети-инвалиды; доноры крови; проблема нехватки и дороговизны жилья; толерантное отношение к беженцам. Проблема здоровья человека традиционно является одной из ключевых в социальной рекламной продукции западноевропейских стран. Характерным для рекламы поддерживаемой социал-демократическими правительствами Европы являются права меньшинств и права лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Помощь инвалидам со стороны всего общества - характерный идеологический месседж социальной рекламы, соотносимой с социал-демократическим курсом [Борискина,
Храмцова, Рольгайзер 2017; Социальная реклама в Европе ... Электронный ресурс].
Широкий резонанс вызвала реализуемая во Франции инициатива бороться посредством социальной рекламы с некультурным поведением в общественных местах, в том числе в транспорте. Представление людей в виде животных, пренебрегающих нормами общественного приличия, действительно, по оценке социологов, производит впечатление на людей, заставляет их пересмотреть некоторые поведенческие стереотипы [«Некультурные французы». Электронный ресурс].
Сегодня в качестве ключевой темы социальной рекламы социал-демократической платформы можно определить тему толерантности. Она получает многомерное преломление, сводясь к философеме об уникальности каждого человека, чье своеобразие должно цениться обществом. Из толерантности производна и идея недопущения бытового насилия. Типичные слоганы французской социальной рекламы отражают и утверждаемую в современной Европе систему ценностей:
«Домашнее насилие. Смолчать - значит, стать его соучастником» - недопустимость семейного насилия.
«Дети, над которыми издеваются. Не лишайте их детства, позвоните.» - недопустимость насилия в отношении детей.
«Давайте будем элегантными, помогая тем, у кого ничего нет» -социальная помощь бедным.
«Цвет нашей кожи не должен определять наше будущее» - равенство вне зависимости от расовой принадлежности.
«Если наркотики незаконны, это не случайно» - профилактика наркомании.
«Вот парень, которому нравятся парни. Но этому парню, которому нравятся парни, не нравятся парни, которым не нравятся парни, которым нравятся парни. Это предложение сложное, но не такое сложное, как жизнь гомосексуального студента» - толерантное отношение к сексуальным меньшинствам [Особенности французской социальной . Электронный ресурс].
Однако тема толерантности в социальной рекламе при своей гипертрофированном выражении часто вступает в противоречие с исходными социалистическими, понимаемыми как приоритет общественного, идеями европейской социал-демократии. Образ
жизни меньшинств оказывается в этой рекламе представлен не как призыв к терпимому отношению, но как пропаганда [Плюсы и минусы воздействия... Электронный ресурс]. Отсюда резонансные скандалы, вызвавшие столкновение общественных позиций, в связи с изображением представителей на плакатах социальной рекламы представителей сексуальных меньшинств. Такой скандал разгорелся во Франции в 2016 г. [Социальная реклама с гей-парами. Электронный ресурс].
Проведенный анализ позволяет констатировать корреспон-дентность социальной рекламы с идеологией соответствующего государства. Для разных идеологических систем характерны свои модели социальной рекламы. Несмотря на наличие общих социальных тем, четко прослеживается идеологическая специфика рекламной продукции. Вывод о том, что неидеологической рекламы не существует, позволяет ставить вопрос о формировании целевым образом государственной ценностно-смысловой повестки социальной рекламы в Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аржанов К. В. История отечественной рекламы: Галерея рекламной классики. М. : Харьков: Студцентр, 2014. 304 с. Астахова Т. В. Хорошие идеи в Америке рекламируют // Рекламный мир.
1994. № 2. С. 25-37. Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Высшие ценности российского государства. М. : Научный эксперт, 2012. 624 с. Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Современный фашизм: новые облики
и проявления. М. : Наука и политика, 2017. 328 с. Багдасарян В. Э. Ценностные основания государственной политики:
учебник. М. : ИНФРА-М, 2018. 286 с. Баринов И. И. Табу и мифы Третьего рейха. М. : Псковская областная типография, 2013. 191 с. Борискина А. Н., Храмцова А. Д., Рольгайзер А. А. Особенности французской социальной рекламы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 1 (январь). С. 116-121. Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика. М. : Прогресс, 1983. 163 с. Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: ФГБОУ ВПО (СПГУТД), 2013. 144 с.
Вайнер В. Л. Некоммерческие организации. Эффективная социальная реклама. М.: Книга и бизнес, 2012. 184 с.
Во Франции мэры городов возмутились из-за социальной рекламы с геями URL: ru.espreso.tv/news/2016/11/24/vo_francyy_mery_gorodov_ vozmutylys_yz_za_socyalnoy_reklamy_s_geyamy
Галкин А. А. Германский фашизм. М. : Наука, 1989. 352 с.
Демосфенова Г. Л., Нурок А. Ю., Шантыко Н. И. Советский политический плакат / под общ. ред. Ф. Калошин. М. : Искусство, 1962. 443 с.
Доронина М. А. Социальная реклама как феномен культурной коммуникации: автореф. дис. ... социол. наук. М., 2007. 24.
Дыкин Р. В. Социальная реклама в системе массовой коммуникации: динамический аспект: автореф. дис. ... канд. фил. наук. М., 2009. 28 с.
Ш Лингвокогнитивные средства выражения идеологической природы публицистического дискурса (на материале американской прессы): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Кемерово, 2007. 42 с.
Кочергина Д. С. Социальная реклама как фактор гуманизации современного общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2007. 28 с.
Крупнов Р. В. Социальная реклама как инструмент управления социальными процессами: автореф. ... дис. канд. социол. наук. М., 2006. 29 с.
«Мирные» плакаты Третьего Рейха. URL: propagandahistory.ru/1336/ Mirnye-plakaty-Tretgo-Reykha/
Михайлова О. В. Сети в политике и государственном управлении: монография. М., 2013. 332 с.
«Некультурные французы»: социальная реклама в парижском метро (Франция). URL: http://terra-z.com/archives/21203
Николайшвили Г. Г. Социальная реклама в политическом процессе современной России: автореф. ... канд. полит. наук. М., 2009. 32 с.
Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: Теория и практика. М. : Аспект Пресс, 2008. 191 с.
Опитц Р. Фашизм и неофашизм. М. : Прогресс, 1988. 280 с.
Особенности французской социальной рекламы. URL: cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-frantsuzskoy-sotsialnoy-reklamy
Печать СССР в 1980 г.: статистический сборник. М. : Финансы и статистика, 1981. 255 с.
Печать СССР в 1985 г.: статистический сборник. М. : Финансы и статистика, 1986. 311 с.
Печать СССР в 1990 г.: статистический сборник. М. : Финансы и статистика, 1991. 288 с.
Печать СССР за сорок лет, 1917-1957 гг.: статистические материалы. М. : Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1957. 143 с.
Плюсы и минусы воздействия социальной рекламы на общество Германии. URL:katussja.livejournal.com/850384.html
Советские и немецкие плакаты. URL: cont.ws/@burevestn1k/77560 (дата
обращения: 21.12.2017) Советские плакаты. Коллекция оригинальных плакатов СССР. URL:
sovietposters.ru/indexrus_1.htm (дата обращения: 21.12.2017) Социальная реклама в Европе на тему безопасного дорожного движения. URL: tchaykovsky.info/blog_a/sotzrec.htm (дата обращения: 21.12.2017)
Социальная реклама в странах Запада. URL: www.oprf.ru/ru/about/
structure/structurenews/newsitem/13590 (дата обращения: 21.12.2017) Социальная реклама в США. URL: bukvi.ru (дата обращения: 21.12.2017) Социальная реклама с гей-парами вызвала скандал во Франции. URL: http://www.bbc.com/russian/news-38094637 (дата обращения: 21.12.2017)
Стуканов В. Г. Наружная социальная реклама как средство правового воспитания // Вести БГПУ (серия 1. Педагогика. Психология. Филология). 2016. № 1 (87). - С. 13-19. Тертычная М.А. Социальная реклама в Интернете: функциональные, предметно-тематические и жанровые особенности: автореф. дис. ... филол. наук. М., 2012. 32 с. Eagleton T. Ideology. L. ; .N. Y. : Verso, 1991. P. 1.
Micheletti M. Political Virtue and Shopping. Individuals, Consumerism, and Collective Action. N. Y. : Palgrave Macmillan, 2003. 307 p.