УДК 32.019.51
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ
КОНФЛИКТОВ НА НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ
Е.В. Мартынов
Представлен сравнительно-политологический анализ использования социальной рекламы в сфере реализации государственной политики в регуляции межнациональных и межрелигиозных отношений. Рассматривается опыт формирования плакатной семантики в СССР, нацистской Германии, США, Франции, Китае, Иране, современной России. Доказывается зависимость контента рекламной продукции от принятой в государстве идеологии. Показана разнонаправленность политики государств по выстраиванию модели национальной и религиозной идентичности, профилактики, в одних случаях и групповых конфликтов и провоцирования их через формирования образа врага, в других. Оценивается применение инструментария социальной рекламы в современной России в сравнении мировой государственно-управленческой практикой. Практическое значение исследования связано с возможностями применения его результатов в целях снижения конфликтогенности в межнациональных и межрелигиозных отношениях.
Ключевые слова: социальная реклама, идеология, политика, межнациональные отношения, межрелигиозные отношения, конфликты, государственная политика.
Одной из наиболее острых проблем функционирования большинства существующих социумов является внутренний раскол по религиозной и этнической идентичности. Гомогенных этнически сообществ не существует и не существовало прежде при всех исторически предпринимаемых попытках достижения их гомогенизации. Соответственно проблематика религиозных и этнических конфликтов актуальна для любого, без исключения, сообщества [1]. Однако опыт управления межконфессиональными и межэтническими отношениями существенно различается. В одних случаях конфликтные прецеденты погашаются и поддерживаются комплиментарные межгрупповые отношения, в других продуцируется конфликт, способный перерасти в гражданское противостояние и войну. Существует на настоящее время значительный объем литературы, посвященной возможностям управления конфликтами в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений. При всем различии выдвигаемых подходов общий вывод, следующий из развития соответствующего дискурсивного направления, состоит в том, что управлять конфликтными потенциалами общества в принципе возможно [2-8]. Причем управлять можно как в сторону погашения конфликта, так и в сторону его развертывания. Исторически существовали эт-нократические и религиозно-фундаменталистские режимы, которые выстраивались на мобилизации сторонников против устанавливаемого образа религиозного или этнического врага.
Варьируются технологически средства, используемые государством для управления конфликтами. Одним из таких средств является социальная реклама. В ряде проведенных нами исследований было показано, что социальная ре-
клама является распространенным управленческим инструментарием в реализации государственной политики. Фиксируется использование этого инструментария по самому широкому перечню субполитик - здравоохранение, образование, культура, профилактика социальных девиаций и др. [9-11]. Следует предположить, что сфера межрелигиозных и межнациональных отношений не является в этом отношении исключением.
Рассмотрение образцов социальной рекламы проводилось по страновым моделям. Обнаруживалось, что ее контент в сферах религии и межнациональных отношений оказывался особо чувствительным к государственному идеологическому позиционированию.
Тема дружбы народов являлась одним из наиболее значимых компонентов в советском плакатном искусстве. Традиционный сюжет - визуальный ряд представителей коренных народов СССР в национальных костюмах. Популярностью также пользовалось изображение рукопожатия представителей разных рас [12].
Типичным являлось использование на плакатах, посвященных дружбе народов, девиза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». Часто использовался также образ освящающего единение наций руководителя коммунистической партии. Характерен в этом отношении плакат В. Корецкого «Сталин - знамя дружбы народов СССР» 1950 года [13].
Серии новых образцов плакатов по тематике межнациональных отношений выпускались чаще всего в связи с юбилеями СССР. Катализаторами создания рекламной продукции по тематике укрепления дружбы народов являлись также оба Фестиваля молодежи и студентов в Москве - 1957 и 1985 годов. В данном случае акцентировалась в большей степени дружба народов разных стран. В период советско-китайской дружбы широко использовался дуальный образ трудящихся, или детей - русских и китайцев [14].
Если по проблематике межнациональных отношений советские плакаты несли позитивную установку дружбы народов, то по проблематике отношения к религии выражали установку конфликта. Церковь изображалась на них -принципиальным противником просвещения, образования для детей. Проводились параллели между религиозной пропагандой и пьянством. В период индустриализации использовалась дихотомия между введением передовой техники - и священниками, изображаемыми врагами прогресса и новой жизни. Особое место занимала тема освобождения от религиозных пут советской женщины. Популярным сюжетом антирелигиозных плакатов являлось изображение представителей разных вер как интернационала «обманщиков».
Характерны помещаемые на плакатах стихотворные сопровождения визуальных образов:
«Понятно для всякого: Где дело строится Вредят одинаково Поп и пропоица». «Духовная свора-
Кулакам опора.
Колхозами начисто
Уничтожим кулачество».
«Правильно в пословице сказано:
«Все попы одним миром мазаны!»
Все проповедуют без исключения
Чуждое коммунизму учение».
«Религия - яд.
Берегите ребят» [15].
Принципиальное расхождение идеологий СССР и нацистской Германии, несмотря на распространяемую в рамках теории тоталитаризма точку зрения об их тождестве, раскрывается через контент плакатной живописи, затрагивающей тематику межнациональных отношений. На ней, с одной стороны, монумента-лизация образа арийца - воина и труженика; с другой, инфернализованные образы евреев, мотивирующие фактически прямым призывом на погром. Еврей изображается на этих плакатах как кукловод, управляющий марионетками -либеральными и социалистическими политиками. Использовались приемы уподобления дьяволу и животным [16].
Плакаты с обращением к тематике отношения к религии в арсенале пропаганды Третьего Рейха фактически отсутствуют. Сказывался, очевидно, факт конкордата. При этом в общем антисемитском контенте плакатной пропаганды присутствовала и тема изобличения иудаизма и раввината [17].
Для Соединенных Штатов Америки особо острым вопросом являются на протяжении всей истории межрасовые отношения. После Гражданской войны в США и отмены рабства обнаруживаемые продукты социальной рекламы, скорее, указывали на попытки идеологического реверса. В штатах, предоставляющих возможность цветным принимать участие в выборах, распространялись плакаты определенно расистского (ку-клус-клановского) содержания. Противопоставлялись визуально образы цивилизованного белого и дикаря -черного. Такие установки имели в том числе и адресацию к детскому населению. Существовали и прецеденты плакатов, где «черный» изображался на фоне мишени [18].
Принципиальные изменения в американском плакатном искусстве по проблематике межрасовых отношений происходят только в 1960-е годы. Контент поменялся на противоположный, что указывает на целевой характер произошедшей инверсии. Выработанные в 1960-е годы подходы сохраняются с незначительными модификациями и в настоящее время. Частым сюжетом явилось, в частности, совместное изображение младенцев - представителей разных рас. Другим приемом стало использование образа межрасовых семей. Правилом формирования визуального ряда стало межрасовое сочетание как в случае позитивной, так и негативной коннотации.
Американский опыт профилактики расизма за счет социальной рекламы можно признать в целом успешным. Ситуация была на уровне общественного
восприятия изменена. Однако сегодня имеют место признаки обратной тенденции, проявляемые, в частности, в появлении альтернативной рекламы с фобий-ными расовыми установками как в отношении «черных», так и «белых» [19].
Франция последовательно репрезентуется в качестве секулярного государства. Французская нация понимается исходно как гражданская общность при нивелировке этнической принадлежности граждан. Это не могло не отразится на контенте социальной рекламы. Как и в США, часто обыгрываемым сюжетом французских рекламных щитов является изображение близких отношений представителей разных рас. Возможная конфронтация снимается через прием групповой диффузии.
Менее удачным следует признать рекламный опыт оперирования религиозной тематикой. Общая секулярная установка рекламного продукта, усиливаемая обозначением террористической угрозы, приводила к обострению отношений на этноконфессиональной почве. Потрясший весь мир трагедия «Шарли Эбдо» обнаружила острый диссонанс между двумя подходами к визуальным изображениям: неограниченная свобода критики, в одном случае, и наличие границ «священного», в другом [20].
С интересным проектом, направленным против расизма и дискриминации, выступила итальянская рекламная компания «ArmandoTesta». Непосредственно проект направлен против маркеров «языка вражды». На рекламной продукции изображены люди, мозг которых разрушается от оскорбительного слова, направляемого ему в висок в виде пули. На мусульманина направлено слово-пуля - «террорист», на чернокожего - «негр», на араба - «вор». Преодоление бытовых фобий на уровне повседневной коммуникации действительно является острой проблемой фактически для любой страны, и ее частичное решение через инструмент социальной рекламы представляется достаточно перспективным [21].
Акцентированная толерантность в рекламном продукте может, впрочем, дать и прямо противоположный результат по отношению к ожидаемому. Скандал в социальных сетях вызвала реклама Министерства здравоохранения Канады с завуалированной в хиджаб мусульманкой, употребляющей медицинский препарат против астмы. Плакат был воспринят в канадском обществе как семантически неоднозначный. Министерство здравоохранения Канады при этом отстаивает свою правоту, заявляя, что действовало исходя из реализуемого государством принципа мультикультурализма [22-23].
В фокусе общественного напряжения стран миграционных доноров оказывается в последние годы проблема миграции. Агрессивное поведение мигрантов, их слабая адаптируемость в рамках национальной культуры, связанность с ними террористической угрозы продуцирует развитие феномена ми-грантофобии. Для населения ряда европейских стран миграционное напряжение оказывается главным основанием движения за выход из ЕС. Социальная реклама стран Евросоюза направлена соответственно на профилактику мигран-
тофобских настроений, формирование толерантных отношений к приезжим. Традиционным используемым визуальным образом является изображение раскрашенных в разные цвета пальцев руки или раскрашенных в разные цвета человечков. Однако проводимая в данном случае идея «мы разные» нивелирует, собственно, мигрантскую тему, растворяясь в целом в теме толерантного отношения. Парадоксальным образом для профилактики мигрантофобии используются фактически идентичные семантические компоненты, что и для профилактики гомофобии. Естественно, что такая размытость семантического ядра рекламы мало способствовало ее эффективности [24].
Гораздо более удачным по заряду эмоционального воздействия приемом являлось изображение страдающих и дискриминируемых детей - беженцев. Один из таких образов - ребенок-мигрант за решеткой. Под картинкой надпись: мигранты - это не криминал. Рекламный продукт ориентирован в данном случае на формирование у населения чувства сострадания по отношению к приезжим.
Однако острота миграционной темы обусловливает создание неофициального альтернативного антимигрантского контента плакатных изображений. Они акцентированы на угрозах захвата мигрантами Европы, надругательства над европейскими ценностями, чинимого ими насилия в отношении европейцев. Такие плакаты, например, активно использует партия «Альтернатива для Германии», и эти рекламные вывески срываются недовольными ее мигрантами. Являясь более агрессивной и эмоционально насыщенной, обращаясь непосредственно к человеку о возникающих для него угрозах безопасности, альтернативный рекламный продукт оказывается в данном случае эффективнее официального. Можно сказать, что одной из составляющих роста межэтнической и межрелигиозной конфронтационности в современной Европе является в том числе и недостаточная эффективность использования семантических образов [25].
Близки к семантике советского плаката образы социальной рекламы в Китайской Народной Республике. Так, на плакате «Союзная дружба» изображены три улыбающиеся женщины - представители разных рас. На плакате «Да здравствуют все национальности, объединенные как один народ» изображены ликующие люди в национальных костюмах, представляющие разные этносы. Распространенным образом, как и в советском плакатном искусстве, является межрасовое рукопожатие. В последние годы в связи с продвижением Китая на Африканский континент появляются плакаты, изображающие помощь со стороны китайцев местному населению Африки. Плакаты такого рода могут быть интерпретированы как выражение «мягкой силы» во внешнеполитических аспектах государственной политики [26].
В противоположность французской, преимущественно секулярной, иранская социальная реклама опирается на религиозный фундамент. Пафос рекламного продукта направлен на нерелигиозный тип поведения. Особое внимание
уделяется, в частности, соблюдению норм поведения, принятого в исламском обществе для женщин. Характерные изречения на рекламных щитах: «Неправильное ношение Хиджаба является причиной преследования тех, кто хочет, чтобы их преследовали». «Так же как в дождь ты берёшь зонтик на улицу, не забудь свой Хиджаб». «Психологи говорят: те, кто одеваются неправильно и носит много макияжа имеют скверный характер» [27].
Националистические тенденции и разжигание межэтнической ненависти обнаруживаются в современной рекламной продукции на Украине. В качестве таковой выступают, в частности, баннеры с фотографиями и цитатами видных фигур в истории украинского национализма, как, например, Степан Бандера. Под девизом борьбы с сепаратизмом на рекламные плакаты выносятся националистические и даже погромные лозунги. Используются образы открытой вражды в отношении Московского патриархата, паства которого на Украине является значительной. На одном из таких плакатов дракон, раздавливающий своими лапами Украину, изображается с головой патриарха московского [28]. Ряд новых украинских плакатов представляет собой переделку нацистских плакатов. Используются прямые выпады против русского языка. Среди распространенных лозунговых положений - деруссификация, используемая в одном лексическом ряду с деоккупацией и деколонизацией [29].
Одним из ярких примеров в плане подогрева ксенофобии является плакат «Как распознать сепаратиста?». Среди признаков сепаратиста указывается, в частности, лексикон «Русские - наши братья», ношение Георгиевской ленточки, позитивное отношение к советскому прошлому. Многие из рекламных бан-неров целесообразно было бы вынести для рассмотрения для экспертизы на предмет противоречия с Всеобщей декларацией прав человека и, в частности, разжиганием межнациональной ненависти.
Российская социальная реклама в освещении межнациональных отношений в целом идет в фарватере плакатных образов советского времени. Сохранились удачные визуальные ряды многоцветия российских народов, представляемых людьми разных национальностей, облаченных в этнические костюмы. Как правило, такие ряды выстраиваются в репрезентационной модели «Россия многонациональная». Используется формула «Мы разные, но мы вместе». Вместе с тем, произошел отказ от образов межрасового единения в борьбе за мир и против угроз империализма. Тематика выражения идеи «многонациональности России» средствами социальной рекламы выносится на специальные конкурсы (Новосибирск, Самара) [30-31].
В Петербурге под девизом «Народов много, страна одна» были объединены три группы рекламных плакатов: «У счастья множество лиц», «У любви множество лиц», «У дружбы множество лиц». Общая идея -этническое многообразие мира делает человечество более гармоничным.
В последнее время социальная реклама в России обращается достаточно часто к религиозным образам и религиозным сентенциям. На рекламных щитах
появляются изречения из Библии (Москва, Владивосток) и из Корана (Казань). Рекламные щиты с сурами из Корана повсеместно распространены в Чечне. Нравственные интенции с апелляцией к исламу используются в социальной рекламе в Дагестане.
Вопросы регуляции межрелигиозных конфликтов в российской социальной рекламе фактически не используется, что, вероятно, связано с большой социальной нагрузкой темы и необходимостью религиоведческой экспертизы. Исключением в этом отношении может быть рассмотрена социальная реклама, направленная против тоталитарных сект.
На общем мировом фоне российская социальная реклама в сфере гармонизации национальных отношений выделяется в положительном отношении и обладает очевидными преимуществами. Но эти преимущества задаются воспроизводством советских плакатных традиций и образов. Однако новые семантические подходы и технологии социальной рекламы применяются по обозначенному направлению ограничены. Между тем, в условиях информационной открытости и насыщенности рынка рекламы работа лишь в системе позитивных образов недостаточна. В данном контекстном варианте нужна реклама, взламывающая общественные стереотипы, играющая на противоречиях общественного сознания, обладающая особой эмоциональной конденсированностью. К сожалению, такого рода рекламная продукция имеет прецедентный характер. Социальная реклама по регуляции межрелигиозных отношений, к сожалению, в России фактически отсутствует.
Применительно к сфере межрелигиозных отношений образы советской рекламы, используемые достаточно удачно в применении к межрелигиозным отношениям, вряд ли могут быть применены. Выстроенные в соотнесении с атеистической пропагандой, они в СССР решали функционально иные задачи, чем те, какие стоят сегодня перед Российской Федерацией. Особая сложность в формировании контента, связанного с религиозной сферой, дефицит светских специалистов - религиоведов, обусловливает фактическое отсутствие социальной рекламы по направлению межрелигиозного мира и диалога.
Проведенный страновый сопоставительный анализ подтверждает исходную гипотезу об идеологичности контента социальной рекламы. В применении к сфере межнациональных и межрелигиозных отношений значение фактора идеологии принципиально возрастает, что четко прослеживается при соотнесении с рекламной продукцией по другим социальным сферам. Идеология в отношении к сферам межнациональных и межрелигиозных отношений выстраивается, в свою очередь, с фокусировкой на осевой проблеме определения модели национальной и религиозной идентичности соответствующего социума. Подтверждается тезис о значимости социальной рекламы как действенного инструмента управления массовым сознанием. Наглядно-образное воздействие рекламного продукта оказывается особо чувствительным в применении к сфере
межнациональных и межрелигиозных отношений, акцентированных на восприятии «другого» как структурообразующей платформы социальной психологии.
Список литературы
1. Багдасарян В.Э. Нациестроительство или империестроительство: развилка подходов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. № 1. С. 47-50.
2. Информационная политика по профилактике межэтнических и межрелигиозных конфликтов / В.Э. Багдасарян, А.Э. Ларионов, И.Б. Орлов, С.Н. Фе-дорченко // Информационные войны. № 2 (42). 2017. С. 55-63.
3. Ильясов Ф.Н. Причины и типология этнических конфликтов // Социальные исследования. 2017. № 2. С. 20-33.
4. Кублицкая Е.А. Конфликтный потенциал межнациональных иэтнокон-фессиональных отношений // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2013. №1.С.91-99.
5. Андержанова Г.В., Примаков В.Л. Методика измерения этноконфесси-ональной напряженности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 2. С.172-181.
6. Маткаримова Г.В., Примаков В.Л. Сравнительный анализ этноконфес-сиональной напряженности в Москве и других европейских столицах. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 2. С.157-164.
7. Маткаримова Г.В, Примаков В.Л. Основные направления регулирования этноконфессиональных отношений: рефлексия европейского опыта // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. № 2. С. 133-144.
8. Травина Л. А., Мусина В. В.Этнорелигиозный конфликт на примере столкновения культурных парадигм христианства и ислама в условиях постиндустриального общества // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2016. № 1. С. 44-48.
9. Мартынов Е.В. Генезис теории социальной рекламы: анализ зарубежных исследований // Вестник Московского государственного областного университета [Электронный журнал]. 2017. № 4.
10. Мартынов Е.В. Социальная реклама: политико-правовое измерение // Вестник Московского государственного областного университета [Электронный журнал]. 2018. № 2. С. 143-154.
11. Мартынов Е.В. Политические функции социальной рекламы: мировой опыт // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 2. С. 143-151.
12. Плакаты выпущенные в СССР посвященные дружбе народов [Электронный ресурс] // ДОН КОРЛЕОНЕ [Сайт] URL:
43
http://www.comment. moscow/2015/12/16/plakaty-vypushhennye-v-sssr-posvj ashhennye-druzhbe-narodov/ (дата обращения: 30.07.2018 г.).
13. Великий Сталин - знамя дружбы народов СССР! [Электронный ресурс] // ПЛАКАТЫ, НАГРАДЫ [Сайт] URL: https://softsalo.com /sovet 45 poli /poli_2. html (дата обращения: 09.08.2018 г.).
14. Шерстнева А. Плакаты всемирных фестивалей молодежи и студентов в Москве [Электронный ресурс] // ЖИВАЯ ИСТОРИЯ [Сайт] URL: http://lhistory.ru/statyi/pesnyu-druzhby-zapevaet-molodezh
15. Антирелигиозные плакаты советских времен [Электронный ресурс] // Фотохронограф [Сайт] URL: https: // photochronograph. ru 2013/07/19/ antireligioznye - plakaty - sovetskix -vremyon / (дата обращения: 10.08.2018).
16. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Современный фашизм: новые облики и проявления. М.: Наука и политика, 2017. C. 328.
17. Плакаты нацистской Германии [Электронный ресурс] // ФОТОАЛЬБОМЫ [Сайт] URL: http://photo.i.ua/user/3366688/211421/ (дата обращения: 02.08.2018).
18. Левин М., Рогинский Я., Чебоксаров Н. Англо-американский расизм. // Советская этнография. 1949. № 1. С. 18-47.
19. Hix L. How America Bought and Sold Racism, and Why It Still Matters [Электронный ресурс] // CW [Сайт] URL: https://www.collectorsweekly.com/articl es/how-america-bought-and-sold-racism/ (дата обращения: 12.08.2018).
20. Багдасарян В.Э. Манифестации «Я - Шарли» как индикатор фашизации // Российский научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». 2015. № 1. С. 12-26.
21. Une champagne publicitaire italienne contre le racisme et la discrimination [Электронный ресурс] // Katibin [Сайт] URL: http : //www.katibin.fr/2014/11/15/ca mpagne-publicitaire-italienne-contre-racisme-discrimination/#prettyPhoto (дата обращения: 12.08.2018 ).
22. Зазнаев О.И. Канадская национальная идентичность: проблемы формирования // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2012. Т. 154. Кн. 1. С. 226-233.
23. Canada: scandale de la femme voiléeen affiche publicitaire [Электронный ресурс] // Katibin [Сайт] URL: http://www.katibin.fr/2016/03/15/canada-scandale-de-la-femme-voilee-en-affiche-publicitaire/ (дата обращения: 12.08.2018).
24. Завьялов А.В. Мигрантофобия и гуманизм в миграционной политике // Социодинамика. 2016. № 9. С. 52-66.
25. Произвол мигрантов: в Германии понаехавшие срывают плакаты ADF [Электронный ресурс] // ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО NEWS FRONT [Сайт, СМИ] URL: https://news-front.info/2017/09/24/proizvol-migrantov-v-germanii-ponaehavshie-sryvayut-plakaty-afd/ (дата обращения: 12.08.2018).
26. Vibrant Chinese Propaganda Art - Part 3: The Middle Kingdom returns to center stage [Электронный ресурс] // CRESTOCK [Сайт] URL: http://www.crestock.com/blog/design/vibrant-chinese-propaganda-art--part-3-the-middle-kingdom-returns-to-center-stage-175.aspx (дата обращения: 13.08.2018).
27. Иранская социальная реклама, нацеленная на борьбу с распущенными женщинами [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL [Сайт] URL: https://brenik.livejournal.com72367648.html (дата обращения: 02.08.2018).
28. Социальные плакаты Украины [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL [Сайт] URL: https://fedyaevdmitriy.livejournal.com/177613.html (дата обращения: 02.08.2018).
29. Кара-Мурза В. Русский до Киева больше не доведет [Электронный ресурс] // Радио Свобода [Сайт]. URL: https://www.svoboda.org/a/28733863.html (дата обращения: 01.08.2018).
30. Приглашаем к участию в конкурсе социальной рекламы «Многонациональная Самара» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда, Санкт-Петербург [Сайт, СМИ] URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26299.3/3180612/ (дата обращения: 02.08.2018).
31. Стартует конкурс социальной рекламы о «многонациональном Новосибирске» [Электронный ресурс] // МИРАМАН О МЕДИТАЦИИ [Сайт] URL: // http://miraman.ru/news/startuet konkurs sotsialnoj reklamy o mnogonatsionalno m_novosibirske (дата обращения: 30.07.2018).
32. В Санкт-Петербурге появилась новая социальная реклама толерантности [Электронный ресурс] // Первый сайт о социальной рекламе в России [Сайт] URL: https://1soc.ru/news/view/1422 (дата обращения: 09.08.2018).
Мартынов Евгений Вячеславович, канд. филол. наук, доц., martynov@mirmolodezhi.ru, Россия, Москва, Московский государственный областной университет
THE EXPERIENCE OF SOCIAL ADVERTISEMENT IN THE PREVENTION OF CONFLICTS ON NATIONAL AND RELIGIOUS GROUNDS
E.V. Martynov
The article presents a comparative-political analysis of the use of social advertising in the implementation public policy in the regulation of interethnic and inter-religious relations. The experience of the formation of poster semantics in the USSR, Nazi Germany, the United States, France, China, Iran, and modern Russia is considered. The dependence of the content of advertising products on the ideology adopted in the state is proved. It is shown that the policy of states is differently directed towards building a model of national and religious identity, preventing, in some cases, group conflicts and provocation them through the formation of the image of the enemy, in others. The application of the toolkit of social advertisement in modern Russia in comparison with the world state-management practice is estimated. The practical significance of the study is related to the possibilities of applying its results in order to reduce conflict in interethnic and interreligious relations.
Key words: social advertisement, ideology, politics, interethnic relations, inter-religious relations, conflicts, public policy.
Martynov Eugene Vyacheslavovich, candidate of philology science, docent, martynov@mirmolodezhi.ru, Russia, Moscow, Moscow Regional University.