_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 364
Ш.И. Бетербиев
Студент 2 курса Юридического факультета, ЧГУ г. Грозный, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЦП В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
В данной статье рассматривается социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП. Также мероприятия по социальной реабилитации детей-инвалидов проводимые в Чеченской Республике.
В мире каждый день появляются десятки тыс. детей с признаками детского церебрального паралича: поражением основной нервной системы, парезами, нарушениями в работе головного мозга. С течением времени данные симптомы становятся все наиболее выраженными и ощутимыми. Согласно сведениям Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году в России насчитывалось 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с подобным диагнозом в возрасте 15-17 года. (в общем 85074 детей). Сколько больных ДЦП? - Что такое детский церебральный паралич (ДЦП)? - РОБОИ [Электронный ресурс] //Художественно-публицистический сайт Елены Тюфтяковой. Режим доступа: http://www.roboi.ru/whatdcp /statics/, свободный.
Социальная реабилитация приобрела в минувшие годы огромное признание. Этому способствовали формирующаяся теоретико-методологическая основа и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе реализующих научные положения. В сегодняшней науке имеется существенное число раскладов к теоретическому осмыслению трудностей социальной реабилитации и приспособления лиц с ограниченными способностями. Социальная реабилитация понятие обширное и ёмкое. Оно содержит в себе приспособление и адаптацию инвалида к лично себе, приспособление его в обществе, в окружающей среде. Заболевание либо её последствия зачастую или целиком изменяют жизненный стереотип человека.
Понятие «социальная реабилитация» характеризуется в обобщенном виде процесс освоения индивидуумом, конкретной системы познаний, норм, ценностей, стандартов поведения, которые входят в понятие культуры, свойственной социальной группе и обществу в целом, и позволяет действовать индивида в качестве интенсивного субъекта социальных взаимоотношений [5, с. 10]. Важнейшим условием социальной реабилитации считается культурное стремление личности к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, её интенсивная деятельность над собственным социальным совершенствованием. Какими бы хорошими небыли условия социальной реабилитации, её итоги во многом зависят от активности самой личности. Наиболее важно то, что социальная реабилитация - это продолжительный процесс, в течения всей жизни. Основная цель социальной реабилитации - восстановления человека как личности, включая физические, физиологические, психические и социальные функции, -вероятно только лишь при выполнении полного комплекса разносторонних реабилитационных мероприятий. Социальная реабилитация осуществляется в двух направлениях:
- Социально-бытовая
- Социально-средовая
Социально-бытовую ориентацию подразумевает ознакомление инвалида. Социально-бытовая адаптация - процесс и итог приспособление инвалида в обстоятельствах ближайшего социума. Социально-бытовое подготовка - восстановление (развитие способностей использования устройствами, социально бытового назначения) с целью обеспечения незначительной независимости. Она содержит также привития способностей хозяйственно-бытовой деятельности. Социально-средовое направление содержит совокупность мер по организации терапии средовой [3, c.8]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Процесс социальной реабилитации проходит только лишь в деятельности. Она обеспечивает изучение окружающего общества, порождает новые потребности, стимулирует появление чувств, активизирует свободу, является важным источником овладения навыком межличностных взаимоотношений и поведения[9, с.59]. Эта трактовка считается более традиционной для нынешней социологической литературы, где под социальной реабилитацией подразумевается процесс социального развития человека, который включает в себя овладение индивидом социального опыта, системы социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Суть социальной реабилитации заключается в том, что в процессе её индивид формируется как член этого общества, к которому он принадлежит.
Как правило, ДЦП развивается вследствие различных нарушений развития плода в материнской утробе, присоединения опасных инфекционных заболеваний во время беременности, гипоксии, родовых травм и внутриутробных поражений ребенка. Предрасполагающими условиями считается присутствие вредных привычек будущих родителей, генетические отклонения, возраст беременной, превышающий 40 лет. Учитывая то, что главная причина ДЦП связана с нарушением механизма родов, была разработана методика, которая дает возможность устранить или нивелировать дефекты у ребенка, возникшие при рождении. Главная задача использования указанной технологии не восстановление структуры головного мозга, а предотвращение сопутствующих физических недостатков, утяжеляющих клинику ДЦП. Использование указанной технологии приводит к максимально вероятной декомпрессии корешков и нервов, улучшению циркулирования спинномозговой жидкости, снижению внутричерепного давления, улучшению кровообращения в парализованных конечностях. В протяжение 1-3-х недель устраняются спастические проявления, какими бы серьезными и продолжительными они не были. Указанная методика приводит к улучшению трофики тканей, в связи с чем, ускоряется развитие и рост больного ребенка. [6, с.60].
Далее мы рассмотрим, какие мероприятия проводятся в Чеченской республике с детьми-инвалидами страдающими ДЦП. Актуальность исследования социальной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП в Чеченской республике обусловлена тем, что данный регион находился в условиях продолжительной чрезвычайной ситуации, в состоянии хронического стресса и пережил условия непростых социально-экономических неудобств, и возникшими в современном обществе противоречиями и обстоятельствами:
Во-первых, потеря духовных ценностей, идеалов, и неспособностью детей-инвалидов с ДЦП справится с личностными проблемами, в силу ограниченных физических возможностей, приспосабливаться к быстро меняющимся условиям в современном мире;
Во-вторых, нарастающей потребностью в оказании социальной реабилитации детям-инвалидам, потому что эта категория людей, которые более уязвимы, и требует к себе большого внимания, заботы и ухода.
В-третьих, неспособностью решения этой проблемы социальными службами и правовыми органами, и повышенной потребностью в подготовке квалифицированных специалистов, способных использовать методы и технологии
С целью социальной реабилитации детей - инвалидов, по линии Министерства труда ЧР осуществляют свою деятельность Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными способностями на 90 мест, Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов семейного типа на 220 мест и Шалинский реабилитационный центр для детей инвалидов с ограниченными способностями на 100 мест. Для обеспечения комплексной реабилитации детей-инвалидов центры оснащены самым современным необходимым медицинским, реабилитационным и технологическим оборудованием. В вышеперечисленных центрах активно ведется работа с детьми и подростками с 3 до 18 лет, страдающими серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, задержкой психологического и психо-речевого развития бронхиальной астмы, на бесплатной основе. Детям и подросткам, имеющим отклонение в физиологическом развитии, оказывается высококвалифицированная диагностическая, медико-социальная, психолого-социальная, социально-педагогическая и социально-правовая помощь, создается у них положительное отношение к существованию, обществу, семье. Деятельность центров ведется по нескольким направлениям: психолого-педагогическая реабилитация социально-медицинская реабилитация, работа с родителями. Существенная значимость реабилитационной работы в том, то что она строится индивидуально,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
с учетом степени интеллекта и развития детей, его психологического состояния. За 2013 год в этих учреждениях прошли социальную реабилитацию 2116 детей и подростков. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностямих [Электронный ресурс] //Официальный сайт Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики. Режим доступа: http://mtchr.ru/stat/Reabilitatsionnie-tsentri-dlya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-.html , свободный.
Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов семейного типа, является первым центром в России, где дети - инвалиды, страдающие ДЦП, проходят комплексное лечение, а также курсы лечения методами традиционной китайской медицины. Особенность центра заключается в том что, за время реабилитация ребенок может находиться со своими родителями, потому что этот человек, который непосредственно эмоционально близок к ребенку, разрыв с этим человеком, не принесет никакого результата реабилитации, а наоборот может, усугубит состояние. Ежегодно в центре проходят реабилитацию более 600 детей-инвалидов с ограниченными возможностями. С 2010 по 2012 годы на базе республиканского центра реализовывалась программа по лечению детей-инвалидов с ДЦП, с применением методов китайской традиционной медицины. Специалисты из Китая использовали иглорефлексотерапию, цигун-терапию и туйна-массаж. Все расходы взял на себя Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.
Проект закончился конференцией на тему: «Актуальные проблемы лечения ДЦП» с участием ведущих специалистов Российской федерации и зарубежья. Был дан мастер-класс по ботулинотерапии и когнитивным нарушениям, который провели на базе данного центра доктора А. Куренков и Б. Бурсагова, и согласно медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями - докторами Е. Лильиным и В. Исановой.
В заключения мы пришли к следующим выводам:
1.Социальная реабилитация это сложный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека.
2.Отсутствие высоквалифицированных специалистов для реабилитация детей-инвалидов, способных использовать методы и технологии для реабилитации. Список использованной литературы:
1.Л.И Качесов «Детский церебральный паралич. Книга 2» с.59-61
2.Л.И Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
3.Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Т.В. Зозуля, Е.Г.Свистунова, В.В.Чешихина и др.; Под ред. Т.В.Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4.«Медицинский вестник ЧР»(13 март 2014)
5.«Медицинский вестник ЧР»(8 февраль 2012)
© Бетербиев Ш.И., 2016
УДК 336
Н.К. Грамотунова
Студент
Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
г. Абакан, Российской Федерации
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧСЕКАЯ ПРИРОДА МИГРАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема социально-психологической природы миграции.