разъясняющих мероприятий; оказание молодежи правовой поддержки, консультирование по правовым вопросам; онлайн консультации для молодежи по проблемам взаимодействия с чиновниками в анонимном формате; проведение лекций, семинаров, тренингов, практикумов, ориентированных на молодежную аудиторию; издание просветительских материалов в виде брошюр, буклетов; любые форматы работы с молодежной аудиторией, предоставляемые СМИ; проведение занятий и консультаций для молодежи с привлечением экспертной сети; создание информационного поля для обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; привлечение молодежи к выявлению коррупционных практик; привлечение студенчества к реализации антикоррупционных проектов; включение специальных дисциплин по антикоррупционному просвещению (чаще в форме практикумов) в школьную программу.
Принципами антикоррупционного образования должны стать системность, комплексность, ориентация на возрастную специфику молодежных групп. Результатами такой работы выступают:
- формирование у детей и молодежи активной гражданской позиции, нетерпимости к проявлениям коррупции
- повышение правовой, в том числе антикоррупционой, культуры
- формирование устойчивых моделей правового поведения
- институализация практик при столкновении молодого человека с коррупционными проявлениями (маркирование ситуации как коррупционной, знания о том, куда можно обратиться за помощью, консультацией, что можно предпринять собственными силами)
- возможность обмена опытом антикоррупционного поведения в молодежной среде (например, это актуально для молодых предпринимателей, сталкивающихся с коррупцией впервые; для студентов, сталкивающихся с коррупционными проявлениями в образовательном учреждении).
В РФ подобные программы реализуются фрагментарно («Молодежный антикоррупционный проект» партии Единая Россия 2013 года) и локально (Ульяновская, Воронежская область, Пермский край и др.). Более системный характер и высокую эффективность имеют образовательные программы ТИ-Р, ГРЕКО, но в целом пока нельзя говорить о реализации комплексной образовательной деятельности антикоррупционного характера в РФ.
Список использованной литературы:
1. Указ Президента РФ №147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 гг.» от 01.04.2016.
2. Епархина О.В. Теоретические основы исследования коррупционных проявлений в РФ. - Ярославль, изд-во Литера, 2011. - 236 с.
3. Хамдеев А.Р. К вопросу о формировании антикоррупционной культуры обучающихся//Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. - 2012. -№ 2.
4. Чойбсонова Ч.В. Антикоррупционное образование в вузе как мера противодействия коррупции в России//Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5.
5. www.transparency.org.ru
© Епархина О.В., 2016.
УДК 316
Кильсенбаев Э.Р.
Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАРКОМАНОВ
Аннотация
В статье представлены основные методы и технологии медико-социальной работы с различными
группами наркоманов
Ключевые слова
Наркомания, наркотические средства, психоактивные вещества, группа наркоманов
В настоящее время перед Россией стоит такая медико-социальная проблема как наркомания. Наркомания может привести к процессам деградации личности, высокой и ранней и смертности, инвалидности, и как следствие ко многим социальным проблемам.
В 2014 году специализированными учреждениями Минздрава России зарегистрировано 2 млн 719 тыс. лиц с наркологическими расстройствами или 1 888,8 больных на 100 тыс. населения или почти 2 % общей численности населения. По сравнению с 2013 годом в 2014 году показатель общей заболеваемости наркологическими расстройствами снизился на 4,1 %. [1]
Наркологические заболевания развиваются у человека, который одновременно является членом макро- и микросоциума. На развитие этих заболеваний значительное влияние оказывают биологические, психологические, социальные, культурные и другие факторы.
У окружения больного, в первую очередь его семьи, развивается комплекс тесных патологических отношений с больным, которые могут привести к стойкому изменению поведения и психоэмоционального состояния супругов, детей, родителей и др. Это социально-психологическое явление называется созависимость, для его решения требуется ряд специальных мер.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что наркомания является одной из серьезных проблем, носящяя медицинский и социальный характер, и таким образом является сферой деятельности социального работника
Особенности медико-социального статуса разных групп наркозависимых вызывают необходимость учитывать их при разработке программ социальной работы.
Группа повышенного риска развития наркологических заболеваний отличается наличием клинической и субклинической патологии, которая формирует склонность к употреблению ПАВ, и развитию наркологических заболеваний, наследственным фактором, в том числе по алкоголизму и наркоманиям. Степень наркологических проблем зависит от совокупности факторов эндо- и экзогенного порядка, которые способствуют вовлечению больного в процесс наркотизации. Правовые проблемы могут зависеть от разрешенности или запрета употребления определенных ПАВ в обществе, проявлений неадекватного поведения членов семьи, наличия статуса беженца или инвалида, совершения правонарушений в связи с конфликтами. [3] Другими словами данная группа подвержена многим факторам появления и развития наркомании, в том числе наследственному.
Названными особенностями вызван дифференцированный подход в социальной работе с данной категорией наркоманов. Следует предусматривать предупреждение неблагоприятного течения и декомпенсации психосоматического статуса, выявление принадлежности к конкретной категории риска, систематический контакт с подопечными, проведение специальной работы по отказу от потребления наркотических средств. Необходима системная психокоррекция, которая включает групповой и индивидуальный тренинг социальных и коммуникативных навыков и приемов саморегуляции, вовлечение в благополучную социальную микросреду. [2] Можно сказать, что социальная работа с данной группой наркоманов, носит преимущественно психологический характер.
Для группы длительно, часто и тяжело болеющих наркоманов специфичны проблемы медицинского характера, связанные с тяжестью основного заболевания, его осложнениями и последствиями. Часто характерны патологическая адаптация к болезни, отсутствие выраженных терапевтических установок; возможны нарастающая вторичная социальная дезадаптация и отношения созависимости в ближайшем социальном окружении, а также правовые проблемы, связанные с наркологической патологией и привлечением к лечению.
В связи с этим особенностями социальной работы с данной группой наркоманов являются помощь в организации специальной долгосрочной терапии в оптимальных условиях, также в решении вопросов связанных с трудоспособностью и инвалидностью. Кроме того, социальная работа должна включать
семейное консультирование и семейную психотерапию, обнаружение возможных проблем и их профилактика, помощь по вовлечению в работу терапевтических сообществ. [2]
Выделяется группа больных наркоманией с выраженными социальными проблемами. Здесь следует учитывать тяжесть наркологических расстройств, при которых часто выявляются сопутствующие личностные и психические деформации, антисоциальные установки; анализировать социальную дезадаптацию в одной или нескольких фазах социального функционирования, криминальную историю, прошедшее принудительное лечение(если было).
Характерными особенностями социальной работы с этой группой наркоманов являются выявление неблагополучного окружения контингента и его оздоровление, личностно-ориентированная психотерапия, психическая саморегуляция, оказание помощи в организации наркологического лечения и реабилитации в условиях, которые оптимизировали бы социальный статус (терапевтические сообщества, группы взаимопомощи), всесторонняя оценка социального статуса и профилактика возможных проблем. Возникает необходимость оказания помощи в решении финансовых трудностей благодаря реализации собственного потенциала, включая профессиональное обучение и трудоустройство. Правовая помощь наряду с юридическим консультированием направлена на профилактику общественно опасных деяний, взаимодействие с правоохранительными органами и др. [3] Можно увидеть, что особенностью данного направления социальной работы, является психотерапия, профессиональное обучение и юридическое консультирование
Таким образом, наркоманы, как представители медико-социальной категории населения обладают целым рядом проблем и особенностей. Ученые выделяют несколько групп наркоманов. Следует сказать, что каждая группа, также имеет свои особенности, и в зависимости от группы наркоманов, определяется характер социальной работы с данной группой населения.
Список использованной литературы:
1. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации за 2014 год
2. Павленок П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 379 с.
3. Холостова Е. И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
© Кильсенбаев Э. Р., 2016
УДК 316
Кильсенбаев Э.Р.
Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
Аннотация
В статье раскрывается такое направление социальной работы, как социальная реабилитация. Рассматриваются виды социальной реабилитации.
Ключевые слова
Социальная реабилитация, инвалид, социально-психологическая реабилитация, социально-психологическая реабилитация, социально-экономической реабилитацией, социально-бытовая реабилитация, социально-культурная реабилитация, профессиональная реабилитация