Научная статья на тему 'Антикоррупционная образовательная деятельность в молодежной среде'

Антикоррупционная образовательная деятельность в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
862
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Епархина О.В.

В статье представлены формы и результаты реализации просветительской и образовательной деятельности, направленной на формирование антикоррупционной культуры молодежи, используемые в разных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная образовательная деятельность в молодежной среде»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

УДК 316.4.

О.В. Епархина

к. полит. н., доцент ЯГПУ им. К.Д.Ушинского

г.Ярославль, РФ

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье представлены формы и результаты реализации просветительской и образовательной деятельности, направленной на формирование антикоррупционной культуры молодежи, используемые в разных странах.

Ключевые слова

Образование, коррупция, молодежь, правосознание

В зарубежной практике последних трех десятилетий активно используются образовательные программы и технологии, направленные на формирование антикоррупционной культуры и правосознания как взрослого населения, так и молодежи. Дети и молодежь в данном контексте представляют особый интерес. Это связано со следующими факторами:

- дети и молодежь практически не имеют ресурса противодействия при вовлечении их в бытовую коррупцию

- формирование у этих групп лояльности к коррупционным проявлением, восприятие коррупции как приемлемой социальной практике влечет за собой расширение форм коррупционного взаимодействия в будущем (нормативизация коррупции)

- данная группа испытывает наибольшую потребность в правовой информации и ее профессиональной интерпретации

- социализация детей и молодежи в данной сфере происходит путем интегрирования готовых моделей поведения в индивидуальный и групповой опыт.

В этих условиях особую значимость приобретают именно образовательные программы и технологии.

В некоторых странах антикоррупционное образование начинается в начальных классах школы и даже дошкольных учреждениях. Оставив за рамками данной статьи критический анализ целесообразности применения отдельных методов формирования антикоррупционной культуры в различных возрастных группах детей и молодежи, ограничимся выявлением общих схем реализации подобных программ. Обобщение проведено на основе анализа 42 стран Европы, Азии, Центральной, Латинской и Северной Америки [2;5].

Инициаторами реализации подобных образовательных программ выступают государство и его отдельные органы (например, Минюст, прокуратура), институты гражданского общества [1;2;5]. Субъектами реализации программ являются: общественные и общественно-политические организации, НКО различного профиля, бизнес-сообщество, СМИ, международные организации, реализующие программы гражданского просвещения, образовательные учреждения (школы, вузы), региональные органы власти (в рамках комплексных программ), профессиональные ассоциации, инициативные группы граждан или инициативные профессиональные группы, правоохранительные и контрольно-надзорные органы в рамках проводимой ими просветительской деятельности, уполномоченные по защите прав человека. Объектами воздействия выступают дети и молодежь различных возрастных категорий, педагогические коллективы школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, семья как агент социализации ребенка. Последние являются опосредованными участниками процесса формирования антикоррупционной и гражданской культуры, антикоррупционного правосознания.

Можно выделить следующие формы работы с детьми и молодежью, активно используемые в международной практике [3;4;5]: формирование моделей этического климата для молодежи и кодекса взаимодействия с чиновниками; проведение систематических просветительских, обучающих и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

разъясняющих мероприятий; оказание молодежи правовой поддержки, консультирование по правовым вопросам; онлайн консультации для молодежи по проблемам взаимодействия с чиновниками в анонимном формате; проведение лекций, семинаров, тренингов, практикумов, ориентированных на молодежную аудиторию; издание просветительских материалов в виде брошюр, буклетов; любые форматы работы с молодежной аудиторией, предоставляемые СМИ; проведение занятий и консультаций для молодежи с привлечением экспертной сети; создание информационного поля для обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; привлечение молодежи к выявлению коррупционных практик; привлечение студенчества к реализации антикоррупционных проектов; включение специальных дисциплин по антикоррупционному просвещению (чаще в форме практикумов) в школьную программу.

Принципами антикоррупционного образования должны стать системность, комплексность, ориентация на возрастную специфику молодежных групп. Результатами такой работы выступают:

- формирование у детей и молодежи активной гражданской позиции, нетерпимости к проявлениям коррупции

- повышение правовой, в том числе антикоррупционой, культуры

- формирование устойчивых моделей правового поведения

- институализация практик при столкновении молодого человека с коррупционными проявлениями (маркирование ситуации как коррупционной, знания о том, куда можно обратиться за помощью, консультацией, что можно предпринять собственными силами)

- возможность обмена опытом антикоррупционного поведения в молодежной среде (например, это актуально для молодых предпринимателей, сталкивающихся с коррупцией впервые; для студентов, сталкивающихся с коррупционными проявлениями в образовательном учреждении).

В РФ подобные программы реализуются фрагментарно («Молодежный антикоррупционный проект» партии Единая Россия 2013 года) и локально (Ульяновская, Воронежская область, Пермский край и др.). Более системный характер и высокую эффективность имеют образовательные программы ТИ-Р, ГРЕКО, но в целом пока нельзя говорить о реализации комплексной образовательной деятельности антикоррупционного характера в РФ.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента РФ №147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 гг.» от 01.04.2016.

2. Епархина О.В. Теоретические основы исследования коррупционных проявлений в РФ. - Ярославль, изд-во Литера, 2011. - 236 с.

3. Хамдеев А.Р. К вопросу о формировании антикоррупционной культуры обучающихся//Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. - 2012. -№ 2.

4. Чойбсонова Ч.В. Антикоррупционное образование в вузе как мера противодействия коррупции в России//Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5.

5. www.transparency.org.ru

© Епархина О.В., 2016.

УДК 316

Кильсенбаев Э.Р.

Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАРКОМАНОВ

Аннотация

В статье представлены основные методы и технологии медико-социальной работы с различными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.