Научная статья на тему 'Социальная психология Ha страницах университетского «Вестника»'

Социальная психология Ha страницах университетского «Вестника» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
578
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная психология Ha страницах университетского «Вестника»»

2006

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_Сер. 6. Вып. 4

ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР ПЕРВЫХ ПУБЛИКАЦИЙ А.Л. Свенцицкий

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА СТРАНИЦАХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО «ВЕСТНИКА»

Развитие отечественной социальной психологии шло непростым путем. Начиная с конца XIX в. вплоть до конца XX в. наша социально-психологическая наука находилась под сильным влиянием марксизма. Основополагающий вклад был внесен Г.В. Плехановым, который, оперируя понятием «общественная психология», рассматривал ее как конкретно-историческое и классовое явление. После установления в России Советской власти в октябре 1917 г. отечественным исследователям по ряду объективных причин не удалось доказать необходимость развития социальной психологии как науки, хотя в 1920-1930-е годы предпринимались попытки построения системы социально-психологических взглядов ( В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, В.А. Вагнер, Л.Н. Войтоловский, К.Н. Корнилов, М.А. Рейснер и др.).

Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 1950-х годов, в период так называемой «оттепели», когда на волне общественно-политических перемен, охвативших страну, советское руководство допустило некоторую либерализацию научной сферы. По существу, это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки. Именно на страницах «Вестника Ленинградского университета» появились первые статьи по данной проблематике.

Начало было положено в 1959 г. работой профессора отделения психологии философского факультета Ленинградского государственного университета А.Г. Ковалева «О социальной психологии». Отмечая дискуссионность вопроса о социальной психологии в системе советской науки, автор вместе с тем подчеркивал реальность объекта со-циально-психологического исследования, который выступает в форме психологии масс как отражения «экономических и политических условий жизни народа, класса, той или другой прослойки населения»1. Вывод данной статьи состоял в том, что социальная психология является наукой, которая возникла вследствие необходимости воздействий на сознание и волю масс в сферах политики, экономики и воспитания. При этом обосновывалась необходимость «неотложной разработки» социальной психологии на марксистской основе в связи с задачами, стоящими перед советским обществом.

В развитие данного положения активно включился ассистент философского факультета Б.Д. Парыгин (ныне профессор, многие годы заведовавший кафедрой социальной психологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов). В двух следующих номерах «Вестника ЛГУ» того же, 1959 г., были опубликованы его

© А.Л. Свенцицкий, 2006

статьи «В.И. Ленин об общественных настроениях» и «О психологическом направлении в современной буржуазной социологии и о социальной психологии». Отмечая возрастание научного интереса к социальной психологии в данный период в советском обществе, Б.Д. Парыгин, как и А.Г. Ковалев, полемизировал с противниками выделения социальной психологии в качестве науки, имеющей самостоятельный предмет исследования. Б.Д. Парыгин определял его как «психологию различных социальных групп и классов общества, различных народов и наций, а также психологию многообразных социальных, классовых и межнациональных отношений, обусловленных объективными законами общественного развития, особенно материального производства»2. Естественно, что в соответствии с духом своего времени автор писал о необходимости разработки социальной психологии «на диалектико-материалистической основе» в русле марксистского учения об обществе - исторического материализма.

Восстановление социальной психологии в правах науки проходило в острых дискуссиях (в том числе и на страницах «Вестника ЛГУ») о ее предмете, методах, основных принципах. Во многом благодаря научным и организационным усилиям Б.Г. Ананьева, заведовавшего кафедрой психологии, и Е.С. Кузьмина, доцента этой кафедры в ту пору, в Ленинградском университете была создана первая в стране лаборатория социальной психологии, а затем - в 1968 г. и кафедра социальной психологии, которая была также первой в стране. Руководителем и лаборатории, и кафедры стал Е.С. Кузьмин, защитивший вскоре докторскую диссертацию на тему «Основы социальной психологии».

В статьях, опубликованных в эти годы в «Вестнике ЛГУ» и посвященных социальной психологии, университетские ученые-философы (Б.Д. Парыгин, A.B. Баранов, В.П. Рожин, С.А. Ратнер, В.В. Ермолин и др.) уделяли основное внимание вопросам ее истории, теории и методологии.

Первые результаты теоретических и эмпирических работ социальных психологов появились на страницах «Вестника ЛГУ» в конце 1969 - начале 1970-х годов. A.A. Бода-лев и В.Н. Панферов рассматривали вопросы познания людьми друг друга3, Е.С. Кузьмин выделял широкий круг социально-психологических проблем социального планирования на предприятиях'1, Ю.П. Степкин приводил данные эмпирического исследования социально-психологической совместимости мастера и рабочих производственной бригады5, АЛ. Свенцицкий анализировал материалы ряда исследований некоторых социально-психологических проблем управления производственными коллективами6, статья Э.С. Чугуновой была посвящена социально-психологическим установкам инженеров в связи с их творческой активностью7.

По мере развития социальной психологии как науки в Ленинградском университете постепенно расширяется и проблематика социально-психологических работ, публикуемых в «Вестнике ЛГУ». Так, в середине 1970-х годов появляются статьи АЛ. Свен-цицкого о становлении и развитии отечественной военной социальной психологии8, H.H. Обозова об оптимальном отборе и комплектовании учебных студенческих групп9, И.П. Волкова, Н.Ю. Хрящевой и А.Ю. Шалыто об особенностях групповых процессов в условиях относительной социальной изоляции10, Е.С. Кузьмина и A.A. Прохватилова о социально-психологических особенностях городского образа жизни".

Ко второй половине 1970-х годов социально-психологические исследования, проводимые университетскими психологами, все в большей степени стали приобретать прикладной характер, что было вызвано определенными общественными потребностями. Прежде всего, здесь следует отметить работы в области планирования социального развития трудовых коллективов и управления ими. Исследования социально-психологи-

ческих аспектов данной проблематики проводились в рамках хоздоговоров с рядом предприятий Ленинграда и других городов страны. Вскоре начались социально-психологические исследования в связи с задачами социального планирования отрасли промышленности и города. Все эти работы, как правило, входили в состав больших комплексных исследований, проводимых сотрудниками различных лабораторий НИИКСИ ЛГУ и факультета психологии. Первые итоги прикладных социально-психологических исследований подвел в «Вестнике ЛГУ» заведующий кафедрой социальной психологии Е.С. Кузьмин, отмечавший, что основная задача этих разработок заключается в гармоничном и оптимальном развитии склонностей и способностей работников в соответствии с интересами предприятий, города и страны при помощи серьезно налаженной государственной психологической службы12.

Конечно, с высоты сегодняшнего дня нельзя не отметить элементов кампанейщины в движении по составлению планов социального развития. Тогда руководители различных рангов спешили отчитаться перед партийными органами о том, что и у них есть соответствующий план социального развития. В гораздо меньшей степени их волновало то, насколько он являлся «научным». Но разве не нужны были на самом деле проводимые социальными психологами исследования взаимоотношений в производственных коллективах, адаптации новичков на предприятии, отношения к труду и других «вечных» проблем любой социальной организации? Предлагаемые учеными рекомендации действительно помогали людям успешнее работать и лучше чувствовать себя в коллективе.

В 1970-1980-е годы все больше места на страницах журнала начинают занимать статьи, посвященные широкому кругу проблем социальной психологии управления производственными коллективами. Так, Э.С. Чугунова и В.Н. Панферов на основе обстоятельного социально-психологического анализа профессиональной деятельности инженеров выделили и описали семь основных видов такой деятельности13. Ю.Н. Емельянов детально рассматривал введенное им в научный оборот понятие «организационный потенциал», имея в виду некое системное свойство, характеризующее не только какую-либо рассматриваемую личность, но также социальное окружение, в котором реализуется организационная активность личности14. Таким образом, организаторский потенциал, по мнению автора этого термина, является атрибутом как личности, так и окружающей социальной среды. A.A. Ершов, Н.В. Гришина и С.И. Ерина обращались к малоизученной в отечественной психологии той поры проблеме межличностных конфликтов1''. На основе анализа научной литературы авторы показали главные тенденции исследований конфликтов, в том числе за рубежом. Рассматривался также комплекс предпосылок, условий и причин возникновения конфликтов между членами трудовых коллективов, анализировались пути предотвращения и оптимального разрешения межличностных конфликтов в производственных, учебных, спортивных и других коллективах. Проблемам изучения психологического климата трудовых коллективов была посвящена в 1980 г. статья Н.Ю. Хрящевой и О.С. Михалюк, отмечавшими, что оптимизация такого климата является важным резервом повышения эффективности трудовой деятельности"'. Три года спустя эти же авторы, а также Л.Г. Почебут и Ю.Т. Тимофеев в своих статьях очертили круг социально-психологических проблем бригадных форм организации труда, которые внедрялись тогда в сферу социалистического производства17.

Своеобразным подведением итогов работ отечественных исследователей в области психологии управления за истекший период была статья АЛ. Свенцицкого, опубли-

кованная в 1984 г. Отмечая, что психология управления развивается на основе интеграции ряда наук, автор говорил о возможности дифференцированного приложения получаемых научных знаний к теории и практике управления. В соответствии с этим делался вывод об объективной необходимости выделения в качестве специального раздела этой науки социальной психологии управления. При этом, по мнению автора, разработка социальной психологии управления должна включать в себя анализ социально-психологических сторон управляющей и управляемой систем, а также взаимодействия между ними (посредством внутриорганизационных коммуникаций)18.

В конце 1980-х годов обратили на себя особое внимание со стороны коллег две статьи Ю.Н. Емельянова, посвященные различным аспектам психологии социальных ситуаций. В первой из этих статей исследование и проектирование межличностных ситуаций рассматривается как особое теоретико-прикладное направление социальной психологии, перспективность которого обусловлена следующими причинами: 1) изучение поведения человека возможно лишь в ситуационном контексте; 2) любое психологическое воздействие (воспитательное, управленческое, эстетическое, психотерапевтическое и т.п.) осуществляется так или иначе через межличностную ситуацию19. В другой статье автор подвергает анализу эффект «трансситуационного научения», понимаемый как «результат интериоризации согласованной деятельности» окружающих индивида людей, непроизвольное усвоение им социального опыта20.

В начале 1990-х годов происходят кардинальные перемены в жизни нашего общества. Уходит в прошлое советский режим с партийной цензурой и многочисленными запретами, в том числе в сфере общественных наук. Произошедшие изменения находят свое отражение и в новом названии университетского научного журнала (с сентября 1992 г. - «Вестник Санкт-Петербургского университета»), и в проблематике публикуемых статей. Наряду с традиционной несоциально-психологической проблематикой освещаются и новые проблемы, ранее неразрабатывавшиеся в рамках отечественной (марксистской) социальной психологии. Так, к числу первых можно отнести статью А.Н. Капустиной и В.А. Чикер, рассматривавших вопросы социально-психологической диагностики профессионально-значимых качеств личности21, а также работу М.И. Ки-лошенко о сложностях рефлексии невербального поведения22. Примерами современного научного подхода к освещению проблем этнической социальной психологии служили статьи Ю.П. Платонова23, A.A. Крылова и М.И. Коваленко24.

Оригинальный взгляд на проблемы менталитета был представлен в статье В.Е. Семенова, исходившего из положения о том, что любой народ (тем более такой, как русский, а еще шире - россияне) имеет не один менталитет, а несколько25. В соответствии с этим автор статьи выделил следующие базовые российские менталитеты: православно-россий-ский (имеющий тысячелетние корни и возрождающийся с конца 1980-х годов), коллек-тивистско-социалистический (источником которого является крестьянская община, а формирование его произошло за три четверти века в СССР), индивидуально-капиталистический (корни которого уходят на Запад, сформировавшийся в XIX в., а ныне возрождающийся), криминально-мафиозный (существовавший всегда, но заметно проявляющийся с 1970 г.).

В последних номерах журнала появился ряд интересных в научном плане статей, посвященных различным сторонам актуальных социально-психологических проблем. Так, С.П. Безносов и Л.Г. Почебут рассматривали широкий круг вопросов, связанных с профессиональными деформациями личности, включая ее факторы и типы. Был предложен новый методологический подход для исследования этого явления21'. В.К. Василь-

ев обратился к анализу филогенеза лидерства как одной из кардинальных проблем социальной психологии27. Автор, используя обширную научную литературу, проводит сравнение между особенностями лидерства у животных и людей. На данной основе выделяются три интегральные характеристики лидерства. Т.В. Андреева освещает ряд социально-психологических проблем супружеских отношений, приводя наряду с теоретическими положениями и данные собственных эмпирических исследований28. При этом выделяется проблема так называемого «успешного супружества», рассматриваются соответствующие теории.

В новом, XXI в., на страницах «Вестника Санкт-Петербургского университета» наблюдается как расширение круга социально-психологической проблематики публикуемых статей, так и углубление осуществляемого их авторами анализа. Одним из типичных примеров этого является статья Н.В. Гришиной, в которой теоретические и методологические проблемы исследования социальных ситуаций рассматриваются, исходя из взаимодействия «человек-ситуация» и особенностей восприятия ситуации. Делается обоснованный вывод о том, что «исследования в рамках личностно-ситуационного подхода позволяют выявить некоторые закономерности в области восприятия социальных ситуаций, имеющие как теоретическое, так и практическое значение для развития представлений психологии в этой сфере»29.

Появляются на страницах журнала весьма информативные статьи, авторы которых приводят обширные данные собственных эмпирических исследований новой для отечественной социальной психологии проблематики. Прежде всего, это работа Г.Л. Бардиер и Н.В. Сухановой, посвященная представлениям студентов об экстремизме30, и статья Д.С. Безносова о связи правового сознания и системы социальных ценностей31. Интересные исследовательские данные представлены также В.М. Бызовой, рассматривающей кросскультурный" аспект восприятия межличностных отношений32. Наряду с работами, излагающими данные эмпирических исследований, публикуются статьи, в которых всесторонне анализируются проблемы, вставшие актуальными в новом веке. Таковы статьи Л.Г. Почебут о психологии терроризма33, З.В. Сикевич о соци-ально-психологическом содержании этнического конфликта34, Г.Л. Бардиер о толерантности как социальном представлении и этической норме в современный период35.

За период с начала своего возрождения до наших дней отечественная социальная психология прошла непростой путь своего развития. Этот путь был тесно связан с общественно-политической, экономической и социальной жизнью страны. Все эти годы в нашем университете готовились кадры социальных психологов, совершенствовалась их квалификация в аспирантуре и докторантуре. За истекшие четыре с лишним десятилетия со времени первой (в «Вестнике ЛГУ») социально-психологической публикации тех авторов, которые были молодыми в 1960-е, можно отнести к старшему поколению отечественных социальных психологов. Сейчас на страницах журнала представлены работы социальных психологов всех поколений.

Обратившись к содержанию журнала последних двух лет, прежде всего следует отметить основательную статью профессора В.Е. Семенова о методологии и методах социальной психологии. Автор обсуждает методологические проблемы российской социальной психологии и предлагает классификацию ее методов, исходя из своей концепции российской полиментальности. Нельзя не согласиться с В.Е. Семеновым, заявляющим, что «методологические установки социального ученого детерминируются, прежде всего, его принадлежностью к тому или иному типу менталитета как к групповому исторически сложившемуся умонастроению»3". В заключение автор подчеркивает, что лич-

ность социального ученого, его этические нормы имеют огромное значение на всех стадиях социально-психологического исследования.

В последних номерах журнала привлекают к себе внимание статьи представителей молодого поколения социальных психологов, обратившихся к малоизученной проблематике. Докторант М.И. Килошенко рассматривает роль социальной психологии в исследованиях моды37, а недавно защитившая кандидатскую диссертацию O.A. Пикуле-ва освещает вопросы самопрезентации личности в процессе социального взаимодействия38.

В настоящее время отечественная социальная психология вступила в новый этап своего развития. Характерные для новой России социальные черты (развитие рыночных отношений, демократизация общества, идеологический плюрализм и др.) не могут не влиять соответствующим образом и на социально-психологическую науку. Все эти изменения в той или иной мере находят отражение в исследовательских работах социальных психологов, данные которых, несомненно, будут достойно представлены на страницах «Вестника Санкт-Петербургского университета».

1 Ковалев А.Г. О социальном психологии // Всстм. Лсиипгр. ун-та. 1959. № 11. С. 70.

2 Парыгин БД. О психологическом направлении в современной буржуазной социологии и о социальной психологии // Там же. 1959. № 23. С. 167.

3 Бодалев A.A. К вопросу об оценочных эталонах // Там же. 1970. № 17. Вып. 3. С. 54-57; Панферов В.Н. Классификация социально-психологической интерпретации личности // Там же. 1970. № 23. Вып. 4. С. 86-90.

1 Кузьмин Е.С. Социальная психология и социальное планирование па предприятиях // Там же. 1971. № 17. Выи. 3. С. 108-112.

5 Степкин Ю.П. О социально-психологической совместимости руководителя и коллектива (мастер и рабочие производственном бригады) // Там же. 1969. № 11. Выи. 2. С. 102-108.

6 Свенцицкий АЛ. НекоторЕ>1С социально-психологические проблемы управления производственными коллективами // Там же. 1971. № 17. Выи. 3. С. 156-158.

7 Чугунова Э.С. О социально-психологических установках в инженерном труде // Там же. 1971. № 17. Вын.З. С. 158-160.

8 Свенцицкий A.JJ. Становление и развитие советской военной социальной психологии // Там же. 1975. № И. Вып. 2. С. 72-76.

9 Обозов H.H. К вопросу об оптимальном отборе и комплектовании учебных студенческих групп // Там же. 1975. № 17. Вып. 3. С. 87-88.

10 Волков И.П., Хрящева Н.Ю., ШалытоА.Ю. Особенности групповых процессов в условиях относительной социальной изоляции //Там же. 1976. № 5. Вып. 1. С. 136-138.

" Кузьмин Е.С., Прохватилов A.A. Социалыю-исихологичсскис особенности городского образа жизни // Там же. 1976. № 23. Выи. 4. С. 82-86.

12 Кузьмин Е.С. Развитие прикладной социальной психологии в Ленинградском университете // Там же. 1977. №11. Вып. 2. С. 90-100.

13 Чугунова Э.С., Панферов В.Н. Социально-психологический анализ профессиональной деятельности инженеров // Там же. 1978. № 23. Выи. 4. С. 65-69.

14 Емельянов Ю Н. Понятие организаторского потенциала в психологии управления // Там же. 1979. № И. Вып. 2. С. 65-70.

15 Ершов A.A., Гришина Н.В., Ерина С.И. Социально-психологические проблемы исследования конфликтов //Там же. 1979. № 11. Вып. 2. С. 59-65.

16 Хрящева Н.Ю., Михалюк О С. Проблемы изучения психологического климата трудовых коллективов //Там же. 1980. № И. Вып. 2. С. 111-118.

17 Хрящева Н.Ю., Михалюк О С. Социально-психологические проблемы изучения бригадных форм организации труда // Там же. 1983. № 11. Вып. 2. С. 121-109; Почебут Л.Г., Тимофеев Ю.Т. Социально-психологические особенности развития бригадных форм организации труда // Там же. 1984. № 11. Вып. 2. С. 107-116.

'* Свенцицкий АЛ. Социальная психология управления как отрасль психологической пауки // Там же. 1984. № 17. Вып. 3. С. 53-59.

|!| Емельянов ЮЛ. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Там же. 1987. Сер. 6. Вын. 1. С. 55-62.

211 Емельянов Ю.Н. Эффект трапсситуационпого научения // Там же. 1987. Сер. 6. Выи. 3. № 20. С. 56-63.

21 Капустина А.Н., Чикер В.А. К вопросу о социально-психологической диагностике профессионально-значимых качеств личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. Сер. 6. Вын. 1. № 6. С. 62-68.

22 Килошепко М.И. К вопросу о рефлексии невербального поведения // Там же. 1993. Сер. 6. Вып. 3. С. 107-110.

2:1Платонов Ю.П. Проблема этнической социальной психологии //Там же. 1993. Сер. 6. Вып. 1. С. 57-64. u Крылов A.A., Коваленко М.И. Проблемы этнической психологии и свете теории этногенеза Л. Гумилева //Там же. 1993. Сер. 6. Вып. 4. С. 73-81.

25 Семенов В.Е. Типология российских меиталитетов и имманентная идеология России // Там же. 1997. Сер. 6. Вып. 4. С. 59-67.

20 Безносое С.П., Почебут Л.Г. Профессиональные деформации личности // Там же. 1998. Сер. 6. Вып. 1. С. 84-89.

27 Васильев В.К. Филогенез лидерства // Там же. 1999. Сер. 6. Вып. 1. С. 80-85.

28 Андреева Т.В. Психологические проблемы супружеских отношений // Там же. 1999. Сер. 6. Выи. 3. С. 82-87.

23 Гришина Н.В. Психологические проблемы восприятия ситуаций // Там же. 2001. Сер. 6. Вып. 2. С. 102.

30 Бардиер Г.Л., Суханова Н.В. Исследование представлений студентов об экстремизме // Там же. 2004. Сер. 6. Вын. 1. С. 76-88.

31 Безносое Д.С. Правовое сознание и система социальных ценностей // Там же. 2004. Сер. 6. Вып. 1. С. 70-75.

32 Вызова В.М. Восприятие межличностных отношений: кросскультурный аспект// Там же. 2005. Сер. 6. Вып. 4. С. 104-108.

33 Почебут Л.Г. Психология терроризма // Там же.2005. Сер. 6. Вын. 3. С. 68-79.

34 Сикевич З.В. Социально-психологическое содержание этнического конфликта // Там же. 2005. Сер. 6. Вып. 3. С. 80-86.

35 Бардиер Г.Л. Толерантность как социальное представление и этическая норма // Там же. 2005. Сер. 6. Вын. 4. С. 109-118.

30 Семенов В.Е. О методологии и методах социальной психологин // Там же. 2004. Сер. 6. Вып. 2. С. 60.

37 Килошенко М.И. Мода: от подражания к индивидуализации // Там же. 2005. Сер. 6. Вын. 1. С. 92-97.

38 Пикулева O.A. Самонрсзсптация личности в процессе социального взаимодействия // Там же. 2005. Сер. 6. Вын. 1.С. 85-91.

Статья поступила в редакцию 21 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.