ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ — 2011»
УДК 159.9
Л. В. Куликов, Л. Г. Почебут, А. Л. Свенцицкий
социальная психология и жизнь
(итоги международной научной конференции «ананьевские чтения — 2011»)1
Соблюдение традиций является необходимым фундаментом деятельности любой организации, а те или иные традиции сами по себе, как известно, характеризуют сложившиеся во времени особенности организационной культуры в целом. Важным фактором такой культуры факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета давно уже стало проведение «Ананьевских чтений». Эта научная конференция является, с одной стороны, данью памяти основателю Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы и факультета психологии, с другой — своеобразной формой подведения очередных итогов научной деятельности коллектива факультета.
«Ананьевские чтения» проводятся уже более тридцати лет и всегда поздней осенью, во второй половине октября. Первоначально чтения представляли собой выступления ведущих преподавателей факультета психологии, но с течением времени превратились в полноценную научную конференцию с участием коллег из других городов, а затем (с конца ХХ в.) и стран. Если в первые годы проведения «Ананьевских чтений» не предусматривалось никаких публикаций, то теперь, еще с конца минувшего века, обязательно издаются тезисы докладов и выступлений участников, иногда занимающие не один том. Сейчас тезисы публикуются также и с использованием новых информационных технологий.
В течение многих лет в качестве основных организаторов «Ананьевских чтений» поочередно выступали сотрудники той или иной кафедры факультета. Это позволяет глубже понять научную проблематику данной кафедры и ее текущие успехи, а также взглянуть на результаты различных отраслей психологии под новым углом зрения, ибо любая психологическая проблема — это проблема комплексная, и лишь интеграция представителей всех направлений нашей науки позволит обоснованно подойти к разрешению данной проблемы.
1 Конференция проводилась за счет средств федерального бюджета и гранта РГНФ, проект № 110614216 г.
© Л. В. Куликов, Л. Г. Почебут, А. Л. Свенцицкий, 2011
Общее направление последних «Ананьевских чтений», проходивших с 18 по 20 октября 2011 г., — «Социальная психология и жизнь». Поэтому не удивительно превалирование социально-психологической проблематики в названиях секций конференции, научных симпозиумов и круглых столов, а также в содержании многих выступлений участников.
«Ананьевские чтения» в соответствии с давней традицией начались с пленарного заседания, на котором рассматривались многообразные вопросы социально-психологической теории и практики, их связи с реалиями повседневной жизни современного российского общества. С приветственным словом выступила декан факультета психологии А. В. Шаболтас.
Профессор А. Л. Свенцицкий (СПбГУ) посвятил свое выступление анализу междисциплинарных связей социальной психологии и других психологических наук, подчеркивая, что в каждой из них присутствует социально-психологический компонент в силу неотъемлемой социальности человека. Одной из черт позитивного будущего, на его взгляд, является все более широкое участие социальных психологов в комплексных исследованиях, проводимых совместно представителями ряда психологических дисциплин.
Профессор Н. В. Кузьмина, член-корреспондент РАО, рассказала об истории становления в начале 1960-х годов социальной психологии, которая формировалась в рамках научной школы, созданной Б. Г. Ананьевым. Огромную роль в этом сыграл Е. С. Кузьмин, первый заведующий лабораторией и кафедрой социальной психологии Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета. В докладе Н. В. Кузьминой говорилось также о перспективах развития психологической науки, подчеркивалось, что ее будущее прямо зависит от системы образования России.
Один из основоположников современной отечественной социальной психологии профессор Б. Д. Парыгин (ГУП) осветил ряд ключевых моментов становления этой науки, ее взаимосвязей с философией. Он говорил о том, что у нас на старте возрождения и развития социальной психологии велись острые споры и дискуссии о ее предмете и месте в системе гуманитарного знания. Б. Д. Парыгин отметил также, что постоянная готовность к диалогу является отличительной чертой современного ученого, и призвал всех, кто занимается социальной психологией, не снижать накал дискуссионности в науке.
Профессор Т. Г. Стефаненко (МГУ) представила образ современной России в многополярном мире на основе собственных кросс-культурных исследований. Она рассказала об особенностях восприятия студентами места и роли России, США и Китая в современном мире, показав сдвиг в восприятии ими многополярности мира. Так, современные студенты не воспринимают Россию как страну, противоположную США по политике и культуре. При этом место России в многополярном мире начинает занимать Китай. Это приводит к изменению социальных представлений и поведения российских студентов.
Профессор В. Н. Куницына (СПбГУ) рассмотрела ряд вопросов психологии помогающего поведения, выделив типы такого поведения. Были представлены также особенности альтруистического поведения как проявления благородства человека.
Профессор Н. В. Гришина (СПбГУ) рассказала о своем взгляде на наиболее актуальные вызовы XXI века. По ее мнению, главная проблема современности связана с кардинальным изменением системы ценностей. Научно обоснованно ответить на эти вызовы призвана именно социальная психология.
Профессор Л. Г. Почебут (СПбГУ) представила собственную типологию поведения человека. Модель стратегий накопления и использования социального капитала личности была разработана на кафедре социальной психологии. Эти стратегии представляют собой новые типы поведения, не описанные ранее в научной литературе. Назывались такие стратегии поведения, как разумный альтруизм, прагматизм, взаимный обмен и известность. Стратегии определены на основе четких критериев и представляют собой различные виды поведения человека, проявляющиеся в процессе межличностного общения.
На конференции состоялось научное обсуждение широкого круга вопросов современной психологической науки: ее методологические и теоретические проблемы, прикладные и практические. В рамках конференции были проведены два симпозиума, работали 13 секций, шесть круглых столов, четыре мастер-класса, прочитана одна вечерняя лекция.
На симпозиуме «Социальная психология: история и современность», посвященном памяти Евгения Сергеевича Кузьмина, был отмечен его вклад в развитие отечественной социальной психологии. С теплотой вспоминались незаурядные личные качества Е. С. Кузьмина, подчеркивались харизматические особенности его личности, его умение распознавать людей, находить общий язык с любым человеком, глубоко понимать сущность происходящих в науке процессов, предвидеть перспективы развития психологической науки. Особое внимание было уделено научным достижениям Е. С. Кузьмина, одним из первых определившего предмет социальной психологии как науки, заложившего основы промышленной социальной психологии и воспитавшего плеяду современных отечественных социальных психологов. Идеи Е. С. Кузьмина активно развиваются в настоящее время и реализуются на практике.
На симпозиуме «Когнитивная психология сознания» поднимались вопросы измерения осознаваемых и неосознаваемых психических процессов. Участники согласились с тем, что в связи с возросшим интересом к построению теоретических концепций сознания особенно остро стоит вопрос о различиях между осознаваемыми и неосознаваемыми процессами.
На секции «Формирование толерантности и социальной идентичности в российском обществе» обсуждался широкий круг вопросов: феномены коллективизма и индивидуализма, особенности экологического поведения жителей различных регионов, формирование возрастной и гендерной идентичности. Были также проанализированы задачи социальной психологии в эпоху информационного общества, различия в традициях воспитания социальных качеств в семье и начальной школе в разных культурах и странах, специфика межкультурной сенситивности различных уровней, а также динамика изменений уровня этнической идентичности представителей различных поколений.
В ходе работы секции «Социальная психология семьи и семейных отношений» отмечалось, что тематика исследований, проводящихся в России по направлению «Психология семьи», охватывает широкий спектр проблем, таких как отношения в паре (между родителями и детьми, между представителями различных поколений), развитие и воспитание детей. Особое внимание исследователи уделяют проблемам социальной перцепции в семье — разрабатываются методы изучения восприятия и понимания как между супругами, так и между родителями и детьми. Одним из перспективных направлений изучения близких отношений является анализ социальных эмоций.
Секция «Развитие человека: онтогенез и жизненный путь» была посвящена обсуждению ряда научных направлений: 1) психолого-педагогическая концепция амплификации и проблема возраста; 2) формирование Я-концепции у детей и подростков;
3) проблемы одарённости и профессионального самоопределения старшеклассников;
4) психология отцовства; 5) формирование гражданской идентичности и субъектно-сти; 6) ранние детские воспоминания взрослых, переживших в детстве развод родителей; 7) изменение системы отношений личности как отражение изменений социокультурной реальности. Наиболее актуальными с точки зрения науки и практики являются следующие проблемы: 1) дисгармония между психологическим содержанием возраста и требованиями социума; 2) динамика интеллектуальных и творческих способностей когнитивно одарённых подростков; 3) профессиональное самоопределение старшеклассников; 4) отношение к семье и ребёнку у мужчин; 5) психологические последствия развода для детей; 6) механизмы трансляции ценностей между поколениями.
На секции «Политическая психология и массовое сознание» обсуждались вопросы отношения к экономической и политической стабильности в обществе, проблемы доверия к политической власти, фактор морали в представлении о конкурентоспособности. Много внимания было уделено проблемам коммуникации и взаимодействия между властью и обществом, вопросам доверия граждан и их отношения к политическим решениям и институтам. Рассматривались также вопросы национальной идентичности, геополитики, обсуждались прогнозы будущего России. Главная особенность исследований, представленных на секции, — это прежде всего их прикладной характер.
В ходе работы секции «Психология поведения: актуальные проблемы исследований и практики» были затронуты проблемы изучения психологических детерминант различных видов поведения, в частности аутодеструктивного (например, употребление наркотиков, курение и т. д.). Были представлены данные исследований атрибуции, эмоционально-волевой регуляции, акцентуаций характера, динамических особенностей личности, копинг-стратегий, полоролевой идентичности, субъективной картины мира, одиночества. Темы докладов показали, что до сих пор сохраняют свою актуальность проблемы реабилитации и ресоциализации безнадзорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, наркозависимых.
На секции «Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии» были показаны сферические модели, отображающие представления «обобщенного испытуемого» об индивидуальном пространстве и времени. Эти представления отражаются на формировании индивидуального сознания. Были описаны также этапы осознавания вербальной информации человеком. Также внимание уделялось методическим вопросам психофизиологических исследований. Так, профессор В. Д. Балин предлагал ввести в процедуру определения валидности психологического теста новый критерий — психофизиологический. Суть его состоит в том, что каждое психическое явление имеет свою функциональную систему. По тому, насколько связаны выраженность психического явления, определяемого с помощью изучаемого (нового) теста, и обеспечивающие это явление физиологические показатели, можно судить о валидности теста.
Секция «Психолого-педагогические аспекты образования в современном обществе» была посвящена следующим направлениям: 1) психолого-педагогические проблемы дистантного образования; 2) разработка методического инструментария для обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
3) разработка моделей исследуемых феноменов; 4) личностные факторы успешности образовательного процесса.
Работа секции «Психологическое консультирование и психотерапия» была направлена на решение ряда проблем современной психотерапии и психологического консультирования. На обсуждение были вынесены теоретические вопросы, в частности касающиеся проблемы оценки эффективности психотерапии, а также возможных перспектив развития интегративной психотерапии как отдельного направления. Рассматривались различные аспекты коммуникации между психотерапевтом и клиентом, возникающие в ходе терапевтического процесса. Внимание уделялось практике консультирования и терапии детей и подростков. Были затронуты проблемы психотерапевтической работы с одаренными детьми, детьми с нервной патологией, детьми, имеющими сложные нарушения в развитии.
На секции «Социальная организационная психология в России» освещались вопросы изменения потребительских аттитюдов при выборе продуктов и брендов и конфликтной конгруэнтности личности менеджера. Социальная организационная психология в настоящее время ориентирована на решение прикладных задач, однако проведение исследований должно быть связано с более широким организационным контекстом. Подчеркивалось, что в современном обществе быстрое развитие информационных технологий определяет новое обширное поле как для социально-психологических исследований в целом, так и применительно к проблемам организаций.
На секции «Феномены массового сознания и социально-психологические особенности поведения» обсуждались факторы, оказывающие влияние на восприятие информации, передаваемой через СМИ. Оценивались различные ЭСМИ с точки зрения их восприятия аудиторией. Обсуждались проблемы, с которыми сталкивается личность в современном информационном пространстве. Вызвал острую дискуссию вопрос о роли современного клипового восприятия информации в формировании сознания человека. Активно обсуждался вопрос о контроле информации с точки зрения моральных ценностей, рассматривались правомерность таких действий, критерии оценки «моральности — аморальности», важность самостоятельного выбора информации, ее естественный отбор и т. д. Интерес вызвало также обсуждение вопросов анонимности пользователей в интернете: здесь, с одной стороны, могут возникать ощущение неконтролируемости, формирование чувства псевдовключенности в жизнь общества, «иллюзорности жизни», а с другой — появляется возможность нахождения референтных групп, получения нового опыта, формирования уверенности, проявляемой и в реальной жизни.
На секции «Современные проблемы детской клинической психологии» были разносторонне освещены такие научные проблемы, как нейрокогнитивный дизонтогенез у детей; раннее выявление мозговых опухолей, кист и других нарушений у детей; синдром гиперактивности и нарушения внимания; нарушение саморегуляции и расстройства привязанности у детей раннего возраста; биологические факторы, влияющие на психологическое благополучие детей.
В центре внимания круглого стола «Психология профессионального здоровья» находились теоретико-методологические вопросы психологии профессионального здоровья как нового научно-практического направления современной отечественной психологии. Обсуждался такой ключевой вопрос, как определение понятия «профессиональное здоровье». Был проведен критический анализ подходов к определению
данного понятия как в отечественной, так и в зарубежной психологии, рассматривались «плюсы и минусы» различных авторских определений. В итоге было отмечено, что до сих пор нет общепринятого определения, что создает трудности при поиске ответов на вопрос о том, каковы критерии профессионального здоровья. В ходе обсуждения участники круглого стола согласились с тем, что при выделении критериев профессионального здоровья необходимо опираться на общий подход, который представлен в психологии здоровья и базируется на определении здоровья, данном Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). При этом критерии общего здоровья рассматриваются с учетом специфики влияния (или взаимосвязи) на них содержания и условий конкретной профессиональной деятельности, в которую включен человек.
Основная проблема, обсуждавшаяся в рамках круглого стола «Категориальные основы социальной психологии», — проблема категориального строя современной социальной психологии. Было констатировано, что в социально-психологической литературе отсутствует систематизация используемых понятий, не разработано содержание многих ключевых социально-психологических категорий. Профессор В. Н. Панферов предложил модель метакатегорий социальной психологии, включающую пять категориальных рядов: 1) источники социально-психологических явлений (взаимодействие, общение, совместность); 2) субъекты совместной активности (личность, группа, общность); 3) социально-психологические средства и механизмы социального взаимодействия (взаимосвязь, сообщение, взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимоустремления, взаимовлияние); 4) социально-психологические продукты (человеческие отношения); 5) групповые эффекты (совместимость, сплоченность, конформность, лидерство). Участники согласились с тем, что связи между этими уровнями носят смысловой, а не иерархический характер.
На круглом столе «Социальные и клинические аспекты зависимого поведения» был затронут широкий круг вопросов. Так, рассматривались проблемы химических и нехимических зависимостей. При этом в целом ряде выступлений участники подчеркивали важность исследования не только клинических, но и социальных и психологических сторон аддикций. Выступавшие стремились прояснить ряд важных для современной аддиктологии вопросов: границы аддиктивного поведения, основные формы, в которых аддикции проявляются, соотношение нормы и патологии при различных зависимостях, классификация аддиктивных форм поведения, важнейшие детерминанты и психологические последствия аддикций, а также психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия, необходимые для купирования клинических проявлений аддиктивного поведения. Среди участников круглого стола разгорелась бурная дискуссия, касающаяся необходимости введения заместительной терапии при наркозависимостях и возможных социальных и психологических последствиях такого шага. Другим важным аспектом, определяющим актуальность обсуждавшейся тематики, является состояние недостаточной разработанности или деструкции общественно необходимых механизмов контроля различных форм аддиктивного поведения. Новизна рассматривавшихся участниками круглого стола вопросов определялась тем, что впервые в широкой дискуссии в качестве предмета зависимости выступали идеологические или конспирологические мифы. В этой связи в ряде сообщений участников дискуссии обсуждался аддиктивный компонент психологии боевиков террористических групп. Новой следует считать также попытку выделения аддиктивной составляющей поведения участников «ролевых игр живого действия» или членов религиозных сект
и молодежных субкультур. Важным результатом работы круглого стола следует признать констатацию того, что с психологической точки зрения проблема зависимостей не может и не должна сводиться лишь к рассмотрению различных аспектов клинических форм аддиктивного поведения.
В работе круглого стола «Встреча поколений: к сорокалетию первого выпуска факультета психологии СПбГУ» приняли участие бывшие выпускники, преподаватели факультета и нынешние студенты, аспиранты и сотрудники, гости конференции. Тематика выступлений касалась характера образования, преподавания и воспитания студентов первого набора факультета, роли педагогов в становлении их личностей. Подчеркивалась огромная роль основателя факультета Б. Г. Ананьева. Выпускники поделились своими воспоминаниями, рассказали о своих жизненных путях в профессии, выразили благодарность факультету и учителям. Выступления были очень интересными и волнующими. Обсуждение на круглом столе имело воспитательное значение и позволило сформировать представление о Ленинградском университете 1960-1970-х годов, отличавшемся фундаментальностью образования и личностным подходом к воспитанию студенчества. Особую ценность представлял опыт участия студентов факультета психологии в проведении комплексных научных исследований в составе коллектива факультета и лабораторий НИИКСИ ЛГУ
Обсуждение в ходе мастер-класса «Бизнес-психология» показало, что исследования по эффективности психологического сопровождения бизнеса пока ведутся недостаточно активно. Представления о бизнесе и людях, работающих в бизнесе, зачастую сводятся к определенным стереотипам. Это приводит к разъединению людей, даже если это члены одной семьи. Развитие психологии бизнеса необходимо как для психологической науки, так и для психологической практики. Миссия психологии в психологическом сопровождении бизнеса — способствовать созданию более цивилизованной бизнес-среды. Отмечалось, что представления о методах мотивирующего воздействия руководителей и подчиненных часто не совпадают. Это расхождение во взглядах имеет тенденцию воспроизводиться с каждым новым поколением руководителей. Эксперимент, проведенный в мастер-классе, наглядно продемонстрировал, что как только человек осознает свою роль руководителя, у него появляется склонность чаще использовать методы морального воздействия и реже — материальное вознаграждение. Те же, кто выполнял роль подчиненных, больше интересовались материальным вознаграждением. Было также отмечено, что у руководителей возникает искушение применять угрозы и наказания, которые, однако, оказываются неэффективными.
В ходе работы мастер-класса «Современное понимание мудрости» рассматривались различные традиции в осмыслении мудрости — начиная с древнейших времен (теоцентрический подход, имплицитные теории) и до современности (теория баланса мудрости Р. Стернберга, Берлинская парадигма мудрости, диспозиционные модели мудрости), уточнялись западное и восточное понимания мудрости. Обсуждался вопрос о дифференциации мудрости, креативности и интеллекта, сферах проявления мудрости. Анализировалась возможность операционализации и измерения мудрости, были представлены методики, предназначенные для ее оценки.
Мастер-класс «Современные технологии прикладной психологии спорта» показал, что здесь наиболее актуальными направлениями научных исследований остаются проблемы психологического сопровождения спортсмена. Специалисты, как и в предыдущие годы, стремятся разработать научно обоснованные рекомендации по
оптимизации психологических воздействий на спортсменов. Однако, по сравнению с прошлыми годами, можно отметить смещение проблематики исследований из сферы психодиагностики в область психорегуляции. В вопросах психорегуляции большое внимание уделяется техникам телесно-ориентированной терапии. После долгих лет забвения возрождается также интерес исследователей к социально-психологическим аспектам психологической подготовки спортсмена, особенно к проблемам взаимодействия психолога и тренера.
В ходе работы мастер-класса «Экспериментальная социальная психология» был проведен анализ отечественных исследований по экспериментальной социальной психологии. Этот анализ показал отсутствие экспериментальных баз в учебных заведениях. Наиболее актуальными являются следующие проблемы: ускорение адаптации участников совместной профессиональной деятельности, оптимизация состава менеджеров управленческих групп, оптимизация взаимодействия и формирования оптимального климата в группе. В качестве перспективного научного и практического направления выступают кибертренинговые технологии моделирования совместной деятельности и общения. Кибертренинговая технология отвечает требованиям современности и тенденциям развития бизнес-процессов. Такие технологии позволяют в короткое время (около получаса) определить сработанность группы, выявить интеллектуального и организационного лидеров.
В последний день «Ананьевских чтений» состоялась вечерняя лекция профессора кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Л. В. Куликова «Российское массовое сознание», в которой освещались доминирующие в массовом сознании представления о психологических чертах россиянина и путях развития нашей страны.
Проходившие в течение трех дней научные заседания привлекли внимание более 500 участников, среди которых были не только преподаватели российских и зарубежных вузов, но и практические психологи, работающие в воспитательных, медицинских и производственных учреждениях.
Подводя итоги конференции, необходимо подчеркнуть актуальность обсуждаемых проблем, высокую теоретическую, методологическую и практическую направленность симпозиумов, секций и мастер-классов, активность участников конференции, их огромную заинтересованность в развитии отечественной психологической науки, достижении ею мировых стандартов.
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.