Научная статья на тему 'Конференция «Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности»'

Конференция «Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY / ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / OCCUPATIONAL HEALTH PSYCHOLOGY / ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / PSYCHOLOGY OF MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / POLITICAL PSYCHOLOGY / ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGY OF EDUCATION / МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / MEDICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никифоров Герман Сергеевич, Чесноков Владимир Борисович

Традиционная ежегодная международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения» состоялась 21-23 октября 2014 г. в Санкт-Петербургском государственном университете. Тематика докладов, представленных на двух пленарных заседаниях, а также на заседаниях двенадцати секций и восьми круглых столов, была весьма разнообразной, однако все мероприятия конференции прямо или опосредованно затрагивали тему психологического обеспечения профессиональной деятельности. «Ананьевские чтения 2014» совпали с юбилеем кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности, сформировавшей повестку конференции: кафедре исполнилось 25 лет. В статье предлагается обзор докладов и обсуждений, позволяющий составить общее представление о содержательной наполненности конференции. Библиогр. 1 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никифоров Герман Сергеевич, Чесноков Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFERENCE "ANANIEVSKIE CHTENIYA 2014": PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Traditional international scientific-practical conference "Ananievskie Chtenia 2014" was held on October 21-23, 2014 in St. Petersburg State University. Topics of sections and round tables were quite varied, but all the Conference activities touched upon the topic of psychological support of professional activity. Department of psychological support for professional activity that formed the agenda of the conference in 2014 has its 25th Anniversary. The article provides an overview of the reports and discussions, which allows to form a general impression of the conference. Refs 1.

Текст научной работы на тему «Конференция «Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности»»

2015

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 16

Вып. 1

«АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ — 2014»

УДК 159.9:061.3

Г. С. Никифоров, В. Б. Чесноков

КОНФЕРЕНЦИЯ «АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ — 2014: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Традиционная ежегодная международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения» состоялась 21-23 октября 2014 г. в Санкт-Петербургском государственном университете. Тематика докладов, представленных на двух пленарных заседаниях, а также на заседаниях двенадцати секций и восьми круглых столов, была весьма разнообразной, однако все мероприятия конференции прямо или опосредованно затрагивали тему психологического обеспечения профессиональной деятельности. «Ананьевские чтения — 2014» совпали с юбилеем кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности, сформировавшей повестку конференции: кафедре исполнилось 25 лет. В статье предлагается обзор докладов и обсуждений, позволяющий составить общее представление о содержательной наполненности конференции. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: психологическое обеспечение профессиональной деятельности, психология профессионального здоровья, психология менеджмента, организационная психология, социальная психология, политическая психология, психология образования, медицинская психология.

Nikiforov G. S., Chesnokov V. B.

THE CONFERENCE "ANANIEVSKIE CHTENIYA 2014": PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Traditional international scientific-practical conference "Ananievskie Chtenia 2014" was held on October 21-23, 2014 in St. Petersburg State University. Topics of sections and round tables were quite varied, but all the Conference activities touched upon the topic of psychological support of professional activity. Department of psychological support for professional activity that formed the agenda of the conference in 2014 has its 25th Anniversary. The article provides an overview of the reports and discussions, which allows to form a general impression of the conference. Refs 1.

Keywords: psychological support of professional activity, occupational health psychology, psychology of management, organizational psychology, social psychology, political psychology, psychology of education, medical psychology.

Никифоров Герман Сергеевич — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; prof@psy.spbu.ru

Чесноков Владимир Борисович — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; 1@vc10472.spb.edu

Nikiforov G. S. — Doctor of Psychological Sciences, Professor, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; prof@psy.spbu.ru.

Chesnokov V. B. — Ph.D., Associate Professor, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; 1@vc10472.spb.edu

34

Традиционная международная научно-практическая конференция «Ананьев-ские чтения — 2014» состоялась 21-23 октября 2014 г. в Санкт-Петербургском государственном университете. В конференции приняли участие более 470 человек из 25 городов России и ближнего зарубежья. Участниками конференции стали как представители учебных заведений и академических организаций, так и специалисты из разнопрофильных психологических структур практической направленности.

Тематика представленных на конференции докладов была весьма разнообразной, однако все они прямо или опосредованно затрагивали тему психологического обеспечения профессиональной деятельности. «Ананьевские чтения — 2014» совпали с юбилеем кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности, сформировавшей повестку конференции: кафедре исполнилось 25 лет.

В рамках конференции состоялось два пленарных заседания, двенадцать заседаний секций и восемь круглых столов. Всеобщее внимание привлекла вечерняя лекция члена-корреспондента РАН, профессора МГУ В. Ф. Петренко «Психосемантический подход к политическому менталитету».

Тожественное открытие конференции проходило в актовом зале главного здания СПбГУ. С приветственным словом выступили проректор по научной работе СПбГУ С. П. Туник и декан факультета психологии СПбГУ А. В. Шаболтас.

На пленарном заседании было заслушано 7 докладов. Сообщения доц. Н. В. Водопьяновой «Современная концепция ресурсов служебной деятельности», доц. С. А. Маничева «Контекстные характеристики управленческих решений», доц. Е. В. Сидоренко «Коучинг: принципы, проблемы, перспективы», доц. Т. В. Анисимо-вой «Коммуникация как научное направление в отечественной политической психологии» были посвящены актуальным направлениям психологии. Доклад проф. Г. С. Никифорова (соавтор — проф. С. М. Шингаев) «Психология профессионального здоровья: новое научное направление» был посвящен обоснованию нового научного направления в современной психологии. В докладах проф. Л. И. Вассермана (соавторы — проф. О. Ю. Щелкова, доц. М. А. Беребин) «Психосоциальные факторы нарушений психической адаптации у лиц с напряженной профессиональной деятельностью» и доц. С. П. Шклярук «Проблемы психологического обеспечения деятельности специалистов в экстремальных условиях» были приведены новые данные психологических исследований представителей силовых структур.

Более подробное и развернутое обсуждение вопросов психологического обеспечения профессиональной деятельности проходило на заседаниях секций и круглых столов, которые год от года становятся для специалистов всё более привлекательной формой обмена научной и практической информацией.

Содержание докладов секции «Медико-психологические аспекты профессиональной деятельности» отражало основные направления психологического сопровождения профессионалов с целью оптимизации их деятельности и предупреждения пограничных нервно-психических, психосоматических расстройств и других проявлений психологической дезадаптации, а также синдрома «профессионального выгорания», вызванных хроническим эмоциональным напряжением или острыми стрессогенными ситуациями. Дискуссия на заседании секции была оживленной, ее содержание выходило далеко за рамки психологических аспектов профессиональной деятельности спортсменов, музыкантов и врачей и затрагивало более общие

35

вопросы профилактики психологической дезадаптации у лиц, занимающихся напряженной профессиональной деятельностью, в том числе у лиц помогающих профессий.

На заседании секции «Психология профессиональной деятельности специалистов в образовании» были заслушаны доклады, отражающие наиболее значимые проблемы и профессионально-личностные характеристики субъектов образовательной среды. Большое внимание привлекли доклады О. А. Ракитиной и Р. З. Са-банчеевой, в которых были представлены авторские модели сопровождения преподавателей вуза. Профессор Л. С. Илюшин и доц. А. А. Азбель в своем докладе рассказали о достижениях и перспективах междисциплинарного сотрудничества при исследовании профессионально-личностных особенностей современного учителя. Новые данные о динамике отношения учителей и учеников к подготовке и проведению ЕГЭ были изложены в докладе доц. О. О. Жебровской. Раскрытые в сообщении тенденции дают основание считать данную форму итоговой аттестации учащихся средних школ не соответствующей смыслу итоговой аттестации, способствующей искажению содержания школьного учебного процесса и учебного репетиторства учеников. Психологические факторы здоровьесбережения преподавателей вуза и основные принципы профилактической и оздоровительной работы с ними были проанализированы доц. Е. И. Петановой.

Многоаспектность научной проблематики, связанной со студентами вузов, была отражена в докладах молодых ученых, где были обозначены некоторые «мишени» психолого-педагогических исследований субъектов обучения и профессионального роста. Содержание докладов было ориентировано преимущественно на выделение практически значимой психологической и педагогической информации, основополагающей для разработки практических программ, технологий и рекомендаций.

В современной России всё большую актуальность приобретает тема нравственных основ межличностных отношений, что свидетельствует об активном поиске новых поведенческих эталонов и ориентиров. Данная проблематика рассматривалась на заседании секции «Нравственные основы межличностных отношений в семье и организации». Можно выделить три направления исследований: 1) общие вопросы психологии нравственности и нравственного отношения; 2) нравственные основы семейных отношений; 3) нравственные основы отношений в различных организациях.

Среди общих вопросов особенно актуальными оказались проблемы просоци-ального поведения. Рассматривались, в частности: психологические портреты заботливого, милосердного, скупого человека, условия формирования этих личностных типов в семье (проф. В. Н. Куницына); структура мотивации поведения людей, находящихся на различных уровнях морального развития (проф. О. И. Даниленко); культурные различия в нравственном сознании на примере сравнения китайцев и русских (Е. И. Петанова); условия формирования антагонизма и цинизма в онтогенезе (В. М. Погольша); умение прощать как важнейший критерий взаимопонимания между людьми (доц. Т. Б. Юшачкова); ценностные критерии выбора коммуникативной стратегии ведения переговоров (У. А. Удавихина).

Что касается направления «нравственные основы семейных отношений», то здесь обсуждались во многом еще не раскрытые механизмы трансляции родительских установок (доц. Т. Г. Яничева), влияния социодемографических факторов на

36

нравственное развитие молодежи (доц. Е. А. Васина), место семьи в системе ценностных ориентаций современной молодежи (В.-А. А. Шурыгина), отражения межличностных и нравственных ориентиров семьи в пространстве дома (Е. А. Юмкина).

При обсуждении нравственных основ отношений в различных организациях была поставлена проблема взаимосвязи метаценностей руководителей высшего звена и исполняемых ими ролей. Интересным результатом оказалось то, что в условиях современного рынка важно не единообразие, а многообразие поведенческих стратегий руководителя (И. В. Кузнецова). Другим полюсом данного направления было освещение нравственных принципов взаимодействия в школьном коллективе.

Доклады, сделанные в рамках секции «Основные направления и профессиональное обеспечение работы психолога в здравоохранении и социальной сфере», были посвящены взаимоотношениям врача и пациента. Обсуждалось, какие трудности возникают в построении отношений, каким образом это влияет на эффективность лечения в целом и как психолог может помочь в данной ситуации. Несколько докладчиков рассказали об изучении личностных особенностей и адаптационного потенциала пациентов с различными заболеваниями, оценке потенциала их излечения. Доцент Н. В. Ходырева представила доклад, раскрывающий проблемы психологического сопровождения женщин, ставших жертвами сексуального насилия.

Оживленную дискуссию вызвало выступление А. А. Таканова, посвященное магическому сознанию и объяснению причин повышенного интереса населения к паранормальным явлениям. Был составлен психологический портрет потенциального клиента магов и экстрасенсов. Участники секции высказывали мнение о необходимости популяризации психологического знания и профессиональной психологической помощи.

Особый интерес вызвал доклад доц. А. А. Бакановой «Разговор о смерти». Отмечалась важность такого разговора, обсуждались причины нежелания поднимать тему смерти, а также профессиональная позиция психолога при непосредственной работе, подготовке специалистов и волонтеров для работы в хосписах и геронтоло-гических центрах.

В ходе работы секции «Современные проблемы детской клинической психологии» были представлены как результаты текущих масштабных исследовательских проектов, реализуемых в России в настоящее время (в частности, было сделано сообщение о мега-гранте «Влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка»), так и результаты практической клинической работы в различных организациях (домах ребенка, роддомах, больницах, поликлиниках). Наиболее актуальными представляются исследования и практические проекты, посвященные профилактике ранней депривации, адекватной реорганизации жизни детей, проживающих в учреждениях, психологическому сопровождению детей, размещенных в приемных семьях. Методологические и методические вопросы психологической помощи освещались в докладах, посвященных практическому применению теории привязанности; использованию музыкальной терапии в работе с недоношенными детьми; краткосрочному вмешательству как методу профилактики Фетального алкогольного синдрома.

Участниками секции «Психологическое обеспечение профессиональной подготовки в высшей школе» в основном обсуждалась проблематика проводимых в России исследований, связанных с вопросами воспитания нравственной культуры,

37

усвоения знаний и профессиональных компетенций студентами вузов, а также подготовки научных кадров. Наиболее актуальной на современном этапе является проблема исследования информационной, коммуникативной и научно-исследовательской компетентности обучающихся и научно-педагогических сотрудников высшей школы. Новизна исследований заключается в выведении факторов, влияющих на исследуемый объект, а также в результатах, полученных на базе СПбГУ, Ярославского педагогического университета им. Н. Д. Ушинского, Пермского государственного научно-исследовательского университета. Выявлено, что формирование научно-исследовательской компетентности происходит на уровне магистратуры; замечен регресс у преподавателей без ученой степени; выделено целеполагание как необходимое условие для развития в научном направлении у преподавателей, имеющих ученую степень.

Социально-психологический подход применим к изучению деятельности организаций самого разного рода, и в настоящее время в России проводятся социально-психологические исследования, посвященные анализу различных организационных процессов и взаимоотношений работников как по вертикали, так и по горизонтали. Содержание докладов секции «Социальная психология в организациях» охватывало широкий круг проблем жизнедеятельности производственных, учебных и волонтерских организаций. Благодаря докладчикам был расширен круг наиболее актуальных проблем, изучаемых в настоящее время в отечественной социальной психологии. Так, были представлены новые эмпирические данные, касающиеся парадоксов организационной культуры в России, волонтерской деятельности молодежи, стратегий управления социальным капиталом личности и их связи с просоциальным поведением. При этом авторы излагали и новый взгляд, теоретические положения, углубляющие понимание рассматриваемой проблематики.

В ходе работы секции «Психологическое обеспечение профессионального здоровья» исходя из содержания концепции психологического обеспечения профессионального здоровья было отмечено, что в настоящее время большинство исследований проводится в рамках только одного из этапов профессиональной деятельности — этапа регулярной профессиональной деятельности. Безусловно, этот этап является самым продолжительным и содержит наибольшее количество проблемных зон (карьерное становление, повышение квалификации, смена профессии, профессиональные кризисы, профессиональные деформации и т. д.). Однако недостаточно освещенными остаются при этом предшествующие этапы — профессиональное самоопределение и профессиональная адаптация, и еще меньше внимания уделяется последующему этапу адаптации к новым условиям жизнедеятельности, выходу из профессии.

Основной акцент в выступлениях был сделан на выявлении тех ресурсных возможностей (система ценностно-смысловой сферы, нравственная надежность, оптимизм, телесность), которые позволили бы специалисту сохранить профессиональное здоровье и долголетие. Наиболее актуальными и перспективными представляются исследования, направленные на разработку программ психологического сопровождения специалистов разных профессиональных групп (доц. Р. З. Сабанчиева). В выступлениях всех докладчиков отмечалось, что чем раньше оно начнется, тем большей будет вероятность сохранения профессионального здоровья и долголетия специалистов. В заключительном докладе проф. С. М. Шингаев изложил основную

38

концепцию психологического обеспечения профессионального здоровья и подвел итог прозвучавшим выступлениям.

Участниками секции «Развитие субъекта деятельности: онтогенетический и дифференциально-психологический аспекты» было отмечено, что текущие отечественные исследования по данному научному направлению охватывают широкий круг проблем, таких как: хронология интеллекта в дошкольный период, взаимосвязь латерального профиля с эмоциональным реагированием у детей младшего школьного возраста, формализм в усвоении знаний как причина школьной неуспешности, проблемы подросткового возраста (событийная насыщенность жизни подростков, их отношение ко времени, локус контроля, интенциональность, прогностические способности, копинг-поведение) с учетом семейной ситуации развития, макросо-циальных условий; особенности субъективной картины жизненного пути студентов, их стремление к самоактуализации, кризисы профессионального развития; самопонимание, осмысленность жизни взрослого, личностные особенности взрослых с разным уровнем и типом прокрастинации; проблемы профессионализации (стратегии профессионального развития, синдром эмоционального выгорания); личностные характеристики пожилых людей, самодетерминация и социальные отношения в период старения.

С точки зрения науки и практики сегодня актуальна проблема формализма в усвоении знаний, являющегося причиной школьной неуспешности. В ходе обсуждения данной проблемы участники конференции пришли к мнению о том, что для преодоления формализма в усвоении знаний прежде всего требуется пересмотреть используемые в начальной и основной школе методики обучения, провести обязательную психологическую экспертизу данных методик на предмет соответствия возрастным особенностям учащихся. Не менее актуальной проблемой выступает проблема временных перспектив старшеклассников в миграционно-подвижном регионе.

Выступления на секции «Культурные различия в моделях социального поведения» были посвящены следующим проблемам. Доцент Н. В. Винничук поделилась опытом психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве вуза. Сообщение вызвало большой интерес, поскольку данная проблема знакома представителям всех вузов, где учатся иностранные студенты. Несколько выступлений было посвящено специфике моделей поведения у представителей разных культур. Ли Цзыхань рассказала о сходствах и различиях этикетной регуляции поведения в современных Китае и России. Продолжением ее выступления стал совместный доклад магистрантки Сюй Идань и ее руководителя проф. О. И. Даниленко о проявлении статусных различий в традиционном китайском и традиционном российском костюмах. Затем проф. Е. С. Протан-ская рассказала о национальной кухне как факторе этнокультурной идентичности. О. В. Грива представила данные эмпирического исследования, посвященного отношению к дружбе у русских и иностранных студентов. Е. С. Синельникова изложила результаты исследования влияния эмоционального интеллекта на способы решения конфликта. О способах решения внутренних конфликтов в процессе преодоления психологического кризиса у людей с разными религиозными ориентациями рассказала доц. С. А. Черняева. Поведению футбольных фанатов посвятил свое выступление С. В. Медников. Профессор М. В. Иванов представил весьма интересную

39

и перспективную с точки зрения теоретических и эмпирических исследований авторскую концепцию культурно-исторических моделей социального поведения.

В докладах участников секции «Психологическое сопровождение специалистов, работающих в области психического здоровья детей» были представлены научно обоснованные модели клинической практики по сопровождению профессионалов, работающих с детьми, и программы оценки их эффективности. Сообщение Ю. В. За-манаевой строилось на обобщении наиболее частых причин обращений женщин-рожениц к психологу. В докладе доц. М. Ю. Солодуновой были выделены характеристики устаревшей методологии, по сей день рекомендуемой во многих учреждениях к использованию психологом. Доцент О. И. Пальмов предложил слушателям две модели сопровождения персонала домов ребенка — модель рефлексивной супервизии воспитателей и модель групп поддержки. Докладчики из детского дома-интерната № 4 г. Павловска представили программу сопровождения персонала в рамках проекта по созданию групп семейного воспитания.

Все доклады, представленные на секции «Психология менеджмента и управления человеческими ресурсами», отражали схему: организация — руководитель — персонал. В докладах четко прослеживалась ценностная составляющая. Проблемы развитии организации, компетенций руководителя и специалистов рассматривались через призму ценностной структуры личности: профессиональный имидж — как ценностная составляющая, диагностика организации и оптимизация бизнес-процессов — через ценностную структуру триединства «организация — руководитель — сотрудник». В основе предложенного психологичного анализа компетенций сотрудников также лежали ценностные характеристики. Особый интерес вызывал доклад проф. С. Т. Посоховой, посвященный анализу этиологии понятий лояльности, приверженности, нравственности. Специфической особенностью работы секции стало отражение организационных, психологических и прикладных аспектов деятельности организаций разных форм управления (коммерческого, государственного и муниципального управления).

Круглый стол «История психологии в России: ХХ век» был посвящен 70-летию со дня открытия психологического отделения в ЛГУ (ныне — СПбГУ). Профессор МГУ А. Н. Ждан в своем выступлении раскрыла традиции главных центров отечественной психологии, непрерывную связь Московской и Петербургской психологических школ в лице их выдающихся представителей: несмотря на теоретические расхождения, ученые Москвы и Ленинграда (Петербурга) делали общее дело и поддерживали друг друга. История становления психологической науки и образования в СПбГУ с момента открытия отделения психологии в Ленинградском университете в 1944 г. стала предметом доклада проф. Н. А. Логиновой. Она подчеркнула трудности создания совершенно нового научно-психологического центра в измученном блокадой городе. Становление коллективного субъекта психологической науки в России было освещено в докладе доц. О. А. Артемьевой, показавшей, как в 1920-х годах происходило формирование методологического единства психологов на основе марксизма, при отторжении идеалистических и механистических теорий и воззрений. Доцент С. А. Богданчиков раскрыл свою историографическую концепцию советской психологии как самобытного научного направления в психологии XX столетия. В докладах проф. Э. В. Тихоновой и доц. Л. Ф. Шеховцовой освещалось участие философов-идеалистов в развитии психологии в СПбГУ и в российской науке в целом.

40

И. В. Усольцева обратила внимание аудитории на трудности междисциплинарных исследований Б. Г. Ананьева. Разработке проблемы саморазвития в истории отечественной психологии был посвящен доклад доц. М. А. Щукиной. Интерес аудитории вызвал также доклад проф. И. А. Мироненко о динамике кризисных умонастроений в современной психологической науке в мире и в России. По мнению автора, о кризисе в психологии у нас стали писать не ранее 1987 г. Профессор И. А. Мироненко подчеркнула значимость достижений советской психологии, интерес к ней на Западе и необходимость исследовать историю отечественной психологической науки в мировом контексте. При этом в изменившемся мире по-новому выглядит и природа человека, и потому далеко не все прежние теории окажутся востребованными.

Доклады участников круглого стола «Медицинская психология: место и значение в системе наук о человеке, пути развития» (к 20-летию кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ) были посвящены анализу исторического развития и современного состояния медицинской психологии в нашей стране, Санкт-Петербурге и СПбГУ.

С большим панорамным докладом выступил проф. Л. И. Вассерман, который показал истоки современной медицинской психологии, связав их с именами В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского, а в более позднее время — Б. Г. Ананьева, В. Н. Мя-сищева. Были продемонстрированы уникальные архивные материалы, отражающие вклад названных ученых в мировую и отечественную психологию. Выступление доц. Р. О. Серебряковой также было связано с воспоминаниями о работе под руководством В. Н. Мясищева и образовании в 19бб г. специализации «медицинская психология», а в 1994 г. — кафедры медицинской психологии и психофизиологии. Доклад зав. кафедрой, проф. О. Ю. Щелковой был посвящен основным направлениям научных исследований, выполняемых сотрудниками кафедры в настоящее время. Более подробно эти исследования были представлены в сообщениях профессоров И. И. Мамайчук, В. Д. Балина, В. А. Абабкова.

Во время проведения круглого стола кафедра приняла искренние поздравления коллег, работающих на других кафедрах СПбГУ и в различных медицинских учреждениях Санкт-Петербурга. Особенную радость доставил обеим сторонам «телемост», связавший участников встречи с сотрудниками кафедры клинической психологии Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск), с которыми кафедру связывают научные и дружеские отношения.

Поскольку круглый стол «Политика как профессиональная деятельность: психологические аспекты» был посвящен юбилею кафедры политической психологии СПбГУ он носил торжественный характер и проходил в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. В качестве модератора круглого стола выступил генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества, зав. кафедрой политической психологии Д. Ф. Мезенцев. В ходе оглашения поздравлений были зачитаны поздравления от ректора СПбГУ Н. М. Кропачева и президента СПбГУ Л. А. Вербицкой.

В дискуссии приняли участие председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В. С. Макаров; вице-губернатор Ленинградской области по внешним и региональным связям Г. В. Мозговой; зам. полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе О. В. Логунов; первый проректор СПбГУ, проф. И. А. Горлинский; директор Центра экспертиз СПбГУ, проф. Л. А. Цвет-кова; экс-министр образования и науки Болгарии, профессор Нового болгарского

41

университета С. С. Игнатов; член-корреспондент РАН, проф. В. Ф. Петренко; декан факультета психологии СПбГУ, доц. А. В. Шаболтас; проф. Н. М. Ракитянский; депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга М. А. Шишкина и М. Л. Резник; глава муниципального образования «МО Введенский» О. С. Калядин.

С краткими научными сообщениями, посвященными обсуждению проблем современной политической психологии и профессиональной деятельности политика, выступили: проф. О. С. Дейнека, доц. А. Г. Конфисахор, доц. И. А. Самуйлова, доц. Н. О. Свешникова, проф. Н. Я. Олесич, проф. А. Л. Вассоевич.

Доклады круглого стола «Коучинг в организации: теория и практика» в большинстве своем были посвящены изложению практического опыта работы, описанию индивидуального и группового коучинга в организации, основных запросов сотрудников и руководителей организаций. В последние годы данное направление в России приобрело популярность, специалисты в данной области всё более востребованы, поэтому многие консультанты и психоаналитики стали переквалифицироваться в коучи. В связи с этим встала проблема четкого определения данного вида профессиональной деятельности: отграничения от похожих видов деятельности, разработки профессионального стандарта и этического кодекса, описания компетенций и психологических особенностей, которыми должен обладать коуч. В настоящее время проводятся пилотажные исследования, направленные на выявление различий в деятельности коучей, консультантов и тренеров (по содержанию работы, используемым методам и средствам, темам запросов клиентов, степени готовности клиентов к проведению с ними такого вида деятельности).

Тематика круглого стола «Психология профессионального выгорания: актуальные вопросы и пути их решения» охватывает актуальные вопросы профессионально-личностной деформации в условиях интенсификации трудовой деятельности. Несмотря на многочисленные отечественные и зарубежные исследования, имеется большой спектр нерешенных вопросов. Среди них: предметное поле психологии профессионального выгорания, социально-нравственные аспекты проблемы выгорания, ключевые признаки усугубления профессионального выгорания на разных этапах профессионализации, профессиональное выгорание в контексте профессиональной невостребованности и смыслового отчуждения, особенности выгорания на разных этапах профессионализации специалистов, психотехнологии, психологическая помощь и сопровождение специалистов, подверженных выгоранию на разных этапах профессионального пути. С докладами выступили: проф. Н. Н. Григорьев («Усталость как фактор аварийности на морском флоте»), доц. Е. С. Старченкова («Проактивное совладающее поведение в превенции профессионального выгорания»), Н. М. Воящева («Взаимосвязь профессиональной идентичности, терминальных ценностей с профессиональным выгоранием экологов»), Е. А. Столярчук («Ген-дерные особенности преодолевающего поведения руководителей»).

Современный человек действует в глобализированном мире, для которого характерны взаимодействие между представителями разных культур, повышение мобильности, необходимость вести деятельность на территории других стран и зачастую объединять в рамках одной компании сотрудников, принадлежащих к разным национальностям. Лидер, предприниматель относится к наиболее активно действующей группе общества, быстро реагирующей на происходящие изменения. Необходимость брать на себя ответственность за выстраивание определенной части среды

42

в условиях стремительно увеличивающихся возможностей как для самореализации, так и для социальной активности зачастую связана с потребностями, выходящими за пределы категории «иметь» и приближающимися к гуманистическим ценностям, ценностям бытия, что приводит к актуализации проактивной позиции.

В ходе работы круглого стола «Психология лидерства: кросс-культурные аспекты» поднимались актуальные вопросы лидерства в современном мире в контексте воспитания и образования лидера, взаимодействия его с культурным контекстом, становления лидерской позиции, позиции в мире, обсуждалась проблема здоровья и благополучия в контексте исследований лидерства.

На заседании круглого стола «Психологическое обеспечение специалистов экстремального профиля» был затронут широкий спектр проблем, связанных с организацией психологического обеспечения специалистов экстремального профиля. Обсуждались наиболее актуальные аспекты организации психологической службы в МВД и в аналогичных структурах на всех этапах сопровождения деятельности. Проводился сравнительный анализ проблем, возникающих при организации работы психологов в МЧС, МВД и вооруженных силах. Рассматривались особенности подготовки специалистов для деятельности в чрезвычайных ситуациях с учетом необходимости успешного разрешения профессиональных кризисов и специфики деятельности силовых структур; подчеркивались коренные отличия работы психологов, связанные с необходимостью организации работы не по запросу клиента, а на основе выявления и прогноза возникновения психологических и управленческих проблем, выбора тактик оказания помощи. Были затронуты проблемы психологической подготовки врачей-онкологов и психологической помощи им и их пациентам. Обсуждались проблемы диагностики психического здоровья сотрудников экстремального профиля деятельности и подходы к повышению его качества.

На заседании круглого стола, посвященного 100-летию Марии Даниловны Александровой, помимо профессорско-преподавательского состава, ученых, занимающихся проблемами развития в период поздней взрослости, учеников М. Д. Александровой, присутствовало большое количество студенческой молодежи.

Проблемам пожилых людей, проживающих в домах престарелых и обучающихся в университете «третьего возраста», были посвящены доклады Е. П. Даведюк «Самодетерминация и ее индивидуальные проявления в пожилом возраст», А. В. Криу-линой «Содержательные различия в образе мира пожилых людей, работавших в сферах общения и техники», Л. Бабаковой «Взаимосвязи между повседневными неприятностями, личностными чертами и удовлетворенностью жизнью среди пожилых людей», доц. М. Д. Петраш «Роль профессиональной деятельности в пенсионном возрасте».

После выступления докладчиков канд. психол. наук, ст. преподаватель О. Ю. Стрижицкая представила ранее не издававшиеся статьи М. Д. Александровой, опубликованные в Серии 1б Вестника СПбГУ (вып. 2 за 2014 г.). Несмотря на то, что эти работы были написаны примерно 20 лет назад, они не теряют своего звучания и актуальности, а высказанные в них идеи продолжают развиваться учеными петербургской психогеронтологической школы. Воспоминания учеников М. Д. Александровой о великом ученом-психогеронтологе заняли значительную часть научного мероприятия. Личность Марии Даниловны, какой она предстала в этих воспоминаниях, произвела большое впечатление на студенческую часть аудитории.

43

В анкетах обратной связи участники «Ананьевских чтений» отмечают высокий организационный и научный уровень конференции и высказывают свои предложения и пожелания к организаторам.

Материалы конференции опубликованы в сборнике тезисов [1].

Литература

1. Ананьевские чтения — 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы науч. конф., 21-23 октября 2014 г. / отв. ред. Г. С. Никифоров. СПб.: Скифия-принт, 2014. 420 с.

Статья поступила в редакцию 27 ноября 2014 г.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.