Научная статья на тему 'Кафедре социальной психологии сорок лет'

Кафедре социальной психологии сорок лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедре социальной психологии сорок лет»

ЮБИЛЕИ И ЮБИЛЯРЫ

А. Л. Свенцицкий

КАФЕДРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ СОРОК ЛЕТ

В наши дни социальная психология все активнее входит в жизнь современного общества. Интервьюирование и тестирование при приеме на работу, изучение организационного климата на предприятии и разработка рекомендаций по его оптимизации, проведение различных тренингов, обучение людей эффективным способам общения друг с другом и решения различных проблем взаимодействия, консультирование руководителей различного ранга с целью совершенствования управления — все эти и многие другие виды деятельности осуществляются при непосредственном участии нескольких сотен выпускников специализации «социальная психология» факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Таков один из важных итогов работы кафедры социальной психологии.

Начало кафедре было положено в 1962 г., когда во многом благодаря научным и организационным усилиям академика АПН РСФСР Б. Г. Ананьева, заведовавшего кафедрой психологии, и Е. С. Кузьмина, в то время доцента этой кафедры, в Ленинградском университете была создана первая в стране лаборатория социальной психологии, а затем, в 1968 г., и кафедра социальной психологии, которая также была первой в стране (заметим, что в Московском государственном университете подобная кафедра открылась позднее, в 1972 г.).

Первым руководителем и лаборатории и кафедры в Ленинградском университете стал Е. С. Кузьмин, защитивший вскоре докторскую диссертацию «Основы социальной психологии». Возглавляемые им кафедра и лаборатория представляли собой единый организм. Преподаватели кафедры проводили исследования совместно с сотрудниками лаборатории,

а те, в свою очередь, читали лекции и руководили научной работой студентов. Подобной взаимосвязи немало способствовал и тот факт, что сотрудники и кафедры и лаборатории находились вместе, в одних и тех же помещениях, работая, действительно, бок-о-бок. (Факультет психологии ЛГУ и НИИКСИ, в состав которого входила лаборатория социальной психологии, находились в одном здании на ул. Красной, ныне Галерной, 60, — с 1966 по 1976 гг.)

В 1976 г. факультет психологии переехал на набережную им. Макарова. Однако это не нарушило связей кафедры и лаборатории. С целью повышения эффективности управления лабораторией руководство НИИКСИ ввело должность штатного руководителя лаборатории. Им стал в 1977 г. выпускник кафедры кандидат психологических наук В. Е. Семенов. Профессор Е. С. Кузьмин сосредоточил свои усилия на руководстве кафедрой.

Научные интересы социальных психологов нашего университета в 1970-е гг. характеризуются охватом широкого круга теоретических и прикладных проблем. Е. С. Кузьмин продолжает разработку вопросов истории, теории и методологии социальной психологии. Он постоянно подчеркивает необходимость оснащения отечественной социальной психологии современными методиками сбора и анализа первичной информации и нацеливает своих сотрудников на работу в данном направлении. В связи с этим можно отметить защиты следующих кандидатских диссертаций: А. Л. Свенцицкий «Интервью как метод социальной психологии» (1966), И. П. Волков «Социометрия как метод социальной психологии» (1968),

В. Е. Семенов «Применение метода контент-анализа в социально-психологических исследованиях» (1975). Неудивительно, что первая отечественная монография, посвященная методам современной социальной психологии, была написана сотрудниками кафедры и лаборатории (Методы социальной психологии // Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977.).

Заметным явлением стал выход в свет коллективной монографии «Социальная психология» (под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова, Л., 1979). Монография освещала некоторые итоги деятельности кафедры и лаборатории. Рассматривались методологические и теоретические проблемы социальной психологии как науки, а также данные собственных прикладных работ.

Характерной чертой исследований, проводимых социальными психологами Ленинградского университета, всегда была их прикладная направленность. Многие научные работы проводились по хоздоговорам с предприятиями Ленинграда и других городов страны. Итогом таких исследований были конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности трудовых коллективов. Немало из этих рекомендаций внедрялось в практику.

Активно развивались в 1970-80 гг. исследования социально-психологических проблем управления производственными коллективами под руководством А. Л. Свенциц-кого. Рассматривались факторы, влияющие на сознание и поведение личности работника и трудовой группы как объектов управления, влияние организационных коммуникаций на эффективность производственного коллектива, особенности личности руководителя и его коммуникативной деятельности. В этих исследованиях принимали участие Н. В. Баха-рева, Н. В. Гришина, Н. А. Ильина, В. Е. Семенов, Ю. П. Степкин. Первые итоги данных работ были представлены в монографии А. Л. Свенцицкого (Свенцицкий А. Л. Социальнопсихологические проблемы управления. Л., 1975.). Вскоре последовала публикация этой книги в Японии (1977). Полученные в указанных исследованиях данные послужили основой докторской диссертации А. Л. Свенцицкого «Социальная психология управления производственным коллективом», защищенной в 1980 г.

Весьма значимыми для теории и практики социальной психологии были исследования малых групп и первичных коллективов, проводившиеся под руководством И. П. Волкова.

Изучались группы и коллективы, занятые различными видами совместной деятельности: производственной, научной, учебной, организаторской, спортивной, игровой. В этих работах участвовали Ю. Н. Емельянов, Ю. Т. Тимофеев, Н. Ю. Хрящева, А. Ю. Шалыто. Важным итогом данных исследований стала докторская диссертация И. П. Волкова «Социальная психология малых групп и коллективов (Опыт экспериментальных и прикладных исследований контактных групп)», защищенная в 1980 г.

В связи с повышением интереса к проблемам семьи и брачно-семейных отношений у нас и за рубежом группа сотрудников под руководством В. В. Бойко обратилась к изучению социально-психологических аспектов рождаемости (С. Ф. Буйнова, Е. А. Ермолаева, Л. Л. Каск, Н. Ф. Федотова). Был выявлен ряд социально-психологических закономерностей репродуктивного поведения. Основные итоги проведенного исследования представлены в монографии В. В. Бойко «Малодетная семья. Социально-психологическое изучение» (М., 1980). В 1982 г. В. В. Бойко защитил докторскую диссертацию «Репродуктивное поведение семьи и личности (Социально-психологическое изучение рождаемости)».

В эти же годы продолжалось изучение широкого круга проблем промышленной социальной психологии. Рассматривались функции производственного коллектива, факторы эффективности его деятельности, особенности формирования социально-психологического климата коллектива, условия и причины возникновения межличностных производственных конфликтов и многие другие проблемы (Н. В. Бахарева, В. А. Богданов, Н. В. Гришина, И. Н. Гурвич, Ю. Н. Емельянов, А. А. Ершов, О. С. Михалюк, Л. Г. Почебут, А. А. Про-хватилов, А. А. Русалинова, В. Е. Семенов, Ю. Т. Тимофеев, Р. Н. Хавская, Н. Ю. Хрящева, А. Ю. Шалыто). Многие из этих исследователей стали авторами коллективной монографии «Промышленная социальная психология» (под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого, Л., 1982). Вскоре данная книга была опубликована в Чехословакии (1985).

Группа сотрудников кафедры под руководством Э. С. Чугуновой занималась в 1970-80-е гг. изучением социально-психологических особенностей личности инженера и его творческой активности (С. П. Безносов, В. П. Захаров, А. Н. Капустина,

С. М. Михеева, Л. В. Фаустова, Н. Г. Хитрова, В. А. Чикер, В. Ф. Шендрик). Эти исследования отличались, прежде всего, широким географическим охватом предприятий и организаций страны. Начавшись в Ленинграде, они проводились затем в Москве, Вильнюсе, Каунасе, Киеве, Красногорске, Рыбинске, Самаре, Саратове, Симферополе, Петродворце. Рассматривался широкий круг проблем: мотивация инженерного труда, идентификация личности с профессией, взаимодействие личности и трудового коллектива, роль установок личности в процессе формирования ее творческой активности. Исследование новых для отечественной науки проблем привело к созданию методик, дающих возможность оценивать и прогнозировать успешность деятельности инженеров и руководителей инженерных коллективов. Материалы работ представлены в следующих двух книгах: 1) Чугунова Э. С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л., 1986; 2) Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера: Учебн. пособие / Под ред. Э. С. Чугуновой. Л., 1991. Итогом этих исследований стала докторская диссертация Э. С. Чугуновой «Социально-психологические особенности творческой активности инженеров» (1986).

В 1980-е гг. Е. С. Кузьмин продолжает разработку проблем теории, методологии и истории социальной психологии. Он публикует совместно с доцентом кафедры педагогики и педагогической психологии В. А. Якуниным (ныне профессор, заведующий этой кафедрой) несколько учебных пособий, посвященных истории развития психологической науки.

Продолжаются также прикладные социально-психологические исследования с целью оптимизации управления трудовыми коллективами, совершенствования их деятельности (Е. Н. Газогареева, В. П. Захаров, О. С. Михалюк, Л. Г. Почебут, В. М. Снетков, Ю. Т. Тимофеев, Н. Ю. Хрящева, А. Ю. Шалыто). Выходит в свет первое в стране учебное пособие, систематизирующее опыт отечественных социально-психологических исследований в области управления производственными коллективами (Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986).

В 1980-90-е гг. на кафедре и в лаборатории социальной психологии появляется новая научная проблематика. Так, в лаборатории под руководством Ю. Н. Емельянова ведется работа по теоретико-методологическому обоснованию и практическому применению активных групповых методов социально-психологической подготовки руководителей трудовых коллективов и специалистов ряда коммуникативных профессий. Первые итоги этой работы были представлены в монографии Ю. Н. Емельянова «Активное социальнопсихологическое обучение» (Л., 1985). В 1991 г. Ю. Н. Емельянов защитил докторскую диссертацию «Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности».

Под руководством В. Е. Семенова проводятся социально-психологические исследования вопросов художественного творчества и влияния произведений литературы и искусства на население, прежде всего, на молодежь. Развиваемая им концепция основана на представлениях о совместимости и взаимовлиянии субъектов художественного творчества и аудитории. Итоги этих исследований приводятся в двух монографиях В. Е. Семенова «Социальная психология искусства: актуальные проблемы» (Л., 1988) и «Искусство как межличностная коммуникация: социально-психологическая концепция» (СПб, 1995). Вскоре В. Е. Семенов защищает докторскую диссертацию по данной проблематике.

Широкий круг недостаточно разработанных проблем межличностного общения в течение многих лет изучает В. Н. Куницина. Выявляется механизм формирования доверительности в ходе межличностного неформального общения, специфика и содержание психологических трудностей, возникающих в процессе взаимодействия. Материалы исследований В. Н. Куницыной были представлены в ее докторской диссертации «Трудности межличностного общения», защищенной в 1991 г.

В конце 1980-х гг. группа преподавателей и сотрудников кафедры начинает заниматься теорией и практикой социально-психологического тренинга (Е. Н. Газогареева, В. П. Захаров, А. А. Мастаков, О. С. Михалюк, Л. В. Мургулец, Е. В. Сидоренко,

Н. Ю. Хрящева). Изучаются и осваиваются различные методические приемы тренинга. Проводятся групповые занятия на предприятиях Санкт-Петербурга и других городов страны с целью обучения и развития персонала.

Все эти годы кафедра постепенно увеличивалась в своем составе. Возрастало также число аспирантов и соискателей. Однако законы времени неумолимы. В 1989 г. заведующим кафедрой становится ученик Е. С. Кузьмина профессор А. Л. Свенцицкий. Профессор Е. С. Кузьмин продолжал трудиться на факультете до своей кончины в 1993 г.

В 1990-2000-е гг. состоялось несколько защит докторских диссертаций по социальной психологии, выполненных молодыми исследователями, окончившими в свое время факультет психологии и в настоящее время на нем работающими, — Н. В. Гришиной («Психология межличностного конфликта», 1995), Л. В. Куликовым («Психология настроения личности», 1997), И. Н. Гурвичем («Социальная психология здоровья», 1998) и Л. Г. Почебут («Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос)», 2003).

В эти годы научная деятельность кафедры включает в себя как традиционную проблематику, так и новые направления исследований. Ведется работа в области методологии, методики, теории и истории социальной психологии. Продолжаются исследования социально-психологических аспектов управления. Некоторые итоги этой деятельности представлены в учебном пособии А. Л. Свенцицкого «Психология управления организациями» (СПб., 1999) и его учебнике «Социальная психология» (М., 2003). К числу наиболее значительных учебных пособий, выполненных в рамках данной проблематики относятся работы Л. Г. Почебут и В. А. Чикер «Организационная социальная психология» (СПб., 2000), А. Н. Капустиной «Многофакторная личностная методика Р. Кеттела» (СПб., 2001) и В. А. Чикер «Психологическая диагностика организации и персонала» (СПб., 2003) и «18 программ тренингов. Руководство для профессионалов» (под научн. ред. В. А. Чикер, СПб., 2007). Важным практическим руководством для исследователей (и не только социальных психологов) уже в течение десятилетия является книга Е. В. Сидоренко «Методы математической обработки в психологии» (СПб., 1996).

Под руководством В. Н. Куницыной изучается широкий круг проблем межличностного общения и коммуникативного поведения. Так, разрабатывается новый подход к проблеме социального интеллекта в связи с коммуникативным поведением. Создан комплекс диагностических методов, в частности, выявляющих соотношение общего и социального интеллектов. Основные теоретические и практические положения по психологии общения представлены в учебнике для вузов (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001).

Продолжается работа по совершенствованию методики и техники социальнопсихологического тренинга. Опубликованы каталоги «Психогимнастика в тренинге» в двух частях (СПб., 1993) и «Психодиагностика в тренинге» (СПб., 1996), авторами которых являются Н. Ю. Хрящева и Е. В. Сидоренко (совместно с С. И. Макшановым). В числе интересных в методическом плане учебных пособий, относящихся к данному научному направлению, необходимо отметить работы Е. В. Сидоренко «Экспериментальная групповая психология» (СПб., 1993), «Опыты реориентационного тренинга» (СПб., 1995), «Мотивационный тренинг» (СПб., 2000), «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии» (СПб., 2002) и «Технологии создания тренинга» (СПб., 2007).

Активная исследовательская деятельность в области психологии больших социальных общностей, этнической и кросс-культурной психологии проводится под руководством Л. Г. Почебут, что отражено в ряде ее монографий и учебных пособий: «Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос)» (СПб., 2002), «Социальная психология толпы» (СПб., 2004), «Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса» (СПб., 2005). В 2004 г. под руководством Л. Г. Почебут при кафедре был создан Центр толерантности, который недавно превратился в автономную некоммерческую организацию — Санкт-Петербургский научно-практический институт психологии толерантности. Основная его цель состоит в том, чтобы содействовать формированию установок толерантного сознания в современном российском обществе. Этот институт имеет следующие направления деятельности: информационно-просветительское, научно-исследовательское, аналитическое, образовательное и консультативное.

Сравнительно новым научным направлением, разрабатываемым сейчас на кафедре, является изучение социально-психологических факторов здоровья. К наиболее крупным публикациям здесь относятся монография И. Н. Гурвича «Социальная психология здоровья» (СПб., 1999) и работы Л. В. Куликова «Психические состояния» (СПб., 1999) и «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики» (СПб., 2004).

В систематизированном виде основные направления научно-исследовательской работы кафедры социальной психологии можно представить следующим образом.

I. Социальная психология личности.

1. Соотношение психологических и моральных компонентов в индивидуальном сознании и поведении. Исследование личностных оснований нравственных установок, уверенности, мотивации самоутверждения (проф. В. Н. Куницына).

2. Социально-психологические факторы здоровья личности. Личностные свойства и психологическая устойчивость личности. Сюда входят также разработка и апробирование методик диагностики психических состояний и настроений личности (например, опросник «Доминирующее состояние»). Прикладным итогом является разработка рекомендаций по психопрофилактике такой устойчивости в целях формирования здорового образа жизни (проф. Л. В. Куликов).

3. Влияние различных биопсихосоциальных переменных на формирование поведения, связанного с наркопотреблением. Прикладным итогом будет разработка соответствующих профилактических программ (проф. И. Н. Гурвич, доц. Л. А. Цветкова).

II. Социальная психология управления и организационная психология.

1. Организационная культура предприятия. Структура и основные характеристики организационной культуры. Социально-психологический климат. Роль власти и влияния в организационной культуре предприятия. Организационный стресс (проф. А. Л. Свенциц-кий). Психология принятия решений (асс. Л. В. Марарица).

2. Психологическая диагностика организации и персонала. Разработка и апробация психодиагностического инструментария в условиях различных организаций. Методики направлены на выявление управленческих умений, общих и специальных способностей, специфики организационных условий, удовлетворенности трудом и профессиональным развитием (доц. В. А. Чикер, доц. А. Н. Капустина).

III. Психология социальных общностей.

1. Разработка системы классификации социальных общностей. Специфика протекания психических процессов у людей в толпе. Некоторые социально-психологические особенности современного российского общества. Современная система ценностей русского народа (проф. Л. Г. Почебут).

2. Особенности различных этнокультурных общностей. Проблемы межкультурной коммуникации (доц. С. Д. Гуриева). Социально-психологические факторы адаптации различных категорий мигрантов (ст. преп. О. С. Михалюк).

IV. Социальная психология общения.

1. Межличностные коммуникации. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения (проф. В. Н. Куницына). Общение в виртуальных группах при дистанционном обучении (проф. Л. В. Куликов).

2. Разработка теории и методики социально-психологического тренинга. Реориента-ционный и мотивационный тренинги, тренинг влияния и противостояния влиянию, тренинг сенситивности, различные типы тренингов коммуникативной компетентности, а также методический тренинг для психологов. Выявление различий в специфике тренинга для разного состава участников, разработка психогимнастических упражнений, предназначенных для использования в различных видах и группах тренинга, а также для самостоятельной работы тренера по повышению уровня своей методической подготовки (доц. Е. В. Сидоренко, доц. Н. Ю. Хрящева, доц. Т. Г. Яничева).

3. Психодиагностика в тренинге. Оценка личностных черт, мотивации и межличностных отношений в практике социально-психологического тренинга (ст. преп. Е. Н. Газо-гареева).

V. Социальная психология моды (доц. М. И. Килошенко).

VI. Психологические основы формирования социального капитала. Изучение социально-психологических составляющих социального капитала, его структуры. Выявление психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия, взаимопомощи и взаимопонимания людей (проф. А. Л. Свенцицкий, проф. Л. Г. Почебут, доц. М. И. Килошенко, ст. преп. И. В. Кузнецова, асс. Л. В. Марарица, асс. Т. В. Казанцева).

В настоящее время кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета является крупнейшим на Северо-Западе России центром подготовки социальных психологов высшей квалификации. Сейчас на дневном, вечернем и заочном отделениях специализации обучается 112 человек. Заняты подготовкой кандидатских диссертаций 22 аспиранта и 7 соискателей, 4 человека занимаются в докторантуре. За минувшие годы кафедра подготовила около 1200 специалистов в области социальной психологии. Из них около 250 стали кандидатами наук. Защитили кандидатские диссертации 35 сотрудников кафедры и лаборатории социальной психологии. Многие из них теперь возглавляют кафедры в различных учебных заведениях Санкт-Петербурга и других городов. Заметным явлением в науке стали защиты докторских диссертаций ленинградских (петербургских) социальных психологов, всегда тесно сотрудничавших с кафедрой (Г. Л. Бардиер, С. П. Безносов, Е. К. Завьялова, Н. Н. Обозов, В. Н. Панферов, Ю. П. Платонов, О. С. Советова, В. П. Трусов, Н. С. Хрусталева).

Очевидной тенденцией развития социальной психологии как науки является расширение и углубление ее связей с практикой. Новые технологии, особенно информационные, начинают оказывать влияние и на тематику социально-психологических работ, и на исследовательские методы. Социальное поведение людей все чаще начинает рассматриваться в пределах определенного технологического контекста. Ожидается, как пишут американские авторы, что это станет быстро растущей сферой исследований в следующем десятилетии. «Первой ласточкой» в этом направлении стало диссертационное исследование, завершенное аспиранткой Т. Е. Орловой под руководством доц. Е. В. Сидоренко на тему «Динамика взаимодействия в виртуальных командах». По прогнозам специалистов, уже в недалеком будущем виртуальные рабочие группы составят серьезную конкуренцию традиционным формам, что обусловлено развитием глобальных информационных технологий.

Расширяется сфера приложения сил социальных психологов в различных негосударственных образовательных учреждениях, занимающихся повышением квалификации врачей, психологов, воспитателей, консультационной работой в сфере внутрисемейных отношений, проведением специализированных тренингов для предпринимателей и менеджеров различного ранга.

Нововведения, происходящие в современных организациях, все в большей степени требуют от работников самодисциплины и самоконтроля, индивидуальной инициативы, готовности к творчеству и постоянным переменам. Коллектив кафедры социальной психологии направляет свои усилия на подготовку специалистов, соответствующих всем актуальным вызовам нашего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.