УДК 377.8 ББК Ч44.951р3
Гузанов Борис Николаевич
доктор технических наук, профессор
кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Горюшина Наталья Юрьевна аспирант
кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург
Guzanov Boris Nikolaevich
Doctor of Technology,
Professor
Chair of Material Science, Control Technology in Mechanical Engineering and
Methods of Professional Training Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg Goryushina Natalia Yurievna
Post-graduate
Chair of Material Science, Control Technology in Mechanical Engineering and
Methods of Professional Training Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg
Социальная профессионализация при подготовке педагога профессионального обучения
Social Professionalism Forming While Professional Education Teachers’
Training
В статье проанализирована взаимосвязь процессов социализации и профессионализации при подготовке педагога профессионального обучения. Показано, что становление профессиональной деятельности необходимо рассматривать как совокупность нескольких этапов, которые должны быть реализованы в определенной последовательности в условиях интеграции теоретической и практической составляющих образовательной программы.
The article analyzes the interrelation of the processes of social and professional formation while professional education teachers’ training. It is shown that
professional work formation is necessary to consider as a set of several stages. These stages should be realized in a certain sequence under the conditions of theoretical and practical components integration of an educational program.
Ключевые слова: социализация, профессионализация,
профессиональная подготовка, интеграция.
Key words: social formation, professional formation, professional training, integration.
Динамика инновационных преобразований современного общества во многом зависит от качества подготовки высококвалифицированных кадров, которые должны получить требуемый образовательный и социальнопрофессиональный потенциал в процессе обучения по выбранной специальности. Полученный в итоге результат характеризует приобретенную компетентность, причем в совокупности сформированных компетенций знаниевая компонента, определяющая профессиональную подготовку выпускника любого образовательного учреждения, обязательно должна быть соизмерима, то есть в равной мере соответствовать сформированности определенных личностных качеств, обеспечивающих успешное вхождение в будущую профессиональную деятельность.
Однако в настоящее время отмечается явное несоответствие сложившейся технологии обучения актуальным потребностям общества, что проявляется чаще всего в весьма низкой гуманизации разрабатываемых образовательных программ подготовки специалистов в образовательных учреждениях различного уровня. Традиционно применяемая в вузах система форм, методов и средств обучения преимущественно ориентирована на передачу знаний, развитие определенных навыков и умений в рамках будущей профессии. При таком подходе целенаправленного становления социальноличностных качеств студентов в должной мере не происходит. И все обучение сводится, в основном, к решению задач технического прогресса. В результате выпускники вузов в большинстве своем довольно слабо ориентируются в различных социальных и профессиональных ситуациях, не умеют прогнозировать социальные последствия и нести личную ответственность за результаты своей деятельности. В связи с этим, на вузовском этапе особую
значимость приобретает оптимизация личностного, социального и профессионального развития студентов, реализуемая как единый процесс и направленная на социальную профессионализацию будущих специалистов. Можно сказать, что профессиональное обучение объективно невозможно без усвоения человеком системы социальных связей, то есть без его социализации.
В настоящее время укрепилось понимание социализации как двухстороннего процесса, включающего в себя не только простое усвоение накопленного обществом социального опыта, но и активное преобразование его индивидом в собственные ценности, установки и ориентации. Усвоение показывает степень воздействия среды на человека, а преобразование характеризует степень воздействия человека на среду с помощью деятельности. В результате подобного взаимодействия происходит не просто приращение к уже существующему социальному опыту, но продвижение его на новую ступень, то есть воспроизводство. Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств [5], происходит непрерывно и в зависимости от совокупности различных факторов этот процесс может быть как управляемым, так и стихийным. Как показано в работе [6], в первом случае он представляет собой преднамеренный, специально организованный процесс, характерный для образовательных учреждений различного уровня. Во втором случае социализация осуществляется спонтанно в процессе решения непредвиденных проблем, возникающих при взаимодействии индивидуума с обществом. Однако в любом случае социализация предполагает наличие сферы деятельности и формирование социально значимых качеств осуществляется в процессе самопознания и саморазвития личности в условиях специально организованного и целенаправленного взаимодействия педагогов и обучаемых.
Одной из важнейших социальных ролей для человека является его профессиональная деятельность, причем успешность в этой области во многом определяет благополучную социализацию личности в целом. Можно сказать, что прослеживается явная взаимосвязь между процессами социализации и
обретением установленных квалификационными требованиями компетенций. Только в условиях подобного взаимодействия наиболее эффективно осуществляется профессионализация личности и происходит становление профессионала. Профессионализация будущего специалиста представляет собой сложный и трудоемкий процесс и включает в себя следующие основные показатели:
- выбор профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей;
- освоение правил и норм профессии;
- формирование и осознание себя как профессионала;
- обогащение опыта профессии за счет личного вклада;
- развитие своей личности средствами профессии;
- осознание места и роли профессии в структуре общественных
отношений;
- формирование устойчивой мотивации в необходимости приращения собственного опыта за счет самореализации и саморазвития.
Профессиональное становление как одна из форм социализации
способствует профессиональной индивидуализации личности, для которой характерен свой профессиональный путь, особая тактика и стратегия его реализации [7]. Как правило, личность человека оказывает позитивное влияние на весь процесс профессиональной адаптации, стимулирует креативные
подходы в формировании профессионального мастерства, но в то же время из-за особых негативных качеств может препятствовать становлению
профессионализма.
В связи с этим, с точки зрения К.А. Абульхановой - Славской [1], профессионализацию необходимо рассматривать как процесс принятия и решения некоей общественной задачи, в рамках которой формируются требования к будущему профессионалу, сконкретизированные в форме нормативно одобренных способов деятельности, фиксации соответствующего качества, надежности и норматива производительности будущей деятельности.
Такой подход позволяет объективно выявить основные методы и средства, с помощью которых общество может контролировать и регулировать процесс профессионального становления личности.
В настоящее время при определении сущности процесса профессионализации рассматривается два подхода [3]. В первом случае основополагающим является развитие и саморазвитие личности, а во втором наиболее важным считается овладение индивидуумом той или иной системы профессиональной деятельности. При оценке целесообразности и эффективности того или иного подхода необходимо учитывать, что современные рыночные отношения втягивают в профессиональную сферу все новых участников, которые преследуют различные собственные интересы и способы их достижения. В то же время и сам социум сегодня характеризует крайняя нестабильность, непредсказуемость и быстрые изменения во всех областях социальной и профессиональной жизни.
В результате под действием объективных и субъективных факторов общество вынуждено трансформировать свои потребности, тем самым требуя изменения и деятельности по их удовлетворению. В этом смысле рассмотрение специалиста только как человека с определенным набором знаний предполагает в будущем работника, лишь воспроизводящего полученные знания, без творческого подхода к своей профессиональной деятельности. Поэтому первый подход нам представляется более правильным, поскольку простое «вписывание» в задаваемые рамки не предполагает обучения самостоятельным действиям. Необходимо у обучаемых формировать умение строить и развивать свою деятельность самостоятельно, планировать ее, то есть не просто успевать за высоким темпом жизни, а опережать его.
Таким образом, профессионализацию необходимо понимать как процесс непрерывного саморазвития человека. Решающую роль в этом процессе играет подготовка в системе образования. Именно период учебы в вузе является самым благоприятным для формирования профессионального мышления и профессиональной компетентности, поскольку это время становления
характера, интеллекта и ценностных ориентаций, время насыщенной социализации [2].
В ходе профессионального роста личности можно выделить определенную последовательность, когда реализация общечеловеческих способностей дает толчок развитию специальных и, наконец, профессиональных, то есть стремление к новым знаниям напрямую зависит от уровня личностного развития. И в этом проявляется важная закономерность, характеризующая инновационные процессы в образовании: чем больше знает и умеет человек, тем выше требования к себе он предъявляет. Подобная ситуация становится возможной только в случае изменения подходов к проектированию подготовки специалистов, ориентирующих профессиональные образовательные учреждения к серьезному реформированию в соответствии с внешними преобразованиями общества.
Однако, будучи одной из наиболее консервативных, система образования сегодня находится в определенном кризисе, так как знания, даваемые в процессе обучения, не в полной мере выполняют свою предполагаемую функцию. Они не дают способность адекватно реагировать на любые изменения в будущей деятельности, а лишь задают некоторые жестко определенные рамки, не обучая действиям вне их. Тем самым утрачивается основная социальная функция образования - обучение воспроизводству и, главное, развитию знаний. Эта проблема не решается простым пересмотром содержания образования или расширением объема усваиваемых знаний. Необходимо изменить сам подход к обучению. Образование должно стать тем системообразующим фактором, который не просто будет приобщать студента к некой совокупности знаний, а включать его в сознательную производящую деятельность, развивать прежде всего его личностные качества, социализировать его.
Социализация обучаемого, в ходе которой формируются не только этические, нравственные, но и определенные профессиональные нормы поведения, стимулирует его профессиональное становление. При организации
учебного процесса подобным образом можно говорить о реализации принципа социальной профессионализации при подготовке специалиста. Данный принцип актуален для любого типа высшего образовательного учреждения, но особенно для профессионально-педагогического вуза, выпускником которого является педагог профессионального обучения.
Структурно-функциональный анализ характера и содержания труда педагога профессионального обучения квалифицирует его работу как особый вид профессиональной деятельности. Профессия «педагог профессионального обучения» относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек -человек» и «человек - техника». Указанные работники должны обладать рядом качеств, совокупность которых существенно отличает их от специалистов, занятых другими видами деятельности. Данный специалист должен интегративно владеть компетентностями в трех смежных профессиях специализации, включающих наличие рабочей квалификации соответствующего разряда, инженерных знаний, умений и навыков в сочетании с педагогической деятельностью мастера производственного обучения. Указанная многогранность по форме и содержанию в видах деятельности требует от будущего педагога профессионального обучения не только глубоких специальных знаний и умений в рамках выбранной специализации, но и особых личностных качеств.
Главным становится умение работать в коллективе и готовность преодолевать трудности в различных производственных ситуациях. Для достижения этих целей весьма важно уже на начальной стадии особым образом спроектировать учебно-воспитательные процесс, когда реализуемые педагогически технологии будут в полной мере способствовать развитию у студентов коммуникативных навыков, склонностей к самоорганизации, самоконтролю и креативности в собственной образовательной деятельности. И здесь необходимо учитывать, что только в случае саморазвития себя средствами и нормами осваиваемой профессии происходит становление
истинного профессионализма. Подобная самостоятельность в сочетании с умением соотносить приобретенные знания с целями, средствами и способами своей деятельности является ключевым идентификационным признаком профессиональной компетентности специалиста. С этих позиций процесс становления профессионально-педагогической деятельности можно рассматривать как совокупность нескольких этапов, которые должны быть реализованы в определенной последовательности в течении всего цикла обучения.
Сначала, на младших курсах, необходимо создать условия, способствующие устойчивой адаптации студентов к выбранной специальности с учетом специфики выбранного вуза. На этом этапе должна быть сформирована устойчивая мотивация к овладению будущей профессией, то есть произойти, в определенном смысле, социализация личности обучаемого на основе воздействия на него всей системы образования и воспитания как выпускающей кафедры, так и различных внешних фактов (семья, средства информации, общественные организации, предметные и профессиональные олимпиады и др.).
В дальнейшем, в ходе обучения и, особенно, в процессе прохождения квалификационных и технологических практик, осуществляется самоактуализация личности, в результате чего выстраивается собственное образовательное пространство, в котором устанавливается взаимосвязь между будущей трудовой деятельностью и содержанием основной образовательной программы. Роль этого этапа весьма велика, так как в профессиональнопедагогическом вузе в это время осуществляется индивидуальная профессиональная подготовка по рабочей профессии с получением соответствующего квалификационного разряда, что позволяет сформировать операционные умения и навыки, необходимые для воспроизводства рабочих кадров в соответствии с полученной специальностью.
На старших курсах осуществляется становление профессионализма обучаемых, когда в рамках познавательно-деятельностного подхода
формируются метапрофессиональные качества и развиваются креативные способности к саморазвитию и самореализации [4]. На этом этапе окончательно происходит социальная профессионализация будущего выпускника и в результате рефлексии устанавливается определенный набор качеств, отвечающий как личностным потребностям педагога профессионального обучения, так и запросам общества.
Реализация подобной модели подготовки невозможна без коренной перестройки образовательных программ в сочетании с новыми подходами подачи учебного материала. Необходимо так построить образовательный процесс, когда усвоение любого теоретического учебного материала будет тесно сопрягаться с формированием у обучающихся специфических способов проектирования конструкторско-технологических умений в рамках выбранной специализации. Это становится возможным при использовании технологии междисциплинарной интеграции теоретических и практических составляющих в ходе осуществления профессионально-образовательной деятельности [8].
Интеграция в обучении осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (модуле, разделе) элементов разных учебных предметов с раскрытием межпредметных учебных проблем. Приобретение и усвоение новых знаний базируется на принципе непрерывности познания. Интегрированное знание является информационно более содержательным, развивает у обучаемых способность ориентироваться в информационном пространстве и обобщать разрозненные знания не на традиционных общеизвестных подходах, а креативно, тем самым повышается уровень личностного развития учащихся.
С другой стороны, интегративный подход позволяет самому педагогу расширить границы предметности и привести изучаемый материал в соответствие с обобщенными задачами обучения конкретной специализации, суммируя и используя научные знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета. В результате подобной инновационной деятельности студент приобретает повышенную самостоятельность, склонность к самооценке и
самореализации. Процесс социализации происходит более интенсивно, что становится, в свою очередь, основополагающим при формировании профессионально значимых компетенций, то есть профессионализации.
В Российском государственном профессионально-педагогическом университете осуществляется профессионально-педагогическая подготовка по специальности «Профессиональное обучение» специализации «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении». В соответствии с Государственным Образовательным Стандартом (ГОС) 2000 одним из существенных требований к уровню подготовки специалистов является умение контролировать качество технологии и продукции; проводить поиск новых организационно-технологических решений. По результатам опроса ведущих специалистов ряда организаций-работодателей данной специализации, было выявлено, что наибольшие трудности для начинающих сотрудников представляют следующие рабочие функции:
- самостоятельное планирование работ по стандартизации,
- самостоятельный поиск и подбор необходимых стандартов в зависимости от конкретных профессиональных потребностей,
- умение самостоятельно контролировать качество технологии и продукции,
- участие в разработке стандартов организации,
- и т.п.
Более того, работодатели отмечают, что сложности подобного характера особенно усиливаются в нестандартных ситуациях, требующих сформированности определенных личностных характеристик выпускников, отвечающих за умение строить и развивать свою деятельность самостоятельно, планировать ее. Анализ требований ГОС и полученных результатов опроса позволил выделить данные требования работодателей как специальную компетенцию, заключающуюся в способности выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области стандартизации.
Формирование данной компетенции возможно лишь при поэтапном ее наполнении. Начинается оно на стадии производственного обучения, когда знакомство с профессией имеет практический, «осязательный» характер. Это позволяет подготовить студентов к изучению теоретического материала и создать предпосылки к формированию требуемой компетенции. В дальнейшем для получения планируемого результата необходимо использовать междисциплинарную интеграцию, реализуемую посредством блочномодульного подхода.
В соответствии с учебным планом рассматриваемой специализации вопросы стандартизации в виде отдельных дидактических единиц изучаются студентами в рамках общепрофессиональных дисциплин и дисциплин отраслевой подготовки. В результате создается определенная база для заключительного этапа формирования требуемой специальной компетенции, которая реализуется в процессе обучения по дисциплине «Стандартизация изделий и технологий производства в машиностроении». Содержание курса данной дисциплины тесно взаимосвязано с другими дисциплинами специализации и отраслевой подготовки. Поэтому, наряду с формированием новых знаний и умений в области стандартизации, необходимо систематизировать ранее полученные знания в рамках этого предмета, подготовить студентов к решению специальных профессиональных задач.
Для мониторинга сформированности базы информация по стандартизации из отдельных дисциплин должна быть представлена в виде самостоятельных блоков, соединенных в модули в соответствии с требованиями ко входу по курсу «Стандартизация изделий и технологий производства в машиностроении», а по его окончании - в соответствии с требованиями последующих дисциплин специалитета. Структура модулей формируется в виде отдельных блоков, включающих в себя ключевые понятия стандартизации из соответствующих дисциплин учебного плана. В результате устойчивое осознание студентами значимости каждой изучаемой дисциплины
формируется во взаимосвязи между будущей профессиональной деятельностью и содержанием образовательной программы.
Получаемый междисциплинарный комплекс будет, с одной стороны, средством для самостоятельной работы студентов с функцией самообучения, тренировки и самоконтроля. С другой стороны, может быть использован преподавателем для входного контроля. При этом наиболее целесообразным представляется обеспечение доступа студентов к данному междисциплинарному комплексу уже с первого курса, - как одно из условий, способствующих устойчивой адаптации студентов к выбранной специальности. Таким образом может быть сформирована устойчивая мотивация к овладению будущей профессией, то есть произойти, в определенном смысле, социализация личности обучаемого на основе воздействия на него всей системы образования и воспитания средствами выпускающей кафедры. Данная педагогическая технология позволяет не только осуществлять мониторинг по сформированности рассматриваемой компетенции, но и активно влиять на ее формирование на всех этапах обучения студентов.
При таком подходе приобретение и накопление профессионально значимых знаний будет не бессистемным, состоящим в изучении отдельных, независимых друг от друга дисциплин, а представлять собой единую, интеграционно-целостную структуру, позволяющую достичь наибольшей результативности в рамках компетентностно-квалификационной модели. В результате общая терминология и концептуальные положения, многократно примененные на разных курсах, создают у обучаемых устойчивую мотивацию приобретения подобных знаний и способствуют качественному изучению всей учебной программы в целом. Можно сказать, что в случае успешной реализации принципа социальной профессионализации при подготовке педагога профессионального обучения через организацию интегративного обучения усваиваемый материал будет системно организован и многократно преобразован в знание более высокого уровня, а это существенно повысит
качество образования, и, как следствие, профессиональную компетентность выпускников.
Кроме того, данная модель может быть полезной при разработке образовательных программ в условиях перехода на ГОСы третьего поколения, в которых основополагающим является формирование в процессе обучения определенной совокупности компетенций, обеспечивающих приобретение студентами требуемой работодателями компетентности.
Библиографический список
1. Абульханова - Славская, К.А. Стратегия человеческой жизни [Текст] / К.А. Абульханова - Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп./ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
3. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога. [Текст] / Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. - пед. ун-та, 2000. - 219 с.
4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] : учеб. пособие для вузов /Э.Ф. Зеер [и др.] - М.: Моск. псих.-социальный инт, 2005. - 211 с.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов/ под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
6. Основы социальной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студентов
педагогических вузов и колледжей/ В.И. Загвязинский [и др.]. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
7. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека[Текст] /Ю.П. Поваренков - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 159с.
8. Чапаев, Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. 2-е изд. испр. и доп. [Текст] /Н.К. Чапаев - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та; Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. проф.-пед.колледжа, 2005. - 325с.
Bibliography
1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Strategy of a Human Life [Text] / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - М: Thought, 1991. - 299 p.
2. Andreeva, G.M. Social Psychology [Text]: Textbook for Higher Educational Institutions. 5th Edit., Rev. and Enl. / G.M. Andreeva. - М: Aspect Press, 2007. - 363 p.
3. Bases of Social Pedagogics [Text] Manual for Students of Pedagogical Higher Schools and Colleges / V.I. Zagvyazinsky [et. Al.] - М: Pedagogical Society of Russia, 2002. - 160 p.
4. Chapaev, N.K. Pedagogical Integration: Methodology, Theory, Technology [Text] 2nd Edit., Rev. and Enl. / N.K. Chapaev - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State Prof.-Ped. Un-ty; Kemerovo: Publishing House of Kemerovo State Prof.-Ped. College, 2005. - 325 p.
5. Glukhanyuk, N.S. Psychology of a Teacher’s Professionalism Forming [Text] / N.S.Glukhanyuk. - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State Prof. - Ped. Un-ty, 2000. -219 p.
6. Mudrik, A.V. Social Pedagogics: Textbook for Pedagogical Higher Schools [Text] / Under the Editorship of V.A. Slastenin. 3rd Edit., Rev. and Enl.. - М: "Academy" Publishing Centre, 2000. - 200 p.
7. Povarenkov, Yu.P. Psychological Content of a Person’s Professional Formation [Text] / Yu.P.Povarenkov - М: Publishing House of UREA, 2002. - 159 p.
8. Zeer, E.F. ModerniZation of Professional Training: Competence Approach [Text]: Manual for Higher Schools / E.F.Zeer - М.: Moscow Psych.-Social Inst., 2005. - 211 p.