ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 378.091.33
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ КАДАСТРОВЫХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© Е. В. РАСКАЧКИНА Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кафедра иностранных языков e-mail: [email protected]
Раскачкина Е. В. - Особенности формирования профессиональных ценностей будущих кадастровых инженеров в процессе профессиональной подготовки // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 762-767. -
В статье анализируются особенности формирования профессиональных ценностей будущих кадастровых инженеров в процессе профессиональной подготовки. Автор рассматривает процесс обучения с точки зрения компетент-ностного подхода к образованию, выделяет особенности профессионального становления личности в целостном педагогическом процессе, дает определения таким понятиям как профессиональное воспитание и профессиональное образование, рассматривает этапы профессиональной подготовки.
Ключевые слова: профессиональные ценности, кадастровый инженер, профессиональная подготовка, профес-сиональноеобразование,профессионализация,профессиональноевоспитание,профессиональноестановление.
Raskachkina E. V. - Pecularities of the professional values' forming of the future cadastre engineers in the process of professional training // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 762-767. - The pecularities of the valuable-sense competencies’ forming of the future cadastre engineers in the process of professional training are analysed in the article. The author consideres the process of training from the point of view of the competent approach to the education, singles out pecularities of the persons’ professional formation in the integral pedagogical process, gives definitions of such notions as professional upbringing and professional education, consideres the stages of professional training. Keywords: professional values, cadastre engineer, professional training, professional education, profes-sionalization, professional upbringing, professional formation.
В последнее время спрос на компетентного специалиста с совокупностью профессиональных ценностей все более возрастает. Это связано прежде всего с осознанием важности высшего образования при дальнейшем трудоустройстве. Его наличие является одним из необходимых условий для того, чтобы обладать работой с достойной заработной платой.
На сегодняшний день быть просто профессионалом недостаточно. Все чаще на рынке труда востребованы специалисты со знанием: основ программирования, одного или двух иностранных языков; специалисты,обладающиеспособностьюктворческо-му решению профессиональных задач, проявляющие профессиональные ценности.
Как отмечает Б. Юдин, Б. Л. Вульфсон, С. Я. Батышев слово «образование» само по себе прежде всего означает, что нечто или некто образуется, т. е. нечто или некто создается, сотворяется. Так что в некотором существенном смысле речь идет о формировании человека как человека: человек образуется. Поэтому задача высших учебных заведений - подготовка спе-
циалистов, которые смогут проявить смысловую самодостаточность в мире непрестанных изменений и преобразований; в мире, где придется довольно часто сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решений, затрагивающих жизненные интересы как отдельного человека, так и человечества в целом.
Цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется [5]. Для нашего исследования исходным является мнение о том, что цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе [9]. Цель современного образования предполагает развитие способностей человека, которые необходимы как ему, так и обществу, приобщение человека к культуре, к активному участию в жизни общества. Исходя из этого, целью компетентностного подхода к образованию является формирование компетентной личности
профессионала и компетенций как интегративного результата образования. Компетентный специалист способен реализовать не только профессиональнопредметные компетенции, но и способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, другими словами обладать профессиональными ценностями.
Проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развитиябудущегоспециалистакаксубъектасоциаль-ного действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельно-сти,ориентироватьсявкругепрофессиональныхзадач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях. Все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности.
В нашем исследовании мы будем рассматривать профессионализацию личности в узком смысле, т. е. усвоение индивидом профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирование общего мировоззрения личности, включающего в себя в качестве необходимого компонента представления о «мире профессии».
Основной формой профессионализации личности на этапе вузовской подготовки является профессиональное воспитание как освоение профессионального опыта и формирование навыков к конкретному виду профессионального труда. Однако содержание профессионального воспитания не исчерпывается задачами практического освоения профессии. Получивший определенную профессиональную квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путькпрофессионалу,еслиегопрофессиональноеста-новление включало в себя не только приобретение навыков и умений, но и формирование духовных качеств и установок, позволяющих ему решать актуальную личностную проблему перехода к активной, самостоятельной, творческой и ответственной профессиональной роли [4].
Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни.
Новая парадигма профессионального воспитания, обусловленная требованиями гуманизации профессиональных отношений, основана на утверждении в качестве основной цели воспитания развитие у студентов активной жизненной и профессиональной по-
зиции, способности к творчеству, заинтересованности и потребности в саморазвитии. «Сегодня профессиональное воспитание должно быть сфокусировано на достижениидвухвзаимосвязанныхцелей:успешности профессиональнойсоциализацииучащейсямолодежи в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности. Основным содержанием профессионального воспитания, таким образом, становится обеспечение процесса социализации личности профессионала и саморазвития человека» [3].
Профессиональное воспитание является компонентом профессионального образования как системы социокультурных, воспитывающих и развивающих воздействий на человека, направленнных на формирование необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств личности. По мнению
А. Н. Лейбовича, профессиональное образование -это процесс и (или) результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям [6].
Профессиональноеобразованиепреследуетсле-дующую цель: создание условий для овладения про-фессиональнойдеятельностью.Длякаждогочеловека профессиональное образование выполняет две основные функции:
а)являетсясредствомсамореализацииличности в профессиональном труде;
б) является средством обеспечения устойчивости профессиональной карьеры индивида в условиях рыночной экономики.
Система профессионального образования в сов-ременномобществедолжнарешатьдвуединуюзадачу: во-первых, выполнять социальный заказ общества -готовить специалистов, необходимых на данный мо-ментдляудовлетворенияобщественныхпотребностей в трудовых и профессиональных ресурсах; во-вторых, в процессе профессиональной подготовки ориентироваться на развитие личности специалиста, становление его духовно-нравственного облика, воспитание потребности в непрерывном духовном саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании.
Профессиональное образование только тогда успешно выполняет свою функцию, когда сумма знаний, которую преподаватель передает студенту в процессе обучения, становится интеллектуальной культурой, миропониманием как обучающих, так и обучающихся.
Психологическим фактором становления профессионализма является направленность личности на совершенствование и творчество, социальным - усвоение широкого спектра норм, ценностей и ориентаций, как профессиональных, так и общечеловеческих.
Мы предлагаем вести отбор и организацию содержания психолого-педагогических дисциплин в условиях профессиональной подготовки специалиста не только на основе имеющихся общенаучных положений, но и с учетом этапов и механизмов профессионального становления будущего кадастрово-
го инженера. Основным отличием такого подхода в обучении является попытка с помощью содержания образования обеспечить три линии в подготовке специалиста. Первой линией, или направлением, работы является специализация студентов, которая означает успешное вхождение в новую социальную ситуацию, усвоение новых общественных норм и отношений. Для студентов это прежде всего включение в новый вид деятельности — обучение профессии, которое ведет к перестройке всего образа жизни, расширению и усложнению общественных связей. Не менее важной является линия профессионализации — вхождения в профессию, усвоение ее требований к исполнителю, которые способствуют переструктурированию всей потребностно-мотивационной сферы студента. Эти две важнейшие задачи в подготовке специалиста не могут быть успешно реализованы без специального психолого-педагогическогообеспеченияперсонализа-ции личности, предполагающей реализацию индиви-дуальногопотенциаластудента,процессов, связанных с представлением персоны во внутреннем мире других людей, формирование самосознания.
Как уже было отмечено, образовательный про-цессвузанаправленнапрофессиональную подготовку студентов. Профессиональная подготовка студентов рассматривается нами, вслед за А. А. Орловым, как процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний, формирования основных профессионально значимых умений, развития важнейших профессионально-личностных качеств, становления на этой основе профессиональных ценностных ориентаций и личного профессионального кредо [8].
В разработанной нами концепции формирования профессиональных ценностей будущих кадастровых инженеров, нашедшей отражение в университетском курсе, под профессиональной подготовкой студентов факультета «Управление территориями» понимается процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональныхзнаний,форми-рования основных общепрофессиональных и специальных умений, важнейших профессионально-личностных качеств, а также развития на этой основе профессиональных ценностных ориентаций.
Рассмотрениепроцессаформированияценност-но-смысловых компетенций как качественной стороны повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов на этапе вузовского обучения (так как профессиональные ценности позволяют обо-гащатьпрофессиональнозначимыезнания,совершен-ствовать профессионально важные умения, развивать профессионально значимые личностные качества, совокупность которых определяет готовность студентов к выполнению учебной и будущей профессиональной деятельности) обусловливает выдвижение формирования профессиональных ценностей будущих кадастровых инженеров в качестве специальной цели обучения в вузе.
На наш взгляд, профессиональная подготовка в вузе включает в себя следующие этапы:
1) диагностический (Краевский В. В., Гершун-ский Б. С., Найн А. Я., Новиков А. Н.). Данный этап подразумевает адаптацию первокурсников к среде профессионального учебного заведения, создание условий для дальнейшей профессионализации учащей-сямолодежи,обеспечениедуховно-нравственногоста-новления, оказание помощи в социальном и профессиональном самоопределении;
2) моделирующий: развитие профессионально важныхспособностейчеловекаисоциально-значимых качеств, формирование профессионально-этических норм поведения;
3) содержательный (проектный): содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования и формирование конкурентоспособности выпускников, освоение личностью объективной системы профессиональных ролей, становление профессиональной культуры будущего специалиста;
4) аналитический. Он характеризуется завершением формирования и закрепления полученных знаний и умений, заметным улучшением качества отдельных профессиональных движений, развитием умения выбора наиболее рациональных действий, анализа их и установления между ними связей. Вместе с пониманием схемы выполнения задания у исполнителя сохраняется стабильность уже упрочившихся навыков.
Анализируя ФГОС ВПО по направлению подготовки 560600 «Землеустройство и Земельный кадастр», можно сделать вывод, что настоящий стандарт находитсянастадииразработки.Доказательствомэто-му служит тот факт, что стандарт не включает в себя достаточный набор ценностей, необходимых для формирования профессиональных ценностей.
По нашему мнению, будущий кадастровый инженер должен обладать не только социально-личностными, общекультурными, инструментальными, но и профессиональными ценностями. В Перечне ключевых компетенций, определенным А. В. Хуторским, ценностно-смысловые компетенции занимают ведущую позицию. В классификации, рекомендованной для разработки проектовФГОС ВПО (В.И. Байденко, Н. А. Селезнева), ценностно-смысловые компетенции занимают четвертое место, но это, на наш взгляд, не делает их менее важными чем социально-личностные, общекультурные, инструментальные и профессиональные компетенции. Согласно данной классификации, будущий кадастровый инженер должен обладать следующими профессиональными ценностями:
1) Способностью переносить полученные знания в социальную реальность;
2) Знаниями, касающиеся моей работы на природу и общество;
3) Следованием социальным стандартам и этике (приверженность этическим ценностям);
4) Социальной компетенцией;
5) Духовной организацией человека.
Социальные компетенции (Классификация Совета Европы), в свою очередь, включают в себя:
1) способность принимать ответственность,
2) участие в принятии групповых решений,
3) разрешение конфликтов.
Имея в виду, что природа компетенции - «деятельностная», а не «знаниевая», и освоить ее в виде информации невозможно, очевидно требуется применение системы учебных действий, что повлечет за собой сменуметодовобучения, т.е.способовосвоениясодер-жания образования. Соглашаясь с мнением исследователей В. И. Байденко и Б. Оскарссона, подчеркнем, что профессиональные ценности не формируются в виде «преподавания» на предметно-содержательном уровне, а формируются и развиваются за счет их систематического интегрирования в целостный образовательный процесс высшей школы, за счет методологических, педагогических и технологических подходов. Причем акцент делается на таких педагогических методах, стимулирующих процесс обучения, как творчески-проблемный метод, метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие (взаимодействие с внешним миром), исследование ролевых моделей, презентацию идей. Такимобразом, компетенции вводятся в образовательный процесс через содержание и технологии [1].
Многиеисследователирассматриваютпедагоги-ческую технологию как совокупность методов обучения. Методобучения определяется как способ взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся для достиженияопределенныхучебно-воспитательныхце-лей [5]. То есть ценности можно формировать и развивать в процессе обучения благодаря соответствующему содержанию и методам обучения. Очевидно, что при таком подходе формирование и развитие профессиональных ценностей как новых результатов образования создаст особый метапредметный контекст профессионального образования.
Общепризнанной, единой классификации методов обучения в российской дидактике не существует. Поэтому на основе имеющихся в педагогической науке подходов рассмотрим такие методы обучения, как дискуссии, ролевые игры, деловые игры, метод проектов (презентация), которые широко применяются на современном этапе обучения иностранному языку в высшей школе, и систематическое применение которых, на наш взгляд, позволяет формировать и разви-ватьпрофессиональныеценности.Перечисленныеме-тоды представляютсобойметодыактивногообучения, т. е. обучения через творческое продуктивное мышление, деятельность, общение (Д. В. Чернилевский, Н. В. Борисова). Термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act -действовать, действие ). Словосочетание «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии.
В качестве одного из активных методов формирования профессиональных ценностей будущих кадастровых инженеров в процессе профессиональной подготовки мы предлагаем дискуссию.
Участие в дискуссии формирует у партнеров (студентов, преподавателя) коммуникативные навыки, культуру общения, в том числе терпимо относиться кмнениюсобеседника,вестидискуссию,аргументиро-вано доказывать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение оппонента.
При формировании профессиональных ценно-стейзанятие-дискуссиядолжноорганизовыватьсякак процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешения практических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.
С точки зрения формирования профессиональных ценностей при использовании дискуссионных методов развиваютсяспособностьпереноситьполученныезнания в социальную реальность, следование социальным стандартам и этике, социальная компетенция (классификация, рекомендованная для разработки проектов ФГОС ВПО,( В.И.Байденко, Н.А. Селезнева),способностьраз-решать конфликты (классификация Совета Европы).
В диалогическом общении необходимо стараться выступать в роли собеседника, советчика, нужно придерживаться демократического стиля общения со студентами, чтобы оградить их от боязни сделать ошибку. Целью является раскрытие возможности каж -дого студента, побудить их к выражению своих мыслей, отношения к обсуждаемому вопросу, избавить их от чувства неуверенности в себе, мобилизовать деятельность всех членов группы.
Следующим методом формирования профессиональных ценностей является игра. Игра в широком смысле представляет собой одну из всеобщих форм практики, познания и общения людей. В ней приобре-таетсяопыт, вырабатываютсянавыки общения, развивается эмоциональная сфера, проявляются индивидуальные качества и способности личности.
Активность, динамичность, занимательность, коллективность, имитационное моделирование явлений окружающей или воображаемой действительности, исполнение ролей, основанное на игровом моделировании человеческой деятельности, обратная связь, проблемность, результативность - все эти характеристики позволяют представить учебную игру как продуктивную деятельность.
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями. Это наиболее точная модель общения, которая позволяет приблизить речевую деятельность студентов к реальной речевой коммуникации. В ролевой игре на занятиях по иностранному языку в условиях коллективной работы студенты приобретают не только навыки говорения на иностранном языке, одновременно у них формируются профессиональные ценности, навыки социального взаимодействия (формируется социальная компетенция), установки, присущиебудущемуспециалисту. Ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию и интерес в изучении иностранного языка и значительно повышает качество овладения им.
Следующим методом, который мы предлагаем применять при формировании профессиональных ценностей будущих кадастровых инженеров, являются деловые игры. Деловые игры воспроизводят деятельность организации, моделируют процессы управления. В условиях деловой игры студент приобретает не только компетенцию специалиста, но и социальную компетенцию: навыки социального взаимодействия и управления людьми, умение руководить и подчиняться, брать на себя ответственность и другие социальные качества личности специалиста. Следование игровым правилам и предписаниям, подчинение нормам профессиональных и социальных отношений являются необходимыми условиями полноценного развертывания деловой игры как специфического способа учебно-познавательной деятельности и формирования необходимых личностных качеств специалиста.
Мы согласны с мнением ряда исследователей (Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий и др.), что игровые методы обучения - наиболее удачное и перспективное педагогическое нововведение последних лет. Игра развивает целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и веру в свои силы. С дидактической точки зрения, игровое обучение перспективно тем, что не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения. В контексте формирования профессиональных ценностей (способность переносить полученные знания в социальную реальность, знания, касающиеся моей работы на природу и общество, следование социальным стандартам и этике (приверженность этическим ценностям) (классификация, рекомендованная для разработки проектов ФГОС ВПО (В. И. Байденко,
Н.А.Селезнева);социальнаякомпетенция(классифи-кация Совета Европы), игры дают возможность развивать умение общаться устно, умение сотрудничать, работать в команде, умение вести переговоры, опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, уверенность в себе, способность применять знания на практике и др.
Другим методом обучения, когда студент осознает постановку задачи, оценивает новый опыт, контролирует эффективность собственных действий, то есть проектирует решение важной проблемы, является проектный, или проективный метод. Он начал использоваться в России с 1905 г., но Постановлением ЦК ВКП (б) его запретили в начале 1930-х гг. На Западе метод проектов обычно связывают с именами крупнейших теоретиков образования Дж. Дьюи и
В. Х. Килпатрика и широко известным направлением развития практики обучения в Америке 20-х гг. XX века «learning by doing» (обучение через деятельность). Сейчас проектная методика становится популярной в обучении иностранному языку.
Слово «проект» имеет латинские корни, и причастие «proectus» означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В классической теории проектного менеджмен-тапроектнаядеятельностьрассматриваетсякакособая форма деятельности, а проект определяется как «по-следовательностьвзаимосвязанныхсобытий,которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но и в то же время определенного результата» [2]. Таким образом, проект - это средство преобразования действительности. Его результаты могут быть как материальными, так и нематериальными. У каждого проекта свой уровень активности участников, свои потребности в ресурсах и свои результаты. За рамками сферы управления «проект» часто означает понятие «проблема». В данном толковании он обозначает ситуацию творчества. Такое толкование проекта позволяет применять его в образовательном процессе. Это,какправило, специальноезаданиепоразра-боткекакой-либопроблемы,гдепреподавательвыпол-няет роль организатора, а студенты самостоятельно выполняют запланированное шаг за шагом, создавая творческий продукт, который будет представлен письменно или устно (презентация). По сути, речь идет о формировании одной из важных составных частей прогностической культуры будущего специалиста.
Метод проектов позволяет обучающимся активизироваться и ориентироваться на самостоятельное решение проблем.
Метод проектов - способ, благодаря которому у обучающихся формируются компетенции в процессе выполнения практических заданий - проектов. Поскольку этот метод позволяет индивидуализировать учебный процесс, давая каждому студенту возможность максимально проявить себя. Кроме того, он способствует: развитию творческих способностей, мышления, воспитанию культуры умственного труда, стремлению к самостоятельному приобретению знаний, в целом - к самообразованию, воспитанию любви к избранной профессии. Все это делает учебное проектирование уникальным инструментом развития творческих способностей учащихся и формирования профессиональных ценностей.
Метод проектов является очевидным способом формирования профессиональных ценностей у студентов, поскольку дает возможность использовать имеющийся у них потенциал, развивать его, учитывая интересы и образовательные потребности студентов. В ходе реализации проекта обучающиеся, выступая в роли проектировщиков, должны проявить умения анализировать,прогнозировать,четкоформулировать цели и задачи, воспринимать и оценивать информацию, планировать и реализовывать свои цели, т. е. научиться работать самостоятельно, распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их, формировать критические суждения, что, в конечном итоге, способствует формированию профессиональных ценностей.
Таким образом, использование рассмотренных выше интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза позволяет говорить об овладении студентами различными способами деятельности при любом предметном содержании, а не знаниями об
этих способах. Иными словами, интерактивные методы обучения универсальны по отношению к предметному содержанию и эффективны, поскольку:
- во-первых, стимулируют практическую деятельность обучающихся, предоставляя возможность формирования развивающей среды, т. е. условий деятельности, максимально приближенных к реальной жизни, для формирования и развития профессиональных ценностей обучающихся;
- во-вторых, обеспечивают освоение новых способов деятельности на интегрированном содержании и появление опыта соорганизации ресурсов для достижения цели. Следовательно, описанные методы отвечают требованиям компетентностного подхода, и их применение дает возможность формировать профессиональные ценности [17].
Таким образом, анализ основных особенностей организациипроцессаформированияпрофессиональ-ных ценностей будущих кадастровых инженеров в вузе с позиции компетентностного подхода подразумевает, что:
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт ре-шенияпрофессиональных, познавательных, коммуникативных, организационных, личностных, духовных, политических и иных проблем;
-сутьорганизацииобразовательногопроцессаза-ключается в создании условий для формирования у студентов разнообразных видов деятельности (самостоя-тельногорешенияпрофессиональных,познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач, составляющих содержание образование) посредством таких способов освоения содержания образования, как интерактивные методы обучения;
- цель образовательного процесса заключается в развитии у студентов способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт, т. е. в формировании профессиональных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор об-разовательногопроцесса. М.: Интеллект-Центр,2004. 152 с.
2. Бэгъюли Ф Управление проектом. М.: Гранд-Фаир, 2002. 164 с.
3. Гейжан Н. Ф. Теория и практика профессиональной консультации. Пермь, 1992.
4. КовальН.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. М., 1997.
5. КраевскийВ.В.Общиеосновыпедагогики.М.:Акаде-мия, 2003. 256 с.
6. Лейбович А. Н. Структура и содержание Государ-ственногостандартапрофессиональногообразования. М.: 1996.
7. Миханова О. П. Формирование и развитие универсальных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку (на примере неязыковых специальностей). Дис.. .канд.пед. наук. Пенза: ПГПУ, 2008. 204 с.
8. Орлов,А.А.Введениевпедагогическуюдеятельность. Учеб. пособие для студ. Вузов. М.: Академия, 2004. 256 с.
9. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 26-31.